Менторская программа что это такое

Содержание

Менторство: что это такое простыми словами, зачем нужен ментор и как это помогает в работе и жизни

Ментор (от английского mentor, наставник) — это человек, обладающий определенными знаниями, к которому люди обращаются, чтобы улучшить карьеру, разобраться с бизнесом и наладить свою жизнь.

Будь то личностный рост или карьерные цели, менторы играют важную роль в жизни людей, которые хотят добиться результата в какой-либо отрасли.

Рассказываем, кто такой ментор, как его найти и как работает наставничество.

Кто такой ментор?

Ментор (или наставник) — это человек, уже прошедший тот же путь. Им может быть человек со стороны или коллега, который на несколько этапов выше по карьерной лестнице. Простыми словами, ментор — это человек добившийся определенных высот в своем деле, к которому обращаются за помощью и советом.

В университетах менторы — это студенты последних курсов или выпускники, добившиеся успеха.

Задача ментора — рассказать о своем пути, научить избегать ошибок, совершенных ими, и помочь разобраться в тех областях, в которых другой человек менее опытен.

Философия менторства

Задача ментора — рассказать о своем пути, научить избегать ошибок, совершенных ими, и помочь разобраться в тех областях, в которых другой человек менее опытен.

Вместо того, чтобы учиться через постоянные пробы и ошибки, можно нанять наставника и сэкономить время, силы, деньги и нервы. Ведь как правило, ментор уже прошел путь, по которому человек собирается идти. А значит, он поможет обойти большую часть проблем стороной.

Зачем нужен наставник?

У каждого человека могут быть свои причины — рассказываем о нескольких из них.

Постоянный источник знаний

Независимо от того, начинаете вы новый бизнес, меняете профессию или думаете о том, что пора выходить на международный рынок — наставник скорее всего это уже пережил. Для этого важно выбрать ментора, который будет полностью понимать, чем и зачем вы занимаетесь.

Представьте, что человек собирается менять профессию. Раньше он был юристом, а теперь хочет стать райтером — писать аналитические статьи и зарабатывать на этом.

В распоряжении этого человека есть разные курсы и куча информации в Интернете, но все не так просто: встает вопрос «А что делать-то?».

  • на понятном языке объяснить, с чего начать;
  • порекомендовать проверенные онлайн-курсы, книги, видеолекции;
  • помочь понять полученную информацию;
  • дать обратную связь, чтобы информация лучше усвоилась;
  • подсказать, как начать применять полученные знания на деле.

Поэтому важно выбрать ментора, который будет полностью понимать, чем и зачем вы занимаетесь и который уже прошел этот путь сам.

Конструктивная критика

Наставники дают конструктивную критику, которая, как правило, бьет точно в цель.

Если вы собираетесь инвестировать в сомнительное дело, наставник приведет аргументы и остановит вас.

Менторская программа PRO Женщин

Если что-то не получается и вы допускаете какую-либо ошибку, ментор всегда на нее укажет и подскажет, как не допустить ее в будущем.

Ментор даст первую, адекватную обратную связь. А это, в свою очередь, станет сильным толчком к развитию.

Постановка целей

Если нужна помощь в постановке и достижении целей, наставник может стать вашим союзником.

Ментор поможет в развитии карьеры, расскажет, как поставить правильные цели, и объяснит, как их достичь.

Юрист из нашего примера впервые составляет портфолио, но страх перед грядущими изменения мешает ему трезво мыслить. Наставник поможет собраться с мыслями и двигаться дальше, так как портфолио — всего лишь одна задача в целой цепочке, которая ведет к конкретной цели.

Персональный рост

Задача наставника построить лестницу вашего личного роста. Наставник постоянно ищет способы обучения, которые помогут человеку расти.

Работа с ментором

  • Попросить вас поработать над конкретной задачей, чтобы увидеть, насколько хорошо вы справляетесь.
  • Основываясь на результатах, дать еще одну задачу или дать подробные комментарии о том, что сделано хорошо, а что можно улучшить.

Плюсы от работы с наставником

С помощью наставника подопечные получают новые навыки, которые предоставят им преимущество на работе и в жизни.

Новые связи

Обладая опытом, знаниями и временем в конкретной отрасли, наставники часто имеют обширную сеть друзей и коллег. Это важно для подопечного, чтобы предоставить ему возможность отработать навыки, познакомиться с новыми людьми или даже получить новую работу.

Новые перспективы

Имея опыт в конкретной отрасли, наставники могут предложить перспективы, которые подопечные не рассматривали. Они помогают подопечным разработать новые методы решения проблем для достижения карьерных целей.

Повышение уверенности

Уверенность — это нематериальный актив, который важен для любого человека.
Благодаря совету и поддержке наставника вы можете обрести твердую веру в свои силы, необходимую для того, чтобы отстаивать свои решения. Без уверенности в себе и в своих навыках, едва ли можно добиться карьерного роста.

Как найти хорошего наставника?

Прежде всего, нужно подумать о том, что вы надеетесь узнать и получить от ментора. Цель наставничества — помочь преодолеть переход и стать лучше в той области работы, в которой нужна дополнительная поддержка.

  • Подумайте о своей цели в поиске наставника. Определите пробелы, которые есть в вашей работе или жизни.
  • Посмотрите на окружающих вас людей: коллег, друзей, семью или членов групп в социальных сетях. Наставник не обязательно должен быть руководителем, но он должен быть на несколько уровней выше вас.
  • Выходите из зоны комфорта, беритесь за новые задачи, посещайте новые места, курсы, семинары.

Как выстроить отношения с ментором?

Найти ментора — это полдела. Для плодотворного взаимодействия нужно выстроить максимально доверительные и уважительные отношения.

Расскажите о своих целях

Нужно понять, может ли наставник быть вам полезен и в чем конкретно.

Пригласите ментора на кофе и поговорите с ним о проблемах, с которыми вы сталкиваетесь. Познакомившись чуть поближе, можно обнаружить, что у наставника нет навыков для того, что быть ментором.

Расскажите ментору о себе, своей работе и о том, почему вы обращаетесь именно к нему. Например, можно сказать: «Меня только что повысили, и я хочу лучше подготовиться к своей новой роли. Не возражаете, если я задам вам несколько вопросов о том, как бы вы поступили на моем месте?»

Если вы видите кого-то вашим наставником из-за какого-то конкретного качества, то можете сразу сообщить об этом: «Мне нравится то, как вы работаете, и я хотел бы узнать больше о том, как вы готовитесь к собраниям. У вас всегда есть ответ на любой вопрос, и вы всегда кажетесь спокойным».

Проявляйте уважение к наставнику

С уважением относитесь к времени своего наставника. Продумайте заранее способ общения — будь то определенное место встречи или звонок в Zoom.

Отправьте повестку дня или свои вопросы за день до встречи, чтобы у вашего наставника было время подумать над тем, как лучше всего помочь.

Приходите на встречу вовремя, и, если ваш наставник устанавливает 30-минутный лимит времени, не превышайте его.

Давайте обратную связь наставнику

Если ваш наставник рекомендует попробовать какое-то действие или предлагает прочитать книгу, продемонстрируйте, что вы следуете его совету. На следующей встрече расскажите ему, что в итоге получилось или что вы думаете о прочитанном.

И ментору, и подопечному важно получать обратную связь от совместной работы. Иначе не до конца понятно, есть какой-то прогресс или нет.

Заключение

Менторы дают именно практическую пользу. Их советы влияют на профессиональное и личное развитие, помогают формировать привычки и предостерегают от подводных камней.

Хороший наставник может стать важным подспорьем в достижении успеха. Даже если вы не видите результатов сразу, не переживайте. Со временем станет понятно, что вы получаете ответы на многие вопросы и двигаетесь вперед намного быстрее и увереннее.

Источник: lpgenerator.ru

Зачем нужны менторы, и почему их так много сегодня – откровенный рассказ человека из «Яндекса»

Зачем нужны менторы, и почему их так много сегодня – откровенный рассказ человека из «Яндекса»

Григорий Бахин Редакция «Текстерры»

Автор сегодняшней статьи 8 лет проработал криминалистом – а в 30 лет решил резко поменять свою жизнь и ушел сначала в журналистику, а затем в маркетинг. Сейчас Григорию 35, он успел поработать digital-маркетологом в «МегаФоне», а сейчас работает в «Яндекс Go» и «Яндекс.Практикуме». Он также проводит консультации в качестве ментора – помогает другим определиться с целями и путями их достижения.

В чем особенности менторства, с какими вопросами ментор может помочь, а с какими придется разбираться самостоятельно, Григорий рассказал в этой статье.

В таких статьях обычно делятся советами, как выйти из зоны комфорта, а я расскажу о том, как в нее войти.

Пять лет назад я почувствовал, как на госслужбе уперся в потолок и решил что-то изменить в жизни. Самое простое, что можно сделать в такой ситуации, – развестись или сменить сферу деятельности. Я выбрал второе.

Начал писать тексты, подумал, что пора уходить в журналистику – выполнять серьезную и важную работу, быть полезным обществу. Но за статьи платили 2000 рублей, а за эссе для студентов 1500 рублей. Надо было переходить на новый уровень – пойти учиться. Судьба привела на курс по интернет-журналистике в МГУ. Там я встретил своего первого наставника в мире медиа и контент-маркетинга.

Наставничество – стандарт образования сегодня

Я достаточно простой человек, поэтому на курсе про новости просто подошел к преподавателю и напросился на стажировку. Как сейчас любят говорить – «дошел ногами».

Так я оказался в новостном отделе, где научился писать, оформлять и, самое главное, – выводить статьи на «морду». Журналистом я в итоге не стал, но стал интернет-маркетологом. В прошлом году впервые примерил на себя роль наставника в «Яндекс.Практикуме», где мне доверили курс ребят, которые, как и я, решили сменить вектор своей карьеры.

Когда я учился, не было никаких команд сопровождения, менторов на обучении, никто за ручку не проводил по пути от первых шагов до защиты диплома. Сегодня практически на каждом обучающем курсе есть наставник, который помогает адаптироваться к выбранной профессии, мотивирует пройти до конца выбранную программу и рассказывает, как теория сочетается с практикой.

В этом отношении за последнее время действительно произошли большие изменения в качестве обучения. По данным доклада The Future of Jobs 2020, за прошлый год число работников, обучающихся по личной инициативе, увеличилось в четыре раза, а работодателей, предоставляющих эту возможность, – в пять раз.

Читайте также:
Правовой статус программы что это

Желание одних людей получить новые навыки, а других – делиться знаниями и работать на себя привели к трансформации рынка образования, где наличие наставников в обучающих программах помогает многим компаниям отстраиваться от конкурентов. Можно сказать, что начинается такая битва менторов, где уровень и качество самих наставников будет все больше влиять на продвижение и имидж конкретного курса. Я думаю, что в ближайшее время компании, которые занимаются обучением, будут вплотную заниматься развитием личного бренда своих наставников, потому что если раньше на выбор влиял состав преподавателей, то сейчас – состав менторов.

В поисках идеального руководителя

Многие люди ищут «волшебный пинок» в виде доброго дядьки, который придет, жахнет палкой, и подопечный побежит творить и достигать результатов. Но такого не бывает. Я сторонник не мотивации, а самомотивации. Сложно замотивировать другого человека, если он этого не хочет. Поэтому всегда важно покопаться внутри себя и поискать личные ресурсы для достижения цели.

Часто люди путают два процесса: консультации и наставничество. Первое – это скорее про достаточно конкретные шаги и план действий, второе – подумать, порассуждать в формате «а что я сам могу сделать для себя». Основной запрос: получить новый навык в профессии или быстрее пройти адаптационный период в выбранной сфере деятельности.

С помощью ментора можно быстрее пройти путь от специалиста до менеджера или взять на себя более широкий функционал и расширить зону ответственности.

Например, ко мне обратился парень с запросом на то, чтобы сменить театральную деятельность на SMM-специалиста. Мы разговаривали про маркетинг, про тренды, про необходимые навыки, анализировали рынок вакансий, работали с резюме, в итоге через несколько месяцев он нашел первую работу в агентстве.

Ментор – это фактически тренер, который становится для вас идеальным руководителем. Он не орет, не дает четких технических заданий, брифов, не контролирует их выполнение, но дает развивающую обратную связь, обозначает точки роста. Часто работа в компаниях односторонняя в формате «иди сделай». Ты сделал, приносишь результат, тебе говорят, «ок» или «не ок» он, и все повторяется.

В таких условиях трудно понимать, что у тебя получается хорошо, а что плохо. Над чем нужно работать, чтобы получить повышение и перейти на новую должность. Вот как раз эти кейсы разбираются с наставником. Он позволяет расширить видение ситуации и увидеть какие-то вещи, которые не замечает менти . Это комплексная работа, и с профессиональными, и с личностными навыками. Собственно, этот критерий и является показателем хорошего ментора, потому что нельзя работать только с первым и не работать со вторым.

Сейчас многие компании и руководители меняются, все чаще задумываясь о развитии своих сотрудников и корпоративной культуры. Но дисбаланс в сторону некомпетентных управленцев все еще сохраняется.

Процессе работы с наставником все идет от вашего желания. Доктор философии, психолог и консультант по наставничеству Линда Филлипс-Джонс выделяет три типа менторских навыков: общие ключевые навыки, специальные навыки для ментора и менти.

Если говорить совсем просто, то это как зеркало: ты задаешь вопрос, и тебе с той стороны прилетает ровно тот же вопрос, только в другой формулировке, и наступает озарение.

Никто не берет ответственности за ваш выбор, а перекладывание ответственности недопустимо, иначе теряется эффективность такого взаимодействия. Да-да, все придется делать самому.

Главная задача ментора

Я считаю, что главная задача наставника – это не дать конкретные инструменты и ответы на все вопросы подопечного, а передать свой образ мышления. Например, коллега рассказал нам задачу, свой кейс и даже нарисовал на доске, мы поняли принцип работы, но мы не можем перенять этот опыт и применить его. Получается ситуация «послушал и забыл».

Ментор в процессе встреч и личных консультаций дает глубинное понимание вещей, потому что в процессе работы ищутся ответы на вопросы, которые ты обычно не задаешь сам себе. Наставник является лидером и мотиватором, за счет своей личности и своего опыта он оказывает поддержку и показывает менти, что все возможно.

Поэтому важно выбирать ментора, который не только хорошо разбирается в теме и долгое время работает в вашей сфере, а того, чьи мысли вас заряжают, и вы хотите, чтобы у вас генерились в голове такие же.

По сути, наставник помогает сократить карьерный трек и получить повышение значительно быстрее. Например, мой путь до руководителя в маркетинге занял у меня 5 лет, я работал с разными специалистами от психологов до карьерных консультантов, развивая и восполняя недостающие системные знания не только профессиональные, но и личностные.

Почему люди хотят быть менторами

Менторство, менти, наставничество, обсуждение всех этих терминов и процессов – модная нынче тема. Есть специализированные чаты, каналы, есть офлайновые встречи с презентациями и креативными штурмами над проектами. С пандемией люди вдруг осознали, что мир дуален, что работа в офисе все меньше приносит моральное и материальное удовлетворение, а выгорание не за горами.

Пора бы подумать о том, чем хотелось бы зарабатывать на жизнь и роскошную старость. Первое, что приходит на ум – это давать советы. Но, как говорится в одном советском фильме, «не учите меня жить, лучше помогите материально».

Многие считают, что если есть несколько лет работы в какой-то сфере, например, в маркетинге, то все, можно становиться ментором. Но не все так просто, как я уже говорил. Для меня наставник – это скорее про личность, про жизненный опыт.

Это как хороший психолог, который работает не техниками и инструментами, а масштабом своей личности. Если есть глубокий уровень доверия между людьми, то все можно решить простыми словами.

Вообще, я почти уверен, что сейчас большое количество специалистов ушли во фриланс, прокачивать личный бренд и в частную практику, но через несколько лет они начнут возвращаться в офис. Да, рынок персональных услуг в России еще не до конца сформирован. Он оценивается финансовыми экспертами в 75–100 млн $ ежегодно. Это в десятки раз меньше емкости американского рынка (2,5 млрд $) – родины данного образовательного сегмента.

Из-за этого все сложнее будет находить клиентов для консультаций. Потому что конкуренция растет, а инструменты остаются одни и те же. Та же таргетированная реклама: раньше ее показывали только от крупных брендов, а сейчас весь Instagram завален запросами «как заработать денег / как найти любовь / как прокачаться в карьере».

Еще многие менторы раскачивают рынок и предлагают услуги бесплатно, в результате чего у людей формируется потребительское отношение к наставничеству.

Я сталкивался с такими запросами – «помогите мне построить бизнес-стратегию и увеличить доход в 2 раза». На ответ «я не даю бесплатных консультаций» человек обиделся.

Вернее, я сказал, что одно дело помочь и прокачать какие-то навыки, а другое – отстроить бизнес, как раз выше я писал про ответственность.

То, что мы получаем бесплатно, мы обесцениваем, поэтому не обязательно получать плату деньгами, можно получать ее какими-то результатами подопечного. У Ирвина Ялома есть книга «Хроники исцеления», в которой пациент в качестве платы за терапию ведет дневник.

Перестать быть лучшей рабочей версией себя

Эпоха достигаторства и повышения личной эффективности постепенно начинает сходить, люди осознают, что за пределами работы есть личная жизнь, что время проходит быстро и хочется проводить его более качественно и счастливо. Конечно, сейчас можно достаточно быстро развить любой навык, освоить новую профессию, порог входа и смены карьерного трека заметно снизился. Специальность можно поменять за 1-2 года, а через 3-4 уже достигнуть в ней промежуточных высот, поэтому возле этой сферы формируется круг профессиональных услуг: менторы, карьерные консультанты, HR-партнеры, да и просто старшие товарищи, которые готовы поделиться своими знаниями.

Но в какой-то момент надо сказать себе: «Стоп!». И лучшее, что вы можете для себя сделать, – стать наставником для самого себя.

Просто никто не знает, что будет через 5-10 лет. Есть гипотезы, тенденции, мысли и рассуждения. Может быть, не будет маркетинга? А может, появится новый язык программирования? А может, ничего не изменится?

Поэтому важно заниматься и фанатеть не только по профессиональному развитию, а, в первую очередь, по личностному.

  1. Смотрите широко. Никогда не стоит ограничиваться функционалом, который описан в ваших должностных инструкциях. Всегда смотрите на 1-2 шага вперед. Задавайте себе вопрос: «Зачем мне этот опыт? Куда я его продам? В каком направлении я хочу развиваться? Какие есть отрасли, компании, задачи, которые мне интересны?».
  2. Развивайте свои коммуникативные навыки. Умение разговаривать всегда будет полезно, а еще полезнее будет с помощью общения находить нужных вам людей. Создавайте свой социальный капитал. Так вы, во-первых, сможете расти и развиваться быстрее, во-вторых, не выгорать и не терять интерес к профессии, и, в-третьих, познавать мир и получать новый опыт. Можно познавать мир самостоятельно, а можно через других людей. Умение вести коммуникацию будет востребовано всегда.
  3. Соблюдайте баланс. Я люблю говорить такую фразу: «Никакое дело нельзя начинать с тупым звероподобным рвением». Сейчас много возможностей, курсов, наставников, новых профессий, но никогда не стоит забывать границу между рабочим и личным. Задавайте себе всего один вопрос: «Как я могу стать лучше как человек?»

Продвинем ваш бизнес

В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров

Источник: texterra.ru

Ментор

Ментор – это человек, в чьи функции включено довольно много обязанностей, круг которых не имеет четкого обозначения, а определяется ситуативно. Так ментор это человек, который имеет больший профессиональный опыт, чем его подопечный. Это может быть руководитель или просто сотрудник, имеющий больший практический стаж, а также приглашенный человек со стороны, но он берет функции регулировки, мотивации, выявления общих слабых сторон и развития стратегии дальнейшего движения.

Устоявшейся является традиция приглашать ментора для открытия стартапа, когда этот человек следит не только за подготовкой, но и за развитием компании, дает эксклюзивные советы. Однако обращаться за консультацией можно и в периоды кризисы долго существующего предприятия и при возникшем желании расширения или смене деятельности. Более того менторство применяется не только в рабочей среде, для него открыты сферы личностного и спортивного развития, получение различных достижений и организации личной жизни.

Кто это такой

Невозможно организовать поиск ментора, не понимая, кто это и какова его роль лично в вашем развитии. Чаще всего это люди, имеющие довольно высокий уровень развития и достижений в выбранной вами области или смежных моментах, что у них нет непосредственного интереса в сотрудничестве с целью заработка. Им интересна перспектива или участие в нестандартных проектах – нередки случаи, когда вы только что-то начинаете, и к вам приходят люди, желающие помочь. Это своеобразный вызов самим себе, то есть человек не просто помогает вам реализовать свои начинания, но и проверяет свое чутье, умение или удовлетворяет интерес.

Это не означает, что профессионал будет тратить временные ресурсы абсолютно бесплатно, уходя в минус по материальным и энергетическим затратам. Естественно, некоторые обозначают гонорар и предоставляют консультативные услуги, но те, для кого деятельность правда призвание не называет сумм. Принято при благоприятном завершении проекта или выходе на заявленный уровень благодарить за сотрудничество (акциями компании, предоставлением бесплатных услуг или же одной из руководящих должностей).

Читайте также:
Gestori программа для чего

Ментор необходим в любой деятельности от требующей скрупулезности экономики до творчества писателей и моделей. Это человек, способный постоянно делиться опытом, выступая по мере необходимости сразу в нескольких ролях – психолога, когда человек переживает эмоциональный тупик, коуча, когда необходимо жизненное планирование, учителя, если нужно развить определенные навыки и многих других. Главная задача в таком взаимодействии сводится не только к предостережению от наиболее вероятных ошибок, как многие понимают деятельность ментора, а в умении построить перспективу.

Именно благодаря опыту, такой человек может ставить конечные цели таких масштабов и направлений, о которых его подопечный даже не может задуматься на начальном этапе. Так, открытие маленькой частной пекарни неожиданно становилось ресторанным бизнесом, а производство станков переориентировалось в создание автомобилей, ребята, пришедшие в спорт из-за слабого здоровья, делали мировую карьеру каскадеров и прочее.

Наставничество может быть основным видом деятельности или происходит совмещённо с другой работой. Человек может афишировать свое влияние или просить остаться в тени, оставляя всю славу ученику. Эти параметры выбираются исключительно самим специалистом и не подлежат никаким обязательствам.

Само менторство не похоже на формальный институт обучения, а соответственно формат общения и взаимодействия может быть насколько угодно эксцентричным. Бывает даже так, что подопечные обижаются, злятся и считают своих гуру невменяемыми, строгими, злыми, психами, но все равно остаются, поскольку именно эти люди могут дать им знания, недоступные в других местах. Ни один ученик не расскажет где взять вдохновение именно этой личности, как продать свои работы, как провести переговоры с незаконной группировкой и прочие моменты, находящиеся либо на грани законных действий, либо требующих детального знания индивидуальных условий.

Ментор не учит теории, он всегда погружает начинающего человека максимально глубоко в ту сферу и культуру, куда человек только входит, объясняет не только профессиональные правила, но и особенности неформального поведения.

Общение в бизнес-кругах потребует совершенно других навыков и акцентов, чем получение связей и признания в творческой тусовке. Но в итоге главная цель любого ментора заключается в том, чтобы научить в определенный момент не только отказаться от его услуг, но желательно превзойти в достижениях. Самые гениальные спортивные тренеры редко бывали мировыми чемпионами, зато отлично знали, как их готовить.

Зачем нужен ментор

Сначала рассмотрим варианты, когда проблема найти ментора не должна подниматься – это всего два варианта, когда у человека нет собственной внутренней потребности в наставнике (по любым причинам) и когда отсутствует понимание, чего от наставника ждут, какие цели поставлены.

Ментор нужен тогда, когда человек достиг определенного уровня и возникает ощущение потолка и невозможности развиваться дальше – это касается как карьерного продвижения (заняв должность руководителя отдела двигаться некуда, но на самом деле есть еще высшие посты управления) или материального обеспечения (умение продать свои услуги за большие деньги).

Иногда ментор нужен, чтобы систематизировать собственные знания и направить уже имеющиеся ресурсы и опыт в нужное русло. Тогда речь идет не о получении нового или построении определенной концепции, скорее наставник будет выполнять роль уборки внутренних завалов личности, не привнося ничего – и когда картина станет более структурированной, произойдет прорыв. Кроме этого, пройдя данный путь, ментор знает, где расположены самые большие препятствия, а где могут находиться непредвиденные трудности и помочь не столько преодолеть их, сколько подготовиться к достойному прохождению.

На методическом уровне (особенно это характерно менторам по профессии из специализированных учреждений) могут даваться советы профессионального плана. Нет, это не повторение обучающей программы – советы будут направлены на ознакомление с новыми тенденциями, а также оптимизацию механизмов работы. Этот человек делится не только собственными знаниями, понимая, что он не всеведущ, но также рекомендует литературу и фильмы, конференции и других учителей, блоги и статьи.

У ментора нет заготовленных ответов, а тем более правильных взглядов, поэтому если есть необходимость составить свой личный план достижения, то это именно тот человек. Он может совмещать в себе функции друга и психолога, мотивируя, когда закончились силы, вдохновляя, когда хочется все бросить. Однако ментор вам бесполезен, если от него необходима только мотивация, это не тренер спортзала, задача которого сводится к тому, чтобы гонять своего подопечного – ментор не заставит, делать все придется самому.

Вам точно не нужен ментор, если вы считаете, что этот человек, пользуясь своими связями или опытом, поможет вам получить желаемое, порекомендовав в соответствующих кругах или устроив на интересную должность. Нет, он может только сказать, в каких кругах необходимо завоевать авторитет, и в какой компании можно получить максимальное развитие своих навыков. Если вы хотите стать протеже, то лучше искать родственника, а не ментора.

Что делает ментор

Действия ментора никогда не бывают насильственны, но при этом он довольно много делает. Естественно он делится различной информацией, способной пригодиться как в профессиональной, так и личной жизни. Мало рассказать человеку об особенностях его деятельности, ментор всегда ищет ошибки в самой личности, те черты характера и поведения, которые не дают человеку развиваться.

Поэтому наставничество не похоже на обучение в институте, тут придется не только выучить предмет, но еще и поработать над собой. Важно, что ментор активно вовлекает человека в практический процесс и сам находится в эпицентре той деятельности, которой занимаются. Если это путешествия, то, скорее всего и ментор не сидит на месте, если творческая область, то он проводит свои выставки, если научные изобретения, то издает книгу своих наработок. Проявления могут быть различны, то это всегда активная практика.

Ментор часто переворачивает восприятие мира человека, не давая упираться в одни и те же пути и решения. Если вы годами задаете себе одинаковые вопросы, а потом приходите к одинаковым ответам, то ментор не даст вам иные пути решения, но точно спросит о чем-то таком, о чем вы не додумались спросить себя и окружающих. Они немного или сильно смещают восприятие, что позволяет выйти за сдерживающие рамки развития. Важным моментом является то, что ментор не будет заставлять, но и не станет терпеть халатного отношения – это нужно в первую очередь вам. Поэтому мотивация бывает довольно болезненной, опуская самооценку и задевая наиболее важные глубинные аспекты личности, проявляясь в строгости и наказаниях до тех пор, пока ученик не начнет двигаться уверенно.

Конечно, ментор может познакомить новичка с определенными людьми, способными частично помочь развитию его идеи. Да и подобное предоставление контактов делается не с целью решить все проблемы начинающего в пару щелчков, а с желанием помочь развитию, и скорее всего, выгоду получат все стороны сотрудничества.

Помимо непосредственного контакта с учеником, ментор всегда вдохновляет своим примером. Он не останавливается перед трудностями, показывает ежедневное приложение усилий. Так спортивные тренера сами имеют плотный график тренировок в зале, бывшие модели участвуют в постановке дефиле, а экономисты начинают развивать много стартапов, помогая другим.

Как находят менторов

Когда люди задумываются, где найти ментора для бизнеса или личного развития они сразу концентрируются на местах, забывая о первоначальной самостоятельной работе, помогающей сузить круг поиска. Нужно определить свои вопросы и поставить цели движения, найти ту сферу, где необходимо развитие. Нельзя подходить к человеку и требовать от него составить план вашего личного счастья, такого не бывает – поэтому сначала определитесь, для чего именно вам нужен ментор.

Когда выбрана область, у вас уже значительно сужается круг поиска, но непосредственно искать рано. Стоит определить вопросы, работа над которыми наиболее важна. Помните о том, что ментор в вашем дуэте – это пассивный человек, который может отвечать, показывать, предостерегать, но задавать вопросы и реализовывать стратегии придется вам. После того, как определена сфера и первостепенные вопросы, начинайте активно появляться в соответствующих темах конференциях и семинарах, ходите на отраслевые мероприятия – ищите информацию везде.

Когда появится ментор не известно, а вот что-то делать для своего развития вы можете уже сейчас. Дополнительный плюс – множество успешных и опытных людей посещают именно такие мероприятия, поэтому шанс знакомства выше. Кроме того, если познакомитесь при диспуте на каком-то собрании, это более благоприятно скажется на сотрудничестве, чем, если вы напишете этому человеку электронное письмо с просьбой обучения.

Ищите таких людей не только в реальном пространстве, но также в соцсетях и блогах – там люди делятся своими мыслями и идеями, интересными событиями и вдохновляющими достижениями. Многие являются менторами, сами того не понимая, для своих подписчиков. Большое количество достойной информации и личный пример таких людей бывает вполне достаточным для определенной категории, кроме того, вы всегда можете задать некоторые вопросы в личном чате.

Пересмотрите свой круг знакомых, кем вы восхищаетесь и почему. Пусть это будут единичные качества, но никто не говорит, что ментор должен быть один. Вытаскивайте их на чашечку кофе, а по пути готовьте свои вопросы о том, как сохранять спокойствие или экономить деньги, где лучше получать образование или какие модные тенденции этой осенью.

Метод подготовки вопросов поможет и в научных и бизнес кругах. Можно выбрать нескольких специалистов, чьи достижения вам нравятся и задать им всем одинаковый вопрос – важно не количество мнений, и какое из них верное, а то какой ответ больше всего будет вам близок эмоционально. Одинаковый ход мысли, ценности, темперамент помогут быстро установить связь и лучше понимать друг друга, поэтому не забывайте про эмоциональную сторону при выборе наставника.

Проявляйте свой интерес к теме и внимательность к восприятию информацию. Многие говорят о том, что менторы находятся сами, когда человек максимально открыт к восприятию нового. Таким людям хочется делиться знаниями и помогать заинтересованным – это собственный особый драйв. Не создавайте множество искусственных условий для встречи со своим ментором, сосредоточьтесь на задавании волнующих вопросов и поиске информации во всех возможных местах и со временем на ваш интерес придет заинтересованный отклик.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: psihomed.com

Что такое менторство и почему оно важно для роста программиста

Менторство — полезный процесс и для того, кто учит, и для того, кто учится. Наставник делится своими знаниями, опытом и в процессе открывает для себя (или лучше понимает) отдельные процессы и концепции. А подопечный (его еще называют менти) получает возможность быстрее расти в профессиональном плане.

Собираем на дрон для штурмовиков Николаевской области. Он поможет найти и уничтожить врага

менторство

1. Кто такой ментор и что такое менторство

Ментор — профессионал, который имеет значительный опыт в индустрии и готов делиться им с менее опытными коллегами. Он передает подопечному не только хард-, но и софт-скиллы.

Менторство — это не трансляция готовых решений и не выполнение задач за менти. Цель наставника — выстроить стратегию достижения успеха для подопечного. Для этого он оценивает проект, формулирует задания и дает обратную связь. Менти должен научиться действовать и добиваться успеха самостоятельно.

Читайте также:
Что за программа сгк

ПОБУДОВА БІЗНЕС-ПРОЦЕСІВ
Навчіться впроваджувати бізнес-процеси відповідно до нових цілей компанії.

Наблюдая за учебой менти, ментор может оптимизировать стратегии и методы развития, корректируя и давая постоянный фидбэк, обеспечивая индивидуальный подход к каждому сопровождаемому.

2. Чем ментор отличается от коуча, тренера и фасилитатора

Ментор выстраивает с менти долгосрочные отношения, в которых помогает подопечному развиваться и решать возникающие проблемы (оптимизируя процесс обучения с позиции своего богатого опыта). Для этого он применяет практики коучей, тренеров и фасилитаторов.

  • Коуч — специалист, который помогает достигнуть профессиональных и жизненных целей (изначально чисто спортивный термин). В этом он похож на ментора. Ключевая разница — коуч может не быть экспертом в стеке подопечного. Например, вы работаете в стеке Python/Django, доросли до мидла и хотите стать руководителем отдела бэкенда. Вашим коучем может стать руководитель отдела фронтенда со стеком HTML/CSS/JavaScript/TypeScript. Вместе вы будете работать над поведением, привычками, навыками и знаниями, которые не зависят от стека напрямую.
  • Тренер — специалист, который развивает конкретные навыки до оговоренного уровня. Хотите изучить React — тренер объяснит основные концепции, посоветует обучающие материалы, будет проводить код-ревью. Есть проблема с креативом — тренер расскажет о техниках креативного мышления и покажет, как их применять.

Еще одно важное отличие — уровень знаний менти. К тренеру можно прийти с нулевым опытом. Он поможет изучить основы и развить базовые навыки. Тренером может быть даже не человек, а сервис — онлайн-тренажер.

Допустим, вы хотите изучить верстку сайтов. Не обязательно сразу искать наставника. Велика вероятность, что ему будет слишком скучно объяснять основы HTML и CSS. Разумнее начать с изучения простых концепций — самостоятельно или с помощью онлайн-тренажеров.

Например, на freeCodeCamp есть бесплатный курс по адаптивной верстке. Там нет живых тренеров. Зато есть четкая программа обучения и онлайн-тренажер, в котором можно попрактиковаться. Формат урока — немного теории и практика для закрепления полученных знаний.

Подобные тренажеры есть и для тех, кто уже изучил основы и хочет прокачать навыки. Например, если вы знаете базовые концепции SQL, можно порешать задачи на SQL Academy. Если вы изучили основы Python или JavaScript, потренируйтесь на задачах в Codewars. Хотите лучше понимать алгоритмы — добро пожаловать на LeetCode. Для прокачки таких навыков не нужны специальные наставники.

Менторы обычно требуются людям, у которых уже есть опыт, но его не хватает, чтобы перейти на качественно новый уровень. Ментор со своим опытом и советами выступает в качестве катализатора роста.

Можно выделить несколько групп менти:

Когда нужен и не нужен ментор

Ментор нужен, когда:

    У вас есть цель, но вы не понимаете, как ее достичь.

Ментор не нужен, когда:

  1. Вы сами все знаете в своей профессии или понимаете, где достать недостающие знания. В таком случае подумайте о том, чтобы стать ментором для других.
  2. Вы можете ставить цели и прописывать пути их достижения без посторонней помощи.

3. Обязанности ментора

Мы разобрались, что такое ментор. Давайте посмотрим, какие у него обязанности по отношению к менти.

    Устанавливает вместе с подопечным явные цели и задачи.

Чтобы менторство приносило пользу, наставник создает безопасную и уважительную обстановку, в которой подопечный не стесняется задавать вопросы.

У менти тоже есть обязанности. Без их выполнения в наставничестве нет никакого смысла.

  1. Определяет первоначальные цели обучения и меры успеха вместе с наставником.
  2. Остается открытым, ищет обратную связь.
  3. Принимает активное участие в собственном обучении и помогает управлять процессом.
  4. Планирует общение с наставниками.
  5. Выполняет взятые на себя обязательства и идет на осознанный риск, пробуя новые варианты и модели поведения.

Ментор не несет ответственности за результат. Он делится опытом. Последнее решение — за подопечным. Он может последовать совету, принять его к сведению, проигнорировать. Но всегда важно объяснять свое решение, потому что менторство — это двухсторонний процесс обучения.

4. Как работает менторинг

Ментор и менти могут выбрать тот формат взаимодействия, который им комфортен и помогает решать поставленные задачи. Но есть фазы, которые в той или иной степени будут присутствовать в любом наставничестве. Разберем их на примере.

Допустим, в компанию приходит новый разработчик. Его задача — влиться во фронтенд-проект. В компании поддерживается наставничество, поэтому новичку выделяют ментора. Вместе они проходят четыре фазы.

Знакомство и определение задач

Новичок знакомится с ментором, рассказывает о своем опыте и о пуле задач, для решения которых ему требуется помощь. Например, он имеет схожий опыт разработки на Vue.js, а на этом проекте используют React Context. Еще ему нужно помочь влиться в команду. Чтобы достичь этих целей, ментор и менти:

  • Оговаривают формат взаимодействия — например, ежедневные часовые встречи.
  • Решают, как измерять результаты — например, через месяц подопечный должен самостоятельно закрывать таски, инициировать митинги и проводить код-ревью.
  • Договариваются о границах и темах, обсуждение которых останется между ними.

Цель этого этапа — обсудить и зафиксировать договоренности между сторонами.

Разработка и анализ

На этом этапе подопечный самостоятельно составляет план своего развития. Например, расписывает, какими источниками пользоваться, чтобы быстрее изучить React, планирует выстраивание коммуникаций внутри команды.

Наставник анализирует план, корректирует его, дает советы, учитывая сильные и слабые стороны подопечного.

Работа и вмешательство

Подопечный начинает работать над проектом по плану, который ранее обсудил с ментором. При необходимости обращается за советами и уточнениями.

Наставник поддерживает подопечного, помогает ему добиваться поставленных целей. Для этого он использует разные методы: проводит код-ревью, дает советы, просто внимательно слушает.

Наблюдение

На этом этапе ментор меньше участвует и больше наблюдает. Он видит результаты работы. Например, подопечный берет и закрывает таски без помощи коллег, организовал первый митинг, выступил на ретро и рассказал о новой фиче.

Ментор и менти двигаются к завершению сотрудничества, подводят итоги. После этого этапа цикл наставничества может повториться, но уже с другими задачами.

Фазы могут меняться местами, сливаться, исчезать в зависимости от задач, уровней наставника и подопечного. Формат определяют участники. Главное, чтобы он устраивал и ментора, и менти.

5. Как стать ментором

Чтобы стать ментором, достаточно иметь значимый опыт в профессии/индустрии и желание поделиться им с другими людьми. Чтобы стать хорошим менторов, нужно обладать (и развивать в себе) соответствующие навыки.

Главное для ментора — быть экспертом в той сфере, где хочет развиваться подопечный. Еще он должен:

Уметь активно слушать. Не перебивать, давать подробную обратную связь, оставлять развернутые комментарии при код-ревью, обобщать ключевые моменты.

Создавать атмосферу доверия. Подопечному должно быть не стыдно даже спросить, как отцентрировать . Но ментор не отвечает на этот вопрос сам. Он развивает самостоятельность и учит пользоваться Stack Overflow.

Уметь поощрять — очень редкое качество, особенно при наставничестве в IT. В менторстве не должно быть страдания и взаимной боли.

Понимать цели и реальную ситуацию, не бояться озвучивать даже неутешительные вердикты. Например, если к ментору приходит джун с желанием стать сразу тимлидом, возможно, придется, объяснить ему, что до этого придется пройти еще несколько стадий развития.

Кроме как есть еще вопрос, зачем становиться ментором. Здесь у каждого наставника свой ответ. Но есть общие преимущества:

  • Работа с чужими задачами помогает по-новому взглянуть на свои задачи, даже если они на другом уровне сложности.
  • Менторство помогает почувствовать себя нужным и востребованным специалистом.

И главное — менторство помогает развиваться не только подопечному, но и наставнику. Он прокачивает лидерские способности, менеджерские компетенции, навыки принятия решений, улучшает коммуникацию.

6. Где найти ментора

Когда вы знаете, что такое менторство, возникает следующий вопрос — где найти такого специалиста, который поможет вырасти?

Лучший вариант — на работе. Если в компании поддерживают наставничество, то новички оказываются практически в идеальных условиях. Они могут получить опыт не только с точки зрения технологий и инструментов, но и с точки зрения корпоративных процессов, а также традиций.

Если нет возможности найти наставника на текущем месте работы, необходимо расширить зону поиска до всей индустрии. В приоритете — люди, которые уже выступают в качестве наставников или публичных экспертов. Например, спикеры на различных конференциях, авторы обучающих статей, блогеры.

Еще один большой участок — профессиональные чаты. Люди с опытом и умением объяснять вычисляются в них очень быстро. Можно обратиться к ним за помощью напрямую и договориться об условиях сотрудничества.

Кроме чатов есть профессиональные площадки. Например, знаменитый Stack Overflow. Их плюс в том, что у пользователей есть профили, в которых можно посмотреть их вопросы, ответы и общий вклад.

Есть и отдельные площадки, цель которых — соединять менторов и менти. Например, для поиска наставника в сфере IT подходят Solvery, GetMentor, mkdev. Там менторы заполняют профили, в которых указывают, с чем они готовы помочь и сколько стоят их услуги.

Развивается менторство и в онлайн-школах. Например, в некоторых онлайн-школах есть отдельный тариф — обучение программированию с наставником. В том или ином виде наставники присутствуют на всех онлайн-курсах. Разница лишь в том, сколько у них одновременно подопечных. От этого напрямую зависит качество менторство.

Идеальное наставничество — это индивидуальная работа с человеком.

7. Как извлечь максимум пользы от работы с ментором

Главное — выполнять обязанности менти перед ментором, о которых мы говорили выше. Нужно быть готовым к тому, что придется делать домашние задания, регулярно встречаться, рассказывать об успехах и неудачах.

Не нужно стесняться задавать вопросы, даже если они кажутся глупыми. Уточнение деталей, просьбы еще раз объяснить непонятную концепцию — все это помогает усвоить знания глубже, чем прослушивание с мыслями «разберусь потом».

Стоит быть готовым к изучению дополнительных источников: статей, книг, курсов. Составлять список необходимо вместе с наставником, который поможет упорядочить источники.

8. Книги о менторстве, обязательные к прочтению

  1. «Делай как я! Руководитель как играющий тренер», Гарвардская школа бизнеса — хорошая книга для начинающих наставников, которая поможет быстро узнать про основные принципы менторства. Не дает новой информации наставникам с опытом.
  2. «Талантливые сотрудники», Джеффри Лайкер и Дэвид Майер — книга о программе развития сотрудников, которая помогла Toyota стать великой компанией. В первую очередь подходит производственным компаниям, но часть советов применима в других сферах.
  3. «Коучинг и наставничество», Эрик Парслоу и Мелвилл Лидхем — теория наставничества и практические примеры внедрения менторинга.
  4. «Элементы Менторинга: 65 ключевых элементов», Брэд Джонсон и Чарльз Ридли — что делают отличные наставники, что делает наставника отличным, как наладить успешные отношения между наставником и подопечным, как работать с проблемами, что значит быть честным наставником и как прекратить отношения. когда оно исчерпало себя.
  5. «Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее», Барбара Оакли. Эта книга описывает, как правильно учиться. Ментору она может быть полезна для понимания того, как доносить сложную информацию до подопечных.

Если хотите узнать о наставничестве больше, посмотрите это видео с конференции:

Здесь ментор с опытом рассказывает про уровни самих наставников, инструменты менторинга и процесс наставления.

Источник: highload.today

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru