Зачем нужен ментор, как им стать и запустить программу менторства в компании
Учи.ру протестировал менторинг и рассказывает о совсем опыте. А заодно делится инструкциями, памятками и рабочими материалами для ментора и менти.
10 965 просмотров
Илона Абаншина
Исполнительный директор отдела регионального развития в Учи.ру, сооснователь менторской программы в МГУ им. М. В. Ломоносова
Менторство помогает прокачаться неопытным специалистам, тем, кто заскучал в привычном круге задач, хочет получить повышение или приобрести большую уверенность в своем профессионализме, а также самим менторам — развивать гибкие навыки, находить новые точки роста и вдохновляться. Компании же таким образом обеспечивают передачу знаний и обмен информацией среди сотрудников, растят экспертов и руководителей и экономят на внешнем обучении.
Программа менторинга помогает менти (наставляемым, подопечным) и менторам найти друг друга, систематизировать процесс и не сойти с дистанции раньше времени. Мы попробовали ее внедрить внутри одного отдела Учи.ру при поддержке коллег из HR и готовы поделиться опытом.
Философия менторства
Кто такой ментор
У этого термина много интерпретаций: одни называют менторами коучей (в отличие от ментора коуч сфокусирован на достижении четко определенных целей вместо общего развития), другие — просто более старших и опытных коллег. В нашем понимании, ментор, он же наставник, — это человек, который обладает тем опытом, который нужен его подопечному, и готов бесплатно им делиться.
Кому нужен ментор
На мой взгляд, популярность менторинга пока еще незаслуженно мала. Опрос исследователей Университета Оливет Назарин показал, что только 37% американцев работают с ментором, в России, по моим субъективным ощущениям, эта цифра гораздо меньше. Потребность в менторстве отмечают не все: больше всего менти среди предпринимателей, ученых, служащих в правительстве и работников образования.
Я же считаю, что работа с наставником принесет пользу каждому, особенно тем, кому необходима поддержка:
- сотруднику, который получил повышение или новую роль;
- новичку;
- опытному сотруднику, которому кажется, что он засиделся на одном месте среди одних и тех же задач;
- тому, кто хочет развиваться в смежных профессиях или сменить сферу деятельности;
- тому, кто хочет стать ментором или уже стал.
Кому нужен менти
Ментору работа с подопечным не менее важна. Она позволяет углубить понимание собственного пути и найти новые инсайты. Когда ментор рассказывает о своем опыте, вспоминая, как преодолевал трудности, он еще больше интегрирует этот опыт в свою личность. Развивая менти, ментор развивается сам. Чем больше мы рассказываем то, что знаем, тем больше начинаем это понимать.
Обсуждая с менти его ситуацию и запрос, ментор может найти новый подход к решению собственных задач — посмотреть на свой бэкграунд под новым углом.
Ключевой фактор — желание делиться своим опытом. По мнению менти менторского клуба МГУ им. Ломоносова, самыми успешными менторами стали те, кому в первую очередь хотелось помогать другим развиваться и передать свои знания.
Менторская программа PRO Женщин
Когда менторство не работает
Как сооснователь менторских программ, через которые прошли сотни людей, могу сказать с уверенностью, что на успех больше всего влияют два фактора:
- мотивация менти и его готовность заниматься собственным развитием;
- «химия» между ментором и менти.
Внедрение программы менторства
Пилотный проект менторинга запустили в нашем быстро растущем департаменте регионального развития: участие приняли уже 12 человек.
Шаг 1. Определение границ
Мы решили сосредоточиться на навыках, которые помогут прокачать новичков: эффективная коммуникация (публичные выступления, переговоры), автоматизация процессов и управление командой.
Для начала определились с концепцией и организационными моментами:
- какие цели ставим, каковы будут условия для менторов и менти;
- на каких областях знаний сосредоточимся и как будем собирать экспертизу;
- какую периодичность встреч будем рекомендовать;
- как будет выглядеть «витрина» менторов и кто будет заниматься подбором пар;
- как мы будем дополнительно вознаграждать менторов.
Установили единый процесс работы для всех пар.
В качестве дополнительной мотивации даем менторам баллы на корпоративном портале, которые можно обменять на мерч, и увеличиваем сумму, выделяемую компанией на обучение сотрудников.
Еще до запуска проекта менторства коллеги продумали, какие сложности могут возникнуть. Учли, что в какой-то момент мотивация может пропасть, и продумали систему вознаграждений в зависимости от количества проведенных встреч.
Проект вдохновляет на развитие! А решенные запросы менти и новые навыки менторов говорят сами за себя.
Анастасия Лесникова, Менеджер по обучению и развитию Учи.ру
Шаг 2. Подготовка методических материалов
Так как опыта менторства у сотрудников практически не было, мы подготовили для них инструкции и памятки:
- Брошюра для менторов напоминает о целях и задачах, помогает подготовиться к установочной и регулярным встречам с менти, проводить менторские сессии с коллегами.
- Брошюра для менти объясняет, зачем нужно менторство и как формулировать запрос.
- Дневник наставничества помогает обеим сторонам структурировать заметки и идеи, возникающие в ходе работы.
Шаг 3. Анонсирование
Провели установочную сессию с департаментом и рассказали о менторинге в целом и о менторском проекте у нас.
Шаг 4. Сбор запросов
Попросили коллег сформировать запросы на менторинг и откликнуться, если они хотят быть менторами.
Шаг 5. Тренерская сессия с менторами
Поговорили о мотивации наставников и возможных препятствиях: нехватке времени и недостатке экспертизы под запрос менти.
Нехватка времени решается заблаговременным планированием и приоритезацией. Если проблема возникает регулярно, стоит честно себе признаться, что вы пока не готовы к менторству.
Рассмотрели запросы от менти на практике — продумали варианты работы.
Шаг 6. Поддержка сообщества
Продолжаем вовлекать сотрудников в программу, информируем об обновлениях и регулярно напоминаем о возможности участвовать в обеих ролях через Slack, e-mail и лично.
Результаты
За два месяца у нас образовалось шесть менторских пар, которые занимаются регулярно.
На встречах ментор помогает мне разобраться в конкретных ситуациях и задачах, подготовиться к предстоящей работе «в полях».
Сергей Уржумов, Специалист направления регионального развития
Во время наших встреч по теме «Как вести переговоры так, чтобы договоренности исполнялись», мы детально разбирали все этапы подготовки и ведения диалога. Мне повезло: у моего ментора огромный опыт в ведении встреч с зачастую непростыми оппонентами. Он детально описал трудные кейсы, с которыми чаще всего можно столкнуться, и рассказал, как эффективнее их можно отработать. До участия в программе менторства я пыталась разобраться в теме сама и читала очень много специализированной литературы, но с наставником дело пошло куда быстрее и проще.
Алсу Минахметова, Менеджер проектов
Мы передаем наш опыт другим командам внутри компании и рады поделиться со всеми заинтересованными.
Источник: vc.ru
Как менторство помогает бизнесу и человеку
Менторство — один из популярных способов неформального обучения. У 71% компаний из списка Fortune500 есть корпоративные менторские программы. Они могут быть разные, но суть едина: более опытный специалист направляет и помогает советом менее опытному. Это выгодно для компании: сотрудники становятся эффективнее, растёт их лояльность и соответственно растут бизнес-показатели.
Разберёмся, что такое менторство, где и как выбрать ментора, какие основные ошибки совершают менторы и на чём основывается эффективное наставничество.
Молодёжный карьерный проект
UP TO ME
Менторство помогает быстрее достигать поставленных целей
Менторство представляет собой взаимодействие ментора — более опытного специалиста — и менти — менее опытного специалиста — с целью решения рабочих задач и карьерного роста. Работа происходит через обсуждение трудностей, с которыми сталкивается подопечный.
Ментор не даёт готовых рецептов, а направляет мысли и энергию менти в правильное русло. Иными словами, не учит, а помогает учиться и мыслить правильно.
Например, ментор-разработчик не будет корректировать каждый, неправильно написанный метод, но даст советы по организации кода с учётом наиболее эффективных практик.
Согласно исследованию компании Endeavor, у 30% успешных стартаперов были менторы. Например, у Стива Джобса ментором был Майк Марккула, один из первых инвесторов Apple. Сам Стив был ментором Марка Цукерберга, который отмечал, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляли успешные серийные предприниматели Кремниевой долины — Али и Хади Партови.
«Хорошо иметь поддержку на старте. Я бы не добился ничего в авиационной отрасли без наставничества сэра Фредди Лейкера».
Ричард Брэнсон, глава Virgin
Более подробно феномен наставничества исследован и описан в работе Mentorship and protege success in STEM fields, подготовленной сотрудниками Южного университета науки и техники (Китай) и Индийского института менеджмента Удайпур.
Согласно этому исследованию, специалисты, которые включали в своё обучение практику менторства, быстрее добивались поставленных карьерных целей, нежели их коллеги-одиночки. А если ментор был лауреатом премий и мировым экспертом в изучаемой области, то результаты менти были в 5 раз лучше среднего значения по выборке.
Итак, менторство помогает:
- решить конкретную проблему;
- познакомиться с чужим опытом и извлечь из него опыт;
- изменить мышление, наблюдая за ролевой моделью;
- адаптироваться к новой роли и преодолеть трудности;
- примерить на себя новую роль и понять, подходит ли она.
Но не только ментор может быть полезен менти — давайте посмотрим, что ученик даёт наставнику.
- участвовать в реализации планов ментора — проводить исследования, помогать с рутинными задачами, морально поддерживать;
- делиться энергией и творческими мыслями;
- мотивировать двигаться дальше, постоянно искать возможности для развития и использовать их;
- продолжить дело ментора.
Стоит обратить внимание на мотивацию ментора — помимо его опыта
Как правило, стать ментором может специалист в любой сфере с опытом от трёх лет. Главное — наличие серьёзного опыта за плечами и желание им поделиться.
Самое главное, на что стоит обращать внимание при поиске, — это карьерный опыт и ценности. Ментор уже прошёл тот путь, который хочет пройти подопечный, и добился тех целей, которые ученик ставит перед собой.
Работа с ментором — долгосрочная, в среднем от трёх месяцев до трёх лет. И выстроить такую работу значительно легче и приятнее, если ментор и менти близки по духу и имеют схожие интересы.
«Майк взял меня под своё крыло. Его ценности соответствовали моим. Он подчёркивал: вы не должны создавать компанию с целью разбогатеть, важно сделать то, во что вы верите».
Стив Джобс о Майке Марккула
Здоровая мотивация быть ментором — потребность качественно передать знания в отрасли, помочь менее опытным коллегам лучше справляться с задачами.
Если ментор помогает другим с целью поднять собственную самооценку, то это тревожный звоночек. Например, если ментор чувствует себя лучше от того, что от него выходят отличные специалисты и это — корень мотивации быть наставником, то всё в порядке. А вот в случае с мотивацией «чувствовать себя лучше на фоне менее профессиональных коллег» стоит задуматься, не будет ли в этом сотрудничестве больше вреда, чем пользы.
Материальное стимулирование тоже важно: время опытного специалиста стоит денег.
Есть мнение, что недостаток менторов в России вызван отсутствием грамотной системы поощрения. У большого количества представителей интеллектуальной элиты сформировалось тотальное неприятие труда «за идею» — одного из символов советского прошлого.
Менторство, как и любой процесс передачи знаний и опыта, заслуживает достойного вознаграждения, в том числе и материального. Поэтому логично на первой встрече обсудить условия сотрудничества и постараться сделать так, чтобы комфортно было и ментору, и менти.
Где ментору и менти найти друг друга
Существует множество способов наставнику и подопечному найти друг друга. Рассмотрим самые распространённые из них.
На работе
Самый простой способ найти ментора — подружиться с более опытным сотрудником там, где менти работает. Сотрудничать с таким наставником — одно удовольствие: он знает об экосистеме компании всё, что нужно, и не придётся тратить время на то, чтобы ввести ментора в курс дела.
В университете
Во многих университетах существуют сообщества выпускников, например, в МГУ или ВШЭ. Там можно написать запрос о поиске ментора в той или иной области. Как правило, найти ментора таким способом не составляет труда, особенно если сообщества распределены по факультетам. Такой подход предназначен в первую очередь для студентов и выпускников вузов.
В профессиональных интернет-сообществах
У представителей различных профессий есть свои сообщества. Где-то это группы в Facebook, где-то — Telegram-чаты и каналы, другие пользуются Slack. Чаты при специализированных подкастах тоже подойдут.
Найти их достаточно просто: в поисковую строку вбивается название профессии, локация, потом результаты поиска фильтруются. Вначале можно вступить в чат или группу и просто читать его, а позднее, освоившись, написать объявление о поиске ментора.
На специализированных порталах
Большая часть ресурсов для поиска менторов — англоязычные, однако русские аналоги тоже существуют. Часто сервисы делятся по профессиям: для дизайнеров, креативщиков, разработчиков. Достаточно там зарегистрироваться, подробно рассказать о себе и ждать отклика.
- https://lunchclub.ai/ — глобальное сообщество, где ИИ отбирает подходящего наставника из любой сферы деятельности;
- https://www.adplist.org/ — международное комьюнити, где можно познакомиться с менторами из международных компаний;
- https://www.pair-up.org/ — открытое сообщество для творческих людей, практикуют 30-минутные видеозвонки;
- https://emergentum.com/smb/ — русскоязычная платформа по подбору менторов из разных сфер;
- https://mkdev.me/ — называют себя «кооперативом IT-экспертов» и предлагают не совсем обычное наставничество: менторы платформы обучают подопечных по 56 специализациям по индивидуальному плану обучения;
- https://icf-russia.ru/directory-icf_mentors/ — российское отделение Международной Федерации Коучинга, специализируются на бизнес-коучинге, карьерном коучинге, коучинге родителей и подростков, лайф-коучинге и другом.
Рассказали, где ментор и менти могут найти друг друга. Теперь перейдём к практическим советам по дальнейшим действиям ученика и наставника.
Как выбрать ментора
Определите в своём окружении тех, кто прошёл профессиональный путь, который хотите пройти и вы.
Соберите информацию об этих людях и выберите тех, кто максимально близок вам по духу и взглядам. Проверьте сведения о компетенциях потенциального наставника по нескольким источникам.
Подумайте, чем вы можете быть полезны ментору. Отношения наставника и ученика можно сравнить с улицей с двусторонним движением.
Оцените, готовы ли вы к менторингу: гибки ли вы к изменениям, самостоятельны и активны ли или занимаете пассивную позицию.
Напишите первое письмо потенциальному ментору, опираясь на пункт 3.
Не беда, если не сразу получится найти ментора. Повторяйте пункт 5 до достижения поставленной цели.
У известного ментора может быть множество кандидатов, а ресурсы ограничены. Чтобы убедить ментора работать с вами, чётко сформулируйте цели совместной работы.
Так, в письме можно рассказать о том, почему вы выбрали именно этого человека, как его опыт поможет решить ваши задачи, что вы хотите получить в результате взаимодействия и каких целей достичь.
Как ментору проверить себя и как найти менти
Подумайте, сколько времени и ресурсов вы готовы уделять подопечному. Стоит учесть, что каждый случай индивидуален: на работу ментора и менти влияют позиция ментора, технологии, амбиции и интересы обеих сторон.
Оцените, готовы ли вы к менторингу: толерантны ли вы к ошибкам других, принимаете ли чужую точку зрения.
Обратитесь в HR-службу или отдел по развитию вашей компании с предложением взять ученика.
Если HR-службы нет, используйте нетворкинг: обратите внимание на менее опытных коллег, студентов альма-матер, напишите пост в соцсети или любом другом публичном канале.
Выберите подходящего подопечного и приступайте к работе.
«Время, потраченное на то, чтобы поделиться опытом с другими, может открыть новый мир для кого-то ещё».
Некоторые ошибки наставника могут не лучшим образом повлиять на жизнь ученика
Ментор несёт на себе большую ответственность, работая с менти. Примерно как родительские ошибки могут влиять на жизнь человека негативным образом, так и ошибки ментора могут наложить отпечаток на профессиональную карьеру.
Основные ошибки, которые совершают менторы, — внушение чувства неполноценности, гиперопека, отсутствие прозрачного учёта прогресса и обратной связи.
Наверняка, многие встречали коллег-айтишников, которые боятся брать на себя ответственность, чуть что бегут к тимлиду и предлагают использовать технологию не потому, что она подходит, а потому что она «любимая». Всё это — пример жертвы беспечного менторинга.
курс
Эмоциональный интеллект
Узнать больше
- Научитесь принимать эмоции и управлять ими
- Сможете лучше понимать окружающих и строить крепкие деловые отношения
- Усилите свою конкурентоспособность и лидерский потенциал
Принципы эффективного наставничества
Совместная работа ментора и менти базируется на решении проблем подопечного. И выстроить качественный процесс передачи знаний — одна из основных задач ментора.
Для этого существуют разные инструменты: кто-то предпочитает личные встречи раз в неделю, а кому-то комфортнее писать отчёты каждые 2 дня. Всё ограничивается лишь поставленными задачами и ресурсами наставника и ученика.
Но вне зависимости от сферы и содержания передаваемой информации есть ключевые принципы, которые сделают менторинг наиболее полезным, — рассмотрим их.
Равенство и доверие
Очень важно строить отношения между наставником и подопечным на равных. Ментору не стоит позиционировать себя как первоклассного специалиста с непоколебимым авторитетом, а менти лучше не обесценивать свои знания и опыт.
В противном случае общение «сверху вниз» внушит подопечному чувство неполноценности и напрочь отобьёт желание развиваться.
Самостоятельность
Идеальная схема выглядит так: ученик пытается решить проблему сам, и только когда он зашёл в тупик, ментору стоит прийти ему на помощь и подсказать дальнейшие шаги.
Звучит просто, но реализовать очень сложно: часто менторы поддаются соблазну излишне помогать менти ради желания решить проблему быстрее. Наставникам следует бороться с собой в таких ситуациях: такое поведение ведёт к развитию у ученика неорганизованности и лени.
Обратная связь
Она должна быть. Всегда. В условиях неизвестности людям свойственно додумывать реальность и искать подтверждения желаемому: неуверенный сотрудник решит, что он недотёпа, а ученик с завышенной самооценкой наоборот начнёт летать в облаках.
Форму обратной связи каждая пара ментор-менти подбирает индивидуально: уникальное взаимодействие и фидбек не предполагает наличие шаблона. Кому-то легче переговорить лично, а для других лучшим решением будет развёрнутый письменный отзыв.
Менторам тоже нужна обратная связь от их учеников, и её форму также следует определить заранее.
Работа с прогрессом и ожиданиями
Учёт прогресса в работе с подопечным необходим, так как без него сложно делать выводы в конце обучения. Без фиксирования все выводы будут опираться на память, а у каждого человека она работает по-своему. В итоге результат размышлений на тему прогресса может довольно критично отличаться от объективного.
Достаточно регулярно вести таблицу или заметки в блокноте, тогда издержки от субъективности будут сведены к минимуму.
Ожидания от обучения и критерии оценки лучше оговаривать в самом начале сотрудничества, иначе менти будет чувствовать неопределённость и дискомфорт, как и в случае с плохой обратной связью.
Что почитать на тему менторства
Тема менторства, к сожалению, пока мало освещается на русском языке, поэтому приводим в основном англоязычные книги.
Источник: netology.ru
Что такое внутреннее менторство и зачем оно нужно компаниям
В отличие от аналогичных стимулов к обучению, таких как готовые учебные программы или заранее оплаченные курсы, менторинг внутри компании использует для мотивации ресурсы, которые уже в ней имеются. Таким образом, расширяется функциональность самой компании для ее сотрудников. Антон Волков, CTO Solvery, расскажет, как внедрить менторство в компании и с какими трудностями можно столкнуться.
Внутреннее менторство можно назвать одним из самых эффективных способов передачи знаний от более опытного эксперта (ментора) менее опытному – менти. Наставник помогает новичкам познакомиться с культурой компании, рассказывает о горизонтальных и вертикальных линиях между отделами, а также помогает составить и реализовать «дорожную карту», которая показывает, как прокачать себя и занять желаемую должность.
Что нужно знать перед запуском менторинга
Перед стартом занятий ментору необходимо провести подготовительную работу, чтобы потом точно определить результаты внедрения менторства.
Для начала ему нужно обозначить цели и задачи, которые стоят перед ним и его подопечным. Они могут быть разными: кто-то не может решить сложный кейс или хочет прокачать знания в своей сфере, чтобы получить повышение, другой же пытается найти баланс между работой и своим свободным временем. В любом случае, ментор и менти должны сперва познакомиться друг с другом и понять, комфортно ли им общаться. Это абсолютно нормально – отменить менторство после первой встречи.
Далее стоит определить количество занятий. Это могут быть двухмесячные встречи раз в неделю или же экспресс-погружение с сессиями 2-3 раза в неделю. Также важно помнить, что менти развивается вместе с ментором, и с течением времени им может стать неинтересно заниматься друг с другом. Отсюда неловкие переносы встреч и прокрастинация.
Избежать этого можно, если сразу договориться на одну встречу раз в неделю на протяжении пяти недель с каким-то конкретным итогом. Например, все это время менти и ментор решали рабочую задачу. Как только оговоренный срок прошел, оба решают, насколько им комфортно работать друг с другом, и договариваются о новом спринте.
От занятия к занятию обязательно нужно прослеживать рост компетенций подопечного либо его продвижение по поставленным задачам. Иначе смысл менторства теряется, ведь в первую очередь оно заключается в том, чтобы с каждым разом оттачивать мастерство менти. Поэтому необходимо фиксировать результат занятий, будь то оценка новых знаний или выполненная рабочая задача. Обучающийся будет видеть результат занятий, отчего вырастет его мотивация заниматься с ментором, а наставник сможет понять, насколько эффективно он передает свои знания, и в случае чего скорректировать план.
Какие виды менторинга бывают
- Менторинг один-на-один
Самый распространенный вид менторинга. В этом случае менти воспринимает ментора как человека, с которым легко себя ассоциировать. Для ученика наставник становится ролевой моделью, ведь он прошел похожий путь относительно недавно. Это мотивационная система, благодаря которой легче всего вдохновить менти на занятия.
Сейчас такой вид популярен в США. Это подвижная модель, в рамках которой сотрудники меняются ролями и помогают людям схожего с ними опыта. Здесь нет четкого распределения на менти и ментора. Некоторые называют ее brainstorming – «чтобы я сделал в твоей ситуации?».
Такой вид направлен на улучшение коммуникации в группе. Например, в некоторых компаниях есть пары или тройки, которые работают над одним проектом. Очевидно, что между ними могут возникать недопонимания. В таком случае ментор помогает наладить динамику взаимоотношений между коллегами.
Однако подобная модель подходит не для всех менторов, ведь ему придется погружаться в задачи всей группы. Для этого вида лучше подобрать наставника, у которого уже был опыт в обучении группы. Кстати, такой вид менторинга использует американский финансовый конгломерат Morgan Stanley.
Такой вариант помогает посмотреть на процесс глазами фактического исполнителя. В этом случае в роли ученика выступает более опытный сотрудник, а ментором становится новичок.
Зачем это ментору, и нужно ли ему за это платить
Самый очевидный плюс – профилактика своих знаний. Ответственность за ученика заставляет ментора постоянно обновлять свои наработки и пристальнее следить за индустрией. Он будет не только передавать свои знания кому-то, но и сам постоянно развивать свои навыки.
Кроме того, если у ментора есть амбиции занять позицию Teamlead, работа с коллегами поможет ему подготовиться к должности руководителя отдела и прокачать свои скиллы в управлении командой. Также менторство помогает укреплять социальные связи внутри компании и завоевать признание коллег, что тоже пойдет на пользу будущему Teamlead.
Занятия с ментором проходят в рабочее время, поэтому его время оплачивается. Но с другой стороны, это дополнительная нагрузка без рабочих часов сверху. Конечно, есть вероятность, что при финансовой мотивации ментор будет заниматься с менти только из-за денег. Поэтому можно придумать систему бонусов, которые можно потратить, например, на мерч компании. А еще можно награждать ментора за успехи менти звездочками или баллами, которые потом учитываются при повышении.
Зачем это нужно менти
С помощью опытного наставника менти расширяют свои знания и улучшают навыки. Они получают неограниченную возможность задавать вопросы без боязни показаться некомпетентными. Помимо этого, у них есть постоянная поддержка со стороны ментора при решении сложных задач. Если кратко: занятия с ментором помогают сотруднику расти и развиваться, как следствие – продвигаться по карьерной лестнице. Например, в одной из статей Forbes говорилось, что менти получают повышение в 5 раз чаще, чем остальные, как раз за счет работы с ментором.
При этом, исследования показывают, что 97% сотрудников, у которых есть ментор, считают себя ценными на рынке труда. Но в целом только 37% специалистов в сфере IT имеют подобных наставников.
Зачем это компании
Начнем с того, что занятия с ментором помогают выявить слабые стороны всего отдела в общем. С помощью наставника их можно легко устранить или переформировать. Помимо этого, во время обучения компания получает двойной бонус: и менти, и ментор прокачивают свои скиллы. Отсюда и рост качества их работы, который напрямую влияет на успехи компании. 67% компаний заявили, что с внедрением менторинга увеличилась и их выручка.
К плюсам можно также отнести шеринг опыта и кросс-менторинг между коллегами из разных отделов.
Кроме того, 94% сотрудников готовы остаться в компаниях, если у них будет возможность учиться и развиваться. Таким образом, руководители компаний повышают лояльность со стороны своих сотрудников как менторов, так и менти. Если первые решают свои задачи по прокачке себя в качестве Teamlead, то вторые растут как специалисты с позиции, например, Junior и занимают в будущем Middle-позиции.
Какие трудности ждут на пути внедрения менторинга
Внедрение системы менторства в компании может встретить сопротивление со стороны коллег. Представьте: у вас есть руководитель, а потом появляется еще и ментор. Это может насторожить сотрудника, вселить ему мысли о том, что он не справляется, и его хотят уволить.
Что делать? Поделитесь собственным примером, когда вам понадобился ментор, расскажите, как от этого стала лучше ваша работа, что вы получили: это могут быть повышение или прибавка к зарплате. Если вы сами не верите в эту идею, вряд ли ваши сотрудники захотят иметь наставника. На конкретном примере объясните, чем это поможет тому или иному сотруднику: например, сотрудник N станет на ступень выше в своем отделе, если прокачает те или иные скиллы.
Составьте расширенный опросник, чтобы повысить шанс совпадения ментора и менти. Если в первый раз попытка внедрения менторинга провалилась, очень сложно продать эту идею снова. Поэтому лучше сразу составить гармоничные пары ментор-менти.
Например, компания Phenom при внедрении системы менторинга прибегла к искусственному интеллекту, чтобы тот подобрал наиболее подходящие тандемы. В компании McGraw-Hill Education система подбора наставников включает анкету, телефонное интервью и рекомендации комитета для каждого наставника и подопечного. Другой способ может заключаться в том, чтобы предложить ментору или менти несколько вариантов партнера и позволить им выбрать одного из них.
Опыт компаний
Как рассказывает один из менторов Solvery Людмила Загитова, в компании Naumen пришли к менторингу во время карантина. Из-за ограничений команда больше не могла делиться знаниями с коллегами на своих внутренних конференциях. К тому же, перед руководством встал вопрос об укреплении связей между департаментами.
К нашему HR пришел разработчик и организатор этих конференций и предложил развивать менторство. Он был готов взять на себя ответственность за это направление, у него было достаточно мотивации, заинтересованности, естественно, его поддержали. Сначала мы создали страничку с описанием, что такое менторство, кто такой менти, что это дает обеим сторонам, зачем это нужно, все плюсы и минусы. Затем у нас была рассылка на почту с этой страничкой и формой регистрации для менторов и менти, – рассказывает Людмила.
После чего в Naumen составили определенные правила и этический кодекс. Там упоминается, что делать в случае, если менти недоволен своим рабочим местом, отношениями с коллегами или руководителем. Как поясняет Людмила, в компании не снимают ответственность с ментора, скорее советуют, чему ментор может научить своего менти. И следующим этапом для Naumen стали созвоны с менторами, до которых доносили эти правила и пункты кодекса.
Подведем итог
Зачем нужен менторинг:
- Доступное обучение сотрудников
Каждая компания так или иначе задумывается над прокачкой знаний своей команды. Зачастую обучение сотрудников не структурировано и отнимает много времени у тех, на чьи плечи это ложится. С помощью программы менторинга обучение получается всесторонним, а нагрузка между многими наставниками распределяется равномерно. Исследование, проведенное Университетом Гвельфа в Канаде, показало, что менторинг может помочь новичкам стать продуктивнее. «Компании выигрывают от повышения благосостояния своих сотрудников. Помощь новичкам в адаптации на старте дает возможность реализовать свой потенциал позже», – сказал о своих выводах профессор Джейми Груман, участвовавший в исследовании.
- Меньше пробелов в навыках
На занятиях с менти наставник сможет выявить дополнительные навыки, которые могут стать преимуществом для подопечного и компании. Это могут быть способности, которые, возможно, не являются активом для текущей роли сотрудника, но помогут ему добиться успеха на будущих должностях в компании.
- Сокращение текучки кадров
К преимуществам программы менторинга можно отнести развитие лояльности у тех, кто в ней участвует. В результате это приводит к снижению текучки кадров.
Если компания инвестирует в сотрудников через программы наставничества, команда чувствует, что руководство заинтересовано в ее успехе и развитии. Это способствует хорошей репутации компании как внутри, так и за ее пределами.
Источник: www.seonews.ru
Менторинг. Что это?
Коллеги, цель данной статьи – познакомить вас с современной методикой развития, которая называется менторинг. Мы подробно остановимся на том, как характеризуют процесс менторинга самые крупные профессиональные международные сообщества, какие модели менторинга существуют и почему «менторинг» и «наставничество» — это не одно и то же.
Также из материала статьи вы узнаете, какие компетенции необходимы ментору, чтобы быть ресурсом для развития другого человека; какие задачи бизнеса решает методика и в каких компаниях менторинг уже сработал – рассмотрим несколько кейсов с целями и итогами внедрения
Национальная федерация профессиональных менторов и коучей
Менторинг — это стратегическое партнёрство, взаимоотношения, в которых ментор передает свой опыт и знания, обеспечивает поддержку в развитии и прогрессе менти. (автор Александра Прицкер, книга «Менторинг: Инструкция по применению»)
EMCC — European Mentoring and Coaching Council
Менторинг – процесс развития, который в некоторых формах может включать передачу навыков или знаний от более опытного человека к менее опытному посредством обучения, диалога и ролевого моделирования. В других формах может представлять собой партнёрство для взаимного обучения между равными профессионалами или имеющими различия по возрасту, расе или дисциплине.
CIPD — Chartered Institute of Personnel and Development
Менторинг описывает отношения, в которых более опытный коллега делится своими большими знаниями, чтобы поддержать развитие неопытного сотрудника. Это требует навыков опроса, слушания, уточнения и рефрейминга, которые связаны с коучингом.
Менторские отношения работают лучше всего, когда они выходят за рамки директивного подхода старшего коллеги, «рассказывающего, как оно есть», к тому, где они оба учатся друг у друга. Эффективные ментор-отношения — это возможность обучения для обеих сторон, поощрение обмена опытом и обучения между поколениями и / или между ролями.
IMA — International Mentoring Association
Менторинг — это три вещи одновременно:
Это ряд задач, которые должны выполнять эффективные менторы, чтобы способствовать профессиональному развитию других.
Это интенсивные, доверительные, поддерживающие, позитивные, конфиденциальные отношения с низким уровнем риска, в рамках которых партнёры могут пробовать новые способы работы и общения, совершать ошибки, получать обратную связь, принимать вызовы и учиться друг у друга.
Это сложный процесс развития, который менторы используют, чтобы поддержать и направить своего клиента через необходимые карьерные переходы, которые являются частью обучения тому, как быть эффективным, думающим профессионалом и поддерживать непрерывное развитие в течение карьеры.
Модели менторинга
В русскоязычной литературе «менторинг» часто переводят как «наставничество». Однако в европейском понимании наставничество и менторинг – совершенно разные варианты поддержки и обучения.
Модель№1
спонсорский менторинг, патронаж или традиционное наставничество – это способ профессиональной адаптации молодых специалистов путём обучения у более старших и опытных коллег, основанный на подражании и копировании навыков.
Модель тяготеет к директивности. В роли наставника может выступать непосредственный руководитель сотрудника. Отношения иерархичны: наставник говорит, как нужно делать, а подопечный следует его советам и перенимает опыт.
Модель№2
менторинг, или развивающее наставничество. Ориентировано на людей, которые управляют карьерой и готовы брать на себя ответственность за собственный рост. В отношениях нет авторитарности и иерархичности, в них обучаются оба партнёра, а ответственность принимать решение лежит на ученике (mentee — менти). Непосредственный руководитель не может быть наставником для своего подчиненного.
Менторинг наряду с консультированием, коучингом, психотерапией относится к помогающим методикам работы – каждая из них хороша для решения определённого круга задач. В России широко практикуется наставничество спонсорской модели. Наставничество помогает новичку, у которого мало или совсем нет знаний и опыта, который хочет поддержки. Наставник говорит подопечному, как и что делать, при этом от последнего ожидается, что он будет выполнять все указания.
Современный менторинг (модель №2), в отличие от патронажа, отвечает на запрос развития руководителей и талантов. Цель менторинга — поддержка и развитие человека, его мышления, креативности, самостоятельности. Эта форма помощи хороша для людей с критическим мышлением, для тех, кому важно расти в партнёрских отношениях. Традиционное наставничество, например, не до конца подходит руководителям, потому что иногда сотруднику важно услышать не только «как делать», но и «давай вместе посмотрим, как сделать», важно увидеть нескольких вариантов.
Для каких задач применяется менторинг в компаниях
Эффективное обучение персонала.
Когда речь идёт об адаптации сотрудника, профессиональное обучение часто направлено на то, чтобы помочь новичкам узнать об их конкретной роли в компании. С помощью менторинга можно провести всестороннюю подготовку. Этот тип обучения помогает новым сотрудникам развить полезные привычки.
Позитивная атмосфера на рабочем месте.
Менторинг развивает позитивные отношения между сотрудниками, что оказывает положительное влияние на остальную часть организации. Внедрение менторинга помогает создать более позитивную атмосферу на рабочем месте.
Новые навыки.
Ментор помогает выявить дополнительные навыки менти, которые могут быть потенциальным преимуществом сотрудника в компании. К ним относятся таланты и способности, которые не могут быть активом для текущей роли сотрудника, но помогут сотруднику преуспеть на будущих должностях в компании. Менторинг помогает работникам понять общую картину того, как функционирует организация и как их навыки могут применяться к различным ролям, проектам или отделам в будущем.
Репутация.
Организация, которая инвестирует в сотрудников через программы менторинга, демонстрирует, что она заинтересована в успехе персонала. Это способствует хорошей репутации компании внутри компании и за ее пределами. Это также может быть важно для привлечения квалифицированных кадров на вакантные должности.
Снижение текучести кадров.
Менторинг культивирует лояльность участников в отношении компании, что приводит к снижению текучести кадров.
Улучшение производительности.
Сотрудники, которые участвуют в менторинге часто более продуктивны на рабочем месте. Исследование Университета гвельфов в Канаде показало, что менторинг на рабочем месте помогает сотруднику стать более продуктивным в компании. «Помогая новым сотрудникам адаптироваться в самом начала карьеры в данной компании, организации дают им возможность реализовать свой потенциал в дальнейшем», — сказал Джейми Груман один из профессоров, участвовавших в исследовании.
Источник: coachmentor.ru
Менторство в бизнесе: зачем нужен наставник и где его искать
Похоже, о менторстве в деловой сфере стали говорить повсеместно. Конечно, передача знаний и опыта существовала во все времена. Возьмем, к примеру, греческих философов и их учеников, или систему наставничества в Советском Союзе. Менторство — всего лишь современное слово, англицизм, обозначающий ту же суть и акцентирующий работу с образом мышления и ментальными картами. Что такое менторство — мода, польза или разочарование разбирает бизнес-психолог Дмитрий Воронин.
Кто такие менторы?
Мы в целом наблюдаем расцвет помогающих профессий и растущий спрос на их услуги. Это развивающаяся история, и с ней стоит разобраться. Я много общаюсь с предпринимателями, 100% из них так или иначе работали с людьми, помогающими в развитии бизнеса. Об опыте работы с менторами именитых предпринимателей мы знаем из их биографий.
На рынке присутствуют психологи, психотерапевты, трекеры, эксперты, менторы. Менторы стоят особняком в этом ряду, потому что это происходит безвозмездно, по зову души состоявшегося успешного предпринимателя, который хочет делиться знаниями и опытом. К тому же менторство — это штучная история: у ментора по определению не может быть поток учеников.
Это и хорошо индивидуальным подходом, и плохо отсутствием насмотренности. Для сравнения, если у ментора может быть в среднем до 5 менти, а иногда вообще один, через психологов и психотерапевтов проходит несколько десятков клиентов в год. На менторов не учат ни в ВУЗе, ни на курсах дополнительного образования. В истории менторства критично понимать, что создать успешный бизнес — это один навык, передать знания другому человеку — совершенно другой.
Что может ментор?
Ментор помогает решить широкую бизнес-задачу, как правило, связанную с масштабированием или новым рынком: рост бизнеса, оборота, выход на новые рынки, запуск новых товаров в новых нишах и сегментах. Конкретные вопросы, например, разработку финмодели или оптимизацию системы управления персоналом лучше адресовать специализированным консультантам.
Духовный поиск не чужд бизнесменам, но все же крайне редкий ментор сможет одновременно решать коммерческий и духовные задачи менти. С душевным состоянием человека, ограничивающими убеждениями, установками, собственно, с личностью человека работают психологи и психотерапевты. Они помогают разрешить ситуации, когда знаний и опыта хватает, а решить проблему все же не получается. Мой опыт практикующего психолога показывает, что выход на новый уровень личностного развития владельца бизнеса автоматически приводит к развитию бизнеса.
Зачем это ментору?
Польза процесса для менти очевидна, но и для ментора она есть. В основе, конечно, стоит реализация желания делиться своими знаниями. Ради этого в графиках очень занятых людей находятся окошки. Способ делиться каждый выбирает по-своему. Кто-то идет преподавать, другие пишут статьи и книги. Менторы предпочитают обучить нескольких человек — эта помощь будет адресной.
И здесь очень важна эмоциональная связь и интерес. Ментор должен получать эмоции от этого общения — их не получишь во время преподавания или писательства. В менторстве качество человеческого общения критично, это как химия, как любовь между мужчиной и женщиной. Также менторство — это пересборка, переосмысление собственного опыта ментора, появляется новый взгляд на привычки.
Как и где встретить своего ментора
Существует масса чек-листов о том, как найти своего ментора, и лайфхаков, как подойти и договориться из серии «презентация за 10 секунд в лифте». Я отношусь к этому скептически и предлагаю идти другим путем. Для начала обязательно нужно определиться с задачей, которую ментор может помочь решить, и убедиться, что другие специальности помогающих профессий не подходят.
Это поможет составить представление о том, кого мы хотим видеть своим ментором. Как правило, сомнений о профессиональных компетенциях людей в перечне потенциальных менторов не будет. Фокус нужно сделать на изучении личности и сферы интересов. Важно совпасть не только профессионально, но и личностно.
Люди как правило говорят на интересующие их темы, значит, поможет изучение последних выступлений и статьи. Я часто встречаю желание привлечь в менторы звезду бизнеса. Это — крайне спорная идея. Я рекомендую выбирать людей, которые на 1–2 шага впереди вас: у них наиболее свежая информация и они точно знают, что сработало, и что нет.
Реализация стремления попасть в менти к «акулам бизнеса» скорее всего окажется неэффективной: ваши текущие проблемы они решали лет 20 назад, когда рынок и законодательство были другими. Ваш текущий уровень задач им будет неинтересен. Лучше ограничиться доступом к их знаниям и мировоззрению, смотря их видео на Youtube и читая их книги. Порог входа к ментору — существенная проблема.
Ментор как человек, достигший большого успеха в профессии, конечно, человек занятый. В процессе сбора информации мы можем узнать, что у него уже есть менти — стоит связаться с ними и узнать о возможностях. Встретиться с менторами можно в бизнес-клубах, в менторских гостиных отраслевых ассоциаций или через общих знакомых.
Таким образом, поиск ментора можно свести к простому алгоритму: четкое понимание задачи, выбор и общение с несколькими подходящими людьми, переговоры и достижение договоренностей.
Избежать разочарования
И ментору, и менти нужно понимать, что начало совместной работы не равняется автоматически достижению желаемого. Результат, который получает менти — это зона его ответственности. Передать ответственность за результат сложно, людей помогающих профессий учат этому долго даже после ВУЗа. Менторство идеально работает на мощном энтузиазме.
Когда приходит очень заинтересованный в получении результата человек, он его, скорее всего, получит. Классно работать с очень замотивированными людьми, но помогать нужно всем. И вот тут часто случается разочарование. Ментор — человек с конкретным характером, возможностями, ресурсами. Менти, совершенно точно, — другой человек.
Не всегда то, что сработала у ментора, так же идеально сработает у менти. Опыт не всегда подходит. «Я пошел к ментору. Он мне все объяснил, но не взлетело». Падает самооценка: «У него получилось, у меня нет, я плохой бизнесмен». Разбираем: предпринимательский акцент ментора — в его открытости.
Экстраверт, постоянно в коммуникации, решении задач, у него все действительно получается, и он прав в своих советах. Только вот менти — интраверт, и это не подходящее лично ему решение. Всегда надо идти от себя. У ментора можно взять технологию, идею, совет. А дальше — применить ее через свой опыт, личное проживание.
Режим «делай так» заменить на «у него получилось, я буду повторять шаги, и получится так, как получится». Такому отношению не учат ни менторов, ни менти. Отсутствие понимания этой парадигмы приводит в тупик, ступор. За бизнес-запросом всегда стоит личность, по-другому не бывает. Почему личность захотела новых результатов?
Возможно, дело не в бизнесе. И чаще дело не в бизнесе. Редко встречаются люди, которые не умеют вести дела. Ментора обычно ищут люди, у которых все сложилось, но в какой-то сфере есть пробуксовка по неясной причине. Чего не хватает: желания, времени, сил? Всегда есть пространство вариантов, которые надо рассматривать исходя из своей личности.
Можно решить задачу и выйти на новый уровень, а возможно, на этот уровень и не надо. Необходимо правильно видеть картину целиком и создавать систему, которая приведет к результатам. Разочарования в менторстве в основном происходят из-за того, что полной картины не увидели. Напомню для иллюстрации притчу о слонах. Раджа приехал в гости к падишаху.
Среди множества подарков был и живой слон. Падишах до этого животное ни разу не видел, и гость решил загадать загадку. Он завел слона в темный зал и попросил: «Пусть твои советники опишут слона, который здесь находится. Хочу узнать, насколько они мудры».
Первый советник в кромешной тьме наткнулся на ногу животного. «Этот зверь, как громадное дерево», — сказал он. «Слон — это огромная извивающаяся змея», — возразил ему второй мудрец, который нащупал хобот животного. Третьему удалось погладить туловище слона. «О правитель, они оба лгут, — закричал он. — Слон похож на большой лист бумаги — такой же широкий и шершавый».
Недоумевающий падишах обратился к радже: «Скажи, каков этот слон?» Когда гость вывел животное из зала, и мудрецы, и правитель сильно удивились. «Каждый из вас был прав по-своему. И все же все вы ошибались, — обратился раджа к советникам. — Ваши знания были неполными, ведь вы познали лишь часть целого. А потому слон оказался совсем не таким, каким вы себе его представляли». Видеть потребности своей личности и картину в целом, понимать, что опыт может и не подойти, выбирать ментора по личностным аспектам из числа тех, кто на 1-2 шага впереди, брать ответственность за результаты работы с ментором на себя — основные принципы успешной работы с ментором.
Источник: delovoymir.biz