Ментальная арифметика представляет собой систему развития детей средствами математических вычислений, специальных упражнений по синхронизации полушарий мозга, развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, речи. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей с рождения до десяти лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка. Данные международных исследований свидетельствуют о положительном влиянии ментальной арифметики на умственное развитие детей.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы «Занимательный абакус» обусловлена важностью создания условий для формирования у дошкольников навыков абстрактного (пространственного) мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, а также необходимости повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации.
Ментальная арифметика — первый урок в онлайн-школе
Что такое ментальная арифметика и нужна ли она вам и вашему ребёнку
Что такое ментальная арифметика и откуда она взялась
Ментальная арифметика — это способ научиться быстро складывать, вычитать, умножать и делить большие числа с помощью специальных счётов. Иногда его называют ментальной математикой. Но это не совсем корректно, так как именно арифметика (от греч. arithmos — «число») изучает числа и простые действия с ними, являясь только одним из многих разделов математики.
Использование счётов при вычислениях в уме — важная часть мировой и особенно китайской культуры. Впервые инструмент для операций с числами суаньпань был упомянут в 190 году нашей эры в письменных источниках Китая. Приблизительно с 1200 года он активно использовался для быстрых и точных расчётов в Японии, Корее и Индии. В 2013 году ЮНЕСКО включил этот способ вычисления в список Всемирного нематериального культурного наследия.
Неудивительно, что вековой опыт постарались осовременить в самых разных странах. В 1993 году в Малайзии был открыт один из первых образовательных центров, где учили ментальной арифметике. В 2008 году турецкий преподаватель Халит Шен открыл первую школу быстрого счёта «Менар», а позже основанные им центры появились в 14 странах, включая Россию. Теперь слово «менар» даже иногда используют для обозначения ментальной арифметики.
В общем, древняя методика быстрых вычислений сейчас популярна. В школах разных стран она преподаётся по-разному. Объединяет все подходы одно — использование специальных счётов. В России их называют абакусом (от лат. abacus из др.-греч. abax — «доска»). Иногда используют и японское слово «соробан».
Какие способности развивает ментальная арифметика
Учёные провели довольно много исследований, чтобы доказать положительный эффект от обучения ментальной арифметике. Но однозначный вывод, что она что-то улучшает, был сделан только в отношении умения быстро вычислять в уме. Главное, в чём сходятся когнитивные психологи и нейробиологи, — нужно больше исследований. А выводы из уже полученных экспериментов следует делать с осторожностью.
«Удивительные люди». Ёсуман Исмонзода. Молниеносный счет в уме
Татьяна Черниговская
Специалист в области нейронаук, психолингвист, интервью телеканалу «Вместе-РФ».
Разумеется , ментальная арифметика влияет на развивающийся мозг. Но это звучит банальнее, чем на самом деле, потому что на мозг влияет всё — даже то, что вы пьёте зелёный чай. Ментальная арифметика — это, конечно, специфическая вещь, она рано развивает у ребёнка функции тех частей мозга, которые без неё не были бы развиты, включая даже эмоциональный интеллект, стремление быть успешным и добиваться поставленной цели.
Но исследования обучения ментальной арифметике — это не короткое дело. Этих детей — одних и тех же — нужно исследовать много лет, чтобы в итоге увидеть, что из этого получилось. Потому что вундеркиндов много, а вот куда потом они исчезают, неизвестно.
Учит быстро считать и, возможно, развивает другие математические способности
Учащиеся, которые овладели ментальной арифметикой, могут быстро и точно совершать в уме операции с 10-значными и даже бОльшими числами. Это помогает справляться с арифметическими задачами успешнее и, несомненно, производит впечатление на постороннего наблюдателя. Вокруг этого вау-эффекта выстроены многочисленные шоу с «детьми-калькуляторами». Среди наиболее талантливых в ментальном счёте детей проводятся и олимпиады, организованные международными образовательными центрами.
По крайней мере два исследования также указывают, что вычисления на воображаемых счётах могут развивать способность мыслить объёмными картинками и чётко представлять в уме геометрические формы .
Возможно, увеличивает рабочую память
Рабочая (или кратковременная) память — это тип памяти, который помогает удержать в уме информацию, которая нам нужна прямо сейчас. Например, если попросить ребёнка запомнить телефонный номер, он фиксирует в своей рабочей памяти минимум 5–7 цифр — это средний предел для такого вида памяти. Если этими цифрами воспользоваться немедленно — например, позвонить по номеру — информация в краткосрочной памяти не сохранится. Если же цифры нужны для применения в будущем, то они переходят в долгосрочную память. Таким образом, рабочая память помогает нам воспринимать речь, принимать решения и совершать математические операции.
Ментальная арифметика изначально не была предназначена для укрепления памяти, но некоторые исследователи утверждают, что упражнения такого рода улучшают способность ориентироваться в пространстве, воспринимать информацию на слух и визуализировать её. Что в конечном итоге расширяет объём нашего краткосрочного «хранилища данных».
Позитивно влияет на подвижный интеллект, но это неточно
Подвижный интеллект — это способность воспринимать новое и решать непривычные проблемы. Учёные обнаружили , что развитие математических способностей улучшает и подвижный интеллект. Они предположили, что ментальная арифметика тоже может положительно на него влиять. В одном исследовании после курса ментальной арифметики дети набрали высокие баллы в тесте на подвижный интеллект. Но другим учёным не удалось обнаружить таких же позитивных изменений.
Вызывает изменения в мозге, которые, возможно, развивают познавательные способности
Учёные в области нейровизуализации отметили , что занятия ментальной арифметикой помогают нашему мозгу работать интенсивнее. Они определили, какие именно зоны мозга изменяются под воздействием ментальных тренировок. «Нагрузка» мозга устным счётом может улучшить познавательные способности. Но это требует дополнительных исследований.
С какого возраста можно приступать к занятиям
Ребёнку начинать занятия ментальной арифметикой рекомендуется с 5–6 лет. К этому времени он обычно имеет представление о цифрах и способен не только считать, но и связывать их между собой с помощью арифметических действий. Приступить к обучению можно и позже: новые нейронные связи в детском мозгу интенсивно формируются — до 18–24 лет.
К сожалению, взрослый мозг уже не так пластичен, поэтому методика преподавания ментального счёта несколько отличается от детской. Главное отличие — взрослому понадобится больше тренировок и упражнений для достижения результата. Зато люди старшего возраста чётко знают, чего хотят добиться, они лучше мотивированы.
Сколько времени занимает обучение ментальной арифметике
Образовательные центры или частные сертифицированные преподаватели обычно имеют свои адаптированные методики обучения ментальной арифметике. Но, как правило, полная программа рассчитана на 2–2,5 года. Первые результаты — умение обращаться с абакусом и выполнять на нём несложные вычисления — заметны через 2–3 месяца после начала учёбы.
В центрах предлагают минимум 1–2 занятия в неделю. Обычно один урок длится от 45 минут. С частными преподавателями условия и интенсивность прохождения курса обговариваются индивидуально.
При самостоятельных занятиях можно выбрать удобный для себя темп.
Как обычно проходят занятия
Каким образом будут проходить занятия, зависит от выбранной формы обучения. В целом процесс выглядит так .
Вначале следует научиться правильно располагать руки на абакусе.
Два пальца правой руки — большой и указательный — вытянуты. Левая рука держит абакус за край, не закрывая обзор. Фото: Iana Alter / Shutterstock
Потом нужно запомнить, как набирать числа на счётах. Чтобы это сделать, учатся правильно сдвигать косточки абакуса: большой палец поднимает их, указательный — опускает. В некоторых методиках задействуют и средний палец правой руки.
Позже можно приступать к арифметическим действиям по определённым правилам.
На следующем этапе потребуется отложить реальный абакус и производить те же операции в уме — на воображаемых счётах.
Заключительная ступень включает закрепление навыка. Можно просто решать задачи или выполнять два действия одновременно (например, читать вслух стихотворение и вычислять в уме). Можно использовать онлайн-тренажёры. Главное — делать это как можно чаще.
Стоит ли тратить время и деньги на ментальную арифметику
Ментальная арифметика может вам пригодиться, если:
- Вы или ваш ребёнок хотите научиться быстро вычислять в уме, а вероятное развитие других когнитивных способностей считаете приятным бонусом к занятиям.
- Вы не ждёте, что ментальная арифметика решит какие-то специфические проблемы с обучением или концентрацией. В противном случае вместо занятий лучше обратиться к специалисту (нейрофизиологу, психоневрологу) и после консультации с ним определиться, нужен ли вам быстрый счёт.
- Вы готовы тратить деньги на дополнительное образование. Цена одного занятия по ментальной арифметике разнится в зависимости от региона и формы обучения. 45 минут стоят от 500 рублей.
- Вы вполне уверены в надёжности образовательного центра или преподавателя. Проверьте, есть ли у специалиста диплом о высшем педагогическом образовании, можно ли попасть на бесплатное пробное занятие, каковы условия возврата денег в случае форс-мажора при плате за длительный период.
- Вы готовы много практиковаться дома. На последующих этапах это станет необходимым.
Можно ли заниматься дома
В теории да. По крайней мере, можно попробовать. Так вы поймёте, подходит ли эта методика вам или вашему ребёнку. Скорее всего, заниматься будет сложнее, чем с преподавателем. Придётся самостоятельно разбираться в тонкостях и самому контролировать правильность счёта и движения пальцев.
Эти советы Лайфхакера помогут начать обучение.
Для начала купите абакус
Если вы планируете заниматься с ребёнком, вероятно, нужны будут два инструмента: один для ученика, другой — демонстрационный.
- Тринадцатиразрядный абакус для педагогов и обучающихся, 270 рублей →
- Семиразрядный абакус с цветными бусинками для детей, 250 рублей →
Дополнительные материалы при обучении ребёнка сделают занятие более увлекательным.
- Флеш-карты для игр и обучения ментальной арифметике, 950 рублей →
- Лото для обучения ментальной арифметике, 950 рублей →
- Наклейка-абакус на пол для игр и разминок, 4 490 рублей →
Определитесь, будет ли вам удобнее заниматься по учебникам или по видеоурокам
Вполне возможно использовать и то и другое. Видео нагляднее, а в книге подробнее указана последовательность действий и приведены упражнения для закрепления.
- Ментальная арифметика для детей от 4 до 6 лет, 300 рублей →
- Ментальная арифметика. Методическое пособие для преподавателей и родителей, 300 рублей →
- Ментальная арифметика. Рабочая тетрадь в стихах для детей 4–6 лет. Первый год обучения, 750 рублей →
Если вы сомневаетесь, стоит ли тратить деньги на пособия, то попробуйте скачать бесплатный вариант для ознакомления. Такую возможность предлагает, например, Абакус-центр.
Некоторые видеоуроки вы можете найти на YouTube.
- Более 30 уроков ментальной арифметики для детей на канале «Маленькие гении» →
- Уроки курса по ментальной арифметике от NeoAction →
- 9 ознакомительных уроков ментальной арифметики от SmartyKids →
Постоянно тренируйтесь
После того как вы усвоите основные правила вычислений на абакусе, нужно будет очень много упражняться, постепенно усложняя примеры. Бесплатные онлайн-тренажёры дают хорошую возможность практиковаться:
- Тренажёр ментального счёта от Клуба Ментальной арифметики →
- Онлайн-тренажёр от Абакус-центра →
- Тренажёры на платформе gorazd.online →
Приложения для обучения ментальной арифметике на телефоне тоже есть. К сожалению, многие из них не русифицированы.
Источник: lifehacker.ru
Ментальная арифметика – что это за методика и зачем она нужна детям
Существует немало полезных и необычных методик развития детского интеллекта, которые подходят и дошкольникам, и школьникам, но именно эта программа все чаще вызывает интерес у родителей. Кто-то уже наслышан о ней, а кто-то узнает о таких занятиях впервые. Что же представляет собой эта техника, и в чем ее отличия от привычной всем математики? Ответим в этой статье.
Ментальная арифметика – что это такое?
Чаще всего ей интересуются взрослые, которые хотят, чтобы их дети увлекались интересным, и в то же время полезным занятием. Поэтому в поле зрения и попадает эта необычная программа. «Что такое ментальная арифметика?» – отвечаем на распространенный вопрос родителей, которые впервые встретились с этим термином.
Ментальная арифметика – это методика развития интеллекта для детей и подростков, которая позволяет им научиться быстро считать без калькулятора. Также эта программа направлена на развитие навыков обработки информации, мышления, логических способностей и творческих задатков. Она базируется на знании основ работы с древними азиатскими счетами – абакусом, а обучение этой технике можно разделить на два основных этапа:
- вычисления на счетах для начинающих и улучшение навыков работы с ними. Сначала детям нужно научиться складывать и вычитать с помощью счетов, а затем отточить эти навыки. Только тогда, когда ребенок сможет считать не задумываясь, можно будет перейти к следующему этапу занятий.
- переход к устному счету. Теперь уроки направлены на то, чтобы научиться считать ментально. Для этого нужно привыкнуть представлять абакус в своем воображении и научиться считать на нем. Этот этап может занимать много времени, но полученные в результате способности оправдают ожидания.
По окончании этого курса ребята приобретут навыки, которые позволят им производить вычисления в уме с высокой скоростью и без особых усилий. Продолжительность освоения этой техники во многом зависит от возраста ребенка. Так с каких лет можно учиться быстро считать в уме?
В каком возрасте лучше обучаться ментальному счету
Мнение о том, когда лучше приступать к занятиям различается: кто-то считает, что заниматься ментальной арифметикой можно еще до школы, а кто-то предпочитает отложить обучение до момента, когда малыш пойдет в первый класс. Чтобы принять верное, взвешенное решение, нужно разобраться в основных нюансах развития интеллекта в раннем возрасте.
Умение производить арифметические операции предполагает задействование логических функций интеллекта. Но логика у ребенка нормально формируется примерно к 5 годам, а в более раннем детстве почти не задействуется. Именно поэтому педагоги и психологи не рекомендуют приступать к занятиям, пока малышу не исполнится 5-6 лет.
Еще одним важным фактором, влияющим на эффективность обучения, являются начальные навыки ученика. Чтобы продуктивно заниматься, он должен уметь читать, считать от одного до десяти и обратно, знать цифры и, что не менее важно, уметь соотносить их с количеством. Так занятия по ментальной арифметике подойдут для детей, которые обладают перечисленными способностями и уже достигли пятилетнего возраста. Считается, что занятия будет особенно полезны ребятам от 5 до 16 лет.
Выбирая программу обучения этой технике, родители нередко путают ее с ментальной математикой. Есть ли между ними разница?
Ментальная математика или арифметика – как правильно?
Арифметика – это простые арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Именно эти простые действия выполняются учениками на абакусе. В английском языке название методики звучит как Mental Math – ментальная математика. Поэтому, если вы скажете “ментальная математика”, вы не ошибетесь и тоже будете правы.
Ведь арифметика входит в общее понимание математики, которая включает более широкие понятия. Как бы вы не назвали эту методику, принцип счета от этого не изменится.
Теперь, когда терминология не вызывает вопросов, можно перейти непосредственно к особенностям занятий по обучению ментальной арифметике. Для этого нужно оценить все плюсы и минусы этой методики, внимательно изучить ее преимущества и недостатки.
Плюсы и минусы ментальной арифметики
Как и любая другая развивающая программа, она имеет свои сильные и слабые стороны. Родителям важно заранее взвесить все «за» и «против» данной техники перед тем, как их чадо начнет ее изучать.
Плюсы ментальной арифметики
Когда человек считает ментально, он задействует сразу два полушария мозга: левое, отвечающее за логику и, в том числе, умение работать с числами, и правое, позволяющее фантазировать. Благодаря этому удается развивать разные интеллектуальные способности:
- умение быстро считать в уме. Именно этот навык кажется родителям главным преимуществом, но на самом деле он является только одним из множества бонусов техники быстрого устного счета.
- память и внимание. Одновременная нагрузка на оба полушария мозга улучшает эти способности, необходимые для успешного обучения в школе. Когда дети считают ментально, они вынуждены сохранять концентрацию и удерживать в памяти сразу несколько чисел, что также способствует развитию этих интеллектуальных функций.
- логику и мышление. Считая ментально, как и выполняя обычные упражнения по математике, удается совершенствовать логическое мышление, позволяющее легче справляться с примерами и задачами.
- аналитические и стратегические навыки. Вместе с логическими способностями развивается и умение анализировать объекты и ситуации, планировать свои шаги наперед, чтобы добиться наилучшего результата в любой области деятельности.
- творческие способности и креативное мышление. Устный счет дает нагрузку и на правое полушарие, отвечающее за воображение и творчество, благодаря чему удается совершенствовать эти способности во время выполнения арифметических операций.
Ментальная арифметика очень полезна для детей еще и тем, что участвует в формировании новых нейронных связей, позволяющих применять одновременно и логические, и творческие возможности для решения любых задач. Повышение интеллектуального уровня ребенка способствует тому, что он начинает учиться в школе с большей мотивацией, ведь теперь освоение многих предметов дается ему значительно легче.
Минусы ментальной арифметики
Преимущества этой методики действительно заслуживают внимания, но для полноты картины нужно оценить и ее недостатки:
- обучение отличается от программы современных школ. Сравнивать уроки математики в школе и ментальный счет некорректно, ведь каждая из этих программ имеет свою направленность. Математика учит ребенка пользоваться формулами и теоремами, а арифметика – быстро считать в уме. И те, и другие навыки будут полезны ребенку, если он будет своевременно их осваивать.
- эффективность методики зависит от мотивации. Для получения видимых результатов тренировок, ребенок должен и сам проявлять желание заниматься. Если ему будет неинтересно учиться, то сделать занятия регулярными и продуктивными вряд ли удастся. А это значит, что и значительного улучшения навыков такие тренировки не дадут. Поэтому важно вести обучение, используя игровые элементы, чтобы сделать занятия увлекательными.
- ученик может допускать ошибки, если будет торопиться во время вычислений. Освоение быстрого устного счета – долгий и сложный процесс, и вестись он должен правильно. Если обучение проходит с учетом всех необходимых рекомендаций, то ребенок сможет научиться считать быстро и без ошибок.
- ментальная арифметика будет вредна для детей, если они будут слишком много заниматься. Чрезмерная нагрузка может переутомлять ребенка, из-за чего он будет терять мотивацию к обучению. И речь, в данном случае, идет не только о выполнении упражнений на устный счет, но и о любых других занятиях. Любая образовательная деятельность должна вестись с учетом потребностей и возможностей детей. Только тогда она будет полезна.
Тщательно взвесив все «за и против», можно с уверенностью сказать, что эта техника будет очень полезна, если занятия выстроены правильно и ученик занимается с интересом. Поговорим о нюансах ее изучения.
Ментальная арифметика в домашних условиях – за и против
Когда родители или их дети только начинают интересоваться этой методикой счета в уме, им кажется, что изучать ее можно и дома. В свободном доступе в интернете легко удастся найти немало статей о том, как работает эта техника, и о том, что нужно для ее освоения. Но уже на этапе сбора теоретической информации могут возникнуть трудности.
В первую очередь они связаны с тем, что разрозненные данные об этой методике, полученные из разных источников, непросто собрать воедино. Из-за этого не всегда удается сформировать хотя бы примерное понимание того, с чего нужно начинать обучение. Похожим образом дело обстоит и с выбором практических упражнений, которые необходимы для тренировки навыков.
Для продуктивного освоения ментальной арифметики дети должны обучаться системно и последовательно. Если не следовать этому правилу, то можно не только потратить время, не добившись желаемых результатов, но и понизить мотивацию ребенка к освоению этой программы. Именно поэтому обучаться по ней лучше в детских центрах, где занятия ведут опытные педагоги.
Пройти курс ментальной арифметики и полностью освоить ее поможет обучение в центрах академии развития интеллекта AMAKids. Занятия ведутся в небольших группах по проверенной временем методике. Ее эффективность подкреплена множеством восторженных отзывов от учеников, которые уже освоили эту технику, и их родителей. Первые заметные результаты появятся уже после месяца тренировок. А навыки, полученные ребятами в итоге, сохранятся с ними на всю жизнь и еще не раз помогут добиться успеха в любой сфере.
Поделиться:
- Все (527)
- Семья и отношения (41)
- Воспитание детей (111)
- Безопасность детей (5)
- Здоровье и уход (13)
- Ментальная арифметика (111)
- Меморика (25)
- Либерика (41)
- Хобби (13)
- Музеи и выставки (4)
- Отдых с детьми (13)
- Сделай сам (3)
- Спорт (3)
- Игры (20)
- Спидкубинг (7)
- Обучение чтению (31)
- Преимущества франшизы (25)
- Математика (17)
- Подготовка к школе (11)
- Английский (26)
- Репетиторы (6)
- Скорочтение (1)
Источник: amakids.ru