Ментальная арифметика это программа

Научно доказано, что дети в возрасте с 6 до 12 лет имеют наиболее пластичный мозг, который еще не закрепил шаблоны и стандарты. В зависимости от этого, обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период, ведь любые задатки, которые заложены генетически в маленьком человеке, благодаря этому обучению получают активное развитие. Одна из таких методик, позволяющая ускорить процесс усвоения информации детьми разного возраста — Ментальная арифметика.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Что такое ментальная арифметика

Научно доказано, что дети в возрасте с 6 до 12 лет имеют наиболее пластичный мозг, который еще не закрепил шаблоны и стандарты. В зависимости от этого, обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период, ведь любые задатки, которые заложены генетически в маленьком человеке, благодаря этому обучению получают активное развитие. Одна из таких методик, позволяющая ускорить процесс усвоения информации детьми разного возраста — Ментальная арифметика.

Что дает ментальная арифметика детям?

Ментальная арифметика – это программа развития умственных способностей и творческого потенциала.

Что Ментальная арифметика дает детям:

  • быстрый устный счет
  • умение концентрировать внимание
  • усидчивость
  • развитие памяти, воображения
  • уверенность в себе

Основной вид деятельности на занятиях по Ментальной арифметике — счет на абакусе. Дети считают разными способами: на слух, на специальных карточках с заданиями, у доски, на демонстрационном абакусе, на интерактивном тренажере (анзане), на ментальной флэш-карте (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах). Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Все задачи представлены в виде игры.

Ребенок воспринимает абакус как игрушку. В старшем дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Он позволяет показать ребенку наглядно, в чем смысл сложения и вычитания. Ребенок учится, играя со счетами.

Обучение этой технике можно разделить на два основных этапа:

  • вычисления на счетах для начинающих и улучшение навыков работы с ними. Сначала детям нужно научиться складывать и вычитать с помощью счетов, а затем отточить эти навыки. Только тогда, когда ребенок сможет считать не задумываясь, можно будет перейти к следующему этапу занятий.
  • переход к устному счету. Теперь игры и упражнения направлены на то, чтобы научиться считать ментально. Для этого нужно привыкнуть представлять абакус в своем воображении и научиться считать на нем. Этот этап может занимать много времени, но полученные в результате способности оправдают ожидания.

Дети осваивают технику счета на косточках, используя для этих операций сразу обе руки. Каждое занятие предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения.

Ментальная арифметика — первый урок в онлайн-школе

Также программа направлена на развитие навыков обработки информации, мышления, логических способностей и творческих задатков.

Основные принципы обучения Ментальной арифметике:

Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.

Развитие ребёнка — комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других.

  • Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям Программа обучения строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития.
  • Постепенность, пошаговость и систематичность в освоении и формировании учебно значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
  • Индивидуализация темпа работы Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.
  • Повторяемость Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.

Ментальная арифметика весьма эффективна в обучении гиперактивных детей. Они учатся концентрировать внимание, у них вырабатывается усидчивость. Эта методика развивает сразу оба полушария и поэтому задействует все процессы: внимание, слуховую и зрительную память, моторику. Занятия состоят не только из счета, но и упражнений на развитие логики, мышления, воображения, используются различные графические упражнения.

Итак, рассмотрим поподробнее приспособления и дидактический материал, который используется при обучении старших дошкольников Ментальной арифметике:

Он состоит из рамки прямоугольной формы, вертикальных спиц, косточек и планки, которая разделяет абакус.

Косточки на абакусе специально заострены, чтобы дети, перебирая их, развивали мелкую моторику. Изучение абакуса с помощью техники двух рук позволяет стимулировать тактильные, зрительные и слуховые ощущения, воображение, образное мышление ребенка. Когда все чувства стимулируются одновременно, интеллект человека развивается гораздо быстрее.

Верхние косточки называют – братья или небесные, нижние – друзья или земные.

Если к центральной планке не придвинуто никаких косточек, это обозначает 0. Когда считают на абакусе, есть одно правило. Большим пальцем мы поднимаем косточки вверх, т.е. прибавляем, а указательным опускаем вниз – отнимаем. Это упражнение называется «крабик».

Когда только учатся счету, работают на абакусе, но в дальнейшем этот предмет убирают и учатся представлять абакус в уме, ментально.

  • Таблицы Шульте являются средством развития концентрации внимания, а также расширением зоны периферического зрения. А именно: глаза человека обычно хорошо различают только те предметы, которые буквально перед носом — в очень небольшом пятачке. Прочие объекты, лежащие вне этой центральной зоны, нам кажутся размытыми. Это свойство внимания существенно ограничивает и затрудняет возможности поиска информации. Пользуясь таблицами Шульте, можно значительно расширить область видения.

Тренируясь с таблицами Шульте, у детей развивается прекрасно внимание и память. При выполнении упражнения мозг должен выполнять одновременно две задачи: держать все числа в поле зрения и называть их в определённой очередности.

Читайте также:
Какая программа оценивает компьютер

Повысить результативность упражнения можно

также используя различные варианты заданий:

  • Показать и назвать числа по порядку.
  • Показать и назвать числа в обратном порядке.
  • Находить сначала только чётные числа, а потом нечётные.
  • На время (не более 45 секунд).
  • Игры и упражнения , которые могут быть использованы в работе с детьми для развития логики, мышления, воображения.
  • рисование и штриховка двумя руками:

«Нарисуй зёрнышки. Рисовать надо одновременно двумя руками. Раскрась петушков тоже одновременно двумя руками».

  • Упражнение «Назови цвет». В этом упражнении происходит балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия. Правое полушарие мозга – распознает цвета, левое читает. Задание: как можно быстрее читай строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух ЦВЕТ каждого слова.

ЖЁЛТЫЙ СИНИЙ ОРАНЖЕВЫЙ

ЧЁРНЫЙ КРАСНЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ

ФИОЛЕТОВЫЙ ЖЁЛТЫЙ КРАСНЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ЧЁРНЫЙ

СИНИЙ КРАСНЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ

  • Задания на визуализацию:

«Протяни разноцветные ленточки,

соединив предметы с цифрой и абакусом»

Какое значение показывает абакус?

Запиши в соответствующую клеточку.

Представь в уме абакус с этим значением».

  • Кинезиологические упражнения. Эти упражнения помогают детям развивать сразу оба полушария мозга, становиться более расслабленными в своих движениях, обрести уверенность в успехе.
  • «Колечко»

Делаем «колечко» — соединяем большой палец с указательным, потом со средним, с безымянным, с мизинцем. И обратно. Ускоряем темп, меняем положение пальцев как можно быстрее.

Зажимаем левой рукой кончик носа, правой – левое ухо. Нужно одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук. Очень забавное упражнение

Нужно сжать левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Меняем положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений.

  • «Кулак-ребро-ладонь»

Сжимаем кулак, потом выпрямляем ладонь ребром к столу (перпендикулярно столу), потом ладонь параллельно столу. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.

Эти упражнения можно использовать во время динамических пауз, для смены деятельности, отдыха и расслабления

1. Б.Артур, Ш.Майкл. «Магия чисел. Ментальные вычисления в уме и другие математические фокусы».– М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2017 г.

2. Р.Багаутдинов, Р.Ганиев. « Ментальная арифметика. Знакомство». – М.: изд-во «Траст», 2016 г.

3. А.Бенжамин. «Матемагия. Секреты ментальной математики». – Интернет-издание, 2014 г.

4. К.Бортолато. «Набор «Учимся считать. Числовой ряд до 20».– М.: изд-во «Новый формат», 2014 г.

5. С.Эрташ. «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание».– М.: изд-во «Траст», 2015 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ментальная арифметика

Ментальная арифметика направлена на развитие интеллектуальных способностей детей,закладывает основной фундамент для развития академических успехов и дальнейшего развития личности.

Консультация для родителей «Что такое ментальная арифметика»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Что такое ментальная арифметика». Ментальная арифметика – это высокоэффективная программа развития умственных способностей при помо.

ООД по ментальной арифметике в старшей группе «Знакомство с ментальной арифметикой»

ООД по ментальной арифметике в старшей группе.

Консультация для родителей » Что такое ментальная арифметика»

Консультация для родителей » Что такое ментальная арифметикаЧто такое ментальная арифметика?»

Ментальная арифметика — это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан) без использования компьютера, ка.

Консультация «Что такое абакус.Введение в ментальную арифметику

Изучаем месте ,что такое ментальная арифметика и знакомимся с абакусом.

Источник: nsportal.ru

Ментальная арифметика для детей

Ментальная арифметика – это развивающая система, основанная на быстром счете в уме. Опирается она на азиатскую технику вычислений, при которой используются счеты-абакус (соробан). Сперва ребенок учится считать на них, заодно развивая мелкую моторику, а затем представляет счеты мысленно и считает уже в уме. Специалисты отмечают, что ментальная арифметика помогает комплексно развивать интеллект, тренирует концентрацию, внимание и логику. После регулярных занятий ребенок может вычислять в уме многозначные цифры.

Полезные факты о ментальной арифметике

Ментальная арифметика – это не только быстрый устный счёт Владение приемами ментальной арифметики позволяет ребенку быстрее и проще справляться с любой интеллектуальной и творческой работой. Также развивается способность находить нестандартный подход к решению задачи.
Лучший возраст для занятий ментальной арифметикой – от 4 до 14 лет В этот период мозг развивается наиболее интенсивно. Раньше заниматься смысла нет – ребенок просто не поймет, чего вы от него хотите. Позже мозг уже не может приобретать и использовать сложные навыки в таком количестве.
Полезно заниматься ментальной арифметикой в пожилом возрасте Хотя пожилому человеку и сложнее освоить устный счет в уме, такие занятия будут хорошей профилактикой болезней, связанных с памятью и концентрацией внимания.
Занятия ментальной арифметикой полезны для развития мелкой моторики Считать в уме без овладения счетом на абакусе практически невозможно. Поэтому вначале придется активно пользоваться счетами, что предполагает постоянные мелкие движения пальцами.
Овладение ментальной арифметикой не гарантирует «пятерок» по математике Если ребенок не понимает условия задачи, не знает формул и правил, то, к сожалению, ментальная арифметика не поможет. При этом дети, владеющие приемами ментальной арифметики, легче вникают в условия задачи из-за развитого воображения.

Как проходят уроки по ментальной арифметике

Программы занятий бывают разные, но принцип схож. Осваивать ментальную арифметику начинают с умения работать с абакусом. Это японские счеты, которые имеют косточки, с помощью которых делают вычисления.

Первоочередная задача – научиться быстро считать на абакусе. Постепенно преподаватель дает все более сложные примеры для вычислений, а затем физический абакус убирается, и ребенок представляет счеты в уме.

Читайте также:
Как настроить телевизионные программы

Топ-10 курсов по ментальной арифметике

Ментальная арифметика

Человек начинает развиваться с первых дней своей жизни, но если изначально ему хватает тех знаний и навыков, которые предлагают родители, то с возрастом появляется потребность в профессиональном педагогическом участии, когда потенциал ребенка может быть не просто правильно оценен, но и направлен в нужное русло. Именно поэтому сегодня мы поговорим о ментальной арифметике.

Ментальная арифметика – одна из наиболее молодых, стремительно развивающихся и перспективных методик детского образования. Благодаря ей можно развить умственные, в первую очередь математические способности ребенка, так, что любая арифметическая задача превратится для него в быстрый и простой процесс вычисления (кстати, здесь вы узнаете, как быстро научиться считать в уме). Причем сделать это можно даже в домашних условиях. Однако сегодня ведутся ожесточенные споры на тему того, что такое ментальная арифметика – просто инновационная идея, способная принести хороший доход, или очень полезная методика для обучения?

Далее мы вкратце расскажем об истории ментальной арифметики, поговорим о том, зачем она нужна детям, рассмотрим ее цели и результаты, которые она приносит, а также осветим основные способы, посредством которых осуществляется обучение. Представленная информация позволит определить плюсы и минусы ментальной арифметики и будет полезна для детей и родителей, заботящихся об умственном развитии своего ребенка.

Краткая история

Методика под интересным названием «ментальная арифметика» была разработана турецким исследователем Халитом Шеном. Ее основой послужил древний абакус – созданные еще 5 тыс. лет назад в Китае счеты, позже модифицированные японцами и ныне известные, как обычный калькулятор. Но, несмотря на востребованность последнего в наши дни, ученые сочли, что устройство абакуса гораздо полезнее для развития детей. Так счеты стали применяться в процессе обучения и послужили причиной появления особой методики, которая сейчас известна, как ментальная арифметика или менар.

Старт обучения менару состоялся в 1993 г. На сегодняшний день функционирует около пяти тысяч образовательных центров, обучающих устному счету, в 50 государствах. Наибольшее распространение метод получил в странах Ближнего Востока, Китае, Таиланде, Австралии, Канаде, Австрии и США. Кроме того, постепенно появляются специализированные организации в Киргизии, Казахстане и России, например, в Астане и Москве, где для детей и родителей ментальная арифметика стала настоящим открытием.

Зачем ментальная арифметика детям?

Согласно общеизвестному мнению, правое полушарие человеческого мозга ответственно за образное мышление, восприятие и творчество, а левое – за логическое мышление. Кода человек работает левой рукой, он активизирует работу правого полушария, а когда правой – левого. Таким образом, гармоничная и одновременная работа двух полушарий создает идеальные условия для развития ребенка.

Задача менара – сделать так, чтобы мозг принимал участие в образовательном процессе полностью. А достигается это посредством выполнения математических операций с использованием абакуса обеими руками. В результате ментальная арифметика способствует освоению способности к быстрому счету и развитию аналитических навыков. Сравнивая абакус с калькулятором, можно сделать вывод, что второй расслабляет мозговую активность, а абакус, напротив, тренирует и оттачивает деятельность мозга. По схожим причинам также актуальны и популярны методики, обучающие устному счету в домашних условиях, такие, к примеру, как наш специальный курс.

А что касается возраста, когда лучше всего начинать обучение менару, то рекомендуется делать это в период с 4-х до 12-ти лет (в некоторых случаях – до 16-ти), когда мозг находится в состоянии самого активного развития. Исходя из того же посыла, в это время эксперты советуют прививать детям базовые навыки, развивать мышление, изучать иностранные языки, учиться игре на музыкальных инструментах, осваивать боевые искусства и заниматься другими видами деятельности.

Но давайте продолжим разговор о менаре.

Суть ментальной арифметики

Вся программа по освоению ментальной арифметики построена на двух этапах. Первый этап включает в себя овладение техникой счета на косточках с одновременным применением обеих рук, благодаря чему в процесс включаются правое и левое полушария. Так достигается максимально быстрое выполнение и усвоение действий. Используя в работе абакус, ребенок учится совершенно свободно выполнять арифметические операции (сложение, вычитание, деление и умножение, вычисление квадратного и кубического корня).

Второй этап предполагает переход учеников у счету в уме, т.е. к ментальному счету. Постепенно проходя занятия, ребенок отходит от привязки к абакусу, тем самым стимулируя также и свое воображение. Левым полушарием воспринимаются цифры, а правым – образ косточек абакуса. На этом и построено обучение проведению умственных расчетов – в воображении ребенка появляются счеты, на которых он мысленно проделывает требуемые вычисления. В процессе работы с воображаемым абакусом мозг воспринимает числа в виде картинок, а выполнение математических операций ассоциируется с тем, как на счетах двигаются косточки.

Обучение ментальной арифметике – это очень увлекательный и интересный процесс, по достоинству оцененный сотнями тысяч людей, но плюсы и минусы для себя вы, конечно же, должны определять сами. Но чтобы сделать это вам было проще, мы скажем еще несколько слов, о том, на что направлен менар и какие приносит результаты.

Цели и результаты ментальной арифметики

Основными целями этой уникальной методики можно назвать концентрацию внимания, развитие воображения и логического мышления, наблюдательности, слуха, творческого мышления и фотографической памяти. Если для овладения менаром был применен профессиональный подход и поставленные задачи были достигнуты, ребенок учится выполнять и простые и сложные математические задачи в уме. Он становится способен, к примеру, за несколько секунд складывать десятизначные числа, умножать сотни и тысячи и осуществлять другие арифметические действия быстрее, чем это делает калькулятор.

Читайте также:
Название детской игровой программы на 1 мая

А благодаря тому, что как образовательная программа, менар касается не только области математики, но и других сфер, ребенок становится в принципе умнее и увереннее в себе, а также учится эффективно и без ущерба для результата заниматься разными делами в одно и то же время. Надеемся, что теперь определить для себя плюсы и минусы ментальной арифметики вы сможете без особых затруднений.

Теперь же давайте поговорим о том, где можно научиться ментальной арифметике.

Школы ментальной арифметики

К сожалению или к счастью, но сегодня обучение ментальной арифметике проводится хоть и во многих странах мира, но только в специализированных образовательных центрах. Обучение в них длится, как правило, два-три года. Кроме этапов освоения методики, существует также десять ступеней, каждая из которых проходится учениками за 2-3 месяца. Несмотря на то, что в каждом центре есть свои программы, действуют и общие для всех правила.

Группы учеников формируют, исходя из их возраста. Есть три базовых вида групп – это junior, kids и kinder. Занятия проводятся опытными высококвалифицированными педагогами-психологами, прошедшими надлежащую подготовку и аттестацию.

В дополнение к центрам по обучению ментальной арифметике можно встретить и школы, где готовятся специалисты соответствующего профиля. В большинстве случаев преподавателями менара являются люди, имеющие педагогическое и психологическое образование и опыт работы. Важно это по той простой причине, что внимание уделяется не просто уровню преподавания математических знаний и навыков работы с древними счетами, но и методам, которыми пользуются педагоги, ведь всегда должны учитываться психологические особенности развития детей.

В школах по подготовке специалистов по ментальной арифметике постоянно проводятся тренинги и семинары, позволяющие повышать квалификацию, поддерживать высокий уровень профессионализма, отслеживать динамику образовательных процессов и статистику преподавателей и их подопечных. После прохождения обучения будущие учителя проходят экзамены, успешная сдача которых позволяет получить нужные для работы документы (свидетельства, сертификаты, дипломы и т.д.).

Кто-то, конечно, может огорчиться, узнав, что обучить свое любимое чадо менару можно только, отправив его в соответствующее учебное заведение, но на самом деле это не повод расстраиваться. Для детей и родителей есть и другая новость – при желании можно найти учебники и пособия по обучению ментальной арифметике, а это значит, что овладеть ей вполне реально и в домашних условиях.

Обучающие материалы по ментальной арифметике

Сегодня многими обучающими центрами создаются авторские методики по обучению менару, которые выстраиваются с основой на психологические, возрастные и когнитивные особенности детей. Благодаря этому обеспечиваются положительные результаты и эффективность. Эти методики понятным и простым языком излагаются в обучающих материалах.

Всего же существует несколько категорий обучающих материалов. Во-первых, это пособия, предназначенные для преподавателей, включающие в себя пояснения к учебникам, видеоматериалы и методическую литературу. Пособия регулярно обновляются и снабжаются различными вспомогательными сборниками.

А во-вторых, это учебники по ментальной арифметике, обычно представленные двумя вариантами – теоретическим и практическим. Из теоретического учебника ребенок может узнать правила и познакомиться с приемами вычислений на абакусе и всяческими операциями с косточками этих счетов. В практических же учебниках предлагаются упражнения, позволяющие закрепить полученные знания и отточить новые навыки. Все учебники имеют деление по возрастным категориям.

Найти учебники по ментальной арифметике вы можете на просторах интернета, в специализированных онлайн-точках продаж и, конечно же, в традиционных книжных магазинах. Также заметим, что помимо менара для детей и родителей, желающих обучить их считать в уме и вообще приобщить к математике, будет крайне полезно пройти и наш курс по устному счету. К тому же и ходить никуда не надо – сидите себе за компьютером и обучайтесь в домашних условиях.

Ну и напоследок – несколько слов о том, как отзываются люди о ментальной арифметике. Возможно, это поможет вам более четко определить для себя плюсы и минусы менара и решить, стоит ли заниматься этим.

Немного об отзывах

Невзирая на то, что ментальная арифметика является довольно новой программой обучения устному счету, за немногочисленные годы своего существования она успела снискать большую популярность и показать превосходные результаты. Отзывы детей и их родителей говорят о том, что она очень даже полезна и эффективна. Взять во внимание нужно и то, что менар может быть успешно внедрен и в традиционные образовательные программы, став для ребенка дополнительным инструментом освоения арифметических навыков.

Всего несколько часов в неделю приносят отличные результаты уже по прошествии пары-тройки месяцев. Многие родители говорят о том, что у их детей значительно улучшилась память, мышление стало более креативным, повысились способности к сосредоточению. Дети, изучающие ментальную арифметику, более уверены в школе, быстрее делают уроки, становятся более внимательными и наблюдательными, получают на обычных уроках больше положительных оценок.

Из всего этого можно сделать вывод, что менар стал не просто новым способом освоить навыки вычисления, но и результативной методикой для всестороннего развития личности ребенка. Потенциал, активизирующийся при занятиях ментальной арифметикой, способствует формированию успешной и здоровой натуры, имеющей надежный фундамент для вступления во взрослую жизнь.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Зона ближайшего развития
  • Медитация для детей
  • Теорема Ферма и 380 лет на ее доказательство
  • Теория когнитивного развития Пиаже
  • Как научить ребенка читать: правила, советы и рекомендации
  • Факторы интеллектуального развития ребёнка
  • Подборка курсов для детей и родителей
  • Тест Векслера
  • Социализация личности: коротко о главном
  • Амбидекстр: правша и левша одновременно. Как это и можно ли научиться?

Источник: 4brain.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru