Менеджер образовательных программ это что такое
Содержание
- Кто такой методист: историческое ревью и работа в современных реалиях
- Методолог, методист, TrainingDevelopment-менеджер и дизайнер образовательного опыта: в чем разница и имеет ли это значение?
На рынке часто путают термины: в вузах используют термин «методист», в EdTech — «методолог». Этот термин хорошо прижился в инфобизнесе: авторы ссылаются на «уникальную методологию», термин «методолог» популяризирован.
Исторически методология в России связана со школой советского методолога и политического технолога П.Г. Щедровицкого и Московским кружком методологии. Для них методолог — тот, кто создает организационно-деятельностный опыт (часто в форме игры) а также среду, стимулирующую практически- и деятельностно-ориентированное мышление.
Новая должность в образовательной среде — TrainingD-менеджеров мы рассказывали в этой статье.
Рассмотрим термин «методист». Методист — одна из функций TrainingD-компании или вузы. Так, обязанности методиста в этой среде часто связаны с ролью кураторов процесса сборки курса. Здесь, помимо традиционных компетенций, нужны и коммуникативные навыки, чтобы брифовать спикеров, и менеджерские, чтобы грамотно управлять процессом.
Что делает продакт-менеджер. Елена Кузнецова, Яндекс
Проектирование образовательного опыта в корпоративной среде: как методист измеряет результаты обучения
Методист отвечает за полную проработку образовательного трека: методологию программ, устройство образовательной среды, опыт студентов, а также он должен следить за тем, каким образом происходят изменения и как их измерить. Одной из наиболее часто используемых систем оценки эффективности образовательных программ является модель Киркпатрика. Она подразумевает проверку пяти уровней.
1 уровень: реакция
На этом этапе мы спрашиваем учащегося о том, что он думает о программе. Понравилась ли она или нет, почему, какие эмоции вызвала. Этот этап позволяет проанализировать эмоциональный фон учащихся, уровень комфорта.
2 уровень: научение
На этом этапе мы проверяем, усвоились ли передаваемые знания, сформировались ли заложенные умения и навыки.
3 уровень: поведение
Казалось бы, мы уже узнали, доволен ли учащийся, чему он научился, и этого должно быть достаточно, чтобы оценить эффект. Но проверка первых двух уровней вовсе не гарантирует, что в поведении человека действительно что-то изменилось. А любая образовательная программа нацелена именно на это.
Поэтому на этом этапе нужно проверить, удалось ли сформировать новые паттерны поведения, или человек в реальной жизни продолжает действовать так, как привык до обучения.
4 уровень: результаты
Заключительным этапом нужно оценить, оказывают ли изменения в поведении участников положительное влияние на компанию или результаты работы.
5 уровень: оценка ROI
ROI (показатель возврата инвестиций) позволяет измерить, насколько вложенные инвестиции окупились в сравнении с затратами. В реальности измерить его очень сложно, так как на прибыль компании влияет огромное количество факторов, не зависящих напрямую от обучения.
Эффективность программы также оценивается с помощью универсальных метрик оценки:
- COR — индекс учащихся, дошедших до конца;
- CSI — удовлетворенность учащихся курсом;
- NPS — готовность учащихся рекомендовать образовательный продукт.
Эту модель часто критикуют прогрессивные игроки рынка TD-функцию или работает в департаменте внутренних коммуникаций.
Сервис-менеджеры: кто они и какими качествами должны обладать
После того, как все ушли в онлайн, методисты и отделы корпоративных коммуникаций должны были рассказывать людям, как им устраивать свою работу. Особенно значимы они для проектирования онлайн-курсов крупных компаний.
Методист поможет сделать качественный курс внутри компании, который будет не хуже предложений на рынке. Это позволяет решить очень важную проблему: когда в 2020 году все оказались в онлайне, преимущества внутреннего курса перед внешним оказались совсем не очевидными.
Если сотрудник внутри корпорации видит плохо сделанный продукт, когда у него есть возможность купить недорогой внешний продукт отличного качества с высоким уровнем сервиса, то ценность внутреннего снижается. Методисты внутри компании могут помочь сделать топовый курс, чтобы сотрудник не уходил на рынок.
Зачем корпорациям услуги внешних методических консультантов
Есть четыре основные причины, которые вынуждают компании прибегать к услугам внешних методических консультантов: помощь с переходом в онлайн, создание конкурентоспособного внутреннего продукта, аудит имеющихся продуктов, проектирование сложных программ при недостатке внутренних компетенций.
Для компании важно, где сотрудник покупает обучение, — внутри или на рынке — потому что обучение решает дополнительные задачи: повышает мотивацию, формирует коллектив и позволяет проводить оценку сотрудников.
Когда специалист уходит за обучением на рынок, эти цели не достигаются. Менеджеры в корпорациях ощущают потерю контроля над сотрудниками, когда те уходят за обучением на рынок. Многие скиллы в такой ситуации невозможно измерить. Внутреннее же обучение более контролируемо.
Однако не для всех проектов нужно держать штат методистов, иногда гораздо выгоднее разово привлечь опытных подрядчиков.
Приведем кейс, который можно решить с помощью внешних специалистов: банк не представлен на отраслевых мероприятиях в сравнении с конкурентами. Чтобы представлять банк на конференциях, нужны спикеры. Как их учить? Индивидуально? С привлечением коучей?
Как их найти и мотивировать выступать?
Решение — привлечение методистов, разработка модульной программы с элементами конкурсного отбора, которая повышает мотивацию в коллективе, качественная программа отсева. По результатам банк имеет пул готовых выступлений и подготовленных спикеров.
Подводя итог, подчеркнем, что методология в современных реалиях не только позволяет эффективнее достигать целей, которые стоят перед обучением, но и создает комфортную образовательную среду. Именно методологи формируют позитивный опыт обучения, повышая мотивацию студентов, заставляя приобретать новые образовательные продукты и становиться приверженцами lifelong learning.
Источник: rb.ru
Педагогический менеджмент в образовании
Российская система образования — сфера, в которой активно внедряются различные инновационные концепции. В числе таковых — педагогический менеджмент. Может показаться, что это явление совместимо, главным образом, со сферой бизнеса или политикой. Однако его возможно внедрять и в педагогическую практику. Каким образом?
Каковы наиболее примечательные характеристики данной концепции?
Понятие педагогического менеджмента
Что такое педагогический менеджмент в образовании? Данный термин, очевидно, обозначает некие процессы, связанные с управлением. Традиционно под менеджментом принято понимать активность, осуществляемую в бизнесе или, к примеру, в политике. Но в последнее время в России начинает набирать популярность менеджмент в образовании.
Процесс управления предполагает наличие субъекта и объекта. Данная характеристика актуальна также и для такого явления, как менеджмент в образовании. Субъектом управления в данном случае будут сотрудники учреждения, в котором реализуются учебные программы. Объектом — сама образовательная организация, а также процессы, проходящие в ней. Задача менеджмента соответствующего типа — совершенствование учебного процесса, повышение его эффективности, оптимизация с точки зрения трудовых и финансовых затрат деятельности учебного заведения в корреляции с требуемыми результатами.
Национальная специфика
Менеджмент в образовании может характеризоваться национальной спецификой. Например, в учебных заведениях США он связан с наделением преподавателей школ значительным объемом полномочий, позволяющим планировать и оптимизировать процесс обучения. В России, в свою очередь, работники общеобразовательных организаций — если говорить о государственных и муниципальных учреждениях, — обязаны в общем случае придерживаться программ, утверждаемых на региональном или даже федеральном уровне. Вследствие этого российский менеджмент в образовании становится прерогативой преимущественно частных учебных заведений. Хотя, безусловно, в некоторых аспектах организации учебного процесса в государственных школах он также может применяться — например, в части внеклассных занятий или, как вариант, оптимизации бюджетных расходов.
Системообразующие факторы педагогического менеджмента
Современные исследователи считают, что педагогический менеджмент в образовании характеризуется рядом факторов, влияющих на механизмы его реализации. В числе таковых:
— специфика системообразующих элементов менеджмента как самостоятельной среды социальной активности;
— методы, задействуемые субъектами менеджмента;
— задачи, которые стоят перед менеджером в системе образования;
— ключевые принципы, на которые опирается преподаватель при выстраивании соответствующих управленческих коммуникаций;
— функции, характеризующие педагогический менеджмент;
— критерии качества управленческой активности.
Некоторые исследователи полагают, что к факторам педагогического менеджмента допустимо относить также результаты деятельности сотрудников школ, направленной на реализацию соответствующих управленческой активности. Исследуем теперь выявленные факторы, характеризующие менеджмент в сфере образования, подробнее.
Системообразующие элементы
Статус системообразующих элементов в педагогическом менеджменте, безусловно, будут иметь его субъекты и объекты. К первым будут относиться сотрудники образовательных организаций на различных должностях. Это могут быть директора школ, их заместители, учителя. Объекты активности в рамках педагогического менеджмента — это, в свою очередь, учащиеся. В некоторых случаях в рамках указанных категорий может наблюдаться субординация, вследствие чего субъекты могут временно приобретать статус объектов — например, если речь идет о взаимоотношениях директора и подчиненных ему сотрудников школ.
Следующий системообразующий элемент, который включает в себя менеджмент в образовании — это учебный процесс и непосредственно связанные с ним коммуникации, характерные для школы — например, педсоветы. Участие в соответствующих мероприятиях, так или иначе, принимают все субъекты и объекты педагогического менеджмента. Учебный процесс — важнейший системообразующий элемент, консолидирующий интересы и приоритеты лиц, которые вовлечены в социальные коммуникации в рамках реализации образовательных программ.
Цели управления
Следующий фактор, отмеченный нами — это цели управления. Чем может быть обусловлено внедрение механизмов педагогического менеджмента в том или ином образовательном учреждении? Многое зависит от конкретного уровня учебных программ. Так, менеджмент в профессиональном образовании, реализуемый в вузах и колледжах, может быть направлен на повышение эффективности освоения студентами различных прикладных навыков. Если речь идет об учебном процессе в общеобразовательной школе, то внедрение соответствующих управленческих практик может быть обусловлено необходимостью более эффективного расходования бюджетных средств — например в части закупки материалов, распределения рабочих часов.
Цель применения тех или иных управленческих подходов может быть обусловлена необходимостью внедрения каких-либо новшеств в системе образования. Данная инициатива чаще всего сопровождается некими ожидаемыми позитивными результатами. Чаще всего задействование инновационных методов педагогического менеджмента связано с решением той или иной проблемы, которая характерна для системы образования в целом, конкретной учебной программы или же отражает специфику отдельного учебного заведения.
Целью внедрения методов педагогического менеджмента может быть реализация воспитательных программ. Например, тех, что связаны с подготовкой детей старших классов к прохождению службы в вооруженных силах. Методы педагогического менеджмента в этом случае могут быть направлены на оптимизацию расписания соответствующих занятий относительно основных, которые предусмотрены школьной программой, или составление графика необходимых внеклассных мероприятий, например строевой подготовки в армейских частях.
Методы
Другой значимый фактор педагогического менеджмента — методы, задействуемые его субъектами. Подходов к их классификации достаточно много. В числе наиболее распространенных:
— экономические (предполагающие оптимизацию бюджетных расходов в корреляции с учебными программами);
— административно-распорядительные (посредством таковых субъекты педагогического менеджмента могут отдавать распоряжения в адрес объектов);
— социально-психологические (предполагают задействование эффективных алгоритмов коммуникаций между субъектами и объектами).
Как правило, отмеченные методы задействуются в различных сочетаниях или все одновременно.
Задачи
Следующий системообразующий элемент — задачи менеджера в образовании. Чаще всего они представлены в следующем перечне:
— сформировать инструментарий, необходимый для достижения целей;
— подготовить нужные кадры;
— получить в пользование необходимые ресурсы — финансовые, организационные;
— внедрить выбранные концепции менеджмента на практике;
— проанализировать эффективность работы.
Разумеется, указанный спектр задач может расширяться, дополняться, конкретизироваться.
Принципы педагогического менеджмента
Основы менеджмента в образовании включают алгоритмы, на базе которых формируются принципы соответствующих управленческих активностей. Во многом они носят субъективный характер, то есть каждый участник учебного процесса может определять их, исходя из личных приоритетов. Но можно выделить и общие принципы, широко распространенные и практикуемые в российском педагогическом менеджменте. Изучим их подробнее.
Рационализм
Во-первых, это принцип рационализма. Действия менеджера в системе образования должны быть направлены, прежде всего, на улучшения, которые можно пронаблюдать в виде конкретных показателей — например, в части реальной экономии бюджетных средств вследствие более эффективной организации учебного процесса. Преподаватель должен формировать образовательные программы, основываясь на конкретных показателях и определяя те, которые нужно улучшать в приоритетном порядке.
Социальная ориентированность
Во-вторых, это принцип социальной ориентированности. Не важно, реализуется ли менеджмент в дошкольном образовании, на уровне средних учебных заведений или в вузах — активность преподавателя должна быть направлена на достижение общественно значимых целей. Тех, что важны как для локальных социумов, как-то отдельно взятый класс, группа, курс, так и для общества в целом.
Стабильность
В-третьих, это принцип стабильности. В ходе внедрения концепций педагогического менеджмента должны выбираться те методы, которые способны обеспечивать устойчивые результаты при неоднократном повторении их использования в тех же условиях. Безусловно, если речь идет о каких-то совершенно новых, не испытанных кем-либо ранее подходах, то возможен некий эксперимент, но он не должен нарушать функциональности устоявшихся к тому моменту социальных коммуникаций и структуры действующих учебных программ.
Последовательный подход к инновациям
В этом смысле инновационный менеджмент в образовании не должен быть революционным. Если речь идет, скажем, о внедрении дистанционных методов обучения, то их единовременное задействование во всех учебных программах школы может быть не самым рациональным шагом. Следует приспосабливать его только к тем дисциплинам, в отношении которых соответствующий механизм коммуникаций наилучшим образом подходит — например, это может касаться занятий по информатике.
Функции
Следующий важнейший элемент педагогического менеджмента — функции. Современные исследователи выделяют несколько таковых.
Прежде всего, это функция планирования. Она важна в части последовательного решения целей и задач, поставленных руководством школы или иного учебного заведения. Например, если цель внедрения соответствующих управленческих концепций — профессиональная переподготовка, менеджмент в образовании может быть задействован как инструмент составления алгоритма ее проведения, адаптированного к текущим учебным программам. То есть учителя, работающие в школе, могут ходить на необходимые занятия по переподготовке, в то время как их всегда кто-то сможет заменить на основном рабочем месте.
Исключительно важна мотивирующая функция педагогического менеджмента. Она заключается в формировании у учеников повышенного интереса к обучению. На практике это может выражаться, к примеру, во внедрении инновационных концепций. В числе тех, что требуют задействования широкого спектра инструментов, которые содержит в себе менеджмент в образовании — дистанционное обучение.
Как мы отметили выше, соответствующий формат реализации учебных программ должен внедряться в школьную практику постепенно, с тем, чтобы эффективность его применения была устойчивой. Педагогический менеджмент в дистанционном обучении может быть полезен также и с целью адаптации учеников к новшествам учебного процесса с точки зрения их дисциплины. Рассматриваемый формат прохождения образовательных программ может предполагать нахождение учащихся не в классе, а у себя дома или, например, на территории другого учебного заведения, вследствие чего восприятие детьми учебного процесса может быть несколько иным, чем в случае, когда они осваивают материал в классе.
Другая значимая функция педагогического менеджмента — контролирующая. Ее сущность — в осуществлении субъектом управления, мониторинга активности объектов, как в процессе внедрения тех или иных решений, так и с целью проверки их исполнения по факту соответствующей модернизации учебного процесса.
Критерии качества менеджмента
Следующий элемент педагогического менеджмента — критерии качества соответствующих активностей. Исследователи приводят следующий их перечень:
— практическая эффективность, прослеживаемая на примере конкретных цифр (экономия бюджета, улучшение среднего балла успеваемости);
— уровень положительного социального восприятия внедряемых концепций (в среде субъектов и объектов педагогического менеджмента);
— наличие косвенных показателей улучшения качества образовательного процесса (например, больший процент выпускников школы, поступивших в престижные вузы).
Как мы отметили выше, в числе возможных задач, при решении которых может задействоваться менеджмент в образовании — переподготовка специалистов. В этом случае критерием эффективности соответствующих концепций может быть рост интереса к учителям, работающим в школе, со стороны других учебных заведений города.
Источник: www.syl.ru
Менеджмент в сфере образования
Менеджмент в сфере образования – это специфическая отрасль управленческих наук, сочетающая в себя положения психологии, педагогики, социологии управления, менеджмента и маркетинга.
Масштабы и возможности рынка образовательных услуг в России часто недооцениваются. Это связано с долгое время действовавшей концепцией бесплатного образования, элементы которой сохраняются и в настоящее время (так, в частности, основное среднее образование является бесплатным и всеобщим, есть возможность за счет средств государственного бюджета получить и более высокие ступени образования). Однако образовательные услуги могут реализовываться в разных формах:
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас- государственные школы и вузы,
- коммерческие и частные учебные заведения,
- курсы повышения квалификации,
- дополнительное образование,
- дистанционное обучение (в том числе с использованием онлайн-технологий),
- интеграция с зарубежными образовательными учреждениями и т.д.
При этом количество специалистов-менеджеров в образовательной сфере, способных решать вопросы развития новых научных направлений и инновационных методик, проблемы образования на уровне государственных структур и учреждений, мало.
Быть менеджером образовательного процесса – значит:
- выполнять необходимую обществу значимую работу,
- формировать общественное мнение,
- заниматься делом, основу которого составляют высокие морально-этические аспекты,
- работать в престижной отрасли.
Менеджмент образовательных процессов позволяет людям приобщиться к огромному миру знаний. Каждому нужен проводник на пути к познанию и карьерным свершениям. Однако для менеджера, кроме высокого предназначения, имеет значение еще и бизнес, повышение эффективности образовательного процесса, его регламентация и упорядочение.
Подобрали для написания работы по теме «Менеджмент в сфере образования»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работыВ последние годы появилось достаточно много трудов, посвященных управлению в сфере образования, а также отдельным организационно-управленческим аспектам образовательного процесса. Однако этим работам не хватает системности, в большинстве случаев речь идет либо о эмпирическом описании деятельности, проводимой в конкретном учреждении (или на конкретной ступени образования), либо о поверхностном объяснении того, что может быть признано управлением в образовательной организации, какие основные понятия используются в этой деятельности.
Авторы рассматривают менеджмент в образовательной системе как:
- системно организованный, целенаправленный процесс, в ходе которого производится воздействие на компоненты структуры образовательной системы и их связи, и который обеспечивает их целостность и реализацию заложенных функций,
- имеющее иерархию научно организованное управление: на первом уровне производится управление деятельностью коллективом учреждения, на втором – деятельностью обучающихся,
- комплекс организационных форм, методов, принципов, технологических приемов управления образовательными системами, цель которого – повышение эффективности их функционирования.
В целом направления исследования в сфере менеджмента образования можно разделить на три группы:
- управление образовательным процессом (обучением, воспитанием, формированием личности),
- управление учреждениями образования,
- управление программами, проектами, системами образования.
Принципы менеджмента в сфере образования
Менеджмент в сфере образования опирается как на общие принципы менеджмента, так и на специфические принципы, характерные именно для этой отрасли жизнедеятельности общества. Безусловно, сформулированные принципы будут отражать только отдельные аспекты управления, однако даже такое мозаичное представление способно сформировать картину особенностей управленческой теории и практики. Некоторые значимые принципы менеджмента в сфере образования:
- принцип доверия и уважения к человеку. Этот принцип является системообразующим и основополагающим, он отражает ведущую идею образовательной аксиологии. Он должен трансформироваться в духовную основу, фундамент функционирования образовательной организации, задать вектор оптимизации всех процессов,
- принцип целостного взгляда. Эта позиция также очень важна в системе ценностей. В соответствии с ней, субъекты образовательного процесса должны восприниматься как личности со всеми мотивами, потребностями, переживаниями, целями. Этот принцип – краеугольный камень культуры образовательных организаций,
- принцип целевой гармонизации и педагогической целенаправленности подразумевает, что все решаемые в процессе управления задачи должны быть ориентированы на достижение ключевой цели, стоящей перед образовательными организациями как социальным институтом. Общество определяет, что образование должно готовить молодое поколение к вхождению в производственно-социальную сферу жизни. Цель в этом случае выступает как исходный побудитель субъектов, двигательная сила и направляющий фактор,
- принцип сотрудничества. Образование – явление полисубъектное, отношения в нем должны носить субъект-субъектный, а не субъект-объектный характер,
- принцип научности. Необходимо учитывать закономерности управленческого и образовательного процессов,
- принцип гуманности. Интересы личности должны быть высшим приоритетом, а цели, способы и средства воздействия – отвечать требованиям гуманности, соединять в себе потребности и интересы отдельных личностей и коллектива в целом,
- принцип рациональной организации труда, включая четкое разделение прав, обязанностей и ответственности, делегирование управленческих полномочий вниз по иерархической структуре, научно обоснованное распределение рабочего времени в соответствии с направлениями деятельности работников, оптимизацию управленческой информации,
- принцип эффективности. В соответствии с ним из множества альтернатив выбирается та, которая позволяет достичь цель с наименьшими затратами,
- принцип интегральности. Этот принцип проявляется в ориентации на целостность образовательного и управленческого процессов.
Источник: spravochnick.ru
Менеджмент в образовании
Программа предназначена для расширения знаний в области управления образовательными учреждениями. Мы готовим управленцев, отвечающих за персонал, планомерность педагогического процесса, качество образовательных услуг и конкурентноспособность учебного заведения.
Уровень Магистратура
Форма Заочный Онлайн
Срок обучения 2 года 5 мес.
Результат Диплом государственного образца
Карьера Помощь с трудоустройствомПрограмма подойдёт
Выпускникам бакалавриата
Действующим специалистамЧто вы будете изучать
Менеджмент образовательного учреждения
— Нормативно-правовые основы управления образовательным учреждением
— Образовательная среда учреждения и административные ресурсы развития учреждения
— Современная концепция и программа развития образовательного учрежденияЭкономика образования
— Производство образовательных услуг
— Финансовые аспекты образования и роль государства в образовании
— Ценообразование на услуги образовательных услуг
— Рынок труда преподавателейСовременные образовательные технологии
— Инновационные процессы в образовании
— Технологии развивающего обучения
— Личностно-ориентированные технологии
— Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессеМенеджмент качества образовательного процесса
— Критерии и гарантии качества образования в европейском пространстве
— Методологические основы управления качеством образования
— Стандартизация требований к системам менеджмента качества
— Внешний и внутренний аудит системы менеджмента качестваУчебная программа
— Управленческая экономика
— Менеджмент образовательного учреждения
— Экономика образования
— Компетентные модели образовательной деятельности— Организация делопроизводства в образовании
— Правовые основы управления образовательным учреждением
— ИТ в деятельности руководителя образовательного учреждения
— Современные образовательные технологииФорматы обучения
Совмещайте работу с учебой и участвуйте в образовательном процессе в комфортном формате
Заочный ОнлайнОбучение осуществляется осуществляется через приложение Synergyonline. В нем вы найдете учебные материалы, мастер-классы, возможность участвовать в семинарах и проходить интерактивное тестирование. Для занятий вам потребуется только компьютер или смартфон и выход в интернет.
Онлайн-обучение — это возможность осваивать востребованную профессию в любое удобное для вас время практически из любой точки мира. Вам потребуется только выход в интернет.
Обучение в вашем мобильном телефоне
Университет «Синергия» позаботился о том, чтобы вам было удобно учиться. Расписание, домашние задания и обратная связь от преподавателей есть в электронном виде на сайте и в мобильном приложении.
Источник: synergy.ru