Раздел «Механизм реализации программы» должен включать описание механизмов управления программой, взаимодействия исполнителей мероприятий программы, условия и порядок предоставления денежных средств из местного бюджета (бюджета муниципального образования город Тюмень) и контроля за ходом её выполнения.
В разделе определяются должностные лица, органы администрации муниципального образования город, ответственные за текущий мониторинг исполнения программы, устанавливается порядок обобщения информации о выполнении программы.
Поскольку в большинстве муниципальных целевых программ принимают участие организации различных форм собственности, базовым принципом построения механизма их реализации является принцип баланса интересов, подразумевающий обеспечение соблюдения интересов всех участников.
Важнейшей составляющей механизма реализации программы является определение возможных источников и способов финансирования мероприятий. При реализации муниципальных целевых программ могут использоваться:
2 МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ
— средства федерального и регионального бюджетов;
— средства местного бюджета;
— собственные источники финансирования заявителя проекта (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, акционерный капитал, работы, выполненные собственными силами в рамках реализации проекта и т.п.);
— средства российского Банка развития, российских и иностранных кредитных учреждений, привлекаемые под гарантии Правительства РФ, а также под гарантии бюджета субъекта РФ и местного бюджета;
— другие внебюджетные источники финансирования.
Исполнителем мероприятий программы является отраслевой, функциональный или территориальный орган администрации муниципального образования или муниципальное учреждение, в компетенцию которых входит решение проблем, поставленных в программе.
Участие в разработке и реализации целевых программ многих муниципальных структур требует наделения каждой из них определенными правами и обязанностями и четкой координации работы. Возможная схема такого распределения обязанностей внутри местной администрации может быть следующей.
Экономическая служба вносит предложения по перечню целевых программ, предлагаемых к финансированию из местного бюджета на очередной финансовый год с прогнозом на 2 последующих года, определению приоритетности программ, контролирует исполнение федеральных, региональных и муниципальных целевых программ на территории муниципального образования.
Отраслевые структурные подразделения осуществляют планирование разработки, разработку, текущее управление отраслевыми целевыми программами, составляют бюджетные заявки на финансирование из средств местного бюджета, а также из средств региональных и федеральных программ.
Ответственный руководитель — директор программы определяет формы и методы управления программой, вносит при необходимости коррективы в распределение средств между мероприятиями в течение финансового года, отвечает за целевое использование бюджетных средств.
Урок 33. Процессы и потоки в операционной системе
Финансовая служба отвечает за финансирование муниципальных программ, контроль хода финансирования федеральных и региональных программ.
Коллегия (коллективный совещательный орган) администрации одобряет целевые программы и изменения к ним по представлениям руководителей программ. Одобренные коллегией целевые программы вносятся главой администрации на утверждение представительного органа муниципального образования.
Представительный орган рассматривает и утверждает целевые программы, а также санкционирует в случае необходимости гарантии местного бюджета по кредитам коммерческих банков для предприятий и организаций, участвующих в реализации целевых программ.
Такая система управления целевыми программами имеет ряд преимуществ:
— высокий уровень специализации, глубокое знание проблем отдельных отраслей муниципального хозяйства и социальной сферы;
— четкое обозначение ответственности за реализацию программных мероприятий;
— ответственность за целевое использование бюджетных средств;
— контроль перераспределения средств между программными мероприятиями, введения дополнительных программных мероприятий в течение финансового года.
Вместе с тем эта схема имеет и определенные недостатки:
— большая зависимость от инициативности и активности отдельных структурных подразделений администрации; недостатки в работе одного из участников могут отрицательно сказаться на общем результате;
— нехватка квалифицированных кадров, занимающихся разработкой целевых программ, в структурных подразделениях администраций;
— ориентация большинства руководителей и разработчиков программ на бюджетное финансирование как основной источник получения средств на реализацию программных мероприятий, недоучет внутренних возможностей и резервов. Качество и эффективность программ при этом снижаются.
Для устранения вышеперечисленных недостатков при реализации крупных муниципальных целевых программ может создаваться специальный временный орган — дирекция программы — из квалифицированных представителей органов местного самоуправления и исполнителей основных мероприятий. Дирекция может создаваться как с образованием, так и без образования юридического лица. Она действует на основании положения, утверждаемого главой администрации. К основным функциям дирекции относятся: координация исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценка результативности, содействие решению спорных (конфликтных) ситуаций, непосредственный контроль хода реализации мероприятий и подготовка отчетов о реализации программы. Функции руководителя такой программы могут быть возложены на соответствующего заместителя главы администрации.
По завершении каждого этапа и программы в целом представляются количественные и качественные результаты ее выполнения согласно изложенным выше критериям.
Следует отметить, что технология разработки и организации исполнения целевых программ постоянно развивается. В частности, установлен ряд новых требований к государственному заказчику (координатору) федеральной целевой программы — представление специальных докладов о ходе работ и использовании финансовых средств, размещение информации о выполнении в сети Интернет, обязательное проведение конкурсов на участие в реализации программных мероприятий. Аналогичные требования могут быть предъявлены к муниципальным целевым программам.
Доклад о ходе работ по программе и использованию финансовых средств должен содержать: сведения о результатах реализации за отчетный год; данные о целевом использовании и объемах привлеченных бюджетных средств и внебюджетных источников; сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию программы; сведения о соответствии фактических показателей реализации программы показателям, установленным при ее утверждении; информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий; сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства, внедрении и эффективности инновационных проектов; оценку эффективности результатов реализации программы и влияния фактических результатов реализации программы на различные сферы экономики (мультипликативный эффект по результатам реализации программы).
В Интернете генеральный заказчик должен размещать текст целевой программы, нормативные правовые акты по управлению ее реализацией и контролю хода выполнения программных мероприятий, а также информацию о ходе реализации целевой программы, программных мероприятиях на ближайшие 2 — 3 года, объемах финансирования, заключенных государственных контрактах, объемах их финансирования и исполнителях, результатах экспертных проверок выполнения программных мероприятий, конкурсах на участие в реализации, результатах мониторинга реализации, оценке достижения целевых индикаторов и показателей, в том числе по результатам независимой экспертизы.
Информация о проведении конкурсов на участие в реализации целевой программы должна содержать условия их проведения, порядок участия в них юридических лиц, составы конкурсных комиссий, протоколы их заседаний, порядок обжалования решений, принятых государственными заказчиками.
Увеличение прозрачности механизмов исполнения и финансирования целевых программ, а также их результативности будет способствовать повышению общей эффективности социально-экономического развития муниципальных образований.
Источник: studentopedia.ru
5. Механизм, управление и мониторинг реализации Программы Механизмы реализации Программы
Для управления реализацией Программы закреплено четкое распределение ответственности и институциональных механизмов между основными участниками ее реализации, мониторинга и финансирования. Наряду с Правительством Республики Казахстан, центральными и местными органами управления, национальными холдингами и институтами развития Национальная палата предпринимателей примет активное участие в обсуждении и разработке стратегических документов в реализацию Программы, в том числе по вопросам развития национальных и территориальных кластеров. Значительная роль отводится Комиссии по промышленному развитию Республики Казахстан, образованной в целях выработки предложений в сфере промышленного развития Республики Казахстан. Для координации работы по развитию отраслей промышленности, упорядочения системы поддержки через институты развития на базе Национального института развития в области развития индустрии предусматривается продолжение в установленном порядке формирования центра компетенций в области индустриальной политики с основными направлениями деятельности: информационно-аналитическая поддержка индустриального развития страны; мониторинг реализации Программы; развитие программы повышения производительности; развитие систем поставщиков и интеграция в глобальные отраслевые цепочки; координация государственной политики по поддержке кластеров; разработка дорожных карт по снижению административных барьеров; сопровождение Карты индустриализации; поддержка операционной деятельности и аналитическое обеспечение Комиссии; создание и развитие офиса управления Программой.
Источник: studfile.net
Механизм реализации государственных целевых программ
Для понимания вопроса механизма реализации государственных целевых программ необходимо ознакомиться с такими понятиями как: механизм реализации целевой программы, государственная целевая программа, государственный заказчик, главный распорядитель бюджетных средств, ответственный исполнитель.
Механизм реализации целевой программы — это совокупность правовых норм, экономических и административных форм и методов воздействия, а также институциональных структур, формирующая взаимоувязанную комплексную систему управления, обеспечивающая выполнение намеченных мероприятий и достижение поставленных программных целей[9].
Определение государственной целевой программы дано в Постановлении Правительства Российской Федерации №588 от 02.08.2010 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации». Так, государственной программой является документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Целевая программа может состоять из нескольких подпрограмм, которые направлены на решение конкретных задач в рамках этой программы. Целевая программа делится на подпрограммы в том случае, если решаемая проблема масштабная и сложная, существует необходимость рациональной организации ее решения[10].
Проект целевой программы разрабатывается в несколько этапов:
ü разработка проекта целевой программы;
ü согласование проекта целевой программы;
ü экспертиза проекта целевой программы, в том числе независимыми экспертами;
ü рассмотрение проекта целевой программы на заседании Правительства Российской Федерации;
ü доработка целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства Российской Федерации;
ü утверждение целевой программы Правительством Российской Федерации.
Концепция целевой программы утверждается Правительством РФ, а также Правительством принимается решение о разработке целевой программы, устанавливаются предельные объемы финансирования и определяется государственный заказчик.
Целевые программы, имеющие более одного государственного заказчика, должны также иметь государственного заказчика-координатора.
Государственный заказчик – это государственный орган, орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующее от имени РФ или ее субъекта, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством и осуществляющие закупки.
К полномочиям государственного заказчика относятся: подготовка исходного задания для формирования целевой программы, уточнение затрат по программным мероприятиям, а также механизма реализации целевой программы, ведение отчетности по реализации целевой программы, осуществление управления исполнителями программы, несение ответственности за своевременную и качественную реализацию программы.
Целевая программа осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, которые заключается между государственным заказчиком программы со всеми исполнителями программных мероприятий. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд, регулирует их отношения при выполнении государственного контракта, в том числе предусматривает осуществление государственным заказчиком контроля за ходом работ по выполнению государственного контракта.
Главный распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти, распределяющий средства федерального бюджета (средства бюджета субъекта Российской Федерации, средства местного бюджета) по подведомственным учреждениям.
В статье 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации описаны полномочия главного распорядителя бюджетных средств, одним из которых является обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Ответственный исполнитель государственной программы – орган исполнительной власти, определенный ответственным за реализацию государственной программы.
Постановлением Правительства Российской Федерации №1242 от 12.10.2017 «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ РФ» установлены полномочия ответственного исполнителя, среди которых: осуществление разработки и организация реализации пилотной государственной программы, подготовка предложений о внесении изменений в пилотную государственную программу, несение ответственности за достижение целей пилотной государственной программы, а также направление предложений об изменении структуры пилотной государственной программы и о финансовом обеспечении ее реализации в очередном финансовом году и плановом периоде в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
В Постановлении Правительства Российской Федерации №588 от 02.08.2010 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» также описаны следующие полномочия ответственного исполнителя: организует реализацию государственной программы, осуществляет на постоянной основе мониторинг реализации государственной программы, принимает решение о внесении изменений в государственную программу в соответствии с установленными требованиями и несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей государственной программы, а также конечных результатов ее реализации.
Федеральный орган исполнительной власти либо иной главный распорядитель бюджетных средств, определенный Правительством РФ в качестве ответственного исполнителя государственной программы, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными главными распорядителями средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов — соисполнителями государственной программы и (или) участниками государственной программы осуществляют разработку и реализацию государственной программы[11].
Финансовое обеспечение государственных целевых программ осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ[12].
Перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, и предложения по объемам их финансирования подготавливают и направляют в Министерство финансов Российской Федерации Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с государственными заказчиками.
Министерство финансов Российской Федерации при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год доводит до Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации предельные объемы средств, планируемых к использованию на реализацию целевых программ[13].
При подготовке перечня федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации определяют объемы государственных капитальных вложений, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и прочие текущие расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета[14].
Для финансирования целевых программ за счет средств федерального бюджета Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации направляют в Правительство Российской Федерации перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, и предложения по объемам их финансирования.
Формой контроля за реализацией целевых программ является годовой отчет, подготавливаемый ответственным исполнителем и предоставляемый им в Правительство РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ и федеральные органы исполнительной власти, ответственные за социально-экономическое развитие.
В целях контроля реализации государственных программ Министерство экономического развития Российской Федерации на постоянной основе осуществляет мониторинг реализации государственных программ ответственным исполнителем и соисполнителями[15].
Правительством РФ проводится оценка эффективности государственной программы, по результатам оценки может быть принято решение о сокращении на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или о досрочном прекращении реализации отдельных мероприятий или государственной программы в целом начиная с очередного финансового года, а также о наложении дисциплинарного взыскания на главного распорядителя бюджетных средств, ответственного исполнителя, соисполнителя в связи с недостижением запланированных результатов реализации государственной программы.
Указанные выше органы власти являются основными субъектами механизма реализации государственных целевых программ, что вытекает из их полномочий. Сам механизм реализации начинается с создания проекта целевой программы и заканчивается ее финансированием и контролем реализации (рис. 1.6).
Рисунок 1.6
Непосредственно на местах управление программами социально-экономического развития осуществляют исполнительные органы власти регионов.
Основные функции исполнительных органов власти состоят в принятии к исполнению новых программ, координация их с основными направлениями и приоритетами правительственной политики Российской Федерации, подготовка концепции развития региона, распределение бюджетных ассигнований между программными и непрограммными потребностями, принятие программ к исполнению, внесение изменений в действующие программы и т.д.[16].
Заказчик государственной программы – орган программно-целевого управления, формируемый и утверждаемый региональными властными структурами. На него возлагается ответственность за проектирование и реализацию программы. Все уровни управления региональными программами взаимодействуют между собой и вносят корректировки по ходу реализации программы (рис 1.7).
Рисунок 1.7
Контроль реализации программы, а также ответственность за некачественное и несвоевременное исполнение программ регламентируются органами власти региона при принятии решения об утверждении программы.
В процессе разработки и реализации областных целевых программ участвуют: государственный заказчик целевой программы, головной исполнитель областной целевой программы, дирекция программы и разработчики программы. У каждого из них есть свой специфический ряд функций в разработке и реализации программы социально-экономического развития региона.
Государственный заказчик региональной программы социально-экономического развития осуществляет общее руководство и контроль за реализацией программы, обладает достаточным объемом полномочий и ресурсов для эффективного управления ходом реализации программы.
К основным функциям заказчика программы относятся[17]:
ü подготовка и согласование проекта программы с заинтересованными органами власти региона и федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке, представление на утверждение уполномоченным органам государственной власти региона;
ü координация исполнения программных мероприятий;
ü непосредственный контроль над ходом мероприятий, обеспечивающих институциональные и структурные преобразования, формирование финансовых и инновационных институтов, а также работ в области региональной кооперации и реализации мероприятий федеральных целевых программ на территории региона;
ü подготовка отчетов о реализации программы, внесение предложений в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти по корректировке программы.
После утверждения программы социально-экономического развития региона, государственный заказчик заключает контракт с исполнителем программы на финансирование целевой программы из внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Государственный заказчик имеет право создавать дирекцию из представителей органов государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнителей ведущих мероприятий Программы. Дирекция Программы может быть создана как в форме юридического лица, так и без образования юридического лица. Дирекция региональной Программы действует на основании Положения о ней, утверждаемого государственным заказчиком Программы.
Разработку и реализацию всех стадий программы координирует специальный орган управления программой. В зависимости от типа региона создаются различные органы управления: специальный региональный комитет или комиссия, дирекция программы, орган управления программой в рамках межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия.
Орган управления программой может готовить свои предложения по региональным программам, также он, совместно с заказчиком, осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального и регионального бюджетов, которые выделены на реализацию программы. Ежегодно готовит отчеты о выполнении программы.
В зависимости от профильности программного мероприятия исполнителями программы могут быть конкретные министерства, ведомства, департаменты и комитеты. К исполнителям предъявляют очень жесткие требования по реализации всех намеченных мероприятий.
Разработчиком программы могут быть как профильные департаменты и комитеты органов власти регионов, так и различные консалтинговые компании (в этом случае говорят об использовании метода аутсорсинга, когда региональные власти поручают разработать программу опытной консалтинговой компании). Целью разработчика программы является разработка наиболее рациональной и комплексной программы социально-экономического развития, которая бы удовлетворяла всем требованиям органов власти как федеральных, так и региональных. Разработка программы – сложный процесс, включающий анализ теоретического и эмпирического материала. Разработчик должен сформировать сбалансированную программу регионального развития, которая бы способствовала повышению уровня развития региона.
Обеспечение комплексного контроля за реализацией программы, зависит от согласованности механизма реализации программы и организационно-экономических мер по стимулированию программы, постоянного информационно-аналитического мониторинга по всем проблемам и целевым установкам.
Государственный контракт является основанием реализации самой программы. Контракты могут заключаться государственным заказчиком со всеми исполнителями программных мероприятий на закупку и поставку продукции для государственных нужд.
В случае принятия решения о целесообразности разработки проблемы программным методом с учетом материалов, поступивших от инициатора, орган исполнительной власти разрабатывает концепцию областной программы и направляет ее на рассмотрение в министерство экономического развития региона.
Министерство экономического развития в течение двух недель после получения концепции региональной программы подготавливает и направляет соответствующее заключение ее разработчику.
Разработчик программы направляет программы и соответствующее заключение министерства экономического развития Губернатору региона. Губернатор на основании представленной концепции областной программы с учетом заключения министерства экономического развития принимает решение о целесообразности разработки соответствующей областной программы.
Губернатор дает распоряжение соответствующему органу исполнительной власти обеспечить разработку соответствующей региональной программы и внести указанный документ на рассмотрение Правительства региона, что является основанием для разработки областной программы.
Правительство на своем заседании принимает решение об утверждении областной программы, о ее доработке либо отклонении.
Одобренные высшим органом исполнительной власти региона проект Программы представляется в Министерство регионального развития России, который организует его рассмотрение в федеральных органах исполнительной власти и при необходимости возвращает проект на доработку. Согласованный с федеральными органами исполнительной власти проект Программы докладывается субъектом Российской Федерации на заседании Экспертного совета Министерства регионального развития России и в случае его одобрения вносится в реестр региональных Программ.
Внесенная в реестр Программа утверждается законодательным актом высшего представительского органа субъекта Российской Федерации.
Для проектов и мероприятий, включенных в государственные (федеральные) целевые программы, внесение Программы в реестр является основанием для заключения договоров о софинансировании по объектам государственной собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности (при наличии комплексной программы развития муниципального образования).
В качестве источников финансирования региональных программ социально-экономического развития могут быть использованы[18]:
ü средства федерального бюджета;
ü средства бюджета субъекта Российской Федерации, а также бюджетов муниципальных образований, в него входящих;
ü собственные источники финансирования заявителя проекта. В качестве данного источника могут выступать: нераспределенная прибыль, амортизация;
ü другие внебюджетные источники финансирования.
ü Важным элементом в ходе контроля над реализацией программы является процедура оценки эффективности программы и она включает такие показатели:
ü увеличение валового регионального продукта (ВРП) и объемов промышленного и сельскохозяйственного производства;
ü бюджетный эффект и бюджетная эффективность для федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации;
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru