Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада
Говоря о реализации инклюзивного образования в ДОУ в нашей системе образования, мы имеем ввиду только одну категорию детей с особенностями – дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
И в этом случае , инклюзивное образование – процесс обучения детей с ОВЗ с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворяет его индивидуальные образовательные потребности, обеспечивает специальные условия, исключает любую дискриминацию и обеспечивает равное отношение ко всем детям.
Говоря о ребенке с ОВЗ возможна подмена данного понятия другим – «ребенок-инвалид». Это не синонимы, это разные категории детей.
Ребенок-инвалид— физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности, и которому ФГУ МСЭ (медико-социальной экспертизы) присвоена группа инвалидности.
Адаптированная программа технической направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья
– слабослышащие
– позднооглохшие
– слабовидящие
– с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
– с нарушениями опорно-двигательного аппарата
– с задержкой психического развития (ЗПР)
– с расстройствами аутистического спектра (РАС, аутизм)
– с умственной отсталостью (УО)
– со сложными дефектами (т.е. несколько нарушений сразу).
- Наличие недостатков в физическом или психологическом развитии
- Необходимость создания специальных условий получения образования
Отнести ребенка к категории ребенка с ОВЗ может только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).
Существует близкое понятие, не являющееся синонимом к психолого-медико-педагогической комиссии – психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).
Чем отличаются и чем похожи ПМПК и ПМПк?
(Письмо Минобрнауки РФ от 27.03.2000 № 27/901-6 “О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения”)
При отнесении ребенка к группе детей с ОВЗ ПМПК в обязательном порядке определяет, какие специальные условия получения образования необходимы этому ребенку.
Все специальные условия получения образования условно можно разделить на группы:
1) организационные условия:
- Создание нормативно правовой базы в ДОУ
- Взаимодействие с другими организациями (медицинскими, социальными и т.д.)
- Организация различных вариативных форм обучения и воспитания (индивидуальные и групповые занятия, детско-родительские группы,КЦ (служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с ОВЗ)
- Организация пространства для ребенка с ОВЗ
- Организация сотрудничества с родителями
2) специальные психолого-педагогические условия:
- Обеспечение адаптации ребенка к ДОУ
- Реализация специальных программ, методов, технологий в зависимости от вида нарушения
3) материально-техническое обеспечение
Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ
- Специальные учебники, учебные пособия, дидактические материалы
- Специальные ТСО
- Доступная среда
4) кадровое и финансовое обеспечение:
- Узкие специалисты
- Обучение педагогов на КПК по инклюзивному образованию
Для реализации инклюзивного образования приняты федеральные государственные образовательные стандарты и примерные адаптированные основные образовательные программы.
Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ приняты для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 ) и ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598).
Также, разработаны примерные адаптированные основные образовательные программы (ПАООП), которые размещены на сайте http://fgosreestr.ru/ .
Примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования разработаны для категорий детей с ОВЗ:
– с амблиопией и косоглазием;
– с задержкой психического развития;
– с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
– с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
ПАООП является базовой основой для разработки всех последующих программ при реализации инклюзивного образования. Таких программ может быть несколько – все зависит от ситуации. Их иерархия выглядит следующим образом:
– программа федерального уровня
– размещена в реестре программ
(адаптированная основная образовательная программа)
– разрабатывается коллегиально всеми специалистами и педагогами ДОУ, участвующими в реализации инклюзивного образования
– разрабатывается на группу детей с одним видом нарушения (если будет несколько групп детей с разными нарушениями, то будет несколько АООП)
– разрабатывается на срок 4-5 лет (т.е. на период обучения детей с ОВЗ в ДОУ)
– разрабатывается на основании ПАООП
– структура соответствует ФГОС ОВЗ и ПАООП
(адаптированная образовательная программа)
– разрабатывается коллегиально всеми специалистами и педагогами ДОУ, участвующими в реализации инклюзивного образования
– разрабатывается на каждого ребенка
– разрабатывается на 1 год
– разрабатывается на основании АООП (если в ДОУ есть группа детей с одним видом нарушения и для них разработана АООП) или на основании ПАООП (если в ДОУ только один ребенок с таким видом нарушения)
(индивидуальный образовательный маршрут)
– разрабатывается коллегиально всеми специалистами и педагогами ДОУ, участвующими в реализации инклюзивного образования
– разрабатывается на каждого ребенка с ОВЗ (т.е. во всех случаях)
– разрабатывается на 1 год
– разрабатывается на основании АОП (если ребенок обучается по адаптированной программе) или на основании ПАООП (если ребенок обучается по основной общеобразовательной программе)
– форму и структуру ИОМ разрабатывает методическое объединение на муниципальном уровне или ПМПк ДОУ
– существуют общие требования к тому, что должно быть отражено в ИОМ
(рабочая программа)
– разрабатывается узкими специалистами ДОУ (логопед, дефектолог, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре)
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимается в том числе предоставление услуг ассистента и (или) тьютора.
Тьютор– это педагог, сопровождающий развитие ребенка с ОВЗ, или одаренного ребенка, или оказавшегося в трудной жизненной ситуации.
Нужен ли тьютор ребенку с ОВЗ, решает ПМПК.
В случае, если ПМПК или ПМПк принято решение о необходимости тьютора для ребенка с ОВЗ, образовательная организация обязана внести изменения в штатное расписание, включив штатную единицу тьютора.
Для тьютора существуют требования к квалификации, образованию и должностным обязанностям, норма часов на ставку (Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014г. № 1601 “О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре”, Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. N 1015 “Об утверждении Порядка организации иосуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010г № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», Приказ Минтруда России от 10.01.2017г. № 10н «Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»).
Таким образом, тьютор – это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы. Его основная функция – сопровождение адаптации ребенка с ОВЗ к образовательной организации, к детям, взрослым, к образовательному процессу. Он координирует работу всех специалистов при работе с ребенком с ОВЗ, но не замещает ни воспитателя, ни узкого специалиста, не ведет занятий с ребенком.
Ассистент – это помощник для ребенка с ОВЗ, оказывающий ему техническую помощь.
Должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Тем не менее, Приказом Минтруда России от 12.04.2017г. № 351н утвержден профессиональный стандарт «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья».
Необходим ли он ребенку с ОВЗ также решает ПМПК. В случае отсутствия в заключении ПМПК таких рекомендаций ПМПконсилиумом образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по сопровождению ассистента.
В роли ассистента может выступать кто-то из родителей. В таком случае необходимо пройти медосмотр.
- Старший воспитатель – координатор по особым образовательным потребностям
- Ведет дела детей-инвалидов
- Координирует работу с детьми с ОВЗ (адаптация, индивидуальные занятия)
- Участвует в работе ПМПК, составлению ИОМ, в консультировании родителей
- Планирует работу всех специалистов
При поступлении в ДОУ ребенка с ОВЗ образовательная организация должна обеспечить все необходимые условия. Примерный алгоритм действий ДОУ выглядит следующим образом: рассматривание компаса
1) Подробное изучение заключения ПМПК.
2) Принятие необходимых локальных актов и внесение изменений в существующие локальные акты:
2.1) Принятие (издание) локальных актов:
- Договор с родителями (фиксируются права, обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, правовые механизмы изменения АОП в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми, возникающими в процессе образования)
- Положение о группе компенсирующей/комбинированной направленности
- Положение о ПМПк
- Приказ о функционировании ПМПк
- Положение об АООП, АОП
- Разработка должностных инструкций (при необходимости; например, тьютор)
2.2.) Внесение изменений в локальные акты:
3) Собственное обследование ребенка специалистами ПМПк.
4) Разработка АООП, АОП, ИОМ, РП, составление расписания.
– индивидуальные занятия (проводят специалисты, воспитатели, другие педагоги, медсестра);
– фронтальные формы организации активности детей – больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного, занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой – спокойной, доверительной атмосфере;
– детско-родительские группы – комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия. Группы ведут специалисты: психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре;
– праздники, экскурсии, конкурсы;
– специально организованная РППС – планируется и выстраивается совместно педагогами, специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей.
Большое значение придается обеспечению адаптации ребенка с ОВЗ к ДОУ, детям, взрослым, образовательному процессу и наоборот: детей группы и их родителей, работников ДОУ, образовательного процесса к ребенку с ОВЗ. Это очень большая работа всех педагогов, в ходе которой используются как специальные методы, приемы, так и общепедагогические.
6) Мониторинга развития ребенка, отслеживание динамики развития 1 раз в 3 месяца.
Обсуждение данных на заседании ПМПк.
Чтобы в полном объеме реализовывать инклюзивное образование, педагогам необходимо много знать и уметь.
Необходимые умения:
– Использовать и апробировать специальные подходы к обучению для всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ОВЗ.
– Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
– Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития с учетом особенностей обучающихся.
Трудовые действия:
– Взаимодействие с другими специалистами в рамках ПМПк.
– Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
Поэтому, каждый педагог должен пройти профпереподготовку или курсы повышения квалификации.
Письмо Минобрнауки РФ от 11.03.2016 г. N ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» в разделе «Кадровое обеспечение» указывает, что «Все специалисты должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС О у/о, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца».
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада
- ← Развлечение “Вот оно какое наше лето”
- Кубанская деревня →
Источник: xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai
ДЕТСТВО-ГИД
Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
29 марта, 2017
admin
Из опыта работы
«Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
Драчёва Инна Николаевна,
старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад «Ромашка»,
с. Белянка Шебекинского р-на Белгородской обл.
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка необычен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребенка, иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему порой, закрыт? Почему он так напуган? Смотрит вдаль и лишь молчит? Как сберечь, не ранив душу, не озлобить, не сломать? И в огромном мире этом, полноценным человеком стать… |
Наше общество, постепенно привыкает к прaвильному воспитанию подрастающего поколения и приучается к корректному отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ребенок с особенностями рaзвития — прежде всего Ребенок.
По мнению большинства исследователей, в настоящее время отмечается тревожная тенденция роста количества детей с различными вариантами дизонтогений. К сожалению, дети с различными заболеваниями рождались, рождаются и будут рождаться, и никто, кроме их самих не прочувствует, как тяжело выжить в нашем обществе, если ты не такой, как все!
Рождение особого ребёнка оказывает влияние на всех членов семьи. В современной специальной дошкольной педагогике дети с отклонениями в психическом и физическом развитии рассматриваются как дети с особыми образовательными потребностями.
Они нуждаются в «обходных путях» достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и образования. Этап дошкольного детства время вхождения ребенка с ограниченными возможностями в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание. Как помочь «особенному ребёнку» адаптироваться среди людей? Помочь такому ребенку — значить вырастить из него эмоционально благополучного «обучаемого» человека. На помощь призван прийти инклюзивный подход, который предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.
Инклюзивное образование – гибкая система, учитывающая потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.
Суть инклюзии заключается в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребёнка, а не наоборот. При инклюзивном подходе преимущества получают все дети, а не особые группы. В западной системе образования инклюзивный подход развивается несколько десятилетий, в России данный принцип находится на этапе становления. Создание инклюзивных детских садов и школа гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей раннего и дошкольного возраста, а также их семей.
Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:
— принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учётом выявленных особенностей ребёнка;
— принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка;
— принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия всех участников образовательного процесса;
— принцип междисциплинарного подхода;
-принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
— принцип партнёрского взаимодействия с семьёй;
— принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики — обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ.
Воспитывать и обучать ребенка-инвалида нужно с самых ранних лет. Одна из основных ошибок родителей в воспитании детей-инвалидов заключается в том, что они ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском саду за ним не будет должного ухода. Доказано, что именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка-инвалида, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром.
Ведущим видом деятельности в период дошкольного детства считается игровая деятельность. Однако огромное значение имеют также трудовая, учебная, изобразительная и другие виды деятельности. У детей с ОВЗ развитие всех видов деятельности проходит своеобразно.
Коррекция и компенсация развития ребенка с нарушениями в развитии не могут происходить стихийно. Необходимо создание определенных условий для этого. Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством применения специальных средств образования. Чем раньше начинается организация и проведение коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта и его последствий.
В нашей дошкольной организации создан мобильный консультационный центр для детей с ОВЗ, детей-инвалидов дошкольного возраста и их родителей, созданы все необходимые условия воспитания и обучения детей с нормой в развитии, а также детей с ОВЗ. Особой заботой всех специалистов детского сада является получение детьми с ОВЗ комплексной помощи (медицинской, педагогической, логопедической, социальной), создание условий для полноценного включения детей с ограниченными возможностями в образовательное пространство и социализацию. Воспитателями ведётся коррекционная работа по рекомендациям логопеда, большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Программа «Вслед за Марией Монтессори», «Волшебные ладошки» адаптированы и для здоровых детей, и для детей с ОВЗ. Большое внимание уделяется развитию функциональных возможностей кисти и пальцев, дифференцированных движений пальцев рук, умению действовать с предметами.
Важен правильный подбор методов и приёмов, ранняя диагностика, наблюдение за ребёнком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей.
Воспитатели планируют коррекционную работу в циклограммах (прогулка, гимнастика пробуждения), в технологических картах, выполняют рекомендации по коррекции специалистов, консультируют родителей. Обязательным условием развития детей с ОВЗ является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Совместные фронтальные формы работы решают как познавательные, так и социальные задачи. Присутствие на занятиях нормально развивающихся детей даёт возможность детям с ОВЗ следовать за сверстниками и учиться у них, а те, в свою очередь, получают позитивный опыт общения с детьми с ОВЗ.
В таком непростом деле, как инклюзивное образование и воспитание, родители и специалисты должны быть союзниками и партнёрами. Работа с родителями должна начинаться с эмоционального контакта и понимания.
В целях оптимизации детско-родительских отношений в детском саду проводятся Дни открытых дверей, консультирование по запросам, круглые столы, создан сайт детского сада для родителей. Ежегодно проводятся совместные с родителями мероприятия. Традиционным стало проведение спортивных досугов с участием родителей «Мама, папа, я – спортивная семья». Формируя активную позицию родителей, ожидаем положительный результат в воспитательно-образовательном процессе.
При детском саде функционирует Консультационный пункт для родителей, детей не посещающих ДОУ.
Таким образом, в детском саду созданы все условия для ранней социальной адаптации и реабилитации детей с особенностями развития в общество здоровых сверстников, их воспитания и обучения. Коррекционная работа в детском саду носит комплексный характер с учетом взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.
А инклюзивное образование – это первая инновация в образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом.
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Литература:
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы М. Гуманитарн. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Беляева М.А., Кузнецова И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. Екатеринбург, АМБ, 2011.
- Болотова Н. Исследование индивидуально-психологических особенностей подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их родителей// Воспитание школьников 2010, № 5.
- Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2008.
- Основы коррекционной педагогики. Курслекций лекций. С.В. Лауткина. Витебск УО ВГУ им. Мишерова, 2008.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд.,испр. и доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-368с.
- Панасенко К.Е., Коптева О.Д. Основы специальной педагогики и психологии: учебно-методическое пособие. – Белгород., 2006.
- Интернет ресурсы.
Опубликовано в рубрике СТАРШИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ
Источник: detstvogid.ru
«АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К
УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Середа Ирина Павловна
ГБДОУ детский сад №44 компенсирующего вида
Кировского района, г. Санкт-Петербурга
Актуальность и значимость темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время
система образования все больше уделяет внимание развитию среды для доступности
образования детей с ОВЗ. Это дети с временными или постоянными отклонениями в
физическом или психическом развитии. Для таких ребят существует необходимость
создания специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу входят как
дети-инвалиды, так и не признанные инвалидами, но имеющие ограничения
Согласно основной классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, дети
с ОВЗ разделяются на следующие категории:
— с нарушением слуха;
— с дисфункцией речи;
— с патологией опорно-двигательного аппарата;
— с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
— с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
— дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
При поступлении в детский сад адаптация у здоровых малышей проходит по-разному, и
это понятно, ведь отрыв от матери, новая обстановка, нахождение долгое время с
незнакомыми им ранее детьми и взрослыми могут спровоцировать тяжелый стресс, и как
следствие этого привести к болезни. А как непросто адаптироваться детям, имеющим
отклонения в развитии. Чтобы первые шаги ребят в детский коллектив были радостными,
облегчить их наша, педагогов и психологов, главная задача.
Наш сад посещают дети с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата (в том числе
и ДЦП), а так же соматически ослабленные малыши, с нарушениями психического
здоровья (гиперактивность, синдром дефицита внимания, комплекс неврозоподобных
расстройств). Прежде всего, хотелось отметить, что данная категория детей имеют
нарушения в развитии как психическом, так и социальном.
Дети с нарушениями речи имеют отклонения различной выраженности, вызывающие
расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.
Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и
включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и
Двигательные расстройства у данной категории детей характеризуются нарушениями
скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к
невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-
мышечной системой во времени и пространстве.
Для данной категории детей характерна недостаточная общительность, нарушение
эмоционально – волевой сферы, неустойчивость внимания, низкий уровень
сформированности навыков самообслуживания.
Как мы знаем из трудов отечественных и зарубежных педагогов и психологов, первые три
года жизни человека важны для дальнейшего развития его как личности. И от того как
будет протекать период эмоционального развития малыша зависит его дальнейшая
социализация, обеспечивающая полноценное участие в жизни общества, эффективная
самореализация в профессиональной и социальной жизни.
В нашем детском саду вопрос о том, в какой мере ребёнок готов к разлуке с матерью, к
установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и
соблюдению социальных норм и правил поведения, ставится в первую очередь и перед
родителями и перед педагогами.
Поэтому большое внимание в своей работе мы уделяем исследованию особенностей
эмоциональных отношений матери и ребенка. Так как уже давно психологами доказано,
что проблемы с привязанностью у младенца негативно сказываются на дальнейшем
психическом развитии и взаимоотношений со средой ребенка.
Опыт показывает, что ребёнок, не владеющий навыками самообслуживания, но
психологически готовый к поступлению в детский сад, значительно быстрее и
безболезненнее адаптируется, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не
знающий, как подойти или обратиться к чужому для него взрослому или другому ребёнку.
В целом проблема психологической готовности ребёнка раннего возраста к «выходу» из
семьи представляется ничуть не менее важной, чем проблема готовности к школьному
обучению. Игнорирование её и порождает в дальнейшем так называемого «несадовского»
(а потом и «нешкольного») ребёнка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в
семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные
соматические и нервные заболевания.
Поэтому все наши консультации, памятки для родителей, индивидуальная работа и
совместная игровая деятельность родителей с детьми направлена не только на
биологическую, но и на психологическую готовность детей к детскому саду.
В связи с вышесказанным, администрацией, психологом, при содействии воспитателей,
разработана программа по адаптации детей с ОВЗ раннего возраста к условиям ГБДОУ,
которая включает в себя три этапа.
Структура программы.
I этап. Подготовительный.
Включение родителей в процесс воспитания не только облегчит адаптацию ребенка к
новым условиям, но и учит их относиться к воспитанию ребенка как к сложному и
кропотливому процессу. Поэтому несколько занятий психолог и воспитатель проводит
совместно с детьми младшего дошкольного возраста и их родителями.
До начала цикла занятий с детьми организуются несколько встреч родителей с
сотрудниками ДОУ. Формы этой работы: групповые и индивидуальные консультации
родителей заведующим, педагогами, психологом, медицинской сестрой детского сада,
заполняются некоторые анкеты, выдаются памятки для родителей.
Первое родительское собрание проводится весной, когда родители прошли комиссию и
знают, что их малыш будет посещать наш садик с 1 сентября. Цель первого собрания:
познакомить родителей с группой, нормативными документами, показать возможности
детского сада для компенсации развития детей с ОВЗ (массаж 2 раза в год,
физиотерапевтические процедуры). Решаются проблемы, связанные с поступлением детей
в детский сад, родители детально знакомятся с организацией жизни малышей в ДОУ,
режимом питания, режимом дня, с особенностями адаптационного периода и т.д. На
собрании мы даем родителям адрес сайта группы, где регулярно размещаем консультации
для родителей и информацию о собраниях и открытых мероприятиях для родителей с
1.1 «Давайте познакомимся!»
Участники: сотрудники ДОУ (заведующий, психолог, логопед, воспитатель, инструктор
по физической культуре, музыкальный руководитель, медсестра) и родители.
Цель: познакомить родителей с сотрудниками ДОУ, условиями воспитания детей в
дошкольном учреждении, оснащением и оборудованием ДОУ. Совершенствовать систему
совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на воспитание
и развитие личности.
1. « Позвольте представиться»
2. Консультация «Как организовать режим дня ребенка в домашних условиях, какие
лечебно–профилактические мероприятия проводятся в условиях ДОУ.»
3. Консультация «Особенности адаптации детей к ДОУ»
1.2 Знакомство родителей с группами
Участники: родители, воспитатели, психолог.
Цель: знакомство родителей с воспитателем, друг с другом. Установление положительных
взаимоотношений воспитателей с родителями.
1. Презентация программы воспитания и обучения.
2. Анкетирование родителей.
1.3 Исследовательский этап
Участники: дети, родители, воспитатели, психолог.
Цель: Определить уровень адаптированности детей с ОВЗ к условиям ДОУ
1. Выявить детей, имеющих проблемы адаптации
2. Разработать систему коррекционно – развивающих мероприятий.
II этап. Адаптационно – практический
Цель: Развить адаптационные способности у детей с ОВЗ раннего возраста.
1. Снижение уровня ситуативной тревожности у детей.
2. Развитие социально – личностной сферы у детей.
3. Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста.
4. Обучение воспитателей методам проведения совместных с родителями и детьми
занятий в адаптационный период.
5. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития
детей раннего возраста.
6. Формирование адекватной позиции у родителей по отношению к детскому саду и
процессу адаптации детей.
Методы работы на первых двух этапах:
Анкетирование родителей, в т.ч. опросник для мам авторы И.И.Мамайчук, Е.В.Ларечина
Тренинги для родителей и воспитателей
Ведение листов адаптации воспитателями, родителями.
Заполнение «Диагностики уровня адаптивности ребенка к ДОУ» А.С.Роньжиной
Условия проведения групповых занятий с детьми: первая половина дня в группах
детского сада. Каждое занятие можно повторять 2-3 раза, чтобы дети запомнили слова
потешек, правила игры. Ход занятий можно изменять: их последовательность, включать
дополнительные игры. Через каждые 5 занятий можно показать детям театрализованную
сказку. Первые 2-3 недели занятия по адаптации детей проводятся совместно с
Программа адаптации рассчитана на год. Игры с психологом проводятся 2 раза в неделю.
Материальное обеспечение:
групповая комната детского сада с ковровым покрытием.
стол для рисования и показа сказки.
куклы для демонстрации сказок
игровое оборудование, игрушки.
магнитофон, диски и кассеты.
Дополнительные материалы подробно описаны в конспектах занятий.
Структура занятия:
— В качестве разминки проводится пальчиковая гимнастика.
— В основную часть программы входят дидактические и подвижные игры, направленные
на создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, снижение
эмоциональное и мышечное напряжение.
— Заканчиваются занятия спокойными играми или упражнениями.
III этап. Заключительный
Цель: Подведение итогов работы по адаптации и социализации детей с ОВЗ к ГБДОУ.
1. Анализ данных повторной диагностики адаптивности детей с ОВЗ к ГБДОУ
2. Разработка рекомендаций для воспитателей, родителей.
Степень адаптации 2015год
Источник: portalpedagoga.ru
« Коррекционная работа воспитателя с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ» .
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Возможные трудности при реализации психолого-педагогической и коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО безусловно возникают .
Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с ограниченными возможностями здоровья, важен каждому ребенку. Но с другой стороны, становится очевидным, что выделение особых классов в школах и групп в детском саду ведет к исключению детей с ограниченными возможностями здоровья из социальной жизни детского сада и создает определенные барьеры во взаимодействии и общении детей. Поэтому в настоящее время идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии. Инклюзивное образование — это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по федеральным государственным стандартам с учетом его особых образовательных потребностей.
Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.
Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ:
Создание соответствующего образовательного пространства;
Создание программно-методического обеспечения;
Создание предметно-развивающей образовательной среды;
Создание дидактического обеспечения.
Коррекционная работа воспитателя должна быть направлен на:
Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы.
Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Во ФГОСе написано, что — «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды. Воспитатели должны строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Воспитателю необходимо работать во взаимосвязи со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками, музыкальными работниками, психологами.
Работа воспитателя включает в себя следующие принципы ФГОС ДО:
создание развивающей образовательной среды;
воспитатель должен обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы ДО; работать во взаимодействии с родителями детей и педагогами ДОУ; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;
непрерывность профессионального роста воспитателя.
формирование взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста, которое основывается на индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку;
осознание того, что игровая деятельность ведущая в дошкольном возрасте;
единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;
разработка преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.
В своей профессиональной деятельности воспитателю необходимо использовать иную систему взаимодействия составляющих основных общеобразовательных программ. Этот способ основан на интеграции образовательных областей. Стандарт нового поколения характеризуется системно-деятельностным подходом, в котором главное — развитие личности воспитанника. Развитие речи – это важнейший компонент во ФГОСе ДОУ. Если помочь дошкольнику сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, то сформируем у него способности к самоконтролю, к познанию окружающего мира.
Задача педагога — вникнуть в проблему ребенка с ОВЗ, оказать индивидуальную помощь ему, дать совет. В процессе внедрения инклюзивной практики педагоги детского сада имеют командную, междисциплинарную форму работы, при планировании своей деятельности применяют проектные формы организации образовательного процесса, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов и включение в этот целостный комплекс всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов). Для проведения психолого-педагогической оценки динамики развития ребенка, реализации индивидуального образовательного маршрута в детском саду создаётся психолого-медико-педагогический консилиум. Индивидуальный образовательный маршрут разрабатываем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, который включает следующие основные направления: смену различных видов деятельности, развитие эмоционального и предметного общения, развитие общей и мелкой моторики, развитие предметной деятельности, развитие от наглядно-действенного мышления до словесно-логического, расширение и накопление пассивного словаря, стимуляцию активной речи, выработку представлений о себе, формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности, закрепление навыков самообслуживания.
В процессе работы психолого-медико-педагогического консилиума идет активный поиск необходимых условий для эффективной и успешной адаптации ребенка в детском саду. Такого рода практика хорошо прослеживается в коррекционной группе, для детей с тяжелыми нарушениями речи.
На заседаниях консилиума рассматриваются вопросы особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методах работы с ними и создание необходимых, благоприятных условий в группе. Взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ осуществляется при помощи различных форм работы: беседы, консультации, составление индивидуальных маршрутов с учетом интересов семьи, вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс, консультационные встречи «Ребенок-родители-специалисты». В работе с детьми возникает необходимость консультаций у психоневролога, невропатолога. Среди родителей детей дошкольников проводим просветительскую работу о необходимости раннего диагностирования не только физического, но и интеллектуального, психического развития ребенка.
Ребенок проводит большую часть времени в образовательном учреждении, поэтому от грамотного проектирования развивающей среды, будет зависеть развитие, становление, оздоровление воспитанников. Создавая здоровьесберегающую образовательную среду, необходимо учитывать требования СанПиН и помнить, что она выполняет множество педагогических функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную. Среда должна способствовать сохранению физического и психического здоровья детей, стимулировать их к самостоятельной деятельности и творческой активности.
Среди воспитанников нашего образовательного учреждения высок процент детей, имеющих тяжелую речевую патологию, сниженную память, недостатки внимания, недоразвитие общей и мелкой моторики. В связи с этим, возникает необходимость внедрения комплексных здоровьесберегающих технологий для оздоровительно – коррекционной реабилитации детей.
Основным направлением коррекционной деятельности педагога является рациональная организация режимных моментов (увеличение времени дневных и вечерних прогулок, время дневного сна во время адаптации, щадящий режим для соматически ослабленных детей). Для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий педагоги в образовательном процессе используют дыхательную и артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, динамические паузы, релаксационные упражнения, логоритмические упражнения, игры с водой, приемы самомассажа, массажа кистей рук и активизации биологически активных точек стопы с использованием специального оборудования (сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики).
В каждой группе и кабинетах специалистов (учителей — логопедов, педагогов – психологов) создана и оснащена оборудованием предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДОУ, направленная на формирование интегративных качеств и освоение воспитанниками образовательных областей. Учитывая специфику нашего учреждения, в группах оборудованы коррекционные и логопедические уголки, со сменным дидактическим материалом и рекомендациями по их применению.
Дыхательная гимнастика является очень значимой частью оздоровительной работы, проводимой с детьми ежедневно. Качественно отрабатываемые дыхательные упражнения, способствуют выработке диафрагмального дыхания, оптимальной продолжительности, силе и распределению выдоха.
Для игр на развитие дыхания воспитатели используют такие пособия, как трубочки, легкие шарики, бумажные игрушки, выполненные руками педагогов и родителей. В коррекционных уголках имеются картотеки игр и упражнений на развитие физиологического и речевого дыхания. С дыханием тесно связано звукопроизношение, формированию которого помогает артикуляционная гимнастика. Ее регулярное выполнение улучшает кровоснабжение артикуляционных органов, их иннервацию и подвижность, укрепляет мышечную систему языка, губ, щек. В логопедических уголках для выполнения артикуляционной гимнастики используется большое зеркало, в котором ребенок может видеть себя и взрослого, демонстрирующего правильную артикуляционную позу, а для подгрупповых занятий имеются индивидуальные зеркала небольших размеров.
В работе с детьми педагоги постоянно используют комплексы гимнастики для глаз, упражнений и игр, направленных на профилактику и коррекцию нарушений зрения. Группы оборудованы подвесными подвижными «мобилями», которые стимулируют зрительное восприятие, расширяют поле зрения, развивают глазодвигательные мышцы.
Известно, что дети с тяжёлой речевой патологией имеют ряд особенностей, таких как: повышенная возбудимость, агрессивность, двигательная расторможенность. Поэтому они особенно нуждаются в заботе, как о соматическом, так и о психологическом здоровье. Для восстановления силы и снижения психоэмоционального возбуждения у наших воспитанников во время непрерывной образовательной деятельности педагоги проводят мышечную релаксацию, состоящую из комплекса упражнений, помогающих снять напряжение мышц рук, ног, шеи и речевого аппарата. При выполнении таких заданий напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Воспитателями подобраны игры и упражнения, диски с музыкальным сопровождением, релаксационные панно, пузырьковые колонны.
Преодолению излишнего напряжения также способствует выполнение музыкально-ритмических движений. Логоритмика одновременно направлена и на коррекцию речевых нарушений, формирование пространственных представлений, развитие психических процессов. Логоритмические занятия проводятся в зале с участием музыкального руководителя, логопеда и психолога. Воспитатели включают элементы логоритмических упражнений в процесс непрерывной образовательной деятельности.
В структуру НОД на разных его этапах обязательно вводятся динамические паузы или физкультурные минутки, помогающие снять усталость, переключить детей на другой вид деятельности. Чаще всего они проводятся с использованием музыкального сопровождения и стихотворных текстов, что способствует закреплению правильного произношения звуков, развитию памяти.
Эмоциональное напряжение у детей снимают игры с водой. Они также способствуют развитию воображения и фантазии, стимулируют к экспериментированию, выработке положительной мотивации к учебной деятельности. Для игр с водой в каждой группе имеются емкости различной величины и наборы игрушек, фартуки, нарукавники.
Важным направлением коррекционных мероприятий является развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика сочетается с чтением небольших стихотворных текстов, что служит стимулированию зон коры головного мозга, развитию речи, слухового восприятия, памяти, внимания, готовит руку к письму. В развивающую среду групп внесены и постоянно обновляются пособия, направленные на развитие мелкой моторики: шнуровки, обводки изображений по внешнему контуру, трафареты, панно для плетения и застегивания различными способами, книжки – раскраски, прописи для детей подготовительных к школе групп.
Общему укреплению и оздоровлению способствует стимулирование высокоактивных точек, расположенных на кистях рук и связанных со всеми органами и системами организма. Стимулирование осуществляется методом самомассажа, проводимого ребенком под контролем взрослого. Выполняются массажные упражнения с использованием различных приспособлений: массажных мячей разной величины, шариков, тактильных панно.
Таким образом, цель скоординированной работы коллектива нашего учреждения и родителей — реализация программы развития, реабилитации, а также социализации каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Источник: www.art-talant.org