На протяжении многих лет московские школьники стремились реализовать себя в этом направлении, поступая в специальные математические образовательные учреждения, сотрудничающие с ведущими российскими институтами и университетами. Однако в конце 2017 года в этом направлении произошли, на мой взгляд, кардинальные изменения: московским школам было предложено принять участие в проекте «Математическая вертикаль».
Необходимыми условиями участия в проекте были организация кружковой работы с учащимися 6-х классов, проведение различных диагностических работ, организация в конце учебного года отдельного математического класса, прохождение независимой диагностики учителями.Данный проект сразу получил большой положительный отклик как со стороны наших учителей математики, так и со стороны родителей и обучающихся. В кратчайшие сроки была переработана и подготовлена программа кружковых занятий для данной группы ребят, основу которой составили разделы «Логика» и «Олимпиадные задачи».
Организованные мероприятия по информированию родителей и обучающихся привели к тому, что количество 6-классников, желающих заниматься в математическом кружке, возросло более чем в 2 раза! Для того чтобы учесть пожелания всех учащихся (практически все они посещали дополнительные занятия различной направленности), занятия были организованы в три дня разными учителями (следует отметить, что программа, включая конкретные задачи, у всех учителей была одинакова). С целью повышения интереса учащихся к данной дисциплине во время всех каникул были организованы различные математические игры, которые вызвали у ребят большой интерес.Какие предварительные выводы можно сделать?Организаторы проекта выбрали оптимальные возрастные рамки – 6-й класс. Наш опыт показывает, что в 7-8-х классах количество обучающихся, желающих заниматься математикой на повышенном уровне, снижается.С целью качественной реализации проекта кружковые занятия по математике необходимо начинать с 5-го класса и делать их регулярными до окончания 9-го класса.Пристальное внимание следует уделять организации профессиональной подготовки учителей математики и их участию в независимом тестировании. Следует обратить внимание на то, что работа в таком классе потребует повышения профессионализма и от учителей других дисциплин.Необходимо разработать программу проведения различных мероприятий для данного класса в каникулы: развивающие игры, математические бои, экскурсии в различные технопарки и на предприятия.Немаловажно, чтобы данная программа стала системообразующей для физико-математического и естественно-научного направлений, а также необходимым дополнением для таких городских проектов предпрофессионального образования, как «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования», участником которого является школа №1296.Юрий СЕРЕДА, методист школы №1296, кандидат педагогических наук
О программе по геометрии в классах проекта «Математическая вертикаль»
Источник: ug.ru
О программе по алгебре в классах проекта «Математическая вертикаль»
Математическая вертикаль
«Математическая вертикаль» – городской образовательный проект, целью которого является многоцелевая предпрофильная подготовка по математике и смежным областям. Цель проекта – многоцелевая предпрофильная подготовка. Выпускники сумеют успешно обучаться в старшей школе как в профильных, так и в предпрофессиональных, академических, IT-классах, а в дальнейшем – стать студентами ведущих ВУЗов России. Координатором проекта является Центр педагогического мастерства.
Раздел «Математическая вертикаль» на сайте Центра педагогического мастерства https://cpm.dogm.mos.ru/math-vertical/.
В 2021-2022 учебном году в нашей школе в проекте сформированы 2 новых класса из числа школьников, успешно прошедших вступительную диагностику:
7б класс (классный руководитель Кожемякина Е.В., учитель математики Клиндух О.В.)
7л класс (классный руководитель Курскова Ю.А., учитель математики Полякова Т.Н.)
Продолжают успешно участвовать в проекте:
— 8а (классный руководитель Аверьянова Л.В., учитель математики Зайцева И.Ю);
— 8п (классный руководитель и учитель алгебры Кабасакалян М.Б., учитель геометрии, ТВ и статистики Гурко А.В.);
— 9з (классный руководитель Шишликова Н.В., учитель математики Гаврилова И.Н.).
Координатор проекта в школе – Зайцева И.Ю.
Консультационную и методическую поддержку школе оказывает ресурсный центр проекта – Московский физико-технический институт. Ресурсный центр организует математические кружки и мероприятия для школьников, курсы повышения квалификации для учителей школ Москвы, проводит совместные со школами мероприятия олимпиадного и общеразвивающего характера.
Учебный план по математике включает в себя: 4 часа алгебры, 3 часа геометрии и 1 час теории вероятностей и статистики. Школьники классов «Математической вертикали» обучаются по программам и учебно-методическим пособиям, которые разрабатываются специально для этих классов. Пособия опубликованы в библиотеке Московской электронной школы.
Школьники классов «Математической вертикали» обучаются по программам и учебно-методическим пособиям, которые разрабатываются специально для этих классов. Пособия опубликованы в библиотеке Московской электронной школы.
План мероприятий проекта «Математическая вертикаль» на 2020-2021 учебный год
сентябрь
29 сентября
Диагностическая работа по геометрии
октябрь
13 октября
Диагностическая работа по алгебре
20 октября
Диагностическая работа по статистике
февраль
2 февраля
Диагностическая работа по алгебре
Диагностическая работа по алгебре
9 февраля
Диагностическая работа по геометрии
Диагностическая работа по геометрии
11 февраля
Диагностическая работа по статистике
Диагностическая работа по статистике
май
18 мая
Итоговая работа по алгебре, геометрии и статистике
Итоговая работа по алгебре, геометрии и статистике
Источник: z9s.ru
Математическая вертикаль
Идея проекта заключается в вовлечении в науку школьников города Канска через развитие умения размышлять, которое будет достигаться погружением в олимпиадную математику. Именно математика признанная царица всех наук, но лишь за пределами школьных учебников дети и подростки смогут применить все свои познания и проявить нестандартное мышление.
А поскольку окончательных универсальных «рецептов» решения нестандартных заданий не существует и необходимы романтика творческого поиска, вдохновение, то весьма важно продумать общую стратегию, чтобы создать соответствующую среду и возможности. В рамках проекта будет охвачено более 300 школьников, к разработке блоков конкурсных заданий будут привлечены старшеклассники — победители и призеры городских и краевых олимпиад по математике (в том числе — выпускники школ), а также сильнейшие педагоги города, поскольку любая квалифицированная помощь в этом направлении очень актуальна.
В августе 2022 г. в 2 этапа будет проведен онлайн-конкурс решения олимпиадных математических задач для обучающихся 1-4 классов, 1 сентября для учащихся младших классов состоится математический квест, на котором все участники получат авторучки с математическим логотипом, а также буклеты с занимательными задачами и списком рекомендуемых математических олимпиад. В сентябре-октябре каждые две недели для учащихся 1-6 классов будут проводиться онлайн-занятия по решению нестандартных математических задач, а в ноябре для 5-6 классов в МАОУ лицей №1 состоится заключительное мероприятие проекта — городской командный конкурс по олимпиадной математике, в финал которого будут приглашены 8 команд, показавших лучшие результаты в отборочном этапе. Для проведения финала будет создано программное обеспечение, которое позволит тиражировать данный конкурс на других территориях и в будущем. Все участники финала получат сертификаты и сувенирную продукцию, а команда-победитель — кубки. Также каждая команда получит задачник по олимпиадной математике для дальнейших занятий.
Цель
Провести цикл мероприятий по олимпиадной математике для школьников города Канска, объединив учащихся 1-11 классов в проекте «Математическая вертикаль» с августа по ноябрь 2022 года.
Актуальность
Проведенный анализ показал, что в настоящее время в г.Канске у школьников уже в 5 классе начинают возникать проблемы с математикой, что влечет сложности в понимании других точных наук, выстраивании логических связей и критическом мышлении. С каждым годом ком проблем становится всё больше.
Чтобы к старшим классам и во взрослом периоде избежать этих сложностей, необходимо с 4-5 класса прививать детям интерес и давать возможности применять логическое мышление через решение занимательных/олимпиадных математических задач, раскрывая свойственный детям потенциал к нестандартным решениям. Аналогичное меры сейчас предпринимает Красноярский математический центр СФУ, набирая в группы олимпиадной математики не старшеклассников, а обучающихся 5-6 классов.
По данным сайта УО г. Канска, в 2021-2022 учебном году в муниципальном этапе ВсОШ по математике приняли участие 126 канских школьников 7-11 классов, при этом только 5 из них набрали более 50% баллов от максимально возможного количества, что свидетельствует о низком уровне знаний. При этом на краевом этапе только один школьник из Канска, набравший максимальный балл на муниципальном этапе, смог стать призёром регионального уровня.
В связи с чем становится актуальным развитие мышления у школьников и навыков решения нестандартных логических и математических задач уже с 5-6 класса и даже раньше. Поскольку городской этап олимпиад для школьников до 7-го класса не проводится, то для учащихся 1-4 классов будет проведен математический праздник с решением занимательных математических задач, а для обучающихся 5-6 классов — городские соревнования по олимпиадной математике, что будет являться альтернативной муниципальному этапу олимпиад. Для разработки заданий будут привлечены старшеклассники и педагоги-математики в количестве не менее 10-ти человек, что будет способствовать их объединению. Таким образом, дополнительно будет сформировано сообщество, объединенное увлечением математикой, чего так не хватает сильнейшим математикам города.
Задачи
— Формирование команды старшеклассников-олимпиадников и педагогов-математиков — Разработка программы мероприятий и блоков заданий — Проведение мероприятий по занимательной математике для 1-4 классов — Проведение городских соревнований по олимпиадной математике для 5-6 классов
План реализации
Действие | Срок (в какой период будет выполняться или до какого числа) | Ответственный (ответственный за каждое действие — один человек из команды) |
Собрать команду старшеклассников — победителей и призеров математических олипиад | до 01.08.2022 | Клим В.В. |
Привлечь к проекту преподавателей математики | до 01.08.2022 | Клим В.В. |
Организация работы собранной команды по разработке программы мероприятий проекта и заданий | до 10.08.2022 | Клим В.В. |
Разработать дизайн логотипа, баннера в векторной графике | до 10.08.2022 | Михайленко А.Н. |
Разработать блоки задач для онлайн и очных этапов математических мероприятий | до 10.08.2022 | Блинов А.Е. |
Распечатка заданий и других печатных материалов | 10.08-01.11.2022 | Блинов А.Е. |
Анонсировать мероприятия в соц.сетях | до 10.08.2022 | Левочкина А.П. |
Организовать рассылку анонса математических мероприятий в школы города | до 25.08.2022 | Левочкина А.П. |
Проведение онлайн-конкурса решения олимпиадных задач по математике для 1-4 классов | 11-30.08.2022 | Блинов А.Е. |
Оформление локаций и подготовка заданий для математического квеста для учеников 1-4 классов | до 31.08.2022 | Михайленко А.Н. |
Проведение математического квеста для учащихся начальных классов | 01.09.2022 | Михайленко А.Н. |
Проведение 3 онлайн-занятий по олимпиадной математике для 3-6 классов | 15.09-30.10 | Блинов А.Е. |
Проведение 1 тура городского конкурса для 5-6 классов | 01-05.11.2022 | Клим В.В. |
Оформление помещений для финала городских соревнований по математике | 05.11.2022 | Левочкина А.П. |
Проведение финального этапа математических соревнований | 06-12.11.2022 | Блинов А.Е. |
Подготовка итогового видео о мероприятиях проекта | до 20.11.2022 | Михайленко А.Н. |
Публикация пострелиза | до 22.11.2022 | Левочкина А.П. |
Подготовка отчета по проекту | 22.11.2022 | Клим В.В. |
Целевая аудитория
Учащиеся 1-11 классов школ города Канска.
Результаты
150 учащихся 1-4 классов приняли участие в математическом квесте 150 учащихся 5-6 классов приняли участие в городских соревнованиях по олимпиадной математике 10 старшеклассников и педагогов приняли участие в разработке олимпиадных заданий и получили практику составления подобных заданий Более 300 школьников получили практику решения нестандартных интересных задач, погрузились в праздничную математическую атмосферу
Ресурсы
Наименование | Единица измерения | Количество | Цена за единицу | Всего |
Бумага белая для офисной техники, формат А4 для печати заданий и черновиков | 1 пачка (500 листов) | 3 | 500 | 1500 |
Бумага для офисной техники, цветная | 1 пачка (50 листов) | 3 | 200 | 600 |
Ручки с логотипом мероприятия для учащихся 1-4 классов | 1 шт | 150 | 35 | 5250 |
Ручки с логотипом для команды разработчиков | 1 шт | 10 | 35 | 350 |
Печать баннера 2*3 метра | 1 шт | 1 | 3400 | 3400 |
Клейкая масса для крепления | 1 шт (45 гр) | 4 | 300 | 1200 |
Глянцевый картон для оформления | 1 пачка (10 листов) | 3 | 80 | 240 |
Печеньки на заседания разработчиков олимпиадных заданий | 1 кг | 4 | 200 | 800 |
Обучающая игра «Математика» («Квартет») | 1 шт | 1 | 990 | 990 |
Обучающая математическая игра «Делиссимо» | 1 шт | 1 | 990 | 990 |
Кубки участникам команды-победителю городских соревнований | 1 шт | 4 | 450 | 1800 |
Матовая фотобумага для печати дипломов и сертификатов участникам конкурсных мероприятий | 1 пачка (50 листов) | 3 | 350 | 1050 |
Кружки с логотипом и спец.дизайном для финалистов городских соревнований по математике среди 5-6 классов | 1 шт | 32 | 300 | 9600 |
Блокноты с логотипом и спец.дизайном для победителей онлайн-конкурса решения олимпиадных задач по математике среди 1-4 классов (по классам и абсолютному победителю) | 1 шт | 5 | 100 | 500 |
Блокноты с логотипом для команды разработчиков | 1 шт | 10 | 100 | 1000 |
Оформление фотозоны для математического праздника | 1 шт | 1 | 2500 | 2500 |
Простые карандаши для финалистов городских соревнований | 1 шт | 32 | 10 | 320 |
Шариковые ручки для финалистов городских соревнований | 1 шт | 32 | 20 | 640 |
Маркеры 2-х контрастных цветов для белой доски | 1 шт | 16 | 50 | 800 |
Чернила для принтера | 1 шт | 4 | 350 | 1400 |
Книги по занимательной математике для команд-уачстниц финала городских соревнований | 1 шт | 8 | 400 | 3200 |
Оплата создания программного обеспечения для городского соревнования по математике | 1 специалист | 3 | 3500 | 10500 |
Иные ресурсы
В июле 2022 г. запланировано обсуждение заданий городских соревнований по математике с автором-разработчиком комплектов задай школьного (с 2017 года) и муниципального (с 2015 года) этапов всероссийской олимпиады школьников по математике в Красноярском крае, доцентом кафедры алгебры и математической логики Института математики и фундаментальной информатики СФУ, канд. физ.-мат. наук. Зотовым Игорем Николаевичем — заместителем председателя жюри регионального этапа ВсОШ Красноярского края по математике, тренером сборной команды Красноярского края по математике.
Имеющиеся ресурсы
Безвозмездное предоставление территорий и помещений для математического квеста для 1-4 классов и проведения финала городских соревнований по олимпиадной математике среди 5-6 классов; столы и стулья в необходимом количестве; цветной принтер; проектор; ноутбуки; доски белые магнитно-маркерные; чай и кофе для команды разработчиков блоков конкурсных заданий; безвозмездная услуга специалистов по олимпиадной математике — педагогов и победителей и призеров муниципальных и краевых олимпиад по математике; взаимодействие со старшеклассниками физико-математической школы СФУ.
Дополнительно
Проект поддерживается городским методическим сообществом учителей математики, а также Управлением образования города Канска. Городские соревнования могут стать ежегодными, предоставляя возможность школьникам попробовать свои силы на муниципальном уровне. При получении поддержки на создание программного обеспечения проект может быть тиражирован на других территориях.
Источник: xn--80advbdwql.xn--p1ai