Программы мониторинга жидкостных сред давно рассматриваются сообществом экспертов по надежности и эксплуатации как одна из самых серьезных проблем. Например, пробы масла имеют огромную ценность при диагностике первопричин, наличии загрязнений и измерении качества масла.
Тем не менее для того, чтобы эти программы были реализованы должным образом, пробы необходимо брать чаще, чем организация может себе позволить в связи с невозможностью выделить активы и персонал. В результате программе надежности не хватает информации, необходимой для достижения поставленных целей. Лучшие в своем классе программы обеспечения надежности нашли решение этой проблемы, внедрив программы мониторинга жидкостей или масла в режиме онлайн.
Что такое онлайн-мониторинг качества масла?
Онлайн-мониторинг качества масла обеспечивает контроль состояния масла в режиме реального времени. Технологии мониторинга прошли долгий путь. Ранние системы основывались на диэлектрических датчиках и чип-детекторах для обеспечения возможности контроля состояния масла и износа. Позже появились измерители вязкости, датчики воды в масле, оптические счетчики
Масло МСТ: 15 полезных свойств (русская озвучка)
частиц, датчики продуктов износа и другие сенсорные технологии, которые давали представление об общем качестве масла. Однако они не обладали достаточной чувствительностью для анализа всех свойств масла, которые требовались программам обеспечения надежности.
Эти датчики помогли осознать ценность онлайн-мониторинга качества масла, но более современные сенсорные технологии, которые в настоящее время используются при принятии решений, улучшили чувствительность, дальность обнаружения и корреляцию с лабораторными пробами масла.
Современные индуктивные датчики в два раза более чувствительны, чем датчики предыдущего поколения, и позволяют обнаружить частицы износа меньшего (примерно в два раза) размера для того же внутреннего диаметра.
Новейшие датчики качества масла, использующие метод импедансной спектроскопии, теперь способны сопоставлять или непосредственно измерять множество важных характеристик масла, в частности, общее состояние, окисление, общее щелочное число, наличие загрязняющих веществ (например, вода, сажа) и т.п.
Эти датчики часто объединяются в единую систему и/или дополняются другими технологиями, например, определением вибрации, интеллектуальными устройствами промышленного интернета вещей (IIoT), интеллектуальной обработкой данных и т.д.
Проблемы с автономным отбором проб масла
Такие показатели, как качество масла и следы износа, как правило, не являются статичными, согласованными или медленно меняющимися. Изменения обычно связаны с событиями, особенно при переходе от рабочего состояния к неисправному. Частицы износа в течение некоторого времени отделяются «залпами» и быстро выводятся системой фильтрации.
Возможность обнаружения неисправности зависит от того, когда взят образец (см. рис. 1). Загрязнения или изменение свойств масла, такие как попадание воды или выпадение осадка, происходят чаще, чем проводят стандартные отборы проб масла. Это часто приводит к тому, что неполадки остаются невыявленными и вызывают дальнейшее повреждение, которое, как правило, не подлежит устранению и может привести к полному отказу.
Где находится износ?
Продукты износа являются одним из лучших показателей состояния актива. В ходе исследования, проведенного на базе парка из 137 промышленных коробок передач, были изучены пробы масла за предыдущие два-четыре года, а также история неисправностей. На рис.
2 представлены результаты исследований с обозначением концентрации железа цветом в заведомо работоспособных (выделены синим) и неисправных (выделены красным) коробках передач. При использовании традиционных подходов можно предположить, что наиболее высокие концентрации железа будут зафиксированы в неисправных коробках передач. Однако исследование показало бесполезность этих выборок для определения состояния активов.
Напротив, онлайн-мониторинг частиц износа зарекомендовал себя как идеальное решение. Как показано на рис. 3, периодические отборы проб масла для анализа в течение 14 месяцев не дали существенных результатов. На самом деле выявленная чистота масла фактически демонстрировала улучшение согласно стандартам чистоты Международной организации по стандартизации (ISO), тогда как уровни концентрации, выявленные при онлайн-мониторинге частиц, росли. Важно отметить, что, хотя пиковые концентрации частиц увеличивались, значения концентраций при единичных отборах проб отличались непостоянством.
Онлайн-мониторинг металлических частиц износа позволяет наблюдать и отслеживать износ в режиме реального времени, что дает возможность корректировать работу оборудования для предотвращения полных отказов и продления срока службы до ремонта или замены. Онлайн-устройства отслеживания частиц износа обеспечивают дополнительное преимущество, позволяя аналитику соотносить данные по концентрации частиц износа с эксплуатационными характеристиками, чтобы точно определить причину прогрессирования неисправности по всплескам концентрации частиц износа. В примере на рисунке 3 актив эксплуатировался с пониженной нагрузкой до тех пор, пока не было выполнено техническое обслуживание.
Состояние масла
Большая часть ценности образцов масла заключается в возможности отслеживать состояние масла. Ключевые свойства и уровни концентрации загрязняющих веществ, например, окисление, общее щелочное число, общая кислотность, пакеты присадок, вязкость, вода, топливо, сажа и т.д., используются для оценки остаточного срока службы и определения профилактических и продлевающих срок службы мер. Как и в случае с частицами износа, многие из этих характеристик зависят от определенных событий. События, такие как загрязнение водой и топливом, происходят в течение нескольких минут и через несколько часов могут не определяться, как показано на рисунке 4.
Выбор между заменой масла, подпиткой и дренированием, доливкой и т.д. часто затруднен из-за того, что тенденции изменения критических характеристик и характеристик остаточного срока службы масла недоступны. Онлайн-мониторинг качества масла позволяет выявить эти тенденции и оценить остаточный срок службы. Как показано на рисунке 5, онлайн-мониторинг масла позволяет оптимизировать замену масла на основе фактических измерений качества масла по сравнению с традиционными изменениями, основанными на факторе времени. При традиционной замене масла через определенные периоды масло почти всегда заменяется слишком рано или слишком поздно. Мониторинг в режиме реального времени позволяет оптимизировать интервалы замены масла для каждого актива.
Используя эти данные, можно оценить остаточный срок службы и оптимизировать действия по продлению срока службы масла в зависимости от эксплуатационных потребностей. На рисунке 6 актив эксплуатировался с пониженной нагрузкой, чтобы продлить срок службы масла почти на 100 часов работы. Действия, например, подпитка и дренирование, могут измеряться, а общий срок службы масла продлен с помощью различных инструментов, применяемых командами надежности.
Заключение
Периодический автономный анализ масла имеет определенную ценность в рамках реализации программ надежности, но часто он сам по себе не является достаточным для достижения целей программы в области надежности. Системы онлайн-мониторинга качества масла зарекомендовал себя как важнейшие инструменты сокращения затрат, которые к тому же предоставляют данные, необходимые для принятия оптимальных решений по техническому обслуживанию.
Многие отрасли, такие как энергетика, горнодобывающая промышленность, железные дороги, отрасль морского транспорта и т.д., начали внедрять онлайн-программу мониторинга масла. Предполагается, что в течение следующих лет такие программы станут стандартной практикой. С развитием сенсорных технологий срок окупаемости вложенных в датчики средств обычно составляет менее одного года, что делает такое капиталовложение одним из самых перспективных для любой команды надежности, стремящейся внедрить передовые практики.
Журнал Prostoev.NET № 2(23) 2020
По материалам зарубежных публикаций
Источник: prostoev.net
Система автоматизированного подбора моторных масел из линейки Hi-Gear
Автоматизированная система SMART CHOICE предназначена для оперативного подбора моторного масла для четырехтактных автомобильных двигателей всех марок и типов (бензиновые, дизели).
Принципиальные отличия сервиса SMART CHOICE от известных аналогов:
- SMART CHOICE позволяет производить подбор масла не только для новых двигателей, но и для двигателей с различной степенью износа, определяемой аналитически, исходя из вводимых исходных данных.
- SMART CHOICE учитывает конкретные климатические условия эксплуатации и на этом основании производит выбор соответствующего зимнего класса SAE.
ВНИМАНИЕ: указанные отличия SMART CHOICE обеспечивают более точный подбор и по этой причине параметры масел, рекомендуемые данной программой, иногда могут отличаться от регламентов инструкций и итогов подбора при помощи иных сервисов. Это объясняется тем, что все другие подобные программы построены на рекомендациях для двигателей без износа и без привязки к конкретным условиям их эксплуатации.
Воспользоваться сервисом SMART CHOICE достаточно просто, для этого не нужно обладать какими-либо специальными знаниями. Наоборот, практически любой автомобилист может быстро найти «свое» масло, даже не владея классификациями API, ACEA, ILSAC и не зная спецификаций производителя. Необходимо лишь корректно заполнять поля в блоках исходных данных. Если возникает неясность, то следует щелкнуть на соответствующий знак ? и получить справку.
Об алгоритме
SMART CHOICE : Об алгоритме подбора масла
Первый этап подбора масла производится по литровой мощности двигателя*, поскольку этот удельный параметр является характеристикой уровня форсирования двигателя и, соответственно, отражает степень тепловых и механических нагрузок, как на пары трения, так и на само моторное масло. Таким образом, чем выше литровая мощность двигателя, тем выше должны быть эксплуатационные характеристики применяемого масла. Указанный критерий подбора применяется на основе фундаментального комплекса научных, экспериментальных, практических и нормативных данных в сфере эксплуатации автомобильных двигателей и потому обеспечивает надежный подбор масла при минимуме исходных данных (достаточно указать мощность и рабочий объем двигателя**).
Второй этап предусматривает подбор летнего класса SAE (вязкости масла при 100°С) на основе системного анализа трех критериев: степени износа двигателя, регламентированного производителем летнего класса SAE, фактически применяемого масла («фактического» летнего класса SAE). Для каждой комбинации указанных параметров программа определяет необходимую оптимальную вязкость масла при 100°С, по ней подбирает соответствующий летний класс SAE и по последнему непосредственно само масло. В программе заложен принцип – чем выше износ двигателя, тем более вязкое масло ему необходимо (более высокий летний класс SAE) с целью обеспечения достаточной несущей способности масляного слоя в увеличенном зазоре между деталями.
Третий этап предусматривает подбор зимнего класса SAE по минимальной температуре при холодном пуске двигателя.
Примечание : расчет степени износа двигателя производится по эмпирической зависимости от пробега, рабочего объема, расхода топлива и расхода масла на угар.
* Литровую мощность двигателя определяют путем деления мощности двигателя (л.с.) на рабочий объем двигателя (литр). Получается значение в размерности (л.с./литр). Напомним, что 1 литр = =
** Это сумма рабочего объема всех цилиндров двигателя. Иногда ее называют литражом двигателя. Рабочий объем одного цилиндра – это объем, освобождаемый поршнем при его перемещении из верхней мертвой точки в нижнюю мертвую точку.
Источник: hi-gear-products.ru
Программы для Android. Менять или не менять масло в двигателе автомобиля, а также состояние моторного масла и самого двигателя поможет оценить Check Car Engine
Каждый владелец автомобиля хотя бы раз в своей жизни сталкивался с ситуацией, когда срок замены масла в двигателе автомобиля по времени приближается, а пробег за этот период был мизерным, или когда за считанные месяцы был пройден необходимый для замены масла пробег, а бюджет не позволяет прямо сейчас выделить деньги эту процедуру.
Мало того, опытные автовладельцы знают, что сроки замены моторного масла могут зависеть не только от пробега или времени прошедшего от его предыдущей замены, а от климатических условий, в которых эксплуатировался автомобиль, частоты и характера поездок и еще многих порой не совсем очевидных факторов и учесть их все чаще всего не представляется возможным.
Что же нам в подобных случаях делать? Полагаться на интуицию и надеяться что это не навредит двигателю автомобиля? Отнюдь нет – если вы являетесь обладателем Android смартфона или планшета с камерой, определить состояние масла в двигателе вашего автомобиля и заменить его вовремя вам поможет бесплатное приложение Check Car Engine.
Мало того, это приложение дает автовладельцу возможность не только проверить состояние моторного масла в автомобильном двигателе, но даже – исправность самого двигателя, и воспользоваться им вы можете также и в следующих случаях:
• При контроле состояния масла, чтобы сменить его вовремя.
• Для показа состояния двигателя при продаже автомобиля.
• Для проверки состояния двигателя при покупке автомобиля.
• При контроле результатов других видов диагностики.
• Для проверки качества работы двигателя после ремонта.
• Для поиска скрытых дефектов, которые еще не проявились.
• Для регулярных профилактических проверок двигателя.
Впечатляет, не правда ли? При этом, чтобы оценить состояние моторного масла и самого двигателя, вам нужно сделать следующее:
1. Взять чистый лист белой бумаги.
2. Нанести на него каплю масла из прогретого двигателя.
3. Подождать пока оно растечется, сформировав характерное пятно
4. Выбрать место с хорошим освещением.
5. Сделать снимок масляного пятна из приложения.
При этом Check Car Engine сделает обработку полученного снимка для оценки параметров состояния моторного масла, а также состояния двигателя вашего автомобиля и выдаст вам рекомендации по дальнейшим действиям.
Как сообщают разработчики, для работы с Check Car Engine вам не нужно иметь какие либо специальные знания, а само приложения будет работать на любом Android планшете или смартфоне, оснащенном камерой и сенсорным экраном.
Приложение распространяется в двух версиях: Check Car Engine и Check Car Engine Pro, обе из которых абсолютно бесплатны и отличаются между собой требованиями к квалификации пользователя, точностью оценок и детальностью выдаваемой информации.
Скачать обе версии приложения вы можете из Google Play Маркет:
Похожие материалы:
Источник: www.4tablet-pc.net