Форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС, AsiaPacificEconomicCooperationForum, APEC), созданный в 1989г. — первая региональная межправительственная экономическая организация. АТЭС — блок, состоящий из 21 стран-участников. Как записано в Сеульской декларации (1991г.), цели деятельности АТЭС включают: *содействие экономическому росту стран; *укрепление многосторонней системы торговли с учетом высокой экономической взаимозависимости государств; *проведение торговой и инвестиционной либерализации.
Этапы формирования АТЭС:
1) В период 1989-1992г. шел процесс становления Форума.
2) На втором этапе в 1993-1997 годы АТЭС динамично развивался благодаря принятым Богорским решениям (1994 г.) о формировании зоны свободной торговли и инвестиций к 2010-2020 гг., Осакской (1995 г.) и Манильской (1996 г.) программам действий, Ванкуверской программе ускоренной отраслевой добровольной либерализации (1997 г.), разработке индивидуальных и коллективного планов действий по достижению Богорской цели.
Таиланд передал США право председательства на форуме АТЭС
3) На третьем этапе (1998-2008 гг.) из-за азиатского финансового кризиса (1997-1998 гг.), его последствий и связанной с ними необходимостью защиты национальных рынков, а значит, усиления национального протекционизма, большинство инициатив не быливыполнены. Достижения этого этапа развития АТЭС связаны с активизацией формирования зон свободной торговли (чаще всего, в рамках соглашений об экономическом сотрудничестве как широкоформатной зоны свободной торговли, что нередко называет ся моделью «НАФТА+»), принятия программы содействия торговле на основе сокращения трансакционныхиздержек.
4) Современный этап начался с 2009г. и связан с возросшим интересом к формированию зоны свободной торговли в регионе под влиянием американской дипломатии, активно продвигающей концепцию Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли.
Проблемы:Идея формирования общерегиональнойзоны свободной торговли в рамках Тихоокеанского Сообщества была высказана в 1993г. президентом США Б.Клинтоном, в 1994 г. на очередном неформальном саммите АТЭС в индонезийском курортном городе Богор страны Форума утвердили т.н.Богорскую цель достижения зоны свободной торговли товарами и инвестиций к 2010 г. для развитых государств и к 2020 г. дляразвивающихся государств-членов. Для их реализации разработана Манильская программа действий (1996 г.), в основу программы были положены принципы деятельности АТЭС, включая невзаимность, добровольность и консенсус.
Именно эти принципы определили своеобразие подхода Форума к региональным интеграционным процессам. Если на начальных этапах их использование позволило учесть огромную экономическую, политическую и культурологическую дифференциацию стран-участниц, то уже на рубеже двух веков стало ясно, что эти принципы тормозят и даже препятствуют реализации Богорской цели. Они определили специфику «азиатской» модели мягкой интеграции, без закрепления четких обязательств стран по торговой и инвестиционной либерализации; эти принципы обострили противоречия между развитыми странами и развивающимися государствами участницами АТЭС и стали препятствием на пути формирования зоны свободной торговли и инвестиций. НА сегодняшний день достижения АТЭС минимальны. Ведь зона свободной торговли для развитых государств Форума к 2010 г. так и не была создана вследствие дезинтегрирующих факторов, отказа США и Японии проводить либерализацию на принципах АТЭС, снижения заинтересованности других участвующих экономик в реализации Богорской цели и других инициатив, явного акцента Форума на политическое сотрудничество, главным образом, на борьбу с терроризмом и его финансированием.Одна из причин снижения заинтересованности многих государств в создании зоны свободной торговли в рамках АТЭС и фактического провала АТЭС как регионального интеграционного объединения связана с усилением восточноазиатского регионализма, стремлением расширить взаимные экономические связи, с опасением усиления позиций США в регионе.
Саммит форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС)
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 349.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда.
Источник: stydopedya.ru
7.2. Основные решения, принятые на саммитах атэс в 1993−2002 гг.
В 1993 г. на первом саммите в Сиэтле (США) впервые озвучена мысль о возможности создания Тихоокеанского сообщества. Спустя год, в 1994 г. на Богорском саммите (Индонезия) принимается принципиальное решение о готовности стран АТЭС создать зону свободной торговли товарами и движения капиталов к 2010−2020 гг.
В 1995 г. на Осакском саммите принята программа действий, детализировавшая направления либерализации в регионе: сокращение пошлин, либерализация торговли услугами и гармонизация национальных стандартов в соответствии с международными, также названа дата начала формирования зоны свободной торговли − 1 января 1997 г. В целом определены 15 направлений, и только четыре из них непосредственно связаны с целями Богорской декларации. Программа выдвинула концепцию гибкости, по которой страны должны вести свободную и открытую торговлю на основе прогрессивного снижения пошлин и увеличения прозрачности таможенных режимов.
При этом нигде не записано о полной ликвидации пошлин − подразумевается лишь их снижение до нуля. Еще один важный итог Осакского саммита − разработка принципов деятельности АТЭС: недискриминация; прозрачность; сотрудничество; гибкость; соответствие нормам ВТО; стендстил; сравнимость; всеобщий охват; синхронное начало; продолжающийся процесс; дифференцированные сроки реализации либерализационных мер.
Следующим шагом стал Филиппинский саммит 1996 г., на котором была принята Манильская программа действий (МАПА), представляющая собой развернутый пакет мер по достижению глобальной цели формирования Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) на основе трех направлений − коллективного плана действий, индивидуальных планов действий и технико-экономического сотрудничества.
На саммите в Ванкувере (Канада), состоявшемся в 1997 г., принято решение об ускоренной отраслевой либерализации на добровольной основе в пятнадцати сферах.
На Малайзийском саммите (1998 г.) в Куала-Лумпуре девять отраслей переданы в ВТО для проведения либерализации (несмотря на протесты Японии в отношении ускоренного снижения пошлин на рыбопродукты и лесную продукцию). Основной акцент был сделан на поиске путей выхода из азиатского финансового кризиса, поразившего многие экономики, и достижение экономической стабильности в регионе.
На саммите в Окленде (Новая Зеландия) в 1999 г. приняты Принципы АТЭС по стимулированию конкуренции и дерегулированию экономики. Они стали рамочной программой стабилизации национальных рынков на основе повышения прозрачности и предсказуемости регулирования частнопредпринимательского и государственного секторов; повышения значения конкуренции среди компаний в целях роста эффективности их функционирования; повышения качества регулирования, разработки и выполнения политики стабильного развития; снижения издержек; формирования благоприятного климата для свободной и справедливой конкуренции. Намеченные цели требуют повышения уровня развития инфраструктуры и людских ресурсов, особенно в развивающихся странах, развития электронной коммерции. Страны АТЭС также выступили с инициативой проведения нового раунда переговоров в рамках ВТО, включая устранение экспортных субсидий на аграрную продукцию и выделение восьми секторов по либерализации таможенных пошлин.
В 2000 г. на проходившем в Брунее восьмом саммите рассматривались важные вопросы либерализации торговли и инвестиций, создания так называемой «новой экономики» за счет освоения новейших информационных и коммуникационных технологий. На саммите выдвинуты новые интеграционные проекты формирования двусторонних зон свободной торговли. Были приняты следующие решения: (1) инициировать начало нового раунда переговоров в ВТО не позднее 2001 г.; (2) оценить масштаб деятельности субрегиональных торговых соглашений с учетом их важности в качестве инструмента сокращения ограничений (практически каждая страна АТЭС участвует как минимум в одной группировке).
Шанхайский (КНР, 2001 г.) саммит лидеров стран − членов Форума принял документ «Шанхайское согласие» как стратегический план действий АТЭС на ближайшие годы в целях формирования Азиатско-тихоокеанского сообщества. Поставлены три основные задачи:
1) разработка концепции деятельности Форума в XXI в. с учетом глобализации и формирования «новой экономики» (основанной на интернет-технологиях). В 2005 г. намечено проанализировать достигнутый на среднесрочную перспективу прогресс выполнения Богорской цели, снизить на 5 % трансакционные издержки в течение пяти лет на основе реализации принципа прозрачности в руководстве экономикой и ликвидации или упрощения административных процедур;
2) уточнение направлений реализации Богорской цели, в том числе на основе пересмотра положений Осакской программы действий и приведения их в соответствие с современными реалиями, а также активизация индивидуальных и коллективных действий экономик по созданию свободной и открытой зоны торговли и инвестиций к 2010−2020 гг.;
3) укрепление механизма АТЭС на основе тщательного обзора положений индивидуальных планов действий стран и стимулирования экономического и технического сотрудничества.
В рамках данного саммита лидеры АТЭС провели ряд дискуссий по формированию зон свободной торговли в качестве вспомогательного инструмента достижения свободной торговли в регионе. Было решено, что региональные и двусторонние зоны свободной торговли станут цементирующим элементом многосторонней либерализации в ВТО при условии их соответствия правилам этой организации.
В 2002 г. на проходившем в Лос Кабосе (Мексика) десятом саммите стран − членов АТЭС основное внимание было уделено проблеме реализации цели создания зоны свободной торговли и инвестиций и расширения преимуществ сотрудничества в целях экономического роста и развития, а также борьбе с терроризмом (что стало следствием атаки террористов на Нью-Йорк). Наиболее значительным результатом саммита можно считать разработку плана по содействию торговле, нацеленного на сокращение трансакционных издержек на 5 % к 2006 г., а также оказание помощи развивающимся странам по созданию инфраструктуры. Лидеры призвали продолжить переговоры по открытию рынков, ускорению экономического роста, сокращению бедности, содействию устойчивому развитию (в качестве одной из целей таких переговоров признано устранение всех форм экспортных субсидий на сельскохозяйственную продукцию и несовместимых с международными правилами прочих экспортных субсидий и ограничений). Еще один документ, принятый в Лос Кабосе, − заявление лидеров стран − членов АТЭС по выполнению принципов прозрачности (определены общие и специальные принципы).
Саммит 2003 г., проходивший в Бангкоке (Таиланд), занимался в основном проблемами борьбы с терроризмом. Вместе с тем рассматривались и экономические вопросы: формирование во всех странах региона экономики, основанной на знаниях; создание новой финансовой архитектуры в регионе; создание новых предприятий малого и среднего бизнеса. Однако по этим вопросам четких программ или заявлений не было сделано.
В 2004 г. очередной саммит АТЭС в Сантьяго (Чили) проходил под девизом «Наше общество, наше будущее». Среди множества рассмотренных проблем особое внимание было уделено расширению торговли в рамках АТЭС, что нашло отражение в программном документе «Инициатива Сантьяго».
За пятнадцать лет своего функционирования АТЭС превратился из консультативного органа в динамичный инструмент содействия либерализации в регионе и в мире в целом. Однако анализ принятых на разных саммитах решений показывает их расплывчатый необязательный характер, слишком далекий от интеграционных планов в ЕС или в НАФТА, а с учетом добровольности выполнения решений, принципов невзаимности и консенсуса, положенных в основу Форума, свидетельствует о трудности достижения Богорской цели по формированию зоны свободной торговли и инвестиций в АТЭС.
На Манильском саммите (1996 г.) лидеры стран − членов Форума определили главную цель торговой и инвестиционной либерализации и расширения экономического и технического сотрудничества − формирование Азиатско-Тихоокеанского сообщества.
Впервые эта идея прозвучала еще в 1993 г. из уст президента США Б. Клинтона.
Манильская программа действий (МАЛА) включила три раздела:
- индивидуальные планы действий каждой страны-участницы;
- коллективный план действий АТЭС;
- развитие экономического и технического сотрудничества на основе разработки совместных проектов.
Индивидуальные планы действий (ИПД) предусматривают реализацию мер либерализации торговли и инвестиций: по таможенным пошлинам, нетарифным барьерам, услугам, инвестициям, политике конкуренции, правительственным закупкам, урегулированию споров, миграции предпринимателей, ускоренной реализации итогов Уругвайского раунда ГАТТ, правилам происхождения товаров, национальным стандартам.
Индивидуальные планы носят добровольный характер, но так как они принимаются с учетом результатов переговоров и консультаций, то фактически являются минимально обязательными. В сферах торговой и инвестиционной либерализации ИПД нацелены на одностороннее снижение пошлин; определение временных рамок либерализации, в том числе более быстрые темпы снижения барьеров для отдельных стран; на принятие более широких обязательств в отличие от Уругвайских договоренностей; выполнение соглашения по информационным технологиям (ИТА); на сокращение уровня покрытия импорта нетарифными ограничениями; увеличение прозрачности на основе разработки базы данных таможенных процедур и средневзвешенных пошлин (1997 г.); на составление списка идентифицированных НТО (1998 г.); сокращение издержек предпринимательской деятельности; разработку информационной базы данных таможенных процедур (2000 г.); на подписание соглашений по взаимному признанию стандартов и соответствию национальных стандартов международным; обмен информацией (1997 г.), на сокращение и постепенную ликвидацию экспортных субсидий, запретов и ограничений на экспорт; прогрессивную либерализацию торговли услугами, в отдельных странах более быстрыми темпами и идущая дальше обязательств в рамках ГАТС; на создание более открытого инвестиционного режима на основе пересмотра сложившихся правил. А восемь государств обязались провести либерализацию инвестиционных ограничений с указанием конкретных сроков; упрощение выдачи виз для деловых поездок предпринимателей; повысить прозрачность процедур правительственных закупок; создать эффективный механизм защиты прав интеллектуальной собственности, а также механизма разрешения споров; разработать наиболее эффективную практику реформирования сферы регулирования; подписать соглашения в сфере конкурентной политики; создать высокоразвитые инфраструктурные объекты. В 2004 г. введена новая (16-я по счету) глава ИПД по продовольствию с учетом поставленной на саммите в Бангкоке цели – создание системы продовольственной безопасности в регионе АТЭС.
Коллективные планы действий (КПД) определили 15 направлений стимулирования торговли и капиталовложений, формирование наиболее благоприятного предпринимательского климата − более прозрачного, упрощенного, с меньшими издержками. Среди уже выполненных мер можно выделить: упрощение и гармонизацию процедуры таможенной очистки; защиту прав интеллектуальной собственности; гармонизацию таможенных номенклатур. В коллективном плане действий зафиксировано:
1) разработать компьютерную базу данных по таможенным пошлинам (для этого предусмотрено обновить формат таможенных обязательств стран-членов, включая индивидуальные планы действий);
2) обновить формат обязательств стран-членов и включенных в ИПД по прогрессивной либерализации нетарифных барьеров. Для этого намечено провести анализ нетарифных мер, включая их разновидности с точки зрения интенсификации работы по снижению уровня НТО;
3) разработать совместные меры по прогрессивному сокращению экспортных субсидий с учетом обязательств в ВТО с целью их полной ликвидации; для активизации миграции предпринимателей расширить количество стран с 9 до 12, на территории которых действует единый миграционный документ (Business Travel Card).
В целом меры КПД ежегодно дополняются и уточняются на основе мониторинга и докладов стран-членов. С 2000 г. действует правило периодических отчетов стран о ходе выполнения планов действий. Так, в 2003 г. перед Секретариатом АТЭС отчитались Япония, Канада, Республика Корея, Гонконг (всего 9 стран), а по итогам 2004 г. − 6 стран, в том числе США.
Другой существенный элемент МАПА − содействие торговле на основе сотрудничества в сфере стандартов, гармонизации таможенных процедур, координации при проведении конкурентной политики и разрешении споров.
Таким образом, Манильская программа действий зафиксировала такие долгосрочные цели, как сокращение средневзвешенных ставок пошлин до 05 % и ликвидация нетарифных барьеров к 20102020 гг.; введение национального режима в инвестиционной сфере к 20102020 гг. с минимальными изъятиями, т. е. не повышение уровня протекционистской защиты и проведение прогрессивной либерализации; снижение уровня торговых ограничений, в том числе сокращение тарифных пиков некоторых видов НТО в отдельных отраслях, уменьшение числа изъятий, сокращение разрыва в ставках пошлин между отраслями.
Источник: studfile.net
МЭО экз. Билеты МЭО (итог.). 1. Понятие интеграции, формы интеграц объединений. Интеграция
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 0.66 Mb.
Форум Азиатско-Тихоокеанское экономич сотрудничество (1989) — единственная в Азиатско-Тихоокеанском регионе межправительственная организаия. 21 страна мира – Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (САР, Китай), Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, Перу, Республика Корея, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. На долю АТЭС приходится 55% мир ВВП, 53% мир торговли, более 40% ПЗИ мира (по данным 2010).
В 1993 на первом саммите в Сиэтле (США) впервые озвучена мысль о возможности создания Тихоокеанского сообщества. Спустя год, в 1994 на Богорском саммите (Индонезия) принимается решение о готовности стран АТЭС создать ЗСТ товарами и движения капиталов к 2010-2020 (не реализован).
В 1995 на Осакском саммите принята Программа действий, детализировавшая направления либерализации в регионе: сокращение пошлин, либерализация торговли услугами и гармонизация нац стандартов в соотв с международными, названа Дата начала формирования ЗСТ — 1 января 1997. Определены 15 направлений, и только 4 из них Непосредственно связаны с целями Богорской декларации. Программа выдвинула концепцию гибкости, по кот страны должны вести свободную и открытую торговлю на основе прогрессивного снижения пошлин и увеличения прозрачности таможенных режимов. При этом нигде не записано о полной ликвидации пошлин — подразумевается их снижение до нуля. Еще один важный итог Осакского саммита — разработка принципов деятельности АТЭС: недискриминация; прозрачность; сотрудничество; гибкость; соответствие нормам ВТО; стендстил; сравнимость; всеобщий охват; синхронное начало; продолжающийся процесс; дифференцированные сроки реализации либерализационных мер.
След шаг — Филиппинский саммит 1996, на кот принята Манильская программа действий (МАПА), представляющая собой развернутый пакет мер по достижению глобальной цели формирования Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сообщества (АТЭС). Манильская программа действий содержит 3 раздела – индивидуальные планы действий (ИПД), кот разрабатывает каждая страна-участница по достижению Богорской цели и с учетом нац особенностей; коллективный пландействий (КПД), экономич и технич сотрудничество (ЭКОТЕК).
На саммите в Ванкувере (Канада) в 1997, принято решение об ускоренной отраслевой либерализации на добровольной основе в 15 сферах. На Малазийском саммите (1998) в Куала-Лумпуре 9 отраслей переданы в ВТО для проведения либерализации (несмотря на протесты Японии в отношении ускоренного снижения пошлин на рыбопродукты и лесную продукцию). Осн акцент был сделан на поиске путей выхода из 8 азиатского финанс кризиса, поразившего многие экономики, и достижение экономич стабильности в регионе.
На саммите в Окленде (Новая Зеландия) в 1999 приняты Принципы АТЭС по стимулированию конкуренции и дерегулированию экономики. Страны АТЭС выступили с инициативой проведения нового раунда переговоров в рамках ВТО, включая устранение экспортных субсидий на аграрную продукцию и выделение 8 секторов по либерализации тамож пошлин.
В 2000 на проходившем в Брунее 8 саммите решения: (1) инициировать начало нового раунда переговоров в ВТО не позднее 2001; (2) оценить масштаб деятельности субрегиональных торговых соглашений с учетом их важности в качестве инструмента сокращения ограничений (практически каждая страна АТЭС участвует как минимум в 1 группировке).
Шанхайский саммит 2001 лидеров стран — членов Форума принял документ «Шанхайское согласие» как стратегич план действий АТЭС на ближайшие годы в целях формирования Азиатско-тихоокеанского сообщества.
В 2002 на проходившем в Лос Кабосе (Мексика) 10 саммите стран — членов АТЭС осн внимание было уделено проблеме реализации цели создания ЗСТ и инвестиций, расширения преимуществ сотрудничества в целях эконом роста и развития, борьбе с терроризмом. Наиболее значительным результатом саммита можно считать разработку Плана действий по содействию торговле, нацеленного на сокращение трансакционных издержек на 5% к 2006, оказание содействия развивающимся странам по созданию инфраструктуры.
Лидеры подтвердили приверженность Богорской цели 1994 и призвали продолжить переговоры по открытию рынков, ускорению экономич роста, сокращению бедности, содействию устойчивому развитию (в качестве одной из целей таких переговоров признано устранение всех форм экспортных субсидий на с/х продукцию и несовместимых с международными правилами прочих экспортных субсидий и ограничений). Еще один документ, принятый в Лос Кабосе, — Заявление лидеров стран — членов АТЭС по выполнению принципов прозрачности (определены общ и спец принципы). Саммит 2003 в Бангкоке занимался в проблемами борьбы с терроризмом. Рассматривались экономич вопросы: формирование во всех странах региона экономики, основанной на знаниях; создание новой финансовой архитектуры в регионе; создание новых предприятий малого и среднего бизнеса («микробизнеса»). Однако по этим вопросам четких программ/ заявлений не было сделано.
В 2004 очередной саммит АТЭС в Сантьяго (Чили) проходил под девизом «Наше общество, наше будущее». Среди множества рассмотренных проблем особое внимание было уделено расширению торговли в рамках АТЭС, что нашло отражение в программном документе «Инициатива Сантьяго».
Очередной шаг на пути к либерализации в рамках АТЭС был сделан в 2006, когда лидеры гос утвердили в качестве долгосрочной цели формирование Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (ФТААП). Некоторые участвующие экономики разочарованы этим шагом по пути либерализации в АТЭС и создали группу по обсуждению вопроса более глубокой либерализации. Разработаны 2 инструмента достижения этой цели – Транстихоокеанское партнерство и Восточноазиатская ЗСТ, продвигаемые США и Японией соотв.
В 2006 Сингапур, Новая Зеландия, Бруней и Чили создали Транстихоокеанскую ЗСТ как зону высокого стандарта. Именно на это региональное объединение и обратили внимание США, озабоченные исключением в 2008 из состава Восточноазиатского саммита, вступили в его состав и поставили задачу расширения состава для Транстихоокеанского партнерства (ТПП). ТПП имеет стратегич цель поддержки создания ЗСТ и инвестиций в регионе АТЭС к 2020 с учетом Богорских целей 1994. В АТЭС его рассматривают как 1ый этап на пути формирования Азиатско-Тихоокеанской ЗСТ.
Как записано в Декларации лидеров АТЭС 2010, ФТААП станет комплексным соглашением о ЗСТ на основе построения регионал структур по моделям АСЕАН+3, АСЕАН+6 и ТПП. Соглашение носит комплексный хар-р, вкл ликвидацию таможенных пошлин во взаимной торговле, общие правила происхождения товаров, защитные меры, унификацию санитарных и фитосанитарных мер и др технич барьеров; общую политику в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, правительственных закупок и общую конкурентную политику. В отношении взаимной торговли услугами предусмотрена либерализация большинства секторов услуг, вопросы доступа на рынки поставщиков услуг, предоставление нац режима и режима наибольшего благоприятствования. Действующее соглашение ТПП вкл вопросы правительственных закупок товаров и услуг (в их основу положены принципы ВТО: недискриминация, национальный режим и прозрачность), координацию политики в сфере прав интеллектуальной собственности, стратегического партнерства, финанс сотрудничества, научного и инновационного сотрудничества. Подписано соглашение по экологич сотрудничеству и Меморандум взаимопонимания по труд сотрудничеству.
18. Соглашения ТТП: основные положения,преимущества и издержки для отдельных стран членов.
принято в октябре 2015, подписано 4 февраля 2016 12 государствами АТЭС. Инициатор соглашения – США (обеспокоены снижением своего влияния на экономику и политику стран АТР, усилением экономич и полит позиций Китая в регионе). Соглашение ТТП вкл 30 разделов и изложено более чем на 6 тысяч страниц.
Страны ТТП отличаются крупным экономич потенциалом. Ведущие экспортеры — США, Япония и Канада. ТТП отличается высоким уровнем взаимного экспорта, доля которого в 2014 = 47,4%, в абсолютном выражении — 2074,8 млрд долл.
Высока роль взаимных связей в экспорте отдельных стран, где она дифференцирована от 30,4% в экспорте Чили и Сингапура до 85,0% в экспорте Мексики. Государства Транстихоокеанского партнерства играют важную роль в мировых прямых инвестициях. За 2009-2014 прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в экономику 12 стран ТТП возросли с 258,5 до 345,0 млрд долл/ в 1,3 раза.
Издержки от членства в ТТП:
Для развивающихся стран, обладающих низкой конкурентоспособностью вытеснение нац малых и средних компаний, их банкротству, потере раб мест, вытеснению нац с/х производителей. НО соглашение упрощает выход таких компаний на внешние рынки, решающее значение имеет уровень конкурентоспособности продукции.
Неравномерное распр преимуществ между участвующими гос. Наиб эффект от реализации соглашения ТТП получат — США и Япония, на долю кот приходится 60% совокуп экономич потенциала Транстихоокеанского партнерства (особенно в сфере инвестиций).
Рост цен на фармацевтическую продукцию из-за сохранения монопольного положения компаний развитых стран в произ-ве жизненно необходимых лекарств, наличия у них патентов, поддержания высокого уровня цен, блокировки выпуска более дешевых. негативно скажется на медицине развивающихся стран, население кот не сможет приобретать дорогие лекарства.
Расширение прав ТНК, кот неподконтрольны требованиям по исп местного компонента/ др регулирующим мерам принимающего гос. Так, если страна решит, что какой-то компонент продукции представляет угрозу и введет запрет на его исп снижение суммы прибыли зарубежной ТНК. Нормы соглашения предоставляют право таким компаниям предъявить иск правительству на возмещение убытков.
19. АСЕАН: цели создания, программа зоны свободной торговли АФТА, её влияние на взаимные экономич связи.
АСЕАН – ассоциация стран Юго-Восточной Азии, с 1967, входят 10 стран (Сингапур, Тайланд, Филиппины, Индонезия, Малайзия и тд). Страны АСЕАН занимают стратегическое положение на пути из Индийского океана в Тихий. Группировка обладает крупными запасами природных ресурсов. На долю стран-участниц приходится 81 % мир произ-ва каучука, 38 % пальмового масла, 53 % кокосового масла, 62 % олова, 60 % медной руды, нефть и природный газ.
- стимулирование экономич развития, соц прогресса и культурного развития региона на основе совместных действий;
- укрепление мира и безопасности в Юго-Восточной Азии;
- развитие сотрудничества и взаимопомощи по вопросам, представляющим общий интерес в экономич, соц, культурной, технической, научной и административ областях;
- создание таможенного союза.
- повышение конкурентоспособности стран-членов;
- сокращение ставок пошлин до 0-5 % на промышленную и с/х продукцию;
- введение общего эффективного преференциального тарифа;
- гармонизация национал промышленных стандартов;
- ликвидация количеств ограничений по взаимной торговле промышл товарами;
- введение принципа взаимного признания сертификатов кач-ва;
- координация макроэкономич политики;
- либерализация взаимной торговли услугами.
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии — АСЕАН создана в 1967 в составе 5 гос — Сингапура, Таиланда, Филиппин, Индонезии и Малайзии. В 1984 присоединился Бруней, в 1995 — Вьетнам, в 1997 — Лаос и Союз Мьянма, в 1999 – Камбоджа (всего 10 стран сейчас). Страны АСЕАН занимают стратегическое положение на пути из Индийского океана в Тихий, находясь на перекрестке, соединяющем Тихоокеанский бассейн с Ближним Востоком, Африкой и Европой. Группировка обладает крупными запасами природных ресурсов. На долю гос-участниц приходится 81 % мир производства натурального каучука, 38 % пальмового масла, 53 % кокосового масла, 98 % абаки-пеньки, 62 % олова, 60 % медной руды, 12 % хромовой руды, значительные запасы нефти и природного газа (по данным 2002).
В 2003 было принято решение о формировании АСЕАНовского сообщества к 2020, позднее срок был сокращен до 2015. Тогда же и начался процесс создания экономич, полит и социокультурного сообществ.
- ликвидация таможенных пошлин;
- либерализация нетарифных барьеров;
- отмена ограничений в торговле услугами;
- формирование свободной инвестиционной зоны;
- достижение свободного перемещения лиц квалифицированного труда.
- По формированию первой основы Экономического сообщества – единого рынка и производственной базы в рамках первой стадии (2008-2009)реализована большая часть мер – 93,8%. Сохраняются нереализованными меры в сфере либерализации услуг и свободного движения инвестиций. В рамках второй стадии (2010-2011) нереализована половина мер (50,9%), в том числе по свободной торговле товарами и услугами, свободному движению инвестиций, в сфере продовольствия, сельского хозяйства и лесного хозяйства.
- Вторая основа АСЕАНовского сообщества – создание конкурентоспособного экономич региона. Утверждены Региональные руководящие правила по конкурентной политике, опубликован справочник по конкурентной политике, принято законодательство в предпринимательской сфере. В 2011 приняты Руководящие правила по нотификации и обмену информацией по запрещенным продуктам. В целях повышения уровня информированности потребителей о своих правах продолжается процесс разработки буклета жалоб потребителей.
В сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) утвержден Мастер-план (2011), кот определил направления и меры стимулирования развития сферы, включая обмен интернет-услугами и формирование широкополосного информационного коридора.
В энергетическом сотрудничестве продолжается реализация Плана действий по энергетич сотрудничеству АСЕАН на 2010-2015 в целях содействия энергобезопасности и противодействия изм климата. Это – 3 по счету план, включающий 7 сфер сотрудничества по созданию общерегиональной электроэнергетической системы, трансасеановского газопровода, разработке чистых технологий, по возобновляемым источникам энергии, по энергоэффективности и сохранению энергии, по региональной энергетической политике и планированию, по использованию атомной энергии в мирных целях.
- Третья основаЭкономического сообщества АСЕАН – равное экономическое развитие. Продолжилось выполнение Стратегического плана действий АСЕАН в сфере малого и среднего предпринимательства на 2010-2015 гг., в котором определены проекты в рассматриваемой сфере. Издан справочник по малым и средним компаниям стран-членов, включивший более 800 компаний. Он предназначен содействовать развитию региональных цепочек поставок и производственных сетей и доступен на сайте АСЕАН.
- Четвертая основаЭкономического сообщества АСЕАН – интеграция в мировую экономику включает формирование зон свободной торговли с третьими странами в рамках модели АСЕАН+1. На первой стадии (2008-2009 гг.) реализованы все намеченные меры (100%), в рамках второй стадии (2010-2011 гг.) – 77,8%.
Источник: topuch.com