Магистерская подготовка
1.1. Магистерская подготовка в Российской Федерации реализует одну из основных профессиональных образовательных программ в многоуровневой структуре высшего образования. Подготовка магистров ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность.
1.2. Магистерская подготовка открывается по направлениям высшего образования, утвержденным постановлением Госкомвуза России от 07.05.93 N 3, в высших учебных заведениях, располагающих высококвалифицированными кадрами и современной лабораторно-исследовательской базой. Лицензия (разрешение) на право подготовки магистров предоставляется Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию на основании заключения экспертной комиссии, создаваемой по заявлению учредителя образовательного учреждения.
К заявлению помимо документов, представляемых в соответствии с Положением о лицензировании на право ведения образовательной деятельности в сфере среднего, высшего, послевузовского и соответствующего дополнительного профессионального образования, прилагаются решение ученого совета образовательного учреждения с указанием перечня магистерских программ (и аннотаций к ним), предполагаемых к введению в данном вузе, а также заключение учебно-методического объединения соответствующего профиля о возможности введения магистерской подготовки в данном высшем учебном заведении с характеристикой научно-исследовательской деятельности вуза по направлениям магистерской подготовки.
#16 Лучшие магистерские программы для психологов // Психология Что?
2. ПРИЕМ В МАГИСТРАТУРУ. ФИНАНСИРОВАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ
2.1. Правом обучения по программе магистра обладают лица, успешно завершившие обучение по одной из основных образовательных профессиональных программ высшего образования и имеющих диплом о высшем образовании.
2.2. Правила приема в магистратуру высшего учебного заведения определяются вузом на основе настоящего Положения и в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 26.06.93 N 597.
2.3. В случаях, когда в магистратуру поступают лица, имеющие диплом бакалавра по соответствующему направлению, условия приема в магистратуру и перечень вступительных контрольных испытаний (экзамены, тестирование, собеседование и др.) устанавливает вуз, которому предоставлено право вести подготовку магистров.
Для лиц, не имеющих диплома бакалавра по соответствующему направлению, устанавливается обязательный экзамен в объеме требований, предъявляемых Госкомвузом России к образованию бакалавра по направлению, соответствующему направлению магистратуры.
2.4. Поступающие в магистратуру представляют следующие документы:
- личное заявление на имя ректора с указанием направления магистратуры и названия магистерской программы (специализации);
- документ об образовании;
- другие документы по перечню, устанавливаемому вузом.
Зачисление для обучения в магистратуре оформляется приказом ректора с указанием направления магистратуры, специализации и научного руководителя студента.
КРАТКИЙ АНОНС магистерской программы «Современная философия и теология»
2.5. Финансирование подготовки магистров в государственных высших учебных заведениях осуществляется в порядке, определенном Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 26.06.93 N 597.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ
3.1. Магистерская профессиональная образовательная программа состоит из бакалаврской программы по соответствующему направлению и программы третьего уровня , которая должна иметь две примерно равные по объему составляющие — образовательную и научно-исследовательскую. Образовательная часть программы должна включать дополнительные главы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, ориентированные на углубление профессионального образования, изучение исторических и философских аспектов определенной области знаний, а также специальные дисциплины. Содержание научно-исследовательской работы студента определяется индивидуальным планом.
3.2. Обучение в магистратуре осуществляется с отрывом или без отрыва от трудовой деятельности. Нормативный срок обучения по магистерским программам Ш уровня для очной формы обучения составляет 2 года. При обучении без отрыва от трудовой деятельности не допускается сокращение учебного времени, отводимого на освоение соответствующей магистерской программы.
3.3. Обучение в магистратуре по программе третьего уровня осуществляется в соответствии с индивидуальным планом студента под руководством научного руководителя, который должен иметь ученую степень и (или) ученое звание и работать в данном вузе. В случае выполнения магистерских программ на стыке направлений допускается назначение, помимо научного руководителя, одного или двух научных консультантов.
3.4. Обучение по магистерской программе опирается на активную самостоятельную работу студента, в связи с этим его максимальная аудиторная нагрузка не должна превышать 14 часов в неделю (в среднем за весь срок обучения). Для контроля за выполнением индивидуального учебного плана в нем предусматривается текущая аттестация по всем дисциплинам учебного плана, осуществляемая в различных формах. Общее число экзаменов за период времени освоения третьего уровня магистерской программы должно быть не менее шести.
3.5. Методические рекомендации по структуре и содержанию профессиональных образовательных программ магистратуры с указанием примерного перечня экзаменов разрабатываются соответствующими учебно-методическими объединениями.
4. ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ В МАГИСТРАТУРЕ
4.1. В завершающем семестре магистратуры предусматривается защита выпускной работы — магистерской диссертации и сдача выпускных экзаменов, в том числе по направлению высшего образования. Высшим учебным заведениям предоставляется право засчитывать результаты выпускных магистерских экзаменов в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру. Студентам, обучающимся по магистерской программе, может быть разрешена сдача экзаменов кандидатского минимума.
4.2. Магистерская диссертация является самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя (для работ, выполняемых на стыке направлений, — с привлечением одного или двух научных консультантов). Защита магистерской диссертации и сдача выпускных экзаменов в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, происходят публично на заседании Государственной аттестационной комиссии.
4.3. Лицам, полностью выполнившим индивидуальный план по профессиональной образовательной программе магистра в вузах, имеющих свидетельство о соответствующей государственной аккредитации и право осуществлять магистерскую подготовку, присуждается квалификационная академическая степень магистра и выдается диплом магистра государственного образца.
Выпускнику магистратуры выдается также приложение к диплому — выписка из зачетной ведомости с указанием темы магистерской диссертации.
Начальник Главного управления образовательно-профессиональных программ и технологий Ю.Г. ТАТУР
Источник: psychologos.ru
Бакалавриат и магистратура — что это такое и чем они отличаются?
Реформация прежней системы пятилетнего высшего образования до сих пор многих вводит в заблуждение. Узнать ответ на вопрос — бакалавриат и магистратура – что это такое, должен каждый будущий студент вне зависимости от того, станет ли для него это обучение первым или нет.
Что значит магистратура и бакалавриат?
Два этих термина объединяет то, что они означают освоение определенного уровня государственной образовательной программы. Первый шаг к новой схеме был осуществлен в 1997 году, когда были приняты поправки к Болонской конвенции, вводящие двухуровневую систему обучения. Они пришли из США, где носят названия undergraduate education и graduate education. На примере Америки можно рассказать о преимуществах такого образования:
- Оно дает право сменить специализацию, если предыдущая наскучила.
- Понимая, кто такой бакалавр, потенциальный работодатель предпочтет его человеку со специалитетом, потому что его проще обучить с нуля.
- Студенчество, стипендия, проживание в общежитии и другие гарантии продлеваются еще на несколько лет.
Кто такой магистр?
Магистратура – это вторая ступень высшего образования, доступная для любого, кто прошел первую. Академическая степень магистра приобретается после окончания полного учебного процесса. Важной характеристикой степени является то, что на бесплатное обучение могут претендовать не только бакалавры, но и дипломированные специалисты, окончившие университет до введения болонской системы. Магистратуру в полной мере раскрывают следующие нюансы:
- Человек, прошедший вторую ступень образования, имеет право занимать руководящие должности гражданской формы службы.
- Чтобы наемным работникам не пришлось думать, что выше – магистратура или бакалавриат, законодатели разделяют все квалифицированные специальности на те, для которых требуется одна степень или необходимы сразу обе.
- Курс предметов подбирается таким образом, что студент полностью погружается в научную и практическую деятельность.
Кто такой бакалавр?
Бакалавриат доступен вчерашним школьникам и лицам, получившим среднее профессиональное образование. В противоположность распространенному предрассудку, оно не бесполезно без дальнейшего поступления в магистратуру. Степень бакалавра считается высшим образованием: по окончанию студент пишет выпускную аттестационную работу и сдает квалификационные экзамены. У нее несколько аспектов, о которых должен знать каждый:
- Она предполагает базовый набор предметов для специальностей, которые в магистратуре будет разделены на ответвления (например, юриспруденция допускает гражданскую, уголовную и конституционную направленность).
- Степень дает шанс в будущем написать и защитить научную диссертацию.
- Престижность при болонской системе не зависит от громкого имени заведения, в котором обучался студент: она приравнивается к подтвержденной дипломом степени.
Бакалавриат и магистратура — плюсы и минусы
У любой степени есть свои недостатки и преимущества. Единственным минусом бакалавриата являются иные стандарты приема на работу. Они могут качнуть чашу весов при ответе на вопрос о том, что лучше бакалавриат или магистратура, в противоположную сторону. Зарплата полностью зависит от диплома, поэтому бакалавриат без магистратуры иногда закрывает карьерное развитие самому умному и талантливому сотруднику. В специализациях, не требующих для достижения высот второй ступени образования, в магистратуру идут те, кто хочет посвятить себя исследованиям и преподаванию.
Магистратура и бакалавриат — чем они отличаются?
Две ступени образования даже тогда, когда они предполагают равные права при приеме на работу, непохожи по сути. Отличие бакалавриата от магистратуры заключается в том, что:
- На место бакалавра может претендовать абитуриент со свидетельством о полном школьном образовании, а в магистратуру его возьмут только после прохождения степени бакалавра.
- Средний срок обучения на бакалавриате составляет 4 года, а магистратура занимает 2 года.
- Зная ответ на вопрос, бакалавриат и магистратура – что это такое, нетрудно догадаться, что на первом этапе можно получить одну специализацию, а на втором – сменить ее на другую при желании.
- Попасть в аспирантуру может только студент, имеющий за плечами академическую степень магистра.
Зачем нужна магистратура после бакалавриата?
Среди скептически настроенных студентов распространены сомнения в том, так ли нужна магистратура после бакалавриата. Необходимость в ней действительно возникает не всегда, а лишь при том условии, если студент ожидает получить от магистратуры:
- большой объем знаний, которые невозможно включить в базовую программу;
- быстрый профессиональный рост в корпорации с высокой конкуренцией;
- вес в научном сообществе страны, публикации в профильных журналах;
- переходный этап на пути к аспирантуре и работе преподавателем.
Стоит ли учиться в магистратуре после бакалавриата?
Было бы нечестным утверждать, что магистратура – синоним полноценного высшего образования. Не все профессии требуют от человека 7-летнего обучения в ВУЗе с его временными и материальными затратами. Каждый должен самостоятельно решить, надо ли идти в магистратуру после бакалавриата, опираясь на бонусы от ее получения:
- международная мобильность и признанность диплома;
- равнозначность степени магистра зарубежной научной квалификации PhD;
- опыт работы с зарубежными преподавателями, проведения исследований и разработок для кандидатской работы.
Как выбрать магистратуру после бакалавриата?
Чтобы сделать максимально правильный выбор для обучения на второй ступени высшего образования, нужно четко определить поставленные цели. Магистратура после бакалавриата по другой специальности открывает возможности двойного преимущества при трудоустройстве. Правом подтверждения академической степени обладают лучшие ВУЗы с признанным опытом и громким именем. При выборе специализации магистратуры учитываются такие факторы, как:
- связь учебного заведения с иностранными образовательными учреждениями и компаниями;
- востребованность профессии на рынке труда;
- готовность потенциального работодателя к отпуску по причине сдачи сессии.
Оплачивается ли магистратура после бакалавриата работодателем?
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим обучение с профессиональной деятельностью, прописаны в трудовом законодательстве страны. Нахождение ответа на вопрос о том, оплачивается ли магистратура после бакалавриата, может развиваться по одному из сценариев:
- Магистратура в некоторых специальностях (как правило, узконаучных) приравнивается к специалитету. Работодателям студентов, попавших в эту ситуацию, оказывает поддержку в выплате зарплаты государство.
- Магистратура стала личной инициативой сотрудника, поэтому начальство имеет право дать ему отпуск, но не станет его оплачивать.
- Если от ответа на вопрос «нужна ли магистратура после бакалавриата?» зависит карьерное развитие специалиста, единожды ранее окончившего первую ступень образования, работодатель не может его уволить. Компания обязана оплатить любой отпуск, связанный с подготовительными курсами, лекциями или сдачей экзаменов.
Профессия психолог — одна из самых интересных, благородных и востребованных специальностей современности. Психологическая помощь и поддержка людей в сложных жизненных ситуациях предполагает такие качества личности специалиста как эмпатия и умение слушать.
Что за профессия «инноватика», обладание какими знаниями и навыками подразумевает это направление и кем можно работать, изучив все тонкости инновационной деятельности — актуальные вопросы на современном рынке образования.
Отвечая на вопрос кто такой маркетолог, как правило вспоминаются специалисты, определяющие место товара на полках магазинов. Между тем эти профессионалы решают множество задач, направленных на повышение эффективности работы компании.
Незнакомым является термин «холодные звонки», а это важный инструмент компаний, занимающихся продажей товаров. Есть ряд особенностей, правил и скрытых камней, касающихся налаживания контактов через телефон. Без их учета результата не будет.
Источник: womanadvice.ru
Зачем айтишнику магистратура: мнения тех, кто поступил и не пожалел
По статистике Минтруда, процент трудоустроенных магистров выше, чем бакалавров. И в целом отсутствие степени магистра может стать препятствием для продвижения по карьерной лестнице. Мы спросили разных IT-специалистов, которые закончили магистратуру, что она им дала, и стоит ли тратить на неё время и силы.
По данным Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ, за последние семь лет количество магистров в России выросло в три раза. Сейчас 20% общего приёма в вузы составляют магистры. Исследователи отмечают, что «после бакалавриата лишь 22% студентов меняют специальность на смежную, ещё 17% меняют вуз и только 8% — регион обучения». Мы собрали разные мнения о том, что даёт магистратура.
Магистратура на максималках: связи и реальные проекты
Александр Нижельский
Основатель и CEO компании-разработчика цифровых продуктов LeanConsult
До магистратуры я работал консультантом и разработчиком на проектах внедрения решений SAP и Oracle в крупных холдингах, а также на проектах внедрения систем дистанционного обучения (СДО). Сегодня я основатель и CEO компании-разработчика цифровых продуктов LeanConsult, которая создаёт собственные портфельные продукты в областях финтех, ecommerce, строительстве.
Магистратура мои ожидания оправдала полностью. Она научила меня собранности, быстрому анализу ситуации и работе со стратегиями. Но я не могу дать абстрактный совет: идти в магистратуру или не надо. Слишком многое зависит от конкретики: интересов, ресурсов и целей человека.
В своё время я закончил МГУ, факультет Вычислительной математики и кибернетики, получил степень бакалавра прикладной математики и информатики. Но чтобы двигаться дальше, решил продолжить своё образование сразу после бакалавриата.
Для этого выбрал магистратуру МГУ, факультет Высшая школа бизнеса, специальность — «Магистр международного бизнеса». Не последнюю роль в выборе сыграла удобная привычная локация. Но главным стал профиль — фокус на бизнесе, маркетинге, навыках работы в команде, современные подходы к обучению. Хотелось чего-то нового в дополнение к IT. И это оправдало себя.
Больше всего мне пригодились знания в области подходов к развитию международного бизнеса, маркетингу, стратегии, работе с людьми.
Главное, что отличало учёбу в магистратуре от бакалавриата — большой объём командной работы над проектами и защиты. Сроки зачётов и экзаменов более сжатые, чем в бакалавриате, это заставляет накапливать и перерабатывать знания быстрее. Более жёсткие требования к пропускам и к приходу вовремя на пары. Я изучал близкие к жизни темы про бизнес, продажи, взаимодействие людей. Это, что сегодня помогает в работе.
Ещё один плюс — связи и возможности, которые остаются с тобой на всю жизнь после окончания учёбы и помогают развивать текущие проекты.
Когда магистратура полезна: системный подход и новые знания
Ринат Шамшутдинов
Руководитель мобильного направления SimbirSoft
Я окончил бакалавриат и магистратуру в ульяновском Политехе (УлГТУ), на кафедре «Вычислительная техника» факультета Информационных систем и технологий. Уже во время учёбы в 2011 году я устроился Android-разработчиком в SimbirSoft, а сейчас возглавляю направление мобильной разработки. После бакалавриата сразу пошёл учиться дальше, тема была связана с системой искусственного интеллекта WIQA.
Хотя магистратура в IT не обязательна, знания оказались полезными. В частности, в управленческой работе: оценке и распределении задач, в работе с техническим заданием и документацией. Три главных навыка, которые я вынес из магистратуры:
- Навык проектирования приложений и создания различных видов артефактов от BPMN-диаграмм до математических моделей обоснования решения.
- Навык написания научных текстов и документации на 200+ страниц. Приходилось работать с большим набором источников англоязычной литературы об искусственном интеллекте, управлении предприятием.
- Навык работы в больших ERP-системах.
Магистратура действительно помогает разработчику углубить знания. В IT бакалавриат, как правило, обеспечивает базовые знания, а магистратура охватывает весь процесс разработки, в том числе даёт управленческие навыки, методологии анализа, оценки, решения задач, чтобы разработчик мог подобрать оптимальное решение в зависимости от контекста. То есть если вы хотите двигаться вперёд не только в программировании, но и в смежных областях — пробуйте.
Стоит идти в магистратуру, если вы знаете, кто будет преподавать. Если среди преподавателей есть эксперты и учёные мирового уровня, вы можете перенимать их знания и изучать новейшие методологии за рамками простого написания программы.
Диляра Фасхутдинова
Бэкенд-разработчик в ZeBrains
Я закончила магистратуру по специальности «Программная инженерия» и сейчас работаю бэкенд-разработчиком. Выбрала специальность в качестве продолжения образования — бакалавриат тоже был «Программная инженерия».
Магистратура очень похожа общей структурой на предыдущие ступени образования: те же лекции, практики, лабораторные, курсовые и так далее. Отличия в разбираемых темах, нетривиальных задачах для курсовых и лабораторных.
Учёба была и сложной, и нет. С одной стороны, количество пар меньше, чем в бакалавриате, с другой стороны — вопросы сложнее, и бо́льшая часть теоретического материала на самостоятельном изучении. Доходило до абсурдных моментов, когда информация по нужной теме была исключительно в работах преподавателя. Ещё всё свободное время после работы забирала учёба — тоже было непросто.
Плюс магистерского образования — изменение взгляда и подхода к решению задач. В магистратуре учат подходить к задачам системно и последовательно. На парах по моделированию сложных систем у нас были лабораторные, на которых мы оценивали несколько аналогов по множеству критериев. Я до сих пор использую методики из магистратуры: выписываю характеристики, определяю важные метрики и высчитываю оценку вариантов. С моими вечными сомнениями в правильности решений такие методики — это спасение.
Магистратура дала мне умение быстро обрабатывать большие объёмы научных работ и документации к различным инструментам в поисках нужной информации. После магистратуры как никогда начинаешь понимать смысл фразы «Чтение документации в течение пяти минут экономит пять часов отладки».
Не могу сказать, что магистратура сильно поменяла мою работу. До этого я также работала программистом. Но однозначно, я многое узнала: основы синтаксиса Python, на котором сейчас и разрабатываю, а также погружение в ML. Так что перед поступлением в магистратуру стоит заранее изучить программу и оценить, насколько она соответствует вашим целям и ожиданиям.
Что даёт магистратура, оторванная от реальности
Ксения Прокопенко
Администратор портала Битрикс24 в компании ZeBrains
По образованию я социолог, по факту — почти программист. Слежу за работой портала, обучаю сотрудников функциям системы, контролирую и разрабатываю бизнес-процессы, которые помогают автоматизировать работу компании.
Я закончила Самарский государственный университет по специальности «Социология». Спустя четыре года бакалавриата меня пригласили продолжить обучение в магистратуре. К счастью, я поступила на бюджет.
Надо отдать должное нашим преподавателям, которые как хорошие маркетологи продали идею поступления со словами: «Это ваше всё и билет в большую и интересную жизнь». При поступлении думала, что из меня сделают хорошего политтехнолога, и я уйду продвигать политиков. Не вышло. Каких-то новых знаний я не получила, полученные знания на практике не использую, так как это по большей части философия и теория.
Магистратура — это не прикладное обучение, это два года только теории и понимания этой теории. Но зато я знаю, как управляли политики сознанием людей, чтобы за них проголосовали на выборах, и почему многие политики начали надевать красные галстуки.
Хоть я и закончила обучение с красным дипломом, магистратура мне далась тяжело, так как я больше практик, чем теоретик. Моя магистратура была направлена на изучение социологического анализа коммуникаций в сферах труда, потребления и политики.
До магистратуры я работала с контекстной рекламой Яндекса и Google. Помогала с настройками кампаний, составляла стратегии. Могу сказать, что знания, которые я получила за шесть лет образования, помогают мне анализировать ситуацию: понять, почему именно так ведут себя потребители продукта, и как грамотно его подать. И только после магистратуры стала полноценным маркетологом, вела полный цикл продвижения юридической компании, и мне это приносило большое удовольствие. Так что я считаю, что нужно как следует подумать перед тем, как поступать и выбирать специальность, взвесить за и против, решить, чем стоит заниматься.
Олег Чебулаев
Генеральный директор Mad Brains
По образованию я инженер-программист. Со студенческой скамьи и до окончания магистратуры работал разработчиком. У меня была хорошая специальность, и я плавно перешёл из бакалавриата на магистратуру — удалось попасть на бюджетное место по результатам экзамена.
Магистратура серьёзно отличалась от бакалавриата. Учёба в магистратуре должна сопровождаться некоторой исследовательской работой и, желательно, научной ценностью. Я не считаю себя незаурядным учёным, но, конечно, старался принести пользу науке. С этим было сложнее всего. Больше всего мне пригодились знания моделирования.
Магистратура открывает тебе научный мир, в то, как живут научные сотрудники, преподаватели, заведующие кафедрами. Главный вывод, который я для себя сделал, — мне интереснее быть в производстве, чем в науке. И я рад, что мне удалось сформировать это мнение за два года.
Учась, хотелось большего понимания, где эта научная ценность будет применяться, зачем мы это делаем. Этого не хватало. Честно говоря, я ожидал от магистратуры большего. Но со мной остались мои университетские знакомства и связи, которые всегда бывают нужны.
У наших экспертов очень разный опыт: кто-то получил от магистратуры максимум, кто-то рассчитывал на большее. Но в одном мнения совпали: магистратура даёт не только новые знания и навыки в основной и в смежных специальностях, а ещё помогает расширять круг профессиональных знакомств.
В том же исследовании ВШЭ, которое цитирует Росбалт, говорится, что чаще всего идут в магистратуру идут инженеры, технари и айтишники. Несмотря на то что практически каждый бакалавр к моменту уже имеет высокооплачиваемую работу. Возможно, потому что зарплаты магистров выше зарплат бакалавров. По данным того же исследования специалисты после магистратуры получают на 10 тысяч рублей больше.
- нетология
- магистратура
- высшее образование
- образование
- образование в ит
- образование в it
- образование для будущего
- карьера
- карьера в it
- карьера в ит
- Блог компании Нетология
- Исследования и прогнозы в IT
- Учебный процесс в IT
- Карьера в IT-индустрии
- Интервью
Источник: habr.com
7 вопросов о Магистратуре
Никто не говорит, что бакалавриата недостаточно. Не существует абсолютных ответов на этот вопрос, они всегда относительно зависят от того, как человек планирует свою дальнейшую, в первую очередь, профессиональную трудовую траекторию. Очевидно, что бакалавриат в условиях многоуровневого образования, которое в настоящий момент реализуется в Российской Федерации – это та ступень образования, которая даёт сравнительно общие компетенции в рамках той или иной предметной области. Причем подчёркиваю, предметной, а не профессиональной, потому что когда мы говорим о бакалавриате, мы говорим об образовании, относящемся к широкой предметной области.
Если мы говорим о дальнейшей профессиональной деятельности, то она, как правило, всегда уже, чем предметная область, по которой формируется то или иное образование. И с этой точки зрения можно остаться на уровне бакалавриата, но, как правило, бакалавриат будет связан в большей степени с теми компетенциями, умениями, навыками, знаниями, которые формируют достаточно простые исполнительские позиции при дальнейшей трудовой карьере. У каждого человека свой выбор, поэтому никто не говорит, что это необходимо.
Если есть желание быть нацеленным на продвижение своей профессиональной, трудовой деятельности, то магистратура в этом отношении выглядит предпочтительнее
Магистратура может углублять бакалаврский уровень образования, поскольку он достаточно общий, может углублять знания с точки зрения инструментов, профессиональной деятельности, аналитической деятельности и так далее. Она может расширять его, потому что бакалавриат опять-таки общий, а магистратура реализуется по определённой предметной области, нишевой и секторальной, уже связанной с конкретной профессиональной деятельностью на базе того же самого бакалавриата с точки зрения предметного пространства. Кроме того, магистратура может предоставлять ещё и третью возможность. Это возможность переключения, когда бакалавриат делается по одному направлению, а магистратура по другому. С этой точки зрения она выступает как возможность сформировать комплиментарные компетенции, умения, знания и навыки по отношению к некоторым базовым, которые были получены.
Магистратура даёт углублённые дополнительные или расширенные знания, что должно увеличить человеческий капитал и повысить капитализацию выпускника на рынке труда, а также позволяет занимать более высокие позиции или делать соответствующую карьеру. Это подтверждается и на практике. Действительно, мы видим, что, как выражаются экономисты, специалисты по образованию, магистерский уровень образования даёт определённую зарплатную премию по отношению к тем, кто оканчивает бакалавриат.
2. Как реализованы льготные программы для поступления? Какие льготы даёт переход в магистратуру после бакалавриата?
Таких льгот нет. Все должны пройти вступительное испытание при поступлении в магистратуру и выдержать конкурс для зачисления на магистерские программы. Вступительные процедуры могут быть устроены разным образом. Это может быть вступительное испытание, или же поступление через участие в олимпиаде, проводящейся для студентов-выпускников, и победителям которой предоставляется возможность зачисления. Олимпиаду тоже можно считать определённым конкурсным испытанием.
Существует технология вступительных испытаний, которую активно развивает Высшая школа экономики, а именно – предоставление так называемого портфолио. Таким образом, надо накопить определённые результаты, которые делают ваше портфолио при поступлении более выигрышным. В таком случае вступительное испытание – это конкурс портфолио. Но от этого никто не освобождается.
3. Насколько высока интенсивность занятий? Есть ли возможность совмещения с работой?
Откуда такой императив, что обязательно надо совмещать учёбу с работой? В этом отношении выбор всегда индивидуальный с точки зрения способностей, возможностей, сил человека на то, чтобы успешно учиться и одновременно приобретать какой-то профессиональный опыт. Модель магистерской программы Высшей школы экономики выстроилась уже сравнительно давно. Если мы говорим об аудиторной нагрузке, то она находится, как правило, в пределах шестнадцати аудиторных часов в неделю. Но это не означает, что мы сводим трудоёмкость освоения образовательной программы исключительно к тому, когда студент должен присутствовать в аудитории.
Магистратура предполагает гораздо большую включённость в освоение той или иной деятельности
С этой точки зрения много времени посвящается подготовке магистерской диссертации — исследовательской, аналитической или профессиональной. В таком случае магистерская программа требует достаточно существенных трудозатрат. К этому надо относиться соответственно.
К тому же, в магистратуре есть такой формат занятий как научно-исследовательский семинар, который является частью любой магистерской программы, или, если речь идёт о программах, имеющих профессиональную направленность, проектный семинар. С аудиторной точки зрения он занимает не так много времени, не более четырёх часов в неделю.
Но, безусловно, он предполагает определённую подготовку, выполнение тех или иных проектов, исследовательской деятельности, и так далее. Можно ли при такой нагрузке совмещать учёбу с работой? Да, можно, очень многие совмещают, это правда. Но в любом случае это всегда индивидуальный выбор, индивидуальное решение, индивидуальные возможности.
4. Есть ли практика и на всех ли программах она реализуется?
Конечно, у магистров есть так называемая преддипломная практика. Но многие магистры, как правило, уже встроены в различные проекты по профессиональной деятельности внутри университета, или же за пределами университета, как мы уже говорили, многие нередко совмещают учёбу с работой, нередко уже в той или иной профессиональной сфере. Это тоже, безусловно, работает на освоение ими профессиональных компетенций и дополняет то, что они получают в виде образовательной программы. Программ очень много, поэтому очень много разного опыта того, как это выстраивается. В Высшей школе экономике в настоящий момент порядка 130 программ, поэтому здесь очень-очень разные практики того, как выстраиваются практики.
5. Котируется ли диплом магистра за рубежом?
Этот вопрос не имеет общего варианта ответа. Диплом об образовании сообщает работодателю о том, что соискатель владеет определёнными компетенциями, знаниями, умениями, которые так или иначе могут способствовать той или иной профессиональной деятельности.
Но прежде всего любая профессиональная деятельность всегда уже, чем любая образовательная программа. Редко бывает, что образовательная программа абсолютно точно соответствует узкой профессиональной деятельности.
Поэтому на рынке труда в рамках тех или иных профессиональных сообществ, пространств, существуют различные процедуры сертификации, подтверждения тех или иных компетенций, и никакой диплом не освобождает от того, чтобы их предъявить. В этом как раз заключается всё то, что называется профессиональными стандартами. Это первое. В этом отношении слово «котируется», если можно так выразиться, ни о чём.
Существует ли жизнь с дипломом высшей школы экономики за рубежом? Да, существует
По-разному для разных программ. Многие продолжают дальнейшую академическую карьеру, поступают на PhD-программы. Работают ли люди с магистерскими дипломами по миру? Да, работают, активно, в разных сферах. Означает ли это, что во всём мире, когда открывают диплом с надписью «магистратура Высшей школы экономики», сразу говорят: «Вау»? Конечно же, нет.
Потому что не об этом речь, и так и не должно быть.
6. Есть ли магистерские программы, проводящиеся совместно с иностранными вузами и предполагающие обучение за границей?
В Высшей школе экономики очень много разных программ. У нас больше двадцати мастерских нерусскоязычных программ в очень разных сферах образования и на разных направлениях. Они полностью англоязычные. Они разные, некоторые из них выстроены в партнёрстве с другими университетами, некоторые без всяких партнёрств.
На некоторые поступают в основном российские граждане, на некоторые поступают со всего мира. Если мы берём различные русскоязычные магистерские программы, то многие из них включены также в широкую сеть партнерств, когда есть возможность получить два диплома, провести часть времени обучения, от полугода до года, в другом университете. Здесь учитывается много разных вариантов с точностью до программы и направления.
7. Возможны ли какие-либо рекомендации по подготовке к поступлению для студентов в этом году?
Первое – постараться пораньше понять, чего вам хочется, попробовать себя в разных сферах, чтобы разобраться. Помните, как в «Винни Пухе», когда Тигра пытался понять, что он любит, пробовал чертополох, мёд, до тех пор, пока не попробовал рыбий жир и не понял, что это то, что нужно. Он ещё не знал себя. А узнать себя важнее всего.
Потому что магистратура действительно предоставляет много возможностей с точки зрения переключения образовательного направления, формирования комплиментарных компетенций. Когда человек поступает в 17 лет в бакалавриат, как бы ответственно он к этому не относился, сколько бы ни узнавал ,сколько бы ему ни рассказывали его друзья, родители и все другие про какую-то свою деятельность, он ещё недостаточно хорошо знает, что он сам из себя представляет, что нравится Тигре.
Может быть так, что сначала человеку нравится писать, или считать, как это было в конце школы. А потом выясняется, что это ещё не всё, и существует масса других уточняющих особенностей. Поэтому задача – понять, что же нужно для тебя, нужно определиться и уже в связи с этим строить свои планы.
Если строить свои планы, то надо накапливать умения, компетенции, которые будут полезны на соответствующей магистерской программе. Потому что задача же не только поступить. Задача – успешно обучиться и потом уйти в какую-то профессиональную деятельность. И с этой точки зрения последовательное, содержательное накопление компетенций – это всегда самое важное.
Ведь для человека обучение – это очень увлекательный процесс. Конечно, ему помогают окружающие, преподаватели и другие, но во многом он ещё и сам себе скульптор. Он из себя такого, непонятно какого пока, вырезает своего рода «Давида» Микеланджело, соответствующего определённому профилю человеческого капитала, складывающегося из компетенций, умений и всего остального.
Вот, чем лучше с собой обращаться с самого начала, тем более осознанно потом складывается с магистратурой. Потому что магистратура – это очень осознанная инвестиция человеческого времени. В бакалавриате можно, в большей степени, катиться по рельсам. После школы… общее образование, ещё общее развитие, общая социализация.
Магистратура – это тот период жизни, когда общие издержки получения образования достаточно высоки. Ну, действительно, 23-25 лет. Можно ведь уже работать и зарабатывать, а тут ещё для чего-то учатся, и важно понять, для чего же. Это и есть главная моя рекомендация – понять для чего. Для себя конкретно.
И в соответствии с этим выбирать и двигаться вперёд.
Источник: thevyshka.ru