Проектирование образовательной программы магистратуры: современные подходы
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ, МАГИСТРАТУРА, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Текст научной работы
При проектировании образовательной программы составитель руководствуется ФЗ «Об образовании в РФ (от 29.12.2012 № 273-ФЗ)», Федеральным государственным образовательным стандартом актуального поколения, Федеральной целевая программой развития образования на 2016-2020 г. (ФЦПРО) и другими нормативными актами. Но даже при соблюдении требований всех регламентирующих документов далеко не все образовательные программы соответствуют идеям и тенденциям развития образования в высшей школы, которые изложены в ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральном государственном стандарте высшего образования (ФГОС 3+) и ФЦПРО.
Целью данного исследования является изучение теоретической основы и разработка рекомендаций по проектированию образовательной программы, отвечающей современным требованиям высшего образования, выпускники которой будут конкурентоспособны на рынке труда.
МАГИСТРАТУРА | Что это? Второе высшее? Плюсы и минусы
21 ноября 2014 года Министерством образования РФ был подписан приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 педагогическое образование (уровень магистратуры)» (ФГОС 3+).
В настоящее время сотрудники отделов, занимающихся проектированием образовательных программ в высших учебных заведениях, уже имеют определенный опыт по разработке учебных планов, отвечающих требованиям ФГОС 3+.
ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 педагогическое образование (уровень магистратуры) содержит требования к содержанию и объему программы магистратуры в зачетных единицах:
« – Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы магистратуры, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы магистратуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ)».
– Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы магистратуры, практики (в том числе НИР) определяют направленность (профиль) программы. Набор дисциплин (модулей) и практик (в том числе НИР), относящихся к вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» и Блока 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)» программ академической или прикладной магистратуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы набор соответствующих дисциплин (модулей), практик (в том числе НИР) становится обязательным для освоения обучающимся» [2].
Таблица 1. Требования ФГОС 3+ к образовательной программе [2]
#16 Лучшие магистерские программы для психологов // Психология Что?
Структура программы магистратуры
Объем программы магистратуры в зачетных единицах
Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)
Государственная итоговая аттестация
Объем программы магистратуры
В отличие от 3-го стандарта ФГОС 3+ не содержит даже примерных названий дисциплин в определенном блоке и не имеет «прикрепленных» к учебным циклам компетенций (во ФГОС 3 например в базовом профессиональном цикле были «прикреплены» компетенции ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОПК-1, ПК 1–4, ПК 8–10, ПК 13–21).
В ФГОС 3+ «при разработке программы магистратуры все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры, включаются в набор требуемых результатов освоения программы магистратуры; при разработке программы магистратуры организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом ориентации программы магистратуры на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности» [2].
Таким образом, ВУЗы получили практически полную свободу в выборе дисциплин и прикреплению к ним определенных компетенций.
Это обосновано и одной из задач Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 г. «Создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании», реализация которой «обеспечит совершенствование моделей обучения по программам аспирантуры и магистратуры, модернизацию образовательных программ, технологий и содержания образовательного процесса в среднем профессиональном и высшем образовании через внедрение новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий, а также технологий проектного обучения» [3].
Таким образом, современный ВУЗ, создавая образовательную программу магистратуры, должен обеспечить возможность обучения по индивидуальным образовательным траекториям, а также активно внедрять технологии проектного обучения. Проектируя дисциплины, которые будут реализованы в рамках данной образовательной программы магистратуры ВУЗ должен удостовериться в их актуальности для современного работодателя.
Разработать современную образовательную программу магистратуры можно, воспользовавшись опытом, описанным в статье зам. проректора МГУ им. М.В. Ломоносова Е.В. Караевой [1].
Евгения Владимировна рассматривает возможность внедрения европейской модели TUNING для разработки образовательной программы в России адаптировав ее под российские реалии. Всего для разработки образовательной программы необходимо проделать 10 шагов [1].
Мы не будем перечислять все 10 пунктов, а подробно остановимся на тех, которые необходимо оперативно внедрить каждому ВУЗу для повышения конкурентоспособности реализуемого профиля подготовки.
1. Определение востребованности программы. Обеспечение доступа к необходимым ресурсам.
На этом этапе необходимо провести опросы заинтересованных сторон (работодателей, абитуриентов, студентов, преподавателей) для определения необходимости в разработке новой образовательной программы. Определить требует ли программа открытия нового направления подготовки или может осуществляться в рамках уже существующего, но с открытием нового профиля. Затем необходимо оценить имеющиеся в ВУЗе кадровые, материально-технические и финансовые условия с точки зрения возможности обеспечить реализацию новой программы. Пи этом если ресурсов не достаточно, необходимо рассмотреть возможность привлечения ВУЗов-партнеров.
2. Определение основных параметров программы, общих и профессиональных компетенций.
Необходимо обеспечить максимальное участие потенциальных работодателей в дополнение требуемого набора компетенций выпускников актуальными компетенциями (помимо компетенций, прописанных ФГОС 3+). Затем необходимо описать данные компетенции по уровням освоения (или этапам) и планируемым измеримым результатам обучения, например, путем составления «карты компетенций».
3. Проектирование первого варианта структуры программы.
Современному ВУЗу необходимо создавать рабочие группы, состоящие из методологов и потенциальных преподавателей программы для проектирования рабочего варианта структуры программы, основываясь на результатах, полученных в пункте 1. Затем необходимо полученную программу внимательно изучить на предмет качества получаемого по ней образования. Рассмотреть выбранные образовательные технологии, методы преподавания и организации самостоятельной работы обучающегося, виды и формы контроля (аттестации) и убедиться, что все заявленные в программе компетенции могут быть достигнуты студентом в случае добросовестного освоения образовательной программы. В случае выявления несоответствий между запланированными результатами обучения по всем элементам программы и заявленными компетенциями выпускника программы необходимо внести изменения, которые скорректируют программу и обеспечат соответствие результатов обучения с заявленными компетенциями.
4. В процессе реализации образовательной программы необходимо производить регулярный мониторинг реализации программы и ее отдельных компонентов (посредствам анкет для студентов и преподавателей). Необходимо убедиться, что зачетные единицы распределены в соответствии с реальными трудозатратами студента, а также что программа может быть освоена в запланированные сроки. При любых результатах данного мониторинга программа должна постоянно актуализироваться под современные требования работодателя.
Познавательная самостоятельность как путь самореализации личности в обучении
- Чернова Г.В.
- Денисов Е.Н.
Практическая работа по астрономии «Заполнение диаграммы Герцшпрунга-Рассела»
- Кульков А.В.
Источник: novainfo.ru
Магистратура программы и профили что это
Подключите пакет «Плюс» и пользуйтесь всеми сервисами сайта без ограничений и рекламы:
Полное отсутствие рекламы.
Неограниченный доступ к премиальным сервисам сайта.
5 тестов на выбор профессии с расширенными результатами.
Сервисы сравнения вузов по 50 критериям и специльностей по 22 критериям.
Калькулятор ЕГЭ с дополнительными опциями.
Персональный онлайн робот-помощник с искусственным интеллектом Поступика (планируется).
Все новые сервисы, которые мы планируем выпустить, также будут входить в пакет «Плюс» без ограничений.
Стоимость пакета «Плюс»
Источник: postupi.online
Специальности магистратуры
Программы магистратуры по психологии занимают первые строчки в списках популярности у студентов. Это связано как с востребованностью самой профессии, так и с относительно мягкими условиями поступления – здесь нет ограничений по первой специальности, полученной во время обучения в бакалавриате или специалитете.
Наиболее же часто встречающееся сочетание: «специалитет в области медицины – магистратура психология». Многие московские вузы предлагают магистратуру в области психологии, причем профили часто зависят от специфики вуза. Так, если в МГУ на факультете психологии специальность называется просто «Психология» (экзамены – психология и иностранный язык письменно), то в РАНХиГС, например, можно учиться на «Психологии управления», в МГГУ им. Шолохова и МПГУ профили связаны с педагогикой, а в РГГУ можно выбрать аж и шести профилей (психология: личности, познания, культурно-историческая, военная, социальная, управления образованием).
Магистратура реклама и магистратура связи с общественностью
Реклама или связи с общественностью – это обычно составные части названия профилей одной специальности, имя которой «реклама и связи с общественностью». Такой вид магистратуры реализует также довольно большое количество вузов в Москве, как профильной направленности (например, Институт рекламы, РГГУ, МГУП), так и весьма отдаленной (РУДН, МЭИ и др).
Рекламу можно также изучать на факультетах менеджмента, например, в НИУ ВШЭ или РЭУ им. Г.В. Плеханова. Желательно (но не обязательно) иметь первую специальность в области филологии или истории.
Магистратура экономика – экономическая магистратура
Экономическая магистратура, равно как и магистратура в области финансов – традиционно одни из самых популярных направлений у студентов. Сюда можно придти практически после любого первого высшего образования (или бакалавриата), даже если сначала вы изучали биологию или медицину.
Однако, часто предпочтение отдается тем абитуриентам, которые окончили бакалавриат (или специалитет) по техническим специальностям или юриспруденции. Специальности «экономика» или «финансы» подразделяются о столь большое количество профилей, что нет смысла даже пытаться их упоминать.
То же касается и вузов – пожалуй, количество факультетов экономики и финансов, предлагающих магистратуру в этой области, превышает все разумные пределы. Можно лишь дать совет стараться выбирать вузы профильной направленности, например, Финансовый университет при Правительстве РФ, НИУ ВШЭ, РЭУ им. Г.В. Плеханова, экономический факультет МГУ и т.д.
Магистратура юриспруденция – юридическая магистратура
Еще одна специальность магистратуры, традиционно не страдающая от отсутствия спроса – это юридическая магистратура или магистратура в области права. Российская академия правосудия, Российская правовая академия и множество других профильных академий реализуют данные программы, не говоря уж об остальных вузах, как известных, так и не очень. Факультет юриспруденции – это уже «комильфо» практически для любого учебного заведения, вне зависимости от его специфики. Да, профилей обучения здесь так же много, как и на экономической магистратуре.
Магистратура управление и магистратура менеджмент
Магистратура в области менеджмента завершает тройку наиболее востребованных специальностей магистратуры в России (наряду с экономикой/финансами и правом). Каждый вуз, повизавшийся на почве менеджмента, предлагает свой набор профилей, часто довольно экзотических (например, «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» в НИУ ВШЭ). Сдавать нужно обычно экономику (или менеджмент) и иностранный язык.
Магистратура педагогика
Магистратура педагогическая представлена, как правило, в вузах педагогической направленности – МГПУ, МГГУ им. Шолохова, а также во многих гуманитарных вузах – РГГУ, Российский новый университет, РГСУ, Московский институт физической культуры и спорта и т.д. В МПГУ, например, можно выбрать следующие профили: тьюторство в сфере образования, инклюзивное образование, образование детей старшего дошкольного возраста, оздоровительные технологии в дошкольном образовании, дошкольное образование и предшкольное образование.
Магистратуры гуманитарно-лингвистических направлений
Чуть меньшим спросом пользуются такие сугубо гуманитарные специальности магистратуры как магистратура журналистика, магистратура лингвистика, магистратура филология и магистратура иностранные языки. В любом крупном гуманитарном вузе можно легко найти весь набор подобных направлений магистратуры. Здесь в первую очередь нужно обратить внимание на такие вузы как РГГУ, МГЛУ, МГГУ Шолохова, МПГУ, МГПУ, а также на соответствующие факультеты МГУ (факультет журналистики, факультет иностранных языков и регионоведения, филологический факультет).
Магистратура информатика
Особое место занимает такая специальность магистратуры как информатика. В отличие от менеджмента или экономики, здесь идет более строгий отбор – поступить на информатику абитуриенту с первым гуманитарным образованием очень непросто (а зачастую вузы даже не принимают документы от таких кандидатов). Здесь любят математиков. Наиболее популярные профили данной специальности – это бизнес-информатика (есть в МИСИС, НИУ ВШЭ, МФЮА, МИРЭА и др) и прикладная информатика (например, в МЭСИ, РАНХиГС и др.). Существуют и более узкие профили магистратуры информатика – например, в МГТУ им. Баумана таковых 7.
Магистратура дизайн и магистратура искусствоведение
В последние годы набирают популярность такие творческие направления магистратуры как дизайн и искусствоведение.
Искусствоведение есть у многих гуманитарных вузов – РГГУ, факультет искусств МГУ, РУДН, МПГУ, МГУДТ.
Изучать дизайн предлагают такие вузы как Институт открытого бизнеса и дизайна, Институт современного искусства, МГГУ им. Шолохова, МГУ дизайна и технологии, РГТЭУ, РГСУ и другие.
Источник: www.begin.ru
Специальности магистратуры: направления в вузах России по ФГОС
Ниже вы найдете направления подготовки магистратуры в вузах России согласно ФГОС. Все программы в вузах преподаются на основе нижеперечисленных направлений. При клике на направление вы сможете посмотреть подробности о направлении: где его получить (в каких вузах, городах), какие варианты комбинаций ЕГЭ требуются, получить информацию о направлении. В меню справа снизу вы сможете отфильтровать список по ЕГЭ и по укрупленным направлениям. Что такое магистратура?
Бакалавриат
Специалитет
Магистратура
Магистратура в вузах России ФГОС 2022
По первой букве:
favorite_border
Абитуриентам, уже обладающим определенными техническими знаниями в области создания летательных аппаратов, предстоит довести до совершенства практичес.
Усредненный балл ЕГЭ: 83
favorite_border
Абитуриенты, которым по нраву работа на земле, любое семечко дает всходы, а посадки – богатый урожай, обязательно выберут этот курс второй ступени выс.
Усредненный балл ЕГЭ: 65
favorite_border
Для зачисления абитуриентам потребуется подготовить графический проект (клаузуру), а также подтвердить на собеседовании уровень предварительных знаний.
favorite_border
Ряд учебных заведений технической направленности предлагают освоить вторую ступень высшего образования по программе (15.04.04) специальности Машиностр.
favorite_border
Культура каждого народа развивается обособленно, поэтому имеет присущие только ей традиции, устои, тонкости. Каким образом различные социумы взаимодей.
favorite_border
Если абитуриент увлечен техникой, не равнодушен к сельскому хозяйству, имеет подготовку бакалавриата, он вправе продолжить обучение по данному направл.
Усредненный балл ЕГЭ: 64
favorite_border
Студенты, поступившие на этот курс, узнают все о растения: их биологических свойствах, протекающих химических процессах, влиянии среды обитания. Обуча.
Усредненный балл ЕГЭ: 85
favorite_border
Математика, экономика, управление связываются с помощью современных информационных технологий в единую систему, призванную проводить анализ и оптимиза.
favorite_border
Повышение уровня уже имеющихся на основе бакалавриата знаний по этому профилю предусматривает сдачу вступительного экзамена. Абитуриентам предусмотрен.
Усредненный балл ЕГЭ: 229
favorite_border
Любовь к книгам, привитая с детства, непреодолимое желание делиться ею с окружающими заставляют бакалавров идти в магистратуру, чтобы получить глубоки.
favorite_border
Перспектива создания новой летательной, подводной, наземной техники привлекает в магистратуру вчерашних магистров, желающих получить больше информации.
Усредненный балл ЕГЭ: 36
favorite_border
Биология относится к постоянно развивающимся наукам, в которой совершаются открытия, создаются пути для разработки новых технологий. Для поступления н.
Усредненный балл ЕГЭ: 64
favorite_border
Искусственный отбор, выведение гибридных растений и животных, генная инженерия – все это этапы и составляющие биотехнологии. Институты различной напра.
Усредненный балл ЕГЭ: 55
favorite_border
Бакалавры, желающие отточить профессиональное мастерство, стать истинными виртуозами голосового исполнения, поступают на дальнейшее обучение. Для заня.
favorite_border
Для обучения в магистратуре абитуриентам необходимы знания физики, включая строение атома, применение плазмы в технике, законы магнитного, электрическ.
Каталог специальностей магистратуры в вузах России. Направления ФГОС магистратура в вузах
Выше вы найдете все специальности магистратуры в вузах России. Каталог специальностей позволит вам выбрать ту, которая идеально вам подойдет. Магистратура — следующая ступень образования после бакалавриата. Если вы закончите магистратуры, то будете считаться специалистом с оконченным высшим. Для каждой специальности определена индивидуальная карьерная лестница.
О карьере по специальности вы сможете почитать на странице самой специальности. Выберите нужную выше, чтобы почитать о карьере. Вы можете также отфильтровать специальности магистратуры по городу. При нажатии на нужную специальность вы найдете вузы, в которых их преподают, стоимость обучения, проходные баллы, бюджетные места, карьера после специальности, профессии, которые вы можете освоить, учась на данной специальности. Учебная программа магистратуры рассчитана на 2 года.
Если вы не нашли нужной информации в этом разделе, то обратитесь к списку вузов России или нашим инструментам для абитуриента. Также загляните в каталог профессий, откуда вы сможете выбрать будущее место обучение через профессии. Также важен общий каталог профилей по вышеприведенным специальностям, так как именно по ним нужно выбирать специальность.
Источник: vuzopedia.ru
Магистратура: оправданная инвестиция или невостребованное образование?
В этой статье вы узнаете о том, что собой представляет магистратура, какие перспективы она открывает перед своими выпускниками и стоят ли оно того, чтобы тратить на это свое время.
После введения двухуровневой системы получения образования, которая включает в себя бакалавриат и магистратуру , перед абитуриентами и студентами появилось множество вопросов, связанных с получением высшего образования. Магистратура является предметом постоянных споров не только среди студентов, но и среди общества в целом. Одни считают, что сама возможность выбора опускает образование в России на более низкий уровень, чем было при специалитете. Другие – находят систему, введенную по европейскому стандарту очень гибкой и мобильной. Так поступать или не поступать – вот в чем вопрос.
Магистратура: что это?
Магистратура – это следующая ступень после бакалавриата в получении высшего образования, которая нацелена на углубленное изучение специализации в выбранном профессиональном направлении. По завершению учебы выпускнику присваивается академическая степень магистра и соответствующая квалификация.
Срок обучения составляет:
- 4 года – бакалавриат;
- 2 года – магистратура;
Также можно поступить и после специалитета для повышения квалификации (но здесь было бы разумнее поступить сразу в аспирантуру).
Для поступления необходимо иметь наличие диплома бакалавра или же специалиста, который окончил обучение до присоединения к Болонскому процессу, и сдать междисциплинарный экзамен по выбранной специальности. Также для некоторых направлений может быть включен еще и экзамен по иностранному языку (чаще английскому).
Важно отметить один не малозначительный факт:
- магистратура предоставляет возможность кардинальной смены профиля.
При поступлении выпускники бакалавриата и специалитета могут изменить выбранное ими до этого направление. Иными словами, магистратура не просто дает возможность повышения квалификации в уже выбранной специальности, но и предоставляет шанс полной смены профессии.
Доступные формы обучения для прохождения подготовки в магистратуре в России на 2017 год:
- ü очно-дневное отделение;
- ü очно-вечернее отделение;
- ü заочное – посещение раз в неделю в выходные дни;
- ü заочное классическое – сессия два раза в год;
- ü дистанционное.
Программы магистратуры
Магистратура изначально ориентируется на возможность последующего продолжения научной деятельности, а потому она предусматривает более углубленное изучение теоретических и практических особенностей выбранного профиля.
В магистратуре есть целый ряд направлений предоставляющих различные программы:
- магистр искусств;
- магистр естественных наук;
- магистр делового администрирования;
- магистр права;
- магистр государственного управления;
- магистр финансового технического анализа;
- магистр-инженер;
- магистр богословия;
- магистр теологии;
- магистр социальной работы;
- магистр философии;
- магистр литературы.
Магистр искусств (в области гуманитарных наук) и магистр естественных наук (в области точных наук) относят к самым популярным и наиболее востребованным направлениям. Они представляют огромное разнообразие программ в своей сфере, которые пользуются большим спросом среди абитуриентов.
Руководством программ занимаются высококвалифицированные преподаватели – доктора наук. За каждым магистрантом закрепляется куратор более высокой квалификации (доктора, кандидаты, доценты наук). По завершении магистратуры выпускник защищает магистерскую диссертацию, получает степень, квалификацию, а также возможность преподавать в ВУЗах, чего лишен бакалавр.
Перспективы после магистратуры
Преимущества выпускников магистратур перед бакалаврами.
- Квалификация магистра и престиж.
Магистры – более высокая академическая степень, чем бакалавры, что, несомненно, вызывает больше доверия у работодателей и у общества в целом.
- Поступление в аспирантуру.
Магистратура ориентирована на научную деятельность и, в отличие от бакалавриата, может послужить основой для дальнейшего послевузовского образования.
- Проще трудоустроиться.
Диплом магистра более востребован, нежели степень бакалавра, что облегчает процесс поиска работы.
- Степень магистра имеет международное признание.
Причисление степени магистра к европейской классификации научных званий позволяет выпускникам этого направления продолжить обучение за рубежом и найти там работу по профилю.
В отличие от бакалавра, магистр может занимать руководящие должности.
Стоимость обучения
Сколько стоит обучение в магистратуре – еще один популярный вопрос среди студентов и их родителей.
Магистратура предоставляет как бюджетное отделение, так и платное.
На бюджетное отделение магистратуры на конкурсной основе принимаются лица имеющие степень бакалавра или диплом специалиста, полученный до введения двухуровневой системы.
Для тех, кто уже имеет квалификацию магистра или степень специалиста, полученную после введения двухуровневой системы, обучение доступно лишь на платной основе.
Стоимость обучения формируются на основе следующих критериев:
- местоположение университета;
- престиж ВУЗа;
- популярность выбранного профиля;
- форма обучения;
- наличие льгот;
- количество набранных баллов при поступлении.
В крупных городах России цены могут варьироваться в диапазоне 70 – 300 тысяч рублей за год на очном отделении. Заочное о бучение обойдется студенту дешевле.
Итог: все плюсы и минусы
Большое количество споров о том, стоит или не стоит поступать в магистратуру, может поставить студента в затруднительное положение. Необходимо взвесить все плюсы и минусы получения степени магистра.
- более глубокое освоение профессией;
- возможность смены профиля;
- магистр имеет более высокую научную степень, нежели бакалавр;
- возможность перевода и продолжения обучения за рубежом, а также последующее трудоустройство (в отличие от специалиста);
- возможность поступления в аспирантуру (в отличие от бакалавра);
- диплом магистра более привлекателен для работодателя;
- карьерный рост и возможность достижения руководящих должностей;
- отсрочка от армии.
- «лишние» два года обучения, которые могут быть потрачены на приобретение опыта в своем профиле непосредственно на рынке труда;
- выпускникам специалитета выгодней поступать сразу в аспирантуру, нежели идти сначала в магистратуру;
Доводы в пользу поступления заметно превосходят. Не стоит забывать и о том, что инвестиции (не только денежные) пущенные на получение грамотного качественного образования, могут окупиться в дальнейшем при трудоустройстве. В России многие до сих пор отказываются признавать бакалавриат полноценным высшим образованием, благодаря чему ценность поступления в магистратуру несравнимо высока и востребована.
Отличным компромиссом для студентов может стать заочное или дистанционное поступление в магистратуру:
- стоимость обучения дешевле (если вы не поступили на бюджет);
- возможность совмещать работу и учебу;
А в итоге вы получаете все плюсы степени магистра при наличии практического опыта.
Магистратура: оправданная инвестиция или невостребованное образование?
Иван Севостьянов Директор
Среднее образование дает общеобразовательная школа. Оно может быть полным или неполным. Часто среднее образование путают со средним специальным. Среднее – это школьное, а среднее специальное – это колледжи и профтехучилища.
Источник: ecvdo.ru