Для своих двоих детей я выбрала обучение на Семейном Образовании по советским учебникам, так как считаю советскую школьную программу самой лучшей в мире (как в прошлом, так и до сих пор) и способной дать все основополагающие знания, необходимые каждому человеку в современном мире.
Внизу я привожу список учебников, которые я нашла и заказала в типографии со ссылками на источники. Многие из этих учебников те же самые, по которым училась в свое время я еще в советской школе. Другие же — те, которые я выбрала по рекомендации от других родителей и специалистов или просто те, которые удалось найти, т. к., к сожалению, не все издания легко найти.
Учебники эти собираются и подготавливаются к печати добровольцами, многие электронные копии можно скачать бесплатно. Не все электронные копии легко найти. Про некоторые надо запрашивать у администратора сайта. Большинство можно заказать через сайт к распечатке в типографии (распечатка бумажных копий, конечно, за деньги). Какие могла найти ссылки — поставила в список.
Лучший учебник ГЕОМЕТРИИ
Пока что мы дошли только до 6 класса со старшим ребенком. Всеми учебниками очень довольны. Вот комментарии и рекомендации о некоторых из них:
1) Русский язык
Очень рекомендую советские учебники, особенно под авторством Закожурниковой (см. в списке). Это учебники моих школьных лет. Там очень четко и ясно объясняются правила, все строится постепенно.
Прекрасные образцы применения правил, много хорошо продуманных упражнений, которые не только обучают грамматике, но и знакомят детей с нашими пословицами и поговорками, с лучшими образцами отечественной литературы разных эпох, расширяют кругозор и словарный запас. Даже никакие дополнительные методички не требуются, чтобы учить своего ребенка по этим учебникам. Также и сам ребенок может учится по ним со 2-3 класса.
Многие родители учащихся по современным учебникам в школе просили меня послать им правила из советских учебников и каждый раз удивлялись, насколько яснее там все объяснено.
2) Математика
Все учебники в списке до 6 класса просто прекрасные! Для младших классов очобенно рекомендую учебники Пчелко!
3) Родная Речь
1-5 классы. Все эти учебники великолепны! В них огромное число скрупулезно отобранного высоко-качественного литературного материала, отобрано лучшее из отечественных авторов разных эпох и фольклора. Для младшеклассников много коротких рассказов, загадок, пословиц, поговорок, стихов. И все подходит по возрасту, имеет воспитательную ценность: прививает любовь к труду и отечеству, учит о справедливости и доброте и т. д. Также темы распределены по временам годам, что способствует воспитанию любви и к природе и к ее художественному изображению в литературе.
4) Природоведение
Прекрасные учебники, которые учат детей не только об окружающем мире, но и дают много простых инструментов для изучения этого мира и ориентации в нем. Написаны интересно и доходчиво. Абсолютно никакого сравнения с современными учебниками по «окружайке», которые у меня лично вызывают бурю негодования!
Лучшие учебники столетия. Дмитрий Таран
5) Английский язык
Мои дети говорят на английском с рождения, т. к. родились заграницей. Поэтому мы изучаем язык немного по-другому. Тем не менее, советские учебники очень полезны для изучения грамматики и для письменных упражнений. Те, что мы выбрали, нам пригодились. Особенно рекомендую учебники за 4 и 5 классы Годлинника — в конце там кратко и необыкновенно четко объяснена практически вся английская грамматика!
6) География
Тоже все эти учебники превосходные! Содержат базовую информацию о нашей планете, доходчиво объясняют основные закономерности в природе, которые определяют климат, наличие или отсутствие полезных ископаемых в разных регионах, рассказывают о хозяйственной деятельности человека в разных условиях, знакомят с разнообразием животного и растительного мира, а также с основными народами и их культурами. Материал хорошо организован, написано сжато, но интересно, много фотографий и карт.
7) История
Пока мы прошли Древний Мир и Средние Века. Учебники написаны интересно, включают интересные примеры из жизни людей той или иной эпохи, знакомят детей с тем, как анализировать, обобщать и делать выводы при изучении отдельных исторических событий, деятелей или эпох. Считаю это очень важным, т. к. это учит логичному и системному подходу к обработке информации и дает важные навыки и инструменты и для других сфер жизни. Также очень нравится, что присутствуют и нравственные оценки событий, строя, деятелей. Например, всегда осуждается жесткость, несправедливость, коварство, бесчестие, рабовладение и т. д.
Я считаю, что советские учебники по истории содержат качественную информацию и дают широкий взгляд на историю. Это важно не только для сдачи школьных тестов, но и для общего образования и кругозора. Несмотря на это, я лично считаю, что в целом ВСЯ официальная история сильно искажена (причем древняя гораздо больше, чем новая).
Поэтому дополнительно знакомлю детей с альтернативными версиями и указываю им на несоотвествия в официальной истории. Тем не менее, ясной и полной картины альтернативной истории нам еще долго не видать. А пока что, знать, на чем зиждится современное мировое общество просто необходимо, чтобы иметь связь с этим обществом и быть его активным членом. Моя задача дать детям необходимую базу, но при этом не «зашориться» и пробудить в них интерес к истории и желание искать истину в будущем.
А как же советская идеология?
Мне иногда задают вопросы, что я делаю по поводу «советских реалий» и «советской идеологии», если встречаю ее в учебниках. Мне кажется у многих очень превратное мнение о советской программе. Там гораздо меньше идеологии, чем кажется многим уже выросшим в пост-советские времена. Советские учебники были нацелены на дачу фундаментальных знаний и прекрасно справились с этой задачей.
Это было главное. Воспитание же и идеология внедрялись вовсе не через учебники, а через педагогику и различные школьные мероприятия.
Например, в учебниках по математике много прекрасных прикладных задач. Абсолютное большинство — очень жизненные, которые совершенно подходят и для сегодняшних реалий.
Надо что-то купить в магазине и правильно расчитаться, что-то построить, произвести какие-то товары, вырастить какую-то продукцию, посадить деревья или что-то на огороде и т. д. Попадаются даже задачки связанные с космосом и техникой. Да, иногда попадаются упоминания пионерии или колхозов или выполнение или перевыполнение плана на заводе. Я объясняю детям, что это такое, и им интересно — они заодно учат историю своей страны, узнают больше о жизни предыдущих поколений. Но разница тут несущественная. Вместо колхозов у нас частные фермерские хозяйства или частные предприятия, но по сути работа на них ведется такая же, как и раньше.
Я сравниваю с современными российскими учебниками или иностранными, где часто попадаются задачки оторванные от жизни (про какие-то несуществующие проблемы несуществующих персонажей) или наоборот, слишком узко-направленные только на быт и потребительство (купить-продать, но ничего про созидательное хозяйство целой страны). Попадались мне даже задачки просто дикие в современных учебниках — например, надо было подсчитать сколько людей было съедено племенем людоедов, а сколько осталось! Думаю, комментарии тут излишни.
Так что никаких проблем с «идеологией» в советских учебниках мы пока не встретили. Не перестаю испытывать огромную благодарность к нашим педагогам, ученым и образовательным деятелям СССР, которые затратили столько труда и сил, чтобы собрать самое лучшее, систематизировать, привести в соответсвие с этапами развития ребенка. Также хочу выразить огромную благодарность создателям и вкладчикам странички Советские Учебники на сайте В Контакте (https://vk.com/sovuche), которые по крохам собирали наше наследие и подготавливали эти материалы для использования родителями и учителями в сегодняшней России.
Что делать с музыкой, изо, технологией, когда на СО?
Дети ходили в многочисленные бесплатные кружки, а музыкой занимались с домашним учителем. Иногда мы находим документальные фильмы и дополнительные книжки.
А как же сдача аттестации и ФГОСы?
В целом современная школьная программа более-менее соотносится с советской (но советская по моему мнению гораздо более основательная, глубокая и широкая). Поэтому проблем со сдачей ежегодной аттестации у нас нет. Иногда встречались «безумные» вопросы в тестах или требования знаний, которые по моему мнению совершенно не подходят для какого-то возраста или же просто лишние, засоряющие мозг без надобности. Для таких вопросов приходилось находить ответы в дополнительных источниках и выучивать.
Дополнительно о советском образовании можно прочесть в моей отдельной статье: Советское образование: ненужный хлам или спасение во время шторма? >
Источник: dzen.ru
8 советских учебников, которые заменят репетитора
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Родители не устают критиковать современные учебные пособия: и картинки в них «кошмарные», и задания непонятные, и объяснения путаные. Поэтому многие обращаются за помощью к проверенным источникам — учебникам советского периода, по которым еще сами успели поучиться. Педсовет подготовил подборку популярных пособий из СССР, которыми до сих пор пользуются репетиторы и родители детей на семейном обучении.
«Арифметика для 1-го класса», А. Пчелко, Г. Поляк (1955)
Это легендарный учебник советского педагога-новатора и автора методики преподавания арифметики в начальной школе Александра Спиридоновича Пчелко.
Учебник с очень понятным изложением и красивыми иллюстрациями. Знакомство с арифметикой начинается с наглядности: палочек, точек, монеток. Цифры изучаются последовательно, одна за другой. Много практических задач, изложенных ясно и лаконично.
В старой версии учебника встречаются устаревшие реалии, меры длины, но это не мешает пониманию.
«Арифметика для начальной школы», Н. Попова (1933)
Этот учебник считается одним из самых хорошо структурированных пособий по арифметике в советской школе.
Материал изложен четко и последовательно, с учетом того, что дети еще не умеют хорошо писать и читать, а учатся этому в процессе. Родители отмечают, что первая часть «Арифметики» Поповой соответствует сегодняшней программе первого класса, за исключением некоторых тем — например, мер длины.
Пособие подходит для повторения и закрепления тем современной школьной программы.
«Арифметика для 5 и 6 классов», А. Киселев (1955)
Логичным продолжением учебника Поповой в пятом классе советской школы была «Арифметика» Андрея Петровича Киселева. Ее использовали вместе с задачником Березанской (Е. С. Березанская. Сборник задач и упражнений по арифметике для 5-6 классов, 1953).
И сейчас родители, занимаясь с ребенком дополнительно, решают задачи из сборника Березанской, опираясь на объяснения из «Арифметики» Киселева.
Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.
Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.
На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.
«Элементарная геометрия», А. Киселев (1892)
Первое издание этого учебника вышло больше 120 лет назад, а последнее — в 2013 году. Сейчас этот учебник считается общественным достоянием. В 2000-х годах он даже переводился на английский язык для США и Канады. Очевидно, изложение материала и подача не устарели и для западных учеников.
«Русский язык для начальной школы», Н. Костин (1953)
Никифор Алексеевич Костин, преподаватель русского языка и литературы, методист, подготовил несколько учебников для начальной школы, которые считались эталонными долгое время. Они выдержали более 10 переизданий. Материал в них изложен емко и очень понятно. Костин предлагает меньше упражнений, чем у последующих авторов, так как акцент идет именно на понимание темы. Интересные задания на составление рассказов по картинкам тренируют связную речь с первого класса.
Учебник рассчитан на детей, знающих буквы. Для обучения чтению можно взять «Букварь» того же автора.
«Природоведение для 2-3 классов», 3. Клепинина, Л. Мельчаков (1979)
Природоведение в советской школе велось со второго класса. Достоинства учебников Клепининой, которые были выпущены в 1970-х годах, — систематичность и последовательность изложения.
Все разделы выстроены по единому плану: сезонные изменения в неживой природе, в жизни растений, животных и людей. Благодаря этой последовательности дети легче понимают причинно-следственные связи. Кажется, этого так не хватает родителям и ученикам в современных учебниках «Окружающего мира».
Кроме того, в учебнике красивые и понятные иллюстрации. Его родитель может использовать как дополнительный материал или как книгу для чтения, объясняя ребенку взаимосвязи времен года и изменений в природе.
7.«Ботаника для 5-6 классов», В. Корчагина (1977)
«Ботаника» Корчагиной — еще один учебник-долгожитель, выдержавший более 30 переизданий. В нем последовательно рассказано о строении растений, его частях, все очень понятно и с оптимальным количеством текста и рисунков.
Родители рекомендуют этот учебник для подготовки к вопросам ЕГЭ по разделу «Ботаника». Учителя биологии до сих пор называют его лучшим учебником биологии для пятых классов. А в шестом-седьмом классах советские школьники занимались по учебнику «Биология», также составленному Корчагиной.
«Элементарный учебник физики в трёх томах», Г. Ландсберг (1948)
Знаменитый советский физик и профессор МГУ Григорий Самуилович Ландсберг — редактор этого коллективного труда, считающегося одним из лучших учебников физики для школьников. Он много раз переиздавался, обновленные издания продолжают выходить и после 2000-х. Рекомендуется к прочтению, чтобы освежить знания из школьного курса физики, а также для самообразования. Учебник прекрасно справляется с задачей рассказывать просто о сложном.
Для подготовки к ЕГЭ он, скорее всего, не подойдет: упор сделан на понимание физических явлений, а не на решение задач.
Мнение репетитора
Ольга Александрова, репетитор по математике из Москвы, работает с 1994 года, стаж в школе — 10 лет, использует советские учебники на своих занятиях:
«Советские учебники, особенно 1940-50-х годов, лучше структурированы. Каждая последующая тема четко следует из предыдущей. Язык советских учебников природосообразный, то есть все написано не научным, а доступным ребенку языком. В современных учебниках простые вещи изложены слишком заумно, и часто ученик не может понять, о чем речь.
Кроме того, современные учебники слишком яркие: много ненужных картинок, на которые ребенок отвлекается. В старых учебниках картинок намного меньше, и они реалистичные: кошка — это кошка, а не мультяшка.
Советские учебники дают прочные и глубокие знания, а современные — часто «кашу» в голове. Конечно, в первую очередь, все зависит от учителя: учит он, а не учебник. С другой стороны, как портной имеет право шить из качественной ткани, так и любой учитель имеет право работать с качественным учебником».
Материалы по теме:
- Возвращение советских учебников: почему за ними охотятся родители
- Очевидное-невероятное: хороших учебников у нас нет и больше не будет!
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Источник: pedsovet.org
6 учебников, без которых невозможно представить историю российского образования
Кажется, что написать школьный учебник не так уж сложно, но написать такой, который бы переиздавался десятилетиями — удаётся немногим. Егор Сенников выбрал шесть учебников, которые оставили след в истории российского образования. И по некоторым из них наверняка учились вы или ваши родители.
1. «Сокращённое руководство ко всеобщей и русской истории», Дмитрий Иловайский, 1869
Этот учебник, написанный историком Дмитрием Иловайским, стал первым источником знаний об отечественной и мировой истории для некоторых поколений российских гимназистов. Этот же учебник сделал его автора самым богатым российским историком своего времени. По примерным подсчётам, отчисления за переиздания этого и других учебных пособий принесли Иловайскому не менее полумиллиона рублей. Всего же учебники Иловайского выдержали более 150 переизданий до 1917 года.
Историю по Иловайскому изучали все, кому довелось посещать русские гимназии — от Александра Блока до Владимира Вернадского, от Алексея Путилова до Евгения Лансере и от Владимира Ленина с Иосифом Сталиным до Александра Керенского и Петра Столыпина. Учебники Иловайского были тем культурным кодом, который объединял всех этих разных по взглядам и по судьбам людей. Над учебником Иловайского подшучивали в своей пародийной всемирной истории остряки из «Сатирикона», на полях учебника по истории России оставлял свои пометки Сталин.
Сам же Дмитрий Иванович Иловайский был человеком консервативных, национальных и патриотических взглядов. После успешной академической карьеры он посвятил себя русской истории, писал учебники и публицистические статьи. Он считал, что школьный курс должен давать детям базовые знания, а сами уроки — небольшими по объёму, с расчётом на то, что даже самый посредственный ученик сможет усвоить тему занятия.
Вообще, Иловайский видел такой учебник, который давал бы школьникам основные представления о ключевых эпохах и этапах истории, создавал костяк знаний, который мог бы быть расширен за счёт дополнительных источников. Иловайскому это удавалось, и во многом поэтому его книги выдержали столько переизданий — и до сих пор пользуются спросом.
«Жадные варяжские наёмники, окружавшие Владимира, смотрели на Киев, как на собственное завоевание; по словам летописи, они потребовали от Киевлян окупа по две гривны с человека (вероятно с каждого главы семейства). Владимир обещал исполнить это требование. Но он успел выиграть время и принять свои меры против беспокойных союзников; после чего сбросил с себя личину.
Тогда Варяги попросили его отпустить их в Грецию. Князь выбрал лучших мужей, которых оставил в своей службе; а остальных отправил с русским судовым караваном в Византию. Действительно, мы встречаем потом в числе греческих наёмных войск отряды из Варангов; начало этих отрядов вероятно и было положено теми Норманнами, которых отпустил Владимир».
2. «Полная русская хрестоматия, или Образцы красноречия и поэзии, заимствованные из лучших отечественных писателей», Алексей Галахов
Главное и самое популярное учебное пособие по курсу русской литературы, которое было издано ещё в 1840-х годах и продержалось почти до начала 1920-х, выдержав больше 40 изданий. И даже после этого форматы учебников по литературе во многом наследуют стандарт, который был задан Галаховым. Не только в плане организации материала, но и отчасти тех авторов, которые рекомендуются для изучения.
Алексей Галахов родился в 1807 году, в городе Сапожок Рязанской губернии, блестяще окончил Рязанскую гимназию, а после — физико-математическое отделение Московского университета. Тем не менее свою жизнь он связал с преподаванием (был сотрудником Александровского лицея) и изучением русского языка и литературы. Позднее он даже возглавил кафедру русской словесности в Академии генштаба и стал профессором русской словесности в Петербургском историко-филологическом институте. Всего Галахов написал больше 900 статей и рецензий. И свой главный труд он писал в молодые годы — ему было немногим больше 30 лет.
«Полная русская хрестоматия» была настоящим прорывом. Галахов включил в свой учебник работы современных ему писателей — Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева. Этот шаг был неоднозначно воспринят общественностью. Например, профессор Московского университета Шевырев выступил с публичной критикой такого подхода, но Галахов защищал своё детище.
Сама книга была поделена на два тома: в первом рассказывалось о прозаических произведениях, во втором — о поэзии и её типах. Произведения сопровождались биографией писателя или поэта, которая показывала основные темы и идеи, которые их интересовали. Учебник был не только хрестоматией основных текстов, но и справочником.
Это было не единственное пособие, которое разработал и написал Галахов. Позднее он выпустил «Историческую хрестоматию», «Русскую хрестоматию для детей», «Учебник истории русской словесности» и «Историю русской словесности, древней и новой». Это тоже были успешные книги, которые неоднократно переиздавались, но достичь высот «Полной русской хрестоматии» не удалось ни одной из них — она стала главным учебником по русской литературе второй половины XIX века.
«Немного таких писателей, которые умеют смотреть на самих себя верным глазом, сознают в точности характер своей литературной деятельности. К числу таких немногих принадлежит Гоголь. Он определил сущность своей поэзии в четырёх письмах к разным лицам по поводу „Мёртвых душ“ (см. Выбранные места из переписки с друзьями) и справедливое суждение о нём должно быть не другим чем, как только отчётливым развитием его собственного».
3. Учебники по физике, Александр Пёрышкин
С учебниками физики, которые написал Александр Пёрышкин, был знаком любой советский школьник и, наверное, почти любой современный — время практически не сказалось на его востребованности. Учебники Пёрышкина стали первым окном в мир физики для миллионов жителей России — для кого-то это было первой и последней встречей, а кого-то, в конце концов, привело дальше — в мир большой академической науки.
Сам Александр Пёрышкин прошёл непростой путь. Он родился в 1902 году, в деревне в Рязанской губернии (потом семья переехала в Эстонию), в простой крестьянской семье. Образование в 14 лет пришлось прервать. Александр поехал на заработки в Петроград. В годы Гражданской войны он учился в Петрограде, а потом в Москве.
Самым важным человеком для него в те годы был его учитель Владимир Аркадьев, ученик физика Петра Аркадьева. Пёрышкин работал в МГУ и Московском педагогическом институте, где он готовил себя к тому, чтобы написать понятные и доступные учебники по физике.
Как была устроена советская школа двадцатых годов
В 1920-х годах в советских школах не было постоянной и стабильной учебной программы. Некоторые предметы (например, история) были вообще отменены, преподавание других серьёзно варьировалось от школы к школе и от преподавателя к преподавателю. Процветал лабораторно-бригадный метод оценивания: когда задания выполнялись коллективом и все получали одинаковые оценки, вне зависимости от проделанной работы. Учебники по физике для 6 и 7 классов, которые Пёрышкин написал в начале 1930-х, оказались очень удачными и по времени (в системе образования как раз началась реформа) и по форме — книги оказались очень понятными и хорошо раскрывали материал.
Учебники Пёрышкина на десятилетия вошли в школьную программу. Конечно, они дополнялись новой информацией, но в основном это были те же самые книги из 1930-х годов и выдержали больше 24 изданий. Александр Пёрышкин продолжал писать учебные пособия на протяжении всей своей жизни и получать за них награды. Видный физик, профессор и декан физико-математического факультета МГУ Николай Малов даже сочинил про Пёрышкина небольшую дружескую эпиграмму:
Всю жизнь учебники писал,
По ним, сказать не побоюсь,
Училась физике вся Русь
«Различные опыты свидетельствуют о том, что любой источник звука обязательно колеблется (хотя чаще всего эти колебания незаметны для глаза). Например, звуки голосов людей и многих животных возникают в результате колебаний их голосовых связок, звучание духовых музыкальных инструментов, звук сирены, свист ветра, шелест листьев, раскаты грома обусловлены колебаниями масс воздуха» (Физика, 9 класс).
4. Учебник по истории Древнего Мира, 5 класс, Фёдор Коровкин
Тот самый учебник, с аркой Пальмиры на обложке, который на протяжении десятилетий считается одним из главных учебных пособий в советской и российской школе. Впервые он вышел в 1957 году, и с тех пор именно из этой книги большинство школьников в первый раз узнавало о Римской империи, «Илиаде» и «Одиссее», египетских фараонах, Афинах и Спарте. И в наши дни учебник Коровкина остаётся одним из рекомендованных Министерством образования для школьников, и активно используется на уроках истории.
А написал этот учебник Фёдор Петрович Коровкин. Он родился в Бежецке, в 1903 году, в богатой купеческой семье. Семье Коровкиных принадлежали винные и кирпичные заводы, магазины, ткацкие фабрики. Фёдор Коровкин окончил Бежецкую гимназию, после чего учился на историко-архивном отделении МГУ.
5 фактов из учебников истории, которых на самом деле не было
Затем он стал преподавать историю в московских школах и институтах. Успешного и энергичного учителя в 1940 году заметил Владимир Потёмкин — советский партийный деятель и дипломат, который в том же году был назначен наркомом народного просвещения. С 1945 году Фёдор Коровкин стал работать в Академии Педагогических наук СССР. В том время он и написал учебник, который стал одним из самых успешных в истории советской системы образования и стал образцом и отправной точкой для других авторов. Для самого Коровкина эта книга стала настоящим триумфом — после её издания он стал кандидатом педагогических наук, заслуженным учителем и лауреатом Госпремии СССР.
«Римская беднота, надеявшаяся, что Цезарь улучшит её положение, встала на его сторону. В два месяца Цезарь, почти не встречая сопротивления, установил свою власть в Риме и во всей Италии. Помпей успел собрать большую армию на Балканском полуострове. Закалённые в боях легионы Цезаря наголову разбили наскоро собранное войско Помпея. Помпей бежал, но был скоро убит.
У Цезаря нашлись, однако, и другие противники. Войны с ними продолжались ещё три года».
5. Учебники английского языка. Анатолий Старков, Ричард Диксон, Михаил Рыбаков
Сейчас есть много отличных учебников английского языка, которые, например, издают Кембриджский и Оксфордский университеты, многие уже и не знают о существовании советских учебников иностранных языков. Конечно, они ни в какое сравнение не идут с современными учебниками — ни по качеству подачи учебного материала, ни по качеству печати, ни по качеству обучения. Но именно по таким учебникам учили английский наши папы и мамы, бабушки и дедушки.
И самым известным учебником, пожалуй, была серия, которую написали Диксон, Старков и Рыбаков. Она издавалась с середины 1970-х до начала 1990-х, а запомнилась многим по семейству Стоговых, которые были главными действующими героями учебника. В небольших текстах в начале каждой главы рассказывалось о членах семьи, их работе и учёбе, о хобби, путешествиях, взглядах на жизнь и любви к стране. Стоговы (или The Stogovs) представляли собой идеализированную советскую семью, которая ходила в Мавзолей Ленина (и сообщала об этом своим иностранным друзьям по переписке).
В начале 1990-х учебник несколько раз переиздавался — тексты про семью Стоговых удалиили, но статьи о Ленине, Советском Союзе, Мавзолее и Красной Армии остались на своих местах. А потом учебник просто потерял свою актуальность. Появилась возможность покупать качественные зарубежные учебники и советские стали никому не нужны.
«In the street you can see a man and a woman. They are the Stogovs. The man is Viktor Nikolayevich Stogov, he is Lena’s father. The woman is his wife, Vera Ivanovna Stogova. Vera Ivanovna is a very nice woman. She isn’t very tall. Her hair is short and fair.
She has large blue eyes. She is wearing a dark green skirt, a short coat and a yellow blouse. Her coat and skirt are made of wool. The blouse is made of silk. She has no hat on.
She is holding a handbag in her hand».
6. «Пособие по русскому языку для поступающих в вузы», Дитмар Розенталь
Сложно представить себе школьника, который ни разу не открывал и даже не слышал о справочнике или учебнике Дитмара Розенталя (или в соавторстве с Ириной Голуб). Дитмар Эльяшевич — это не просто учёный, знаток русского языка и его стилистики, автор учебников и научных статей, но и человек который приложил руку к созданию современных правил русского языка. Розенталь участвовал в подготовке «Свода правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года, который действует до сих пор.
Дитмар Розенталь родился в Лодзи (Польша, бывшая тогда частью Российской империи), родным языком его был польский, как он признался в одном из интервью. В детстве он жил в Берлине, только в 16 лет переехал в Москву, где окончил гимназию, а затем и Московский университет (изучал итальянский язык). Преподавал в школах и рабфаках, затем стал работать в Московском университете и Московском полиграфическом институте.
Большую часть своей взрослой жизни Розенталь писал справочники, всевозможные учебные пособия и научные статьи. Кроме того, он консультировал преподавателей по различным сложным вопросам преподавания и изучения русского языка. А ещё он написал вузовский учебник итальянского и составил русско-итальянский словарь для студентов. Среди работ Дитмара Эльяшевича одной из самых известных и популярных стало руководство для поступающих в вузы, впервые изданное в 1959 году, которое стало помощником для многих поколений абитуриентов и студентов.
«Если однородные придаточные предложения сильно распространены, особенно когда внутри них имеются запятые, то между ними вместо запятой ставится точка с запятой, например: Не потерплю, чтоб развратитель огнем и вздохов, и похвал младое сердце искушал; чтоб червь презренный, ядовитый точил лилеи стебелёк; чтобы двухутренний цветок увял ещё полураскрытый (П.)».
Источник: mel.fm