Подготовка к школе в режиме онлайн — отличная альтернатива обычным офлайн-группам для дошколят. Главная задача родителя — обеспечить как можно более мягкое вхождение в учебный процесс. У шестилеток и семилеток меняется ведущая деятельность от игры к учёбе. Поэтому готовиться к школе нужно так, чтобы детям было комфортно и интересно. То есть ещё в игре, но уже чуть серьёзней.
Главное, чтобы ребёнок не потерял интереса к познанию нового.
Предлагаю свою подборку ресурсов, отлично справляющуюся с этой задачей и предоставляющую вам возможность качественно подготовиться к 1-му классу.
Солнышко
Бесплатный познавательно-развлекательный портал. Предназначен для детей, родителей и педагогов, предлагает обширный список развивающих игр и мероприятий для подготовки к школе. В частности, упражнения на развитие речи для детей 5–7 лет, задания на состав чисел, изучение букв в игре и так далее. Этот ресурс также уделяет большое внимание творческому развитию ребёнка и проводит бесплатные конкурсы рисунков, фотографий, поделок, стихов и карнавальных костюмов.
Книги для подготовки к школе. Как подготовиться к школе?
Весёлые уроки
Здесь собрана целая комплексная программа занятий для подготовки к школе. Каждый урок включает увлекательные задания на развитие внимания, мышленияи памяти, а также упражнения на обучение счёту и чтению.
Реши-Пиши
Замечательная коллекция развивающих занятий на каждый день от основателя «Банды умников» Сергея Пархоменко. Обширный и хорошо структурированныйсайт предлагает задания на платной и бесплатной основах. В разделах «Числовой ряд и счёт», «Логика и алгоритмы», «Мелкая моторика», «Буквы, чтение и письмо» вы найдёте множество интереснейших заданий для дошкольников.
Филворды и фонетические раскраски, детские судоку и прописи, пазлы и арифметические тропинки. Все эти и другие задания придуманы неравнодушным родителем для своих детей. Рабочие листы можно скачать и распечатать.
Началочка
Здесь вы найдёте подробные инструкции по обучению детей чтению в рамках методик Глена Домана и Николая Зайцева. На портале есть задания для тренировки фонематического слуха и информация по становлению руки для письма. Автор сайта даёт дельные советы по выбору прописей, оформлению презентаций и рассказывает, как сделать подготовку к школе не скучным, а самым интересным на свете процессом.
IQsha
Отлично структурированный развивающий ресурс. Содержит следующие блоки: «Логика и мышление», «Чтение и грамота», «Математика», «Окружающий мир», «Внимание и память». Требует регистрации. После неё можно бесплатно выполнять до 10 заданий в день в каждом блоке. Далее по желанию выбираете и оплачиваете один из предложенных тарифов.
Важный момент — выбор прописей для дошкольника. Мне нравятся прописи Ники Дубровской и Олеси Жуковой .
Отдельно отмечу ресурсы по раннему изучению английского языка. В возрасте 5–6 лет азы иностранных языков идут у большинства детей легко. Главное — все занятия проводить в игровой форме и действовать в интересах ребёнка. Здесь вам поможет отличный ресурс Super Simle . Это просто кладезь увлекательных ярких рабочих листов, весёлых песенок и крафтовых идей для самых-самых начинающих учеников.
Секреты подготовки ребенка к школе
Starfall
Ещё один превосходный ресурс. Здесь мне нравится система обучения чтению на английском.
Успехов всем дошколятам и их родителям!
- 10 лучших сайтов для борьбы со скукой
- Подборка инструментов для родителя-учителя
- 10 бесплатных онлайн-ресурсов для скачивания учебников
Источник: dzen.ru
16 развивающих пособий для дошкольников: и это не только про чтение и счёт
О том, на что смотреть при выборе школы для будущего первоклассника, мы уже писали. Пока вы собираете шорт-лист и отзывы об учителях, можно занять ребенка полезными заданиями. Редактор развивающих серий издательства «МИФ.Детство» Варвара Алёхина собрала для нас список таких книг, а автор учебных пособий Светлана Воскресенская рассказала, как выбрать подходящие.
Чтение
1. «Букварь. Учимся читать с 2–3 лет»
«Дошкольники лучше запоминают то, что вызывает у них положительные эмоции», — уверены авторы пособия педагоги Ольга Узорова и Елена Нефедова. На этом принципе и построен их букварь. В нем, например, ребенок найдет букву «З», которая з-з-з-з-звучит как жужжание мухи. А потом узнает эту букву в словах «из» или «за».
А еще под яркой обложкой — 150 простых предложений и 25 коротких рассказов, увлекательные интонационные упражнения, логопедические словосочетания и гид-памятка для родителей.
2. «Истории для первого чтения. 33 волшебных превращения от А до Я», «Вот так кот!»
Книги методиста, детского психолога и педагога-практика Ирины Мальцевой «Вот так кот!» и «Истории для первого чтения. 33 волшебных превращения от А до Я» помогают развить навык смыслового чтения и речи. На каждом развороте — крупные яркие картинки с животными, растениями и различными явлениями. Тексты постепенно усложняются, в них увеличивается количество слов и фраз, а специальная техника чтения — с возвращением — позволяет мягко вводить новые понятия.
3. Серия книг для первого чтения Татьяны Русситы
Маленькие милые книжки с крупными буквами для самостоятельного чтения. В каждом наборе — 8 книг с забавными историями, яркими акварельными рисунками и неожиданными концовками. После прочтения на обложку можно наклеить стикер «Прочитано» и отметить достижение. В серии есть книги со словами от четырех до семи букв.
4. «Хочу читать: для детей 5–6 лет»
«Хочу читать» — пособие серии «Одаренный ребенок», созданное издательством «Эксмо» совместно с Ломоносовской школой.
Цель книги — научить дошкольника читать по слогам и писать слова и простые предложения печатными буквами. Ребенок узнает, что буквы бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, а также научится определять количество слогов в слове и ставить ударение, выучит скороговорки и четверостишия. Задания в книге направлены не только на отработку навыков чтения и письма, но и на развитие памяти, мышления и речи.
5. Серия «Расчитайки»
У каждого героя этой серии свое приключение, в которое он с радостью позовет и вашего ребенка. Внутри — забавные и очень мудрые истории о добрых семейных отношениях, которые будут понятны и взрослым, и детям.
«Для первого чтения можно использовать книги-картинки и картинки-игрушки, которые были популярны у ребенка в возрасте 2–3 лет. Важно, чтобы в книгах был крупный шрифт и короткие предложения», — говорит Варвара Алёхина, редактор развивающих серий в «МИФ.Детство».
Письмо
6. Kumon. «Учимся раскрашивать»
Перед тем как взяться за прописи, важно развивать мелкую моторику: ребенок берет в руки карандаш и пробует раскрашивать, затем рисовать и делать штриховки. Только после этого он осваивает элементы букв и переходит к их написанию.
Тетрадь-раскраска по японской методике Kumon — отличный способ развивать мелкую моторику и кругозор младших дошкольников. Ребенок не только потренируется аккуратно раскрашивать и не выходить за контур, но и выучит геометрические фигуры и цвета.
Забавные рисунки, похожие на мини-истории, не дадут заскучать и подскажут родителям множество тем, на которые можно побеседовать с малышом.
7. Kumon. «Учимся рисовать. Первые уроки»
Продолжаем развивать мелкую моторику и готовить руку к письму, работая с карандашами. С помощью этого пособия ребенок научится создавать простые рисунки, выучит цвета, сможет развить воображение.
Задания построены по принципу «от простого к сложному». Сначала ребенок нарисует спагетти на тарелке, брызги воды, затем научится проводить линии, не выходя за края, и дорисовывать картинку (воздушные шарики, крылышки у бабочек, цветы). А в самом конце — создавать собственный рисунок. Этот же принцип будет использоваться потом и при обучении письму: сначала дошкольник попробует писать печатные буквы, затем — элементы прописных букв, и только после этого перейдет к написанию букв и их соединению.
8. «Сделай штриховку»
В начальной школе дети сразу учатся писать буквы, а на штриховку, к сожалению, практически не остается времени. Если вы занимаетесь с ребенком дома, постарайтесь уделить ей особое внимание. Штриховка развивает мелкую моторику и аккуратность, помогает сконцентрироваться и проводить непрерывные линии, а еще учит доводить начатое до конца. После того как малыш освоит штриховку, он с легкостью сможет обводить рисунки по точкам и дорисовывать недостающие элементы на картинке.
9. Kumon. «Учимся писать печатные буквы русского алфавита»
Эти прописи — настоящая находка: ребенок учится писать печатные буквы русского алфавита постепенно, шаг за шагом, без стресса и принуждения.
Буквы в тетради расположены не по алфавиту, а по сложности написания. Регулярно занимаясь, ребенок почувствует пропорции букв, наклоны и протяженность линий. Занятия способствуют развитию координации движений и зрительно-пространственному восприятию, что необходимо для освоения навыка письма.
10. «Готовим руку к письму». Серия «Умный мышонок»
До того как ребенок начнет писать буквы, ему нужно научиться держать в руках тонкий карандаш или ручку и ориентироваться на плоскости. От тетради к тетради задания усложняются: ребенок начинает с полосок и кружков и постепенно подходит к первым элементам печатных букв. В серии есть тетради для детей от двух до шести лет.
11. «Графические диктанты». Серия «По дороге в школу»
Помните, как на уроках математики учительница просила достать карандаш и рисовать по клеточкам: две вправо и три вниз, одну по диагонали влево и так далее? Неудивительно, что такие диктанты нравятся и дошкольникам: всего за 5 минут из палочек появляется робот или бабочка — самая настоящая магия.
А еще графические диктанты помогают ребенку освоить очень важные для школы навыки: считать, ориентироваться на листе бумаги и воспринимать задания на слух.
Математика и развитие логики
12. Серия «Игралочка»
Тетради серии «Игралочка» Л. Г. Петерсон познакомят дошкольников с первыми математическими понятиями, помогут развить мышление, творческие способности и интерес к математике.
Ребенок научится ориентироваться в пространстве, сравнивать и находить лишние предметы, делить поровну и объединять по определенным признакам.
В конце тетради есть карточки, которые можно вырезать и использовать во время занятий.
13. Kumon. «Игры с числами от 1 до 150»
С помощью этой тетради можно в игровой форме познакомить ребенка с числами от 1 до 150, научиться писать цифры и освоить порядковый счет. Эти навыки пригодятся, когда ребенок перейдет к простым математическим действиям — сложению и вычитанию.
Упражнения в тетради помогают лучше запоминать и узнавать числа и развивают мелкую моторику. Разные сюжеты и загадки, которые можно разгадать, только правильно соединив все точки или раскрасив картинку, превратят занятие в маленькое приключение.
14. Комбо Kumon. «Развитие мышления от 5 лет»
Это готовая программа для развития пространственного, творческого и логического мышления детей от 5 лет. В наборе 4 тетради второго уровня сложности.
С помощью тетради «Творческие способности» ребенок будет учиться обводить, раскрашивать, копировать рисунки, дорисовывать изображения и придумывать новые элементы. «Сходство и различие» — пособие про анализ изображений, «Пространственное мышление» поможет научиться быстро находить право и лево, отличать «над» от «под», определять положение предметов и их длину. А в тетради «Логика» нужно будет сравнивать картинки, анализировать последовательности, проходить лабиринты и так далее.
15. Тетрадь «Реши-пиши. Кубометрия 3D, 6+ лет»
Дети все время что-то строят: дома из кубиков, таинственные подземелья из подушек и одеял, замки из конструктора. Это помогает развивать пространственное мышление, которое пригодится и в школе, и в дальнейшей жизни. Тетрадь «Кубометрия 3D» предлагает пойти еще дальше и научиться создавать 3D-модели, но не из настоящих кубиков, а из нарисованных. То есть изучить виды проекций и научиться «вращать» предмет в голове.
Под обложкой — 24 страницы с заданиями и 8 листов с наклейками, которые можно переклеивать много раз. Упражнения строятся по принципу постепенного усложнения, поэтому лучше выполнять их последовательно.
16. Тетрадь «Основы шахмат и логика» в 3 частях
История с увлекательным сюжетом в игровой форме знакомит ребенка с шахматными фигурами и принципами их перемещения, объясняет основные правила, учит ориентироваться на доске и видеть поле глазами соперника. А еще развивает логику и пространственное мышление.
Как выбрать пособие для дошкольника
Светлана Воскресенская, автор учебных пособий для дошкольников и начальной школы:
1. Понятность
Вам как родителю в пособии все должно быть понятно. Если вы сами не понимаете, что в нем заложено, подготовка к школе вместо пользы может привести к конфликту и нежеланию учиться. Обратите внимание, есть ли в тетради подсказки, объяснения.
Разберем на примере. Вы решили научить ребенка писать прописные буквы. Купили пособие, в котором нет подробного объяснения, как правильно писать. Поэтому вы просите обвести буквы. В результате таких действий ребенок учится писать неправильно, приходит в школу, и у него начинаются трудности.
2. Интересно ли пособие ребенку
Полистайте тетрадь, обратите внимание на темы: они интересны ребенку? Ведущая деятельность дошкольника — это игра, а игра — это всегда эмоции и интерес. Тогда как учеба — преодоление трудностей и не всегда увлекательный процесс. Иногда ребенку вообще непонятно, зачем нужно учиться.
На начальных этапах образовательный процесс должен организовывать родитель, воспитатель или другой человек, который занимается с ребенком. Потому что для успешного обучения нужно заинтересовать, например предложив поиграть.
3. Есть ли потенциал для развития
Выполнять механические действия, например пересчитывать предметы, можно, но интерес быстро пропадет. Именно поэтому в пособии должны быть дополнительные задания, позволяющие формировать кругозор, развивать память, внимание, эмпатию и, главное, воображение. Ребенку очень важно уметь фантазировать, что-то придумывать и додумывать.
Если в пособии даны задания на развитие логики и мышления, выполнять ребенку их желательно вместе с родителями. Задавайте наводящие вопросы, если возникли затруднения, объясняйте и подбадривайте.
4. Позволяет ли пособие организовать смену видов деятельности
Идеальная схема для обучения: пописали — поиграли — порисовали. Например, вы учите ребенка писать элементы прописных букв — у вас получился ряд палочек с закруглениями. Предложите раскрасить то, что получилось. Или дорисовать символ — наша палочка с закруглением может превратиться в морковку, цветочек и так далее.
Другими словами, надо дать ребенку возможность по-разному работать с одним элементом. Главное — сохранить игровую форму занятия.
При обучении в домашних условиях постарайтесь соблюдать следующие правила:
- Правильно сидеть на стуле за столом.
- Писать карандашом (простым или цветными).
- Не заставлять заниматься дольше, чем может ребенок. Пусть он поработает минут пять, а потом сменит вид деятельности.
- Элементы, которые вы использовали в учебе, можно перенести в игру. Например, если ребенок учился чертить линии сверху вниз и снизу вверх, он может с помощью таких же линий сделать рисунок. А пока ребенок рисует, можно придумывать истории про дорожки, корабли, цветочки, орнамент. Главное, чтобы ребенок видел: то, чему он научился, работая с прописями, пригодится ему в жизни.
- Учитывайте возраст и особенности ребенка. Все дети разные. Один дошкольник готов к письму уже в 3 года, а другой — только в шесть.
Источник: mel.fm
Мифы и правда о подготовке к школе
Когда речь заходит о подготовке к школе, у родителей будущих первоклассников сразу возникает много вопросов: как заниматься с ребенком, хватит ли собственных знаний и терпения учиться дома или лучше пойти к специалистам? Еще бы — вокруг этой темы столько мифов и заблуждений.
Выбрали самые распространенные мнения по поводу подготовки к школе и обсудили их со Светланой Гусевой — она занималась подготовкой сына к школе дома, и преподавательницей центра развития детей «Как Здорово!» Анастасией Борисенковой.
Если не ходить на подготовку к школе, ребенок не научится учиться, и в первом классе ему будет трудно
Миф
На первый взгляд, кажется логичным, что ребенка тренируют быть школьником: усаживают за парту, дают прописи, учат читать на скорость, пересказывать и поднимать руку. Но это не совсем то, что нужно будущему первокласснику!
«Главная задача любой подготовки к школе — освоить базовые навыки, заинтересовать ребенка учебным процессом, создать положительный образ школы и помочь освоиться в коллективе. То есть создать фундамент, чтобы он чувствовал себя надежно и уверенно, а не просто научить его считать, писать и читать.
Ребенок, у которого развито внимание, память, мышление, умение планировать и доводить начатое до конца, легко адаптируется к школьным правилам и освоит программу первого класса, потому что его мозг будет готов к этому. Помочь ему в этом можно как в рамках самостоятельной подготовки к школе, так и во время занятий в развивающем центре» — уверена Анастасия.
Можно вообще ничем не заниматься — в школе всему научат
Миф
Светлана убеждена: «Не беспокоиться об обучении детей сегодня — значит сильно отставать от развития этого мира. Но если под словом „заниматься“ подразумевается „проводить с ребенком время“ — вопрос о том, заниматься ли с ребенком дома, отпадает сам собой».
Вместо него попробуйте задать себе вопрос: «Я играю с ребенком дома?». Через игру ребенок осваивает новые навыки, развивает речь, мышление и логику, память, внимание и другие психические функции. Игра восстанавливает силы, позволяет испытать победу, почувствовать себя умелым, активным, компетентным. Время, потраченное на игру, никогда не бывает потерянным.
Если родители не педагоги, они не могут заниматься с ребенком сами
Миф
Для детей дошкольного возраста ведущая деятельность — игровая. И вам не нужно иметь педагогическое образование, чтобы играть со своим ребенком. Не обязательно даже напрямую участвовать в ней, но важно обсуждать с детьми их интересы и рассказывать о своих.
«Конечно, принимая решение заниматься с ребенком дома, нужно быть готовыми к финансовым затратам и уделять достаточно времени налаживанию режима и самообучению, которое поможет вам стать примером для своего малыша. Но результат стоит того», — говорит Светлана.
Надо заниматься побольше, чтобы в школу пошел подготовленным. Учителю будет некогда подтягивать каждого
Миф
В стремлении «вложить» в ребенка побольше родители часто увлекаются, и все чаще подготовка к школе напоминает дрессировку: детей натаскивают считать, писать, вести себя по образу и подобию школьника.
«В таком подходе велик риск „передавить“ и полностью отбить у ребенка желание учиться. Он будет воспринимать поход в школу не как новый интересный опыт, а как нечто обязательное и не очень приятное», — делится Анастасия.
Все подготовительные курсы одинаковые
Миф
«В разных центрах программы строятся по-разному. Кто-то делает акцент на письме, чтении, математике. „А где-то учитывают и другие аспекты подготовки: развитие памяти и внимания, умение мыслить вне шаблонов, говорить, творить, что-то придумывать и находить десятки решений к любой задаче“», — рассказывает Анастасия.
На это стоит обращать внимание при выборе развивающего центра и самостоятельной подготовке ребенка.
На занятиях в группе нет индивидуального подхода
Миф
У каждого ребенка своя зона роста, свои актуальные задачи. И педагог в развивающем центре должен это учитывать при построении занятий.
«Плюс, когда дети работают сообща, появляется кумулятивный эффект: они помогают друг другу расти и нарабатывать новые навыки. Это одна из важных функций постоянного коллектива, в котором ребенок учиться дружить и работать» — считает Анастасия.
Ребенок сразу должен привыкать к школьному режиму
Отчасти правда
Если под школьным режимом мы подразумеваем подъем в 8 утра и высиживание трех уроков по 35 минут, а под обучением — зазубривание информации и бездумную сдачу тестов, то нет. Ни к чему хорошему это не приведет.
Светлана уверена: «Гораздо важнее развивать навык самостоятельного получения знаний и создавать гармоничную среду развития, включающую движение, общение и игру. А еще сбалансированное питание и полноценный сон — хроническое недосыпание и неполноценное питание наносит ущерб мозгу, особенно юному.
Заниматься нужно только по школьной программе
Миф
В учебниках любой образовательной программы задания рассчитаны на неподготовленных детей. Но если вы придерживаетесь мнения, что занятия необходимы, пробуйте разные форматы.
Можно записаться на занятия в развивающий центр, где вам предложат готовую программу подготовки к школе. Для домашних занятий тоже существует много разных методик. Здесь главное — ориентироваться на своего ребенка.
Если ему трудно усидеть на одном месте, попробуйте двигаться не спеша, маленькими шагами, от простого к сложному. Как это реализовано, например, в методике KUMON. И выбрать несколько тетрадей для развития творческих навыков, мелкой моторики и нестандартного мышления. И еще пару для освоения счета и письма. Совсем недавно как раз вышла новая тетрадь по методике KUMON, где малыши могут научиться писать печатные буквы русского алфавита.
«Можно зайти через интересы ребенка. „Если ребенок утром спрашивает: „Мам, пап, почему одна звезда яркая, а другая нет?“ Посвятите этот день космосу — сделайте тематическую подборку книг и поставьте на полку, найдите мультфильмы и текст для списывания про космос.
Также можно выбрать два-три обязательных пункта — например, математику, чтение и развитие мышления. А все остальное — по желанию. В этом случае важно все книги, рабочие тетради и канцелярию оставить в зоне доступа, чтобы дошкольник мог сам выбирать, чем будет заниматься», — делится своим опытом Светлана.
На занятия дома придется тратить много времени
Миф
Количество времени, которое вам потребуется для занятий, будет зависеть от того, умеет ли дошкольник работать самостоятельно.
«Если через личный пример научить ребенка самостоятельности, вам не придется следить, выполнил ли он задания. Вашей задачей будет только обеспечить его ресурсами (книгами, пособиями, настольными играми и временем). А выполнение заданий будет уже его ответственностью», — считает Светлана.
Дети, которые мало общаются со сверстниками, сложнее и дольше адаптируются к школе
Правда
Социализация — важная часть подготовки к школе. И она часто страдает у детей, которые не ходят в детский сад и готовятся к школе дома. Когда такой ребенок попадает в класс с 30 незнакомыми детьми, ему сложно адаптироваться. Потому что параллельно с освоением школьной программы, приходится знакомиться с разными ролевыми моделями, учиться общаться и дружить.
«Поэтому, если вы принимаете решение заниматься с ребенком дома, важно создать условия, в которых он сможет взаимодействовать со сверстниками и что-то делать вместе с ними. Детская площадка — не совсем то, что нужно. Это должен быть слаженный и постоянный коллектив.
Можно прийти в школу, не обладая какими-то навыками, и догнать одноклассников за две недели. Но если ребенок не знает, как вести себя в коллективе, то умение читать сто слов в минуту ему никак не поможет», — объясняет Анастасия.
В школе всегда будет кто-то лучше, а кто-то хуже. Лучше ребенка подготовить к этому заранее к тому, что его будут постоянно с кем-то сравнивать
Миф
Анастасия говорит: «Сравнивать ребенка можно только с ним самим. Например, говорить ему: „Смотри, вчера что-то не получалось, а сегодня ты уже можешь это сделать сам“. Очень важно, чтобы каждый дошкольник почувствовал ситуацию успеха. Поэтому на этапе подготовки используются не оценки, а только положительное подкрепление».
Стыдить, осуждать, упрекать детей нельзя! Нужно направлять ребенка бережно и очень чутко, а там, где сложно — поддерживать.
Если ребенок не хочет заниматься, лучше его не заставлять
Правда
Но и отказываться от занятий тоже не стоит. Задача взрослого здесь — понять, в чем причина трудностей, и найти способ компенсировать дефицит.
«Один из вариантов мотивировать ребенка — это позволить ему заниматься тем, чем ему хочется, — считает Светлана. — Если это не работает, можно попробовать другие методы: дать ребенку больше времени, записаться на нейрокоррекционные занятия или предложить освоить навык через игру».
Подготовка к школе — важный период в жизни ребенка и родителей. И попытки доминировать и усмирять детей здесь редко приносят нужные результаты. Гораздо важнее учиться новому, воспитывать себя и осваивать новые способы общения с детьми. Многое зависит от нас, родителей, но не все. Главное, не бояться и не терпеть, а действовать.
Осознанность — первый шаг на пути к изменениям во всех сферах, и здоровое обучение своего ребенка в том числе.
Источник: chips-journal.ru