Социально-экономические преобразования, которые происходят в российском обществе, а также интеграция России в мировую экономику требуют от населения нашей страны высочайшего уровня профессиональных знаний. Поэтому нет ничего удивительного в том, что программы дополнительного профессионального образования, предлагаемые ВУЗами России, пользуются все большей и большей популярностью.
Социально-экономические преобразования, которые происходят в российском обществе, а также интеграция России в мировую экономику требуют от населения нашей страны высочайшего уровня профессиональных знаний. Поэтому нет ничего удивительного в том, что программы дополнительного профессионального образования, предлагаемые ВУЗами России, пользуются все большей и большей популярностью.
В свою очередь отечественные высшие учебные заведения оперативно реагируют на возникающий спрос, и стремятся предложить самые разнообразные программы дополнительного образования: как для начинающих, так и для уже опытных специалистов. Студенту остается только выбрать наиболее подходящий ему курс обучения и приложить максимум усилий для приобретения новой специальности или усовершенствовании уже имеющихся навыков.
Рейтинг лучших образовательных онлайн-платформ для обучения интернет-профессиям 2021
Ну а чтобы вам легче было ориентироваться в ассортименте предложений, мы подобрали самые востребованные на сегодняшний день программы дополнительного образования, которые предлагают ведущие ВУЗы России.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Перечень программ дополнительного образования одного из лучших российских ВУЗов включает в себя профессиональную подготовку по таким востребованным сегодня профессиям, как:
Название направления (программы) | Объем (час.) | Форма обучения | Срок обучения (мес.) |
Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий | 1730 | очно-заочная | 21 |
Эстетика и дизайн ландшафта | 514 | дистанционная очная очно-заочная |
10 |
Предпринимательство и инновационное развитие бизнеса | 564 | очно-заочная | 8 |
Организационная психология и управление персоналом | 506 | очно-заочное | 9 |
Менеджмент организации | 1250 | очно-заочное | 24 |
Заслуженной популярностью пользуются и общеобразовательные курсы в рамках инновационного проекта МГУ «Университет без границ» (дистанционное обучение). Прослушать курсы самых разных направлений могут как ученики старших классов, так и обычные граждане (независимо от уровня образования), заинтересованные в приобретении новых знаний и навыков.
Виды дополнительного образования: переподготовка, повышение квалификации, образовательные программы
Санкт-Петербургский государственный университет
СПбГУ предлагает своим студентам огромнейшее разнообразие программ дополнительного образования, среди которых особой популярностью пользуются такие направления, как:
Название направления (программы) | Объем (час.) | Форма обучения | Срок обучения (мес.) |
Разрешение конфликтов и социального посредничества | 72-100 | дневная вечерняя |
1,5-2 |
Психология медиации переговорного процесса | 540 | заочная | 30 |
Внешнеэкономическая деятельность и международный коммерческий контракт | 500+ | вечерняя | 12 |
Мастер делового администрирования Executive MBA | 1800 | очная | 19 |
Управление фирмой | 808 | заочная | 14 |
Отметим, что тесная связь СПбГУ с ведущими иностранными ВУЗами, позволяет данному университету предложить своим студентам не только пройти обучение по программам дополнительного профессионального образования, но и воспользоваться программами студенческого обмена (обучение в университете-партнере) без отрыва от обучения в СПбГУ.
Российский университет дружбы народов
На базе РУДН работает около 30 подразделений ДПО, где можно получить дополнительное профессиональное образование по более чем 1500 направлениям. Однако наибольшей популярностью у абитуриентов пользуются такие программы, как:
Название направления (программы) | Объем (час.) | Форма обучения | Срок обучения (мес.) |
Переводчик в сфере профессиональной коммуникации | 1500 | очная | 24 |
Психологическое консультирование | 700 | очно-заочная | 30 |
Имидж и стиль | 144 | дневная вечерняя |
2 |
Менеджер в сфере туризма | 510 | очная дистанционная |
4-5 |
Искусство социальных отношений | 400 | заочная | 12 |
Все программы дополнительного образования, представленные в РУДН, направлены на их практическое применение. При этом, благодаря тесному взаимодействию ВУЗа с государственными ведомствами и бизнес-структурами по вопросам трудоустройства, студенты университета могут рассчитывать на всестороннюю помощь в поиске места работы по специальности.
Дополнительное образование – современная альтернатива второму образованию
Современный мир предъявляет особые требования к профессиональной подготовке специалистов, работающих во всех сферах жизнедеятельности общества. Сегодня обновление знаний происходит чрезвычайно быстро, поэтому для выполнения своих профессиональных обязанностей на соответствующем уровне одного базового образования зачастую недостаточно. Поэтому дополнительное профессиональное образование – это не просто возможность расширить свой кругозор, но и способ получить второе высшее образование с минимальными временными затратами.
Отметим, что дополнительное образование имеет комплексную значимость. На современном рынке труда большим спросом пользуются специалисты, которые помимо высоких профессиональных качеств обладают еще и инициативностью, гибкостью, целеустремленностью и способностью к самоорганизации. И диплом о прохождении курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки служит свидетельством того, что работник обладает всеми этими качествами.
Наличие диплома о дополнительном образовании не только повышает ценность специалиста на рынке труда, но и открывает перед ним новые горизонты. Ведь сегодня существует масса профессий, освоить которые можно всего лишь за несколько месяцев (например, визажист, парикмахер, водитель и т.д.), благодаря чему можно кардинально изменить сферу своей деятельности и найти работу, приносящую не только стабильный доход, но и моральное удовлетворение.
Источник: fulledu.ru
Как выбрать программу для дополнительного образования
Дополнительное профессиональное образование необходимо для повышения квалификации или смены профессии. ДПО от курсов переподготовки отличается продолжительностью, конечной целью обучения, а также документами, которые вы получаете по окончании программы. Например, после переподготовки студент получает диплом с заявленной специальностью, а в случае переподготовки — подтверждающее удостоверение соответствующего образца.
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» делит общее и профессиональное образование на уровни, а дополнительное образование подразделяется на виды. В статье 76 указано, что ДПО получают лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и/или высшее образование. Особенностью дополнительного профессионального обучения заключается в том, что существует отдельный перечень, который закрепляет конкретные специальности. Обязательным условием является проведение квалификационного экзамена или итоговой аттестации.
Определите цель получения ДПО
Решите, для чего вы собираетесь получать ДПО: повысить квалификацию и конкурентоспособность на рынке или же сменить профессию. Если вы просто хотите исследовать новую область деятельности, не имея профессиональной цели, стоит начать с образовательных курсов для ознакомления, так как программы ДПО, как правило, длятся не менее полугода и отличаются интенсивностью обучения.
Выберите специальность
Вы можете повысить квалификацию. Например, вы собираетесь заниматься HR-менеджментом для изучения кадрового потенциала компании или IT-специалист хочет стать UX-дизайнером.
Определитесь с организацией
ДПО можно получить:
- В институтах повышения квалификации, которые реализуют программы ДПО в рамках нескольких отраслей. Существуют различные межотраслевые региональные центры, частные бизнес-школы.
- В академиях, где программы ДПО реализуются на базе высшего образования.
- В университетах, где получают высшее и дополнительное высшее образование.
- Специальные производственные подразделения, которые относятся к определенному производственному предприятию.
- На образовательных сертифицированных онлайн-платформах.
Выберите формат обучения
Обучение может быть как очным, так и заочным или очно-заочным. Сейчас многие программы могут совмещать онлайн- и .
Сравните программы по дисциплинам
Несмотря на то что программы ДПО могут иметь одинаковое название и направленность, учебные курсы могут отличаться и фокус может быть направлен на определенное направление. Например, если вы собираетесь стать продакт-менеджером, то в одной организации больше внимания может уделяться запуску цифровых продуктов, а в другой большая часть занятий посвящена управлению продуктовой командой.
Выберите программу с наиболее удобным для вас графиком
Если сотрудник проходит ДПО от организации, работодатель обязан составить индивидуальный график, при котором работник сможет совмещать обучение с трудовой деятельностью. В статье 197 Трудового кодекса говорится о том, что каждый работник имеет право пройти профессиональную переподготовку и повышение своей квалификации.
Выберите программу в соответствии с ее длительностью
Одни программы могут длиться 1–2 месяца, другие — около года. Все зависит от интенсивности занятий и цели прохождения обучения.
ДПО со стартом в октябре и ноябре
АРТ-рынок
- Организатор: МГУ имени М.В. Ломоносова
- Начало: 15 октября
- Продолжительность: 120 часов
- Стоимость: 120 000 рублей
Слушатели программы изучат современный арт-рынок, антикварно-художественный рынок, менеджмент выставочного проекта, историю и теорию фотографиях, коллекционирование, формирование коллекций (практикум), основы экспонирования, хранения и реставрации произведений искусства, электронную коммерцию.
MBA — бизнес-аналитика
- Организатор: НИУ ВШЭ
- Начало: 2 ноября
- Продолжительность: 10 месяцев
- Стоимость: 348 000 рублей
Руководители компаний, отделов, служб, бизнес-аналитики, системные аналитики, руководители и специалисты отделов бизнес-анализа, финансово-экономических служб, ИТ-отделов, менеджеры продукта (product manager) и владельцы продукта (product owner), менеджеры по стратегическому развитию, желающие получить знания и навыки, необходимые руководителю.
Цифровые финансовые технологии и искусственный интеллект
- Организатор: МГИМО
- Начало: октябрь
- Продолжительность: 9 месяцев
- Стоимость: 350 000 рублей
Программа предназначена для специалистов различного уровня, которые нацелены работать в условиях глобальной цифровой трансформации современной экономической системы. Слушатели получат навыки и компетенции, востребованные для ведения бизнеса в условиях цифровизации.
Интернет-маркетолог
- Организатор: «Яндекс.Практикум»
- Начало: в любое время
- Продолжительность: 7 месяцев
- Стоимость: 84 000 рублей
Интернет-маркетолог моделирует воронку маркетинга и улучшает ее на всех этапах, запускает рекламу и управляет брендом, чтобы пользователи знали о продукте и покупали его; проводит исследования и тестирует гипотезы, улучшает продукт, анализирует метрики и обеспечивает бизнесу стабильную прибыль.
Python-разработчик
- Организатор: «Яндекс.Практикум»
- Начало: в любое время
- Продолжительность: 9 месяцев
- Стоимость: от 85 000 рублей
Python-разработчик создает бэкенд-сайтов, который отвечает за функциональность продукта. Разработчик проектирует алгоритмы взаимодействия сайта с другими интернет-сервисами. Студенты изучат язык Python и освоят инструменты бэкендера: Django, базы данных, git. По окончании обучения для получения диплома ДПО необходимо сдать экзамен.
Теория и индустрия моды
- Организатор: МГУ имени М.В. Ломоносова
- Начало: 15 октября
- Продолжительность: 250 часов
- Стоимость: 220 000 рублей
Программа «Теория и индустрия моды» ориентирована на аналитиков моды, имиджмейкеров, журналистов, а также всех тех, кто интересуется миром моды. Структура программы включает в себя историю и теорию моды, аналитику, практикум, Fashion Institute of Technology, Fashion Merchandising Management Associate Degree Program (New York), Выездную школу Александра Васильева, мастер-классы и тренинги.
Переводчик в сфере профессиональной коммуникации («Гид-Переводчик»)
- Организатор: СПбГУ
- Начало: октябрь
- Продолжительность: 1 год
- Стоимость: 70 000 рублей
Программа предусматривает как аудиторные занятия по изучению экскурсионных материалов на иностранном языке, так и занятия «на выезде», где слушатели учатся самостоятельно проводить экскурсии. В процессе обучения предусмотрены практические занятия в Эрмитаже, Петропавловской крепости, Исаакиевском соборе, храме Спас на Крови, Царском селе, Петергофе, Павловске. Руководитель программы — С.Ю. Рубцова.
Digital-продюсер в социальных медиа
- Организатор: НИУ ВШЭ
- Начало: 21 октября
- Продолжительность: 5 месяцев
- Стоимость: 175 000 рублей
Курс ориентирован на тех, у кого уже есть высшее образование, но программа адаптирована под любой уровень подготовки, подойдет как действующим маркетологам и продюсерам, так и тем, кто только начинает свой путь в и хочет освоить принципиально новую профессию.
Профессиональный директор
- Организатор: МГУ
- Начало: 20 октября
- Продолжительность: 6 месяцев
- Стоимость: 249 000 рублей
Программа предназначена для владельцев и крупных акционеров публичных и непубличных компаний, председателей и членов советов директоров, независимых директоров, представителей государственных и региональных властей в советах директоров, корпоративных секретарей, директоров по корпоративному управлению, высшего руководства компаний и кадрового резерва, специалистов, стремящихся приобрести компетенции для членов совета директоров.
Менеджер по связям с общественностью и рекламе
- Организатор: РУДН
- Начало: по мере формирования группы
- Продолжительность: 6 месяцев
- Стоимость: 69500 рублей
Программа для начинающих PR-менеджеров и опытных специалистов в целях повышения квалификации. Включает в себя требования работодателей. По итогам обучения слушатель получает диплом РУДН о профессиональной переподготовке с правом ведения профессиональной деятельности в сфере связей с общественностью и рекламы.
Источник: theoryandpractice.ru
Дополнительное образование в школе: программы и направления
Дополнительное образование в школе – это не просто внеклассная деятельность, предполагающая занятия в различных кружках или секциях. Это понятие выступает средством формирования личности ребенка и непрерывного обучения полезным навыкам. Дополнительное образование в начальной школе, средней или старшей – это мероприятия и факультативы, которые должны быть объединены в единое образовательное пространство.
Цели и значение
Основным назначением организации дополнительных внеклассных мероприятий, кружков, секций и факультативов является раннее обнаружение талантов ребенка, развитие творческих способностей, формирование разностороннего круга его интересов, помощь в профессиональном самоопределении. Система дополнительного образования в современной школе должна:
- отвечать потребностям детей различных возрастных категорий;
- помогать раскрывать личный потенциал, творческую жилку;
- обеспечивать психологический и социальный комфорт учащихся;
- побуждать к самостоятельному развитию навыков, воспитывать самодисциплину;
- помогать реализовать потенциал общего образования в процессе углубления и практического применения знаний, которые были получены на уроках.
Ценность такого вида образования состоит в том, чтобы предоставлять детям возможность почувствовать всю важность обучения, побуждает намного более внимательно относиться к занятиям, способствует реализации на практике всех полученных на уроках знаний.
Ребенок, который имеет возможность проявлять себя с детских лет, во взрослом возрасте вероятнее сможет добиться лучших результатов в профессиональной деятельности и вообще на своем жизненном пути. Хорошая программа дополнительного образования в школе побуждает детей самостоятельно развиваться, способствует повышению статуса ребенка в глазах сверстников, самооценки, формирует привязанность к творческой деятельности.
Постоянная занятость школьника формирует организованность и самоконтроль, дисциплинированность. А совместные занятия (кружки предполагают присутствие нескольких школьников, обычно в группах от 3 и более учащихся) учат работать в коллективе, укрепляют командный дух, развивают ответственность и коммуникабельность.
Особенности ДО
Школьное дополнительное образование должно быть направлено на личностное ориентирование учащихся, также оно должно быть профильным, многоуровневым, функциональным, иметь жизненную направленность. Следует обеспечить широкий выбор форм и методов педагогической деятельности, индивидуальность методик преподавания, реализацию учебного процесса через активизацию работы учеников, посещающих секцию, кружок или факультативные занятия.
Направления
Потребность в знаниях не могут полностью удовлетворить сведения, которые дети получают на школьных занятиях. Но не все школьники могут успешно заниматься самообучением, так что значение дополнительного образования в школе очень велико. Правильная структура организации кружков, секций и других внеклассных мероприятий должна включать все направления, которые потенциально могут интересовать школьников. В направления дополнительного образования в школе могут входить:
- Культурология, способствующая активному приобщению школьников к мировой художественной культуре, помогает адаптироваться к жизни в современном обществе, а также реализовать собственный потенциал сразу в нескольких сферах жизни.
- Конструирование и робототехника, где школьникам предлагает углубленное изучение программирования и информатики, рассматриваются возможности использования современных информационных технологий на практике.
- Физкультурно-спортивное направление. Спортивные кружки прививают учащимся навыки физической культуры, убеждают в престижности спорта, формируют стремление к здоровому образу жизни.
- Экология. Занятия должны раскрывать тесную взаимосвязь человека и природы, указывать на роль природы в жизни всех людей, учить очень аккуратному и бережливому отношению ко всему живому.
Элементом всей структуры должны быть кружки дополнительного образования в школе.
Виды дополнительного образования
Программы дополнительного обучения школьников в кружках, секциях и на факультативных занятиях могут реализоваться по четырем категориям:
- Типовые программы дополнительного образования, утвержденные Министерством в качестве образца.
- Модифицированные, т.е. адаптированные под потребности конкретного учреждения, режим педагогической деятельности, характер групп, временные границы и так далее.
- Экспериментальные, то есть включающие экспериментальные методики, использование инновационных преподавательских техник, изменение методов, содержания, приемов обучения.
- Авторские, написанные педагогическим составом или отдельным педагогом. Содержание таких программ включает новаторские средства организации учебного процесса в кружках, секциях, на факультативных занятиях.
Программы
Программа – официальный документ, в котором четко отражена концепция дополнительного школьного образования, об этом говорит образовательный стандарт. Концепция эта должна быть описана в соответствии с ранее поставленными целями, а также реальными условиями осуществления преподавателями своей работы. В этом документе должны быть обозначены предполагаемые результаты и методы, стадии достижения задач работы кружка, секции или факультатива.
Образовательный стандарт предусматривает обязательную разработку отдельных программ. Программы могут разрабатываться в художественно-эстетическом, научно-техническом, естественно-научном, экологическом и биологическом, физкультурно-спортивном, военно-патриотическом или культурологическом направлениях. Можно организовать творческие мастерские, поисковые кружки, литературоведческие курсы, краеведения, секции занимательной химии или математики, кружки электротехники и многое другое.
Требования к программе
Программа дополнительного образования в школе должна быть:
- Актуальной. Ориентироваться нужно на удовлетворение потребностей учащихся.
- Рациональной. Следует определить задачи и варианты получения максимально ценного опыта практической деятельности.
- Реалистичной. Занятия в секциях должны быть четко обоснованы в денежном, кадровом и временном отношениях.
- Контролируемой. Программа должна иметь возможность контролировать достижения учеников.
- Чувствительной к отказам. Нужно оставить возможность контролировать отклонения от запланированных ранее итоговых или промежуточных результатов.
Организация
Качественное образование невозможно без правильной организации всей системы. Для этого необходимо наладить взаимодействие между администрацией школы, педагогами дополнительного образования в школе, учащимися и их родителями. Только плодотворное сотрудничество всех сторон сделает возможной организацию системы дополнительных кружков, секций, мероприятий.
Этапы организации
Дополнительное образование в школе нужно организовывать в процессе осуществления следующих этапов:
- Изучение потребностей и желаний учащихся. Данные можно собрать путем письменного тестирования, устных опросов учеников и родителей, анкетирования, проведения мониторинга качества образованности детей на этапах завершения младшей, средней и старшей школы.
- Объединение учеников в группы по интересам, создание секций, факультативов, кружков. Модель системы и программы дополнительного образования в школе можно сформировать по результатам анкетирования. На этом этапе нужно выделить основные направления внеклассного обучения. Мероприятия следует разрабатывать исходя из количества потенциальных участников и тех, кто нуждается в знаниях по определенной тематике.
- Помощь учителям и детям в определении области обучения. Учащимся нужно дать свободный выбор программ дополнительного образования, перед началом занятий школьникам дается вступительное тестирование, результатами которого можно руководствоваться, но они не являются основными.
- Текущий контроль и регулярная коррекция работы. Нужно определить отчетный период, по окончании которого собирать данные об учениках, посещаемости кружков и секций, успеваемости школьников. Все собранные данные анализируются и систематизируются. По этой информации в случае необходимости разрабатываются корректирующие мероприятия.
- Анализ деятельности и определение перспектив работы. Нужно вести постоянный мониторинг. Это позволит выявить результативность введения системы дополнительного обучения учащихся по интересующим их направлениям. Также можно определить перспективы развития системы в отдельном образовательном учреждении.
Материальная база
Система дополнительного обучения, т.е. кружки, секции, факультативы и другие внеклассные мероприятия, формируется на материальной базе конкретного учебного заведения. Используются существующие кабинеты, инвентарь, литература. Но далеко не все школы или ДОУ обладают достаточными ресурсами для организации внеклассных занятий и углубленного изучения предметов.
Источники финансирования
Если школа не может собственным бюджетом обеспечить функционирование дополнительного обучения, вводятся платные секции и кружки. Также иногда организуется условно-бесплатное обучение, которое предполагает сбор финансовых средств, которые необходимы на приобретение дополнительного оборудования, литературы или инвентаря. При платном образовании в стоимость кружков и секций входят оплата труда преподавателей, аренда помещения, если занятия будут проходить вне стен учебного заведения, необходимого оборудования и так далее.
Источник: www.syl.ru