Воспитание человека начинается с самого его появления на свет, как гласит наиболее распространенная научная теория. Есть гипотезы, признающие, что мы уже рождаемся с определенным набором знаний и эмоциональных направленностей. Это опыт, накопленный либо в прошлых жизнях, либо в процессе внутриутробного развития.
Так или иначе, каждая мама хочет, чтобы ее малыш был всестороннее одаренным, много знал и умел, хорошо учился, рос личностью не только приспособленной к жизни, но и знакомой с творчеством, спортом. По этой причине, особенно сейчас, родители нередко начинают развивать способности малыша задолго до достижения им садиковского и школьного возраста. Уроки английского языка и математики для грудных детей, прослушивание музыкальных произведений Моцарта и Вивальди, экскурсии по музеям живописи – чего только не встретишь сейчас в родительской практике.
Умные мультики Сборник развивающих мультиков для детей Раннее развитие ребенка
Попробуем разобраться в сути раннего развития ребенка. Так ли оно полезно? Каковы методики активного раннего развития ребенка? Что за программы пользуются наибольшей популярностью? Что лучше – заниматься с малышом самой или доверить уроки по развитию профессионалам?
- 1. Развитие и его виды
- 2. В чем суть?
- 2.1. Методика Гленна Домана
- 2.2. Методика Монтессори
- 2.3. Вальдорфская система
- 2.4. Система Зайцева
- 2.5. Другие методики
Развитие и его виды
«Активное воспитание ребенка в возрасте от 0 до 2-3» – вот такое определение дает интересующему нас термину Анна Раппопорт. При видимой безобидности и пользе данного явления, в обществе оно нередко вызывает негативные эмоции и насмешки. Все дело в том, что трактовок и форм его воплощения в жизнь существует множество.
Воспитание детей от 1 до 3 воспринимается в качестве антагониста традиционному обучению, которое начинается по канонам европейской культуры с 6-7-летнего возраста ребенка. Под ранним развитием ребенка подразумевают иногда не только уроки с грудничками, но и работу с детками младшего и среднего дошкольного возраста, то есть с ребятами 3-4 и 4-5 лет.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: рекомендованный план развития ребенка 2-3 лет
Традиционная возрастная психология сконструировала деление раннего развития детей на три вида по его адекватности возрастной категории. Это:
- Преждевременное. Малыш не может воспринимать в силу физиологических, психических и психологических причин ту информацию, которой хотят его напичкать, либо те навыки, которые хотят ему привить. Ясно, что учить младенца сидеть невозможно.
- Позднее. Ситуация, когда человеку хотят привить знания и умения, которые уже должны были быть в его арсенале в силу физиологической, психической и психологической готовности. К примеру, учить ребенка читать после 8 – поздно. Он, разумеется, научится, но процесс будет менее продуктивным и рациональным. Другая ситуация – учиться балету ребенку в 10 уже точно поздно.
- Своевременное. Соответствие возраста и параметров развития ребенка тем навыкам и знаниям, которые пытаются ему привить.
Объективному большинству кажется наиболее адекватным своевременная разновидность. Она соответствует возрастным показателям и индивидуальным особенностям человека. Однако и первый, и второй вариант тоже имеют право на существование. Главное – поставить цель и не действовать вопреки желанию ребенка, здравому смыслу и физическому состоянию.
В чем суть?
Воспитание крох от рождения – это создание условий, настраивающих на знакомство с произведениями музыкального искусства и живописи, чтение книг малышу, прокручивание аудиосказок. Также это создание уголков, наполненных объектами, развивающими органы чувств ребенка и его двигательную активность. Активное общение с крохой со стороны не только матери, но и остальных родственников играет большую роль. Разговоры с ребенком не о том, как хорошо звучит его мобайл на кроватке и какое вкусное пюре он будет сейчас кушать, а о том, что сейчас начнется дождь и вообще – откуда берется эта вода с неба.
Другой пример – играя с ребенком, используйте сортеры и деревянные развивающие игрушки, выполняйте задания вместе с ним и объясняйте, почему нужно делать так, а не иначе: «круг – круглый, его нельзя вставить в прорезь с прямыми линиями и углами; деревянная бусинка не пройдет по этому лабиринту, потому что здесь дорогу загораживает другая бусинка» и т.д.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развивающие игрушки и сортеры для детей от 6 месяцев
Итак, воспитание вашего крохи – это не только подготовка к школе или детскому саду, но и создание информационной среды, в которой малыш будет гармонично и активно развиваться, тренировать свою память, внимание и фантазию, логическое мышление, умение анализировать и синтезировать информацию. Это не должна быть ориентация на воспитание вундеркинда, но направленность на развитие гармоничной личности. Данная статья поможет вам разобраться в методиках воспитания, которые наиболее часто используются родителями самостоятельно либо в группах развития детей. Проанализируем их преимущества и недостатки, рассмотрим особенности их реализации и то, на что направлена каждая методика.
Методика Гленна Домана
Гленна Доман – один из самых знаменитых врачей конца XX столетия, американский физиотерапевт, разработавший целую теорию по воспитанию малышей. Первоначально его методика касалась только деток с нарушением работы ЦНС, затем ее адаптировали и к здоровым малышам. Согласно Доману, до 6 лет человек занимается только познанием, поэтому заставить его по-настоящему выучить что-либо невозможно. Настоящее обучение – только со школьной скамьи, в чем Доман созвучен классическим европейским традициям воспитания.
Ученый предлагает показывать с 1-4-месячного возраста карточки, на которых написаны разные слова. Это поможет малышу как можно быстрее научиться читать и писать в будущем, ведь в его памяти уже отложатся буквы. К примеру, показывайте крохе карточку со словом «апельсин», причем карточка большая, буквы достаточно крупные. При этом четко и в меру громко произносите это слово. Повторяют такую процедуру с каждым словом на протяжении многих дней.
Постепенно малыш станет ассоциировать звучание и написание слова, и, как считает Доман, запомнит написание и произношение. Можно, кроме того, показывать к карточке настоящий апельсин. Такая визуальная проработка понятий поможет ребенку быстрее адаптироваться к окружающей среде. Не ждите, что он в 3 года прочитает «Войну и мир». Как показывает практика, впоследствии такие ребята действительно начинают быстрее читать и писать, активнее адаптируются к внешним условиям.
В чем недостаток методики? В самой ее сути. Немногие малыши, особенно после годовалого возраста, согласны просидеть спокойно столько времени, сколько требует хотя бы один курс занятий. Непоседливые несмышленыши предпочитают побегать, поиграть, посмотреть мультфильм. Три-четыре карточки – и внимание крохи переключается.
Нередко методику Домана используют, прибегая к помощи профессионалов, либо со спокойными медлительными малышами по достижению ребенком годовалого возраста.
Методика Монтессори
Мария Монтессори – педагог, философ и активный политический деятель начала прошлого столетия, оказалась более дальновидной, чем Доман. Она учла, что малыши зачастую предпочитают более активные формы времяпровождения, чем разглядывание карточек. Монтессори предлагает устраивать в комнате несколько рабочих зон и предоставлять малышу свободу действий.
Он сам выбирает, чем хочет заняться в тот или иной момент. Задача педагога или родителя – заинтересовать кроху, направить его действия и объяснить, как лучше использовать предметы. Все предметы в комнатах Монтессори должны быть соразмерны малышу. Маленькая мебель, книги и игрушки, которые кроха сам может достать с полок, игрушечная посуда. Бывает, что используются даже фарфоровые сервизы, которые приучают детей к аккуратности и концентрации внимания.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развивающие книги для детей 3-4 лет: список
В основе методики Монтессори лежит уверенность в том, что каждому возрасту соответствуют свои особенности обучения. Так, малыши узнают о порядке и дисциплине к 2,5-летнему возрасту. В 2,5-5 лет – учатся общению. Сенсорные навыки и речь лучше развивать до 5-6 лет.
Главное преимущество концепции – она учит ребенка не только словам, действиям и знакомит с окружающим миром, но и адаптирует к социуму. Методика Монтессори учит общаться, поэтому чаще всего малышей отправляют в группы от «3 до 6» лет.
Вальдорфская система
Вальдорфская концепция направлена, прежде всего, на физическое воспитание малыша и привитие творческого начала. На первом месте стоят активные игры, танцы, занятия музыкой и творчество. Чтение, математика, совершенствование речи и внимания отходят на второй план. Главное правило – воспитание качеств и навыков должно идти без опережения, термин «преждевременное» к нему не вполне подходит, скорее оно гармоничное. Направлено на согласие эмоциональной, умственной, физической и духовной составляющих в личности малыша.
Вальдорфская концепция особенная, она не входит даже в качестве элементов в программу обучения в обычных школах и детских садах. Обычно Вальдорфские школы и детские сады существуют сами по себе, обособленно. Детки не пользуются игрушками из искусственных материалов. Признается только дерево, глина, камень.
Малышей призывают по минимуму сидеть перед телевизором и компьютером, больше гулять и читать книги (рекомендуем прочитать: познавательные книги для детей 2-х лет). С первого класса в этих школах изучают иностранные языки, активно рисуют, занимаются скульптурой. Вальдорфская концепция направлена на воспитание культуры в человеке.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие книги выбирать для детей 1 года?
Система Зайцева
Единственная отечественная концепция воспитания деток, которая приобрела популярность на всем постсоветском пространстве. Педагог-новатор из Санкт-Петербурга написал пособие «Кубики Зайцева», в котором изложил свой метод обучения малышей грамоте. Он ориентирован преимущественно на малышей 3-4 лет.
Зайцев разработал целый комплекс карточек, кубиков, таблиц и веселых коротеньких песенок – так называемых «попевок Зайцева». Все это направлено на усвоение грамоты в игровой форме. В процессе обучения ребята могут переходить от таблицы к таблице, играть кубиками, петь и пританцовывать.
На кубиках Зайцев расположил «склады» – слоги, произносить и зрительно узнавать которые педагог предлагает малышам, вместо того чтобы учить их азбуке. Кубики, в зависимости от мягкости или твердости слога, разнятся по цветам. При помощи кубиков можно выстраивать слова и небольшие словосочетания, после того как ребята уже хорошо усвоят слоги.
Кроме грамматики, Зайцев предусмотрел и обучение арифметике. «Стосчет» – карточки с изображением числовой ленты. Концепция Зайцева удачна тем, что позволяет в качестве игры привить малышу первоначальные знания о грамоте и математике. Крохи обычно с удовольствием включаются в методику, поэтому метод Зайцева достаточно популярен. Он позволяет нивелировать несовершенства современной отечественной концепции школьного и дошкольного образования.
Другие методики
Помимо вышеперечисленных существует множество методов воспитания, которые позволяют ребенку впоследствии мягче влиться в образовательную систему, стать гармоничной и разносторонне развитой личностью. Популярностью пользуются следующие авторские методы:
- теория Сесиль Лупан (создание малышом карточек и книжек о самом себе, направленность на эмоции и крепкую душевную связь с родителями, адаптация в социуме, музыка);
- концепция Железновых (активное общение с малыша с матерью, занятия музыкой, массаж);
- игры Никитина (интеллектуальные игры);
- спортивно-игровая концепция Данилиной;
- игры Воскобовича (совершенствование памяти, внимания, фантазии).
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: простые развивающие занятия для детей с 1 года
Каждая из этих методик по-своему интересна. В их создании авторы основывались на собственном педагогическом опыте, наследии учителей и врачей прошлых лет. Нередко на практике используются элементы разных методик – к примеру, часто с детьми занимаются при помощи игр Никитина и Воскобовича вместе.
Плюсы систем: мнения сторонников
Каждый родитель сам решает, как воспитывать своего малыша – так кажется на первый взгляд. Мнение общества и стереотипы в той или иной степени влияют на любого человека. В отношении раннего воспитания это правило действует особенно сильно. Обычно родители делятся на его ярых приверженцев и противников. Все дело в неправильном понимании ситуации и излишней фанатичности.
Нет ничего плохого в том, чтобы развивать своих детей. Главное – не перегибать палку.
Доводы, приводящиеся в защиту:
- Малыши, занимающиеся в соответствии с такими концепциями, обычно более развиты, чем остальные. Они начинают раньше читать, писать и считать. Умеют лепить из пластилина и петь, хорошо танцуют и знают минимальные основы иностранных языков, в зависимости от того, по какой системе ребенок занимается.
- Группы раннего развития детей приучают кроху с первых месяцев жизни к занятиям, дисциплинируют его.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: сенсорное развитие детей 2-3 лет в домашних условиях
Тем не менее, у каждого малыша есть свои внутренние возрастные нормы – как физические, так и умственные. Вы не сделаете из малыша вундеркинда, если он внутренне не готов им становиться. Методы воспитания дают возможность выявить внутренний потенциал и раскрыть его. Второе утверждение верно, если не перегибать палку и не прерывать занятия. Дети очень быстро отвыкают и забывают.
Стандартный детский сад гораздо быстрее и эффективнее приучает ребенка к дисциплине и режиму.
Минусы систем
Доводы, которые приводят против концепций раннего воспитания:
- преждевременное развитие вредит здоровью крохи;
- концепции преждевременного развития не дают ребенку беззаботно проводить его детские годы (рекомендуем прочитать: правильное и здоровое развитие ребенка в 1 год и 1 месяц);
- методики требуют больших затрат времени, денег и сил.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: календарь развития ребенка до 1 года по месяцам
Первое утверждение в корне неверно, потому что причинить вред крохе достаточно трудно. Если ему стало сложно воспринимать информацию и он плохо себя почувствовал, то сразу начнет капризничать, постарается уйти или устроит истерику.
Второе утверждение верно в случае, если ребенка водят по многим кружкам и группам, которые слишком нагружают малыша. Если же процесс происходит в игровой форме, ребенок получает от него удовольствие, то это не только не вредит беззаботному детству крохи, но делает его более насыщенным и интересным.
С третьим трудно поспорить – любой метод требует от родителей финансовых затрат, если вы водите кроху в группы, или времени, если занимаетесь с ребенком сами. Требуется покупка дидактических материалов, изучение самой методики, практика.
Системы раннего развития будут полезны для ваших деток, если вы не будете относиться к ним слишком фанатично. Помните, что главное для гармоничного развития крохи – ваша любовь и внимание. Не старайтесь заменить себя профессиональным педагогом. Ни одна из методик не заменит ребенку мамину любовь.
Раннее развитие вашего ребенка – это не попытка вырастить основные позитивные качества малыша в домашних условиях наносным путем. Это естественные внимание и любовь, желание привить уважение к труду и учебе, исходящие от сердца.
Выбор за вами!
Выбирать методики раннего развития вашего ребенка должны только родители, ориентируясь на индивидуальные особенности малыша, личные склонности, возможности и стремления. Раннее развитие вашего ребенка – это ответственное дело на много лет, не стоит подходить к нему спустя рукава, но и фанатично увлекаться не следует.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »
Источник: vseprorebenka.ru
Образовательная программа для группы раннего развития
рабочая программа по теме
Ниже представлена образовательная программа для групп раннего развития. Участие в образовательной программе «Росток» способствует максимальному раскрытию индивидуального возрастного потенциала ребенка, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребёнком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей; умение общаться со взрослыми и сверстниками, развитие основных двигательных навыков. Программа дает возможность получить психологическую, просветительскую и практическую помощь всем родителям, а также членам их семей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Руководитель досугового центра «Импульс»
___________________ М.В. Фомичева
«___» __________________ 20 __ г.
Председатель РОО «Поддержка молодёжных инициатив»
_____________________ П.А. Хлопин
«___» _______________________ 20__ г.
РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ
«РОСТОК» (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Руководитель: Михно О.С.,
кандидат психологических наук,
1 квалификационной категории.
Актуальность. Современные педагогика и психология в значительной степени характеризуется обращением к наиболее ранним этапам развития человека. От рождения до 3 лет ребёнок проходит половину своего интеллектуального развития, т.е. именно эти первые годы в огромной степени зависят от взрослых, от того, что они предпримут для развития ребёнка, т.к. возможность развиваться не остается неизменной.
После рождения, вместе с ростом ребёнка его мозг дозревает и становится способным к функционированию. Это время и есть самое лучшее для начала развития всех многообразных человеческих способностей. Уникальность этого периода состоит, в том числе, и в стремительности развития ребёнка, что требует самого пристального внимания родителей.
Наблюдения за динамикой физического и духовно-эмоционального развития ребенка в первые годы жизни позволяют понять, какое огромное значение имеет этот период. Исследования физиологии мозга и детской психологии показали, что ключом к развитию умственных способностей ребенка является его личный опыт в первые три года жизни, то есть тогда, когда развиваются мозговые клетки.
Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Следовательно, главное в этом возрасте – его обогащение, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов. Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо ознакомить детей с сенсорными эталонами. Сенсорное развитие ребенка, во-первых, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение первичных знаний и представлений об окружающем, и, во-вторых, является основой общего умственного развития.
Еще одним средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей является формирование элементарных математических представлений. В процессе оперирования различными группами предметов у ребенка формируется осознание понятия количества. Умение наблюдать, воспринимать группу предметов в целом и выделять ее отдельные части, замечать увеличение или уменьшение группы, — все это способствует формированию первых количественных представлений.
В этот период жизни обогащается активный и пассивный словарь ребенка, развивается связная речь, отрабатывается звукопроизношение. Развитию речи способствует чтение, разучивание песенок и стихотворений.
Огромное значение в развитии устной и в будущем письменной речи ребенка имеет развитие ручной и пальцевой моторики. Все это заставляет обратить особое внимание на предоставление малышу условий для развития его сенсорной моторики, особенно мускулатуры рук и тонких движений пальцев.
Задачей умственного развития является формирование памяти, внимания, мышления. У детей психические процессы лучше формируются в игровой деятельности. Перед педагогом стоит задача – предоставить каждому ребенку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства.
При правильном развитии и воспитании в раннем возрасте ребенку потом легче будет учиться в школе, адаптироваться к условиям новой для него жизни, поэтому, если были посеяны хорошие семена в наиболее благоприятный период раннего развития, малыш вырастет достаточно крепким, чтобы противостоять любым трудностям.
Круг общения ребёнка ограничен близкими людьми (а позднее – также и группой сверстников), причём это общение носит преимущественно интимно-личностный характер, строится на основе эмоциональных контактов. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему:
- чувство психологической защищённости;
- доверие к миру;
- эмоциональное благополучие;
- формирование базиса личностной культуры;
- развитие индивидуальности.
Практическая значимость заключается в разработке и реализации программы по стимулированию развития детей раннего возраста. Программа дает возможность получить психологическую, просветительскую и практическую помощь всем родителям, а также членам их семей.
Связь с уже существующими по данному направлению программами:
- Государственной программой «Развитие образования»
на 2013 – 2020 гг.
- Базисной программой развития детей дошкольного возраста «Истоки».
- Образовательной системой «Детский сад 2100».
- «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой
Основная цель данной программы состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка. А также:
- психолого-педагогическая поддержка родителей, повышение уровня родительской компетентности в деле воспитания и развития детей раннего возраста.
- привлечение интереса общества к сфере материнства и детства
повышение статуса гендерных ролей женщины и мужчины: матери и отца.
Реализация цели предполагает решение ряда задач :
- Формировать у ребенка опыт игровой, практической, познавательной, творческой и др. видов деятельности.
- Формировать у ребенка опыта самопознания.
- Укрепить здоровье ребенка и развить основные движения, крупную и мелкую моторику.
- Развить предметную деятельность, ознакомить ребенка с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними, учить отбирать и группировать предметы по их свойствам.
- Стимулировать познавательную активность ребенка.
- Развивать основы всех сторон речи: словаря, грамматического строя речи, связной речи, звуковой культуры речи.
- Создавать условия для развивающего взаимодействия в общении, познании и выполнении элементарных правил поведения, ощущение успешности в деятельности и развития позитивного образа «Я».
- Обогащать связи ребенка с окружающим миром, развивать интерес к доступным его пониманию явлениям в повседневной жизни и в специально организованной деятельности, способствовать отображению их в игровой, изобразительной, музыкальной и другой деятельности.
- Содействовать развитию элементарного эстетического восприятия, способности эмоционально реагировать на эстетические особенности природы, предметы ближайшего окружения, на литературные и изобразительные художественные образы.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ.
- В программе использованы интерактивные формы обучения. С помощью компьютера и проектора инновационная технология позволяет детям совершать виртуальные путешествия в космос, вокруг света и к центру Земли. На каждом занятии включается зрительная, моторная и слуховая память ребенка, усиливая запоминание. Программа, построенная на интерактивном обучении, побуждает детей овладевать знаниями, помогая им выстроить свою систему понимания при помощи смысловых контекстов.
- Уникальная образовательная и игровая среда.
Особенности возрастной группы , которой адресована программа.
Особенности возрастной группы
Характеристика по программе
Возраст участников и их психологические особенности
Вид группы (профильная, экспериментальная и др.)
Группа раннего развития
Состав группы (постоянный, переменный и др.)
Особенности набора в группу (свободный по конкурсу и др.)
Численность группы по годам обучения (обосновать)
Не более 8 человек с родителями.
Режим занятий: 56 часов в год, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 1 час. Количество учебных недель в году – 28.
Сроки реализации программы : продолжительность, этапы.
I Этап . Создание организационной основы для реализации программы раннего развития детей «Росток» (2013 – 2014 гг):
- анализ состояния образовательного процесса по социальному и коммуникативному развитию, физическому воспитанию;
- комплексная диагностика воспитанников по всем направлениям программы;
- создание материально-технической базы.
II Этап. Отработка базисных направлений программы, обеспечивающих развитие ребенка.
III Этап. Анализ полученных результатов и определение перспектив работы на следующий учебный год (2014 – 2015гг).
- отслеживание, корректировка и обобщение результатов;
- разработка методических рекомендаций;
- оформление отчетной документации.
- Формы проведения занятий :
Свободная игра — форма работы с детьми, подразумевающая недирективный подход к организации детской активности. Дети с родителями, попадающие в пространство Игровой, сами определяются в своих предпочтениях. Специалисты, ведущие игровую, инициируют игры и занятия, а дети и сопровождающие их взрослые решают, к чему они хотят присоединиться. Также специалисты помогают урегулировать детские конфликты, готовы отвечать на вопросы о развитии и поведении детей. В пространстве Игровой присутствуют и материалы для творчества, и уголок для игры с водой, и спортивные снаряды, и куклы, машинки для сюжетной игры.
Самостоятельная игровая деятельность обеспечивает:
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных на занятиях;
- выполнение характерных для игрушки или игрового материала целевых действий, доведение их до результата, перенос усвоенных детьми действий с одной игрушки на другую;
- воспитание положительных форм общения детей друг с другом, игры «рядом», затем игры «вместе», обучение детей старше 1,5 года согласовывать свои действия друг с другом.
Творческий сеанс – дети и родители знакомятся с различными средствами творческой деятельности, развивают навыки взаимодействия через совместную деятельность, учатся прислушиваться к мнению друг друга, учитывать возможности друг друга. В структуру занятия входят двигательные игры, настраивающие детей на совместную активную работу, работа с сенсорно-насыщенными материалами (песок, крупы, тесто, пальчиковые краски), совместное выполнение творческого задания, использование материала, с которым познакомились, для изготовления некоторого продукта.
Музыкальный игровой сеанс представляет собой структурированное музыкальное занятие, знакомящее детей с разными видами и способами совместного музицирования, такими как танцы, хороводы, пение, игра на шумовых музыкальных инструментах, игра в подвижные и пальчиковые игры. Приобщаясь к музыкальному творчеству, ребенок одновременно знакомится с основами социального поведения, знакомится с правилами совместной деятельности и игры, развивает свои коммуникативные качества:
- умения общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения,
- решает и познавательные задачи: закрепляет знания о сезонных изменениях в природе, знакомится с повадками домашних и диких животных, учат бережно относиться к игрушкам и т. д.
В ходе игрового сеанса «Сказка» дети, родители и педагог слушают, смотрят и сами разыгрывают сказку, играют в двигателные, хороводные фольклорные игры, игры-ожидания и пальчиковые игры, танцуют и поют. Сказка способствует развитию межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка.
Детский фитнесс способствует развитию двигательной активности детей, их ловкости, выносливости, координации движений, равновесия, скорости двигательных реакций, а также развитию познавательных функций: внимания, памяти и др.
- Ожидаемые результаты и способы определения их результативности :
В результате участия в программе:
- Ребенок с удовольствием и желанием приходит на занятия. Принимает активное участие в их проведении. Понимает речь педагога, внимательно выслушивает задания и стремится выполнить его самостоятельно.
- Хорошо переключается с одного вида деятельности на другой.
- Может концентрироваться 10-15 минут на выполнении задания.
- Освоил соответствующие возрасту социальные навыки, рамки поведения на занятии.
- Эмоционально и интеллектуально готов к самостоятельным занятиям в группе детей без участия родителей.
Максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала ребенка, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребёнком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей; умение общаться со взрослыми и сверстниками, развитие основных двигательных навыков.
- Формы подведения итогов реализации программы:
Контроль за исполнением программы осуществляться через анализ эффективности образовательной деятельности и систему мониторинга достижений воспитанников. Подведение итогов реализации образовательной программы педагога осуществляется в форме итоговой аттестации.
В ходе реализации программы педагогом проводятся выставки творческих работ детей, круглый стол, мастер-класс.
Название раздела, темы
Количество часов (общее)
Источник: nsportal.ru
Раннее развитие детей
Погружаясь в тему раннего развития малышей нужно прежде всего напомнить про способность ребенка обучаться, начиная с рождения. Действительно, существуют определенные пиковые периоды развития центральной нервной системы, об этом очень много написано, и большинство из Вас знают, что максимально быстрые темпы роста нервная система малыша демонстрирует с рождения до 3-х лет.
Поэтому большинство развивающих методик делают значимый акцент на обучении именно в первые три года жизни . Формирование головного мозга не менее активно продолжается и после трех лет, и огромное количество компетенций малыш приобретает именно в дошкольном возрасте.
На сегодняшний день существует много базовых, назову их так, методик развития детей, которые используются в отдельных семьях, детских садах, развивающих центрах, частных и государственных школах, на индивидуальных занятиях и т.д. К наиболее известным и популярным относятся методики наших соотечественников — семьи Никитиных, Николая Зайцева, а также многочисленные зарубежные системы обучения, например, всемирно известная методика Марии Монтессори, Глена Домана, Сесиль Лупан, Масару Ибуки и многочисленные миксовые методики, типа «Школы семи гномов», которые сочетают в себе отдельные элементы разных направлений, в том числе, раннего развития ребенка с рождения 1 .
Несомненно, что каждая отдельно взятая методика имеет свои огромные плюсы, но в то же время не лишена и недостатков. Так, например, существуют методики с большим акцентом на физическое развитие и гораздо меньшим вниманием к эмоциональному развитию ребенка, классический пример – система обучения семьи Никитиных.
Или же другая крайность – «Вальдорфская педагогика», которая построена в основном на развитии творческих способностей ребенка, но упускает многие базовые моменты развития. Тем не менее, выбирая определенную траекторию развития для своего малыша оптимальным будет подробнее познакомиться с отдельными методиками и рассмотреть их в своем контексте. Этот «контекст» абсолютно у всех будет разным. Кто-то имеет возможность использовать в полной мере отпуск по уходу за ребенком до полутора, а, возможно, до трех лет, кто-то сочетает отпуск по уходу за ребенком с работой, бизнесом, командировками и т.д. Внешние условия могут быть совершенно разными, однако родителей объединяет одно общее желание — дать своему ребенку самое лучшее, а в формате обсуждения раннего развития детей мы преследуем главную конечную цель – хорошее образование ребенка со всеми вытекающими отсюда последствиями 2 4 .
Схематично можно представить основные акценты многочисленных методик в виде таблицы.
Физическое развитие/активность
Предметное мышление Интеллектуальное развитие
Абстрактное мышление Творческие способности Эмоциональный интеллект
Методика семьи Никитиных
Методика Марии Монтессори
Методика Марии Монтессори
Методика Сесиль Лупан
Методика Николая Зайцева
Вальдорфская педагогика
Методика Глена Домана
Методика Сесиль Лупан
Методика Масару Ибуки
«Школа семи гномов»
«Школа семи гномов»
Схематично можно представить основные акценты многочисленных методик в виде таблицы.
Физическое развитие/активность
Методика семьи Никитиных
Методика Сесиль Лупан
Предметное мышление
Интеллектуальное развитие
Методика Марии Монтессори
Методика Николая Зайцева
Методика Глена Домана
Методика Масару Ибуки
«Школа семи гномов»
Абстрактное мышление
Творческие способности
Эмоциональный интеллект
Методика Марии Монтессори
Вальдорфская педагогика
Методика Сесиль Лупан
«Школа семи гномов»
Раннее развитие ребенка до года
Условно разделим первый год жизни на определенные периоды, которые будут привязаны прежде всего к его моторному и нервно-психическому развитию. Ранним развитием можно заняться сразу после рождения малыша, в течение первых 4 недель жизни делаем акцент на эмоции и чувства малыша. Головной мозг получает информацию от органов чувств, развиваясь и дифференцируясь.
Стимуляция зрения: проявляйте свои эмоции – улыбка, смех, гримасы, мобильные игрушки для детской кровати, крупные карточки/картинки (не менее 30 на 30 см) и др. любые яркие, крупные и безопасные! Предметы могут окружать малыша для ранней фиксации взгляда, так малыш учиться фокусировать зрение.
Слух: разговаривайте именно с малышом, пойте сами, меняйте интонации голоса, включайте музыку, сохраняйте прежний/привычный звуковой режим в доме. Ваша речь должна быть разной, используйте детские интонации голоса, обычные, говорите нараспев, палитра Вашего голоса в этом возрасте будет влиять на развитие творческих способностей ребенка.
Осязание: новорожденные имеют отличный хватательный рефлекс – пользуйтесь этим, давайте в ручки ткани и предметы с разной поверхностью, текстурой из разных материалов. Важна ежедневная двигательная активность, выкладывание на живот, гимнастика, в том числе на мяче, на наклонной плоскости. Осваивайте самые элементарные игры с предметами («возьми» — малыш хорошо и крепко удерживает предмет).
Все эти несложные активности с 0 до 3 месяцев и лягут в основу вашей методики раннего развития ребенка с рождения.
С 3 до 6 месяцев двигательная активность ребенка значительно увеличивается, поэтому поощряйте ползание вначале по-пластунски, а затем на четвереньках, в данном случае поощрять, означает заинтересовать/привлечь внимание ребенка какой-то интересной целью, это по сути и есть побуждение к ползанию. Не ограничивайте двигательную активность малыша пределами кроватки/манежа, предоставляйте ему максимальное и безопасное (!) пространство для движений. Игра по типу «возьми и отдай» с различными вариациями предметов.
Раннее развитие малышей до года на этом этапе подразумевает изучение размеров, здесь можно использовать все, начиная, с пирамидки (в этом возрасте задача не собрать пирамиду, а изучить кольца разных размеров), и заканчивая предметами обихода, например, когда ложки складываются в кастрюлю (пример разных форм и размеров), стром пирамиду из мягких кубиков. Показываем и листаем детские книги с плотными картонными страницами, сопровождая это импровизированными словесными комментариями. Нужно понимать, что в этом возрасте перед Вами не стоит задача читать, а перед ребенком сидеть и слушать, но это подготовительный этап, без которого не обойтись. Если вы планируете читать ребенку книги в возрасте от 1 до 2 лет и хотите, чтобы он активно слушал, без таких подготовительных этапов просто не обойтись. Активности из предыдущего этапа всегда переносим на следующий, расширяя и адаптируя их к возрасту малыша.
С 6 до 12 месяцев активно начинается период вертикализации малыша, упражнений на равновесие и конечно же расширения возможностей для игр с ребенком. Побуждение к ходьбе в этом возрасте может выглядеть как ходьба с ребенком за ручки, лазание по ступенькам лестницы под вашим контролем т.д.
Обучение ребенка навыкам игры и раннее развитие ребенка до года весьма взаимосвязанные вещи. Играть с детьми — это значит учить их коммуникации, систематизации и обобщению информации, вниманию, усидчивости и т.д. Действительно, важно научить играть ребенка, чтобы впоследствии он не испытывал патологической привязанности к родителям, это благоприятно отразиться на малыше в случае братьев и сестер в семье, ребенок сможет играть в одиночку, умение играть поможет и с адаптацией к детскому саду. Действительно, правильно говорить, что в младшем возрасте ребенок познает мир через игру, т.е. много информации он способен усваивать именно в игровой форме. Поэтому уделите сейчас время и научите ребенка навыкам игры и впоследствии вы получите многочисленные бонусы 2 4 .
Во втором полугодии жизни можно заниматься альтернативными способами рисования, используя, например, пальчиковые краски. Отпечатки ладоней, в том числе, в виде различных персонажей, различных животных можно прикреплять на видные места, чтобы малыш понимал, что он не только делает сам, но и созерцал сделанное. Прообразом лепки в этом возрасте может быть игра с кинетическим песком.
Такая игра в рисование, лепку тоже является способом естественного развития творческих способностей ребенка.
Раннее развитие ребенка в 2 года
На втором году жизни Ваш малыш уже демонстрирует многообразыне навыки, он ходит, возможно произносит первые простые слова, радует вас своей улыбкой и раннее развитие ребенка от 1 года будет фокусироваться на расширении приобретенных компетенций. Вы можете осваивать счет и логику, используя обычные игрушки или предметы обихода, можете начинать изучение букв, используя карточки или кубики Н. Зайцева, т.е. более детально и глубже прорабатывать полученные навыки. В этот период можно увеличивать время общения с книгами, используя конечно же книги с яркими и понятными иллюстрациями 2 3 .
Очень важно, обсуждая раннее развитие детей упомянуть об эмоциональном настрое родителя. Естественно, заниматься с ребенком можно и нужно, если у Вас хорошее настроение, достаточный резерв времени, сил и т.д. Дети – тонкие психологи, они обладают прекрасной способностью чувствовать наше настроение. И если мы спешим, раздосадованы, или просто устали, то и эмоциональный контакт с ребенком должен быть именно в рамках нашего окна возможностей. Не нужно начинать игру или какое-то дело через силу, это не будет иметь позитивного результата.
Еще один важный аспект – это темперамент и характер ребенка. Например, даже в одной семье, мы часто видим, то что прекрасно подходит одному малышу, совершенно не нравится другому, в этом и заключается принцип нашего индивидуального подхода, найти ту активность, которая заинтересует малыша, увлечет его и принесет радость ему и Вам. Как это сделать? Прежде всего активно наблюдать за крохой, активно слушать впоследствии, видеть, что интересует малыша больше: рисование ладошками, лепка или же игры в «догонялки» и «прятки». Кстати, нужно сказать, что активное наблюдение за малышом один из успешных шагов будущей профориентации 2 4 .
Важно сказать, еще и то, что если Вы не видите себя в роли педагога для малыша, в роли «развивающей мамы», то вероятнее будет правильнее, эту роль не играть, а найти педагогов/развивающие центры, где Вам и Вашему крохе будет комфортно заниматься под руководством профессионалов, где Вы сможете уделить Вашему малышу определенное время и будете всецело погружены в общение с ребенком, не будете отвлекаться на быт, работу и пр. Здесь речь идет о создании комфортной обстановки для себя. И важно определиться каким путем Вы пойдете, чтобы извлечь максимальное удовольствие и от раннего развития, и от самого малыша 2 4 .
В заключение нужно сказать, что один из главных принципов различных методик раннего развития ребенка с рождения — это естественная вовлеченность, т.е. Вам должно нравится абсолютно все, что вы делаете, для этого просто необходимо выбрать те активности, которые подходят именно Вашей семье и Вашим жизненным обстоятельствам.
- 1. Л.В. Петрановская. Selfmama. Лайфхаки для работающей мамы. АСТ. 2017
- 2. Л.В. Петрановская. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка. АСТ. 2015.
- 3. П. Друкерман. Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа. Синдбад. 2019.
- 4. Материал из Википедии. Автобиография Марии Монтессори, Сесиль Лупан, Бориса Никитина, Николая Зайцева, Глена Домана, Масару Ибуки
- Кандидат медицинских наук
- Врач-педиатр высшей квалификационной категории
- Ассистент кафедры факультетской педиатрии с курсом детских болезней лечебного факультета ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России
- Доцент кафедры госпитальной педиатрии
- Врач-гастроэнтеролог
- Клинический фармаколог
Источник: www.nestlebaby.ru