Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
«Центр развития ребенка — детский сад №180 «Остров сокровищ»
Дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы
(для детей 5-7 лет)
воспитатель Степанова Е.В.
3. Учебно-тематический план………………………………………….10
4. Перспективное планирование………………………………………11
6. Приложение 1(Дидактические игры)……………………………….21
Лучший тренер по шахматам для детей и взрослых
7. Приложение 2 (Краткий шахматный словарь)……………………..23
«Игра в шахматы – не просто праздное развлечение.
Некоторые очень ценные качества ума, необходимые
в человеческой жизни, требуются в этой игре и
укрепляются настолько, что становятся привычкой,
которая полезна во многих случаях жизни…»
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объёме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.
Целью внедрения программы «Обучение детей игре в шахматы» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Лучшие Шахматные Программы! (Мой взгляд)
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования и развития с раннего возраста таких важных качеств ребенка, как память, логическое мышление, внимание и воображение, усидчивость; в процессе обучения шахматной игре вырабатываются важные практические навыки — умение предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца.
-Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития;
-создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.
Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер. Ребёнок, обучающийся игре в шахматы, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию.
Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства. Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевывать высшие награды и титулы. Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.
Курс обучения игре в шахматы рекомендуется проходить в старшей группе, как дополнительное образование.
Учебный материал распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.
Старшая группа (5 – 6 лет) — 25 мин.;
Подготовительная группа (6-7лет) – 30 мин.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, состоят из нескольких частей: сначало идет подача нового материала, а затем закрепление новой темы с помощью дидактических игр – упражнений и индивидуальных заданий. В ходе занятия проводится повторение и закрепление пройденного материала. Всего в год 36 занятий, сюда входят конкурсы и олимпиады.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Планируемые результаты освоения программы
-иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
-различать и называть шахматные фигуры;
-правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
-иметь представление об элементарных правилах игры;
-играть малым числом фигур;
-иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
-владеть основными шахматными терминами;
-правильно применять элементарные правила игры;
-иметь представление о некоторых тактических приемах.
Методическое обеспечение программы
Программа предусматривает обучение детей в игровой форме, в обстановке творческого взаимодействия и интереса.
Для поддержания интереса используются дидактические сказки, богатые по содержанию и доступные для указанного возраста. Постоянная смена видов деятельности на занятии будет способствовать активизации познавательной активности дошкольников и младших школьников.
Главным условием результативной работы являются дружеские отношения между детьми в группе. Педагогу необходимо поддерживать положительную эмоциональную атмосферу как на занятиях, так и в период отдыха; добиваться применения знаний и умений не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Методы, используемые на занятиях:
Основные формы занятий :
Техническое оснащение занятий :
— Учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, используемая на занятиях наглядность должна быть яркой, доступной по содержанию, разнообразной.
— В качестве обязательных учебных принадлежностей необходим следующий набор: демонстрационная шахматная доска, наборы шахмат, карандаши простые, листы бумаги или блокноты.
-С целью формирования элементарной ИКТ-культуры ребёнка и повышения интереса к занятиям предполагается использование мультимедийного оборудования, ПК.
Введение в программу обучения. Цель и задачи курса .
Знакомство с группой. Цели и задачи занятий. Обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях, правила ТБ и ППБ.
История шахматной культуры
Задачи: познакомить детей с легендой возникновения шахмат и с основными этапами их развития.
Ходы фигур. Правила игры
Материал раздела позволяет детям в увлекательной игровой сказочной форме познакомиться с шахматными фигурами и их свойствами.
Шахматная доска. Вертикали, горизонтали, диагонали.
Задачи: продолжить знакомство детей с шахматами. Объяснить такие понятия, как «шахматная доска», «белые и черные поля», «горизонтали», «вертикали», «диагонали». Объяснить, как правильно располагается шахматная доска перед началом игры.
Изучение шахматной нотации
Задачи: повторить такие понятия, как «шахматная доска», «поля и линии шахматной доски». Начать знакомство с языком шахмат — шахматной нотацией. Научить определять «адрес» каждого поля. Ввести новые понятия — «диаграмма», «центр», «угловые поля».
Знакомство с шахматными фигурами
Задачи: повторить и закрепить базовые понятия шахмат, связанные с шахматной доской и шахматной нотацией. Познакомить детей с белыми и черными шахматными фигурами.
Начальное положение шахматных фигур
Задачи: познакомить детей с начальной позицией, научить быстро и без ошибок расставлять ее на доске.
Пешки — душа шахматной партии
Задачи: повторить и закрепить базовые знания, связанные с доской и шахматными фигурами. Повторить названия фигур и расстановку начальной позиции. Познакомить детей с пешкой, объяснить такие понятия, как «ход пешкой», «взятие пешкой».
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактической игры.
Задачи: повторить и закрепить базовые знания, связанные с пешкой; объяснить особые ходы пешкой — правило взятия на проходе и правило превращения пешки. Закрепить полученные знания с помощью дидактической игры.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактической игры.
Ладья. Ходы и взятия ладьей
Задачи: повторить ходы пешкой. Познакомить детей с новой фигурой — ладьей, объяснить, как она ходит и как бьет.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Ладья против ладьи. Ладья против пешек
Задачи: повторить, как ходит и бьет ладья. Познакомить детей со свойствами ладьи в «реальном бою», то есть в двусторонней игре (на основе специально составленных дидактических позиций). Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Слон. Ходы и взятия слоном
Задачи: повторить ходы пешкой и ладьей. Познакомить детей с новой фигурой — слоном, объяснить, как он ходит и как бьет. Ввести такие понятия, как «белопольный слон», «чернопольный слон».
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр
Слон против слона, ладьи. Слон против пешек
Задачи: повторить, как ходит и бьет слон. Познакомить детей с «боевыми характеристиками» слона в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе специально составленных дидактических позиций). Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Ферзь. Ходы и взятия ферзем
Задачи: повторить ходы пешкой, ладьей и слоном. Познакомить детей с новой фигурой — ферзем, объяснить, как он ходит и как бьет.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр
Ферзь против ферзя, ладьи, слона и пешек
Задачи: повторить, как ходит и бьет ферзь. Познакомить детей с «боевыми характеристиками» ферзя в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе специально составленных дидактических позиций). Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Конь. Ходы и взятия конем
Задачи: повторить ходы пешкой, ладьей, слоном и ферзём. Познакомить детей с новой фигурой — конём, объяснить, как он ходит и как бьет.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр
Конь против фигур и пешек
Задачи: повторить, как ходит и бьет конь. Познакомить детей с «боевыми характеристиками» коня в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе специально составленных дидактических позиций). Объяснить такое понятие, как «двойной удар». Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Ценность фигур. Выгодно — невыгодно
Задачи: повторить ходы и взятия всех фигур и пешек. Повторить начальную расстановку шахматных армий. Ввести такие понятия, как «ценность шахматных фигур», «выгодный и невыгодный размен». Объяснить, сколько «весит» (сколько «стоит») каждая фигура и пешка. Закрепить полученные знания с помощью дидактических заданий.
Король Ходы и взятия королем
Задачи: повторить, сколько «стоит» каждая фигура, потренироваться в определении выгодности или невыгодности размена. Познакомить детей с новой фигурой — королем, объяснить, как он ходит и как бьет. Объяснить особую роль короля в шахматах.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр
Король против фигур и пешек
Задачи: повторить, как ходит и бьет король. Познакомить детей с тем, как проявляет себя король в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе специально составленных дидактических позиций). Повторить, что такое двойной удар. Ввести такое понятие, как «нападение» и «защита». Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Тесты и упражнения для закрепления знаний
Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела «Ходы фигур. Правила игры».
Цель шахматной партии
Материал раздела позволит детям в увлекательной игровой форме познакомиться узнать о цели шахматной партии.
Нападение на короля – шах
Задачи: повторить и закрепить базовые знания, полученные при изучении первого раздела: шахматная доска, элементы шахматной доски, белые и черные фигуры, начальная позиция, ходы фигур. Повторить материал, связанный с шахматной нотацией, отработать навык нахождения «адресов» фигур на доске. Ввести такое понятие, как шах. Объяснить способы защиты от шаха.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений
Три способа защиты от шаха
Задачи: объяснить способы защиты от шаха.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений.
Вскрытый шах и двойной шах
Задачи: повторить, что такое шах, какие существуют три метода защиты от шаха. Ввести понятия «вскрытый (открытый) шах», «двойной шах».
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений.
Мат как цель игры в шахматы
Задачи: повторить, что такое шах, какие бывают шахи (вскрытый, двойной), какие существуют три метода защиты от шаха. Ввести понятие «мат» как шах, от которого нет защиты. Ввести понятия «победа и поражение».
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений.
Тесты и упражнения для закрепления знаний
Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела «Цель шахматной партии».
Игра из начального положения.
Задачи: проверить качество усвоения ЗУНов по итогам года обучения в процессе турнирных и тренировочных партий.
Контрольные занятия по итогам года
Задачи: определить уровень усвоения программного материала в ходе выполнения теоретических и практических заданий.
Источник: nsportal.ru
ШАХМАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ: ОБУЧЕНИЕ в ТОП-10 онлайн шахматных школ
Шахматы позволяют развивать ребенку концентрацию и внимательность, повышают способность логически мыслить и анализировать. Специализированные онлайн-курсы шахмат для детей помогают улучшить соответствующие навыки без необходимости посещения секций. Начинать занятия можно уже с 5-6 лет, при этом большинство школ организует курсы не только для подростков, но и для взрослых.
Mano Chess
Школа шахмат для детей Mano Chess предлагает онлайн обучение шахматам в формате видеоуроков. Учащиеся получают не только теорию, но и практический анализ партий чемпионов мира по шахматам с комментариями экспертов для более глубокого погружения в изучаемый вопрос.
Подростки обучение проходят последовательно: от первого уровня к четвертому с постепенным усложнением задач и подачей нового материала.
Предлагается:
- Свыше 85 онлайн уроков: теория, отработка материала, домашняя работа.
- Больше 250 минут дополнительного видеоконтента, объясняющего особенности партий.
- Демонстрационные партии с комментариями.
В ходе обучения у учеников появятся базовые шахматные основы, обучаются тактическим и стратегическим приемам при взаимодействии фигур, проходит тактики построения атаки и защиты. Преподаватели постоянно находятся на связи и дают обратную связь, а для формирования промежуточных итогов школьники проводят турниры с тренерами и другими участниками.
По окончании всем, кто успешно закончил курс, выдают сертификат, свидетельство или диплом (в соответствии с пройденными уровнями), демонстрирующими приобретенные знания и навыки.
Chester Chess
Детская школа шахмат Chester Chess делает упор на красочную, интерактивную и динамичную подачу, противопоставляемую длинным учебникам и скучным видео. У каждого ученика присутствует шкала прогресса, которая позволяет не останавливаться на достигнутом результате и стимулирует дальнейшее продвижение. Один урок соответствует одному часу, присутствует пробный урок.
Сопровождающим обучение «помощником» становится кот Честер, аватар которого привлекает детей дружелюбной подачей и располагает к учебе:
- «Начинающий»
- Реализуется в формате 12 уроков, знакомящих детей и взрослых с азами шахмат. Подходит для тех, кто хочет познакомиться с правилами игры, узнать, как ходит каждая фигура.
- С него следует начинать тем, кто еще никогда не играли в шахматы.
- Такой способ подходит тем, кто уже знают правила шахмат, и стремятся научиться основным стратегиям игры.
- Он также включает в себя 12 уроков, которые рассказывают о способах атаки, защиты, объясняют способы проведения рокировки, постановки шаха и мата.
- Для тех, кто еще ни разу не играл в шахматы и собирается серьезно углубиться в их изучение. Он предполагает сочетание двух предыдущих уроков: 12 зан-ий из первого и второго курса.
Space Chess
Онлайн-школа шахмат для детей Space Chess предлагает профессиональное обучение под началом опытных тренеров с шахматными званиями. Курсы совмещают в себе наработки классической советской школы, выпустившей известных шахматистов, с инновациями в области обучения.
Программы есть для каждой категории учеников: начинающих, имеющих базу и уже опытных. Все проходит в динамичной игровой форме, позволяющей получить шахматный разряд уже через месяц.
- Специализированный курс
- Цель: формирование правильной методики преподавания для родителей и наставников.
- Базовый вариант для подготовки, содержащий сведения относительно правил для начинающих, разъяснения о положении фигур, базовых стратегиях управления фигурами и пр.
- В рамках данного курса: 13 видео с объяснениями, 13 заданий и 11 тестов.
- Курс посвящен специфическим темам и включает в себя 59 уроков, посвященных каждому из действующих шахматных дебютов: от популярных до редких. Подойдет обладателям от 1 юношеского до 2 спортивного разряда.
- Вариант для опытных игроков, у которых есть спортивный разряд. Он посвящен разбору таких тем как игра с висячими пешками, борьбе за инициативу, способам улучшения позиций фигур и пр. В рамках курса 3 урока посвящено домашним заданиям по пройденным темам.
- Курс предназначается для игроков, уровень которых от 2 разряда. Происходит освещение: типовых структур, изолированные пешки, изучение классических приемов, методы захвата и развития инициативы и т.д.
Chessmatenok
Школа детских шахмат Chessmatenok представляет собой закрытое онлайн-сообщество, предлагающее своим ученикам комплексные обучающие программы, предназначенные для новичков и опытных игроков в шахматы.
В формате вебинаров 2-3 раза в неделю, где преподаватели проводят видеоуроки, дают задания, разбирают дебюты, формируют обзоры партий с комментариями и пр. Система работы строится по улучшенной классической программе советской школы шахмат.
Важно! Если учащемуся не подошел выбранный формат в первый месяц, Chessmatenok обязуется вернуть деньги.
- «С нуля до 3-го взрослого разряда»
- Это годовая программа из 240 уроков с разборами партий и комментариями учителя каждый месяц.
- Присутствуют бонусные материалы на около шахматную тематику, например сборники шахматных детектив и биографии великих шахматистов.
- Предлагается несколько тарифов, различающихся длительностью доступа (на первом — 1,5 года, на втором-третьем — 2,5 года), а также числом дополнительных материалов.
- 6 месяцев, 120 встреч и доступом на 1 или 2 года в зависимости от тарифа. Она предполагает аналогичные условия.
- Курс для опытных игроков в шахматы на 1 год и 240 уроков с предоставлением доступа на 1,5 и 2,5 года. Схема аналогичная: донесение, теорий, практика, анализ партий, получение обратной связи от тренера и работа с бонусными материалами.
Chess Way
Онлайн-школа шахмат Chess Way организует для всех желающих интерактивные уроки с мастерами международного уровня в любое удобное время. Присутствует возможность проводить обучение как в рамках индивидуального формата, так и в виде групповых зан-ий в зависимости от потребностей и особенностей запросов ученика.
Между учащимися регулярно проводятся онлайн-турниры с награждением чемпионов приятными сувенирами от школы. Вся работа проводится на платформе Zoom.
Среди тренеров призеры и чемпионы соревнований по Москве, возможен выезд в г.Москва.
Обратите внимание! Присутствует бесплатное пробное занятие в группе.
- Индивидуальные
- Полностью посвящается время ребенку, разбираются с ним сильные и слабые фигуры, обучая его тактическим приемам, моделям атаки и защиты.
- Знакомство с планами игры, изучают наиболее эффективную расстановку фигур в рамках каждого плана. Шахматисты закрепляют базовые знания окончаний, изучают позиции эндшпилей и набор приемов для облегчения игры.
- Индивидуально разбираются пробелы в знаниях, что помогает формированию лучшей обучающей стратегии.
- Позволяет обмениваться знаниями и опытом с другими игроками, которые находятся на одном уровне. Такой подход позволяет организовать динамичные и нескучные уроки. Присутствует возможность приобретения абонемента на 4 и 8 занятий.
- Доступен льготный абонемент на 8 уроков на 2 месяца при условии попадания учащегося в одну из категорий социальных групп, выделяемых среди населения.
Chess Up School
Онлайн-школа шахмат Chess Up School организует занятия для детей, формируя программу на основании имеющихся навыков и способностей ребенка так, чтобы они проходили максимально эффективно и приносили удовольствие.
Каждый обучающийся может составить график занятий, чтобы проходить материал в удобном темпе. Преподаватели постоянно остаются на связи с учениками и одновременно с этим стимулируют их самостоятельное решение задач.
Варианты:
- Индивидуально-групповое
- На протяжении 60 минут дети поэтапно работают в группе, а после прорабатывают непонятные вопросы лично с преподавателем. Группы формируются в соответствии с наличием свободного времени учеников и создаются исходя из уровня подготовки ребенка.
- Предполагает персональное взаимодействие обучающегося с педагогом, на основании чего происходит полное погружение в изучаемую тему и работу. Могут длиться от 30 до 60 минут.
Edu Chess
Детская школа шахмат Edu Chess организует работы с преподавателями с многолетним опытом обучения ребят и взрослых. Школа проводит турниры имени А.Карпова, так как является официальным партнером его международных шахматных школ.
Работает с 2011 года и давно вывела формат взаимодействия с учениками не только в онлайн, но и в офлайн, организовывая шахматные лагеря в России и за границей.
- Обучение шахматам онлайн в группе
- Проводится удаленно, а выбор группы происходит в соответствии с запросами и мотивами учащегося. Вся работа ведется на платформе Zoom, где можно обучаться без доски и фигур: требуется только компьютер или планшет, подключенный к интернету.
- Предполагает возможность удаленной работы в формате персонального взаимодействия с тренером для более глубокой проработки всех вопросов и пробелов в шахматной области. Он хорошо подходит как для начинающих, так и для уже опытных игроков, так как для каждого игрока действует своя программа.
Chessford
Шахматная школа онлайн детям Chessford предлагает индивидуальный формат обучения. Присутствуют две программы, которые разделяются в зависимости от уровня подготовки. Действует программа для новичков и подростков с опытом организации занятий. Длительность от 30 до 60 минут.
- «Новичок»
- Для тех, кто еще ничего не знают о шахматах или имеют достаточно поверхностные, разрозненные знания. Все начинается с основ: с того, как выглядит шахматная доска, как ходят фигуры и пр.
- Длительность зависит от возраста ребенка: детям меньшего возраста — по 30 минут, более старшим — 60 минут. Если родитель не может самостоятельно определить уровень ребенка, ему рекомендуется записаться сюда. Если обучение пойдет легко, учащийся бесплатно переводится на следующий уровень.
- Это тариф для тех, кто уже знают основы организации шахматных партий, понимают, как ходят все фигуры и т.д. Ребенок получает доступ в личный кабинет при оплате тарифа, где два раза в неделю открываются новые видеоуроки. К каждому из них выдается домашнее задание, которое можно делать в любое удобное время. Его выполнение контролируется тренером.
- В любой момент можно задать интересующий вопрос педагогу, который постоянно находится на связи.
Chess To Go (Международная шахматная школа)
Международная школа шахмат ChessToGo занимается профессиональным обучением шахмат детей и взрослых с 2011 года (до 2018 Educhess).
Дюжина советов – как научить ребенка шахматам. И не только
Некоторое время назад мною была написана статья «Бойтесь шахмат, Вам навязываемых». Некоторые заинтересовавшиеся хабрахабровцы попросили более подробно рассказать о методике по которой я преподаю шахматы детям. Ну вот собственно – время подошло.