Программирование предусматривает разнообразные языки. Все они в той или иной степени имеют преимущества и недостатки, используются для конкретных целей. Многие слышали о LUA. Эта статья как раз и будет посвящена этому языку программирования.
Язык программирования – это…
Язык программирования – некий перечень формальных правил и принципов, используемых при написании контентна. Общий язык помогает коммуникации людей, а упомянутый термин относится к устройствам и программному обеспечению.
Язык программирования – способ «общения»:
- пользователя с компьютером;
- устройств друг с другом;
- программного обеспечения между собой;
- устройств с утилитами.
В зависимости от выбранного варианта можно весьма легко создавать программы, приложения, игры и даже писать веб-страницы.
LUA – что это такое
Луа – язык программирования, в основе которого лежат скрипты. Называется скриптовым. Используется для того, чтобы создавать бизнес-логику утилит.
Для чего нужен язык Lua? Обзор языка программирования LUA.
Относится к мультипарадигменным. Lua обладает неплохой поддержкой декларативного стиля создания программного обеспечения. Написан на C. Язык был представлен миру в 1993 году в качестве самостоятельной разработки.
Немного истории
LUA изначально разработан Роберто Иерусалимши, Вальдемаром Селесом и Луисом Энрике. Изначально «средство» было представлено программным обеспечением, интегрируемым кодификациями на C и иных «традиционных» языках. За счет этого разработчики могли значительно ускорить процесс создания собственных утилит.
Прародителями LUA считаются SOL и DEL. С самых первых дней обладал открытый исходный код. Это значит, что в развитии оного имеет право поучаствовать каждый желающий. Выделился тем, что основан в Бразилии, которая на рынке IT-разработок практически не фигурировала.
Текущая версия языка – 5.4.0. Вышло во второй половине 2020 года. Активно используется в IT-областях и бизнесе.
Преимущества и недостатки
У языка LUA есть сильные и слабые стороны. Изучить оные необходимо перед тем, как приступать к обучению соответствующему способу «общения» с ПО и устройствами.
О сильных сторонах
- Портатируемость. Утилиты, написанные на Луа, неплохо переносятся с Windows на Linux и другие операционные системы.
- Количество библиотек. Их очень много. Большинство представлены на официальном сайте LUA. Предлагаемые библиотеки подходят для решения основной массы задач, стоящих перед пользователями.
- Право на добавление собственных библиотек. Достигается за счет открытого исходного кода. Добавляемые библиотеки должны быть разработаны на C.
- Синтаксис. LUA – простой язык, который читается без каких-либо проблем. Осваивается быстро даже новичками в IT-области.
- Адаптивность. Программное обеспечение, написанное на Луа, занимает меньше памяти на задействованных устройствах.
Это – компактный мультиплатформенный язык, который легко «настроить под себя».
ЧЕМ ОПАСНЫ LUA СКРИПТЫ? ПОЧЕМУ Я ИХ НЕ ДЕЛАЮ?
О слабых сторонах
Но, как и любой другой язык, LUA имеет некоторые изъяны:
- Выступает в качестве скриптового. Это значит, что часто применяется совместно с другими языками.
- Для полноценного применения разработчику необходимо знать дополнительно 2-3 programming languages.
- Не всегда быстро работает.
Профессионалы раньше считали, что данный вариант подходит лишь для мелких проектов. Частично данное заверение правильно. Связано это с тем, что LUA относится к модульным языкам. Но посредством их сочетания нередко удается добиться колоссальных результатов.
Перспективы
Сейчас на передовой линии находится разработка игр. Луа для этих целей – не лучшее решение. Индекс Tiobe показывает, что данный вариант находится на позиции под номером 30.
Соответствующее явление связано с тем, что language обычно применяется в сочетании с другими «способами общения» и создания ПО. Луа задействуют преимущественно для того, чтобы решать отдельные задачи. Только через него создать хорошую игру не получится.
При трудоустройстве LUA-разработчики нередко сталкиваются с проблемами. Лишь некоторые компании действительно набирают таких работников. В подобных местах возможна конкуренция.
В качестве основного LUA использовать не рекомендуется. Он может быть изучен в виде дополнительного, на первых порах осваивания программирования. Особенно, если хочется заниматься игровой разработкой.
Как можно использовать
Вот несколько направлений, в которых иногда пригодится Луа:
- разработка игрового контента;
- создание сценариев для автономного программного обеспечения;
- интернет-сценарии;
- расширения и дополнительных софт БД;
- создание систем безопасности.
Разработка обычно требует применения одного или нескольких иных языков программирования. Иначе контент окажется не слишком функциональным.
Окружающая среда
Весь процесс написания исходного кода осуществляется в разнообразных средах. Этому моменту требуется уделить должное внимание, иначе наладить работу не получится.
Локальная
Чтобы провести настройку локальной среды, требуется обеспечить наличие на задействованном устройстве:
- текстового редактора;
- компилятор;
- интерпретатор.
Далее все перечисленные компоненты будут рассмотрены более подробно. Информация предназначена преимущественно для новичков.
Редактор текста
Он требуется для того, чтобы осуществлять запись программного кода утилиты. Воспользоваться можно любым известным текстовым редактором. Примеры:
- «Блокнот» в Windows;
- команда «Редактирование операционной системы»;
- VIM;
- Epsilon.
Версия и имя редактора способны отличаться друг от друга в зависимости от операционной системы.
Создаваемые здесь документы – исходные файлы, содержащие непосредственный код приложения. Для рассматриваемого «способа общения» актуально расширение .lua.
Немного об интерпретаторе
Интерпретатор – программное обеспечение небольшого размера, которое позволит набирать команды Lua и сразу же выполнять. Помогает останавливать выполнение файла при обнаружении ошибок.
Подойдет любой доступный интерпретатор Луа.
А что там с компиляторами
Компилятор – специализированное программное обеспечение. Его знают все программисты и разработчики. Так называются утилиты, которые обрабатывают исходный код и преобразовывают его в машинный.
Компиляция позволяет исполнить имеющуюся кодификацию, проверить ее работоспособность и наличие ошибок. Для работы с Луа и его дальнейшим внедрением в другой язык программирования потребуется компилятор, совместимый с интерфейсами оных.
Для Windows
Для того, чтобы работать с Луа в Windows, был создан специальный компилятор – SciTE. Чтобы его «поставить» в Виндовс, потребуется выполнить следующие манипуляции:
- Открыть официальный сайт SciTE.
- Переключиться в раздел загрузки.
- Выбрать желаемый файл и его версию.
- Дождаться завершения операции.
- Активировать исполняемый файл.
- Завершить манипуляции, следуя подсказкам на экране.
В ходе описанных действий пользователь получит LUA IDE. Действия можно проводить через командную строчку. Тогда предварительно осуществляется инициализация MinGW. Там происходит компиляция и установка для Windows.
Для Linux
Linux – операционная система, которая стала пользоваться в последние годы определенным спросом. Хороший бесплатный конкурент коммерческим операционным системам. Но работать с ней «рядовому» пользователю бывает трудно.
Для сбора LUA потребуется открыть командную строку Линукс и выполнить следующую кодификацию:
Теперь все готово к полноценной работе. Но это еще не все, о чем рекомендуется знать каждому разработчику.
Для MacOS
У компании Apple есть собственная компьютерная операционная система, которая имеет ряд особенностей. Но в ней тоже можно программировать на различных языках. Главное грамотно осуществить подготовку.
Компилятор Луа здесь собирается при помощи команды такого типа:
Последняя строчка не является обязательной. Пользователь при помощи нее сможет провести тестирование «среды».
IDE
Для Windows SciTE IDE Lua является IDE изначально предусмотренной разработчиками «способа общения». Для других платформ можно использовать альтернативное программное обеспечение от ZeroBrane Studio.
Без установки
Изучение рассматриваемого варианта создания контента – это рассмотрение основных его особенностей и функций. Компилятор здесь стоит далеко не на самом последнем месте.
Если требуется проверить работу небольшой программы, можно не задумываться над установкой компилятора. Подобное ПО находится в свободном доступе в Сети.
Пример — этот и этот сайты. Здесь можно программировать и проверять имеющиеся кодификации в режиме реального времени. Отличительной чертой такого подхода является его компактность и кроссплатформенность.
Синтаксис
Для того, чтобы программировать на LUA, важно изучить его синтаксис. Возможна работа в нескольких режимах:
- интерактивном;
- по умолчанию.
Записывать текст допустимо в свободном формате. Команды предусматривают разделение пробелом. Иногда для реализации поставленной задачи ставят точку с запятой (символ).
Лексика
Обучение рассматриваемому языку программирования не доставит существенных хлопот ни новичкам, ни опытным разработчикам. Связано это с тем, что его авторы постарались сделать свое детище универсальным.
Рассматривая лексику, стоит запомнить следующие данные:
- Основной алфавит – это английский язык. Люди, хорошо его знающие, быстрее остальных разберутся в командах.
- Строковые литералы могут использовать символы из иных ЯП.
- Идентификаторы включают в себя: буквы, цифры, подчеркивание. Не могут начинаться с цифр.
- Нельзя в качестве идентификатора использовать вариант ключевого слова.
- Программеры рекомендуют отказаться от идентификаторов, начинающихся с подчеркивания.
Последний момент обоснован тем, что подобные «нестандартные» символы применяются на практике для системных задач.
Выше приведены слова, которые не применяются в процессе присваивания имен.
Типы данных
Язык, который мы изучаем — вариант с неявным динамическим обозначением типов информации. Переменная будет содержать значение того или иного вида. Значение выступает в роли аргумента, если осуществляется вызов функции. После этого оные отправляются на исходные позиции в виде результата.
Предусматриваются следующие типы данных:
- Булево. Boolean. Это – истина и ложь.
- Nil – постой элемент. Указывает на отсутствие пригодного значения.
- Число. Number. Это тип данных, представленный теми или иными числами. В основном вещественными.
- Строка – string. Используется для того, чтобы описать символьные массивы. Преимущественно применяются 8-битные символы. Строки являются константами – они не меняются ни при каких обстоятельствах. Функции – полноправные объекты, позволяющие присваивать и передавать в параметрах интересующую информацию.
- Thread. Тип, предусматривающий сопрограммы.
- Userdata. Требуется для получения внешних сведений, полученных из других programming language.
Углубленное изучение можно провести позже. В качестве «базы» предложенные сведения являются достаточными.
Присваивание
В качестве оператора присваивания выступает символ «равно». Здесь допускается параллельное присваивание, как и в иных ЯП. Можно составлять выражения типа:
Не нужно обеспечивать полное соответствие числа переменных количеству имеющихся значений. А значить, пользоваться оператором присваивания будет проще, чем в аналогичных languages.
Табличные дела
Таблицы – это динамические ассоциативные массивы. Представлены парами «ключ-значение» в больших объемах. Единственный составной тип информации. Лежат в основе всех пользовательских БД.
Может наблюдаться следующее:
- Ключи представлены литералами.
- В виде ключа допускается применение любого значения, исключая nil.
- Если nil записывается в элементы, манипуляция будет рассматриваться в качестве удаления соответствующего объекта.
- Создание – как и массивы, но в виде значений принимаются целые числа компонентов в множестве.
- Списки – это массивы двухэлементных массивов, хранящий значения и ссылки на иные компоненты.
Также стоит обратить внимание на то, что при многомерных массивах чаще всего встречается реализация по типу «массив массивов». Многогранные и сложные составляющие реализовываются посредством таблиц. Как именно – зависит от поставленной перед разработчиком задачи.
Метатаблицы
Помогают в реализации большинства языков опций. Если выучить принципы работы с метатаблицами, удастся значительно упростить реализацию тех или иных задач.
Важно запомнить следующее:
- Метатаблица своими свойствами напоминает обычную таблицу с возможностью соответствия всем правилам и нормам.
- Отвечает за хранение разнообразных метаданных типов и объектов. Здесь хранятся сведения, связанные с опциями и параметрами типов/объектов ЯП.
- Используемые материалы могут применяться через интерпретатор, расширяя функциональные возможности ПО.
- Может быть связана со значениями любого типа.
- Допускается применение всех метаметодов для арифметических манипуляций.
Рассматриваемый ЯП позволяет организовывать реализацию арифметики любых имеющихся объектов. Для этого осуществляется работа со стандартными и библиотечными метаметодами (через специальные библиотеки).
Особенности реализации
Изучение любого ЯП – это обучение базовым навыкам и принципам работы выбранного варианта. При должной подготовке и на начальных порах все это не доставит никаких существенных хлопот. Главное значить, с чего начинать.
Реализация Луа предусматривает:
- компилятор исходного кода (может быть запущен в режиме онлайн);
- виртуальную машину.
Обработка кода происходит так:
- Пользователь пишет кодификацию.
- Происходит обработка оной компилятором и преобразование в байт-коды.
- Виртуальная машина запускает байт-коды.
- Последние не выступают в виде команды сетевой машины – они рассматриваются как команды виртуального процессора с разнообразными регистрами.
Классическая ВМ предусматривает распределение памяти задействованного устройства совместно со сборкой ненужной информации. Здесь имеет место единый строковый пул, который снижает требования к расходу памяти, необходимой для хранения строчек.
Если есть ошибки
Выучить язык программирования LUA – это не значит, что кодификации будут функционировать без ошибок. Корректировки иногда необходимы даже контенту от опытных разработчиков. Главное вовремя обнаружить проблемное место и внести те или иные изменения.
Если при обработке программной кодификации в процессе компиляции обнаруживается ошибка (или если исполняется ее часть), система передаст управление хосту. Последний сможет увидеть ошибку и предпринять определенные меры. Пример – сообщить об обнаруженной неполадке.
Как получить образование и лучше разбираться в ЯП
Выучить ЯП можно несколькими способами. Все зависит от того, чего именно хочет добиться пользователь:
- Обращение в ВУЗ. Вариант для тех, кто выпустился из школы и хочет полноценно работать программистом. Отнимает много средств, времени и сил. По выпуску выдается диплом государственного образца. Здесь затрагиваются самые известные ЯП.
- Поступление в техникум. Отличное начало для старта в мире разработки. Обучение длиться меньше, чем в ВУЗе. По выпуску студент получит диплом о среднем профессиональном образовании. Этот документ поможет при поступлении в ВУЗ. Здесь достаточно много практики, но большинство ЯП не затрагиваются.
- Самообразование. Никаких документов, подтверждающих знания, не будет. Человек полностью самостоятельно старается познать ЯП. Зато такой подход может не требовать вообще никаких вложений – в Сети полно необходимой информации и туториалов. Часто самообразование используется людьми с хорошим самоконтролем. Позволяет больше практиковаться и полностью собственными силами контролировать процедуру обучения.
Но самым современным, простым и эффективным вариантом является обучение на специализированных курсах для новичков и продвинутых разработчиков. Там объяснят, что такое for i, как работать с компиляторами и многое другое. Обучение длится до года. В конце выдается электронный сертификат.
Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!
Источник: otus.ru
Хочу всё знать. Язык Lua
Наш сегодняшний гость — настоящий боец скрытого фронта. Вы могли видеть его в играх (World of Warcraft, Angry Birds, X-Plane, S.T.A.L.K.E.R.) или продуктах компании Adobe (Lightroom), но даже не задумывались о его существовании. Между тем этому языку уже почти 25 лет и всё это время он незаметно делал нашу виртуальную жизнь чуть лучше.
Краткая справка
Lua бы придуман в 1993 году в Католическом университете Рио-де-Жанейро. Название переводится с португальского, как Луна, причем создатели убедительно просят не писать LUA, чтобы, не дай Бог, кто-нибудь не принял название за аббревиатуру. Является мультипарадигмальным скриптовым языком, использующим прототипную модель ООП.
Типизация здесь динамическая, а для реализации наследования используются метатаблицы, то есть это прекрасный инструмент для расширений возможностей вашего продукта. Причем из-за своей компактности он пригоден для использования практически на любой платформе. Посудите сами: tarball Lua 5.3.4 весит всего 296 килобайт (в “разжатом” виде — 1.1 мегабайт), интерпретатор (написанный на C) для Linux — от 182 до 246 килобайт, а стандартный набор библиотек — ещё 421 килобайт.
Код
По внешнему виду, да и возможностям Lua похож на очередную попытку переделать JavaScript, если бы не тот факт, что последний появился на два года позднее. Смотрите сами:
Начнем с традиционного:
Согласитесь, знакомо и не слишком информативно. Более интересный пример с точки зрения знакомства с Lua — вычисление факториала введенного числа:
function fact (n)
if n == 0 then
return 1
else
return n * fact(n-1)
end
end
Преимущества и недостатки
Итак, чем же хорош Lua?
Во-первых, как уже было отмечено, своей компактностью, а вкупе с тем, что исходники написаны на С, вы получаете полное взаимодействие с одним из популярнейших языков на планете и широкий спектр доступных платформ.
Во-вторых, он быстрый. Если взглянуть на сравнительную характеристику с другими языками, то можно заметить, что хоть Lua и не укладывает на лопатки C или Python, но в некоторых тестах показывает отличные результаты.
В-третьих, он очень удобен для изучения даже не самыми опытными программистами. Наверняка даже те, кто просто знает английский язык, поняли минимум 80% описанного выше кода и без проблем смогут воспроизвести.
Четвертый аргумент — у вас не возникнет никаких проблем с поиском информации. У Lua есть много полезной информации непосредственно на официальном сайте. Кроме того, очень недурно развито сообщество на StackOverFlow и IRC-чате, а в США разработчики и создатели так и вовсе встречаются каждый год.
Любителей современных тенденций привлечет тот факт, что на Lua можно писать функциональный код.Да что там, если вы хотя бы пару недель уделите программированию на Lua, то наверняка найдёте ещё не один десяток плюсов.
Впрочем, не существует языков без недостатков, но у Lua они носят локальный характер. Так, например, язык по умолчанию не поддерживает Unicode, но это исправляется с использованием специальной ICU библиотеки. Или ограниченные возможности обработки ошибок и исключений, хотя многие сочтут это за благо. Или необходимость ставить оператор return исключительно последним в блоке, но опять-таки для многих это естественное правило хорошего кода.
Хотите стать веб-разработчиком? Тогда вам на наш курс обучения web-разработке!
Среды разработки
LDT (Lua Development Tools) для Eclipse — расширение для одной из наиболее популярных IDE;
ZeroBrane Studio — специализированная среда, написанная на Lua;
Decoda — не самая популярная кроссплатформенная IDE, но в качестве альтернативы подойдет;
SciTE — хороший редактор, полноценно поддерживающий Lua;
WoWUIDesigner — угадайте, для какой игры эта среда помогает обрабатывать скрипты, в том числе на Lua?
Источник: gb.ru
Как написать Lua скрипты и где они используются? Подробный обзор
Lua-скрипты пишутся на языке программирования Lua, что очень даже естественно. Lua — это интерпретируемый скриптовой язык родом из Бразилии. Год его рождения — 1993-й год. С тех пор он постоянно развивается и расширяет свои возможности. Lua — это язык свободного распространения.
По своей функциональности он ближе к JavaScript, но по некоторым компетентным мнениям он более гибкий, чем JS.
Скрипты Lua
- простыми и содержать в себе всего одну команду;
- сложными и содержать в себе десятки, сотни и даже тысячи разных команд.
Переменные в скриптах Lua
- латинские символы;
- разнообразную комбинацию цифр;
- «нижнее подчеркивание».
- Переменные не должны начинаться с цифры.
- Регистр имеет значение! К примеру : «xyz», «XYZ» и «Xyz» — это разные имена переменных.
- Нельзя использовать зарезервированные языком имена.
- Нельзя использовать имена, которые начинаются с «нижнего подчеркивания», а продолжаются заглавными буквами. Например: «_XYZ».
- Глобальными.Такая переменная будет функционировать до того времени, пока будет функционировать сама среда, где исполняются скрипты Луа. И такая переменная будет доступна каждой функции Lua в рамках единой среды, где существует сама переменная.
- Локальными. Всегда, когда созданная переменная не объявляется «локальной», она будет обозначаться «глобальной». Обозначить переменную локальной возможно, используя слово «local». Например: «local x = 7», где мы создаем локальную переменную «х» и приравниваем ее значение к «7». Локальные переменные видны только в рамках блока, где объявлены. Такими « рамками » мо гут служить функция или конструкции со словами else, for, while и др.
Какую типизацию данных воспринимают скрипты Луа
- «nil» — (пустое значение);
- «boolean» — (логика);
- «number» — (числа);
- «string» — (стро к а);
- «function» — (работа с функциями);
- «userdata» — (информация о пользователя х );
- «thread» — (работа с потоками);
- «table» — (работа с таблицами).
Комментарии в скриптах Lua могут быть:
- Однострочными.Это т вид комментариев определяется 2-мя «минусами» : «- -». Такой комментарий дли тся , пока не окончится строка. Например: «local x = 5 — — комментарий в одну строку».
- Многострочными. Это т вид комментариев обозначается «двумя минусам», но при этом само тело комментария должно быть заключено в двойные квадратные скобки. Например: «local x = 5 — -[[ комментарий в несколько строк]]».
Где используются скрипты Lua
Скриптинг Lua не так распространен, как JavaScript, но все равно за долгие годы существования этого языка он нашел последователей и занял свое место. Скрипты Lua применяются в проектах из разных сфер, некоторые из них довольно известные. Например:
- В компьютерных виде о играх, таких как: «Crysis», «Far Cry», «Diablo 3», «STALKER» и др.
- В серверной части ММО-игр, таких как: «World of Warcraft», «Аллоды Online» и др.
- В графических программах, таких как: «Adobe Photoshop Lightroom» и др.
- В движках для игр, например , в «Instead».
- В GUI-разработке приложений.
- И др.
Заключение
- Скрипты Lua выглядят очень компактными и просто на отлично взаимодействуют с языком программирования С. А это значит, что с этой «парочкой» можно свернуть горы программирования.
- Скрипты Луа очень «быстры». По своей скорости они легко конкурируют с Python, C и JavaScript.
- Скрипты Lua писать несложно. Сам Луа достаточно простой язык , и около 80% языка вы поймете только потому, что знаете английский.