Удерживает / не удерживает позу, с помощью/без помощи, точность выполнения движений.
Отметить успехи ребенка в работе
2. «Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука [л]»
Цель: познакомить с правильным положением органов артикуляционного аппарата
Правильное понимание ребенком положения органов артикуляции при произношении звука [л]
— показ артикуляции перед зеркалом
— показ профиля данного звука
— показ положения языка кистью руки
— упр. для развития мелкой моторики, составление из пальцев фигурок животных, сопровождая рифмовками «Крокодил», «Кошка» и т.д.
— физминутка 1-2 раза
Успешность выполнения предлагаемых упражнений
Проанализировать с ребенком, все ли сразу получилось, что больше понравилось?
3. «Постановка звука»
Цель: Поставить звук [л]
Правильное произнесение изолированного звука [л]
1 способ постановки звука:
— вызывание межзубного [л] : «Улыбка», прикусывание языка посередине и дуть на него (язык широкий); так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса.
Самый лучший способ постановки звука [Р]. Урок логопеда. Играем вместе с ребёнком
— постановка звука [л] от вспомогательных звуков [а] или [ы] : «Качели» (для губного [л]); «Качели» — с одновременным произнесением «А – А — ААА» или «ы-ы-ыыы»
— механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним деснам.
Игровые приемы при постановке звука – «Улиточка», «Пирамидка», «Кнопочки»
— физминутка 2 – 3 раза
Правильность воспроизведения поставленного звука, выполнение рекомендаций логопеда.
Похвала за достигнутый результат, поощрение
(маленькие и большие звездочки за проделанную работу)
4. «Коррекция звука [л]»
Цель: добиться точного, правильного воспроизведения звука [л]
Точность воспроизведения изолированного звука
Игры для развития физиологического речевого голоса и дыхания.
Используются упражнения по А.Н. Стрельниковой «Ладошки», «Поясок», «Поклон» и т.д.
Упр. «Музыкальная игрушка» (используя музыкальный инструмент металлофон, логопед с помощью силы удара молоточком по инструменту регулирует силу голоса ребенка, которому необходимо подстроиться к инструменту. Пение – ла-ла-ла.)
Упр. по развитию мелкой моторики «Чудесный мешочек»( в мешочке предметы в названиях которых встречается звук [л]- лошадка, лягушка, ложка..)
Точность, плавность, чистота произнесения звука
Спросить у ребенка, понравилось ли ему петь, хорошо ли это у него получается, какая игра ему особенно понравилась.
5. «Автоматизация поставленного звука в слогах»
Цель: автоматизировать поставленный звук в слогах, развивать чувство ритма и рифмы, развитие фонематического восприятия
Добиться четкого произнесения звука в слогах, различение звука [л] в потоке звуков, слогов
Закрепление произношения звука [л] в слогах.
Чистоговорки, гуделки, рифмовки, повторение за логопедом слоговых рядов.
Игровые приемы с пальчиками «Волшебная веревочка», «Лабиринт», «Заборчик»
Постановка звука [Ш]. Занятие с логопедом.
— упр. на фонематическое восприятие «Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог»
— физминутка 2-3 раза
На сколько четко произносит звук в слогах.
Отметить положительные стороны работы ребенка, акцентировать внимание на его успехах, выяснить что больше всего его заинтересовало, что понравилось. Осознанность ребенком достижения главного результата – правильного воспроизведения звука.
Игра «Поставь себе оценку»
Игра «Выбери картинку» (картинки с эмоциями)
6. «Автоматизация поставленного звука в словах»
Цель: автоматизировать поставленный звук в словах, развивать слуховое внимание и память., развитие фонематического восприятия
Добиться четкого произнесения звука в словах, различение звука [л] в потоке слов.
Повторение за логопедом трех слов (лавка – лапа – лампа, лоб – лом — лось), назови 4-5 слов по памяти;
По называемому слогу подобрать соответствующую картинку «Соотнеси картинку»
«Большой — маленький» (по картинке перечислить всех изображенных животных, от самого большого к самому маленькому и наоборот)
Пальчиковая игра «Изобрази животное»
— упр. на фонематическое восприятие «запомнить со слуха и повторить ряд слов в определенной последовательности»
— «Отхлопать ритмическую структуру слова»
— «Подобрать слово на заданный звук, слог»
— физминутка 2-3 раза
На сколько четко произносит звук в словах, проследить за тем в каких упражнениях возникают сложности.
7. «Автоматизация поставленного звука в предложениях, тексте»
Цель: автоматизировать поставленный звук в предложениях, тексте, развитие фонематического восприятия, развивать мышление, внимание, память, воображение
Добиться четкого произнесения звука в предложении и тексте, развитие психических процессов, различение звука [л] в предложениях
— к слову – признаку подобрать картинку, четко выделяя звук [л], произнести пары слов
— составить предложения в которых будет много звуков [л]
— Игра «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь» (составление рассказа по опорным словам)
— игра «Путаница» (в предложениях перепутаны слова, исправь ошибки и проговори предложения выделяя звук [л])
— произношение звука [л] в пословицах, поговорках, скороговорках, стихах
— игры на развитие мелкой моторики с природным материалом «Украсим картинку»
— упр. на фонематическое восприятие «Пересказ маленьких текстов»
— физминутка 2-3 раза
Как ребенок справляется с заданиями, где возникают сложности
8. «Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи»
Цель: закрепление звука [л] в речи
Чистота и легкость произношения звука [л] в самостоятельной речи
— составление рассказа по серии сюжетных картинок
— придумывание рассказа по началу
— упр. на развитие мелкой моторики «Путешествие» (ребенок катит рукой машинку по карте-маршруту, и на ходу придумывает сюжет по серии вопросов логопеда)
— физминутка 2-3 раза
На сколько активно ребенок в самостоятельной речи использует поставленный звук [л]
Игра «Я и сказочный герой» Предложить ребенку соотнести себя со сказочным персонажем
Сроки проведения первичной, промежуточной и итоговой диагностики:
С учетом того, что коррекционная работа продолжается в течении одного учебного года, первичную диагностику мы проводим в начале учебного года, используя диагностическую карту, через пол года проводим промежуточную диагностику, указывая на динамику развития (положительная, волнообразная, отрицательная), итоговая диагностика проводится в конце учебного года, используя диагностическую карту.
Форма представления результата коррекционной работы:
Результаты коррекционной работы вносим в итоговый протокол и делаем качественный анализ коррекционной работы (в процентах), по усвоению программного материала.
Погребнова Е.В.,
учитель-логопед
- Методические рекомендации по постановке и автоматизации твердого звука [Л]
- Индивидуальная коррекционная программа воспитанника старшей группы на 1 период учебного года
- Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р]
- Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков
- Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ч] в слогах
Источник: logoportal.ru
индивидуальная программа коррекционной работы по постановке, автоматизации и дифференциации звука Р
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Аннотация: Методическая разработка — Индивидуальная программа коррекционных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука [р].
- Коррекция звукопроизношения путем взаимодействия мелкой моторики и речи у ребенка 6 года жизни с выраженным наглядно-образным мышлением и двигательной активностью, на примере системы индивидуальных коррекционных упражнений: достижение правильного произношения звука [р], активизация его в речи, дифференциация.
- Осознано подходить к своему речевому дефекту, научиться правильно произносить звук [р], закрепить это произношение в самостоятельной речи.
- Достичь правильного произношения звука [р] путем взаимной деятельности педагога и ребенка, раскрытие коммуникативных навыков, определение необходимости самоконтроля для дальнейшей успешной деятельности.
- развитие подвижности артикуляционного аппарата.
- развитие мелкой моторики.
- постановка звука [р] с опорой на зрительный и слуховой контроль.
- автоматизация и дифференциация звука [р] в самостоятельной речи.
- развитие внимания, памяти.
- развитие навыков самоконтроля.
Тема, Цель занятия
Предполагаемый результат каждого занятия
Виды и способы деятельности
Критерии оценивания результата
1. «Развитие подвижности артикуляционного аппарата»
Цель : выработать необходимые артикуляционные движения и позы
Развить точность артикуляционных движений, умение фиксировать правильное положение органов артикуляционного аппарата
Упр. для губ: «Лягушка — хоботок» (с чередованием), «Бегемотик» (широко открыть рот)
Упр. для языка «Лопаточка», «Щетка-сметка», «Качели», «Барабан», «Маляр», «Автомат», «Змейка»
Упр. для мелкой моторики (пальчиковая гимнастика с использованием потешек, с частой сменой фигур)
Удерживает / не удерживает позу, с помощью/без помощи, точность выполнения движений.
Отметить успехи ребенка в работе
2. «Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука [р]»
Цель : познакомить с правильным положением органов артикуляционного аппарата
Правильное понимание ребенком положения органов артикуляции при произношении звука [р]
— показ артикуляции перед зеркалом
— показ профиля данного звука
— показ положения языка кистью руки
— упр. для развития мелкой моторики, составление из пальцев фигурок животных, сопровождая рифмовками «Крокодил», «Кошка» и т.д.
Упражнение на развитие правильной воздушной струи «Фокус».
Успешность выполнения предлагаемых упражнений
Проанализировать с ребенком, все ли сразу получилось, что больше понравилось?
3. «Постановка звука»
Цель: Поставить звук [л]
Правильное произнесение изолированного звука [р]
1 способ постановки звука:
— вызывание звука[р] от упражнения «барабанщик» быстро произносим «д-д-д», сильно выдыхая воздух последний раз.
— постановка звука [р] — произносить «жжжж» с открытым ртом и вращать руками перед грудью,вызывая звук р
— механическая помощь при постановке звука: вызывать искусственное дрожание кончика языка при помощи зонда (зондозаменителя), при одновременном произношении звука д-д-д
— физминутка 2 – 3 раза
Правильность воспроизведения поставленного звука, выполнение рекомендаций логопеда.
Похвала за достигнутый результат, поощрение
(маленькие и большие звездочки за проделанную работу)
4. «Автоматизация поставленного звука в слогах»
Цель: автоматизировать поставленный звук в слогах, развивать чувство ритма и рифмы, развитие фонематического восприятия
Добиться четкого произнесения звука в слогах, различение звука [р] в потоке звуков, слогов
Закрепление произношения звука [р] в слогах.
Чистоговорки, гуделки, рифмовки, повторение за логопедом слоговых рядов.
Игровые приемы с пальчиками «Волшебная веревочка», «Лабиринт», «Три ступеньки»
— упр. на фонематическое восприятие «Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог»
— физминутка 2-3 раза
На сколько четко произносит звук в слогах.
Отметить положительные стороны работы ребенка, акцентировать внимание на его успехах, выяснить что больше всего его заинтересовало, что понравилось. Осознанность ребенком достижения главного результата – правильного воспроизведения звука.
Игра «Поставь себе оценку»
Игра «Выбери картинку» (картинки с эмоциями)
5. «Автоматизация поставленного звука в словах»
Цель: автоматизировать поставленный звук в словах, развивать слуховое внимание и память, развитие фонематического восприятия
Добиться четкого произнесения звука в словах, различение звука [р] в потоке слов.
Повторение за логопедом трех слов (рак-трап-рог; рим-трам-кран; арка-арфа-марка.), назови 4-5 слов по памяти;
По называемому слогу подобрать соответствующую картинку «Соотнеси картинку»
«Большой — маленький» (по картинке перечислить всех изображенных животных, от самого большого к самому маленькому и наоборот)
Пальчиковая игра «Изобрази животное»
— упр. на фонематическое восприятие «запомнить со слуха и повторить ряд слов в определенной последовательности»
— «Отхлопать ритмическую структуру слова»
— «Подобрать слово на заданный звук, слог»
— физминутка 2-3 раза
На сколько четко произносит звук в словах, проследить за тем в каких упражнениях возникают сложности.
6. «Автоматизация поставленного звука в предложениях, тексте»
Цель: автоматизировать поставленный звук в предложениях, тексте, развитие фонематического восприятия, развивать мышление, внимание, память, воображение
Добиться четкого произнесения звука в предложении и тексте, развитие психических процессов, различение звука [р] в предложениях
— к слову – признаку подобрать картинку, четко выделяя звук [р], произнести пары слов
— составить предложения в которых будет много звуков [р]
— Игра «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь» (составление рассказа по опорным словам)
— игра «Путаница» (в предложениях перепутаны слова, исправь ошибки и проговори предложения выделяя звук [р])
— произношение звука [р] в пословицах, поговорках, скороговорках, стихах
— игры на развитие мелкой моторики с природным материалом «Украсим картинку»
— упр. на фонематическое восприятие «Пересказ маленьких текстов»
— физминутка 2-3 раза
Как ребенок справляется с заданиями, где возникают сложности
7. «Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи»
Цель: закрепление звука [р] в речи
Чистота и легкость произношения звука [р] в самостоятельной речи
— составление рассказа по серии сюжетных картинок инсценировка сказок
— придумывание рассказа по началу
— упр. на развитие мелкой моторики «Путешествие» (ребенок катит рукой машинку по карте-маршруту, и на ходу придумывает сюжет по серии вопросов логопеда)
— физминутка 2-3 раза
На сколько активно ребенок в самостоятельной речи использует поставленный звук [р]
Игра «Я и сказочный герой» Предложить ребенку соотнести себя со сказочным персонажем
Сроки проведения первичной, промежуточной и итоговой диагностики:
С учетом того, что коррекционная работа продолжается в течении одного учебного года, первичную диагностику мы проводим в начале учебного года, используя диагностическую карту, через пол года проводим промежуточную диагностику, указывая на динамику развития (положительная, волнообразная, отрицательная), итоговая диагностика проводится в конце учебного года, используя диагностическую карту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная индивидуальная программа коррекционной работы с ребёнком по логопедии
Картотека индивидуальных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации шипящих звуков
Картотека индивидуальных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации шипящих звуков.
Примерная индивидуальная программа коррекционной работы с детьми с ОНР 6-7 лет
Помощь педагогам в работе с детьми с ОВЗ.
Индивидуальная программа коррекционной работы с ребёнком , имеющим ОВЗ.
Программа содержит материал для работы с ребёнком 8-летнего возраста с умеренной умственной отсталостью, сочетающейся с атипичным аутизмом. .
Картотека упражнений по постановке ,автоматизации и дифференциации звуков
Работа над звуком, от его постановки до введения в речь – сложный процесс выработки устойчивого речевого навыка. Однообразное повторение слогов, слов, чистоговорок, текстов быстро надоедает ребе.
Постановка,автоматизация и дифференциация.Звук[р, л]
Представлен материал для постановки,автоматизации и дифференциации звуков [р, л].
Картотека упражнений по постановке, автоматизации и дифференциации звуков
Картотека по постановке, автоматизации и дифференциации звуков.
Источник: nsportal.ru
Способы и последовательность постановки звуков
Речевое развитие является отражением физического и интеллектуального развития ребенка. Поэтому правильная речь зависит от оптимальности общего режима дня, физических нагрузок, закаливающих мероприятий, сенсорного опыта и т. д. С показателями речевого развития в норме можно ознакомиться здесь.
- определению причины отклонений;
- выявлению неправильно произносимых звуков;
- разработке индивидуальной коррекционной траектории;
- исправлению нарушений.
Постановка звуков у детей — несложный, но кропотливый труд. При отягощенном анамнезе и органических первичных патологиях без логопеда не обойтись. Но, если ребенок относительно здоров, не имеет грубых наследственных предрасположенностей, не состоит на учете у невропатолога, отоларинголога и других медицинских специалистов, достаточно активен в познавательном плане, то самостоятельная звукопостановка в домашних условиях может быть вполне эффективной. Для подробного изучения проблем нарушения речи и постановки звуков речи можно обратиться к учебникам по логопедии и книгам по нейропсихологии.
Последовательность постановки звуков
Постановка звука — это формирование посредством специальных логопедических приемов новой нервной связи между звуковыми ощущениями (восприятием самостоятельно произнесенного звука), кинестетическими ощущениями (самостоятельным воспроизведением звука) и зрительными ощущениями (визуальным восприятием артикуляции). Постановка звука — это выработка новых нейронных связей, задействованных в произнесении определенного звука, и затормаживание старых дефектных.
Последовательность этапов по формированию звукопроизносительных умений и навыков представлена на схеме:
В первую очередь уточняется артикуляция гласных (э, а, и, ы, о, у) в приведенной последовательности. Затем отрабатываются мягкие соноры, далее их твердые пары: (м’-м, н’-н, j, л’-л, р’-р). После чего переходят к формированию смычно-взрывных: (п’-п, б’-б, т’-т, д’-д, к’-к, г’-г). Далее переходят к работе над щелевыми согласными: (ф’-ф, в’-в) и переднеязычным (с’-с, з’-з, ш-ж, х’-х, щ, ч, ц).
Г . В . Чиркина предлагает два этапа в постановке звуков и их дифференциации :
- О трабатываются а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л. Затем эти же звуки автоматизируются . также предполагается дифференциация : п — м, м — н, к — х, т — с, а — у — о — ы .
- Отрабатываются и автоматизируются б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р . Дифференцируют : с — з, ш — ж, ц — ч, ч — щ, ч — ть .
Данная очередность обусловлена порядком формирования фонетической системы языка в онтогенезе и возможностьювыполнить контроль с опрой на зрительный анализатор, кинестетику и вибрацию.
Последовательность постановки наиболее проблемных звуков можно отразить в виде схемы:
свистящие — шипящие — сонорные — йотированные
Обязательным атрибутом для занятий по коррекции звукопроизношения является зеркало. Постановка звуков речи базируется на общих педагогических и специальных логопедических принципах работы, является системным процессом и осуществляется поэтапно.
Подготовительный этап
Предусматривается подготовка речевого аппарата и периферических анализаторов к постановке звука. На этом этапе ведется работа по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания, голосовых возможностей, слухового восприятия и фонематического слуха. В этот же период развивают мелкую и общую моторику, работают над совершенствованием представлений о пространстве.
Все вышеперечисленные направления работы проводятся на фоне развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления. Кроме того, уделяется внимание эмоционально-волевой сфере ребенка, формируется интерес ребенка к логопедическим занятиям, вырабатывается навык управления и контроля за собственными действиями.
Этап постановки
Начинать следует с уточнения правильно произношения звука, над которым предстоит работа. Перед зеркалом проводится показ правильного положения органов артикуляции. Ребенку предлагается повторить определенную артикуляционную позу, опираясь на зрительные и кинестетические ощущения.
Приемов постановки одного и того же звука существует несколько. Выбор зависит от вида нарушения, от анатомических особенностей речевого аппарата, от степени доверия между ребенком и взрослым, который выполняет постановку звуков.
В основе работы лежит артикуляционная схожесть некоторых звуков (представлено на схеме). Другими словами, новый звук ставиться от другого звука, сходного по артикуляции. Важно, чтобы опорный звук, от которого будет осуществляться постановка, был нормированным, то есть неискаженным и достаточно хорошо автоматизированным в самостоятельной речи ребенка.
Таблица опорных звуков для коррекции звукопроизношения
Способы постановки
- По подражанию. Внимание ребенка обращается на положение органов артикуляции с использованием исключительно зрительных и тактильно-вибрационных ощущений.
- Механический. Оказывается помощь органам артикуляции специальными логопедическими инструментами или специально подготовленными подручными средствами.
- Смешанный. Используются приемы 2-х предыдущих способов.
Постановка свистящих звуков
Постановка шипящих звуков
Постановка сонорныго звука «Л»
Постановка сонорного звука «Р»
Этап автоматизации
К автоматизации переходят только после уверенного произнесения ребенком изолированного звука без подготовки артикуляционного уклада, самостоятельно, спонтанно.
Поставленный звук вводится сначала в простые слоги. Затем в слова в определенной позиции (выбор позиции звука в слове зависит от отрабатываемого конкретного звука) без стечения согласных. Постепенно переходят к слогам и словам со стечением согласных в слове, к словам сложной слоговой структуры. Далее звук закрепляется в словосочетаниях, предложениях, текстах чистоговорок, загадок, скороговорок, стихов.
На данном этапе широко используются дидактические игры на автоматизацию звуков. Игровые упражнения способствуют улучшению эмоционального фона занятий, что в результате значительно ускоряет процесс закрепления поставленных звуков.
Этап дифференциации
Обучение различению звуков сходных по артикуляционным и акустическим признакам. Дифференциация осуществляется также как и при автоматизации последовательно от слога к тексту. При этом одновременно ведется работа над всеми компонентами произносительной стороны речи (см. схему).
На всех этапах работы широко используются игровые приемы деятельности, различные картинки-символы, логопедические песенки, настольные игры, предметные и сюжетные картинки, демонстрационные альбомы, насыщенные речевым материалом на отрабатываемый звук.
Параллельно со всеми видами деятельности ведется расширение и обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, монологической связной речи. Полезными будут коммуникационные игры, логоритмика, занятия по вокалу.
Источник: logoped.name