Логопедическая программа игры для тигры характеристика преимущества и недостатки

Даже взрослые люди совершенно без «фефектов» речи порой увлекаются этим программным продуктом, будто это Counterstrike какой. Занимаясь упражнениями по развитию дыхания, самозабвенно пыхтят в микрофон, стараясь обдуть «парашютики» с одуванчика или поднять в полет воздушный змей.

Программа-игра состоит из четырех разделов: «Фонематика», «Звукопроизношение», «Лексика» и «Просодика» (в последнем и приходится больше всего работать с микрофоном), а в каждом разделе — более десятка упражнений, которые помогают привыкнуть к правильному расположению губ и зубов при артикуляции, корректируют ритм и тембр голоса, учат слитно произносить звуки в слове, соединять слова в предложении. В общем, эффективно бороться с таким распространенным явлением, как дизартрия, а это 80% всех нарушений речи. Впрочем, поможет она и в случае более серьезных проблем: слабый слух, заикание, ринолалия, дислалия.

Тут нужно подчеркнуть, что предназначены «Игры для Тигры» прежде всего для использования под руководством логопеда, и, хоть некоторые родители имеют возможность заниматься со своими детьми на домашнем компьютере, консультации с профессионалом остаются необходимым условием.

«Игры для Тигры».Интерактивные игры в выработке воздушной струи»

Постановщиком задач, автором сценария и художественным редактором при разработке программы выступала сотрудница кафедры логопедии Института специальной педагогики Уральского государственного педагогического университета Лариса Лизунова. Около двух лет ушло у пермского программиста Александра Лимонова на то, чтобы претворить ее научную разработку в компьютерный софт. Для оформления «Игр для Тигры» привлекались профессиональные актеры и композитор. За отличную графику нужно сказать отдельное спасибо художнику Михаилу Ларкину.

Программа была опробована в четырех пермских детских садах. Ее использование заметно ускоряет процесс коррекции речевых дефектов. Во-первых, благодаря ярко выраженному интерактивному началу. Во-вторых, мотивация у детей, конечно, не сравнима с той, что бывает при использовании обычного логопедического инструментария, «наглядности» в виде бумажных картинок. Были случаи, когда ребенок приболеет и может остаться дома, но все равно рвется в детский сад, не хочет пропустить занятия у логопеда с «Играми для Тигры».

Еще одно достоинство пермской разработки: ее игровые сюжеты коррелируют с детсадовской программой начального знакомства с окружающим миром и с задачами расширения словарного запаса. Программа получила хороший отзыв Института коррекционной педагогики Российской Академии образования.

Нельзя сказать, что «Игры для Тигры» — первая компьютерная логопедическая программа. Еще в 1991 году по заказу правительства и при бюджетном финансировании были созданы «Речевой калейдоскоп», «Учимся говорить», «Дэльфа». Все они работают под DOS и предлагаются вместе с адаптером, поскольку предполагают отсутствие у компьютера звуковой платы.

Сия древность продается в Москве за $200-300. Существует и программа «Видимая речь-3», но она предназначена только для слабослышащих детей, а в «московскую» цену ($1400) входит стоимость методички и загрузочного диска со специализированным микрофоном. Пиратская копия — 6 тыс. руб.

Лоскутникова Наталья Викторовна о логопедической программе Игры для Тигры

CD с «Играми для Тигры», которые отличаются от программ-предшественников, как Cу-27 от аэроплана Можайского, стоит 1500 руб. Цена появляющихся сейчас на рынке более-менее современных коррекционных программ — 7500 руб., причем предназначены они только для устранения заикания.

«Логопункт» разок робко прорекламировал свой продукт в журнале «Дошкольное воспитание», но большинство пользователей узнало о разработке на сайте www.logopunkt.ru. География распространения CD сейчас достаточно обширна, от Калининграда до Южно-Сахалинска и от Архангельска до Сочи. Проявили интерес и в странах, где имеются крупные русскоязычные анклавы: на Украине, в Германии и в Израиле.

Тем не менее за полгода количество покупателей едва превысило сотню. «Логопункт» явно сильнее в программировании, нежели в продвижении своего товара. Конечно, мало-помалу продажи будут расти. Но изготовители, на наш взгляд, слишком осторожно оценивают емкость российского рынка: 1 тыс. копий. Думается, еще хотя бы нулик надо бы приписать.

Ведь не только в специализированных, но и в большинстве обычных детских садов сейчас появилась штатная должность логопеда. Проблема коррекции речи становится все более актуальной.

Конечно, при нынешнем уровне финансирования дошкольных учреждений перспектива обеспечения каждого детсада компьютером выглядит неподъемно затратной. Но это только на первый взгляд. Ведь бухгалтерии-то детсадовские уже почти все компьютерами снабжены. А «железо», пригодное «Играм для Тигры», обойдется максимум в 10 тыс. руб.

Минимальные системные требования: процессор Pentium II 266 мГц, 32 МБ ОЗУ, совместимая с DirectX звуковая карта (версия DirectX допустима пятая), а также не вредные для детского зрения видеокарта с тактовой частотой 75 герц, монитор не менее 15 дюймов с разрешением 800х600, как можно более плоский. Ну и, естественно, CD-ROM, колонки и микрофон. В Перми в нескольких садиках родители уже с воодушевлением «скидывались» на приобретение компьютера для эффективной логопедической коррекционной программы.

Насколько областные власти проявят заинтересованность в максимальной эксплуатации полезной разработки в пределах региона, предсказать пока трудно. Возможность появления частных инвесторов, вкладывающих деньги в создание отечественных программных продуктов, сегодня многими воспринимается только юмористически — хотя «Логопункт» предпринял превентивные меры для защиты от пиратского копирования.

А инвестиции не помешали бы. Логопеды уже просят доработать программу, включить в нее раздел «Грамматика» и предусмотреть компьютерную диагностику речевых отклонений. Но уже в существующем виде «Игры для Тигры» — вне сколько-нибудь серьезной конкуренции.

Читайте также:
Lego wedo примеры программ

Конечно, даже если CD будет продаваться десятками тысяч экземпляров, налоговые отчисления вряд ли заметно обогатят местную казну. Зато будет формироваться образ Прикамья как региона, где производят высокоинтеллектуальные продукты, не имеющие сопоставимых аналогов.

В апреле этого года в Москве проходил общероссийский образовательный форум. Художник Ларкин, который «рисовал» пермскую коррекционную программу, помогал монтировать экспозицию областного департамента образования и по собственной инициативе показал участникам форума «Игры для Тигры». Программа вызвала сенсацию.

Это доказывает, что успешное продвижение пермской разработки за пределы региона вполне реально и потребует скорее организационных, нежели финансовых, усилий со стороны властей.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Источник: www.newsko.ru

Логопедическая программа игры для тигры характеристика преимущества и недостатки

Организация: МБДОУ №30

Населенный пункт: Краснодарский край, ст. Темиргоевская

Из года в год специалисты, работающие в детских учреждениях, отмечают рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. Не секрет, что зачастую речь детей старшего дошкольного возраста остается мало выразительной, бедной. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. У дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков.

Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету. К тому же, в последние десятилетия отмечается увеличение частоты встречаемости различных нарушений развития и явлений физиологической незрелости у новорожденных.

Своевременное проведение коррекционной работы позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях. В связи с этим развитие речи и исправление имеющихся у детей речевых нарушений особенно актуально в дошкольном возрасте.

Разработка и внедрение новых методов и приемов коррекционной работы представляет собой также одно из актуальных направлений развития специальной педагогики. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется его, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении.

Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние па эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка. Изучая инновационную методическую литературу пришла к выводу о необходимости использования ИКТ в логопедической работе. Компьютерные технологии коррекции речевых нарушений в настоящее время считаются вспомогательными средствами в логопедической работе. Они являются достаточно уникальными и чрезвычайно эффективными.

Важное значение имеет правильный подбор компьютерной игры, который зависит, прежде всего, от физиологических и возрастных возможностей ребёнка.

Учитывая преимущества компьютерных развивающих программ, я использовала логопедическую программу «Игры для Тигры», представленную в компьютерной технологии в форме мультимедийной игры, автор Л.Р. Лизунова-Пермь.2009 г. , предназначенную для коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» была представлена на всероссийской выставке «Российский образовательный форум 2004», проходившей 2 1 — 2 4 апреля 2004 г. в г. Москве в культурно-выставочном центре «Сокольники», а также всероссийском форуме «Образовательная среда 2004», проходившем 29 сентября — 2 октября 2004 г. в г. Москве во Всероссийском выставочном центре.

(Данная компьютерная технология внедрена в практику работы логопунктов и логопедических групп дошкольных образовательных учреждений комбинированного типа и дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи).

Логопед, использующий в работе компьютерные технологии, обязан заботиться о снижении до минимума отрицательного влияния компьютера на детей. Соблюдала инструкции по охране труда при работе с компьютером, изучила «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

После занятий с использованием компьютера провожу зрительную гимнастику.

При коррекции нарушений речевого дыхания у детей соблюдала следующие условия:

— нельзя переутомлять ребенка;

— необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу.

На начальном этапе мы поставили цель: формирование мотивационной готовности детей с нарушениями речи к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием ИКТ. Кроме того обучили некоторым элементарным действиям с компьютером.

Познакомили детей с внешними правилами управления компьютером, объяснили, что мониторы, микрофоны, звуковые колонки, клавиатура, манипулятор типа «мышь» помогают нам в занятиях и делают их интереснее и разнообразнее. Затем показывали ребенку, как включать компьютер, как выбирать нужную программу. Для установления контакта с детьми стремились увлечь их, заставить поверить в свои силы. Поэтому сначала сама продемонстрировала, как нужно выполнять предложенные задания.

Дети впервые работали за компьютером, поэтому движения рук их были неловкими и неумелыми, трудно управляли мышью. С каждым занятием повышалась мотивация у детей, а движения пальцев становились увереннее.

Познакомила детей с планом развивающей игры «Страны звуков и букв».

Далее формировала у детей задачи «Программы детского сада по развитию речи».

Создавала установки на активное, сознательное участие ребенка в образовательном процессе.

Читайте также:
Python как вернуться в начало программы

Основная цель состояла в коррекции и развитии устной речи детей. Здесь работа связана с коррекцией нарушений слухового внимания и развитием речевого дыхания, темпа и ритма, артикуляционного праксиса, а также развитием фонематического слуха, формированием звукового анализа, обогащением словарного запаса, становлением связной речи

Важно было сформировать у детей правильное речевое дыхание, особенно навык длительного и экономичного выдоха воздуха.

При автоматизации и дифференциации оппозиционных звуков добивалась самоконтроля за просодической и звукопроизносительной сторонами речи у детей с недостатками речи. Чем успешнее самоконтроль, тем лучше ребенок обучается управлению собственным речевым аппаратом. Поэтапно детям предлагались более сложные задания, направленные на развитие звуко-буквенного анализа. Все больше обогащался лексикон детей и развивалась их связная речь.

Работу планировали согласно учебно-методическому пособию «Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры» Л.Р. Лизуновой. В данном пособии отражены преимущества использования программы, дается подробная инструкция проведения игр.

Для удобства подготовки и планирования работы по мультимедийной программе «Игры для Тигры» систематизировали упражнения и составили картотеку игр по всем «Блокам» программы, которые можно использовать в индивидуальной и подгрупповой работе.

Для детей с ОВЗ составили Индивидуальный маршрут ребенка по коррекции речи с использованием «Игры для Игры».

В начале года провели диагностику развития речи, которая выявила, что у детей было нарушено много звуков в произношении, не дифференцировали их и на слух.

Отклонения в усвоении слоговой структуры слов носили разный характер. У детей был недостаточный словарь (резко ограничен), не понимали смысла значений многих слов. Дети испытывали трудности в названии частей предметов ( вымя, копыта ,грива ), был беден глагольный словарь, уточняющий действия( лакает, ждёт, грызёт, называли однозначно « ест».)
Не употребляли приставочные глаголы, затруднялись подбирать антонимы, относительные прилагательные.
Выявлялась распространённость ошибок грамматического характера: путали предлоги в, к, с, из — под, из — за, между, через; допускали ошибки в окончаниях слов ( карандашов ); в построении предложений. В связной речи отмечалась нехватка речевых средств, нарушение последовательности, узкое восприятие действительности, недостаточное умение установить причинно — следственные связи между событиями.

Наблюдались также примитивность общения детей, скованность, замкнутость. Дети, осознавая свой дефект, переживали, были неуверенны. Отсутствовала мотивация к занятиям.

Компьютерная технология «Игры для Тигры» заинтересовала детей с первого занятия.

Общение с компьютером вызывало у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок программы «Игры для Тигры»

  • способствовали повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям,
  • позволили добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия,
  • преодолевались непроизвольные насильственные движения.
  • осуществляли индивидуализацию обучения,
  • устранялся речевой негативизм,
  • включали в работу различные анализаторы: слуховой, зрительный, двигательный.
  • учили детей самостоятельно решать проблемные задачи, которые предлагал главный герой программы.
  • учились доводить начатое дело до конца,
  • расширяли кругозор дошкольников,
  • поощрение ребенка при их правильном решении сказочным героем являлось стимулом познавательной активности детей и развитию самооценки,
  • развивались коммуникативные способности,
  • повышали эффективность и качество усвоения программы по речевому развитию.

Положительные эмоции, полученные детьми от игры на компьютере, активировали их речевую деятельность, возрастала потребность высказать свои чувства и мысли, то есть возрастала мотивация общения. Поведение ребёнка на занятии становилось более раскрепощённым, повышалась его самооценка.

Между педагогами и ребёнком устанавливался прочный эмоциональный контакт, так как в этом случае выступала в качестве партнёра ребёнка, а контролирующую функцию брал на себя компьютерный персонаж программы Тигренок. Всё это помогало создать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта, что также способствовало ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности. В результате применения специальной компьютерной программы в логопедической работе у детей возросла речевая активность, появилось желание общаться со сверстниками, повысился социальный статус в своей возрастной группе. Для коррекционно-развивающего образовательного процесса существенным являлось и то влияние компьютерных игр, которое они оказывали на становление личностного развития дошкольника — развивали чувство самостоятельности и уверенности в себе, повышали внутренний психологический статус, являясь своего рода разновидностью «игротерапии» в комплексе лечебно — коррекционного воздействия.

Использование в коррекционно-образовательном процессе специализированной компьютерной технологии «Игры для Тигры» способствовало коррекции, формированию и развитию:
— длительности и силы речевого выдоха,
— громкости (интенсивности) и юмора голоса,
— темпо-ритмической организации,
— интонационной выразительности,
— четкости и разборчивости речи,
— эфферентного и афферентного звеньев речевой системы,
— неречевого слухового гнозиса,
— речевого слухового гнозиса,
— звукового анализа и синтеза,
— структуры значения слова,
— лексических связей слов (синтагматических и парадигматических),
— грамматического значения слова,
— коммуникативных навыков детей.

В результате экспериментальной коррекционной работы с использованием

Читайте также:
Valorant программа vanguard не запущена

компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры»

У всех детей были поставлены и автоматизированы звуки, развился фонематический слух, дети овладели звуко — слоговым анализом и синтезом слов, анализом предложений.

Увеличился качественный и количественный активный и пассивный словарь детей. Дети стали подмечать в тексте слова -действия, слова — признаки, включая их в правильную структуру предложения. Дети стали общительными, появился познавательный интерес. Положительных результатов добилась благодаря совместным усилиям и тесному взаимодействию с воспитателями и родителями.

В начале года все были ознакомлены с результатами логопедического обследования, составлены задачи на год, в течение года обсуждались возникшие трудности у детей и их причины, отмечались улучшения в формировании языковых средств и познавательной активности. Приглашала родителей на занятия. Для родителей была проведена консультацию на тему: «Нужен ли дошкольнику компьютер»? Постоянно чувствовалась общая заинтересованность.

Работа проводилась систематически, осуществляя дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом его психофизиологических возможностей.

Считаю, что компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» эффективно помогла в достижении положительных результатов в развитии речи детей, а также мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение), в социально- личностном развитие каждого ребенка; развитии коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать определенные выводы.

Целенаправленное использование компьютерной логопедической программы

«Игры для Тигры» в процессе коррекционного воздействия детей с ОНР и ФФН позволяет добиться положительных результатов в развитии речи, значительно повышает эффективность процесса обучения.

Разработанная система приемов дифференцированного и индивидуального компьютерно-опосредованного коррекционного воздействия по преодолению недостатков речи у детей через мультимедийные «Игры для Тигры» является инновационным методом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков и составляет своеобразное ядро методической технологии логопедической работы с применением компьютерных развивающих программ.

Использование компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры» в процессе обучения детей свидетельствуют о том, что специальные приемы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции звуко-произносительной и просодической сторон их речи и в целом содействуют гармонизации развития.

Список использованной литературы:

  1. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»: Учебно-методическое пособие / Изд. 2 доп. И перераб .- Пермь,2014.- 60 с 2. CD 2.

Логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры»/ logopunkt . ru 2003

Источник: www.pedopyt.ru

Игры для Тигры

Как я знаю, для логопедов разработано не так много программного обеспечения. И компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи “Игры для Тигры”, здесь занимает если не первое, то одно из первых мест.

Удачные программные продукты в любой области получаться, когда за них берутся специалисты из интересующей области и компьютерщики. Наш клуб “Логобург” это одно из подтверждений данного правила, так же, как и программный комплекс «Игры для Тигры» , разработанный большим авторским коллективом под управлением науки.

Сам комплекс включает в себя как компьютерную программу «Игры для Тигры», так и методические рекомендации по ее применению в коррекционно-образовательном процессе (учебно-методическое пособие).

Востребовано и назначение комплекса “Игры для Тигры” — коррекция общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Все же, мы с вами живем уже в 21 веке, времена, когда компьютер был недоступен в учебных учреждениях, давно прошли и теперь ноутбук и планшет неотъемлемая часть оборудования специалиста. И программный комплекс «Игры для Тигры» часто встречается в наших учебных заведениях.

Программа «Игры для Тигры» представляет собой программно-методический комплекс, сопровождаемый подробным методическим руководством для специалистов-логопедов и родителей. Методическое пособие содержит рекомендации по организации индивидуальной и подгрупповой работы с использованием компьютерной программы «Игры для Тигры», описывает принципы внедрения компьютерной программы в традиционную систему коррекционной работы, пошаговое описание и сопровождение каждого блока, модуля, упражнения и задания.

Основными принципами положенные в основу построения программы “Игры для Тигры” являются:
• системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
• игровая форма обучения;
• интерактивность;
• полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;
• дифференцированный подхода к обучению. Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;
• объективность. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные;
• создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

Программа состоит из четырех больших блоков : «Фонематика», «Просодика», «Лексика» и «Звукопроизношение». Более подробно схема упражнений программы представлена на сайте программы.

На сайте разработчиков можно более подробно познакомится с возможностями программного комплекса “Игры для Тигры”, получить как демонстрационную версию, так и демонстрационную версию одного из упражнений используемого в программе. А также загрузить описание и посмотреть системные требования и заказать программный комплекс для своей индивидуальной работы.

Ваш админ. Всем здоровья!

Источник: logoburg.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru