Новое знание не даётся детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. Математическая грамотность – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Цель программы:
Всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Задачи программы:
Формировать мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
Увеличивать объем внимания и памяти.
Развивать мыслительные операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение классификация, конкретизация, аналогия)
Развивать вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Развивающие мультики — Сборник Логика для детей — все серии
Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Формировать произвольность поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
Формировать умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными, правилами, проверять результат своих действий и т.д.).
Формировать умения понимать правила игры и следовать им.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями
математической действительности: с количеством и счётом, измерением и сравнением
величин, пространственными и временными ориентировками.
Концептуальная основа программы:
Большое место занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.
В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.
Программа кружка построена на основе принципов, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:
Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.
Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.
Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов.
Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов.
Тесты на логику для детей ПРОВЕРЬ НЕ ЗАСОХЛА ЛИ ТВОЯ ЛОГИКА ( Бабушка Шошо )
Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Организационно-методическое обеспечение программы:
Программа предназначена для детей среднего дошкольного возраста.
Занятия проводятся с подгруппой детей 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий 20 минут.
Методы и приёмы:
Словесный метод:
Беседы, чтение рассказов, загадок, использование образцов педагога, физкультминутки.
Информационно-рецептивные методы:
Рассматривание иллюстраций, показ воспитателя, объяснения.
Репродуктивный метод:
Самостоятельная деятельность на занятиях
Исследовательский метод:
Направлен на развитие фантазии и творчества
Ожидаемы результаты:
К концу обучения по программе «Логика для малышей» основным результатом должно стать продвижение детей в развитии познавательных процессов (внимание, память, речь, фантазия, воображение), мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), познавательного интереса, деятельностных способностей (исполнение правил игры, преобразование на основе понимания причины затруднения, самоконтроль), в общении (умение выполнять задачу вместе с другими детьми) и коммуникации (опыт изложения своей позиции, понимания, согласования на основе сравнения с образцом)
При этом у детей формируются следующие основные умения:
Умение продолжить ряд из предметов или фигур, отличающихся одним признаком.
Умение самостоятельно составлять подобные ряды.
Умение считать в пределах 8 в прямом и обратном порядке.
Умение соотносить запись чисел 1-8 с количеством и порядком предметов.
Умение правильно устанавливать пространственные отношения: на – над – под,
вверху – внизу, снаружи – внутри, за – перед.
Умение непосредственно сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте.
Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.
Умение различать правую и левую руку.
Умение узнавать и называть квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб, цилиндр, призму, пирамиду. Находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий.
В работе используются следующие технологии обучения:
Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);
Проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);
Технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию)
Формы подведения итогов реализации программы:
в прямом и обратном порядке.
Умение соотносить запись чисел 1 — 8 с количеством и порядком предметов.
Умение продолжить ряд из предметов или фигур, отличающихся одним признаком. Умение самостоятельно составлять подобные ряды.
Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.
Умение правильно устанавливать пространственные отношения: на — над — под, вверху — внизу, снаружи — внутри, за — перед.
Умение узнавать и называть квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб, цилиндр, призму, пирамиду. Находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
Источник: www.art-talant.org
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «логика для малышей».
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность Программы .
2. Цель и задачи программы.
2.1. Цель программы: Овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности
2.2. Задачи программы:
Учить детей осуществлять зрительно-мыслительный анализ своих действий.
Учить понимать учебную задачу и решать её самостоятельно.
Учить кодировать, выполнять действия согласно выданному алгоритму. Упражнять в анализе.
Развивать умение синтезировать, аргументировать свои действия.
Развивать воображение и творческие способности.
Воспитывать интерес умственному труду.
3. Категория учащихся.
Возраст обучающихся: от 4 до 5 лет.
4. Срок реализации Программы.
Срок реализации программы: 1 год (36 недель, 72 часа)
5. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.
Форма организации образовательной деятельности — очная, групповая.
Занятия проводятся в разновозрастных группах. Численный состав: оптимально — 12 человек, допустимое количество обучающихся – 15 человек.
6. Режим занятий
Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю. Общая продолжительность занятия составляет 20 минут.
Количества образовательной деятельности в неделю
Продолжительность образовательной деятельности
7. Планируемые результаты освоения программы.
В результате освоения программы дети:
1.выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
2.сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);
3.ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;
4.разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
5.сопоставлять части и целое для предметов и действий;
6.называть главную функцию (назначение) предметов;
7.расставлять события в правильной последовательности;
8.выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
9.применять какое- либо действие по отношению к разным предметам; 10.описывать простой порядок действий для достижения заданной цели; 11.находить ошибки в неправильной последовательности простых действий; 12.проводить аналогию между разными предметами;
13.запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
14.проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.
Мониторинг усвоения знаний осуществляется в начале и конце учебного года. Используются такие формы обследования как беседа с детьми, анкетирование родителей.
8. Характеристика возрастных особенностей развития детей.
За время роста и развития ребенка его мышление претерпевает существенные взаимообусловленные изменения. Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения
между предметами и
использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при
помощи предметно-действенного мышления, являющегося основным видом мышления ребенка раннего возраста. Кроме того ребенок
начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой. Так рисунок может
изображать игрушку, а игрушка – то, что нарисовано. Формируется способность к замещению – умение использовать при решении
умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений. В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку
овладеть чтением, письмом, моделированием, схематизацией и т.д.
По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы – представления о том, каким может быть результат
того или иного действия. Основным видом мышления присущим ребенку дошкольного возраста, становиться наглядно-образное
Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными
суждениями, так как к умозаключениям еще не готов.
В среднем дошкольном возрасте начинает формировать словесно-логическое мышление.
Программа «МИР ЛОГИКИ»
Юлия Лейман
Тип материала: Программа
Рейтинг:
голосов:21 просмотров: 50832
Краткое описание
Цель: формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.
Описание
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад обще развивающего вида № 2 города Томска
Цель: формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.
Задачи:
Ø Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале.
Ø Совершенствовать произвольное внимание, память.
Ø Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
Ø Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Ожидаемые результаты: Формирование познавательных логических УУД в интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Интегративные качества, формируемые у ребёнка: осведомленный, любознательный, сообразительный, умеющий анализировать, обобщать, слушать, доказывать свою точку зрения.
Структура программы .
Программа ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста в течении двух лет.
Возрастные группы: старшая (5-6 лет) и подготовительная (6-7 лет).
Количество часов: в неделю — 2ч.; в год — 72ч.
Форма работы: Групповые занятия (до 12-и человек), включающие в себя:
l развивающие игры логико-математического содержания;
l словесно-логические упражнения;
l самостоятельную деятельность детей;
l рассматривание и беседу по картинке;
l раскрашивание «умной» картинки;
l использование литературных текстов;
l интеллектуальные викторины…
Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает», «Что пропущено»
Игры с блоками Дьенеша: «Помоги муравьишкам», «Страна муравия», «Построй дорожку» и др. (7)
Игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо» и др. (3)
«Подбери заплатку к коврику», «Чего не хватает». (5,12)
Игры с Блоками: «Дорожки», Домино», «Найди пару», Поймай тройку». (3,7)
Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры. (3)
Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Логические цепочки».
«Найди все дороги», «Где чей домик?» (2);«Математический планшет», «Логическая мозаика»-занимательные игры. Учебно – игровые пособия: «Логика и цифры», «Играем в математику».
§ Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
· Развитие умения рассуждать, делать умозаключения.
Средний уровень. Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.
Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них.
Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Низкий уровень. Ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями.
Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Не способен делать умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса. Не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив. Не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Варианты диагностического обследования детей.
«Определение обобщающих понятий» (6-7 лет), автор Л.Ф.Тихомирова . Ребёнку предлагается один из наборов, в каждом из которых 10 слов.
Задание ребёнку: дать определение каждому из предлагаемых слов.
1. Школа, больница, автобус, самолёт, сапоги, пальто, карандаш, хлебница, чашка, слива.
2. Улей, берлога, автомобиль, троллейбус, ботинки, рубашка, ручка, маслёнка, яблоня, тарелка.
3. Аквариум, скворечник, трамвай, теплоход, фломастер, кроссовки, тетрадь, куртка, сахарница, груша.
На то, чтобы дать определение для каждого слова, отводится 30 секунд. За каждый правильный ответ даётся один балл. Если ответ ребёнка не совсем точен, даётся 0,5 балла. Исследователь должен быть уверен, что ребёнок знает предлагаемое слово. Только после этого его просят самостоятельно дать определение.
Оценка результата: Максимальное количество баллов — 10, минимальное — 0. При повторном проведении исследования детям даётся 2-ой и 3-ий набор слов.
8-10 баллов — высокий уровень развития.
4-7 баллов — средний уровень развития.
1-3 балла — низкий уровень развития.
«Определение уровня умственного развития старших дошкольников» (Э.Ф.Замбицавичене) Тест состоит из 4-ёх субтестов.
Ø Исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний.
Ø Исследование операций обобщения, способности выделить существенные признаки предметов.
Ø Исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Ø Выявление умения обобщать.
Пробы для ребёнка читаются вслух.
Субтест №1.
Выберите одно из слов, заключённых в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.
1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
2. В тёплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
3. В году (24, 3, 12, 7) месяцев.
4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
5. Самая большая птица (ворона, страус, воробей, сокол, орёл).
6. Розы – это (фрукты, овощи, цветы, дерево).
7. Сова всегда спит (ночью, утром, вечером, днём).
8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
10. Город России – (Париж, Москва, Лондон, Варшава, Россия).
Субтест №2.
В каждой строке даны пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и назвать его.
1. Тюльпан, лилия, ромашка, фасоль, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
4. Томск, Новосибирск, Москва, Новокузнецк, Кемерово.
5. Тополь, берёза, орешник, липа, осина.
6. Окружность, треугольник, указка, прямоугольник, квадрат.
7. Иван, Сергей, Нестеров, Никита, Андрей.
8. Число, плюс, минус, равно, неравно.
9. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
Субтест №3.
В первом примере дана пара слов, которые находятся в определённой связи между собой.
Для второго слова необходимо подобрать одно из пяти слов, приведённых в скобках, так, чтобы они находились в такой же связи.
1. Огурец – овощ;
Георгин – (сорняк, роса, садик, цветок, земля).
2. Учитель – ученик;
Врач – (почки, больные, палата, термометр, больница).
3. Огород – морковь;
Сад – (забор, скамейка, яблони, колодец, собака).
4. Цветок – ваза;
Птица – (клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья).
5. Перчатка – рука;
Сапог – (чулки, подошва, кожа, нога, щетка).
6. Тёмный – светлый;
Мокрый – (солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный).
7. Часы – время;
Термометр – (стекло, температура, кровать, больной, врач).
8. Машина – мотор;
Лодка – (река, моряк, болото, парус, волна).
9. Стул – деревянный;
Игла – (острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная).
10. Стол – скатерть;
Пол – (мебель, доска, гвозди, ковёр, пыль).
Субтест №4.
Эти пары слов нужно назвать одним названием.
1. Метла, лопата – 6. Шкаф, диван —
2. Окунь, карась – 7. День, ночь —
3. Лето, зима – 8. Слон, муравей —
4. Огурец, помидор – 9. Июнь, июль —
5. Сирень, шиповник — 10. Дерево, цветок —
Оценка результатов теста.
Субтест №1. За правильный ответ после первой попытки – 1 балл. Если ответ неверный, предлагается подумать. За правильный ответ после второй попытки – 0,5 балла.
Субтест №2. За правильный ответ – 1 балл. За правильный ответ со второй попытки – 0,5 балла.
Субтест №3. За правильный ответ – 1 балл, со второй попытки – 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.
Субтест №4. Оценки аналогичны вышеприведённым. Уточняющие вопросы не задаются.
Максимальное количество баллов, которое может набрать ребёнок – 40.
Х *100%
Оценка успешности (ОУ) = —————-, где Х – количество баллов, полученных
испытуемым. 40
Уровни успешности:
5-ый – 40 баллов (100%);
4-ый – 32-39 баллов (80-99%);
3-ий – 26-31,5 балла (65-79,9%);
2-ой – 20-25,5 балла (50-64,9%);
1-ый – менее 19,5 балла (менее 49,9%).
Список использованной литературы.
1. «Детство» — программа развития и воспитания детей в детских садах. Санкт – Петербург, «Детство – пресс», 2003г.
2. «Давайте поиграем» — математические игры для детей. Под редакцией Столяра А.А. Москва, 1991г.
3. «Математика до школы» — пособие для воспитателей. Санкт – Петербург, Детство – пресс, 1992г.
4. «Математика от трёх до шести» — программа. Составили: Михайлова З.А., Иоффе Э.Н., «Детство – пресс», 1992г.
5. Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников».
6. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
7. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» — пособие. Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2002г.
8. Приказ МИНОБРНАУКИ России от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Ф.Г.Т. к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования». (Пункт 3.4)
9. Пиаже Ж. «Как дети образуют математические понятия» — вопросы психологии, №4, 1996г.
10. Пиаже Ж. «Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка», Москва, 1969г.
11. Ткаченко Т.А. «Упражнения для развития словесно – логического мышления»
12. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А.Р., 2000г.
13. Тихомирова Л.Ф. «Логика». Ярославль, А.Р., 2000г.
14. Венгер А.Л., Венгер Л.А. «Домашняя школа мышления».
- Дошкольное образованиеВоспитательТехнологии, методики, формы работы
- Дошкольное образованиеВоспитательКонспекты занятий, сценарии мероприятийДетствоСтаршая группа
- Дошкольное образованиеВоспитательТехнологии, методики, формы работыДетство
Источник: www.uchmet.ru