Автор-любитель опубликовал в социальной сети видеозарисовки из своего путешествия по России — пост набрал много лайков и отзывов от друзей. Позже он обнаружил свои же видеозарисовки у другого автора, опубликованные в его блоге в качестве футажей для рекламной интеграции. Непонятно, радоваться автору или нет: с одной стороны, его работы ушли в массы и стали популярнее, а с другой, использовались без разрешения, да еще и в коммерческих целях.
Коммерческое использование объектов интеллектуальной собственности дает широкий простор для всех, кто создает контент и привык самостоятельно управлять своими ресурсами. Автору полезно знать, какие права при создании авторских объектов у него есть, как бороться с нарушителями и как, в частности, правильно передать права на видео, фотографии, музыку и другие объекты в коммерческое использование — рассказываем в статье.
Коммерческое и личное использование объектов авторского права: в чем разница?
Коммерческое использование — это любое использование, результатом которого станет коммерческая выгода. Не всегда это означает получение финансового вознаграждения, часто термин относится к действиям, которые носят коммерческий характер и несут выгоду бизнесу.
Лицензионные программы бесплатно. Бесплатные лицензии.
Например, к коммерческому использованию относятся снимки, опубликованные на сайте-портфолио фотографа, рекламирующие его работу и приносящие ему новых клиентов. Помещенные авторские иллюстрации на футболке или сумке тоже относятся к коммерческому использованию, так как рекламируют продукцию производителя. Музыка, используемая в качестве фона к видеоролику, помогает продвигать работу другого автора, поэтому аналогично относится к коммерции.
Личное или некоммерческое использование — это любая деятельность, которая не связана с получением прибыли. По статье 1273 ГК РФ допускается без согласия автора и без выплаты вознаграждения воспроизведение произведения исключительно в личных целях. Например, к личному использованию относится просмотр фильма дома, загрузка фотографий на ноутбук для показа друзьям, прослушивание музыкальной композиции в машине. Личное использование не должно прямо или косвенно приводить к финансовой выгоде и рекламировать продукт.
Если человек использует авторское произведение не в личных целях, на это всегда требуется согласие автора.
Как правильно передать объекты авторского права в коммерческое использование?
Изначально автору принадлежат личные неимущественные права — они неотчуждаемы и всегда закреплены за автором, это:
- право на имя;
- право на обнародование;
- право на авторство;
- право на неприкосновенность произведения.
А также имущественное (исключительное право), предполагающее реализацию объектов интеллектуальной деятельности любым способом — его автор может передавать физическому или юридическому лицу, именно с ним связано коммерческое использование объектов авторских прав.
Для передачи исключительного права автор может заключить один из следующих договоров:
Программы для визуализации
По лицензионному договору одна сторона (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) право использовать результат интеллектуальной деятельности в предусмотренных договором пределах. Он часто применяется для передачи как патентных прав, так и авторских и смежных, прав на средства индивидуализации и так далее.
Лицензия может быть двух видов: простая (неисключительная) и исключительная. Вид лицензии влияет на то, может ли лицензиар после выдачи лицензии использовать объект сам, и может ли он выдать лицензию одному или нескольким лицам. Неисключительная лицензия предполагает, что лицензиар вправе выдавать аналогичные лицензии другим компаниям. При исключительной лицензии правообладатель теряет право использовать интеллектуальную собственность и выдавать аналогичные лицензии другим лицам на протяжении установленного срока, например, 5 лет. Если лицензиату дали правомочие на сублицензирование, он может передавать полученные права третьим лицам.
Договор коммерческой концессии (франчайзинга)
По данному договору одна сторона предоставляет другой право использования комплекса исключительных прав, коммерческого опыта и деловой репутации за коммерческое вознаграждение (ст. 1027 ГК РФ). Правообладатель получает возможность продавать товары и услуги без дополнительных вложений в их создание и производство.
Использование ПО не по назначению в период пробного периода
Добрый день, подскажите чем регламентируется использование программного обеспечения для оказания услуг. В частности интересует могу ли я использовать триальную версию ПО для оказания услуг по договору? Может ли кто то потребовать предоставить права на соответствующее использование данного ПО?
23 апреля 2019, 18:31 , Вячеслав, г. Пермь
Ответы юристов
Павел Сёмин
Юрист, г. Нижний Тагил
Общаться в чате
Если в общем, то регулируется частью 4 Гражданского кодекса и некоторыми международными договорами. Если более конкретно, то лицензией на данную программу — то есть тем самым лицензионным соглашением, которое обычно требуют принять при установке.
Общее правило такое: программу нельзя использовать, если разработчик программы не разрешил. А если разрешил, то можно только так, как он разрешил, и никак иначе. Все разрешения и запреты разработчик описывает в лицензионном соглашении, поэтому именно из лицензионного соглашения будет понятно, как можно использовать триальную версию.
Например, в лицензионном соглашении может быть написано, что триальная версия может быть использована только для ознакомительных целей и не может использоваться для какой бы то ни было предпринимательской деятельности. В таком случае её нельзя использовать для оказания услуг по договору (во всяком случае, если такие услуги — это ваша обычная деятельность, а не что-то однократное).
Или, например, в лицензионном соглашении может быть сказано, что триальную версию можно использовать в том числе в коммерческих целях, однако с ограничением срока работы программы. Значит, такую программу можно использовать для оказания услуг по договору.
Даже если программа не триальная и вы её купили, её может быть запрещено использовать в коммерческих целях. Если ценник стоит за версию «Для личного использования», то работать с программой для оказания услуг другим лицам будет нельзя — нужно будет искать версию наподобие «Для коммерческого использования» или даже отдельно договариваться с разработчиком об индивидуальных условиях.
Проверить, есть ли у вас право на соответствующее использование программы, может в первую очередь сам разработчик (как он узнает — другой вопрос, но в программу могут, например, быть встроены технические средства). Есть ещё надзорные органы, которые теоретически могут прийти с проверкой. Другая сторона по договору может потребовать у вас подтверждения того, что вы используете лицензионное ПО — ей это может быть нужно, чтобы обезопасить себя от возможных претензий.
Конечно, многое зависит от того, о какой программе вы говорите и зачем она вам нужна. Если это какой-то вспомогательный инструмент вроде планировщика, то по большому счёту все равно, что вы в нём планируете — свой день или расписание деловых встреч. Если это какая-то серьёзная специализированная программа, без которой никак не обойтись и об использовании которой как-то может узнать заказчик, то лучше внимательно почитать лицензионное соглашение и действовать в соответствии с ним. Ну, или поискать бесплатную альтернативу.
Источник: pravoved.ru
Франшиза и лицензионный договор: основные отличия
Ранее мы писали о том, что такое лицензионный договор и договор франчайзинга. Иногда у предпринимателя возникает вопрос, какой договор нужно заключить в том или ином случае, незнание ответа на этот вопрос и нежелание разбираться может привести к пустой трате средств. Рассказываем в чем основное сходство и различие этих договоров.
Что такое франшиза и лицензионный договор?
Договор франчайзинга (коммерческой концессии) — разрешение на использование товарного знака в предпринимательской деятельности, в том числе с использованием названия, фирменного стиля компании, секрета производства.
Лицензионный договор — это предоставление права пользования товарным знаком (интеллектуальной собственностью) в обозначенных условиях договора. Например, приобретатель может его использовать при маркировке своей продукции. Лицензия может быть как исключительной (передается одному лицензиату), так и неисключительной (право использования товарного знака передается нескольким лицензиатам).
Если вы еще не решили какой договор подходит под ваши цели, то напишите нам. Мы проконсультируем вас, составим необходимый договор и отправим в Роспатент.
Франшиза и лицензия: сходство и различие
Что объединяет:
- в обоих вариантах передается право на использование интеллектуальной собственности;
- договоры регистрируются в Роспатенте и примерно за одинаковое время;
- возмездная основа (сумма определяется лицензиатом или франчайзером);
- правообладатели, передавая право использования не лишаются прав на интеллектуальную собственность;
- лицензиар и франчайзер могут получать роялти — регулярное отчисление за использование интеллектуальной собственности, бизнес-инструментов и так далее (прописывается в договоре);
Основные отличия:
- приобретатели франшизы только предприниматели и юридические лица, а в лицензионном договоре также могут быть НКО и физические лица (исключение — лицензионный договор о передаче прав на товарный знак не может быть заключен с физическим лицом);
- лицензионный договор заключается для передачи прав только на результаты интеллектуальной деятельности, в то время как франшиза предполагает более обширные варианты – открытие бизнеса под брендом правообладателя с готовым бизнес-планом, информационной поддержкой, обучением сотрудников и т.д.;
- в случае лицензионного договора объект как правило один, в то время как по договору коммерческой концессии всегда передается комплекс исключительных прав, в составе которого должен быть товарный знак;
- франчайзер несет дополнительную ответственность за качество продукта (услуги) франчайзи. Если эти товары (услуги) не соответствуют ожиданиям потребителя, а сам партнер отказывается удовлетворить требования клиента, то ответственность ложится на франчайзера, при лицензионном договоре такой ответственности не предусмотрено.
Какой из этого можно сделать вывод? Если вы хотите запустить полноценный бизнес «под крылом» существующего бренда с готовым бизнес-планом, маркетинговыми инструментами, обучением сотрудников, то вам нужен договор франшизы, а если вы развиваете собственный и хотите, к примеру, выпустить продукт с маркировкой чужого товарного знака, то вам подходит лицензионный договор. Для правообладателей товарного знака оба варианта помогут расширить свое дело, увеличить узнаваемость бренда, получить дополнительную прибыль.
Остались вопросы? Задайте их нам.
Источник: onlinepatent.ru