Практически каждый дипломированный профессионал хотя бы один раз в своей профессиональной деятельности сталкивается с необходимостью приобретения новых навыков, смежных профессий, в повышении квалификации или переподготовке. Эта необходимость обусловлена естественным желанием развиваться, интересом к возникающим новым перспективным направлениям и профессиям, желанием работать в разных областях, получить должность руководителя или повышение заработной платы.
Высокая конкуренция на рынке труда диктует свои правила, требуя от работника универсальности и гибкости. К тому же многие должности, особенно руководящие, находятся на стыке нескольких профессий и без освоения новых знаний в таком случае просто не обойтись.
Каким образом определиться с выбором формы для саморазвития? Какие варианты дополнительного образования существуют для работника, уже имеющего профессию?
В п. 1 ст. 76 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон) дано определение понятию «дополнительное профессиональное образование»: «Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды».
Дополнительные профессиональные программы
В п. 1 ст. 73 данного Закона определена суть понятия «профессиональное обучение»: «профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования».
При этом в качестве видов дополнительного профессионального образования для лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего ст. 76 Закона установлены два вида: «Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)».
В п. 2 и 3 ст. 73 Закона даны определения понятиям «профессиональная переподготовка» и «повышение квалификации»:
— «Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности;
— «Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня».
Вебинар на тему «Профилактика нарушений при разработке дополнительных профессиональных программ»
Кроме того в п. 4 и 5 ст. 76 Закона раскрывается сущность таких программ:
— «Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
— Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации».
Перечень профессий рабочих, должностей служащих по которым осуществляется профессиональное обучение, утверждает Министерство образования РФ.
Пройти обучение по одной из дополнительных профессиональных программ могут лица либо, уже имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, либо только получающие их.
Необходимость получения дополнительного профессионального образования в соответствии с Трудовым Кодексом РФ определяет работодатель. Так, в абз. 1, ст. 196 указано: «Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель».
А в абз. 2 той же статьи определен и порядок направления: «Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором».
Периодичность прохождения курсов повышения квалификации регламентируется Трудовым кодексом РФ, профессиональными стандартами, приказами и распоряжениями ведомств, трудовым или коллективным договором, локальными актами организации.
Для большинства профессий законодатель установил обязанность прохождения курсов повышения квалификации не реже, чем один раз в пять лет. Из этого правила есть исключения. Например, один раз в три года повышение квалификации должны пройти педагогические работники, судьи, государственные гражданские служащие, оценщики, бухгалтеры и др., а для аудиторов периодичность составляет один раз в 12 месяцев.
Все сведения об образовании, профессии и специальности на основании соответствующего приказа работодателя вносятся в трудовую книжку работника. Согласно пп. «б», п. 9 «Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках»: «В трудовую книжку при ее оформлении вносятся следующие сведения о работнике:
— образование, профессия, специальность — на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки)».
В соответствии с п. 10, ст. 76 Закона: «Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ».
Точное значение понятий «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» мы находим в ст. 195.1. ТК РФ:
— «Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника;
— Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции».
Установленные к квалификации работника требования и профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями.
Работник может получить дополнительное профессиональное образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве. Дополнительная профессиональная программа может быть реализована полностью или частично в форме стажировки. Обучение можно осуществить и в форме самообразования.
Длительность обучения зависит от программы, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных стандартов и требований самой образовательной организацией, а также может быть определена договором об образовании. Профессиональная переподготовка — более длительный, а соответственно и более дорогостоящий процесс по сравнению с программами повышения квалификации.
В соответствии с п. 14, ст. 76 Закона: «Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно».
П. 16 ст. 76 определена форма документа, выдаваемого по итогу обучения: «Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке».
Итак, сравнивая два вида дополнительного профессионального обучения, несмотря на кажущуюся близость понятий, можно выявить ряд существенных отличий.
Цель повышения квалификации состоит в получении новой компетенции или повышении профессионального уровня в рамках приобретённой ранее квалификации. Цель переподготовки – в получении компетенции для выполнения иного вида профессиональной деятельности, в приобретении дополнительной новой квалификации.
Продолжительность обучения по программам переподготовки значительно более существенная по сравнению с длительностью программ повышения квалификации.
Цена обучения на курсах повышения квалификации ниже, чем прохождение переподготовки.
Различаются и итоговые документы: по окончании обучения по программе повышения квалификации выдаётся удостоверение, а прохождение переподготовки подтверждается дипломом государственного образца.
Отличается также и статус специалиста: повышение квалификации даёт работнику возможность выполнять свои обязанности на более высоком уровне, чем прежде, а переподготовка открывает перспективу реализации в другом, новом виде деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что обучение работника выгодно как самому работнику, так и его работодателю, так как помогает избежать возможных проблем с государственной инспекцией по труду, осуществляющей контроль и надзор за соблюдением Трудового кодекса РФ.
юрист, специалист по лицензированию
группы Объединенные Юристы
Источник: dzen.ru
Дополнительные профессиональные образовательные программы и особенности их реализации в Российской Федерации
В отличие от дополнительных общеобразовательных программ к освоению дополнительных профессиональных образовательных программ согласно ч. 3 ст. 76 Закона об образовании допускаются:
- 1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
- 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Данное требование представляется логичным, поскольку речь идет о дополнительном профессиональном образовании, которое может быть получено только дополнительно к уже имеющемуся профессиональному образованию. Соответственно, лица, не отвечающие данным требованиям к уровню образования, к освоению рассматриваемых программ допущены быть не могут.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации двух разновидностей дополнительных профессиональных программ (ч. 2 ст. 76 Закона об образовании):
- • повышения квалификации;
- • профессиональной переподготовки.
Можно выделить три наиболее существенных различия между данными программами:
- 1) направленность программы. Если программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (иначе говоря, имеющаяся квалификация «углубляется» и (или) «расширяется»), то программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ч. 4—5 ст. 76 Закона об образовании);
- 2) минимальная длительность программы. Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов (и. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499);
- 3) документ о квалификации, выдаваемый лицу, успешно освоившему соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшему итоговую аттестацию. Выдается удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (ч. 15 ст. 73 Закона об образовании). При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации (ч. 16 ст. 73 Закона).
В отдельных отраслях экономики существуют исключения из данного правила, обусловленные спецификой соответствующей отрасли, которые предусматривают утверждение типовых или примерных программ, на основе которых образовательные организации разрабатывают свои образовательные программы. К числу таких программ относятся:
- • типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок, которые утверждаются Минтрансом России (ч. 7 ст. 76 Закона об образовании);
- • типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, которые утверждаются Минтрансом России (ч. 2 ст. 85.1 Закона);
- • примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, которые разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется дополнительное профессиональное образование (ч. 3 ст. 81 Закона).
Уникальной особенностью дополнительных профессиональных программ является то, что только они могут реализовываться наряду с установленными ст. 17 Закона об образовании формами обучения также полностью или частично в форме стажировки (ч. 12 ст. 76 Закона). В п. 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499, данная форма конкретизируется.
Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.
Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:
- • самостоятельная работа с учебными изданиями;
- • приобретение профессиональных и организаторских навыков;
- • изучение организации и технологии производства, работ;
- • непосредственное участие в планировании работы организации;
- • работа с технической, нормативной и другой документацией;
- • выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);
- • участие в совещаниях, деловых встречах.
В отличие от дополнительных общеразвивающих программ освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (ч. 14 ст. 76 Закона об образовании).
Вопросы и задания для самоконтроля
- 1. Какие виды дополнительных образовательных программ предусматриваются Законом об образовании?
- 2. К каким дополнительным образовательным программам устанавливаются федеральные государственные требования?
- 3. Чем дополнительные общеразвивающие программы отличаются от дополнительных профессиональных образовательных программ?
- 4. Какие документы о квалификации (об обучении) могут выдаваться по итогам освоения дополнительных образовательных программ?
- 5. Укажите признаки, характеризующие дополнительные профессиональные образовательные программы.
- 6. Что такое стажировка, какие образовательные программы могут реализовываться в данной форме и каким образом?
Источник: studme.org
Глава 10. Дополнительное образование
1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку одаренных и талантливых детей.
2. Государство гарантирует бесплатность и общедоступность дополнительного образования детей в пределах освоения основной общеобразовательной программы, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Дополнительное образование детей и взрослых осуществляется посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях дополнительного образования, в том числе в рамках сетевых форм реализации соответствующих основных общеобразовательных программ, а также иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при наличии соответствующей лицензии.
4. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.
Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы реализуются для детей в сфере искусств, физической культуры и спорта.
5. Содержание и продолжительность обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Содержание дополнительных общеобразовательных программ для детей должно учитывать уровень получаемого ими общего образования, а также возрастные и индивидуальные особенности детей.
6. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к образовательному цензу, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
7. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии со статьями 87 и 88 настоящего Федерального закона.
Статья 80. Дополнительное профессиональное образование
1. Дополнительное профессиональное образование направлено на непрерывное повышение профессиональных знаний граждан в течение всей жизни, в том числе с целью удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей человека, постоянной его адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствования деловой квалификации граждан, на подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности на базе среднего профессионального и высшего образования.
2. Дополнительное профессиональное образование может быть получено в форме самообразования, а также в образовательных организациях дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организациях, и образовательных организациях высшего образования.
Дополнительное профессиональное образование может быть также получено в научных организациях и иных организациях, осуществляющих обучение в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.
3. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ – программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.
4. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица:
имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
5. Программы повышения квалификации направлены на совершенствование имеющихся и (или) освоение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций, повышения уровня квалификации. Программы повышения квалификации включают в себя квалификационные программы и программы профессионального развития.
Квалификационная программа направлена на достижение более высокого уровня квалификации для выполнения нового вида профессиональной деятельности или комплексного обновления профессиональных компетенций в рамках того же вида профессиональной деятельности.
Программа профессионального развития направлена на качественное изменение имеющейся квалификации путем совершенствования профессиональных компетенций в соответствии с новыми социально-экономическими, технологическими условиями и (или) российскими и международными требованиями и стандартами.
6. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение новых и развитие имеющихся компетенций с целью приобретения новых квалификаций, необходимых для выполнения нового направления профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов. По результатам освоения программ профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе имеющейся квалификации.
Программа профессиональной переподготовки реализуется на основании установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) к конкретным должностям и профессиям с учетом полученного ранее уровня профессионального образования.
7. Содержание дополнительных профессиональных программ определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, с учетом потребностей лица (организации), по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование.
Содержание дополнительных профессиональных программ должно обеспечивать преемственность дополнительных профессиональных программ по отношению к федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального и (или) высшего образования, а также учитывать требования профессиональных стандартов и (или) квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, по соответствующим должностям, профессиям, специальностям.
8. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно (непрерывно), так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин модулей, прохождения практик, посредством организации сетевого взаимодействия, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором на образование.
9. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.
10. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
11. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются следующие документы о дополнительном профессиональном образовании: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. В случае присвоения по результатам освоения программы профессиональной переподготовки дополнительной квалификации данная квалификация указывается в дипломе о профессиональной переподготовке.
При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с освоением основной профессиональной образовательной программы документы о дополнительном профессиональном образовании выдаются после получения документа об образовании соответствующего уровня профессионального образования.
Источник: studfile.net