Литературно музыкальная программа что это

Программа дополнительного образования литературно-музыкальная гостиная “Вдохновение”

Программа рассчитана на детей в возрасте от 10до 18 лет.

Руководитель: Галимова Гульнара Рафкатовна.

Пояснительная записка.

Развитие и становление эстетического, эмоционального, духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей невозможно без литературно-музыкального образования.

Преследуя практические цели программа «Литературно-музыкальная гостиная» строится на комбинированном изучении мировой истории, литературы, театра, музыки, этики, эстетики, культуры общения и поведения, основ здорового образа жизни, традиционной культуре русского народа.

Общение – это роскошь, условие развития души, важнейший образ жизни. Имеется в виду общение культурное, творческое, которое обогащает и помогает нам творить. Именно такому общению учит нас литература,музыка.К сожалению, в век Информационных Компьютерных Технологий современная молодёжь не очень любит читать, слушать произведения великих композиторов.

Иголки с новогодней елки. Развлекательная литературно-музыкальная программа (1990)

В конце 19 века русская культура вступила в новый, сравнительно короткий, но чрезвычайно насыщенный яркими художественными явлениями этап. В течение примерно четверти века – с начала 90 – х годов до октября 1917 года – радикально обновились все стороны жизни России – экономика, политика, наука, технология, культура, искусство. Не менее интенсивно развивалась музыка и литература.Особенно динамично в это время обновлялась русская поэзия, вновь – после пушкинской эпохи – вышедшая на авансцену общекультурной жизни страны. Позднее эта поэзия заслужила название «серебряного века».

Предметом изучения является жизнь и творчество поэтов, музыкантов Серебряного века. Тема интересна обилием замечательных имен, знакомством с поэзией, живописью, скульптурой, архитектурой и музыкой конца 19 – начала 20 века, что позволяет более полно представить данную эпоху.

Сильные стороны:

Наша музыкально-литературная гостиная приобрела особенную, свойственную только ей,специфику: общение с миром музыки,хореографии,литературы и его представителями (поэты, писатели, композиторы, художники, музыканты, танцоры) происходит не заочно, а в форме «живого диалога», где обладают одинаковыми правами на собственную точку зрения и поэт, и музыкант, и художник, и танцор, и ВОСПИТАННИК .Здесь возможен разговор на «равных», а значит, создание условий для самораскрытия, саморазвития, самосовершенствования .

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих является то, что теоретические знания воспитанники получают опосредованно через литературно-музыкальный материал, который выступает как средство общения. Для реализации программы нет необходимости «отбирать детей по степени одаренности, воспитанности и т. п.»: чем больше различий между детьми, тем интереснее строится общение, самовыражение, следовательно, создаётся больше условий для раскрытия творческого потенциала личности. В программе переплетаются культурологическое, социально- педагогическое и музыкально-художественные направления.

«ПОМНИТЕ!» — Литературно-музыкальная композиция 2019

Главная особенность представляемой программы « Литературно – музыкальной гостиной» – организация культурного досуга воспитанников, расширение круга общения, преодоление комплексов, зажатости, «психологическая победа над собой».

Данная программа ориентирована, прежде всего, на создание условий, необходимых для творческого развития детей, создание благоприятной атмосферы, помогающей развитию и воспитанию.

Причина, побудившая создать программу – жизненная необходимость организовать досуг для детей разных социальных слоев, помочь им реализовать свои творческие способности, найти достойные способы самовыражения, привить здоровый образ жизни, создать благоприятный, доброжелательный круг общения.

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что:

Занятия в «Литературно-музыкальной гостиной» тесно переплетаются и базируются на теоретических и практических знаниях и навыках, получаемых детьми на занятиях;

В программе «Литературно-музыкальной гостиной» ведётся поиск нового содержания дополнительного образования и принципиально новых педагогических технологий, способных решить проблему воспитания и образования гармонично развитой личности, формирования духовно-нравственного содержания жизни, приобщение воспитанников к литературному, музыкальному искусству, развитие творческой активности средствами традиционной народной культуры и современной литературы и музыки;

Цель программы : выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.

Приобщение детей к богатствам русской культуры рубежа 19 – 20 веков.

Практические задачи:

Обучающие задачи : развитие познавательного интереса к традиционной народной культуре, современной русской литературе и музыке; включение воспитанников в познавательную деятельность; приобретение теоретических знаний по литературе, классической музыке, организация содержательного обучающего досуга;

Изучение жизни и творчества поэтов и музыкантов Серебряного века.

Воспитательные задачи : формирование общественной активности личности, гражданской позиции, духовно-нравственного потенциала личности, общей культуры;

Развивающие задачи : Формирование представлений о русской культуре рубежа 19 – 20 веков как социокультурном феномене, занимающем особое место в жизни не только русских людей, но и всего человечества.

Методическое обеспечение программы:

Разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов.

Игровые педагогические технологии.

Организация творческих инициатив.

Дидактические и лекционные материалы.

Форма занятий:

Групповая, индивидуальная, практическая, теоретическая, игра.

Беседа, экскурсия, конкурс.

Формы подведения итогов по каждому разделу и теме.

Ход занятий предусматривает чередование различных обучающих приемов: беседы, упражнения, игры-этюды, прослушивание звукозаписей, просмотр видео материалов и т. п.

Используются традиционные и нетрадиционные методы, формы, приемы организации образовательного процесса, которые помогают достичь поставленной цели:

час открытых мыслей,

встреча с интересными людьми,

конференция, клуб общения,

клуб выходного дня, экскурсия,

литературно- музыкальная композиция,

клуб семейного общения,

Упражнения, тренинги, репетиции.

Техническое обеспечение программы:

музыкальные диски с музыкальным сопровождением по всем разделам программы;

Программа общедоступна, вариативна, подразумевает поиск новых форм литературного и музыкального образования.

Вся организация работы должна помочь детям осознать, что занятия искусством – это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у юных артистов стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность.

Необходимое условие успешности программы – интеграция общего и дополнительного образования – создание единого образовательного и воспитательного пространства для детей разного возраста и культурно-творческого развития.

Собственный творческий поиск воспитанников — это результат личностного, эмоционально-ценностного восприятия художественного и музыкального произведения. Он позволяет соотносить разные варианты восприятия произведения, героя и пр., открывать путь к самопознанию.

Ожидаемые результаты.

Участники чувствуют себя расковано, свободно в повседневном общении и во время проведения массовых мероприятии. Умеют анализировать произведения, владеют основами актерского мастерства, элементами актерской выразительности, ориентируются в этических вопросах, стремятся к знаниям и красоте, умеют ценить труд в коллективе.

Дети, прошедшие все этапыобучения по данной программе, получили общие сведения о литературоведении, театре, музыке, искусстве актера, истории искусств «Серебряного века», этике и эстетике, теоретические и практические навыки:

  • публичного выступления;
  • составления сценариев и программ выступлений, праздников, вечеров отдыха, инсценировок;
  • актерского мастерства;
  • применения психологических знаний в повседневной жизни;
  • культурного поведения и общения;
  • умения видеть и понимать прекрасное в окружающем мире;
  • раскрытия своих индивидуальных способностей в подборе музыкальных фонограмм, создании иллюстраций.

Своеобразной формой контроля является участие в различных конкурсах. Высшая оценка для участника – получение призового места.

Направления деятельности,ответственные:

  1. Поэтическая мастерская
  2. Театрализованное представление
  3. Тематические конкурсы, викторины
  4. Вечера
  5. Устные журналы

6 Экскурсии по литературно-музыкальным историческим местам

7.Встречи с интересными людьми

  1. Вернисажи
  2. Выставки художников
  3. Беседы о творчестве художников
  4. Викторины

5 Творческие работы

  1. Музыкальные истории
  2. Вечера
  1. Танцевальные композиции
  2. История хореографии

Тематическое планирование

1. « Есть во Вселенной лучезарная звезда, имя которой Сергей Есенин». Биография Есенина .

2. «Закружилась листва золотая». Творчество

3. « Певец природы и любви». Биография Ф.И. Тютчева.

1.«Ноктюрн души моей». Биография и творчество П.И.Чайковского.

2.«Музыка – мое сердце». Творчество и жизнь С. Рахманинова.

над серебряным веком стыл».

  1. «Судьба поэта и России». Знакомство с биографией Анны Ахматовой.
  2. 2.« Мне голос был … ». Творчество Анны Ахматовой.
  3. «Я родился поэтом». Знакомство с биографией Н. Гумилева.
  4. « Крылатая душа Николая Гумилева ». Знакомство с творчеством Н.Гумилева.
  1. «Что такое хорошо и что такое плохо». Биография В. Маяковского.
  2. «Все работы хороши, выбирай на вкус». Маяковский – детям.
  3. «Как я пишу стихи». Творчество К. Бальмонта.
  4. « Фейные сказки Константина Бальмонта».
Читайте также:
Программа опен офис для чего

1. «Он зовётся «Саша Чёрный». Почему? Не знаю сам ». Знакомство с биографией и творчеством Саши Черного.

2. «Знакомьтесь, Валерий Брюсов ».

  1. «Слово о поэте». Знакомство с биографией и творчеством Осипа Мандельштам.
  2. «Он весь дитя добра и света». Биография и творчество Александра Николаевича Скрябина.
  3. «Звучит романс печально и светло».
  1. «Он подарил нам себя». Знакомство с биографией и творчеством Игоря Северянина.
  2. «Лестница любви». Стихи поэтов о любви.
  3. «Дум высокое стремленье». Конкурс чтецов.
  1. «Любимые страницы поэзии».
  2. «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце». Стихи поэтов о любви.
  • «Интервью с поэтом». Конкурс сочинений.

Итого 36 часов.

ЛИТЕРАТУРА И.ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

– Материалы уроков Фестиваля педагогических идей

– Н.В. Барковская. Поэзия Серебряного века. 1999.

– Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена»

– Д.С. Лихачёв Письма о добром и прекрасном.-М.: Дет. лит. 1985.

– Литературный энциклопедический словарь. М. 2001.

-Журналы «В мире музыки».Ахматова А.А., М.Цветаева. Стихотворения, поэмы, драматургия, эссе. Москва, АСТ ОЛИМП, 1997г.

-Бекетова М. А. «Воспоминания об Александре Блоке». Москва, «Правда». 1990г.

-Кралин М. Артур и Анна. Ленинград, 1990г.

-Павловский А. И. Анна Ахматова. Москва, «Просвещение», 1991 г.

-Переписка Бориса Пастернака. Москва, «Художественная литература», 1990г.

-Поэзия Серебряного века. Том 1 – 2, Москва, Дрофа: Вече, 2012 г.

-Эвентов И. «Три поэта», «Советский писатель»,1984г.

-Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. www .KM . ru.

Программа дополнительного образования литературно-музыкальная гостиная “Вдохновение”

  • ← Помните 1
  • Поздравительная открытка к 23 февраля →

Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai

Понятие литературно-музыкальная композиция и её отличительные особенности

Период развития жизни нашего общества усиливает необходимость научно обоснованных подходов во всех областях жизни, в том числе и в сфере культуры и досуга. В культурную деятельность прямо или косвенно включено большинство слоев населения страны. Необходимость выделить театрализованные представления в отдельный род искусства, имеющий специфику как в плане соотношения функций и задач, так и в художественной образности, назрела давно.

Театрализованное представление – синтетическая форма, объединяющая множество видов искусства (живопись декоративного оформления, литература, музыка, театр, танец, пластика, кино, цирк, эстрада и др.), а также различные виды спорта, и всё это органично переплетается в единой художественной ткани с документальным, местным материалом и деятельностью самих участников массового действа. Однако это не сумма образов, а живой целостный организм, где каждая отдельная деталь, картина, номер живут не сами по себе, а как частица единого целого.

Содержание драматургии театрализованного представления, его эпизодов выражается органическим сочетанием в одном произведении номеров разного жанра, слова, музыки, вокала, хореографии, пантомимы, кино, изобразительного искусства и т.д., отобранных или созданных режиссером-автором в процессе изучения материалов, связанных с темой представления.

Взаимодействие различных видов искусств в наше время приобретает многозначный характер, и динамика нарушений их границ все нарастает. Сегодня классификация видов и жанров становится делом чрезвычайно сложным, ибо виды и жанры настолько связаны друг с другом, причудливо переплетены, что обозначение их границ зачастую довольно условно. Вместе с тем, есть многое, что роднит виды искусств, давая им общность ощущения времени, эпохи и задач, поставленных временем.

Для полного, органичного, уместного соединения видов искусств в театрализованных представлениях используется метод монтажа. Монтаж — это художественный метод соединения разножанрового материала. Как уже было сказано выше, нет сферы, которая не развивалась бы параллельно с обществом. Так и искусство со временем приобретало все больше инструментов и совершенствовало их использования для более сильного воздействия на ум и чувства зрителя.

Так монтаж неотделимо связан с жанром литературно-музыкальная композиция, где даже в названии отражена синтетическая составляющая сценария.

Литературно-музыкальная композиция универсальна по своей сути. Являясь средством эстетического воспитания, она развивает воображение, благодаря не прямой связи номеров, несомненно, оказывая эмоциональное воздействие на зрителя. А также важным положительным критерием литературно-музыкальной композиции при её осмыслении становится необходимость системы сопоставления её компонентов с другими видами искусства (живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, театром, кино и т.п.) и различными историческими документами.

Монтажная организация материала создает условия, при которых у аудитории возникают мысли не столько по ходу действия, сколько о ходе действия. Поэтому с педагогических позиций необходимо «факты жизни» и факты искусства» связывать между собой таким образом, чтобы узлы были очевидны, события не следовали одно за другим, а в промежутках между ними могло родиться суждение. Такой эффект рассчитан на то, чтобы вызвать у зрителей реакцию, заранее предусмотренную авторами.

Недооценка и недопонимание значения метода монтажа при написании сценариев театрализованных представлений ведут к единообразию театрализованных представлений, «угловатой» трансформации точки зрения режиссера, невозможности выразить массу идей, падению уровня эстетического и интеллектуального восприятия зрителем художественного материала, что ведет к понижению качества профессиональной деятельности в сфере культуры.

Сейчас, в пик развития информационных технологий, монтаж благодаря различным нетрадиционным приемам в построении художественного материала вышел на новый уровень. Для построения эпизодов в театрализованных представлениях сейчас используется не столько человеческий фактор, сколько различные технические средства, которые постепенно замещают человека, смещая его роль. С появлением зрелища, создаваемого новыми технологиями, смысловая составляющая, суть которой и была заложена в методе монтажа изначально, уходит на второй план, оставляя место монументальности и красочности. Особенно заметно это в больших городах.

Так благодаря широкому, часто неоправданному использованию технических средств, потенциальный зритель, приходя на театрализованное представление желает получить яркую картинку, а не новые мысли, с расшифровкой задумки режиссера. Это явление не обходит и небольшие города, потому популярность театрализованных представлений падает, уступая место непрерывному, яркому, не несущему особого смысла действу.

Так, чтобы снова привлечь внимание к такому виду искусства как театрализованное представление режиссеру сегодня необходимо большое количество технических средств для более яркого воплощения задумки, для удержания внимания современного зрителя. Но сутью для режиссера непременно должно оставаться совмещение такого способа с главной целью – донести определенную мысль.

Цель: доказать монтажность структуры литературно-музыкальной композиции на примере организации и постановки литературно-музыкальной композиции «…».

Задачи:

— Рассмотреть понятие литературно-музыкальная композиция

— Ознакомиться с особенностями режиссуры литературно-музыкальной композиции

— Изучить понятие «монтаж» в структуре литературно-музыкальной композиции

— Выявить уровень значения метода монтажа в драматургии и режиссуре литературно-музыкальной композиции

Объект исследования: литературно-музыкальная композиция «…».

Предмет исследования: монтаж в режиссуре и драматургии литературно-музыкальной композиции.

Понятие литературно-музыкальная композиция и её отличительные особенности

Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.

Понять литературно-музыкальную композицию как сложившийся вид театрализованного представления можно лишь при сравнении, сопоставлении с другими видами и разновидностями явлений данного рода.

Есть принципиальная разница между агитационно-художественными представлениями, тематическим театрализованным концертом и литературно-музыкальной композицией. Различия эти весьма существенны – они связаны как с первоисточником, системой выразительных средств, композиционной структурой, так и с принципами подхода к материалу, с методами работы, с процессом творчества.

Главнейшие отличительные, именно видовые особенности здесь совершенно точно отражены в самом названии. Литературная – в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Еще может использоваться документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и музыкальный.

Музыкальной называют композицию потому, что музыка в такого вида представлениях не является лишь художественно-выразительным средством. Она наравне с литературным материалом (иногда в большей, а иногда чуть в меньшей степени) оказывается частью действенной структуры каждого звена, каждого цикла представления, а, следовательно, и драматическим элементом последнего.

Читайте также:
Phone USB driver что это за программа

Литературно-музыкальная композиция рассчитана не на одного, а на многих и разного плана актеров и исполнителей, а часто в ней принимает участие и несколько художественных коллективов. В современной литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику.

Источник: poisk-ru.ru

3.2 Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления

Литературно-музыкальная композиция рассчитана не на одного, а на многих и разного плана актеров и исполнителей, а часто в ней принимает участие и несколько художественных коллективов. В современной литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику.

Понять литературно-музыкальную композицию как сложившийся вид театрализованного представления можно лишь при сравнении, сопоставлении с другими видами и разновидностями явлений данного рода.

Есть принципиальная разница между агитационно-художественными представлениями, тематическим театрализованным концертом и литературно-музыкальной композицией. Различия эти весьма существенны – они связаны как с первоисточником, системой выразительных средств, композиционной структурой, так и с принципами подхода к материалу, с методами работы, с процессом творчества, наконец.

Главнейшие отличительные, именно видовые особенности здесь совершенно точно отражены в самом названии. Литературная – это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Еще может использоваться документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и музыкальный.

Музыкальной называют композицию потому, что музыка в такого вида представлениях не является лишь художественно-выразительным средством. Она наравне с литературным материалом (иногда в большей, а иногда чуть в меньшей степени) оказывается частью действенной структуры каждого звена, каждого цикла представления, а, следовательно, и драматическим элементом последнего.

В театрализованных представлениях вообще и в литературно-музыкальной композиции в частности композиционное построение смыкается створческим монтажом. Монтаж связан здесь с содержательной сущностью произведения, со спецификой творческого процесса.

Так монтажный прием “стыка”, служивший поначалу лишь техническим средством соединения художественных текстов (стихотворных и прозаических), стал художественным приемом, способствующим более углубленному, порой философскому переосмыслению текста.

Но творческий монтаж имеет место и в кино, и в художественной прозе, и в драме, и в стихах, и нет оснований только по этому свойству соединять воедино разные виды и роды искусства.

Литературно-музыкальная композиция, как и любой другой вид театрализованного представления, определяется по главным своим составным элементам.

Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.

Тема, идея, конфликт в литературно-музыкальной композиции.

Создание литературно-музыкальной композиции, будучи процессом самостоятельным и творческим, тем не менее, тоже обусловлено уже созданной литературой и потому должно являться результатом углубленного изучения произведений искусства и всего того, что с ними так или иначе связано.

При этом тема не может быть определена здесь заранее, как и при работе над сценарием любого театрализованного представления. Сценарист планирует, как правило, лишь общую тематическую направленность, исходя из события, которое надо отметить, из даты, которой посвящается конкретная литературно-музыкальная композиция.

Драматический конфликт в литературно-музыкальной композиции отражает, как правило, основные идейно-философские связи между явлениями действительной жизни, формы этих связей и направления развивающихся процессов.

Процессы действительности моделируются в драматическом конфликте, конкретно выражаемом в композиционной структуре, благодаря особому сочетанию разнородных элементов, завершенных внутри себя и в то же время взаимосвязанных и имеющих своеобразный единый ритм. Все представление благодаря этому делается как бы единым живым организмом, ему придается живое биение “оценивающей и усваивающей мысли”.

Литературно-музыкальная композиция, как и любое театрализованное представление, состоит из номеров и эпизодов. Но специфика именно литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что номера в ней особенно тесно стыкуются друг с другом и создается впечатление их слитности, а порой даже размытости. Это, в сущности, так и есть. Монтаж здесь преобладает, царит над всем, и он диктует в большинстве случаев именно такую слитность.

Источник: studfile.net

Опыт создания литературно-музыкальной композиции по дисциплине «Сценическая речь»

Морозова Татьяна Федоровна

Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова

Литературно-музыкальная композиция – это один из видов современного театрализованного представления , в котором органически литературно-художественные и музыкальные элементы для того, чтобы целенаправленно и наиболее глубоко воздействовать на ум и чувства зрителя.

Само название композиции определяет ее специфику. Литературная – это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая литература, иногда используется и документальный материал. Музыкальной называют композицию потому, что музыка здесь является не только художественно-выразительным средством, но и драматическим элементом каждого звена.

Литературно-музыкальная композиция, как правило, посвящается торжественным знаменательным датам. Это театрализованное представление, в котором используются все средства выразительности: стихи, музыка, пантомима, свет, цвет, танец, песня, кино, слайд и т.п.

Создание литературно-музыкальной композиции – это процесс творческий, хотя он обусловлен уже существующей литературой, музыкой и произведениями других видов искусства. «Литературный монтаж – это есть сложный процесс, который делается на основе какой-то идеи, пронизывающей всю эту композицию. Здесь очень большую роль играет вкус человека, и знание материала, умение компоновать и прочее». [Катышева Д. Литературный монтаж. – М.: 193, С.20].

Существуют определенные закономерности в построении композиции.

Экспозиция и завязка. Экспозиция вводит зрителя в курс событий, знакомит с действующими лицами. Это прямая экспозиция. Иногда экспозиция слагается из множества постепенно накапливающихся седений. Это – косвенная экспозиция.

Экспозиция готовит завязку.

Завязка – это событие, с которого начинается основной конфликт; благодаря завязке получают возможность развития все дальнейшие события.

Развитие действия, кульминация – это основной этап в построении драмы. Одна схватка следует за другой, одно событие напряженней другого. Действие должно развиваться по восходящей, напряжение по мере развития действия должно усиливаться. В развитии действия есть рубеж, знаменующий собой решительный поворот, после которого изменяется характер борьбы и надвигается развязка. Этот рубеж и есть кульминация

Построение действия по восходящей («нарастание действия») – общая закономерность для всех жанров литературы.

Развязка. Это событие, которое разрешает конлик или подводит к пониманию тех или иных противоречий. Выбор развязки диктуется не только объективной логикой характеров и обстоятельств, но и волей автора, его мировоззрением.

В некоторых драматических произведениях встречаются пролог и эпилог. Прологом произведение обычно открывается. В нем раскрываются первопричины показываемых событий.

Эпилог – это изображение окончательных следствий.

Основной метод композиционного построения сценария – монтаж. Понятие «монтаж» пришло в искусство из техники. Еще С.М. Эйзенштейн заметил, что монтаж можно обнаружить и в литературе, и в живописи , и в других видах искусства. При этом нельзя забывать, , что монтаж в искусстве подразумевает глубокую идейно-философскую связь.

Именно в компоновке, в отборе, в монтаже отдельных документов, фактов, музыки и т.п. проявляется мастерство сценариста. Монтаж неотделим от мысли. Мысли анализирующей, мысли критической, мысли синтезирующей, объединяющей и обобщающей». [Пудовкин В. Избранные статьи. – М., 1965, С. 109)].

В качестве примера Литературно-музыкальной композиции далее приведена авторская работа: «Значит, – это кому-нибудь нужно?» (для показа на экзамене по предмету «словесное действие» на режиссерской специализации в колледже искусств), посвященная В. Маяковскому и Л. Брик.

Источник: www.informio.ru

Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления.

На рубеже 20 и 21 веков разрушительные тенденции в обществе опасно усилились. Распадаются государства; редкостью становятся благополучные, прочные семьи; люди перестают стремиться к контактам между собой, предпочитая проводить время у телевизора или компьютера. Последствия этих обстоятельств гибельны для человечества: войны, искалеченные судьбы, увлечение наркотиками, бездуховность, утрата культурных ценностей. Необходимо серьезное противостояние такому положению вещей, и многое в этом направлении способны сделать преподаватели дисциплин эстетического цикла.

Читайте также:
Acer updater что это за программа и нужна ли

Мы должны построить свою работу так, чтобы мировосприятие учащихся развивалось : целостно, чтобы они ощущали единство с окружающим миром. Это поможет будущему поколению существовать в гармонии, создавать вокруг себя гармоничную новую реальность.

Одна из причин возникших проблем связана с обилием информации, получаемой современными школьниками. Уровень интеллекта детей но этой причине растет очень быстро, опережая духовность. Разум, не опирающийся на высокие чувства, легко может стать разрушительной силой, Поэтому совершенно необходимо обратить серьезное внимание преподавателей, работающих с детьми и подростками, на более полное использование резервов эстетического воспитания. Именно в этом мы видим возможность изменения ситуации в лучшую сторону.

Роль Литературно-музыкальной композиции в воспитании подрастающего поколения.

В последние десятилетия эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования осуществлялось в условиях обособленности занятий разными искусствами друг от друга. В рамках пашей работы мы доказываем, что оптимальным является путь преподавания искусен* в синтезе на примере литературы и музыки.

Особенно важно вести планомерную работу по эстетическому воспитанию школьников с использованием интеграции искусств, так как это будет способствовать воссоединению целостности их мировосприятия, нарушенной тенденцией к «клиповости» мышления (причиной которой является как влияние масс-культуры, так и недостаточная скоординированность отдельных дисциплин в школах, в том числе музыкальных).

Произведения, относящиеся к синтетическим жанрам искусства — опера, песня, романс — традиционно включались в программу по предмету «Музыкальная литература» и, разумеется, по классу вокального ансамбля, хора, сольного пения. И это не случайное совпадение. Причина кроется, прежде всего, в том, что речевой опыт детей обычно богаче музыкального, и они нуждаются в пояснениях, художественных ассоциациях, литературно- музыкальных аналогиях, пока не научатся мыслить музыкальными образами.

До сих пор возможности синтеза литературы с музыкой в процессе эстетического воспитания использовались весьма ограниченно. Так, ни одной предметной программой из числа используемых преподавателями большинства музыкальных школ не предусмотрено формирование у детей понятия об общих законах искусства.

Музыка выступает практически обособленно от текста или сюжета произведения синтетического жанра (из числа входящих в программы по классу хора, вокального ансамбля, сольного пения, музыкальной литературы, аккомпанемента). Детям не предлагают, к примеру, сравнивать сочинения различных композиторов на один и тот же текст, анализируя общее и различное, делая выводы и т.п.

Следствием является непродуктивная работа преподавателя, слабые, разрозненные знания учащихся по названным предметам. На занятиях по хору, вокальному ансамблю, вокалу, сольфеджио внимание детей редко специально обращается на речевую природу вокальной интонации, на уроке спец инструмента — присутствие этой интонации в инструментальных мелодиях. Из-за этого страдает невыразительностью исполнение репертуарных произведений, разрушается художественный образ. Результат такой тенденции — возникновение в сознании детей представления о «ненужности» им того или иного предмета, непонимание практического значения приобретаемых знаний, умений и навыков, возможности их применения на других уроках; в разнообразных жизненных ситуациях.

По моему убеждению, оптимизировать процесс эстетического воспитания школьников может литературно-музыкальная композиция — творческий процесс, результатом которого становится создание произведения, сиитезируещего оба вида искусства. Принципиально важным, на мой взгляд, является использование литературно-музыкальной

композиции преподавателями всех предметов детской музыкальной школы, как на уроках, так и во внеклассной работе: постановке музыкальных спектаклей, проведении лекций-концертов, тематических классных часов и т.п.

Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления.

Литературно-музыкальная композиция рассчитана не на одного, а на многих и разного плана актеров и исполнителей, а часто в ней принимает участие и несколько художественных коллективов. В современной литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику.

Понять литературно-музыкальную композицию как сложившийся вид театрализованного представления можно лишь при сравнении, сопоставлении с другими видами и разновидностями явлений данного рода.

Есть принципиальная разница между агитационно-художественными представлениями, тематическим театрализованным концертом и литературно-музыкальной композицией. Различия эти весьма существенны — они связаны как с первоисточником, системой выразительных средств, композиционной структурой, так и с принципами подхода к материалу, с методами работы, с процессом творчества, наконец.

Главнейшие отличительные, именно видовые особенности здесь совершенно точно отражены в самом названии. Литературная — это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Еще может использоваться документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и музыкальный.

Музыкальной называют композицию потому, что музыка в такого вида представлениях не является лишь художественно-выразительным средством. Она наравне с литературным материалом (иногда в большей, а иногда чуть в меньшей степени) оказывается частью действенной структуры каждого звена, каждого цикла представления, а, следовательно, и драматическим элементом последнего.

В театрализованных представлениях вообще и в литературно-музыкальной композиции в частности композиционное построение смыкается с творческим монтажом. Монтаж связан здесь с содержательной сущностью произведения, со спецификой творческого процесса.

Так монтажный прием «стыка», служивший поначалу лишь техническим средством соединения художественных текстов (стихотворных и прозаических), стал художественным приемом, способствующим более углубленному, порой философскому переосмыслению текста.

Но творческий монтаж имеет место и в кино, и в художественной прозе, и в драме, и в стихах, и нет оснований только по этому свойству соединять воедино разные виды и роды искусства.

Литературно-музыкальная композиция — это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.

Заключение.

Создание литературно-музыкальной композиции, будучи процессом самостоятельным и творческим, тем не менее, тоже обусловлено уже созданной литературой и потому должно являться результатом углубленного изучения произведений искусства и всего того, что с ними так или иначе связано.

При этом тема не может быть определена здесь заранее, как и при работе над сценарием любого театрализованного представления. Сценарист планирует, как правило, лишь общую тематическую направленность, исходя из события, которое надо отметить, из даты, которой посвящается конкретная литературно-музыкальная композиция.

Драматический конфликт в литературно-музыкальной композиции отражает, как правило, основные идейно-философские связи между явлениями действительной жизни, формы этих связей и направления развивающихся процессов.

Процессы действительности моделируются в драматическом конфликте, конкретно выражаемом в композиционной структуре, благодаря особому сочетанию разнородных элементов, завершенных внутри себя и в то же время взаимосвязанных и имеющих своеобразный единый ритм. Все представление благодаря этому делается как бы единым живым организмом, ему придается живое биение «оценивающей и усваивающей мысли».

Литературно-музыкальная композиция, как и любое театрализованное представление, состоит из номеров и эпизодов. Но специфика именно литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что номера в ней особенно тесно стыкуются друг с другом и создается впечатление их слитности, а порой даже размытости. Это, в сущности, так и есть. Монтаж здесь преобладает, царит над всем, и он диктует в большинстве случаев именно такую слитность.

Список литературы.

1. Борев Владимир Видио: техника, досуг, культура. Записки эксперта-искусствоведа. — М.-1990.

2. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления.- М.-1985.

Об этом полезно знать:

Форма государства: понятие и элементы Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос, в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то.
Метод амперметра – вольтметра Измерение параметров элементов электрических цепей Электрические цепи представляют собой совокупность соединенных друг с другом.
Задатки и способности. Виды способностей «Способности — свойства и качества (индивидуальные особенности) человека.
Понятие, цели, задачи и признаки деятельности правоохранительных органов и самих правоохранительных органов Понятие, цели и задачи правоохранительной деятельности 1. Понятие, цели, задачи и признаки деятельности правоохранительных органов и.
Понятие и классификация принципов правосудия. I. По юридическому значению принципы классифицируются на: — общеправовые; — отраслевые. К общеправовым относятся принципы.

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru