Эксперт назвала дисциплины, которые давно стоит сделать факультативными. А вместо них в обязательную программу стоит добавить другие актуальные предметы.
18 ноября 2021
Признайтесь честно, кому во взрослой жизни пригодились синусоиды, котангенсы и прочие страшные слова из школьной алгебры? Скорее всего, не многим. Можно, конечно, дойти до крайности и сказать, что без творчества Достоевского тоже вполне спокойно живется. Но одно дело, засыпаться в разговоре на терминах из тригонометрии (да и кто ее вообще обсуждает), а другое дело, не знать автора «Идиота». Все-таки начитанный человек вызывает уважение.
А между тем на эти самые синусоиды было потрачено так много времени, сил и нервов. Стоило ли? Parent.ru узнал у эксперта, какие предметы стоит убрать из обязательной школьной программы, а какие дисциплины нужно добавить.
Екатерина Рыжова
образование
директор международной образовательной компании «ЯКласс»
— Думаю, что существует ряд школьных предметов, которые стоило бы перенести в статус факультативных. Например, музыка, ИЗО, ОБЖ. Изучение этих предметов не дает учащимся практических знаний, необходимых в современном мире. Кроме того, по ним практически невозможно выставлять оценки, так как не существует объективных критериев, которые позволили бы провести градацию по уровню знаний и способностей.
Топ10 ХУДШИХ Школьных Уроков!
Еще одна дисциплина «технология» — больше половины современных школьников считают ее малоинформативной. А разделять программу предмета на женскую и мужскую, по мнению учащихся, не стоит.
Астрономия вызывает сомнения у почти 40% учеников о пользе полученных знаний в будущей жизни. Этот предмет вполне можно перевести в разряд факультативных занятий для тех школьников, которые по-настоящему заинтересованы в этой области.
В случае с таким предметом, как черчение, значительную роль играют графические и конструкторские способности, которыми школьники обладают в разной степени. Поэтому возможны спорные ситуации при оценке результатов.
В этом году мы провели исследование и выяснили, что 70% учителей считают систему школьного образования устаревшей.
Но в данном случае речь идет не о том, что какие-либо предметы неактуальны или не нужны для сегодняшней жизни. Устарел формат упаковки информации и способ ее донесения до школьников. И это нужно менять.
Например, на уроках ОБЖ в основном ограничиваются лекциями, чтением учебника и выполнением письменных заданий. Если бы этот предмет подкрепляли практикой, он бы нес гораздо большую ценность для учеников. Ведь в будущем они смогли бы применить полученные знания в реальных жизненных ситуациях.
Какие предметы нужно вводить в школах
Сегодня школьной программе не хватает таких предметов, как психология, инновационные технологии, а также цифровая и финансовая грамотность. Это подтверждает и проведенный нами опрос среди учителей.
Для справки, по данным наших исследований, за последний год каждый десятый школьник (11%) хотя бы раз называл CVC-код с банковской карты незнакомым людям. Дети активно пользуются картами, но при этом все чаще становятся жертвами мошенников из-за цифровой и финансовой безграмотности.
Топ10 ИСЧЕЗНУВШИХ Школьных Предметов!
Я согласна с мнениями педагогов. Перечисленные предметы в наши дни напрямую влияют как на перспективы ребенка для будущего поступления в вуз и трудоустройства, так и на качество жизни, социализации и адаптации в целом.
Что еще нужно изменить в российских школах
— Абсолютное большинство школ сегодня практикуется непрофильное образование — то есть в равной мере для всех учеников преподают точные, гуманитарные и естественные науки. И это главный недостаток современной системы школьного образования.
Есть школы, где в старших классах ученики могут формировать индивидуальную программу обучения (с определенными заданными ограничениями), но это совсем небольшой процент.
Важно, чтобы у ребенка была возможность персонализировать обучение под себя, исходя из своих запросов и потребностей. В перспективе школы будут брать курс на индивидуальные образовательные траектории, что значительно повысит качество обучения и заинтересованность самих школьников. А сегодня благодаря цифровым образовательным платформам, родители могут вместе с детьми выбирать дополнительные предметы для изучения, тем самым развивая недостающие навыки.
60% учеников говорят о том, что хотят получать персонализированный образовательный контент. Конечно, полностью персонализировать программы школьного или высшего образования для всех учеников и студентов невозможно, однако уже сейчас есть примеры того, как в выстраиваются индивидуальные образовательные траектории.
Например, в красноярской университетской гимназии «Универс» старшеклассники в преддверии важного шага — выбора будущей профессии — имеют возможность выстраивать свой учебный план на два года. Поменять выбранную траекторию они могут дважды. Таким образом, ученики посещают только выбранные курсы, а в старшей школе нет постоянных классов, только множество индивидуальных расписаний. Конечно, такой подход требует определенного уровня ответственности со стороны школьников, однако это мотивирует их подходить к выбору предметов осмысленнее.
В Бельгии школы используют британскую обучающую платформу Century Tech, основанную на искусственном интеллекте. На основе активности школьников анализируются их интересы, уровень знаний, скорость выполнения домашних заданий, наиболее часто встречающиеся ошибки. Исходя из этого массива данных ученикам предлагают индивидуальный контент.
Система школьного образования последние два года значительно усовершенствовалась. Сегодня школы активно поддерживают смешанный формат обучения, включая в образовательный процесс платформы. Благодаря этому обучение более персонализированное и соответствует индивидуальным запросам ученика.
Школьникам, особенно старшеклассникам, важно предоставить право выбора предметов, которые им наиболее интересны для изучения и соответствуют их будущим планам на профессиональное развитие. Так ученики будут больше и глубже вовлечены в процесс обучения, а в долгосрочной перспективе это отразится как на качестве образования, так и на экономической ценности знаний.
При этом персонализированные программы обучения не означают, что, например, ученикам гуманитарного класса можно вовсе не изучать точные или естественные науки. Обучаясь в профильном классе, ребенку необходимо получить базовые знания по остальным предметам и заложить основу для будущей жизни — это и есть основная цель школы.
Какие навыки важнее привить школьнику
— Есть такое понятие, как hard skills — это профессиональные, технические навыки, которые можно оценить и измерить по объективным критериям. Это, например, знание иностранного языка, умение кодить и программировать, способность решать математические уравнения. Еще один важный термин — soft skills. Это социально-психологические качества, которые универсальны для любой области профессиональной деятельности: эмоциональный интеллект, способность к рефлексии, критическое мышление, адаптивность и др.
На мой взгляд, сегодня на будущий успех ребенка и его удовлетворенность жизнью в большей степени влияют именно soft skills. Они помогают выстраивать отношения, более гибко адаптироваться к изменениям, анализировать свои победы и поражения. Такие навыки нужно развивать и дома, и в школе. Например, когда учитель просит высказать свое мнение по какому-либо вопросу, а потом учит выслушивать другую точку зрения, моделирует ситуации для поиска решений, развивая креативное мышление учеников.
Дома важно обсуждать с ребенком его эмоциональное состояние (это помогает развивать эмоциональный интеллект), разбирать причины неудач (рефлексия), обучать критически относиться к получаемой информации (критическое мышление), особенно публикуемую в соцсетях, проверять ее достоверность в признанных источниках.
Учеба онлайн или вживую?
— Британская компания по оценке образовательных услуг Pearson провела и исследование и выяснила: эффективность обучения в онлайн-школе не ниже, чем в традиционной. Более одаренные дети, которые по темпу обучения способны опережать своих сверстников, благодаря онлайн-платформам могут учиться в максимально комфортном для них ритме, адаптируя программу под свои запросы. Также благодаря обучению онлайн дети становятся более самостоятельными в выполнении заданий и обработке информации, они подходят к процессу подготовки более осознанно и ответственно. Однако тут важную роль играют обратная связь со стороны учителей и вовлеченность родителей в образовательный процесс ребенка.
Сегодня немногие школы предоставляют возможность для обучения детей с ограниченными способностями. С онлайн-платформами эта проблема в большинстве случаев отпадает.
Также при дистанционном обучении педагог с большей вероятностью сможет уделить равное количество внимания всем ученикам, а не только тем, кто «тянет руку» в классе.
Конечно, есть ряд областей, где без живого контакта не обойтись. Например, медицина и педагогика. Однако во многих профессиях вполне возможно получить высокий уровень знаний онлайн.
Источник: www.parents.ru
6 школьных предметов из СССР, которые оказались бесполезны и исчезли из общей программы
Те, кто застал советские школьные годы, прекрасно помнят предметы, которые у современных детей в школьной программе уже не встретишь. После распада СССР они стали казаться ненужными, бесполезными. Предлагаем поностальгировать об этих предметах и поразмышлять о том, вернутся ли они снова «в моду». Ну а тем, кто об их существовании не подозревал, будет интересно узнать, как учились их мамы, папы, бабушки, дедушки.
1. Этика и психология семейной жизни
Этот предмет ввели в школьную программу уже на закате СССР – в середине 1980-х. Говорить про «это» с детьми уже перестало считаться чем-то запретным, правда о сексуальном воспитании тогда речь не шла. Детям рассказывали о взаимоотношениях в семье, о рождении и воспитании ребенка, стараясь избегать излишнего углубления в интимную сторону вопроса.
Взаимоотношения полов и планирование бюджета.
На этих же уроках подростков учили и тому, что в наше время называется основами финансовой грамотности – например, как планировать семейный бюджет.
2. Черчение
После начальной школы у советских детей появлялся такой предмет как черчение. Как-никак СССР считался страной строителей – не только коммунизма, но и домов, фабрик, заводов. В общем, был курс на индустриализацию.
Каждый школьник был потенциальным архитектором и строителем.
Этот предмет требовал от родителя дополнительных хлопот, ведь на урок требовалось брать тубус, специальную бумагу или листы для черчения, циркуль, угольник, линейку, транспортир, а также набор мягких и твердых карандашей. Впрочем, и после советского периода этот предмет еще какое-то время оставался в программе старшеклассников. Сейчас же в обычных школах его нет.
Правда, в некоторых классах с азами черчения детей все-таки немного знакомят – в рамках уроков труда. Вообще же черчение в его классическом «советском» виде уходит в прошлое потому, что в современном мире смоделировать любой объект можно с помощью специальных компьютерных программ.
Некоторые предметы постепенно ушли из школьной программы.
3. Арифметика
Этот раздел математики у советских младшеклассников (в школах он существовал не в весь советский период) был выделен как отдельный предмет. По сути то же самое, что математика у современных школьников – на арифметике детей учили сложению, вычитанию, умножению, делению чисел.
Математика, но для маленьких.
Со временем требования к знаниям младшеклассников усложнились, поэтому предмет «арифметика» и сменил свое название.
4. Чистописание
По интернету часто гуляют фотографии школьных тетрадок из 1940-50-х годов. На них каллиграфическим почерком, о котором современный ребенок может только мечтать, выведены ряды букв и чисел. Почерку советского школьника предавалось большое значение – он должен был быть разборчив и аккуратен, ведь многие документы в советское время писались от руки и они должны были быть предельно понятны.
Муторно, но красиво.
Сейчас этот навык уже не так актуален, ведь наступил век компьютеров и гаджетов. Так что вместо чистописания, судя по всему, скоро введут урок печатания на клавиатуре. Впрочем, польза от этого, на первый взгляд, нудного предмета все-таки есть: младшеклассник приучается к аккуратности, ну и мелкую моторику, к тому же, разрабатывает.
5. Начальная военная подготовка
В стране, которая вела затяжную холодную войну, этот предмет, коротко называемый «НВП» или «военное дело», был очень актуален. Отставные военные или запасники учили детей маршировать, надевать противогазы, пользоваться гранатой, собирать и разбирать автомат и даже стрелять. Также им показывали, как оказывать первую помощь раненым и пострадавшим.
Готовили к будущей защите Родины.
В наше время в обычных (не профильных военных) классах азы НВП часто преподают в рамках уроков ОБЖ. Поэтому многие учителя и родители не поддерживают инициативу некоторых депутатов ввести НВП снова. Зачем детям излишяя милитаризация?
6. Конституция СССР
Конституцию нужно было знать назубок.
Забытые школьные предметы переносят в детство и вызывают чувство ностальгии по тем беспечным временам. Точно так же, как и школьные атрибуты времен СССР . Эти в чем-то уже старомодные вещи помнит каждый советский ученик из 1980-х.
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru
Химию и физику уберут? Какие предметы исчезнут из расписания 11-х классов с февраля и при чём тут ЕГЭ
Кажется, все, кто сдавал ЕГЭ, в 11-м классе мечтали сосредоточиться лишь на тех предметах, которые они выбрали. Теперь такая возможность есть у московских школьников: с февраля они будут учиться по новому расписанию. Елизавета Луговская разобралась с деталями.
Что изменится в школах с февраля
С 1 февраля у московских одиннадцатиклассников изменится программа обучения. Теперь они будут учиться по так называемому гибкому расписанию. Дети продолжат посещать уроки математики, истории, литературы, физкультуры, обществознания, «Разговоры о важном» и профильные предметы — то есть те, которые будут сдавать на ЕГЭ по выбору. Остальные дисциплины, например химия или информатика, будут считаться досрочно пройденными. И ходить на них больше не будет необходимости (если, конечно, ребенок не выбрал их для сдачи на ЕГЭ).
Занятия по профильным предметам будут проходить в группах, которые к февралю должны быть сформированы учителями по результатам контрольных и проверочных работ. Педагоги будут разбирать с учениками только те темы, которые есть в кодификаторе.
Предполагается, что это нововведение снимет с будущих выпускников лишнюю нагрузку, оставив больше времени на подготовку к важному экзамену. Однако количество учебных часов при этом у школьников не изменится, они просто будут перераспределены в пользу профильных предметов. «Практикумы будут проходить ежедневно и занимать не менее 40% учебного времени. Чем больше число выбранных предметов у ребенка, тем больше эта доля. Большинство ребят выбирают по 3-4 предмета», — пишет телеграм-канал Минпросвещения «Большая перемена».
Годовые оценки по «упраздненным» дисциплинам при этом будут выставлены по результатам первого полугодия.
C 25 по 27 января в столичных школах учителя и директора уже должны были провести с учениками встречи, на которых подробно проговорили новый формат.
«Сейчас они [московские школьники] завершают изучение программы по некоторым предметам на базовом уровне, а с 1 февраля будут посещать в группах практикумы по тем предметам, которые нужны им для поступления. Директора объяснят 11-классникам те изменения, которые произойдут в учебном процессе в ближайшие дни, чтобы ребята без организационных проблем смогли сосредоточиться на подготовке к экзаменам», — цитирует ТАСС заместителя руководителя департамента образования и науки Москвы Олесю Лукашук.
Эксперимент проводится пока только в Москве (в пилотном проекте участвуют 80% столичных выпускников), в региональных школах в этом году ничего не изменится.
Как к этому относятся учителя
Лариса Арачашвили, Волгоград:
Введение гибких учебных планов в московских школах для меня неоднозначное решение. Начать хотя бы с того, что раньше позиция была «цель образования в школе не ЕГЭ, а всестороннее развитие личности», а теперь «ненужные» предметы побоку, готовимся к ЕГЭ. Я училась еще в той школе, где мне говорили, что все предметы одинаково важны.
С одной стороны, я понимаю, что сама мало что помню на сегодняшний день из той же химии, хотя прошла полный школьный курс. Так не лучше ли было потратить время на изучение моей обожаемой литературы, а не на зубрежку того, что мне не пригодится?
С другой стороны, это опасное решение, потому что программы, рассчитанные на условные 34 часа, нельзя впихнуть в условные 17 и спешно окончить курс без ущерба для его содержания. То есть получается, что, например, географию, которую выбирают для сдачи ЕГЭ всего 3% выпускников, остальные 97% до конца знать не будут. Конечно, и без гибких учебных планов мы видели примеры, как люди искренне удивлялись тому, что Сахалин — это Россия. Но все-таки…
Как я понимаю, если эксперимент пройдет удачно, его распространят на всю страну. Но в этом году, получается, у выпускников из Москвы будет еще и преимущество на ЕГЭ, ведь все второе полугодие они будут заниматься по углубленной программе.
Выходит, что условия поступления теперь неравные, это мне не нравится
В сети уже начался «плач Ярославны», одиннадцатиклассники из регионов жалуются, что им (в отличие от московских ребят) придется заниматься «ненужными предметами».
Учителя-предметники — те, что ведут «сокращенные» дисциплины –тоже недовольны, так как столкнулись с тем, что их нагрузка сильно просела, а это сказывается на зарплате. Да, учитель — это призвание, но кушать от этого меньше не хочется.
Система образования меняется. Приоритеты в ней — тоже. Но очень бы хотелось, чтобы все делалось не нахрапом, а поэтапно, начиная с изменений в учебном плане.
Резюме такое: гибкие учебные планы — интересный формат, но реализация меня пока в восторг не приводит.
Алишер Сайфуллаев, Дагестан:
Мне нововведение московских школ нравится. Как и с любым нововведением, конечно, нужно посмотреть, как это будет выглядеть в реальности, но звучит интересно. Мне кажется, такая система должна повышать мотивацию школьников. Ученик будет лучше понимать, для чего и почему он ходит в школу и проводит там так много времени.
В 11-м классе всё равно мысли только о ЕГЭ, причём как у детей, так и у их учителей. И понятно, что чем больше времени ученики потратят на подготовку, тем больше у них шансов успешно сдать экзамены и получить высокие баллы. Конечно, надо будет измерить и сравнить результаты прошлого года и текущего, чтобы рассуждать предметно.
Лично мне хочется, чтобы в дальнейшем это переросло в систему индивидуальных образовательных траекторий, причём не только в выпускных классах, но гораздо раньше. И было бы здорово, если бы эти изменения произошли во всех школах, а не только в столичных.
Алена Петухова, село Заозерье:
Мне не нравятся такие изменения однозначно. В то время, когда многие родители мне говорили: «Зачем этот ЕГЭ нужен? Раньше вон сдавали обычные экзамены!» — я ЕГЭ защищала и в качестве аргумента приводила как раз появившиеся у всех школьников, как у сельских, так и у городских, равные возможности. Теперь же у московских школьников будет больше преимуществ, это я считаю несправедливым.
Владимир Погодин, Москва:
Думаю, такого рода меры в первую очередь призваны повысить конкурентоспособность выпускников школ московского региона. Возможно, предполагается, что организованное в таких масштабах углубление в предметы, соответствующие выбранным экзаменам, может дать прирост результатов ЕГЭ в Москве. Не исключаю также, что такое решение отвечает на все чаще высказываемый запрос учеников и родителей к школе: обеспечьте нам результат на экзаменах, перестаньте хотя бы в выпускном классе изучать то, что на экзаменах не нужно!
Думаю, выбор одиннадцатиклассниками экзаменов при таких условиях окажется более взвешенным, будет выбрано меньше экзаменов «на всякий случай». Но интересно, не приведут ли нововведения к изменениям на рынке репетиторов, готовящих к выпускным экзаменам.
В целом изменение видится системным, отвечающим чаяниям различных групп участников образовательного процесса, а также в некотором смысле легализующим то, что происходило в последние годы в разных школах, пытавшихся обеспечить более высокую результативность своих выпускников.
Открытый для меня вопрос: будет ли прирост в результатах ЕГЭ (если он случится) означать более высокое качество обучения.
Михаил Балацкий, Салехард:
На мой взгляд, это палка о двух концах. С одной стороны, отлично, что выпускники в московских школах сделают упор на изучение тех предметов, которые они выбрали в качестве экзаменационных. Безусловно, ребята лучше сдадут ЕГЭ, да и здоровье сберегут, меньше стресса, больше дела.
Но, с другой стороны, цель образования не в подготовке к экзаменам, а в разностороннем развитии школьника, которое происходит во время изучения всех предметов. Хочу заметить, что и в регионах, в тех школах, что я работал, негласно учителя давали поблажки тем ученикам, которые не сдают предмет, и усиливали подготовку тех учеников, которые сдают. Даже на уровне школьной администрации это приветствовалось, но опять же все шепотом, так как учебный план никто не отменял.
Наверное, как предметнику мне такой подход импонирует, ведь все мы прекрасно понимаем, что для выпускника важно сдать экзамены, а дополнительное время для подготовки — это всегда хорошо.
Иллюстрации: Stranger Man / Shutterstock / Fotodom
Источник: mel.fm