Если доступные вам ресурсы, например, время, деньги или пространство, ограничены, их нужно распределять наилучшим образом.
Предположим, что у вас есть помещение площадью 50 квадратных метров, которое можно использовать как склад. Ваш бюджет составляет 200000 рублей, и вы можете выбрать из множества шкафов всевозможных типов и размеров. Как оптимизировать имеющееся пространство, чтобы остаться в рамках выделенного бюджета?
Или допустим, что вы владелец нескольких грузовиков для доставки товаров и 10 пунктов погрузки-разгрузки. Как наиболее эффективно спланировать маршрут и расписание для этих грузовиков?
Или же представьте себе, что вы производите три продукта на основе одинакового сырья. Однако, поскольку в каждом продукте используется разное количество материала, производство некоторых из них обходится дороже, чем других. Некоторые материалы скоропортящиеся, и их необходимо использовать быстро. Сколько каждого продукта вы должны производить, чтобы минимизировать свои затраты? И в какой комбинации будет производиться минимум отходов?
Основы Монтажа Видео ЗА 6 МИНУТ
Подобные вопросы могут показаться очень сложными: ведь нужно принять грамотное решение, учитывая множество переменных и ограничений. Ответ заключается в использовании линейного программирования.
Линейное программирование — это математический метод, который определяет оптимальный способ использования имеющихся ресурсов. Менеджеры используют этот процесс для принятия взвешенных решений о наиболее эффективном использовании ограниченных ресурсов, таких как деньги, время, материалы и оборудование.
Вы можете использовать линейное программирование только в том случае, если существует линейная зависимость между рассматриваемыми переменными. А это так, если единичное изменение одного фактора вызывает изменение другого фактора на постоянную величину. На графике линейная зависимость выглядит как прямая линия.
Метод линейного программирования
Чтобы упростить понимание линейного программирования, рассмотрим пример. Допустим, ваша компания производит два товара — куртки и пиджаки. Производительность ваших цехов составляет 525 часов в неделю. На пошив одной куртки уходит пять часов, а одного пиджака — три часа.
Количество рабочих часов на единицу товара
Производительность = 525 часов
Потребительский спрос на пиджаки не ограничен. Покупатели готовы приобретать весь товар, который вы сможете произвести. С другой стороны, у курток максимальный спрос составляет всего 100 штук в неделю.
Ваши поставщики могут предоставить вам сырье, необходимое для производства не более 75 пиджаков в неделю. Сырье для курток находится в свободном доступе.
Прибыль на единицу продукции, или удельная валовая прибыль (В), составляет 2500 рублей для куртки и 2000 рублей для пиджака.
Сколько единиц курток и пиджаков вы должны производить еженедельно, чтобы получить максимальную прибыль?
1. Сформулируйте математическую задачу
В = 2500К + 2000П (максимальная прибыль).
Самое Подробное Видео О Периодизации Для Роста Мышц В НАТУРАХУ [4K]
С учетом приведенных выше ограничений:
5К + 3П ≤ 525 (ограничение производительности);
К ≤ 100 (ограничение продаж курток);
П ≤ 75 (ограничение количества сырья для пиджаков).
2. Отобразите проблему на графике
При наличии двух переменных (в нашем примере рассматриваются две комбинации товаров) можно составить график для поиска решения. Это отличный инструмент, помогающий полностью раскрыть вопрос. Если отложить производство курток по оси x и производство пиджаков по оси y, на вашем графике будут представлены максимальные производственные мощности для всех возможных комбинаций курток и пиджаков.
- Нарисуйте линию производительности.
Конечные точки линии производительности — это максимально возможное количество курток и пиджаков, которое может быть произведено.
Вы можете произвести:
105 курток (525/5) и 0 пиджаков (100,0)
0 курток (0,175) и 175 пиджаков (525/3).
Линия производительности соединяет эти две точки.
- Нарисуйте линию ограничения продаж для курток как К = 100 для всех значений П.
- Нарисуйте ограничение на сырье для пиджаков в виде П = 75 для всех значений К.
Эти три линии ограничений показаны ниже.

Граница, объединяющая три линии ограничений с осями x и y, представляет собой набор возможных комбинаций производства курток и пиджаков. Учитывая ограничения и предполагая ненулевой объем производства курток и пиджаков, все области вне этих границ не рассматриваются.
Оптимальная комбинация будет находиться где-то вдоль внешней границы. Область внутри границы не будет задействовать всю доступную производительность.
3. Рассчитайте оптимальное значение
Как узнать, в каком месте границы находится оптимальная точка? Она будет находиться на одном из пересечений различных линий ограничений. В этом примере есть четыре точки пересечения (w, x, y и z). Чтобы точно определить оптимальную точку, изучите каждую из них. Поскольку вы уже знаете, что w и z представляют собой крайние точки, используемые в линиях ограничений, можно рассмотреть приведенные ниже вычисления.
- Максимальная прибыль (В) в точке w
В = 2500К + 2000П (максимальная прибыль);
В = (2500 × 0) + (2000 × 75);
В = 150000.
- Максимальная прибыль (В) в точке x
Подставьте значение П в первое уравнение и решите его для К:
Итак, в точке x производство составляет 60 курток и 75 пиджаков:
В = 2500К + 2000П (максимальная прибыль);
В = (2500 × 60) + (2000 × 75);
В = 150000 +150000;
В = 300000.
- Максимальная прибыль (В) в точке y
Подставим К = 100 в первое уравнение:
(5 × 100) + 3П = 525;
П = 8 (округляем в меньшую сторону, потому что продать часть пиджака невозможно).
В = 2500К + 2000П (максимальная прибыль);
В = (2500 × 100) + (2000 × 8);
В = 250000 +16000;
В = 266000.
- Максимальная прибыль (В) в точке z
В = 2500К + 2000П (максимальная прибыль);
В = (2500 × 100) + (2000 × 0);
В = 250000.
На основе этих расчетов определяем, что оптимальное производство курток и пиджаков находится в точке x (60 курток и 75 пиджаков).
Это простой пример линейного программирования. В реальной жизни большинство бизнес-задач связаны с таким количеством переменных и ограничений, что вы не возьметесь (или не сможете) решать их вручную. Для быстрого и удобного решения уравнений существуют программы линейного программирования; они предоставляют большое количество данных о различных точках в пределах возможного множества. Также можно запустить сценарии «что если», чтобы определить, например, какое дополнительное оборудование следует приобрести или следует ли привлечь еще одну смену рабочих.
Источник: dialog.guide
В основу обучающих программ заложены два принципа программирования: линейное и разветвленное.
При линейном принципе программирования обучаемый, работая над учебным материалом, последовательно переходит от одного этапа программы к следующему. При этом все ученики последовательно выполняют предписанные шаги программы. Различия могут быть лишь в темпе проработки материала.
При использовании разветвленного принципа программирования работа учеников, давших верные и неверные ответы, дифференцируется. Если учащийся верно ответил, то получает подкрепление в виде подтверждения правильности ответа и указание о переходе к следующему этапу программы. Если же учащийся ответил неверно, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, и он получает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме.
Принцип разветвленного программирования по сравнению с линейным позволяет в большей степени индивидуализировать обучение. Ученик, дающий верные ответы, может быстрее продвигаться вперед, переходя без задержек от одной порции информации к другой. Ученики, делающие ошибки, продвигаются медленнее, но при этом читают дополнительные пояснения и таким образом устраняют пробелы в знаниях.
Независимо от характера технологической системы программированного обучения обучающая программа может быть представлена с помощью учебников или машин. Существуют учебники с линейной и разветвленной структурами программирования материала.
Разными бывают и машины, предназначенные для представления запрограммированных текстов. Их тип зависит от реализуемой дидактической функции, при этом различают:
• информационные машины, предназначенные для передачи учащимся новой информации;
• машины-экзаменаторы, служащие для контроля и оценки знаний учащихся;
• машины-репетиторы, предназначенные для повторения с целью закрепления знаний;
• тренировочные машины, или тренажеры, используемые для формирования у учащихся необходимых практических умений, например печатания на машинке, алгоритмизации поиска повреждений в технических устройствах, обслуживания машин и т.п.
Принципиальной разницы между структурой программированных учебников и программ к обучающим машинам нет. Основное отличие заключается лишь в технике подачи учебной информации и заданий, получения ответа от учащегося и выдачи ему сообщения о степени правильности его действий.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем. В ходе их решения у обучаемых формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Фундаментальные работы, посвященные теории и практике проблемного обучения, появились в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Большой вклад в разработку этой технологии внесли ученые Т.В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, М.И. Махмудов, В. Оконь и др.
Технология проблемного обучения в общем виде состоит в следующем: преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учениками задачу (проблему), заинтересовывает их, пробуждает желание найти способ ее разрешения. А учащиеся при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, то есть строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
Проблемное обучение, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны. Его преимущества: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности, развивает интерес к учебному труду, обеспечивает прочные результаты обучения. Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, а также слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.
Технология модульного обучения появилась и приобрела большую популярность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 1960-х гг. как альтернатива традиционному обучению. В отечественной дидактике наиболее полно основы модульного обучения изучались и разрабатывались П. Юцявичене и Т.И. Шамовой.
Состав модуля: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.
Содержание обучения при данной технологии представлено в законченных самостоятельных информационных блоках. Их усвоение осуществляется в соответствии с дидактической целью, которая содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на способ и уровень его усвоения.
При модульном обучении на самостоятельную работу отводится максимальное время. Школьник учится целеполаганию, планированию, организации, самоконтролю и самооценке. Это дает ему возможность осознать себя в учебной деятельности, самому определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях.
Возможно сочетание традиционной системы обучения с модульной. Модули могут использоваться в любой организационной системе обучения и тем самым улучшать ее качество и повышать эффективность.
Технология концентрированного обучения имеет в своей основе довольно известный в педагогической практике метод «погружения в предмет». Данная технология, начиная от П. Блонского, разрабатывалась и использовалась В.Ф. Шаталовым, М.П. Щетининым, А. Тубельским и др.
Суть концентрированного обучения состоит в том, что уроки объединяются в блоки, в течение дня, недели сокращается число параллельно изучаемых учебных дисциплин. Такая технология максимально сближает учебный процесс с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия. Чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на уроке, следует провести работу по его закреплению в день восприятия, т.е. необходимо на какое-то время более основательно «погрузиться» в предмет.
Технология дистанционного обучения – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.
Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, технология дистанционного обучения дает возможность его получить всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. В настоящее время технология дистанционного обучения используется в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Она открывает большие возможности для инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Получив учебные материалы в электронном или печатном виде, обучающийся может овладевать знаниями дома, на рабочем месте или в специальном компьютерном классе в любой точке России и зарубежья.
Технология дает возможность учитывать индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость обучающегося, который может проходить учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. В этом несомненные преимущества технологии дистанционного обучения.
Данная технология предполагает использование традиционных форм обучения (лекции, консультации, лабораторные и контрольные работы, зачеты, экзамены и др.), но они имеют свои отличительные особенности. Лекции исключают живое общение с преподавателем. Для их записи используются дискеты, CD-ROM-диски и пр.
Применение новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для их создания используются все возможности кинематографа: режиссура, сценарий, артистическое исполнение и т.д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал (его можно получить на дискете).
Консультации при дистанционном обучении являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном овладении дисциплиной. Используются телефон и электронная почта. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение, мышление.
Лабораторные работы предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе они требуют специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т.д. Возможности технологии дистанционного обучения в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать учащимся явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще нереально. Использование современной техники дает возможность также проводить проверку результатов теоретического и практического усвоения обучаемыми учебного материала.
Существуют и другие технологии обучения: разноуровневого обучения, полного усвоения, коллективного взаимодействия, адаптивного обучения, проектного обучения, авторские технологии обучения (например технология В.Ф. Шаталова) и др.
Вопросы и задания для самопроверки
1.Что такое технология обучения?
2.В чем отличие понятий «методика обучения» и «технология обучения»?
3.Чем характеризуется технология модульного обучения?
4.Раскройте суть технологии проблемного обучения.
5.Какие авторские технологии обучения вы знаете?
Признаками образовательных технологий являются:
· детальное описание образовательных целей;
· поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов-целей;
· системное применение психолого-педагогических и технических средств представления, восприятия, переработки учебной и социокультурной информации;
· системное использование обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса;
· гарантированность достигаемых результатов;
· воспроизводимость процесса вне зависимости от мастерства педагога;
· оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.
| Название теории / концепции | Цель обучения | Объект изменения в обучении и сущность оперирования с этим объектом | Сфера предпочтитель-ного применения | Ограничения по применению |
| Теория поэтапного формирования умственных действий (Выготский Л. С., Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф., Володарская И.А.) | Формирование системы действенных знаний, прочных умений и навыков с учетом психических особенностей усвоения учебного материала | Управление образовательным процессом путем четкого разделения учебной деятельности по этапам формирования умственных действий | Среднее образование и этап фундаментальной подготовки студентов | Не рассматрива-ются взаимосвязи обучения и производства, переход от познавательной деятельности к профессиональной |
| Личностно –деятельностное обучение (Леонтьев А.Н., Зимняя И.А., Сериков В.В., Якиманская И.С.) | Социально-личностное и/или профессиональное развитие через обучение | Вовлечение обучающихся в различные виды деятельности с учетом их способностей и потребностей | Все уровни образования | Отсутствуют |
| Проективное обучение (Ильин Г.Л.), учебное проектирование (Леднев В.С.) | Формирование способностей обучающегося извлекать знания из информации, генерировать идеи, проекты в социальном контексте | Содержание образования выступает как проект, инициированный и определяемый самим учащимся | Повышение квалификации, последипломное образование | Развитость мыш-ления обучающихся, владение навыками исследований и наличие у потребности в образовании. |
| Дифференцированное обучение, Ушинский К.Д., Бабанский Ю.И., Бибик А.Е., Зорина П.Я., Виноградова М.Д., Бутузова И.Д. | Создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей | Ориентация организация учебного процесса на индивидуальные способности. Изменение содержания обучения | На всех уровнях образования | Предполагает строгую диагностику уровня знаний, потребностей, способностей на каждом этапе обучения |
| Программированное обучение Скиннер Б.Ф., Беспалько В.П., Ланда Л.Н., Талызина Н.Ф. | Формирование знаний, умений и навыков учебной деятельности | Управление процессом обучения путем программирования мелких доз учебного материала | На этапе формирования фундаментальных знаний | Дефицит общения, акцент на репродуктивные операции, алгоритмы |
| Развивающее обучение Выготский Д.Б., Давыдов В.В., Занков Л.В., Пестолоцци И.Г., Дистервег А. | Развитие и реализация потенциальных возможностей и способностей | Построение содержания по принципу ориентации на зону ближайшего развития | Начальный этап обучение в школе | Не получила достаточного своего развития применительно к среднему и высшему образованию |
| Проблемное обучение Дж. Брунер, Рубинштейн С. Л., Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Архангельский С.И., Махмутов М.И., Матюшкин А.М., Ян С.А. и др. | Развитие мыслительных способностей, творческой самостоятельности | Реструктурирование содержания с позиции проблемного представления и передачи учебного материала | Вcе уровни образования Дисциплины, легко поддающиеся проблемному изложению учебного материала | Не дает средств организации собственной деятельности. Ограничивается характером изучаемого материала, квалификацией преподавателя |
| Контекстное обучение Вербицкий А.А., Борисова Н.В. и др. | Активизация обучающихся за счет воссоздания контекста профессиональной деятельности | Жесткое отражение профессиональной деятельности в содержании, формах и методах обучения | Среднее и высшее профессиональное образование, повышение квалификации, последипломное | Высокие требования к преподавателю как педагогу и специалисту одновременно |
| Игровое обучение Коменский Л.А., Эльконин Д.Б., Борисова Н.В., Ахметов И.К. Хайдаров Ж.С. | Развитие поведенческих навыков и умений, освоение способов деятельности, социализация личности | Организационные формы учебной деятельности переводятся в игровые | Дошкольное, школьное, профессиональное образование | Эффективно лишь при системном использовании; высокие требования к преподавателю |
| Модульное обучение, модульно -рейтинговое обучение Рассел И.Д., Курх С., Б. и М. Гольдшмид, Юцявичене П.А., Вазина К.Я., Карпов В.В. | Обеспечение гибкости содержания обучения, приспособление к индивидуальным потребностям личности, уровню ее базовой подготовки | Обучающийся самостоятельно может работать с учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство | Профессиональное образование | Трудоемкость процесса, необходимы специальные навыки препо-давателей, издательская база и изменения в режиме учебных занятий |
| Концентрированное обучение Ибрагимов Г.И. | Создание оптимальных условий учета психологических особенностей человеческого восприятия; «погружение» в предмет | Реструктурирование содержания обучения в блоки | Среднее профессиональное образование | Требует пересмотра учебных планов, расписания занятий |
| Активное обучение Вербицкий А.А., Бирштейн М.М., Борисова Н.В., Бурков В.Н., ПидкасистыйП.И.и др. | Повышение поведенческой и познавательной активности. | Активизация обучающихся с помощью особой организации их взаимодействия между собой и/или с преподавателем | Общее среднее, среднее и высшее профессиональное, дополнительное образование | Квалификация преподавателей |
| Дистанционное обучение D. Keegan, M.Moore, A.Bates, B.Holmberg, O.Peters, G.Rumble, J.Daniel Щенников С.А. | Повышение информационных возможностей при отсутствии очного контакта с преподавателем | Управление образовательным процессом так, чтобы обучающийся самостоятельно мог работать с учебной программой | Общее среднее, среднее и высшее профессиональное, дополнительное образование | Квалификация преподавателей, требует пересмотра учебных планов, модульного построения |
| Здоровьесберегающееобучение Смирнов Н.К., Советова Е.В. | Создание оптимальных условий для сохранения и формирования культуры здоровья | Организация образовательного процесса с учётом сохранения здоровья его субъектов | Общее среднее, среднее и высшее профессиональное образование | Квалификация преподавателей |
Источник: cyberpedia.su
Принципы построения обучающих программ
Информативность. Ученику должна сообщаться новая информация, ведь без этого вообще нет никакого обучения. Оперативность. Должна присутствовать активная деятельность учащихся, связанная с преобразованием полученной информации.
Обратная связь. Должна существовать регулярная коррекция действий учащегося. Дозирование учебного материала. Учебная информация подается не сплошным потоком, а отдельными дозами — кадрами. Определенная иерархия управляющих устройств. Например, упомянутое выше объединение систем 1 + 2 + 7 + 8 (по классификации В.П.
Беспалько). В этой иерархии доминирует педагог (системы 1 и 7), управляющий системой в наиболее ответственных ситуациях: создание предварительной общей ориентировки в предмете, отношение к нему (система 1), индивидуальная помощь и коррекция в сложных нестандартных ситуациях обучения (система 7). Шаговый технологический процесс при раскрытии и подаче учебного материала (в состав шага включаются 3 взаимосвязанных звена — информация, операция обратной связи и контроль). Индивидуальный темп и управление в обучении. Использование технических средств обучения.
Первые три пункта похожи в целом на деятельность хорошего репетитора, поэтому можно сказать, что идея программированного репетитора состоит в моделировании деятельности преподавателя, т. е. в получении суррогата преподавателя (хотя и хорошего суррогата!). Из этих принципов вытекает структура обучающей программы (рис. 18).

Рис. 18. Структура обучающей программы
ИК — небольшая не более 2—3 фраз доза учебной информации. Например, через определение формула с пояснениями.
ОК — задание на информацию ИК. Например, задача, вопрос.
ОС — коррекция возможных ошибок ученика при выполнении ОК. Например, правильный ответ, анализ причин ошибки, подсказка на пути поиска решения.
Шаг обучающей программы: ИК + ОК + ОС + КК.
Любая учебная программа состоит из нескольких шагов.
Различают три основных вида обучающих программ: линейная; разветвленная; адаптивная; смешанная (комбинированная).
Автором линейной программы является психолог-бихеви- орист из США Б.Ф. Скиннер. Его линейная программа пред- чтавлена на рисунке 19.

Рис. 19. Линейная программа

Рис. 20. Разветвленная программа
Недостатки линейной программе очевидны: весьма мелкое дробление учебного материала; обязательное выполнение всех кадров программы; отсутствие возврата в программу (оно исключено самой конструкцией программы), т. е. забывание исключается!
Линейные обучающие программы обеспечивают усвоение учащимися до 95% учебного материала, но они требуют весьма больших затрат труда и времени на обучение.
Разветвленная программа предложена профессором Н. Краудером.
В разветвленной программе операционные кадры построены по избирательному принципу, т. е. ученик должен выбрать один из предложенных ему ответов. В зависимости от выбранного ответа программа разветвляется (рис. 20).
Особенности разветвленной программы: сравнительно крупное дробление учебного материала; необязательное выполнение всех кадров (индивидуализация обучения); наличие возврата в программу; дифференциация продвижения студента или учащегося по программе в зависимости от степени выполнения программы.
Разветвленные обучающие программы позволяют быстро изучить теоретический курс (например высшую математику — за неделю вместо года).
Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т. д.
В частично адаптивной программе осуществляется разветвление — другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.
Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.
Алгоритм. Пошаговые программы породили алгоритмизацию обучения — составление учебных алгоритмов. Алгоритм в дидактике — это предписание, определяющее последовательность умственных и (или) практических операций по решению задач определенного класса. Алгоритм является как самостоятельным средством обучения, так и частью обучающей программы.
Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение.
Источник: uchebnikfree.com