Линейный и концентрический способы построения учебных программ

1. Учебная программа как нормативный документ. Структура и назначение.

2. Авторские учебные программы.

3. Педагогические инновации и программы развития.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Ее создание – результат большой и кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного усвоения знаний, умений и навыков.

Типовые учебные программы утверждаются Министерством образования Российской Федерации и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы.

Специфика дополнительных образовательных программ информационно-когнитивного типа | Николай БОРЫТКО

В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Исторически в построении учебных программ сложилось два способа: концентрический и линейный.

При концентрическом способе развертывания содержания учебного материала одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения либо на разных этапах изучения одной и той же дисциплины.

При линейном способе развертывания содержания учебного материала не происходит повторного возвращения к ранее изучавшимся разделам программы. При этом учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии. Причем новое знание излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним.

2. Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, свою точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Такие программы должны иметь внешние рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. При их наличии программы утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных).

В авторской программе должны быть представлены не только «знаниевый» (т.е. образовательный стандарт), но и личностный (опыт детей и учителя) компоненты образования, что является первым важнейшим программно-методическим регулятивом творческой деятельности педагога. Второй регулятив – чёткая рефлексия того, где и зачем учитель намеревается внедрить авторскую программу и каким требованиям она должна отвечать.

В дидактическом аспекте авторская учебная программа должна соответствовать общедидактическим нормативам её построения, включающим целостность, единство, конкретность, процессуальность; соответствие образовательным стандартам, содержательно-целевым и инструментально-методическим характеристикам; наличие основных структурных элементов( Вазина К.Я., Петров Ю.Н., Белиловский В.Д. Педагогический менеджмент. – М., 1991).

Современные подходы к проектированию учебных программ предметов

Технология конструирования авторской программы такова:

1. Составление введения в изучаемый курс или объяснительной записки, раскрывающей не только цели, структуру учебного предмета или курса, особенности организации учебного процесса, но и то новое. Что внесено в данную программу по сравнению с другими.

2. Разработка содержания, составляющего основную часть, включающую описание обязательного и дополнительного, ведущего и вспомогательного материала для изучения; внутрипредметных и межпредметных связей по всем компонентам содержания.

3. Характеристика ожидаемых результатов обучения, т.е. обязательных и дополнительных знаний; специально-предметных и общеучебных (межпредметных) умений; умений творческой самостоятельной деятельности; мировоззренческих умений и умения систематизации и обобщения понятий, способствующих становлению опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

4. Раскрытие особенностей методического инструментария – индивидуальной модели обучения, оптимальной для данной программы, т.е. совокупность форм, методов, средств и приёмов обучения.

5. Описание методического аппарата учебной программы, включающего методические рекомендации, инструкции, списки рекомендуемой литературы для учащихся и педагогов, различные дополнительные материалы.

Чтобы разработанная педагогом образовательная программа получила статус авторской, необходимо пройти экспертизу, которая может включать различные аспекты (частно-методический, юридический, экономический и др.). Но приоритетными являются четыре важнейших аспекта:

Читайте также:
Как закрыть программу через планировщик задач

· общепедагогический, связанный с выявлением степени соответствия авторской программы и процесса её разработки общепедагогическим принципам конструирования учебного процесса;

· дидактический, призванный оценить соответствие разработанной учебной программы общедидактическим нормативам её построения;

· психологический, предполагающий выявление и прогнозирование психологических последствий и развивающего эффекта учебного курса, сконструированного на основе данной авторской программы;

· валеологический, изучающий уровень оптимальности (сложности, посильности) и эргономичности программы, её возможного влияния на здоровье учащихся (их работоспособность, утомление, переутомление вследствие возможных перегрузок).

3. Инновация (от лат. in — в, novus — новый) означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии школы или вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

• в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

• в систему контроля и оценки уровня образования;

• в систему финансирования;

• в учебно-методическое обеспечение;

• в систему воспитательной работы;

• в учебный план и учебные программы;

• в деятельность учителя и школьника.

Типы нововведений в школе и вузе группируются по разным основаниям.

Первая классификация нововведений основана на соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в школе или вузе. Опираясь на понимание данного процесса, выделяют следующие типы нововведений:

• в целях и содержании образования;

• в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса;

• в формах и способах организации обучения и воспитания;

• в деятельности администрации, педагогов и учащихся.

Вторая классификация нововведений в системе образования основана на применении признака масштабности (объема). Здесь выделяют следующие преобразования:

• локальные и единичные, не связанные между собой;

• комплексные, взаимосвязанные между собой;

• системные, охватывающие всю школу или вуз.

Третья классификация осуществляется по признаку инновационного потенциала. В данном случае выделяют:

• модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением (образовательной программы, учебного плана, структуры);

Четвертая классификация нововведений основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику. При таком подходе нововведения относят к замещающим, отменяющим, открывающим или к ретровведениям.

В качестве источников идей обновления школы или вуза могут выступать:

• потребности страны, региона, города, района как социальный заказ;

• воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значения;

• достижения комплекса наук о человеке;

• передовой педагогический опыт;

• интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;

Целью инновационной работы на начальном этапе в любой системе является проектирование программы развития. Программа развития школы – документ, который характеризует процесс развития школы на трёх его уровнях:

· концептуальном: проектируются идеи, принципы, ведущие понятия, ценности;

· проективно-управленческом: проектируются цели, условия, средства, технологии;

· проктическом: проектируется инструментарий, формы, приёмы.

Образовательная программа – это модель пути достижения образовательного стандарта. Содержательная характеристика раскрывает образовательную программу как «индивидуальный маршрут» ученика в образовании, отражающий его интересы, возможности, потребности. Программа ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учеником образовательного стандарта.

Вопросы и задания

1. Что такое «типовая учебная программа», какова её содержательная часть?

2. Какова структура и назначение школьной рабочей программы?

3. Заполните таблицу:

Наименование программы Содержание программы
1.Типовая программа
2. Рабочая программа
3. Авторская программа

4. На примере учебной программы по любому предмету проследите, как учтены общие и специальные принципы отбора содержания образования. Дайте оценку полученному материалу.

5.Чем, на ваш взгляд, отличаются образовательные программы инновационных образовательных учреждений от традиционных?

Читайте также:
Прекращена работа программы 1сv8s

Литература для самостоятельной работы

Зорина Л.Я. Программа – учебник – учитель. – М., 1989.

Леднёв В.С. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы. – М., 1991.

Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха.– СПб., 1997.

Коджаспирова Г.М. Педагогика.– М., 2007.

Модернизация общего образования. – СПб., 2002.

Никишина И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении. – Волгоград, 2007.

Столяренко А.М. Общая педагогика. – М., 2006.

Источник: arhivinfo.ru

Образовательные программы в высшей школе

Обучение в высших учебных заведениях России регулируется законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (последняя правка – 2000 г.). В соответствии с данным законом рассматриваются 3 типа вузов: университет, институт и академия. В этом законе также определяются права и обязанности студентов, преподавателей, слушателей, аспирантов, докторантов, соискателей.

1. Дошкольное образование

2. Начальное общее

3. Основное общее

4. Среднее полное общее

5. Начальное профессиональное

6. Среднее специальное

7. Высшее профессиональное

8. Послевузовское профессиональное

В настоящее время существует следующие ступени высшего образования:

ü Бакалавр (срок обучения не менее 4 лет).

ü Специалист (не менее 5 лет).

ü Магистр (не менее 6 лет).

Возможно получение высшего обучения в форме экстерната, хотя по некоторым направлениям экстернат не допускается, например, по медицинскому направлению.

Образовательные учебные программы строятся в России на основе государственных образовательных стандартов. Они состоят из двух компонентов: федерального и национально-регионального. Федеральный компонент государственного стандарта включает:

1. Общие требования к основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования.

2. Требования к обязательному минимуму содержания программы и уровню подготовки выпускников.

3. Сроки освоения основных образовательных программ.

4. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

В некоторых странах, например, в США, не существует государственных стандартов учебной программы в области психологии. В 1998 г. был создан комитет, куда входили развитые страны в области подготовки психологов, которые вырабатывали общие стандарты и подходы к обучению психологии.

Послевузовское образование в России можно получить в аспирантуре (3 года), ординатуре (медицина), адьюнтуре (военное образование), докторантуре. Также можно быть соискателем, если человек хочет работать и продолжать образование (написание диссертации), тогда он прикрепляется к кафедре.

Учебный план составляется вузом на основе образовательных стандартов и включает в себя:

1. Перечень учебных дисциплин. Психология как предметная область представлена по-разному в вузах. В зависимости от значимости психологии как учебного предмета все вузы можно разделить на 3 группы:

a. Вузы, обучающие психологии (психологические дисциплины составляют 2/3 от всех дисциплин).

b. Специальности, которые предполагают работу с людьми (педагоги, воспитатели, врачи, менеджеры, социальные работники, юристы). Должно быть несколько психологических дисциплин.

c. Образовательные программы специалистов технического и научно-естественного профиля.

2. Распределение учебных дисциплин по семестрам и последовательность их изучения.

3. Трудоемкость (часы). Трудоемкость в российской высшей школе измеряется в академических часах.

4. Форма учебных занятий (лекции, семинары, практические и самостоятельные работы). Самостоятельная работа также просчитывается и прописывается в часах по каждому предмету.

5. Виды промежуточной и итоговой аттестации.

Учебная программа

На основе учебного плана и образовательного стандарта каждый преподаватель составляет учебную программу.

Учебная программа содержит:

1. Наименование учебной дисциплины.

2. Категория студентов, для которой она предназначена.

3. Пояснительная записка – миссия. Она включает значимость данной дисциплины для студентов, в ней формулируются цели, задачи, а также иногда указываются знания, умения и навыки, которыми должен обладать студент после изучения данного курса. Иногда указывают формы и методы контроля знаний.

5. Учебно-тематический (тематический) план – это документ, который описывает распределение тем учебной программы по видам занятий (лекции, семинарские, практические занятия, самостоятельная работа). Он также включает контроль знаний и умений студентов.

Читайте также:
Программа на ПК чтобы печатать
№ темы Название темы (раздела) Количество часов
Лекции Семинары Практические занятия Самостоятельная работа
1. Предмет, задачи, методы общей психологии
2.
Итого

6. Список вопросов к экзамену или к зачету.

7. Список литературы (обязательный и дополнительный).

8. Приложение: задачи, примерные тесты, ситуации и пр. Это тот методический материал, который может пригодиться для преподавания курса.

Существует 3 способа построения учебных программ:

Линейный способ: отдельные части или порции учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев, т.е. выстраиваются по одной линии. Каждая часть изучается только один раз. Достоинство — экономичность во времени. Недостаток – нет возможности вернуться к той теме, которая была плохо усвоена.

Концентрический способ позволяет несколько раз изучать один и тот же учебный материал с постепенным усложнением, расширением за счет введения новых понятий, компонентов, более углубленного изучения. Недостаток – больше временных затрат. Достоинство – лучший результат усвоения учебного материала.

Спиралевидный способ совмещает 2 первых способа. В каждой последующей теме требуется возвращаться к старым понятиям, связывая их с новым материалом. Т.о. повторяются отдельные темы.

Источник: megalektsii.ru

Конструирование образовательной программы.

Программа учебного курса — живой организм. Сначала она создается в виде типовой программы, а затем осмысливается, конкретизируется, уточняется и преобразовывается учителем.

Личностное образовательное движение каждого ученика предполагает наличие у учителя, школы, региона, государства особым образом сконструированных образовательных программ.

Координация образовательных программ перечисленных уровней — прерогатива педагога, работающего с конкретными школьниками. Образовательные программы, не предусматривающие индивидуальную тактику обучения отдельно взятых учеников, должны отвечать следующим требованиям:

-допускать возможность и необходимость существования программ другого типа;

-учитывать возможность различий в установочных целях образования учителей и учащихся;

— предполагать вариативность достижения обозначаемых в программе конкретных целей и постановку других целей;

-обеспечивать соответствующий баланс заданное™ и выбора в каждом из структурных компонентов программы.

Федеральные образовательные программы, например, устанавливают базовые требования на уровне международных, конституционных, законодательных положений; что же касается содержания образования или его форм, то в государственной программе обозначаются варианты их конкретизации на каждом уровне, включая личность ученика, которому предоставляется возможность уточнить свою индивидуальную образовательную программу.

Работа педагога над программой — непрерывный процесс. Программа может иметь разный объем, относиться к отдельной теме, курсу, образовательной области, классу, школе и различную продолжительность (учебный год, четверть, неделя, день, урок). Годовая программа описывает стратегию обучения, программы изучения отдельных разделов или тем курса воплощают эту стратегию, учитывая происходящий процесс и реальную ситуацию обучения конкретных детей.

Существует три основных способа конструирования образовательных программ: линейный, концентрический и спиральный.

Линейный способ построения программы состоит в том, что отдельные части (порции) учебного материала выстраиваются последовательно друг за другом без дублирования изучаемых тем в разные годы обучения.

Концентрический способ допускает возможность возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, например через несколько лет, предусматривая усложнение и расширение его содержания.

Спиральный способ компоновки материала программы предполагает. что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Программа — средство достижения цели, сами цели тоже включаются в программу. Рабочая программа всегда субъективна, т.е. имеет своего автора и относится прежде всего к его деятельности.

Педагог на каждую учебную четверть и год осуществляет коррекцию примерной программы по своему учебному курсу или составляет собственную программу. Авторские программы обсуждаются (защищаются) на школьном педсовете и/или на заседаниях районных методических объединений. После этого данные программы утверждаются и могут использоваться в учебном процессе.

Источник: uch.click

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru