Программированное обучение – это метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером в 1954 г., который получил развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных учёных. В разработке отдельных положений концепции приняли участвие Н. Ф. Талызина, А. М. Матюшкин, Л. Н. Ланда, Я. П. Гальперин, А. Г. Молибог, и другие.
В то же время считается, что элементы программированного обучения были найдены уже в глубокой древности. Они использовались Сократом и Платоном, обнаруживались в работах И. Ф. Гербарта и даже Дж. Дьюи. В СССР элементы программированного обучения также можно увидеть, например, в работе Центрального института труда.
Целью концепции является повышение эффективности управления обучением на основе кибернетического подхода. В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некой программе, в процессе выполнения которой, он узнает много нового. Роль преподавателя заключается в том, чтобы контролировать психологическое состояние слушателя и эффективность его постепенного освоения учебного материала, а при необходимости и регулировать программные действия. В соответствии с этим были разработаны различные схемы, алгоритмы программированного обучения – прямолинейная, смешанная, разветвлённая и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов. Дидактические принципы программированного обучения:
Информатика 8 класс (Урок№14 — Запись линейных алгоритмов на языке программирования.)
Алгоритмы программированного обучения
Линейный алгоритм (алгоритм Скиннера)
Б. Ф. Скиннер разработал собственную концепцию программированного обучения и заложил в неё следующие принципы:
1) малых шагов – учебный материал разделен на небольшие части (порции) так, чтобы школьникам не нужно было тратить много сил на их освоение;
2) низкого уровня трудности порций – уровень сложности каждой части учебного материала должен быть достаточно низким, чтобы гарантировать, что школьник правильно ответит на большинство вопросов. Из-за этого обучающийся постоянно получает положительное подкрепление когда работает с обучающей программой. По Скиннеру доля ошибочных ответов обучающегося не должна быть больше 5 %.
3) открытых вопросов – Скиннер рекомендовал использовать открытые вопросы (ввод текста) для проверки усвоения порций, а не выбирать из множества готовых ответов, утверждая, что «даже энергичное исправление ошибочного ответа и подкрепление правильного не препятствует вербальным и предметным ассоциациям, возникающим при чтении ошибочных ответов».
4) немедленного подтверждения правильности ответа – после ответа на поставленный вопрос обучающийся может проверить правильность ответа; если ответ все же окажется неверным, обучающийся принимает этот факт к сведению и переходит к следующей порции, как и в случае верного ответа;
5) индивидуализации темпа учения — обучающийся работает в удобном для себя темпе;
6) дифференцированного закрепления знаний — каждое обобщение повторяется в различных контекстах несколько раз и иллюстрируется тщательно подобранными примерами;
Линейные алгоритмы
7) единообразного хода инструментального учения — не делается никаких попыток дифференцированного подхода в зависимости от способностей и наклонностей обучающихся. Разница между учениками будет выражаться лишь продолжительностью прохождения программ. К концу программы они придут одним и тем же путём.
Разветвлённый алгоритм (алгоритм Кроудера)
Основным отличием подхода, разработанного Норманом Кроудером в 1960 году, является введение индивидуальных путей прохождения по учебному материалу. Путь для каждого обучающегося выявляет сама программа в процессе обучения, основываясь на ответахучеников. Н. А. Кроудер заложил следующие принципы в свою концепцию:
— сложность порций поверхностного уровня и их упрощение при углублении – учебный материал выдается обучаемому сравнительно большими порциями и ставятся достаточно трудные вопросы. Если обучающийся неспособен справиться с такой подачей материала, то обучающийся переходит к порции более глубокого уровня, которая проще;
— использование закрытых вопросов — в каждой порции обучающемуся представляться ответить на вопрос, при этом выбрав один из вариантов ответа.
Только один ответ является правильным и ведет к следующей части того же уровня. Неверные ответы отсылают ученика к частям более глубокого уровня, которые более подробно объясняются одним и тем же материалом;
— наличие объяснений по каждому варианту ответа – если обучающийся выбирает неправильный ответ, программа объясняет ему, в чём он ошибся, перед тем, как перейти к следующей порции. Если студент выбрал правильный ответ, программа объясняет правильность этого ответа, прежде чем перейти к следующей части;
— дифференцированный ход инструментального учения — разные ученики пройдут обучение разными путями.
Учебная программа поддерживает оптимальный уровень сложности изучаемого материала индивидуально для каждого студента, тем самым автоматически адаптируясь к человеку. Идеи адаптивного программированного обучения были заложены Гордоном Паском в 1950-х годах.
Роль программированного обучения в образовании
В целом программированное обучение можно понять как попытку формализации процесса обучения с максимально возможным устранением субъективного фактора непосредственного общения между учителем и учеником. В настоящее время этот подход считается несостоятельным. Его использование показало, что учебный процесс не может быть полностью автоматизирован, а роль преподавателя и общение с учеником в учебном процессе остаются приоритетными. Однако с развитием компьютерных технологий и дистанционного обучения возрастает роль теории программированного обучения в образовательной практике.
Список литературы
Скиннер Б. Ф. Наука об обучении и искусство обучения. / Б. Ф. Скиннер Теории учения: хрестоматия. – М.: Российское психологическое общество, 1998. – 148 с.
Источник: poisk-ru.ru
Линейные программы алгоритм скиннера
Анна Дымшакова
Факультет Истории и права, 3 курс
Алгоритм – правило, устанавливающее очередность простых действий. Алгоритм является основой программированного обучения, он задаёт определенную последовательность умственных операций.
Виды алгоритмов, используемые в учебном процессе, отличаются своими структурными особенностями. При алгоритмизированном обучении выделяются следующие структуры учебного алгоритма: разветвлённая, линейная и адаптивная (её ещё называют смешанной).
Рассмотрим подробнее основные виды алгоритмов программированного обучения.
1. Линейный алгоритм (алгоритм линейной структуры) появился в начале 1960 года. Такой учебный алгоритм основан на разработках американского психолога Б. Скиннера и является наиболее простым. Согласно данному алгоритму, обучающийся изучает материал в заданном порядке. Например, в задании нужно заполнить одним или несколькими словами пропуски в тексте.
После выполнения ученик сверяет результаты своего решения с ответами, которые ранее были скрыты. Если решено верно, открывается возможность перейти к следующему шагу. Если же нет, то ученик выполняет задание еще раз.
2. Разветвленный алгоритм (алгоритм разветвлённой структуры) исследовал Норман Кроудер в 1960 году. Основным отличием данного вида способа алгоритмизации учебной деятельности являлось, что каждый обучающийся достигает заданной цели различными путями, зависящими от его индивидуальных особенностей. Программа самостоятельно определяет для ученика подходящий для него путь в процессе обучения, исходя из того, как он выполняет задания на предыдущем этапе.
В разветвленной программе реализуются следующие принципы.
Применение скрытых вопросов. Во всех частях программы обучаемому рекомендуется выбрать один из вариантов ответа на предоставленный вопрос. Если ответ является верным, то автоматически переходит к следующей части этого же уровня. Ответ неправильный то ученик автоматически переключается к части более углубленного уровня, где все ясно истолковывается материал.
Объяснение каждого варианта ответа. Если ученик выбирает неверный вариант, то программа комментирует его ошибку прежде, чем перейти к следующей части. Если верный вариант ответа, то программа переходит к следующей части.
Учебный материал предоставляется ученику довольно крупными частями, даются сложные вопросы. Если ученик не в силах выполнить задание (ориентируется по неверным ответам), тогда алгоритм перенаправляет его к значительно углубленному изучению части, которая намного легче.
3. Адаптивный (смешанный) алгоритм. Идея такого алгоритма учебной деятельности заложена в 1950 году Гордоном Паском. Программа, построенная по смешанному типу, предполагает возможность перехода на разные участки программы (менее или более трудные), переход получается на основе всех предыдущих ответов обучаемого.
Литература
1. Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. – М.: Высшая школа, 1970. – 300 с.
2. Гальперин П. Я. Программированное обучение и задачи коренного усовершенствования методов обучения // К теории программированного обучения. – М., 1967.
3. Закирьянов, К.З. Опыт программированного обучения русскому языку в башкирской школе // Технические средства и элементы программирования на уроках русского и родного языков и литератур в национальной школе: сб. науч. ст. / под ред. А.Ф. Бойцовой. – М.: Просвещение, 1978. – С. 140-147.
- Практико-ориентированные технологии в правовом обучении
- Программированное обучение как основа дистанционного образования
- «Встречают по одежке…» или как правильно оформить курсовую работу
- Возможности интерактивной анимации в учебном процессе
- «Школа завтрашнего дня» Д. Ховарда
Источник: si-sv.com
Программированное обучение: учителя не нужны?
Школьники готовятся к ЕГЭ, выполняя тесты на популярных сайтах, а взрослые учат иностранные языки с помощью мобильных приложений. Онлайн-курсы и обучающие онлайн-программы – это уже обыденность, хотя вошли они в нашу жизнь не так давно. Но сама идея автоматизировать учебный процесс возникла несколько десятилетий назад и сразу же стала очень популярной. Достигнуты ли цели ученых 50-х, разработавших принципы программированного обучения, и где сегодня применяются эти принципы, читайте в нашей статье.
Программированное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материала.
История вопроса
Новая обучающая методика возникла на стыке педагогики, кибернетики и бихевиористского подхода в психологии в середине 1950-х – уже через несколько лет после создания первых ЭВМ. Ее разработал американский психолог Б. Ф. Скиннер (в 1972 г. Американская психологическая ассоциация назвала его самым выдающимся психологом двадцатого века – Зигмунд Фрейд оказался только на втором месте).
Идею Скиннера подхватили многочисленные последователи, в том числе в СССР, где в это время только начинала развиваться кибернетика. Попытка преобразовать систему образования – а значит, и все общество – на основе строго научного подхода и простых, контролируемых механизмов оказывается очень востребованной. Программированное обучение как самую передовую и многообещающую методику противопоставляют традиционным методам – их считают «малоэффективными».
К теме программированного обучения обращались десятки авторов, в том числе действительно выдающиеся ученые: математик Б. В. Гнеденко, психологи Н. И. Жинкин и П. Я. Гальперин и другие. Лаборатории программированного обучения создавались в университетах и научных институтах: МГУ, МГПИ, Институте психологии Академии педагогических наук СССР и других, не только в Москве. В Пермском государственном педагогическом институте под руководством профессора И. Е. Шварца, главы секции педагогики высшей школы научно-методического совета Министерства просвещения РСФСР, создается кафедра научных основ управления педагогическими системами.
Чуть позже, в 1980-е, новое поколение ученых назовет эту ситуацию абсолютизацией программированного обучения и подменой педагогики кибернетикой. Однако сколько-нибудь массовым применение новых методов на практике, несмотря на их популярность, все равно не стало – по самым очевидным причинам. В классе программированного обучения, который действовал при кафедре Шварца в ПГПИ, было всего две ЭВМ: «Экзаменатор» и «Репетитор».
Основные принципы
1. Программированное обучение строится на самообучении и самоконтроле. В их основе – знаменитый принцип бихевиоризма «стимул – реакция», восходящий к И. П. Павлову.
2. Учебный материал подается в соответствии с алгоритмами, напоминающими компьютерную программу. Сам Скиннер разработал линейный алгоритм. Информация делится на небольшие блоки, которые учащийся должен освоить самостоятельно. Затем ему предлагают контрольные вопросы – с вариантами ответа или без. Отметим, что Скиннер считал, что открытые вопросы предпочтительнее.
Если даны верные ответы, система открывает доступ к следующему блоку, если нет, возвращает учащегося к исходной точке. Пропустить ступень нельзя.
Линейный алгоритм Скиннера усложнил и доработал Норман Кроудер. Он предложил усложнить и подачу материала, и вопросы. Вместо одного блока составляется несколько. Если учащийся не усваивает сложный материал с первой попытки, он может опуститься на одну ступень ниже, к более простому изложению и так далее. Алгоритм Кроудера называется разветвленным.
По сравнению с алгоритмом Скиннера здесь больше возможностей для индивидуального подхода. Но дифференциация блоков по уровням сложности не позволяет учитывать все индивидуальные особенности, важные для процесса обучения.
3. Роль педагога сводится к наблюдению и контролю, он освобождается от «рутинной» работы. Индивидуальный подход к подбору материала или контрольных заданий не предусмотрен. Отличаться может только скорость, с которой учащийся работает с каждым блоком. Это один из плюсов программированного обучения по сравнению с традиционным, когда все ученики в классе или в группе вынуждены подстраиваться под общий темп, заданный учителем.
4. Материал должен быть достаточно легким, а вопросы простыми, чтобы учащийся с большой долей вероятности смог ответить правильно. Это создает ситуацию положительного подкрепления и поощряет учащегося двигаться дальше. Скиннер указывал, что доля неправильных ответов не должна превышать 5 процентов.
Где применяется программированное обучение
С помощью этой методики удобно запоминать даты из курса истории или новые слова на иностранном языке, но не анализировать художественный текст или развивать речевые навыки.
Сегодня, через полвека после своего изобретения, программированное обучение снова стало актуальным. Работать с обучающими программами теперь можно не только из класса, но и из дома, метро, очереди к врачу. Принципы программированного обучения используются в сфере дистанционного обучения, например на онлайн-курсах, когда присутствие педагога-наблюдателя не предполагается вовсе.
Будущее образования: программированное или традиционное обучение?
Произвести революцию в образовании на основе автоматизации процессов во второй половине XX века не удалось. Но не только потому, что в то время, когда программированное обучение было на пике популярности, сами компьютерные технологии были недостаточно распространены и слишком дорого стоили (у ЭВМ был и более дешевый аналог – «программированные учебники», воспроизводящие алгоритм подачи материала на бумаге).
Оказалось, что у традиционных методов есть ряд преимуществ, которыми программированное обучение не обладает. Педагога нельзя в полном смысле слова заменить машиной, а работа в группе не менее важна для учащихся, чем самостоятельная. К тому же выстроить в соответствии с алгоритмом можно не любой учебный материал.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .
Источник: dzen.ru