Линейно концентрический принцип построения программы это

Линейная структура школьного исторического образования пред­полагает однократное изучение курсов отечественной и зарубежной исто­рии. В течение всех лет обучения школьники в хронологической последо­вательности знакомятся с наиболее яркими и значительными фактами прошлого с древнейших времен до современности.

Долгое время линейный принцип построения исторического обра­зования был традиционен для советской школы. В соответствии с ним ис­тория преподавалась в 1934 — 1959 гг. и в 1965 — 1993 гг. Последний вари­ант линейной структуры, усовершенствованный в 1984 г. в связи с Основ­ными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы, выглядел так:

Классы Исторические курсы Кол-во ча­сов
V Эпизодические рассказы по истории СССР 2
VI История древнего мира 2
VII История средних веков (до сер. XVIII в.) 2
VIII История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. 2
IX Новая история (1640 -1870 гг.) История СССР (XIX век) 3
X Новая история (1870 – 1918 гг.) История СССР (с начала XX века до 1936 г.) Новейшая история зарубежных стран (1917 г.- 1939 г.) 4
XI История СССР (1936 г. – до настоящего времени) Новейшая история зарубежных стран (1939 г. до наст. времени) 3

Программа «Дизайн» Julivi — Пример построения юбки. Подробно.

Долголетию линейной структуры в школьном историческом обра­зовании способствовали ее неоспоримые достоинства, подтвержденные практикой:

1) такая структура позволяет последовательно раскрывать основные ступени (этапы) развития общества от его предыстории до современности;

2) в процессе изучения перед школьниками предстает широкая па­норама прошлого, насыщенная яркими событиями, выдающимися лично­стями, сложными явлениями;

3) это может быть всеобъемлющая, исчерпывающая информация или свободный, в общих чертах, обзор основных событий со значительны­ми интервалами, пропусками, пробелами;

4) линейный принцип изучения истории помогает школьникам по­нять причинно-следственные связи и закономерности движения общества, сопоставить отдельные этапы его истории, проследить тенденции его раз­вития, убедиться в неразрывной связи прошлого – настоящего — будущего;

Краткая теория построения эффективной программы занятий НУПом

5) подобная структура сводит к минимуму опасность дублирования отдельных тем и вопросов, а при точной синхронизации курсов отечест­венной и всеобщей истории предоставляет возможность сравнивать осо­бенности развития стран, регионов в конкретные исторические периоды;

7) поскольку экзамен по истории предусматривался только в выпу­скных классах, и проверке подлежали знания школьников о событиях XX века, линейная структура вполне отвечала таким условиям.

Во-вторых, анализ практики преподавания истории по линейному принципу в СССР и других странах показал, что часто оно иллюстрирует поговорку «галопом по Европам»: «Ученик, словно из окна мчащегося без остановок курьерского поезда, наблюдает мелькающие перед его взором верстовые столбы, отмеряющие время веков и даже тысячелетий, и проно­сящиеся перед ним отдельные «деревушки» и «постройки» — события из жизни народов, факты их истории. Результат такого скоростного движения известен: школьники не успевают ни понять смысла изученного, ни за­помнить факты, ни пережить историю эмоционально» [7, С. 30].

В-третьих, линейная структура оказывается неприемлемой всякий раз, когда перед школой ставится задача «вооружить выпускников» основ­ной (восьмилетней) школы знаниями по истории Отечества и мира вплоть до современности, полагая, что только тогда можно быть уверенными в «правильном» мировоззрении учеников, заканчивающих школьное обучение.

В конце 80-х годов существующую структуру исторического обра­зования также упрекали:

— в раздельном и асинхронном преподавании всеобщей и отечест­венной истории, в результате чего у школьников не создавалось целостно­го представления о прошлом, а собственная страна всегда оказывалась на периферии европейской истории;

— в построении курсов отечественной и всеобщей истории исклю­чительно по формационному принципу, когда история стран и народов превращалась в историю государств и классовой борьбы;

— в произвольности и непоследовательности принципов периоди­зации школьных исторических курсов: здесь были «туманные вехи» — с древнейших времен, до конца XVIII века; «круглые» даты — XIX век;

идеологические натяжки — 1917— 1918 гг., 1936 г.;

— в монополии единого содержания, учебных планов и пособий на всей территории многонационального СССР без учета региональных, на­циональных, исторических особенностей отдельных районов и народов, его составлявших.

Предложенную в 1993 году концентрическую структуру школь­ного исторического образования можно считать относительно новой. В на­чале XX века гимназическое образование по русской истории устанавли­валось по двум концентрам, а в 1913 — 15 гг. даже перестраивалось на трехступенчатый для русской и двухступенчатый для всеобщей истории вариант преподавания.

С 1959 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР была вновь пред­принята попытка перестроить школьное историческое образование на кон­центрической основе. Главной причиной реформы стал Закон о всеобщем восьмилетнем образовании. Перед учителями истории была поставлена за­дача «учить школьников самостоятельно приобретать знания, самостоятельно мыслить, понимать закономерности развития общества, даже при восьмилетнем образовании». Для этого учащиеся, заканчивающие вось­милетку, должны были ознакомиться с историей своей страны и зарубеж­ных стран вплоть до современности.

Однако в 1965 г. концентрическая структура вновь была заменена линейной. Наряду с внешними причинами ее недолговечности (установле­ние 10-летнего срока обучения вместо 11, переход ко всеобщему обяза­тельному среднему образованию) существовали серьезные внутренние не­доработки:

2) сократился запас фактических знаний. и недостаточна способ­ность учеников к обобщениям;

Читайте также:
Программа чтобы проверить ошибки в тексте

3) выпускники полной школы плохо владеют понятиями, не пони­мают соотношения объективного и субъективного в истории, не умеют раскрыть причинно-следственные связи, закономерности;

4) истоки исторических событий толкуются упрощенно, сводятся только к политическим моментам, искать зависимость последних от соци­альных и тем более экономических процессов выпускники почти не уме­ют;

5) требующиеся в этих вопросах рассуждение, анализ, доказа­тельство подменяют изложением, описанием конкретных фактов;

6) очень немногие абитуриенты на вступительных экзаменах по ис­тории прибегали к аналогиям или противопоставлениям явлений из исто­рии России и стран Западной Европы.

Третья попытка построить школьное историческое образование на принципах концентризма существенно отличается от двух предыдущих. Основной причиной перехода на новую структуру в 1993 г. стал Закон Российской Федерации “Об образовании”, согласно которому вводится обязательное основное (девятилетнее) образование. В течение трех по­следних лет выработан следующий вариант концентрической структуры школьного исторического образования.

К преимуществам подобного варианта можно отнести:

1) превращение исторического образования в постоянный, не­прерывный, последовательно усложняющийся процесс на всем протяже­нии школьного обучения (начальная школа — основная школа — полная школа);

2) более четкую синхронизацию курсов отечественной и всеобщей истории и /или создание единого курса «Россия и мир», обеспечивающих целостность рассмотрения прошлого человечества;

3) возможность в старших классах вернуться к событиям ранней истории и рассмотреть их на более высоком проблемно-теоретическом уровне;

4) возможность во втором концентре систематизировать и обоб­щить весь исторический материал на основе формационного, цивилизационного, культурологического и др. подходов; от событийно-хронологического принципа изучения прошлого перейти к проблемному, межпредметному, тематическому и т. п.; активно использовать разнооб­разные методы исторического исследования в работе с аутентичными тек­стами;

5) введение профильного и модульного обучения во втором кон­центре, ориентированного на интересы и профориентацию учащихся Х— XI классов.

Как видим из анализа переходного периода в России 90-х годов, система исторического и обществоведческого образования изменив структуру, не решила полностью прежних проблем, но имеет некоторое преимущество по сравнению с предыдущим реформированием.

В данной главе речь шла как раз об этих преимуществах, не позволивших разрешить противоречия.

Источник: kazedu.com

Принцип концентрической спирали на уроках музыки
статья по музыке

В статье рассказывается о практическом применении принципа концентрической спирали на уроках музыки. Статья для наглядности дополнена презентацией.

Скачать:

Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Музыкальная академия

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Принцип концентрической спирали на уроках музыки

Учитель музыки Школы №318

с углубленным изучением Итальянского языка

Принцип концентрической спирали — это один из принципов распределения учебного материала. Всего в общей педагогике выделяют: линейный, концентрический и спиральный принципы.

Когда части учебного материала связаны между собой и образуют непрерывную последовательность.

Каждая часть изучается, как правило, только один раз. Новые элементы выстраиваются на основе уже известного.

Этот принцип очень экономичен по времени, так как практически полностью исключает дублирование материала.

И с одной стороны это бы могло подойти нам для уроков музыки, так как мы располагаем очень малым количеством часов. А другой стороны совершенно не нам не подходит, так как мы работаем с детьми и многие явления не могут быть усвоены ими за один раз.

Позволяет несколько раз изучать одно и то же явление с постепенным усложнением, расширением содержания за счет новых компонентов, более детальным и глубоким рассмотрением связей и зависимостей.

Такой способ построения программ замедляет темп обучения, требует больших затрат учебного времени, но дает лучший результат в плане усвоения.

К одному и тому же явлению можно обращаться с пустя большие промежутки времени.

При спиральном принципе расположения учебного материала сочетаются последовательность, которая есть в линейном и цикличность его изучения.

То есть учащиеся не выпускают из поля зрения исходную проблему и в то же время постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

В отличие от линейной структуры при спиральном построении программы отдельные темы изучаются неоднократно.

В отличие от концентрической структуры , при которой учащиеся возвращаются к исходной проблеме иногда даже спустя несколько лет, спиральная структура не предполагает столь длительных перерывов.

Программа Сергеевой, Критской, Шмагиной соединяет в себе концентрический и спиральный принципы, поэтому и появился принцип концентрической спирали.

В этой программе достаточное количество тем и отдельных произведений к которым мы обращаемся из года в год (опера, романс, героическая тема в музыке, отдельные произведения «Иван Сусанин», «Снегурочка» и т.д.)

Чтобы понять каким образом выстроить концентрическую спираль применительно к какой-либо теме или музыкальному произведению, нужно определить что мы хотим получить на выходе. Что должно быть усвоено обязательно, а что второстепенно.

То, что мы определили для себя как обязательное — повторяем из класса в класс — это базовые знания. К 8-му классу обучающиеся должны усвоить это достаточно прочно.

Остальной материал используем как вспомогательный, с помощью которого заинтересовываем, мотивируем к самостоятельному изучению. Он тоже очень важен — дополняется межпредметными связями и выстраивает целостную картинку эпохи или авторского стиля.

Переход на презентации уроков

Первый класс. Дом, который звучит.

Базовые знания: понять, что балет это музыкальный спектакль в котором актеры танцуют. Эту задачу решаем с помощью просмотра видеофрагментов. Закрепляю ассоциацию, что «балет-танец».

Читайте также:
Что включает программа карты

Новый элемент содержания: балет — это синтетический вид искусства — пока литература + музыка. На примере доступном детям — балеты в основе которых сюжеты знакомых сказок.

Задача максимум : (задача на будущее) удивить, заинтриговать, с помощью эмоциональных запоминающихся моментов урока создать положительный настрой на просмотр балетных спектаклей. Пробудить желание посетить балет.

Второй класс. Балет. Золушка

Базовые знания : закрепление информации, что балет это спектакль в котором танцуют. Понимание, что создание балета — это процесс сложный, трудоемкий и в нем задействовано много людей и профессий (синтетический вид искусства).

Новый элемент содержания : знакомство с понятиями либретто, либреттист, балетмейстер, «пантомима». Закрепление знания с помощью игры. Знакомство с балетом «Золушка». В качестве дополнительного материалы выкладываю балет «Золушка» целиком в группу предмета.

Задача максимум : тот же что и в первом классе — интерес и положительный настрой.

Третий класс. Спящая красавица

Базовые знания : закрепление понятий — балет, либретто, сюжет.

Новый элемент содержания : Знакомство с понятиями Интродукция. Темы. Лейтмотивы. Первоначальные представления о форме сценического произведения — строении балета, деление его на смысловые части.

Задача максимум: пробовать анализировать средства музыкальной выразительности и понимать их роль для создания образа персонажа. Пробовать говорить о противопоставлении в произведениях добра и зла. О нравственной функции искусства. Чему учит искусство. О чем хочет сказать автор?

Четвертый класс. Петрушка

Очень яркие впечатления оставляет просмотр балета. «Какой-то он не такой. » как они говорят. Нравится яркая картинка и декорации, эмоциональность музыки в опоре на народные мотивы, удивляет пластика танцоров.

Базовые знания: балет — синтетический вид искусства. Родь декораций, костюма, грима, хореографии и пластики для создания целостной картины, настроения.

Новый элемент содержания: расширить представление о видах балета, авторском стиле композитора. Подойти к пониманию, что виды искусства пластичны — изменяются в связи с историческими событиями, что представления композиторов и балетмейстеров о выразительных приемах меняются с течением времени. Виды искусства развиваются и видоизменяются.

Задача максимум: начинать выражать свое отношение к просмотренному, анализировать, обсуждать. Видеть неоднозначность отношения автора к персонажам. Понимать, что в произведениях бывает не так просто разобраться в персонажах, что не так однозначно добро и зло.

Пятый класс. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. (что роднит музыку и литературу)

Базовые знания : закрепление понятий балет, либретто, пантомима, синтез искусств.

Новый элемент содержания: история появления балета. Понимание, что вид искусства не рождается сразу в той форме в которой мы привыкли видеть, что он видоизменяется с течением времени усложняется, имеет свои истоки, корни.

Задача максимум: интерес и положительный настрой. Игра. Подвести к осознанию, что в любом виде искусстве есть свой язык, своя терминология. И знать интересно, что означают те или иные термины. а затем выкладываю видео

Пятый класс. Щелкунчик

Урок перед Новым годом. Погружение в новогоднюю атмосферу, слушание музыки, просмотр популярных эпизодов.

Седьмой класс. Балет

Базовые знания — окончательное закрепление основных понятий (балет, либретто, пантомима, синтез искусств). Более подробное знакомство с историей появления балета, по сравнению с 5-м классом.

Новый элемент содержания: строение балета, виды танцев в классическом балете (классический и характерный), виды балетных номеров и состав исполнителей.

Задача максимум: попробовать сравнить средства выразительности классического и современного танца на основе имеющегося опыта. Понять, что балетное искусство не ограничивается классическими каноническими постановками. Проанализировать изобразительные и выразительные возможности современного танца.

Видео про пуанты.

Восьмой класс. Весна священная

по программе Алеева, Науменко, Кичак

Базовые знания: Закрепление понимания того, что в произведениях искусства отражаются идеи времени и авторское понимание мира.

Новый элемент содержания: Обращение к мировоззрению и историческим процессам начала ХХ. Самостоятельная работа с видеофрагментами, работа с информацией в он-лайн режиме.

Задача максимум: транслирование знаний при сравнении канонического балета и «Весны священной». Сравнение двух версий балета.

Выражение собственных суждений, с использованием накопленных знаний.

Можно усложнить задачу — идти от обратного — сначала посмотреть произведение, потом о нем поговорить.

Источник: nsportal.ru

Сущность содержания образования. Принципы отбора содержания образования. Структуры содержания образования: линейная, концентрическая, спиральная, смешанная.

Цель современного образования — развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.

Человек — система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой. Динамика личности как процесс ее становления представляет собой изменение во времени свойств и качеств субъекта

Принципы и критерии отбора содержания общего образования

В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В. В. Краевским.

· Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности.

· Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

. Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры.

Содержание общего среднего образования, по И.Я.Лернеру и М.Н.Скаткину, включает в себя:

Читайте также:
Программа чтобы резать музыку на телефоне

основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания; факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;

знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.

Навыки — частично автоматизированные действия.

Практический компонент содержания общего образования представлен системой общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой конкретных видов деятельности:

· Познавательная (учебная и внеучебная) деятельность расширяет кругозор школьника, развивает любознательность и формирует потребность в самообразовании, способствует интеллектуальному развитию.

· Трудовая деятельность направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей (предметов культуры).

· Художественная деятельность развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям.

· Деятельность по формированию физической культуры формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела.

· Ценностно-ориентировочная деятельность направлена на рациональное осмысление учащимися общечеловеческих и этнических ценностей, осознание личной причастности к миру.

· Коммуникативная деятельность – свободное общение в виде специально организованного досуга учащихся.

Исторически в построении содержания образования сложились два способа: концентрический и линейный. При концентрическом способе развертывания содержания учебного материала одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения, но в разных объемах и глубине в зависимости от возраста учащихся. Недостатком концентрического способа является замедление темпов школьного обучения вследствие неоднократного возвращения к одному и тому же материалу. При линейном способе развертывания содержания учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии, причем новое излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Этот способ дает значительную экономию во времени и применяется в основном при разработке учебных программ в средних и старших классах.

Эти два способа развертывания содержания образования взаимно дополняют друг друга.

Спиральная – система построения материала, когда материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением но по особым концентрам – виткам спирали.

Смешанная – система построения учебного материала с элементами нескольких систем, например линейной и концентрической.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса: Государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебные пособия. Понятие и отличительные особенности Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

ФГОС 2 поколения имеет свои особенности:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника начальной школы»):

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 4177 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru