Линейная программа по истории это

Существует всего две модели преподавания истории – линейная и концентрическая. Каждая из них имеет свои особенности и нюансы, выявленные за годы преподавания. На данный момент в стране используется концентрическая методика, однако осуществляется постепенный обратный переход к линейному способу изучения предмета.

Преимущества линейного подхода

Линейная структура ощущается естественным методом изучения истории, так как подразумевает под собой последовательное, хронологическое изучение всех событий от древнейших времен до наших дней. На уроках истории, начиная от пятого класса, дети изучают материал о России и мире событие за событием в единой системе.

Это позволяет добиться определенных преимуществ:
Соответствует сути и структуре всей науки;
Дети легко воспринимают последовательность событий, в которых присутствует причинно-следственная связь;
Постоянное появление нового материала помогает учителю поддерживать интерес к истории;
Экономит время, позволяет избежать повторений в программе;

Самый короткий тест на интеллект Задача Массачусетского профессора


Информация подается систематизировано, что делает ее более доступной для учеников разных базовых способностей;
Линейный принцип позволяет более ярко и насыщенно описывать те или иные явления;
Преподаватель может самостоятельно вносить коррективы в программу, основываясь на знаниях учеников.

Оканчивая школу, ученики владеют историей в полном объеме. Суть развития человечества усвоена ими последовательно и логично. Однако, несмотря на кажущуюся универсальность, линейный подход имеет массу весомых недостатков.

Минусы линейного преподавания истории

Рассматривая последовательную систему изучения истории, стоит учесть несколько значительных нюансов:
Древние времена и Средневековье воспринимается учениками на базовом, недостаточном уровне. Нет всей серьезности в освоении этого важного материала. Причем нет никакой возможности восполнить этот недостаток, так как углубление тем в этом возрасте ведет к перегрузке детей, потере их интереса к предмету, ухудшению знаний.
Легко нарушается последовательность преподавания отечественной и зарубежной истории, что портит логичную картину мира в восприятии ребенка. Это не позволяет ученику органично вписывать родную историю в мировую и анализировать ее во внешних культурных, экономических и политических условиях.
Преподавателю очень трудно корректировать информационную нагрузку для детей, что особенно важно в регионах, где учатся различные народности. Суть их отечественной истории должна быть максимально близка к их пониманию.

Все эти недостатки способны во многом разрушить продуктивность линейного принципа. Некоторых из них можно избежать при грамотной организации процесса обучения и логичного, творческого подхода самих учителей. В целом, линейный подход способен создать условия, при которых выпускники школ будут обладать достаточными историческими знаниями.

Источник: www.istmira.com

Переход на линейную систему обуения по курсу «История» — «За» и «Против»
статья

В работе представлены этапы перехода на линейную систему преподавания истории с ориентацией на Концепцию преподавания истории России, принятую 23 октября 2020 г.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области»

Переход на линейную систему обучения по курсу «История» — «За» и «Против»

Аксенова Татьяна Александровна

учитель истории и обществознания МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое»

В 2020 году девятиклассники впервые будут сдавать ОГЭ по истории, пройдя курс предмета в рамках линейной системы.

Есть две системы, по которым выстраивается обучение по любому школьному предмету, в том числе по истории. При линейной системе материал излагают последовательно: ученики изучают исторические события в хронологическом порядке, не возвращаясь к пройденным темам.

При концентрической системе школьники проходят курс истории дважды. До девятого класса изучают события в хронологическом порядке, а в старшей школе упор делается на изучение и анализ различных теорий, трактовок вопроса и работу с источниками. К примеру, если шестиклассник просто знакомится с биографией первых Московских князей, запоминает карты и читает отрывки из летописей, то десятиклассник постигает и сравнивает концепции нескольких ученых-историков о возвышении Москвы. Занимающихся по профильной программе старшеклассников педагоги учат по специально разработанным учебникам.

Читайте также:
Программа инфо бухгалтер отзывы

Системы сменяли друг друга несколько раз. До революции в классических гимназиях историю изучали по концентрической системе. Упор делался на прошлое Отечества и античность.

После прихода к власти большевиков настала череда радикальных реформ в образовании. Некоторое время история вообще отсутствовала в расписании. Лишь в 30-х годах предмет вернулся в школу, и в его основу, как пишет М. Т. Студеникин в пособии «Методика преподавания истории в школе», был положен принцип линейности. Возврат к «концентризму» произошел в 1959 году и продолжался до 1964 года. Затем материал преподносился вновь на линейной основе.

В 1993 г. произошел очередной возврат к концентрической системе. Причиной этого стал переход школ на всеобщее девятилетнее образование, а также отход от советской идеологии. Но со временем подход стал вызывать критику, как у педагогов, так и у историков.

На протяжении двадцати лет, с 1996 по 2016 год в российской школе история России изучалась по концентрической системе. Несомненный плюс данной системы, это то что к 9 классу ученики изучали весь курс истории, а в 10-11 классах повторяли изученный материал. Несомненно, можно согласится с Е.Е.

Вяземским, «концентрическая система исходит из конституционной нормы обязательного девятилетнего образования. Согласно этому положению, учащиеся должны получить за девять лет обучения полное представление об истории, начиная с древнейших времён и кончая сегодняшним днём. Спорить на этот счёт просто бессмысленно.

В конце концов, Конституция РФ была принята в рамках демократической избирательной системы, авторы не скрывали её целей и положений, касающихся образования. Поэтому соответственно стали подстраиваться под конституционные требования. Вот почему логика введения концентрической системы преподавания в этом плане понятна и оправданна». [1] В то же время для учеников 5-7 классов, преподавание по концентрической системе вызывали затруднения ряд исторических вопросов, что несомненно является большим минусом в преподавании.

В 2013 году было дано поручение президента о разработке единых концептуальных основ преподавания отечественной истории. Предполагалось, что новая Концепция решит сразу несколько задач: унификация учебного материала, терминологических понятий и представлений, перечня имен и персоналий. Список самих дат и перечень источников тоже предполагалось унифицировать.

В 2014 году появилась единая концепция новых учебников, и, поскольку в 2015 году они начали вводиться в строй, часто стали возникать вопросы: что переделать? что доделать? от чего отказаться?

Переход на линейную систему начался в 2016−2017 годах. В каждом регионе он проходил по-разному. Новый подход внедрялся с трудом из-за отсутствия подробных указаний от Министерства образования. Академия дополнительного образования выпустила методические рекомендации, но официального статуса они не имели.

В концепции оптимальной была названа модель, «при которой изучение истории будет строиться по линейной системе с 5-го по 10-й классы», а в последний год обучения старшеклассники будут повторять изученное по профильным для поступления в вуз предметам.

Но такая реализация проекта помешала бы синхронизировать события отечественной и всемирной истории. Поэтому в пятом классе начинают изучать историю Древнего мира и античности, а с шестого − отечественную, как было и раньше.

Линия УМК по отечественной истории и у издательства «Просвещение» рассчитана на учащихся 6-10-х классов. В неё входят не только учебники, но и книги для чтения, рабочие тетради, пособия для педагогов. Делается упор на связи между историческими событиями и темами, изучаемыми на других предметах гуманитарного цикла, на изучение духовно-нравственной культуры народов России, а также на «региональный/локальный компонент», то есть на краеведение.

Читайте также:
Лучшие программы для Андроид калории

Изучение всеобщей и отечественной истории заканчивалось в 10-м классе. В одиннадцатом классе, согласно методическим рекомендациям, «возможны несколько вариантов изучения истории, а также их сочетания».

В июне 2020 года состоялось собрание Российского Исторического Общества, на котором все заинтересованные стороны, в том числе Министерство просвещения, обсуждали новую Концепцию и внесли свои правки в составление документа.

23 октября 2020 года коллегия Министерства просвещения России приняла Концепцию преподавания истории России в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы.

Почему назрели изменения?

Для начала вспомним, что не устраивало учителей в старом формате преподавания истории.

Во-первых, много вопросов вызывал курс истории, который заканчивался для большинства учеников в 10 классе. Количество часов на изучение истории XX века уменьшилось — ведь раньше XX век изучали еще и в 9 классе.

Возврат к линейной системе преподавания истории требовал определения — что и как мы должны изучать по истории в 11 классе. Еще один насущный вопрос — определиться с тем, каким образом будет проходить итоговая аттестация в старшей школе.

Во-вторых, всех учителей волновала судьба интегративного курса «Россия в мире», который предлагалось проводить как курс по выбору в 10-11 классах.

В-третьих, необходимо было добиться того чтобы адаптировать все курсы, которые касаются региональной истории, к существующему историко-культурному стандарту.

В-четвертых, важна последовательность в изложении исторических материалов, которые даются на каждой ступени обучения в школе.

Что изменилось в новой концепции?

1. Сохранены методологические и содержательные основы Концепции 2014 года, а Историко-культурный стандарт не выступает обязательным положением — он включен в качестве приложения-ориентира, который охватывает формирование содержания курса истории России в школе через рабочие программы самих учителей.

2. Закреплен переход на линейную систему изучения истории России с 6 по 11 классы с увеличением учебного времени. Это происходит за счет того, что курс истории России и всеобщей истории не заканчивается в 10 классе.

3. Зафиксирована синхронность курсов и основных тем по истории России и всеобщей истории. И снова это не директива, а просто некий ориентир — где что изучать, чтобы не допустить асинхронности в изучении курсов.

4. Установлен принцип соответствия учебного содержания положениям Концепции историко-культурного стандарта при подготовке и оценке учебников по истории России и пособий по региональной истории и культуре.

5. Предусмотрено проведение обязательной проверки учебных достижений ребят основной и старшей школы в форме контрольной работы, которая имеет статус допуска к ГИА.

6. Отмечена необходимость привлечения РИО к экспертизе учебников по истории России. Это, естественно, делается для того чтобы реализовать Концепцию историко-культурного стандарта и других нормативных документов.

7. Материалы Историко-культурного стандарта, которые определяют события, персоны и источники, выведены в специальный раздел «Рекомендации». И это снижает нагрузку на учителя при формировании рабочей программы курса.

8. Предложены исторические наименования государственных территорий. Это была одна из тех особенностей, на которые обращали внимание учителя, преподавая по новым учебникам.

9. Устранен ряд содержательных противоречий. Проведена терминологическая унификация. Внесены изменения, которые отражают сюжеты, связанные со Второй мировой и Великой Отечественной войной:

Источник: nsportal.ru

История введения концентрической и линейной программ

В советской школе преобладал линейный принцип построения школьного исторического образования. Этот принцип лежал в основе школьного курса истории в течении 43 лет.

Переход к концентрической структуре школьного исторического образования в середине 90-х гг. воспринимался как новый. Однако еще на рубеже XIX-XX веков методическая мысль увидела достоинства концентрического построения исторического образования. Так, в начале XX века в первом и втором классах гимназий был введен доступный пропедевтический курс русской истории, а в 1913 г. такой же курс древней истории во втором классе.

В связи с введением в СССР в 1959 г. всеобщего восьмилетнего образования произошла перестройка преподавания истории на основе принципа концентризма. Учащиеся, заканчивая восьмилетнюю школу, должны были иметь представление об истории своей страны и зарубежных стран с древнейших времен до современности.

Читайте также:
Через какую программу можно наложить на видео музыку

Программа предусматривала изучение в 5-6-х классах элементарных курсов истории древнего мира и средних веков; в 7-8-х классах — элементарного курса истории СССР с важнейшими сведениями из новой и новейшей истории, а также Конституции СССР; в старших 9-11-х классах — систематических курсов истории СССР, новой и новейшей истории; в выпускном классе — обществоведения. Этой структурой устранялись главные недостатки прежнего линейного построения.

Исчезла перегрузка учащихся, открылась возможность более широкого применения активных методов и организации самостоятельной работы учащихся. Вместе с тем не был проведен достаточно продуманный отбор содержания и соответствующих приемов изложения программного материала в каждом из концентров.

История СССР XIX и XX вв., новая и новейшая история излагались в учебниках для старших классов конкретнее, чем в 8-м классе. Обе ступени были недопустимо сближены, что создавало определенные трудности в обучении. Систематические курсы даже при условии трехлетнего срока (9-11-й классы) оказались сильно перегружены фактическим материалом.

На весь курс обучения ложился отпечаток спешки и поверхностного изучения. В результате 14 мая 1965 г. принимается постановление «Об изменении порядка преподавания истории в школе». Как уже говорилось, вернулись в основном к линейной структуре.

Наряду с внешними причинами ее недолговечности (установление 10-летнего срока обучения вместо 11, переход ко всеобщему обязательному среднему образованию) существовали серьезные внутренние недоработки:

2) сократился запас фактических знаний. и недостаточна способность учеников к обобщениям;

3) выпускники полной школы плохо владеют понятиями, не понимают соотношения объективного и субъективного в истории, не умеют раскрыть причинно-следственные связи, закономерности;

4) истоки исторических событий толкуются упрощенно, сводятся только к политическим моментам, искать зависимость последних от социальных и тем более экономических процессов выпускники почти не умеют;

5) требующиеся в этих вопросах рассуждение, анализ, доказательство подменяют изложением, описанием конкретных фактов;

6) очень немногие абитуриенты на вступительных экзаменах по истории прибегали к аналогиям или противопоставлениям явлений из истории России и стран Западной Европы.

Третья попытка построить школьное историческое образование на принципах концентризма существенно отличается от двух предыдущих. Основной причиной перехода на новую структуру в 1993 г. стал Закон Российской Федерации “Об образовании”, согласно которому вводится обязательное основное (девятилетнее) образование. В течение трех последних лет выработан следующий вариант концентрической структуры школьного исторического образования.

К преимуществам подобного варианта можно отнести:

1) превращение исторического образования в постоянный, непрерывный, последовательно усложняющийся процесс на всем протяжении школьного обучения (начальная школа — основная школа — полная школа);

2) более четкую синхронизацию курсов отечественной и всеобщей истории и /или создание единого курса «Россия и мир», обеспечивающих целостность рассмотрения прошлого человечества;

3) возможность в старших классах вернуться к событиям ранней истории и рассмотреть их на более высоком проблемно-теоретическом уровне;

4) возможность во втором концентре систематизировать и обобщить весь исторический материал на основе формационного, цивилизационного, культурологического и др. подходов; от событийно-хронологического принципа изучения прошлого перейти к проблемному, межпредметному, тематическому и т. п.; активно использовать разнообразные методы исторического исследования в работе с аутентичными текстами;

5) введение профильного и модульного обучения во втором концентре, ориентированного на интересы и профориентацию учащихся Х— XI классов.

Как видим из анализа переходного периода в России 90-х годов, система исторического и обществоведческого образования изменив структуру, не решила полностью прежних проблем, но имеет некоторое преимущество по сравнению с предыдущим реформированием.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru