Программированное обучение сводится к строгой систематизации учебного материала, а сам процесс обучения – к систематизации действий учащихся. Еще одна важная черта программированного обучения – постоянная обратная связь. В программированном обучении ученик не может при изучении учебного материала сделать следующего шага, если он не усвоил предыдущего материала.
Программированное обучение возникло на основе сочетания психолого-педагогических наук и кибернетики (науки, изучающей проблемы оптимального и целенаправленного управления сложными системами или процессами). В качестве концептуальной основы программированного обучения выступает кибернетическая теория управления.
Процесс обучения, с точки зрения кибернетики, относится к типу очень сложных динамических систем. Действие этой системы обусловлено управляющей деятельностью учителя. Объект управления – это познавательная деятельность учащихся. Управление в обучении состоит в обеспечении оптимального перехода динамической системы в заданное программное состояние. Для управления познавательной деятельностью учащегося учитель должен постоянно по каналам обратной связи получать информацию о том состоянии, в котором находится учащийся, а также о результатах своих управляющих воздействий.
Программированное обучение
Важнейшая часть программированного обучения – это обучающая программа, понимаемая как упорядоченная последовательность заданий, передаваемых с помощью обучающей машины (компьютера) или программированного учебника. Содержание образования в программированном обучении перерабатывается в последовательность логически законченных доз учебного материала. Каждая такая доза называется шагом программы. Каждый шаг состоит из более мелких доз, называемых кадрами. Вся информация в кадрах формулируется предельно коротко и ясно.
Все многообразие кадров делится на три основные группы:
1) кадры, содержащие текстовую или текстографическую информацию;
2) кадры, содержащие вопросы по учебному материалу или учебные задания;
3) кадры с эталонами ответов (кадры обратной связи).
Процесс переработки учебного материала в шаги и кадры для программированного обучения получил название программирования.
Другой неотъемлемый компонент технологии программированного обучения – это систематический программированный контроль и самоконтроль в форме тестирования по каждому кадру и каждому шагу обучающей программы. К следующему кадру и к следующему шагу переходят те учащиеся, которые успешно прошли контроль по содержанию предыдущего.
В зависимости от особенностей содержания учебного материала, наличия кадров и функциональных связей между ними различают обучающие программы трех типов: линейные, разветвленные и комбинированные.
В линейных программах (их автором является Б.Ф. Скиннер) кадры внутри шага и сами шаги программы располагаются последовательно один за другим, как бы в линию. Учебный материал расположен в строгой логической последовательности и подается небольшими порциями. Кадры обратной связи сигнализируют ученику о том, насколько успешно идет усвоение материала. О своих ошибках ученик узнает путем сравнения своих ответов с эталоном.
Тестирование для дегенератов
Общий недостаток линейной системы состоит в обилии мелких незначительных вопросов, необходимости отвечать на каждый из них. Отсюда утомляемость, понижение продуктивности труда учащихся. Не учитывается разный уровень развития учащихся.
В разветвленных программах после каждого кадра вводится несколько кадров обратной связи, обеспечивающих дифференциацию работы учащихся. На каждый вопрос предлагается несколько готовых ответов (обычно 3–5), из которых только один верный, а остальные неточные или неполные, но правдоподобные, и выявляют наиболее вероятные причины ошибок в системе рассуждения учащихся.
Создателем первых разветвленных программ является Н.А. Кроудер, однако следует также вспомнить обучающий автомат Пресси (США, 1926): на столе учащегося 4 кнопки; ученик нажимает кнопку правильного ответа.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
На основании предвидения ошибочного хода рассуждений учащихся авторы программированных учебников заранее составляют дополнительные разъяснения, которые могут потребоваться учащимся, совершившим одну из предполагаемых ошибок. Иногда эти разъяснения дополняются новыми заданиями, имеющими целью более прочное усвоение изучаемого материала.
Разветвленная программа позволяет индивидуализировать обучение. Если ученик хорошо подготовлен и выбирает правильные ответы, он быстро продвигается вперед, переходя без задержек от одной порции информации к другой. При неверном ответе ученик будет продвигаться медленнее, но зато получать дополнительные разъяснения своих ошибок и устранять пробелы в знаниях (см.: рисунок).
Рисунок – Алгоритм отработки учебного материала при программированном обучении (с помощью обучающей машины) 1
Линейная и разветвленная программа имеют свои достоинства и недостатки. Поэтому при составлении программированных пособий целесообразнее пользоваться комбинированной системой.
Комбинированная (смешанная) программа позволяет сочетать преимущества структурной простоты учебника, построенного по линейному принципу, с более высокой степенью индивидуализации обучения, обеспечиваемой принципом разветвленного программирования.
Выделяют две разновидности программированного обучения по применяющимся средствам: безмашинное и машинное.
Средства безмашинного программирования:
1) программированные учебники, обеспечивающие управление всеми этапами познавательной деятельности учащихся;
2) программированные сборники задач и упражнений, предназначенные для закрепления знаний и выработки навыков и умений;
3) программированные дополнения к действующим учебникам, помогающие организовать самостоятельную работу учащихся.
При безмашинном контроле задания могут быть стандартизированными и нестандартизированными, простыми и сложными, включать один или несколько вопросов. При этом ученик может работать с несколькими типами заданий. Ответ может быть кодированным в виде цифр или представлять собой слово, краткое высказывание, термин, формулу.
Средства машинного программирования (обучающие машины):
1) обучающие машины, выполняющие все дидактические функции;
2) машины-«репетиторы», позволяющие организовать контроль знаний;
3) машины-«экзаменаторы», контролирующие результаты обучения.
Программированное обучение в гармоническом сочетании с традиционной методикой способствует систематической повседневной работе учащихся, вырабатывает полезную привычку своевременно и аккуратно выполнять домашние задания, значительно активизирует их мышление и познавательную деятельность.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
- Реферат Технология программированного обучения. От 250 руб
- Контрольная работа Технология программированного обучения. От 250 руб
- Курсовая работа Технология программированного обучения. От 700 руб
Источник: students-library.com
Формы программированного обучения
Различают три основные формы программированного обучения: линейное, разветвленное и смешанное.
В основе линейной формы программирования лежит бихевиористское понимание научения как установления связи между стимулом и реакцией. Правильный шаг обучающегося в этой форме обучения подкрепляется, что служит сигналом к дальнейшему выполнению программы. Линейная программа, в понимании Б.Ф.Скиннера, характеризуется следующими показателями:
дидактический материал делится на незначительные дозы, называемые шагами, которые учащиеся преодолевают относительно легко, шаг за шагом;
вопросы или пробелы, содержащиеся в отдельных рамках программы, не должны быть очень трудными, чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе;
учащиеся сами дают ответы на вопросы и заполняют пробелы, привлекая для этого необходимую информацию;
в ходе обучения учащихся сразу же информируют, правильны или ошибочны их ответы;
все обучающиеся проходят по очереди все рамки программы, но каждый делает это в удобном для него темпе;
значительное в начале программы число указаний, облегчающих получение ответа, постепенно ограничивается;
во избежание механического запоминания информации одна и та же мысль повторяется в различных вариантах в нескольких рамках программы.
Разветвленное программирование отличается от линейного множественностью и многократностью выбора шага. Оно ориентировано не столько на безошибочность действия, сколько на уяснение учителем и самим обучающимся причины, которая может вызвать ошибку. Соответственно разветвленное программирование требует умственного усилия от обучающегося.
Подтверждением правильности ответа является в этой форме программирования обратная связь, а не только положительное подкрепление. Разветвленная программа может представлять собой большой текст, содержащий много ответов на вопрос к нему. Предлагаемые в рамках развернутые ответы либо здесь же оцениваются как правильные, либо отклоняются, и в том, и в другом случае сопровождаясь полной аргументацией. Если ответ неправилен, то обучающемуся предлагается вернуться к исходному тексту, подумать и найти другое решение. Если ответ правильный, то далее предлагается по тексту ответа следующие вопросы, цель которых:
проверка того, знает ли учащийся материал, содержащийся в данной рамке;
в случае отрицательного ответа отсылку учащегося к координирующим и соответственно обосновывающим ответ рамкам;
закрепление основной информации с помощью рациональных упражнений;
увеличение усилий учащегося и одновременную ликвидацию механического обучения через многократное повторение информации;
формирование требуемой мотивации учащегося.
Смешанное программирование, в целом, близко к рассмотренным выше.
Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение.
Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала:
• тестово-информационный (проверка усвоенного);
• коррекционно-информационный (в случае неверного ответа — дополнительное обучение);
• проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний;
• блок проверки и коррекции.
Модульное обучение (как развитие блочного) — такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.
Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.
Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:
• точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
• банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;
• методическое руководство по достижению целей;
• практические занятия по формированию необходимых умений;
• контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей
Система контроля и оценки учебных достижений — рейтинговая, накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля
Объединение идеи модулей с технологией проблемного обучения дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения (М А Чошанов), она разрабатывается в основном для высшей школы, но может быть применена и в средней
Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний. После определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты — учебные элементы, подлежащие усвоению. Затем разрабатываются проверочные работы по разделам (сумме учебных элементов), далее организуется обучение, проверка — текущий контроль, корректировка и повторная, измененная проработка — обучение и так до полного усвоения заданных учебных элементов и тем, разделов, предмета в целом
Источник: studopedia.info
Тема 3. Основные направления обучения
Возникновение программированного обучения связано с именем Б.Ф. Скиннера. Категория управления процесса обучения рассматривается как центральная. В основе программированного обучения лежат общие и частные дидактические принципы последовательности, доступности, систематичности, самостоятельности. Эти принципы реализуются в ходе выполнения главного элемента программированного обучения – обучающей программы, представляющей собой упорядоченную систему задач.
Различают три основных формы программирования: линейное, разветвленное и смешанное.
Линейное программированное обучение характеризуется следующим: дидактический материал делится на незначительные доза, шаги, которые учащиеся преодолевают шаг за шагом; вопросы в рамках программы не должны быть слишком трудными; учащихся учитель информирует правильны или неправильны их ответы; каждый обучающийся проходит программу в удобном для него темпе; число указаний, облегчающее получение ответа постепенно ограничивается; одна и та же мысль в разных вариантах повторяется в нескольких программах.
Разветвленное программирование отличается от линейного множественностью выбора шага. Оно ориентировано на уяснение учителем и учащимися причины, которая может вызвать ошибку. Разветвленная программа представляет большой текст и множество ответов к нему.
Если ответ неправилен, учащимся предлагается вернуться к исходному тексту, если правильный, то предлагается следующий вопрос. Разветвленная программа полнее, чем линейная, учитывает особенности научения человека (осмысленность, темп продвижения). Смешанное программирование близко к рассмотренным выше.
Л.Н. Ланда предложил алгоритмизировать этот процесс. Алгоритм есть правило предписывающее последовательность элементарных действий. Алгоритмический процесс это система действий с объектом. Преимущество алгоритмизации обучения состоит в том, что оно дает возможность формализации и модельного представления этого процесса.
Проблемное обучение основано на получении новых знаний обучающимися посредством решения теоретических и практических проблем и создающихся в силу этого проблемных ситуаций. Это эвристический, исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом.
Проблемное обучение включает несколько этапов: осознание проблемной ситуации, формулировку проблемы, решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез, проверку решения.
Теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная П.Я. Гальпериным, центральной идеей имеет усвоение знаний в результате выполнения учащимися определенной системы действий. Процесс усвоения знаний происходит в несколько этапов:
1.Предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения – этап становления ориентировочной основы действия.
2. Выполнение действий в материальной (материализованной) форме.
4. Происходит перенос громко речевого действия во внутренний план и заканчивается свободным проговариванием целиком про себя.
5. Происходит сокращение речевой формулы. Внешняя речь начинает превращаться во внутреннюю речь.
Система развивающего обучения В.В. Давыдова противопоставлена существующей системе обучения. В.В. Давыдовым рассматривается вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с направлением обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо теоретическим, а само обучение – развивающим. Основные положения системы:
“1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного, как из своей единой основы.
2. Знания, конструирующие данный учебный предмет или основные разделы, учащиеся усваивают, анализируя условия их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.
4. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде.
5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от всеобщего к частному и обратно.
6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно.
Источник: infopedia.su