Стратегической целью изучения литературы на уровне основного общего образования является формирование у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности к адекватному восприятию и пониманию смысла литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного.
Уроки литературы важны для развития личности обучающихся. Изучая художественное произведения, школьники не только постигают морально-этические понятия, но и вместе с героями переживают гамму чувств, приобщаются к духовно-нравственным ценностям.
К личностным результатам освоения учебного предмета «Литература» относится развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера:
— способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
Метапредметные результаты современного урока
— сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
— эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
— способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
— потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
При постановке цели литературного образования акцент делается на успешность социализации и самореализации личности, на формировании общеучебных умений и универсальных учебных действий (далее – УУД), на использовании опыта общения с литературным произведением в повседневной жизни.
Ключевое умение – умение учиться – становится важным условием не только для овладения обучающимися предметными знаниями, формирования умений и компетенций, но и для ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Личностные универсальные учебные действия делают обучение осмысленным, показывают обучающимся значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, направлены на осознание и принятие жизненных ценностей, позволяют ориентироваться в нравственных нормах, помогают выработать жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
Личностные УУД подразделяют на 3 вида:
1. Смыслообразование:
— установление обучающимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;
— установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (определение значения, смысла учения).
2. Нравственно-этическая ориентация:
— выделение морально-этического содержания событий и действий;
Примерные рабочие программы основного общего образования по русскому языку и литературе: структура
— построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора;
— нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм;
— осуществление личностного морального выбора.
3. Самопознание и самоопределение:
— построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;
— формирование идентичности личности;
— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов на перспективу.
На уроках литературы формируются личностные УУД:
— оценка поступков людей, жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
— эмоциональное «проживание» текста художественного произведения, выражение своих эмоций;
— понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание;
— высказывание своего отношения к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Для формирования личностных УУД на уроках литературы целесообразно использовать разнообразные образовательные технологии.
Одной из ведущих технологий на уроках литературы является технология продуктивного чтения , которая представляет собой трехэтапный процесс целенаправленного осмысления и освоения обучающимися художественного произведения: до чтения, в процессе чтения и после чтения.
В центре урока литературы находится текст художественного произведения. В зависимости от этапа работы над произведением целесообразно применять различные приемы анализа текста:
Этап работы над текстом
Личностные УУД
Работа с текстом до чтения
— предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, названию произведения, иллюстрациям;
— уточнение по ключевым словам предположений о теме произведения, героях, развитии действия.
— формирование представлений об общечеловеческих ценностях;
— умение высказывать свои предположения о произведении и героях
Работа с текстом во время чтения
Прием «Чтение с остановками»:
— самостоятельное чтение текста с целью проверки своих предположений;
— чтение вслух по частям с комментариями (учитель задает уточняющие вопросы на понимание прочитанного).
Составление плана текста.
— эмоциональное «проживание» текста, выражение своих чувств и эмоций;
— понимание эмоций других людей, умение сочувствовать, сопереживать;
— высказывание своего отношения к героям, их поступкам;
— уважение мнения собеседника.
Работа с текстом после чтения
Проблемный диалог: — на понимание содержания прочитанного;
— на понимание авторского замысла (понимание прочитанного углубит рассказ о писателе).
Повторное обращение к названию (определение смысла названия и его связи с темой произведения, мыслью автора).
Высказывание, аргументация своего мнения о прочитанном.
Выполнение творческих заданий.
— полноценное восприятие художественного чтения;
— формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира, самого себя;
— осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения.
На последнем этапе вступает в права технология проблемно-диалогического обучения , которая стимулирует учебную мотивацию, повышает познавательный интерес, формирует самостоятельность суждений. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет решить задачу по смене парадигмы образования – от авторитарно-репродуктивной к развивающей, личностно-ориентированной, создать образовательное пространство для развития способностей обучающихся.
Проектная деятельность на уроках литературы направлена на решение конкретных задач и достижения поставленных целей, позволяет использовать полученные знания на практике, формирует позитивные поведенческие стереотипы.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на уроке — это требование времени. Применение ИКТ позволяет увеличить плотность и эффективность урока , способствует формированию адекватной самооценки, осознанности учения и учебной мотивации.
Технология ситуативного обучения формирует у обучающихся умение демонстрировать свою позицию, давать нравственную оценку ситуации, принимать чужое мнение, развивает навыки конструктивного взаимодействия.
Технология уровневой дифференциации помогает формировать у обучающихся адекватную самооценку, установку на саморазвитие и самосовершенствование, умение ставить цели.
На уроках литературы происходит приобщение обучающихся к общечеловеческим нравственным ценностям. Произведения художественной литературы представляют важнейшее средство нравственного воспитания, форму познания действительности, они расширяют жизненный опыт обучающихся, создают для них духовно-эмоциональную среду.
Важным условием для развития личности обучающегося является обращение к восприятию художественного произведения на трех уровнях:
Уровень восприятия
художественного произведения
Содержание работы
Темы уроков
Воспитание у обучающихся нравственных качеств посредством представления личности писателя. При этом обучающиеся знакомятся с писателем как человеком.
Марк Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства (5 класс);
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Стихотворение «Тучи». Тема одиночества
А. С. Грибоедов: личность и судьба
Обучающиеся, изучая художественное произведение, «примеряют» героя на себя, оценивают его поступки, углубляются во внутренний мир героя и одновременно в самих себя, выходят обогащенным новыми мыслями, чувствами.
Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Нравственное превосходство главного героя
В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу (5 класс);
Джек Лондон. «Сказание о Кише» – повествование о взрослении подростка (5 класс);
А. И. Куприн. Святочный рассказ «Чудесный доктор».
Образ главного героя. Тема служения людям (6 класс);
М. Горький «Детство». Внутренний мир подростка (7 класс);
Формирование личности Гринева. Нравственная оценка
Л.Н. Толстой. «Юность». Формирование личности героя
Обучающиеся определяют проблемную ситуацию, анализируют, сравнивают, оценивают поступки, характеры, чувства героев.
В.А. Жуковский. Баллада «Кубок». Нравственно-психологические проблемы баллады (5 класс);
Нравственные проблемы, поднятые в рассказе «Уроки французского»
Л.Н. Толстой. Нравственная проблематика в повести
Проблемы чести и достоинства. Гринев и Швабрин (8 класс);
Л. Н. Толстой. Нравственные проблемы в рассказе «После бала» (8 класс);
«Вечные проблемы в творчестве Шекспира (8 класс);
Онегин и Ленский. Нравственно-философская проблематика романа
Таким образом, уроки литературы помогают обучающимся осознать аспекты нравственного поведения, развивают у них способность к взаимопониманию, познанию окружающей среды через погружение в художественный текст. На уроках литературы происходит формирование личности, действующей по нравственным законам. Опыт анализа ситуаций и поступков героев может быть использован обучающимися в повседневной жизни.
Использованные источники:
Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол заседания Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 г. № 1/15)
Асмолов А.Г. Виды универсальных учебных действий. — М., 2010.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»
Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: ввести его в мир литературы, помочь овладеть читательскими умениями, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами речевой деятельности: слушание, чтение, говорение (устная литературная речь) и письмо (письменная литературная речь). Каждый ученик должен научиться воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для формирования правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности.
Задачи курса «Литературное чтение»:
— обеспечивать полноценное восприятие литературного произведения, понимание учащимся произведения;
— научить учащихся понимать точку зрения писателя, формировать и выражать точку зрения читателя;
— постоянно работать над овладением каждым учеником умениями читать вслух, молча, выразительно, а также основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
— включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
— формировать литературоведческие представления и понятия в процессе изучения литературного произведения;
— расширять и обогащать от класса к классу круг чтения учащихся,
— создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий (личностных, метапредметных и предметных).
Читательское пространство в программе обеспечивается тремя пластами доступной литературы: произведения для изучения на уроке (в учебнике), произведения для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), произведения и книги для самостоятельного чтения в рубрике «Книжная полка» в конце каждого изучаемого раздела или нескольких разделов.
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, оно лежит в основе всех читательских умений, носит универсальный метапредметный характер.
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У третьеклассника продолжится:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и дурным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У третьеклассника продолжится:
1) овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12)определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
15)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающим существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/education
5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.uroki.ru
Раздел № 2. Цели обучения
Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: ввести его в мир литературы, помочь овладеть читательскими умениями, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами речевой деятельности: слушание, чтение, говорение (устная литературная речь) и письмо (письменная литературная речь). Каждый ученик должен научиться воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для формирования правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности.
Задачи курса «Литературное чтение»:
— обеспечивать полноценное восприятие литературного произведения, понимание учащимся произведения;
— научить учащихся понимать точку зрения писателя, формировать и выражать точку зрения читателя;
— постоянно работать над овладением каждым учеником умениями читать вслух, молча, выразительно, а также основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
— включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
— формировать литературоведческие представления и понятия в процессе изучения литературного произведения;
— расширять и обогащать от класса к классу круг чтения учащихся,
— создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий (личностных, метапредметных и предметных).
Читательское пространство в программе обеспечивается тремя пластами доступной литературы: произведения для изучения на уроке (в учебнике), произведения для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), произведения и книги для самостоятельного чтения в рубрике «Книжная полка» в конце каждого изучаемого раздела или нескольких разделов.
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, оно лежит в основе всех читательских умений, носит универсальный метапредметный характер.
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У третьеклассника продолжится:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и дурным ценностям.
Источник: infopedia.su
Рабочая программа по литературе 7 класс ФГОС УМК Коровина
Пояснительная записка
— Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 г №1897)
— Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, среднего общего образования»
— Устава МОУ «Малошелковниковского СОШ»
— Основной образовательной программы МОУ «Малошелковниковская СОШ» (приказ директора №_____________________.)
— Учебного плана МОУ «Малошелковниковская СОШ» на 2017-2018 учебный год (приказ директора №___________________.)
— Годового календарного графика МОУ «Малошелковниковская СОШ» на 2017-2018 учебный год (приказ директора № __________________________)
— Авторской программы по литературе ( Рабочие программы Литература 5-9 классы : предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной 3-е издание: Москва «Просвещение»,2016)
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает в 7 классе — 70 ч. 2 ч в неделю (35 недель)
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими обще учебными умениями и универсальными учебными действиями
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании
Основные методы и формы обучения
При обучении литературе в 6 классе основными формами работы являются:
Виды деятельности, используемые на уроках русского языка:
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные, самостоятельная работа.
Технологии обучения, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода: личностно-ориентированное обучение, коммуникативно-деятельностный подход, игровые технологии, проблемное обучение.
Согласно рекомендациям, данным ПМПК города Рубцовска Алтайского края, в адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР обучающихся в 6 классе используются нетрадиционные формы работы на уроке для профилактики утомляемости вышеуказанных обучающихся. Большие по объёму задания предлагаются для выполнения по алгоритму (предварительно задание делится на части). Применяются мультимедийные технологии обучения с целью воздействия на все каналы восприятия учащегося: зрение, слух, осязание. Учебная нагрузка чередуется с двигательной активностью в течение всего урока. Опрос учащихся с ЗПР проводится в начале урока по причине снижения их работоспособности на последующих этапах.
Требования к результатам изучения предмета «Литература» в 7 классе
Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и
в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Источник: intolimp.org