Войти через uID
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА «СПОСОБНЫЙ РЕШАТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ, АДЕКВАТНЫЕ ВОЗРАСТУ»
Применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности
для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребенком:
Высокий. Систематически применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятель ности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребенком, при этом действует, определяя и сопоставляя свойства предметов и материалов, из которых изготовлены знакомые и малознакомые предметы, ориентируясь на их качества; применяет обсле довательские действия для выявления свойств и качеств предметов, использует движения рук по предмету для его обследования, а также глазомер; в деятельности выделяется звено ориен тировки.
Средний. Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных взрослым, в отношении собственной деятельности испытывает затруднения в применении знаний и способов деятельности.
Что включает программа по развитию личностного потенциала? | А.М.Моисеев
Низкий. Самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем) применяет с помощью взрослого.
Низший. Не применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для реше ния новых задач (проблем), помощь взрослого существенно на данный процесс не влияет.
Проблемность как качество ума:
Высокий. Замечает несоответствия, противоречия в окружающей действительности и пытается самостоятельно их разрешить, в исключительных случаях прибегает к помощи взрослого, на пример при недостатке информации описывает объекты с использованием карт-моделей, классифицирует объекты по их свойствам, качествам и назначению, сравнивает объекты по нескольким критериям: по функции, свойствам, качествам, происхождению, объясняет некоторые зависимости, например, свойств материала, из которого изготовлен предмет, и функций предмета, назначение бытовых предметов, облегчающих труд человека, обеспечивающих передвижение, создающих комфорт; выделяет существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений; определяет технологическую цепочку создания некоторых предметов; самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи и объясняет их, более сложные — с помощью взрослого; использует систему перцептивных действий в соответствии с выделяемыми признаками объектов.
Средний. Замечает некоторые несоответствия, противоречия в окружающей действительно сти, попытки их самостоятельного разрешения наблюдаются нечасто, как правило, прибегает к помощи взрослого; выделяет существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений, устанавливает простые причинно-следственные связи с помощью взрослого, объясняет знако мые причинно-следственные связи; использует знакомые перцептивные действия, для приведе ния их в соответствие с выделяемыми признаками объектов нуждается в помощи взрослого.
Новые требования к рабочим программам учебных предметов
Низкий. С помощью взрослого замечает некоторые несоответствия, противоречия в окру жающей действительности, попытки их самостоятельного разрешения не наблюдаются или наблюдаются очень редко, помощь взрослого в разрешении проблем принимает не всегда; с помощью взрослого выделяет существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений и устанавливает некоторые причинно-следственные связи, затрудняется в их объяснении; использует отдельные знакомые перцептивные действия, для приведения их в соответствие с выделяемыми признаками объектов нуждается в помощи взрослого.
Низший. Не чувствителен к противоречиям, не принимает помощи взрослого в их разреше нии; затрудняется в выделении существенных признаков, лежащих в основе родовых обобщений в установлении причинно-следственных связей; перцептивные действия не сформированы или использует отдельные простые малодифференцированые перцептивные действия.
Преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации:
Высокий. Преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации, рас сматривая это как своеобразное экспериментирование.
Средний. При необходимости преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации, ориентируется на помощь взрослого.
Низкий. С определяющей помощью взрослого преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.
Низший. Не преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации, по мощь взрослого существенно не влияет на данный процесс.
Способность предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке,
рассказе (оценивается отдельно в рисовании, конструировании, речевом творчестве):
Средний. Замысел кратко формулирует до начала деятельности (указывает, что будет делать, но затрудняется содержательно ответить, как будет делать), отбирает некоторые средства в соответствии с замыслом, результат в целом соответствует замыслу.
Низкий. Замысел кратко формулирует до начала деятельности, но чаще — в процессе ее выполнения, отбирает средства безотносительно замыслу, при затруднениях меняет замысел, ре зультат может не соответствовать замыслу.
Низший. Замысел не формулирует до начала деятельности, кратко называет в процессе ее вы полнения или после получения результата; средства деятельности, результат, как правило, с за мыслом не соотносятся.
Источник: xn—-7sbb3aaldicno5bm3eh.xn--p1ai
Формирование личностных результатов средствами современных учебно-методических комплектов математики
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Для достижения указанных личностных результатов в систему УМК по математике введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.
В курсе «Математика» — в сюжетах текстовых задач, например, представлены сведения из исторического прошлого нашей страны — о продолжительности Великой Отечественной войны и о победе в ней, о школьном музее боевой славы и о помощи ветеранам, о возрасте Российского флота, о современных достижениях России в области космонавтики; об отраслях промышленности, о богатом культурном наследии страны.
Также представляются в учебниках серии заданий творческого и поискового характера. Например, в учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка». Школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера.
ФГОС вводит диагностику результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ.
Какие можно поставить задачи? Например,
изучить теоретические аспекты по проблеме;
определить факторы, способствующие формированию личностных результатов учащихся;
выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях;
использовать набор современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие личностных качеств школьников;
проанализировать работу по формированию личностных результатов учащихся средствами диагностики.
Задачи эффективно решаются при следующих условиях:
Отбор содержания на основе образовательных ресурсов УМК.
Использование современных форм обучения (метод проектов, исследовательская деятельность).
Организация внеурочной деятельности
Отбор методик для отслеживания формирования личностных результатов.
Формирование личностных результатов средствами современных УМК «Математика »
Все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах.
Работа с задачами на историческом материале, относящемся к построению Российского государства в период XVII–XIX веков, подразумевает личностную оценку описанных реальных исторических персонажей и ценности личного вклада человека в создание больших человеческих сообществ.
Задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…»
Задачи и задания, названные «Не только математика».
Изучение математики по данным программам способствует формированию у учащихся личностных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
умение самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор;
оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация) ;
объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе);
самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность);
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
1. УМК Н. Я. Виленкина и др. «Математика, 5», «Математика, 6».
2. УМК А. Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.
Буцко.
— Рабочая тетрадь №1, Рабочая тетрадь №2: А.Г. Мерзляк.
3 . УМК «СФЕРЫ». «Математика. Арифметика. Геометрия. 5-6 класс».
Рассмотрим формирование личностных результатов средствами современных учебно-методических комплектов математики на примере УМК «Сферы»«Математика. Арифметика и геометрия. 5 класс».
Внедрение современного комплекта учебников позволяет:
изменить позицию учителя – транслятора знаний на позицию п роектанта совместной деятельности;
перевести ученика из объекта в субъект учебной деятельности.
Внедрение учебно-методического комплекса «Сфера» входит в рамки внедрения ИКТ в учебный процесс, позволяет формировать информационные и коммуникативные компетенции учащихся, даёт им возможность совместно с педагогом расширить пространство познания через использование компьютерных технологий. Данная экспериментальная программа является современным средством для решения педагогических задач при выборе программ и технологий обучения. Она позволяет выполнять требования ФГОС, создана по единой методологии, по единым методическим принципам и обеспечивает универсальность и технологизацию учебного процесса.
В учебно — методический комплект входят:
- Учебник «Математика. Арифметика геометрия. 5 класс»; Тетрадь — тренажёр; Тетрадь — экзаменатор; Задачник — тренажёр; Поурочное тематическое планирование; Электронное приложение к учебнику.
Каждый элемент комплекта дополняет друг друга при изучении и закреплении материала и функционально обеспечивает качество образовательного процесса. Все компоненты УМК имеют современный красочный дизайн, единую навигацию, чёткое функциональное назначение, возможность построения индивидуальной образовательной траектории.
Учебник — центральный компонент УМК отличается лаконичностью изложения теоретического материала, жёсткой структурированностью текста, имеет фиксированный формат один разворот — одна тема. Такая компоновка теоретического материала делает его лёгким и доступным для чтения, что в полной мере соответствует психологическим особенностям школьников, позволяет им увидеть и сохранить в памяти взаимосвязь информационных элементов каждого урока. Работа учителя и ученика на поле разворота способствует формированию комплексного представления об изучаемом предмете.
Практический опыт показал, что учебник читают не только дети, но и их родители, что позволяет им оказывать помощь при выполнении домашних заданий. Учебник так же содержит обширный и разнообразный иллюстрированный ряд, в котором эти иллюстрации являются самостоятельным источником информации. Очень нравятся ученикам разделы «В фокусе», где указаны важные детали, на которые следует обратить внимание, «Читаем и делаем», где выполнение практической работы расписано по шагам. Помогают в работе окна с примерами записи решения заданий.
С удовольствием воспринимается учениками серия задач рубрики « Задача-исследование», которые помогают развивать творческое мышление.
Тетрадь-тренажёр – второй по важности компонент УМК является основным инструментом реализации деятельностного подхода в обучении. Материал тетради-тренажёра систематизирован по темам в соответствии с темами учебника, задания сгруппированы по видам деятельности, ранжированы по уровню сложности и служат для формирования личностных результатов средствами предмета. Разнообразие заданий позволяет отрабатывать предметные и надпредметные умения и навыки: решение текстовых задач, отработка начальных геометрических навыков, работа с текстом, развивать творческое мышление. Главное отличие тетради тренажёра от существующих рабочих тетрадей – это функция организатора самостоятельной работы ученика, создателя основы для формирования базовых компетенций.
Основные рубрики «Находим закономерности», «Анализируем и рассуждаем» озаглавлены интересно, необычно, что привлекает внимание учеников и стимулирует интерес к работе.
Тетрадь – экзаменатор представляет инструмент для тренировки навыков выполнения контрольных работ, как в традиционной, так и в тестовой форме по выбору учителя.
Задачник-тренажёр является компонентом УМК, отражающим специфику предмета, он оформлен менее красочно, является дополнением учебника, и содержит различные по уровню сложности группы упражнений.
В учебнике и в задачнике удачно определены уровневые задания, выполнение которых придает уверенность как слабому ученику, а также дает возможность глубокой работы заинтересованным детям.
Авторы УМК нацеливают учителей в процессе формирования умений не форсировать переход к более сложным задачам учащимся, которые еще не овладели базовыми, опорными знаниями и умениями, и в то же время не задерживать тех, кто уже может идти дальше.
Большую помощь в работе учителя при подготовке к урокам оказывает методическое пособие и поурочное тематическое планирование. В этих изданиях наиболее полно даны рекомендации по изучению каждой темы, даже предлагаются планы этапов урока и возможные домашние задания.
Электронный учебник — неотъемлемая часть УМК. Основным его достоинством является наличие флеш — презентаций по всем темам курса, интерактивные упражнения, виртуальные лаборатории по всем разделам курса. Ученики с огромным желанием и интересом решают задачи на интерактивной доске, что является большим стимулом развития и сохранения интереса при изучении такого сложного предмета, как математика.
Первый опыт работы показал, что новый УМК позволил:
повысить качество обучения и воспитания;
грамотно формировать учебную мотивацию;
прививать интерес к предмету и к процессу познания в целом, более эффективно, чем это возможно делать при работе со старыми учебниками;
сделать урок для ученика интересным, наглядным, современным.
Результаты диагностики социально-психологической адаптированности учеников:
100% учеников чувствуют себя комфортно на уроках математики (на других предметах % учеников составляет 50-90%);
Психологические тесты показывают отсутствие у детей состояния тревожности или ожидания неудачи при ответах с места или у доски, что сказывается положительным образом на успеваемости и качестве знаний.
наблюдается положительная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению, характеризуется высокая познавательная активность.
Новый УМК «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс» отвечает всем требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Развивает познавательный интерес ученика, повышает мотивацию изучения такого сложного предмета, как математика.
Позволяет заложить и сформировать первые геометрические навыки, что вообще отсутствует в других учебниках по математике для 5-6 классов. Помогает развивать у учащихся культуру математической речи, способствует более эффективному обучению применению понятий, правил, определений, формулировок теоретических положений.
Однако, каждый учитель, который планирует апробировать данный УМК, должен учитывать дополнительные ежедневные временные затраты, наличие практических навыков работы с компьютером, периферическим оборудованием и интерактивной доской, а так же необходимостью применять указанные технические средства обучения на каждом уроке. Так же, учителю придётся, при подготовке к каждому уроку, делать подборку упражнений из предложенного многообразия заданий, с учётом уровня знаний учеников экспериментального класса.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
1. Характеристика личностных и метапредметных результатов образовательного процесса на разных этапах обучения в начальной школе и типовые задания для их формирования
Далее в таблице 2 приведены основные личностные и метапредметные результаты образования, которые достигаются на уроках и во внеурочной деятельности. В таблицах 5–8 приведены более подробные сведения по каждой группе результатов. В случае, если результаты достигаются не к концу начальной школы, а к определённому возрасту, этот возраст указан. Приведены результаты для необходимого и повышенного уровня.
Важнейшие личностные и метапредметные результаты
Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор
Личностные результаты
Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность
Регулятивные универсальные учебные действия
Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире
Познавательные УУД
Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми
Коммуникативные УУД
Оценивать ситуации и поступки
(ценностные установки, нравственная ориентация)
Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей
(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию мотивация к познанию, учёбе)
Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность)
Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно)
Составлять план действий по решению проблемы (задачи)
Осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его
Извлекать информацию.
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания (энциклопедии, словари, справочники, СМИ, интернет-ресурсы и пр.).
Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание)
Перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата – в том числе и для создания нового продукта
Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи
Понимать другие позиции (взгляды, интересы)
Источник: studfile.net