Программа льготного автокредитования не будет возобновлена минимум до конца 2021 года, сообщил журналистам глава Минпромторга РФ Денис Мантуров на полях Восточного экономического форума.
«Я могу подтвердить, что программа льготного автокредитования до конца года не будет продлена. С точки зрения следующего года — будем смотреть, как будет складываться ситуация на рынке», — сказал министр.
Речь идет о программах «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые позволяют получить скидку от 10% до 25% на первый взнос при покупке нового автомобиля российского производства стоимостью до 1,5 млн рублей. Купить машину по льготному кредиту могут работники государственных медицинских учреждений, семьи с одним ребенком, граждане, сдавшие свои автомобили старше шести лет в trade-in, а также те, кто приобретает машину впервые.
В феврале большинство кредитных организаций прекратили выдачу льготных автокредитов из-за исчерпания лимита средств госпрограммы, сообщили РИА Новости в Российской ассоциации автодилеров и подтвердили игроки рынка. В июне министр пояснил, что программа не возобновляется из-за «перегретого рынка». Он отмечал рост продаж и нехватку некоторых моделей машин.
«4% превращаются в 12%»: выгодна ли программа льготного автокредитования
При этом Минпромторг РФ планирует направить около 10 млрд рублей на программы льготных автокредитов и льготного лизинга в 2022 году, сообщил журналистам Денис Мантуров.
«На следующий год у нас в целом на поддержку спроса по автопрому около 10 миллиардов — это включая лизинг. Поэтому у нас есть всегда возможность маневра. Поэтому мы будем принимать решение к концу года, как и с какого момента стартовать поддержку», — сказал он.
При этом министр уточнил, что средства на льготное автокредитование и лизинг будут распределены в пропорции 50 на 50.
В этом году Минпромторг выделил на льготное автокредитование 9,5 млрд рублей (на лизинг — 3,8 млрд рублей), но средства закончились уже к середине февраля.
Источник: www.banki.ru
Продление программ льготного автокредитования с 1 января 2021 года
Уже несколько лет в России действуют программы льготного автокредитования. В настоящее время суть их сводится к тому, что государство компенсирует покупателю автомобиля часть стоимости автомобиля. Фактически речь идет о том, что за счет государства удается получить скидку 10 процентов от стоимости автомобиля. Это позволяет сэкономить до 150 000 рублей при покупке.
Льготные программы вводятся на ограниченный срок. И предшествующая редакция Правил предоставления из Федерального бюджета субсидий говорила о том, что программы действуют до конца 2020 года.
В данной статье речь пойдет о продлении программ льготного автокредитования до 2023 года, а также об их обновленных условиях:
- Продление субсидирования автокредитов до 2023 года.
- Сколько автомобилей примут участие в льготных программах в 2021 — 2023 году?
- Требования к автомобилю, приобретаемому в кредит, с 1 января 2021 года.
Продление субсидирования автокредитов до 2023 года
Для начала рассмотрим второй абзац пункта 1 Правил предоставления субсидий:
Льготные автокредиты 2022: кто может участвовать?
Субсидии предоставляются в целях обеспечения удовлетворения российскими производителями потребности граждан в конкурентоспособной технике, соответствующей современному уровню международных требований по безопасности, экологичности и экономичности в соответствии с подпрограммой «Развитие транспортного и специального машиностроения» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», на возмещение выпадающих доходов, возникших вследствие предоставления скидок при выдаче заемщикам кредитов в 2015 — 2017 годах, а также на возмещение затрат на уплату первоначального взноса по кредитам, выданным в 2018 — 2020 годах, в размере 10 процентов стоимости автомобиля (25 процентов стоимости автомобиля, приобретаемого на территории Дальневосточного федерального округа, либо 25 процентов стоимости электромобиля), приобретаемого гражданами Российской Федерации, имеющими водительское удостоверение и отвечающими одновременно следующим условиям:
Субсидии предоставляются в целях обеспечения удовлетворения российскими производителями потребности граждан в конкурентоспособной технике, соответствующей современному уровню международных требований по безопасности, экологичности и экономичности в соответствии с подпрограммой «Развитие транспортного и специального машиностроения» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», на возмещение выпадающих доходов, возникших вследствие предоставления скидок при выдаче заемщикам кредитов в 2015 — 2017 годах, а также на возмещение затрат на уплату первоначального взноса по кредитам, выданным в 2018 — 2023 годах, в размере 10 процентов стоимости автомобиля (25 процентов стоимости автомобиля, приобретаемого на территории Дальневосточного федерального округа, либо 25 процентов стоимости электромобиля), приобретаемого гражданами Российской Федерации, имеющими водительское удостоверение и отвечающими одновременно следующим условиям:
Изменения в данном пункте минимальные. Законодатели лишь обновили год, до которого действуют программы субсидирования автокредитов. Новое значение — 2023. Так что кредиты с государственной скидкой будут выдаваться еще в течение 3-х лет.
Что касается прочих условий участия, то они остались неизменными и предусматривают 4 «программы»:
- первый автомобиль;
- семейный автомобиль;
- автомобиль медработника;
- автомобиль по трейд ин.
Подробная информация по этим программам приведена в отдельной статье:
Сколько автомобилей примут участие в льготных программах в 2021 году?
Точное количество автомобилей, на покупку которых будет предоставлена скидка, в Правилах предоставления из Федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2015 — 2017 годах физическим лицам на приобретение автомобилей, и возмещение части затрат по кредитам, выданным в 2018 — 2023 годах физическим лицам на приобретение автомобилей не указано.
Однако в пункт 2 документа добавлен новый второй абзац:
2. Субсидии предоставляются ежемесячно в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства промышленности и торговли Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
Сведения о субсидиях размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Бюджет» при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете (проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период) (далее соответственно — единый портал, сеть «Интернет»).
Средство передвижения спроса
Льготное автокредитование получит от правительства еще 5 млрд руб.
Как выяснил “Ъ”, правительство решило дополнительно выделить 5 млрд руб. на льготное автокредитование. Возобновление программы ожидается в мае, отбор банков уже начался. Вероятно, к этому моменту будет окончательно одобрено решение о росте утильсбора на легковые автомобили — именно за счет него в правительстве хотели найти дополнительные средства на поддержку спроса. В Минпромторге полагают, что теперь средств на льготы хватит до конца года, но, судя по историческим данным, речь может идти скорее о нескольких месяцах.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ
Программа льготного автокредитования в РФ, прерванная в середине февраля из-за исчерпания выделенных бюджетных средств, может перезапуститься в течение месяца, рассказали собеседники “Ъ” на авторынке. В рамках программы бюджет компенсирует 10% от авансового платежа за машину стоимостью до 1,5 млн руб. Один из собеседников “Ъ” говорит, что правительство одобрило выделение дополнительно 5 млрд руб.
В банках подтверждают такие параметры. В РГС-банке ожидают перезапуск программы в мае 2021 года, отмечая, что уже начат сбор заявок от банков на участие в программах льготного автокредитования («Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль») и автолизинге. Предварительно выделенный дополнительный лимит на программу составит порядка 5 млрд руб. В банке также отмечают, что планируется введение еще одной категории граждан, которые смогут претендовать на льготные автокредиты. В ВТБ говорят, что официально получили приглашение участвовать в новом конкурсе.
Источники “Ъ” поясняют, что отбор заканчивается 27 мая. Это значит, что программа может запуститься в июне, но банки на свой риск могут начать выдавать кредиты и ранее.
О том, что в планах правительства не только увеличить финансирование программ спроса на автомобили, но и расширить категории участников, заявил 13 апреля глава Минпромторга Денис Мантуров. «В ближайшее время добавим средства на компенсацию по льготному автолизингу и по автокредитованию, расширим категории, в том числе кому это будет предоставляться»,— сказал он. В Минпромторге не комментируют новые параметры и объемы финансирования. Но Денис Мантуров подчеркивал: «Этих мер точно будет достаточно для стимулирования рынка до конца текущего года».
В этом году Минпромторг выделил на льготное кредитование почти 8,9 млрд руб., но средства закончились уже к середине февраля.
Источники “Ъ” поясняли, что большая часть денег пошла на погашение долгов перед банками по этой программе за 2020 год. Предполагается, что источником новых средств на льготное автокредитование станет индексация утильсбора на легковые автомобили на 25%. Хотя правительство планировало повысить утильсбор еще в марте, этого пока не произошло.
Традиционно правительство увеличивает финансирование льготного автокредитования в течение года, и в пандемическом 2020 году на эти цели были выделены рекордные 17,5 млрд руб. При этом реальный объем субсидии составил 22,9 млрд руб., поскольку часть долгов перед банками была закрыта только в 2021 году. В 2019 году программы льготного автокредитования запустились только с марта, и выделенные на старте 3 млрд руб. были исчерпаны в конце апреля (затем финансирование увеличилось еще на 6 млрд руб.).
В среднем расходы на эту субсидию в обычной ситуации составляют около 1,5 млрд руб. в месяц, говорит Сергей Удалов из «Автостата», но сравнивая с данными за 2019 год, нужно учитывать рост планки по стоимости машины с 1 млн до 1,5 млн руб., а также увеличившиеся цены на автомобили.
При этом, отмечает аналитик, сейчас дефицит бюджетных машин, на которые традиционно распространяется льготное автокредитование (большая его часть приходится на Lada), снижается. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» обращает внимание на то, что спрос на машины уже начал страдать из-за роста цен в этом году, поэтому предоставление дополнительной поддержки логично. Напомним, в январе—марте машины подорожали на 2–8%, с апреля многие автоконцерны вновь обновили прайс-листы. Кроме того, фактор роста утильсбора уже оттянул часть спроса на первые месяцы года, поскольку клиенты спешили купить машину до его повышения, что также может негативно сказаться на дальнейшей динамике спроса.
Ольга Никитина, Полина Трифонова
Переход на российскую электронику в автопроме поддержат субсидиями
Как выяснил “Ъ”, Минпромторг разработал программу поддержки спроса на российскую электронику в автопроме. Министерство готово давать автоконцернам по 4 млрд руб. в год субсидий за внедрение каждого электронного компонента в их машину. Производители электроники могут получить аналогичные субсидии в размере до 1,5 млрд руб. Пока министерство нашло на эти цели только 3 млрд руб., но рассчитало, что концернам и так выгодно будет внедрять российские компоненты за счет роста компенсаций утильсбора.
- Газета «Коммерсантъ» №66 от 15.04.2021, стр. 1
- Ольга Никитина подписаться отписаться
- Полина Трифонова подписаться отписаться
- Автокредитование подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru