Лексический разбор слова предполагает анализ слова как лексической единицы русского языка, с указанием: 1) однозначности-многозначности слова; 2) типа его лексического значения в данном контексте; 3) синонимов; 4) антонимов; 5) происхождения слова; 6) принадлежности слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении; 7) фразеологических связей слова. Лексический разбор является факультативным видом разбора для школьной практики. Обычно он не даётся в качестве контрольного задания.
Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.
Схема лексического разбора слова.
1. Определите лексическое значение слова в контексте.
2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).
3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.
Разбор под цифрой 5. Лексический разбор слова. Работа со словарями. Схема. Образец
4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.
5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.
6. Подберите антонимическую пару к данному слову.
7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.
8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.
9. Определите, является ли слово устаревшим.
10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.
Образец лексического разбора слова.
Завершив свои операции , фронты один за другим останавливались на достигнутых к весне рубежах. (К. Симонов)
1. Операция — ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).
2. Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.
3. Значение прямое.
4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.
5. Слово заимствовано из латинского языка.
6. Слово профессиональной лексики (военная терминология).
7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.
Источник: www.sinykova.ru
Лексический разбор слов: скуфейка мантия лéдник программа
Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Лексический разбор слов: скуфейка мантия лéдник программа . » по предмету Русский язык, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Новые вопросы по русскому языку
Синтаксический разбор предложения: Солнце зашло, а жара не спадала.
Семь дев в одни руки не берут. Семь надо разобрать морфологическим разбором
Синтаксический разбор предложения. Им легко деньги достаются . Они — не работают .
Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?
Достопремичательность твоего села
Источник: iotvet.com
Как выполнить лексический разбор слова «учитель»?
Лексический разбор слова предполагает его анализ с точки зрения различных лексических характеристик.
В случае возникновения затруднений для лексического разбора можно использовать специальные лингвистические словари.
План лексического разбора слова включает в себя 10 пунктов.
Проведём лексический разбор слова «Учитель» по плану.
1) Лексическое значение.
Слово «Учитель» используется для обозначения человека, который учит других и делится своими знаниями в какой-либо предметной области.
2) Есть ли у слова несколько значений, если есть, то какие.
У данного слова нет других значений, оно всегда используется в одном и том же смысле.
3) Смысл слова — прямой или переносный.
Слово имеет прямой смысл.
4) Вид переносного значения (только для тех слов, которые используются в переносном смысле).
Не определяется в нашем случае.
5) Синонимы
Педагог, наставник, преподаватель, репетитор, учительница.
6) Антонимы
Здесь можно подобрать такое слово, как «невежда».
7) Происхождение слова — русское или заимствованное.
Слово «учитель» образовано от слова «учить».
«Учить» — это глагол славянского происхождения, который в свою очередь является производным от укъ — «учение».
8) Слово является общеупотребительным или оно относится к лексике ограниченного употребления.
«Учитель» — это широко используемое слово в нашей жизни, оно является общеупотребительным.
9) Какое это слово — устаревшее или современное
Данное слово является современным и используется практически во всех областях нашей жизни.
10) Нужно определить принадлежность слова к фразеологизмам
Широко известных фразеологизмов с этим словом нет, но оно нередко встречается в различных пословицах и поговорках.
Источник: www.bolshoyvopros.ru