О проекте Lazarus
Эта статья представляет собой перевод соответствующей страницы с сайта проекта Lazarus.
Он не является абсолютно полным и дословным, однако, на мой взгляд, достаточно точно
отражает то, что и как хотел сказать автор оригинала.
Так что такое Lazarus?
Lazarus — это библиотеки классов Free Pascal для эмуляции Delphi. Free Pascal — это компилятор языка Паскаль, свободно распространяемый на условиях GNU Public License (GPL), который работает на многих платформах: Linux, Win32, OS/2, 68K и других. Free Pascal позволяет писать программы, используя объектно-ориентированный синтаксис Delphi. Так что Lazarus — это то недостающее звено, которое открывает возможности кроссплатформной разработки Delphi-подобных программ. В отличие от языка Java, на котором однажды написанные программы могут исполняться на разных платформах с помощью виртуальной машины, программы на Lazarus и Free Pascal могут быть скомпилированы без изменений в «родной» код различных платформ.
Lazarus IDE Обзор преимуществ / Особенности / Установка, Удаление / FpcUpDeluxe / 2022 / Free Pascal
А как насчёт графического интерфейса пользователя? Какой набор компонент использует Lazarus?
Хороший вопрос! Lazarus спроектирован так, чтобы вовсе не зависеть от любого конкретного API. Создав программу, Вы просто указываете, какой API хотите использовать. Хотите GTK+ — отлично! Нужна совместимость с Gnome — замечательно!
Если интерфейсный код для определённого набора визуальных компонент уже написан, Вы сразу можете его подключить. Если ещё не написан, что-ж, Вы можете его написать.
К примеру, скажем, Вы разрабатывали программу в среде Windows и использовали элементы управления Windows. Теперь Вы хотите создать Linux-версию. Сначала Вы должны выбрать один из типов наборов компонент. Предположим, что вы решили использовать GTK+. Вы копируете исходные тексты программы на Linux машину, компилируете их в связке с GTK+ интерфейсными модулями. и получаете работающую Linux-версию Вашей Windows-программы.
В настояший момент доступен только GTK+ интерфейс, выбранный в качестве базового. Некоторая часть работы выполнена также для QT и Win32 интерфейсов. После появления релиза Lazarus будет начата разработка интерфейсных модулей LCL (Lazarus Class Libraries) и для других API.
И что, эта штука действительно средство быстрой разработки, подобное Delphi?
Точно так. Всё ли уже сделано? Пока нет. Дизайнер форм всё ещё нуждается в доработке. Остальная часть среды разработки уже практически полностью готова.
В целом, не все аспекты проекта достаточно проработаны, так что помощь была бы очень кстати.
Можно ли использовать существующий код на Delphi?
Частично. Если программа написана на стандартном Delphi-паскале и используются стандартные компоненты, то ответ положительный. Если же были задействованы специфические элементы ActiveX, сторонние средства доступа к базам данных и т.п., то ответ, скорее всего, отрицательный. Всё это слишком специфично для Windows. Однако, если Вы готовы пожертвовать кроссплатформенностью и использовать Free Pascal только для Windows, то, вполне возможно, это получится, но не сейчас, а только в будущем, когда необходимая функциональность будет добавлена в LCL.
Уроки программирования в Lazarus. Урок №1. Обзор среды программирования, типов проектов в Lazarus
Можно ли создавать на этом коммерческие продукты?
Да. Компилятор Free Pascal лицензируется в соответствии с GPL. Это означает, что Вы можете изменять его код, но обязаны обеспечить доступность этих изменений для всех, кто пожелает их использовать.
FCL (Free Pascal Class Libraries) и LCL (которая в конечном счете станет частью FCL) лицензируются в соответствии с изменённой лицензией LGPL. В двух словах это означает, что Вы можете разрабатывать коммерческое программное обеспечение, к которому эти библиотеки должны быть просто прилинкованы. Вы можете продавать Ваши разработки без необходимости предоставлять в свободный доступ их исходные коды. Однако, если Вы всё же внесли изменения в исходные коды библиотек FCL или LCL, то, как и в случае компилятора Free Pascal, Вы обязаны сделать их общедоступными.
А откуда такое название?
Одним из оригинальных проектов по «клонированию» Delphi был Megido. Но он «умер». Lazarus, как известно, это библейский персонаж, воскрешённый Иисусом из мёртвых. Так что. Проект назван Lazarus, поскольку он был начат на основе «почившего» Megido.
Источник: www.freepascal.ru
Введение в Lazarus
Аннотация: На этой лекции вы познакомитесь с великолепной бесплатной средой разработки программ — Lazarus. Узнаете об истории развития языков программирования, о бесплатной лицензии GNU, о том, где взять последнюю версию Lazarus и как установить ее, напишите свое первое приложение.
Цель лекции
Знакомство с историей развития языков программирования и диалектов Pascal ; первое знакомство с IDE Lazarus и компилятором Free Pascal ; изучение компонентов TForm, TLabel, TButton; создание первого проекта.
Исторический экскурс
Историю развития языков программирования, пожалуй, можно начать с первой в мире программистки Ады Лавлейс (Августа Ада Кинг, графиня Лавлейс, математик). Ада Лавлейс родилась 10 декабря 1815 г. в Лондоне, была известна описанием вычислительной машины (механическая машина Ч. Бэббиджа), в разработке которой она принимала участие, и созданием первой программы для нее. Ввела в употребление термины «цикл» и «рабочая ячейка «. В честь Ады Лавлейс в 1975 году был назван язык программирования Ада.
Реально языки программирования получили развитие в 1945-1955 гг., когда появились первые ЭВМ (Электронные Вычислительные Машины), для которых программы составлялись вначале на машинном языке, а затем и на Ассемблере — мнемоническом представлении машинного языка. И если «чистым» машинным языком уже давно никто не пользуется, то Ассемблер все еще применяется там, где требуется либо сверхмалый размер программы, либо большая скорость ее работы, то есть, в основном, для создания критических участков ОС (Операционных Систем) или драйверов, для программирования микропроцессоров в различных платах, устройствах. Написать большую современную программу на Ассемблере — невероятно сложная, а то и невыполнимая задача.
В 1954 году появился первый язык программирования высокого уровня Фортран, и началась новая эра развития программирования.
Язык высокого уровня (или высокоуровневый язык) — это язык программирования, наиболее приближенный к человеческому языку. Он содержит смысловые конструкции, описывает структуры данных, выполняет над ними различные операции.
Современные языки высокого уровня оперируют уже целыми объектами — сложными конструкциями, обладающими определенным состоянием и поведением.
Для обучения программированию и для решения задач общего назначения наибольшее распространение получил язык программирования высокого уровня Паскаль, созданный в 1968-1969 гг. профессором Никлаусом Виртом, и названный в честь выдающегося французского математика Блеза Паскаля (между прочим, создателя первой в мире механической машины, складывающей два числа). Этот язык выгодно отличается от других языков программирования более строгими правилами в описании и использовании данных различного типа. Паскаль — структурный язык, небольшой и эффективный, способствующий выработке у программиста хорошего стиля программирования. В школах и ВУЗах всех стран в мире по сей день изучают ту или иную реализацию Паскаля.
Поскольку Lazarus основан на Паскале (точнее, на Объектном Паскале), историю других высокоуровневых языков в рамках данного курса мы рассматривать не будем.
В 1983 г. фирма Borland, известная разработкой Delphi — платного предшественника Lazarus, выпустила Turbo Pascal — интегрированную среду разработки программ на языке Паскаль . Turbo Pascal — это компилятор , компоновщик, редактор кода и отладчик в одном окне. Он подобен швейцарскому ножу, где множество разных инструментов вмонтировано в единое устройство. Для программистов Turbo Pascal примечателен тем, что он стал своеобразным прародителем сред быстрой разработки программ.
В 1986 г. появился язык Object Pascal (Объектный Паскаль ), разработанный в фирме Apple Computer . Этот диалект Паскаля уже мог оперировать объектами.
В 1989 г. объектное расширение Паскаля было добавлено и в Turbo Pascal фирмы Borland.
В 1994 г. была выпущена первая версия Delphi — Графическая интегрированная среда быстрой разработки программ для Windows . Этот факт дал невероятный толчок развитию таких сред, в которых разработка интерфейса программы для программиста вместо нудной рутины, превращалась в забавный конструктор форм. В современных средах можно создать программу, даже не дотрагиваясь до клавиатуры — исключительно с помощью мыши. Правда, подобной программе вряд ли можно будет придать сколь-либо полезные функции.
Все эти языки и среды были платными, часто оказывались недоступны образовательным учреждениям в силу своей дороговизны. В 1993 г. начались работы над проектом Free Pascal (FPC — Free Pascal Compiler ). Первая версия FPC появилась лишь в июле 2000 г., она была полностью бесплатная и поддерживала множество платформ: Windows , Linux, FreeBSD, Mac OS X и т.п.
FPC — это бесплатный открытый проект, его исходные коды для изучения или модификации доступны каждому! Чуть позже появился Lazarus — единственная в мире бесплатная графическая среда для быстрой разработки программ, использующая компилятор FPC. Как и FPC, Lazarus распространяется на условиях лицензии GNU GPL ( General Public License). Если не особо вдаваться в юридические подробности, то GNU GPL — это лицензия , предоставляющая пользователю права свободно и бесплатно копировать, модифицировать и распространять (в том числе и на коммерческой основе) данный продукт. По этой же лицензии распространяются все версии ОС (Операционной Системы) Linux — бесплатном и довольно серьезном конкуренте Windows .
Итак, мы с вами будем говорить о последней (на момент написания курса) версии Lazarus — 1.0.10, работающей с компилятором FPC 2.6.2. Lazarus — молодой и бурно-развивающийся проект, новые версии выходят довольно часто, так что вы, вероятно, будете пользоваться более свежей версией. Тем не менее, на курсе рассматриваются фундаментальные вопросы программирования, которые едва ли будут пересматриваться. Так что можете изучать предоставленный материал, пользуясь версией Lazarus 1.0.10 или любой более свежей.
В силу того, что подавляющее большинство пользователей по -прежнему работает в операционной системе Windows , мы будем рассматривать работу с Lazarus именно в этой среде ( автор использовал ОС Windows XP SP3). Рамки курса небезграничны, а описание особенностей работы в других платформах может лишь запутать учащихся на начальном этапе.
Впрочем, разработка программ под другие платформы имеет не так уж много отличий, чтобы создать вам непреодолимые трудности при переходе на другую платформу.
Что такое Lazarus?
Lazarus — это IDE (Integrated Development Environment) — Интегрированная Среда Разработки программ, использующая компилятор FPC (Free Pascal Compiler), редакторы кода, форм, Инспектор Объектов, отладчик и многие другие инструменты.
Еще говорят, что среда Lazarus — это RAD (Rapid Application Development) — среда Быстрой Разработки Приложений.
До сих пор среды разработки программ, подобные Lazarus, были исключительно платными. Lazarus же стал первой (и пока единственной) IDE , доступной образовательным и государственным учреждениям совершенно бесплатно. Более того, Lazarus является проектом Open Source — проектом с открытым исходным кодом. Многие программисты по всему миру принимают участие в его развитии, исходный код Lazarus доступен для изучения и модификации. Lazarus имеет поддержку множества языков, в том числе и русского, что выгодно отличает его от других IDE .
Где взять?
Lazarus, как уже говорилось, — бесплатный и свободно распространяемый продукт. Благодаря этому, Lazarus все чаще используют для изучения программирования в школах и ВУЗах, а также на многих предприятиях. Но где его взять? На официальном сайте производителя: http://lazarus.freepascal.org
В правой верхней части сайта вы увидите следующую картинку:
Рис. 1.1. Выбор и закачка необходимой реализации
Здесь вы сможете выбрать реализацию именно под вашу платформу, от Windows до Mac OS X, как 32-х так и 64-х разрядную. При написании курса использовался 32-х разрядный Lazarus для платформы Windows .
Нажав кнопку «Download Now» вы скачаете последнюю версию Lazarus. Кроме того, выбрать последнюю необходимую реализацию и скачать ее вы можете по адресу: http://sourceforge.net/projects/lazarus/files/
В этом случае, перейдя по ссылкам, вы получите доступ к закачке нескольких файлов, например,
- lazarus-1.0.10-fpc-2.6.2-win32.exe
- lazarus-1.0.10-fpc-2.6.2-cross-arm-wince-win32.exe
- README.txt
Нам нужен только первый файл из этого списка. Второй файл является расширением для разработки программ под Windows CE (она же WinCE) — это вариант операционной системы Microsoft Windows для наладонных компьютеров, смартфонов и встраиваемых систем. На данном курсе эту возможность мы рассматривать не будем. Последний файл — простой текстовый файл с информацией о версии, он нам тоже не нужен.
Как установить?
Lazarus устанавливается достаточно просто. Собственно, ничего менять нам не придется, оставим все параметры, предложенные установщиком по умолчанию. Для начала выберем русский язык установки, затем все время будем нажимать кнопки «Далее». Лишь в предпоследнем окне установщика при желании можно поставить флажок «Создать значок на Рабочем столе».
Когда укажем все параметры, начнется установка Lazarus. Придется подождать пару минут, пока распакуются и скопируются множество файлов. И, наконец, кнопка «Завершить» для закрытия окна установщика. Все, Lazarus у нас есть! Мы можем его загрузить.
В самом начале Lazarus выглядит несколько неопрятно:
увеличить изображение
Рис. 1.2. Первый запуск Lazarus
Lazarus состоит из нескольких окон (которые стоит подравнять, чтобы они занимали весь рабочий стол и не мешали друг другу):
- Главное окно
- Инспектор объектов
- Редактор форм
- Редактор кода
- Окно сообщений
увеличить изображение
Рис. 1.3. Окна Lazarus
Главное окно
Главное окно состоит из следующих элементов:
Рис. 1.4. Главное окно Lazarus
- Главное меню содержит все команды, необходимые для правки, компиляции, отладки программы, для запуска различных вспомогательных утилит.
- Панель инструментов содержит кнопки чаще всего применяемых команд (эти же команды можно выполнить и с помощью Главного меню).
- Палитра компонентов содержит множество вкладок, на которых содержится богатый выбор компонентов из собственной библиотеки компонентов Lazarus — LCL (Lazarus Component Library).
Инспектор объектов
Окно Инспектора объектов состоит из двух частей:
- Дерево объектов, в котором в древовидной форме располагаются все объекты, используемые в текущей форме.
- Окно с вкладками, в котором можно настраивать различные свойства текущего объекта. Несмотря на то, что имеется 4 вкладки (Свойства, События, Избранное, Ограничения), чаще всего используются только первые две. О свойствах и событиях мы поговорим подробней в следующих лекциях.
Источник: intuit.ru
Урок 1. Система программирования LAZARUS
Среда программирования Lazarus в школьном курсе информатики используется сравнительно недавно.
Уроки предназначены для учащихся 10 классов и всех тех, кто хочет самостоятельно освоить Lazarus.
В этом уроке дается краткая справочная информация о среде программирования Lazarus, рассказывается об основных инструментах среды разработки программ, определяются основные этапы создания приложений.
В заключении вы можете посмотреть видеоурок, из которого узнаете о различиях проектов Lazarus и Delphi.
Скачать последнюю версию Lazarus вы можете по ссылке —//sourceforge.net/projects/lazarus/files/
Краткая справочная информация
Lazarus — среда быстрой разработки программного обеспечения для компилятора Free Pascal, аналогичная Delphi.
Данный проект базируется на оригинальной кроссплатформенной библиотеке визуальных компонентов Lazarus Component Library (LCL).
Кроссплатформенное программное обеспечение — это программное обеспечение, работающее более чем на одной аппаратной платформе и/или операционной системе.
Free Pascal — это компилятор языков Pascal и Object Pascal, работающий под Windows, Linux, Mac OS X, FreeBSD, и другими ОС.
Таким образом, разработанные приложения могут функционировать практически под любой операционной системой.
Все, что вы видите на экране во время работы различных приложений, все элементы (кнопки, бегунки, меню и т.п.) можно реализовать в Lazarus.
В Lazarus используется технология визуального программирования. Пользователь для создания графического интерфейса приложения использует готовые компоненты, значки которых находятся на панели компонентов. После того как он помещает компонент на форме, программный код для него генерируется автоматически. Вручную остается запрограммировать только те действия, которые будет выполнять это приложение.
Процесс создания приложения можно разделить на следующие этапы:
1. Создание проекта. В результате на экране появляется пустая форма (окно будущего приложения).
2. Создание графического интерфейса проекта — расположение необходимых элементов, задание размеров, изменение свойств;
3. Написание программного кода, который определит, что будет делать ваша программа.
4. Отладка программы.
Чтобы познакомится с основными инструментами среды разработки, запустим среду программирования.
Для этого выполните команду:
Пуск => Все программы => Lazarus => Lazarus.
При этом запускается оболочка создания приложений, называемая интегрированной средой разработки IDE (Integrated Development Environment). На экране появиться набор окон.
Вы видите все основные инструменты среды разработки Lazarus:
1. Окно формы — окно будущего приложения.
2. Главное окно, содержащее три панели: меню, панель инструментов, палитру компанентов. Палитру компанентов вы будете использовать для выбора необходимых вам для создания пользовательского интерфейса помпонент.
3. Окно Инспектор объектов, содержащее файлы проекта и окно со вкладкой Свойства, в котором вы будете настраивать свойсктва помещенных на форму объектов.
4. Окно Редактор исходного кода, в котором вы будете писать программный код.
Дадим появившимся окнам краткую характеристику.
Главное окно. Здесь располагаются меню, панель инструментов и палитра компонентов.
На Палитре компонентов, представляющей собой множество тематических вкладок, располагаются визуальные и невизуальные компоненты для вашей будущей программы.
Невизуальные компоненты видны только на первом этапе создания приложения — при редактировании.
Главное окно остается открытым все время работы IDE. Закрывая его, вы, тем самым, закрываете Lazarus и все открытые в нем окна.
Инспектор объектов содержит четыре страницы
На первой странице «Свойства» постоянно отображаются все доступные свойства выбранного компонента. В левой колонке содержится список всех свойств выделенного в данный момент компонента, в правой — значения свойств.
Значения свойств можно менять еще до запуска проектируемой программы. Например, для будущего окна вашего приложения (формы) свойство Name имеет значение Form1. Для изменения имени достаточно изменить его в Инспекторе объектов.
На второй странице «События» находятся возможные обработчики событий для выбранного компонента. В левой колонке расположены названия события, в правой — соответствующие процедуры.
Окно Редактора кода. На момент первого запуска оно имеет заголовок Unit1.
В окне Редактор исходного кода вы будите писать программный код программы, и само окно очень похоже на обычный текстовый редактор. Для удобства при редактировании текста программы строки пронумерованы, предусмотрено выделение цветами:
- все служебные слова выделяются жирным шрифтом;
- знаки препинания становятся красными;
- строки с ошибками выделяются коричневым цветом;
- комментарии могут заключаться в фигурные скобки <> и выделяются синим.
Текст программы разбивается на части — процедуры и функции.
Основную работу программист производит именно здесь.
Проектировщик форм. У каждого Windows-приложения должно быть хотя бы одно окно.
Lazarus при первом запуске автоматически предлагает пользователю новый проект, открывая пустую форму под названием Form1, и назначает его главным окном.
Перенося на него элементы из палитры компонентов, вы тем самым, предварительно оформляете его.
Главное окно в проекте может быть только одно. Все другие создаваемые окна будут дочерними. Закрывая главное окно стандартной кнопкой закрытия окна, или программно, вы закрываете и все дочерние окна.
В этом уроке мы познакомились с основными инструментами разработки программ. В следующем уроке мы напишем свою первую программу.
Задание для самостоятельного выполнения
1. Скачать и установить на своем домашнем компьютере среду программирования Lazarus по указанной в начале урока ссылке.
2. Посмотреть видеоурок: «Lazarus. Ввод в курс дела», из которого вы узнаете о различиях проектов Lazarus и Delphi.
P.S. Как всегда, под уроком жду твоих комментариев – насколько урок оказался полезным для тебя:)
Видео инструкция
Автор видеоурока: Язовцев Игорь.
Источник: gospodaretsva.com
Lazarus 1.8.2
Программирование – это увлекательный и творческий процесс. А если вы знаете хотя бы один язык программирования, то еще интереснее. Ну а если не знаете, то мы предлагаем вам обратить внимание на язык программирования Pascal и среду разработки программного обеспечения Lazarus.
Lazarus – бесплатная среда программирования, которая основывается на компиляторе Free Pascal. Это визуальная среда разработке. Здесь сам пользователь получает возможность не только записывать программный код, но и наглядно (визуально) показывать системе, что бы он хотел увидеть.
Создание проектов
В Lazarus работу над программой можно разделить на две части: создание интерфейса будущей программы и написание программного кода. Вам будет доступно два поля: конструктор и, собственно, текстовое поле.
Редактор кода
Удобный редактор кода в Lazarus облегчит вам работу. Во время программирования вам будут предлагать варианты окончания слов, автоисправление ошибок и автозавершение кода, все основные команды будут выделятся. Все это поможет вам сэкономить время.
Графические возможности
В Лазарусе вы можете воспользоваться модулем Graph. Он позволяет вам задействовать графические возможности языка. Так вы сможете создавать и редактировать изображения, а также масштабировать, менять цвета, уменьшать и увеличивать прозрачность, и многое другое. Но, к сожалению, вы не сможете сделать ничего более серьезного.
Кроссплатформенность
Так как Lazarus основан на Free Pascal, то он также является кроссплатформенным, но, правда, скромнее Паскаля. Это значит, что все программы, которые вы написали будут одинаково хорошо работать на разных операционных системах, среди которых Linux, Windows, Mac OS, Android и другие. Лазарус приписывает себе слоган Java «Write once, run anywhere» («Напиши один раз, запускай везде») и в каком-то роде они правы.
Визуальное программирование
Технология визуального программирования позволяет строить интерфейс будущей программы из специальных компонентов, которые совершают необходимые действия. Каждый объект уже содержит в себе программный код, вам же нужно просто определить его свойства. То есть снова экономия времени.
Лазарус отличается от Алгоритма и HiAsm тем, что он совмещает в себе и визуальное программирование, и классическое. Это значит, что для работы с ним вам все же необходимы минимальные знания языка Pascal.
Достоинства
1. Легкий и удобный интерфейс;
2. Кроссплатформенность;
3. Скорость работы;
4. Практически полная совместимость с языком Delphi;
5. Доступен русский язык.
Недостатки
1. Отсутствие полноценной документации (справки);
2. Большие размеры исполняемых файлов.
Lazarus – это хороший вариант и для новичков, и для опытных программистов. Эта IDE (Integrated Development Environment) позволит вам создавать проекты любой сложности и полностью раскрыть возможности языка Pascal.
Успехов вам и терпения!
Источник: lumpics.ru