Основные алгоритмические конструкции, кроме элементарных операций, изображаемых одним элементом схемы – это альтернативное исполнение и циклы. Существует два варианта программирования альтернативного исполнения и существует три основных вида цикла.
Условно исполняемый код
Некоторые операции могут быть поставлены под условный оператор. Тогда они будут выполнены только в случае истинности этого условия.
если <условие>
то
все
Альтернатива
В блок-схеме проверка условия может служить принципом выбора альтернативных операций. То есть, если условие истинно, исполнение пойдет по одной траектории, а если ложно, то по другой. На языке КуМир цикл с предусловием имеет следующий вид:
если <условие>
то
иначе
все
Условия для робота:
слева стена
справа стена
снизу стена
сверху стена
клетка закрашена
слева свободно
Kumir СКИ робот
справа свободно
снизу свободно
сверху свободно
клетка чистая
Цикл с предусловием
Цикл с предусловием — цикл, который выполняется пока истинно некоторое условие, указанное перед его началом. Это условие проверяется до выполнения тела цикла, поэтому тело может быть не выполнено ни разу (если условие с самого начала ложно). В большинстве процедурных языков программирования реализуется оператором while , отсюда его второе название — while-цикл. На языке КуМир цикл с предусловием имеет следующий вид:
нц пока <условие>
кц
Цикл с постусловием
Цикл с постусловием — цикл, в котором условие проверяется после выполнения тела цикла. Отсюда следует, что тело всегда выполняется хотя бы один раз. В языке Паскаль этот цикл реализует оператор repeat..until , в Си — do…while .
На языке КуМир цикл с постусловием имеет следующий вид:
нц
кц_при
Цикл со счётчиком
Цикл со счётчиком — цикл, в котором некоторая переменная изменяет своё значение от заданного начального значения до конечного значения с некоторым шагом, и для каждого значения этой переменной тело цикла выполняется один раз. В большинстве процедурных языков программирования реализуется оператором for, в котором указывается счётчик (так называемая «переменная цикла»), требуемое количество проходов (или граничное значение счётчика) и, возможно, шаг, с которым изменяется счётчик. На языке КуМир цикл со счетчиком имеет следующий вид:
цел а
нц для а от 0 до 9
… тело цикла
кц
В различных языках программирования по-разному решается вопрос о значении переменной по завершении цикла, в котором эта переменная использовалась как счётчик.
1 комментарий:
Источник: pskumir.blogspot.com
Как работает программа КуМир?
КуМир исполнитель Водолей
КуМир (Комплект Учебных МИРов) — это свободно распространяемая кроссплатформенная русскоязычная система программирования, предназначенная для начального обучения основам алгоритмизации. Скачать КуМир 1.9 можно на сайте разработчиков или на официальном сайте проекта, скачать кумир бесплатно тут.
Перспективы развития КуМира связаны с выходом версии 2.x, которая сейчас находится в стадии бета-тестирования. Возможности КуМира 2 подробно рассмотрены в докладе В.В. Яковлева Кумир 2.0. Компилятор и среда выполнения.
свободно распространяемая среда (лицензия GPL 2.0);
кроссплатформенность (Windows, Linux);
поддержка со стороны российских разработчиков (НИИСИ РАН);
сложно мотивировать учащихся на изучение языка, который нигде не применяется;
очень медленная работа интерпретатора (обещают существенно ускорить в версии 2.0, которая сейчас разрабатывается);
Планируется, что КуМир будет одной из систем программирования, разрешенных при проведении компьютерного варианта ЕГЭ по информатике.
На этой странице представлены методические разработки автора по использованию среды КуМир в 6-8 классах общеобразовательной школы.
Все опубликованные ниже материалы могут быть свободно использованы в некоммерческих целях при условии сохранения авторства.
Без письменного согласия автора ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
1) публикация материалов в любой форме, в том числе размещение материалов на других Web-сайтах;
2) распространение неполных или измененных материалов;
3) включение материалов в сборники на любых носителях информации;
4) получение коммерческой выгоды от продажи или другого использования материалов.
Использование и скачивание материалов означает, что вы приняли условия этого лицензионного соглашения.
ОГЭ по информатике
Практикум для подготовки к ОГЭ по информатике содержит 7 разделов, представляющих разные типы задач:
Один ряд, много стенок.
Стенки с проходами.
Практикум для подготовки к ОГЭ (задача 20.1).
Практикум по обработке массивов состоит из двух частей. Первая часть («Массивы-1») содержит 6 разделов:
Обработка всех элементов массива.
Минимум и максимум.
Подсчёт элементов массива.
Суммы и произведения элементов.
Источник: software-expert.ru
Практическая работа по информатике. Исполнитель Робот
Часто на уроках и в задании 20.1 ОГЭ по информатике требуется исполнителем «Робот» спускаться или подниматься по лестнице. Надо понимать, что спуск или подъем по лестнице осуществляется одним циклом. Как правило, чтобы проверить работоспособность алгоритма необходимо добавлять ступени на лестнице. Алгоритм должен выполнятся независимо от количества ступеней, например, как для двух ступеней, так и для двадцати.
ЗАДАЧА
На бесконечном поле имеется горизонтальная стена, бесконечно продолжается влево и заканчивается лестницей, которая спускается слева направо. Высота каждой ступени — две клетки, ширина — две клетки. Робот находится на горизонтальной стене для спуска по лестнице. На рисунке указан один из способов расположения лестницы и Робота( Робот обозначен символом ◊).
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные на ступенях лестницы. Требуется закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию.
Например, для приведенного выше рисунка Робот должен закрасить клетки:
Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого количества ступеней. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.
РЕШЕНИЕ
Данную задачу будем решать в среде программирования КуМир. Откроем программу и перейдем в меню Робот — > Редактировать обстановку
Строим лестницу. тЛевой кнопкой мыши щелкаем по стенкам клетки. Ромб (робот) перемещаем в нужное место, зажав левую кнопку мыши
Выходим из режима редактирования меню Робот — > Редактировать обстановку. Далее напишем на первой строчке команду «использовать Робот».
Сначала вспомним некоторые команды для исполнителя Робот.
№ п/п | Команда | Обозначение |
1 | нц | начало цикла |
2 | кц | конец цикла |
3 | закрасить | закрашиваетcя клетка |
4 | вверх, вниз, влево, вправо | движение робота |
5 | нач, кон | начало и конец программы |
В задании сказано, что
Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого количества ступеней
Это означает, что Робот должен передвигаться с помощью цикла «Пока». Рассуждаем так: снизу под роботом стена, значит снизу не свободно. На 4 строчке редактора пишем команду
Внутри цикла необходимо последовательно выполнить команды:
вправо вниз закрасить вправо закрасить влево вниз закрасить вправо закрасить
Полностью готовая программа выглядит так:
использовать Робот алг нач нц пока снизу не свободно вправо вниз закрасить вправо закрасить влево вниз закрасить вправо закрасить кц кон
Для проверки алгоритма добавим ещё несколько ступеней и проверим результат
Итак, алгоритм закрашивает клетки при любом количестве ступеней лестницы.
0 62 659 просмотров
Вам также может быть интересно
Практические работы 0 4 492 просмотров
Среда программирования КуМир Решение математической задачи Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 93 км/ч, проезжает
Практические работы 0 4 472 просмотров
Электронные таблицы в Microsoft Excel Расчёт заработной платы сотрудников кафе Данную практическую работу можно
ОГЭ 0 6 045 просмотров
ОГЭ по информатике задание 18 Тема: «Осуществление поиска информации в Интернете» Приведены запросы к
ОГЭ 0 9 472 просмотров
ОГЭ по информатике задание 16 Тема: «Выполнение и анализ алгоритма для автомата» Автомат получает
Источник: amlesson.ru