Перспективы развития КуМира связаны с выходом версии 2.x, которая сейчас находится в стадии бета-тестирования. Возможности КуМира 2 подробно рассмотрены в докладе В.В. Яковлева Кумир 2.0. Компилятор и среда выполнения.
Достоинства:
- свободно распространяемая среда (лицензия GPL 2.0);
- кроссплатформенность (Windows, Linux);
- поддержка со стороны российских разработчиков (НИИСИ РАН);
- русскоязычные команды языка программирования;
- развитые возможности отладки программ;
- автоматическое выравнивание, показывающее структуру программы;
- возможность строить заготовки задач с автоматической проверкой;
- возможность управления исполнителями из программы;
- возможность подключения новых исполнителей.
- сложно мотивировать учащихся на изучение языка, который нигде не применяется;
- очень медленная работа интерпретатора (обещают существенно ускорить в версии 2.0, которая сейчас разрабатывается);
- нельзя менять значения аргументов внутри вспомогательных алгоритмов (например, в реализации алгоритма Евклида как функции приходится заводить две лишние переменные);
- нельзя вызывать функцию как процедуру, игнорируя ее результат (например, когда результат функции — код возврата и в данном случае он меня не интересует);
- неудобная и неполная справочная система;
- нет форматного вывода на консоль и в файл, как в Паскале (типа вывод x:4); это нужно, например, чтобы вывести на экран матрицу ровными столбиками.
Планируется, что КуМир будет одной из систем программирования, разрешенных при проведении компьютерного варианта ЕГЭ по информатике (подробности см. в блоге).
1 урок. КуМир. Первая программа для исполнителя Робот
На этой странице представлены методические разработки автора по использованию среды КуМир в 6-8 классах общеобразовательной школы.
19 декабря 2017 г.
Добавлен практикум для подготовки к ОГЭ по информатике (задача 20.1 с Роботом).
11 апреля 2012 г.
Добавлена контрольная работа по исполнителю Робот (в форме курса).
Лицензионное соглашение
Все опубликованные ниже материалы могут быть свободно использованы в некоммерческих целях при условии сохранения авторства.
- 1) публикация материалов в любой форме, в том числе размещение материалов на других Web-сайтах;
- 2) распространение неполных или измененных материалов;
- 3) включение материалов в сборники на любых носителях информации;
- 4) получение коммерческой выгоды от продажи или другого использования материалов.
Использование и скачивание материалов означает, что вы приняли условия этого лицензионного соглашения.
ОГЭ по информатике
Практикум для подготовки к ОГЭ по информатике содержит 7 разделов, представляющих разные типы задач:
- Закрытый коридор.
- Одна стенка.
- Один ряд, много стенок.
- Два ряда.
- Стенки с проходами.
- Лестницы.
- Разные сложные задачи.
Массивы
- Заполнение массива.
- Обработка всех элементов массива.
- Минимум и максимум.
- Подсчёт элементов массива.
- Суммы и произведения элементов.
- Поиск в массиве.
- Реверс массива.
- Циклический сдвиг элементов.
- Отбор элементов массива по условию.
- Сортировка методом пузырька.
- Сортировка методом выбора.
- Двоичный поиск.
-
для использования в среде КуМир (версия не ниже 1.8). (тоже в формате курса :-). .
- Учителя могут получить решения всех задач практикума. Для этого нужно связаться с автором по электронной почте.
Символьные строки
Практикум по обработке символьных строк содержит 5 разделов:
- Работа с отдельными символами.
- Замена символов.
- Подсчёт символов.
- Разбор символьных строк.
- Вычисление арифметических выражений.
-
для использования в среде КуМир (версия не ниже 1.8).
- Учителя могут получить решения всех задач практикума. Для этого нужно связаться с автором по электронной почте.
Функции
Практикум по составлению алгоритмов-функций содержит 6 разделов:
- Функции с одним параметром.
- Функции с несколькими параметрами.
- Обработка символьных строк.
- Логические функции.
- Обработка массивов.
- Рекурсивные функции.
-
для использования в среде КуМир (версия не ниже 1.8).
- Учителя могут получить решения всех задач практикума. Для этого нужно связаться с автором по электронной почте.
Подготовка к ЕГЭ по информатике
Практикум по решению задач C2 (см. также материалы для подготовки к ЕГЭ) содержит 5 разделов:
- Максимумы и минимумы.
- Подсчёт и поиск элементов.
- Суммы, средние и произведения.
- Последовательности.
- Матрицы.
-
для использования в среде КуМир (версия не ниже 1.8).
- Учителя могут получить решения всех задач практикума. Для этого нужно связаться с автором по электронной почте.
Водолей
Курс по исполнителю Водолей состоит из 6 уроков:
Робот
Курс по исполнителю Робот состоит из 12 уроков:
Так можно условно назвать программирование без использования исполнителей (кроме, конечно, самого компьютера). Основные алгоритмические конструкции изучаются на примере операций с числами, числовыми массивами, символьными строками. Такой подход можно использовать для классов с углублённым изучением информатики.
Среда программирования, или среда разработки – это набор инструментов, необходимый для создания различных программ. Преимущество среды над отдельными инструментами состоит в том, что все элементы в ней взаимосвязаны. Это позволяет разработчику совершать меньше действий с большим результатом.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
История создания
Создатели разработали простую и понятную систему, помогающую учителям обучать младшие курсы основам информационной науки.
Особенности языка
Универсальному языку kumir можно обучиться самостоятельно – система осуществляет автоматический контроль правильности и подмечает ошибки в программе.
Преимущества и недостатки системы КуМир
Можно также выделить несколько других преимуществ:
- Кроссплатформенность.
- Русскоязычный интерфейс.
- Автоматическое выравнивание структуры программы.
- Управление исполнителями из программы.
- Возможность подключения новых исполнителей в любой момент работы.
- Неудобная справочная система.
- Медленный интерпретатор.
- Отсутствие классической графики.
- Отсутствие форматного вывода на консоль и файл.
Главным недостатком данной среды можно считать невостребованность языка в профессиональной сфере – он создан исключительно для обучения и практически не используется для разработки настоящих программ.
Какие бывают исполнители в среде программирования КуМир
Все исполнители могут работать в интерактивном режиме. Для каждого исполнителя существуют своя задача и свой набор команд.
Исполнитель Кузнечик
Задача Кузнечика состоит в закрашивании клеток, которые помечены специальным флажком. Кузнечик понимает следующие команды: вперед, назад, перекрасить. Расстояние должно соответствовать возможной длине прыжка, установленной в текущем задании.
Исполнитель Водолей
Водолей должен наполнить стакан определенным количеством воды. Команды для Водолея: наполни А, наполни B, наполни C, вылей А, вылей B, вылей C, перелей из A в B, перелей из A в C, перелей из B в A, перелей из B в C, перелей из C в A, перелей из C в B.
Исполнитель Черепаха
Исполнитель Чертежник
Чертежник создан для построения чертежей и графиков. Команды: поднять перо, опустить перо, сместиться в точку, сместиться на вектор. При передвижении опущенного пера остается след – отрезок от прошлого положения пера до нового.
Исполнитель Робот
Робот – самый многозадачный исполнитель, с помощью которого можно развить реакцию и внимательность. Он играет на поле с ограничениями и имеет 17 команд, включая обратные.
Особенности КуМира
В расшифрованном варианте КуМир звучит, как Комплект Учебных Миров. Эту кроссплатформенную систему программирования ещё называют Мирами Кушниренко. С её помощью можно даже самостоятельно обучиться основам алгоритмизации. Прототипом КуМира является учебный алгоритмический язык Ершова, который был разработан ещё в 80-х годах прошлого столетия.
Этот универсальный язык позволяет не только писать и отлаживать алгоритмы. Даже при самостоятельном изучении пользователь сможет создавать несложные программы буквально сразу после того, как ознакомится с системой. Но не надо думать, что Кумир предназначен только для обучения, что являлось основной целью при её разработке. С помощью программы можно создавать и большие, достаточно сложные программы.
Система КуМир – это начальная точка в процессе обучения программированию. Этот язык поможет освоить алгоритм подхода и процедуру написания программ. В дальнейшем обучение можно продолжить, изучив СИ, С++ или Pascal.
Достоинства программы
К основным плюсам языка программирования КуМир следует отнести следующие факторы:
- Данная среда распространяется свободно.
- Кроссплатформенность. Этот термин означает, что программное обеспечение способно работать на нескольких аппаратных платформах или более чем в одной операционной системе. Данную среду можно установить как на Windows, так и Linux.
- Разработчики российские и поддержку осуществляют именно они – НИИСИ РАН.
- Команды языка русскоязычные. Это очень удобно для школьников (большинству из них тяжело ориентироваться в англоязычной терминологии названия команд).
- Отладка программ выполняется при помощи достаточно развитых возможностей системы КуМира.
- Выравнивание, которое показывает структуру программы, выполняется автоматически.
- Имеется возможность предварительные заготовки программы строить с наличием автоматической проверки.
- Исполнителями можно управлять из программы.
- В любой момент возможно подключить новых исполнителей.
Недостатки
Одним из основных недостатков системы является то, что она предназначена только для обучения и больше нигде не применяется. Поэтому мотивировать учеников на изучение программирования на КуМире достаточно сложно. Кроме того следует отметить такие факторы, как:
Несмотря на указанные недостатки язык очень прост для освоения новичками. В данной среде имеются основные не только математические, но и алгебраические функции. Это даёт возможность ученикам совмещать освоение основ программирования с изучением как математики с алгеброй, так и геометрии с физикой.
Видео обзор программы
Учебный алгоритмический язык — формальный язык, используемый для записи, реализации и изучения алгоритмов. В отличие от большинства языков программирования, не привязан к архитектуре компьютера, не содержит деталей, связанных с устройством машины.
Алгоритм на русском алгоритмическом языке в общем виде записывается в форме:
алг название алгоритма (аргумент и результат)
дано условия применимости алгоритма
надо цель выполнения алгоритма
нач описание промежуточных величин
| последовательность команд (тело алгоритма)
В записи алгоритма ключевые слова обычно подчёркивались либо выделялись полужирным шрифтом. Для выделения логических блоков применялись отступы, а парные слова начала и конца блока соединялись вертикальной чертой.
Пример вычисления суммы квадратов:
алг Сумма квадратов (арг цел n, рез цел S)
надо | S = 1*1 + 2*2 + 3*3 + … + n*n
| нц для i от 1 до n
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие «Исполнитель Робот в программе КуМир «
Знакомство с программой Кумир осваение азов программирования. В ней учащиеся могут получить практические навыки при создании и отладке алгоритма, работая с такими исполнителями, как Робот, Чертёж.
Урок. Знакомство с интерфейсом программы Кумир. Программирование на Алгоритмическом языке.
Введение в программирование на Алгоритмическом языке с помощью программы Кумир.
История программы «Президентские состязания»
В тексте дана краткая история развития Всероссийского проекта «Президентские состязания».
Учебно-методическое пособие «Исполнитель Робот в программе КуМир «
Знакомство с программой Кумир осваение азов программирования. В ней учащиеся могут получить практические навыки при создании и отладке алгоритма, работая с такими исполнителями, как Робот, Чертёж.
Практическое пособие Знакомство с программой Кумир
Практическое пособие Знакомство с программой Кумир разделено на 2 главы: 1) примеры решения экзаменационных заданий по информатике формата ОГЭ (типа №20.1); 2) примеры решения экза.
Методическое пособие для работы в программе Кумир
Методическое пособие «Основы работы в программе Кумир». Эти материалы могут быть полезны при подготовке к основному и единому государственному экзамену по информатике.
- Доклад на тему гравировка
- Теория многополярного мира доклад
- Основные положения уголовно процессуального права доклад
- Маркетинговые стратегии доклад на английском
- Теория психопатологии душевной жизни к ясперса доклад кратко
Источник: obrazovanie-gid.ru
Кумир что за программа
3.1. Интерфейс программы.
Рис. 1. Структура главного окна программы.
- Строка меню.
- Панель инструментов.
- Окно программы.
- Окно сообщений об ошибках.
- Окно ввода-вывода.
- Строка состояния.
Для вызова окна черепашки, необходимо выполнить команду: Миры → Черепаха.
Рис. 2. Окно черепашки.
3.2. Настройка программы.
Для того, чтобы начать писать программы, необходимо выбрать исполнителя. Это делается по команде меню: Вставка → Исполнитель Черепаха. После этого в окне программы появится сообщение «Использовать Черепаха». По команде: Вставка → алг-нач-кон вставим обязательные элементы будущей программы.
Пример пустой программы :
использовать Черепаха
алг
нач
.
кон
Чтобы каждый раз не выполнять подобных действий сохраним шаблон по команде: Инструменты → Настройки → Новая программа: Взять из редактора. Также в настройках можно указать рабочую директорию для сохранения файлов.
Вызов окна исполнителя «Черепаха» осуществляется по команде: Миры → Черепаха. Конкретная методика обучения не подразумевает использования окна «Пульт».
3.4. Выполнение программы.
Программа выполняется по команде: Выполнение → Выполнить непрерывно , или по клавише F9 . Для выполнение программы по шагам: Выполнение → ШАГ , или по F8.
3.5. Справочная система.
Система КуМир снабжена учебником: Инфо → Язык и система КуМир . Конкретно по исполнителю «Черепаха»: Инфо → Описание миров → Черепаха .
Основные команды Черепашки.
Источник: www.sites.google.com