Культурные программы как метод управления

Осуществление деятельности по привлечению и аккумулированию финансовых средств (фандрейзинга) предполагает ее организационное и техническое обеспечение. Проблема нехватки средств для учреждений культуры — проблема интернациональная. От Соединенных Штатов до Сингапура и от Норвегии до Намибии работники культуры уверены, что решили бы все свои проблемы, будь у них деньги.

Это так и не так: деньги должен давать кто-то и за что-то. Поэтому главная проблема — не отсутствие денег, а социальная привлекательность. Особенно остро эта проблема стоит в современной России. Меньше денег в стране не стало. Изменились финансовые потоки, и нужно научиться с ними работать.

Главным условием, обеспечивающим успех фандрейзинга, является привлекательность проекта, программы или учреждения культуры в целом. Прежде чем заниматься фандрейзингом, имеет смысл задаться вопросом: «Кто и почему должен давать вам деньги?» На «факт бытия» деньги подают убогим и несостоятельным из жалости.

Повторюсь, деньги в сфере культуры зарабатываются преимущественно не на простой коммерции, но и не на подачках. Они зарабатываются на привлекательности. Но за счет чего проект или фирма могут быть привлекательны?

SCRUM — метод управления проектами. Обучающий мультик для вас и ваших сотрудников!

Наверное, только при двух условиях: • коммерческая или имиджевая привлекательность для нужд рекламы, PR донора; • престижность, подтверждение или продвижение социального статуса донора. Короче говоря, чтобы привлечь деньги, мы должны или быть (стать) полезными, или так же — престижными.

Чтобы обеспечить это, надо для себя определиться: как вести себя, как поставить себя, чтобы притягивать деньги. И перед кем, в чьих глазах мы должны быть привлекательными. Решения о выделении средств, о поддержке принимают не абстрактные структуры, а конкретные люди. Фандрейзинг основан на установлении и развитии конкретных отношений с конкретными людьми.

Решение о выделении средств всегда принимают конкретные люди. И они делать это совершенно не обязаны. Согласно арабской пословице, можно осла подтащить к колодцу, но нельзя его заставить напиться. Доноры далеко не ослы и принимают решения только в случае понимания возможности реализации их интересов. А они могут быть всегда очень и очень конкретны.

Об интересах делового мира уже писалось выше. Но и чиновнику или депутату, отвечающему за выделение бюджетных средств, надо делать служебную карьеру, а значит — формировать имидж влиятельного политика, за которым стоят реальные и важные дела, идеи и проекты. И если это достойный человек и хороший администратор — почему не помочь ему своими идеями и делами?

В связи с этим представляется в высшей степени справедливым и точным прочтение аббревиатуры FR как friend-raising: буквально, речь идет именно о формировании и расширении круга друзей учреждения, организации, проекта. Работники культуры — не просители, они должны предлагать интересные другим проекты. В конечном счете речь идет о социальном партнерстве.

Техническое обеспечение включает в себя оборудование офиса, в котором можно было бы осуществлять необходимые контакты, а также оргтехнику — слишком многое в успехе дела зависит от оформления и внешнего вида документов и информационных материалов, оперативной связи. Поэтому для фандрейзинговой кампании (а значит, собственно, и всей деятельности некоммерческой организации) необходимо наличие компьютера, принтера с хорошим качеством печати, минимум двух телефонных номеров («на вход» и «на выход»), факса, и т. д. Особенно следует подчеркнуть роль компьютера, наличие которого — без преувеличения — можно назвать главным техническим условием осуществления фандрейзинга. Только на базе современного персонального компьютера можно обеспечить единый подход к решению следующих важнейших разнородных технологических условий и задач фандрейзинга: • Создание и редактирование большого количества текстов: обращений, переписки, организационных документов и т. д. Компьютер позволяет легко и быстро получать на основе базовых макетов всех этих материалов их различные модификации. • Использование новейших информационных технологий и средств связи, таких как электронная почта, мультимедиа, которые предполагают наличие хорошей компьютерной базы. • Современная полиграфия, построение различных ори- гинал-макетов документов и материалов с использованием различных шрифтов, таблиц, схем и другого иллюстративного материала также возможны только при использовании компьютеров. • Создание и ведение информационных баз данных о реальных и потенциальных донорах, степени и эффективности их привлечения к благотворительной или спонсорской деятельности, разумеется, можно вести и вручную (в тетрадях, блокнотах, на карточках), но и наглядность, и оперативность работы с ними многократно возрастают с использованием компьютерной технологии. • Учет и контроль хода сбора средств, архивирование необходимых сведений (особенно в едином формате и сети с бухгалтерией), анализ результативности и экономичности фандрейзинга — оперативность и эффективность этих операций, с очевидностью, возрастают при использовании персонального компьютера.

Читайте также:
Как сохранить пароли программа

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Три главные ошибки руководителя || Михаил Москотин

Программа фандрайзинга включает:

· Ориентировочный перечень потенциальных спонсоров;

· Методы и механизмы реализации;

· Имеющиеся в НКО ресурсы для проведения кампании;

План проведения предполагает описание:

· Запланированных мероприятий (в соответствии с этапами кампании);

· Ответственных за реализацию (исполнителей);

Источник: studfile.net

Программирование как метод управления развитием культуры

В деле выработки и реализации культурной политики исключительно важным является вопрос о выборе приоритетных направлений работ, нуждающихся в дополнительной поддержке, стимулировании. Для организаций, находящихся на бюджетном финансировании, этот вопрос имеет наиболее существенное значение, особенно в сложных экономических условиях.

Существуют противоположные позиции по отношению к проблеме определения приоритетов: позиция невмешательства и позиция выбора наиболее важных на рассматриваемый период времени приоритетов. Позиция невмешательства характерна для США, где вся забота о культуре полностью является делом рук предпринимателей, а государство лишь способствует созданию благоприятных условий для бизнеса.

Эта позиция с некоторыми модификациями присуща всем странам Европы. Как правило, мы рассматриваем благополучные страны, где экономическая ситуация достаточно стабильна, а государство располагает необходимым количеством бюджетных средств.

Для России, которая только становится на путь стабилизации экономики, формирования гражданского общества (независимого от государства), формирования инфраструктуры некоммерческих организаций, заимствование этих технологий управления не своевременно. В этой ситуации особенно важно определить приоритетные направления, нуждающиеся в государственной поддержке, как финансовой, так и организационной.

В российских условиях может более успешно применяться смешанный вариант, называемый общественно-государственной системой управления сферой культуры. В этом случае происходит диверсификация ответственности в принятии решений между государственными инстанциями и общественностью(профессиональной и гражданской). Организации культуры и профессиональные исполнители предлагают в органы управления культурой свои проекты, программы, а они рассматривают их на экспертных комиссиях, которые решают вопрос о финансировании программ и проектов поддержки и развития культуры. Однако подобный опыт хотя и имеет место в практике управления культурой больших мегаполисов, но является достаточно громоздким и трудоемким.

Многие виды деятельности в области искусства основаны на проектном развитии (телешоу, кино и т.п.). Это актуально в настоящее время, так как требуется особая гибкость в менеджменте и управление непрерывным потоком существующей продукции перестало быть доминирующим принципом.

Большинство видов художественной деятельности – прототипичны. Тем не менее все более широкое применение культурных программ в управлении культурой имеет следующие причины:

во-первых, программный подход традиционно применялся в управлении российской экономикой достаточно долгое время (с 1989года т.е. со времени перехода на новые условия хозяйствования в культуре);

Читайте также:
Сколько оперативной памяти нужно для программы

во-вторых, разработка программы может быть обусловлена необходимостью координации и интеграции сил и средств различных субъектов для решения кокой-то общей комплексной задачи;

в третьих, необходимость привлечения финансовых средств из различных источников, потребовала применения программной технологии планирования. Программа решает подобную задачу.

Однако чаще всего необходимость в разработке программы возникает уместных органов государственного управления, нуждающихся в определении приоритетов развития культурной деятельности в регионе на конкретную перспективу. Причем, даже применительно к бюджетным средствам программа является экономическим методом управления.

Она является экономической и правовой гарантией защиты интересов профессиональной среды работников культуры. Понятие «программа» часто ассоциируется с близкими к нему понятиями «проект» и «план». Все эти три понятия являются разновидностями целеполагания. Проектирование обычно связано с созданием конкретного изделия, продукта.

Планируется обычно работа конкретной структуры (фирмы, подразделения). Программируется деятельность, связанная с интеграцией сил, средств, структур. С технологической точки зрения наиболее масштабными и трудоемкими являются региональные перспективные программы поддержки и развития культуры.

Вопросы для самоконтроля

1.Почему многоканальное финансирование определяет развитие

2.В чем заключается сущность американской модели управления

3.Что такое приоритеты в планировании?

4.Какие задачи решает программа развития деятельности организаций

Контрольные тесты

1. Что такое программирование:

а) составление программы;

б) определение последовательности действий;

в) определение направлений программы экономического развития;

г) все перечисленное.

2.Разработка программы обычно обусловлена:

а) необходимостью привлечения средств из различных источников;

б) определением приоритетов развития культурной политики;

в) решением комплексной проблемы;

г) всем вышеперечисленным..

а) система процедур принятия решений по поддержке и развитию

б) определение направлений работ, нуждающихся в дополнительной

в) регламент бюджетного финансирования на «хозрасчетной основе»;

г) все перечисленное.

1.Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учеб.

пособие. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Лань, 2003.- 528с.

2.Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной

сфере: Учеб. пособие.- СПб.:В.А. Михайлов,2000.С.170.

Воспользуйтесь поиском по сайту:

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с) .

Источник: studopedia.org

Культурные программы как метод управления

Технология разработки культурных программ должна давать ответ на ряд вопросов:

·Кому и зачем нужна конкретная программа?

·Какая необходима программа (по объему и содержанию)?

·Кто будет разработчиком программы?

·Как будет разрабатываться программа?

·Кто будет реализатором программы?

·Каким образом будет организована реализация программы?

С технологической точки зрения особый интерес — своей масштабностью, трудоемкостью разработки представляют региональные перспективные программы поддержки и развития социально-культурной сферы. В рамках данной дисциплины дальнейшее изложение указанной темы ориентировано на разработку программ именно этого типа.

Кому и зачем нужна программа?

Заказчиком разработки культурной программы могут быть различные социальные субъекты (органы власти, общественные организации и т. п.). Однако чаще всего необходимость в разработке программы возникает у местных органов государственного управления, нуждающихся в определении приоритетов развития культурной деятельности в регионе на определенную перспективу. Разработка программы может быть обусловлена также необходимостью координации и интеграции сил и средств различных субъектов для решения какой-то общей комплексной задачи (например, культурная про- грамма Олимпийских игр в Сочи). Кроме того, культурная программа является важнейшим условием и предпосылкой привлечения средств из различных источников, дает конкретный материал для организации рекламной деятельности, PR и т. д. В любом случае заказчик программы должен четко и ясно отдавать себе отчет в том, какого рода программный документ и для чего он намерен получить, и принять по этому поводу решение. Отсутствие стремления, неясность намерений и цели негативным образом влияет на качество социокультурной программы.

Читайте также:
При открытии программы ошибка класс не зарегистрирован

Какая программа необходима?

Кто будет разрабатывать программу?

Разработкой программы могут заниматься непосредственно сами сотрудники аппарата управления соответствующего государственного органа. Однако опыт показывает, что у такого пути имеются существенные недостатки: во-первых, разработка перспективной программы требует серьезного отвлечения от текущих дел, что зачастую не идет на пользу ни текущим делам, ни разработке; во-вторых, чиновник, остающийся в кругу хорошо ему знакомых текущих проблем, с большим трудом может выйти за их горизонт, что принципиально необходимо при такой разработке. Поэтому в высшей степени целесообразно привлекать для такой разработки независимых специалистов, хорошо ориентирующихся в современных культурных процессах, их динамике, местных особенностях и традициях. Опыт показывает, что небесполезным оказывается привлечение специалистов из гуманитарных вузов, научных центров.

Однако, по мнению специалистов, полностью перепоручать разработку сторонним специалистам не следует — разработка может оказаться излишне абстрактной и утопичной, вариантом безответственного прожектерства, игрой ума, представляющей, в лучшем случае, теоретический интерес — не более. Поэтому в группу разработчиков обязательно должны войти также местные работники культуры, как наиболее опытные и компетентные из них, так и молодые, инициативные и перспективные специалисты. Существенно облегчит разработку полноценной программы, а главное — последующую реализацию, привлечение к ее разработке представителей местной законодательной и исполнительной власти (депутатов — членов комиссии по культуры, ведущих чиновников соответствующих служб), а также представителей общественности (творческих союзов, общественных организаций), ведущих журналистов, интересующихся проблемами местной истории, традиций и культурной жизни. Организационно привлечение всего этого круга лиц может быть оформлено в виде комиссии по разработке программы, создания временного трудового коллектива и т. д. С активными участниками разработки могут быть заключены конкретные договоры подряда, трудовые соглашения, договоры на куплю-продажу интеллектуальной собственности.

Как будет разрабатываться программа?

Сама разработка включает: анализ состояния сферы культуры в регионе, проведение специального исследования (опросов, анкетирования, наблюдений, контент-анализа документов и прессы), проведение семинаров, конференций и т. п. Такой путь, однако, серьезно задерживает и удорожает раз- работку. На основе исследований (по которым представляется аналитический отчет) надо выработать рекомендации, и только на их основе — собственно проектную часть программы. Существенно повышает эффективность и результативность разработки технология апробационно-поисковых деловых игр, хорошо зарекомендовавшая себя на практике. С ее помощью можно в сжатые сроки, за счет интенсивной работы не только получить содержательный программный документ, но и сформировать группы поддержки и реализации этой программы.

Кто и как будет осуществлять программу?

Поскольку к участию в игре привлекались специалисты-практики сферы культуры и сопряженных с нею сфер деятельности, между ними в процессе игры сложились определенные контакты и даже сотрудничество на стадиях поиска решения реальных проблем, выработки конкретных проектов таких решений, то одним из важных результатов игры является не только по- лучение проекта программного документа, но и формирование инициативных групп, коллективов единомышленников, что решающим образом сказывается зачастую на ходе и результатах внедрения программ. Собственно проект программы после его оформления должен пройти традиционные стадии согласования и утверждения. Целесообразно также провести презентацию программы с широким привлечением СМИ. Однако успех дела в реализации программы, в конечном счете, прежде всего, зависит от средств, аккумулированных для ее осуществления. Решение этой важнейшей задачи отнюдь не сводится к борьбе за выделение бюджетных средств и предполагает интенсивные усилия в духе фандрейзинговой технологии.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 681.

Источник: findout.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru