Культурно развлекательная программа что это

классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.

Отдых — это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребенка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать ее, а после затраченных усилий — отдыхать.

Отдых можно подразделить на пассивный и активный.

При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов (произведений искусства, природы и т. д., размышлениями, непринужденной беседой на тему волнующую ребенка (обычно такие беседы не требуют особых интеллектуальных усилий, но развивают фантазию, воображение, речь и навыки общения с людьми). В случае необходимости можно прибегнуть к психологическим сеансам.

Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, работу на участке, подвижные игры и т. д. При этом следует чаще предоставлять детям возможность проявлять самостоятельность, реализовывать свои желания, а иногда и возникшие в данный момент потребности.

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА — Культурные традиции

Виды отдыха.

• Самостоятельные занятия физическими упражнениями.

• Работа на территории детского сада: рыхление земли, полив

и прополка растений, уборка группового помещения; работа

в уголке живой природы.

• Спортивный отдых: катание на санках, на лыжах, на велосипеде;

скольжение по ледяным дорожкам, игра в бадминтон.

• Игры со снегом, песком и водой.

• Непринужденная беседа со взрослым (когда ребенку хочется поговорить).

• Игровая деятельность с игрушками, строительным материалом,

бумагой, карандашами и красками и другими материалами.

• Рассматривание иллюстраций в книжном уголке.

• Прослушивание по желанию ребенка сказок, песен, танцевальных мелодий; произведений вокальной, инструментальной, классической, народной музыки.

• Просмотр по желанию детей диафильмов, мультфильмов (видео, детских телевизионных передач и художественных фильмов.

Развлечения носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки.

Развлечение всегда должно быть красочным моментом в жизни ребенка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Они способствуют его всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др. ; пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а значит, приобрести уверенность в себе, веру в свои способности; развиваются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность и т. д.

Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой — в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям. Особую роль они играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей. Знакомясь с лучшими образцами художественного слова и музыки, присутствуя на представлениях кукольного и теневого театров, дети получают стимул к собственному творчеству.

Культурные It-технологии в культуре и искусстве. Культура будущего.

Для того чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо тщательно планировать их, заранее продумывать подготовку, определяя степень участия детей в зависимости от их индивидуальных возможностей и возраста (кто будет рисовать, а кто играть в спектакле и т. п.). В подготовке развлечения могут принимать участие все дети группы. Иногда целесообразно объединять детей в подгруппы или использовать индивидуальную форму работы. При определении времени проведения развлечений воспитателю следует учитывать время года. Это связано с тем, что дети обязательно должны гулять во второй половине дня (световой день в зим-

нее время короче, и если развлечения проводить после полдника, как

это принято, то дети пойдут на прогулку, когда на улице уже темно, что

снижает ценность прогулки).

Желательно в осенне-зимний период проводить такие мероприятия

перед ужином, а в весенне-летний период после полдника, при этом

они могут быть более эмоциональными. Один раз в неделю целесообразно проводить развлечение, более длительное по времени (30—35 минут, с большей эмоциональной нагрузкой, а в остальные дни — короткие (5—10 минут) веселые забавы (маленькие сюрпризы, шутки, прибаутки, потешки, загадки, показ фокусов и импровизированных моментов из жизни ребят в детском саду или по литературным произведениям). Такие развлекательные моменты помогают снять усталость, способствуют переключению внимания с одного вида культурно-до-

суговой деятельности на другой. Их можно проводить в любой момент, когда это требуется для создания положительной атмосферы.

Не обязательно для этого собирать всех детей группы. Воспитатель должен научиться видеть и чувствовать детей, которым необходима эмоциональная разрядка, которых нужно подбодрить, помочь выбрать для себя занятие.

В практике работы дошкольных учреждений используются три вида

развлечений (они различаются по степени активности участия детей) :

— дети являются только слушателями или зрителями;

— дети — непосредственные участники;

— участниками являются и взрослые, и дети.

Развлечения можно классифицировать и по содержательной направленности.

• Театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, фланелеграф, театр картинок, плоскостной театр и др., то есть все виды театров и театральной деятельности).

• Познавательные: КВНы и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; обычаев и традиций родной страны, народа; экологические.

• Спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры,

Любимым видом развлечения является театрализованное представление.

Не менее интересными для детей развлечениями являются театр игрушки и театр картинок. Их легко организовывать, так как они не требуют сложного технического устройства. Для театра игрушек в качестве сцены используют несколько сдвинутых вместе столов, на стульях игрушки должны лежать так, чтобы дети их не видели. Воспитатель берет куклу и начинает разыгрывать перед детьми сюжет сказки (пьесы) или импровизировать ситуации из жизни группы. Этот вид развлечений можно организовать в любой момент.

Значительное место в организации развлечений занимают концерты — исполнение музыкальных и литературных произведений в чередовании сольных и коллективных выступлений детей и взрослых. Как правило, концерты проводятся силами детей. Тематические концерты строятся на знакомых детям произведениях и могут включать вокальную или инструментальную музыку.

К развлечениям относятся шутки, фокусы, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.

Фокусы. Они вызывают у детей живой интерес: с ними связано нечто загадочное, поражающее воображение. Фокусы обычно делят на две группы: основанные на иллюзиях и на манипуляциях. Иллюзионисты для показа фокусов пользуются специальными, довольно сложными приборами и механизмами. Искусство манипулятора состоит в особой ловкости рук, гибкости пальцев.

Фокусы, которые показывают дошкольникам, нельзя отнести ни к той, ни к другой категории. Это скорее забавные и поучительные опыты, не требующие ни сложного инвентаря (можно обойтись бумагой, ножницами, графином, щеткой,

шнурком и др., ни особого умения. Успех во многом зависит от умения

педагога интересно объяснить и преподнести их детям.

Шутки. Им дети рады всегда. Шутки можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях. Необходимо помнить одно: ни в коем случае не следует приводить шутки одну за другой. Полезно разучивать шутки со старшими детьми с тем, чтобы они могли рассказать их младшим.

Это научит последних понимать шутки и шутить самим, лучше видеть и понимать многообразие окружающего мира.

Шарады. Это — отгадывание слов по частям (обычно по слогам).

Прежде чем загадывать шарады, надо объяснить детям технику их отгадывания. Например: первый слог — нота (фа, второй — тоже нота (соль, а целое — на горох похоже (фасоль).

Загадки. Загадывать и отгадывать загадки любят все дети. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Велико и воспитательное значение загадок. Они расширяют кругозор детей, знакомят с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.

Для загадок характерны ясность, краткость, конкретность изложения, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идет речь. От количества этих признаков и того, насколько подробно они характеризуют загаданное, зависит простота или

сложность загадки. Педагог должен в доступной форме объяснить это детям, подробно разобрать с ними ту или иную загадку — тогда процесс отгадывания будет более осмысленным. Загадав загадку, не надо торопить детей с ответом. Если ее никто не может отгадать, следует задать несколько наводящих вопросов, подсказать правильный путь решения.

Загадки могут быть направлены на закрепление и обобщение представлений и знаний детей о том или ином предмете или обращать их внимание на ту или иную особенность, характерную черту или на ряд свойств.

Подбор загадок зависит от того, на что воспитатель хочет сделать акцент, а также от возраста детей. Такой вид развлечений может проводиться как со всеми детьми группы, так и с подгруппой. Но, как правило, в таких мероприятиях любят принимать участие все дети. Загадки следует подбирать с учетом возраста.

Аттракционы. Они дают детям возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке. Воспитатель должен подумать о том, чтобы силы соревнующихся (разделенных на команды детей) были равными. Аттракционы подбираются с учетом возраста детей (или усложняются при их проведении со старшими детьми).

Так, например, в аттракционе «Собери листья» малышам предлагается простое задание (кто скорее соберет разбросанные по полу листья, а детям старшего возраста — более сложное (не только собрать листья, но и составить из них красивый букет). Воспитателю необходимо помнить: когда игра закончится, победителей следует поощрить морально (педагог дает положительную оценку, а дети хлопают) или материально (дается «медаль» или флажок за умение побеждать).

Сюрпризы. Это неожиданные и веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дошкольники оживляются, их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность.

Сюрпризные моменты можно включать в занятия, прогулки, праздники и в повседневную жизнь детей в детском саду.

Читайте также:
Для чего программа clickermann

Виды развлечений.

• Концерты: тематические, исполнения музыкальных произведений, литературных произведений; народного творчества; детской художественной самодеятельности, музыкально-литературные.

• Народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы; игры с пением, бегом, с мячом, прыжками, малой подвижности.

• Познавательные вечера: КВН и викторины, посвященные жизни

и творчеству композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; обычаям и традициям народа, региона, страны; экологические и посвященные природным явлениям, математические и др.

• Спортивные: игры, соревнования, эстафеты, подвижные игры с правилами, веселые старты, аттракционы (спортивного содержания).

• Театрализованные представления: кукольный театр, народный театр Петрушки, фланелеграф, пальчиковый, теневой, театр игрушки, плоскостной театр; инсценирование сказок, рассказов, песен; детская музыкальная опера, мюзиклы, музыкальные ритмопластические спектакли.

• Забавы: развлечения с карандашами и красками, шутки, фокусы, шарады, пословицы, поговорки, скороговорки, аттракционы с механическими и электрическими игрушками, сюрпризные моменты.

• Просмотр видео- и телефильмов, детских телевизионных передач, слушание аудиозаписей, компьютерные игры.

Праздник — это день, объединяющий всех, наполненный радостью

и весельем. Особое значение праздник имеет для детей. Праздники в

детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых — создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздников, их организация, правила приглашения гостей, гостевой этикет). Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества. деятельность в предпраздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Ребенок не может быть пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении зала, груп-

пы и других помещений детского сада.

Самообразование — это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры и техники, управляемая самой личностью.

Именно в процессе самообразования развивается личность ребенка,

раскрываются его способности, творческий потенциал, реализуются духовные интересы. Самообразование происходит в свободное время, то есть является одним из видов культурно-досуговой деятельности.

Организация культурно-развлекательной программы на маршруте

В большинстве случаев фирмы (центры), занимающиеся организацией туристско-образовательных программ имеют в штате сотрудников со специальным туристским образованием, квалифицированных гидов, экскурсоводов. Однако, и таким фирмам приходится заключать договоры с экскурсионными учреждениями, музеями, поскольку в некоторых туристских центрах и музейных комплексах особыми правилами оговаривается, что экскурсию в них могут вести только экскурсоводы, имеющие подтвержденное местной администрацией разрешение.

При оформлении договора с экскурсионной фирмой в него следует включить следующие пункты: наименование и продолжительность экскурсий, способ передвижения на них (автобусные, пешеходные, теплоходные и пр.); сроки подачи и отмены заявок на проведение экскурсий; цены на экскурсии; максимальное количество экскурсантов в группе на каждой экскурсии; материальные ответственности сторон за срыв экскурсии и др.

При заключении договора с музеем необходимо отметить: варианты экскурсий и их тематику; максимальное количество экскурсантов в группе; дифференциацию цен на экскурсионные услуги в соответствии с возрастом и льготами экскурсантов; скидки на групповое посещение музея; сроки подачи заявок на проведение экскурсий; сроки отмены заявок; материальную ответственность за срыв музейной экскурсии по вине одного из партнеров и др.

Экскурсионная программа– один из ключевых элементов туристско-рекреационных программ, проектируемых для путешествующих с различными целями людей.

В терминологию современного туристского бизнеса прочно вошло слово «анимация», означающая деятельность по оживлению и осуществлению специальных программ проведения свободного времени с целью создать туристу комфорт и сделать его участником программы.

Понятие «анимация» имеет латинское происхождение («anima» — ветер, воздух, душа; «animatus» — одушевление) и означает воодушевление, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активную деятельность. В широком смысле анимация — это разновидность организаторской деятельности, осуществляемой на туристском предприятии, которая вовлекает рекреантов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных развлекательных программах досуга. В любом случае анимационное обслуживание нацелено на превращение отдыхающего из объекта в субъект туристско-рекреационной деятельности, формирование положительных эмоций отдыхающих и ощущения удовлетворения от пребывания за пределами постоянного места проживания, разнообразия спектра переживаемых ощущений от отдыха.

Дословный перевод латинского «animator» – дающий жизнь, воспитывающий характер, а его производное «animateur» во французском языке переводится уже как вдохновитель, руководитель, организатор досуга.

Современная социокультурная анимация определяется как формула «три D»: delassiment (расслабление), divertissement (развлечение),developpement (развитие). Иными словами, целью аниматорской деятельности является сопровождение отдыха человека от физического восстановления (расслабление) через переживание радости и удовольствия (развлечение) к удовлетворению потребностей в творческой созидательной деятельности (развитие). Конечной целью туристской анимации является удовлетво­ренность рекреанта отдыхом — его хорошее настроение, положи­тельные впечатления, восстановление моральных и физических сил. В этом заключаются важнейшие рекреационные функции туристской анимации. Верно выстроенная и реализованная программа туристкой анимации в повышении качества, привлекательности и разнообразия туристского продукта; увеличении количества постоянных кли­ентов и спроса на турпродукт; повышении нагрузки на матери­альную базу турпредприятия, а значит, и в повышении эффективности ее использования, доходности и рентабельности туристской деятельности.

Таким образом, туристская анимация выполняет следующие функции:

— адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;

— компенсационную, освобождающую человека от физиче­ской и психической усталости повседневной жизни;

— стабилизирующую, создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;

— оздоровительную, направленную на восстановление и раз­витие физических сил человека;

— информационную, позволяющую получить новую инфор­мацию о стране, регионе, людях и т. д.;

— образовательную, позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;

— развивающую, приводящую к личностному интеллектуальному, нравственному и фи­зическому совершенствованию;

— рекламную, дающую возможность через анимационные программы сделать туриста носителем рекламы о стране, регио­не, туркомплексе, отеле, турфирме и т. д.

В практике туризм реализуется большой спектр анимационных программ. Соответ­ственно спросу и мотивации путешествий в практике турист­ского обслуживания складываются следующие виды анима­ции:

• анимация в движении — удовлетворяет потребность человека в движении, сочетающемся с удовольстви­ем и приятными переживаниями;

• анимация через переживание — удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданных открытиях, а также при преодолении трудностей;

• анимация через общение — удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми;

• анимация через успокоение — удовлетворяет потребность человека в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также по­требность в покое и отдыхе;

• культурная анимация — удовлетворяет потребность туриста в личностном духовном развитии через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

• творческая анимация — удовлетворяет потребность чело­века в творчестве, демонстрации своих созидательных способ­ностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.

Туристы по их отношению к проведению досуга делятся на несколько типов.

Первый тип — инициативные туристы, которые заранее пла­нируют как рабочие дни, так и время отдыха, поэтому и большинство идей по организации досуга будет принадлежать им. Главная задача аниматоров в работе с таким типом туристов — уметь выслушать и выполнить почти программу, подыграть инициативным туристам. Здесь требуется импровизация и ни в коем случае недопустим перехват инициативы.

Второй тип — деловые люди, которые в обыденной жизни практически лишены досуга, даже свое свободное время они стремятся потратить с максимальной пользой для дела. Среди них преобладают бизнесмены, менеджеры, представители научной и технической интеллигенции. Данный тип туристов предпочитает досуг, который дает им возможность совершенство­ваться (деловые игры, научные диспуты и пр.) или спокойный отдых, предусматривающий возможность расслабиться, отдохнуть от стремительного темпа жизни (рыбалка, охота, выезд на при­роду и пр.).

Третий тип — туристы, имеющие какое-либо увлечение — хобби. Люби­мому делу они посвящают большую часть свободного времени, следовательно им больше подойдет клубный отдых («по интересу»).

Четвертый тип – физически активные туристы, предпочитающие во время досуга как можно больше двигаться (играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях и различных мероприятиях). Чаще всего они поддер­живают любую инициативу аниматора. Программу для таких туристов надо составлять с расчетом на максимальную двигательную активность.

Пятый тип — пассивные туристы, склонные к домашним формам досуга (чтению, просмотру телепрограмм, посещению кинотеатров, театров, отдыху на пляже и т.д.). Такие люди ча­сами могут сидеть за компьютером. Для них подойдут программы, в которые включены вечерние шоу и видеотека.

Шестой тип — «скептики и ворчуны», которые по складу своего характера постоянно пребывают в сомнении по поводу полноты и качества предоставленных туроператором услуг. Их достаточно сложно чем-либо увлечь, однако при разнообразии предлагаемых программ и они могут найти себе развлечение.

Технология создания и реализации анимационных программ как система состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем:

• организационная — организация совместной деятельности анимационной команды, экономического, технического, рек­ламного отделов;

• инструкторско-методическая — создание и разработка сценариев мероприятий, текстов экскурсий, подбор спортивных игр и соревнований, составление маршрутов походов с после­дующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта;

• режиссерская — распределение ролей, составление плана репетиций, постановка спектакля, шоу;

• техническая — подготовка технических средств (объектов, сооружений, инструментов и т. д.), площадки (сцены) для ани­мационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр.

В туристской анимации выделяется три основных типа программ.

1. Анимационные туристские маршруты — целевые туристские поездки в рамках одной анимационной программы. Обычно эти программы предназначены для туристских групп, объединенных одним интересом (профессиональным, хобби) и уровнем развития: культурно-познавательные и тематические; фольклорные, литературные, музыкальные, театральные, искусствоведческие, научные, фестивальные, карнавальные, спортивные. Примеры подобных анимационных маршрутов: поездки на национальные, традиционные праздники, фестивали в другие страны и регионы, которые сопровождаются дополнительной культурно-образовательной информацией, предлагаемой участникам в процессе путешествия: Рочестерский фестиваль трубочистов в Англии; Праздник «День изобретателя» в Аргентине; Праздник кошек в Италии; Праздник черепах в Таиланде; карнавал шоколада или фестиваль яблок во Франции; Праздник холодного чая (Бостонское чаепитие) в США; Военно-историческая реконструкция эпизодов Бородинского сражения в России и др.

2. Дополнительные анимационные программы, в процессе путешествия, предназначенные для поддержки основных туристских услуг.
3. Гостиничная анимация – предполагает организацию досуга в туркомплексах, отелях, гостиницах, турбазах и др. Анимационные программы представляют собой клубную организацию отдыха, которая предполагает активное вовлечение туристов в свободно-творческое времяпрепровождение разной целевой направленности.

Читайте также:
Ja что это за программа

Спортивно-анимационные программы одновременно с чисто развле­кательными мероприятиями включают разнообразные спор­тивные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание де­лает эти программы более насыщенными, интересными и по­лезными для укрепления, восстановления здоровья, поэтому во взаимосвязи туристской анимации и спорта чаще всего и достигается наибольший восстановительно-оздоровитель­ный эффект.

Возможно организация спортивно-познавательные анимационные программы строятся на при­общении туристов к духовно-нравственным ценностям в про­цессе активного отдыха (походы, пешеходные экскурсии). Экскурсионные анимационные программы составляются из различных видов экскурсий, а обучающие программы помогают туристам приобрести различные умения и навыки.

Культурно-познавательные анимационные программы строятся на приобщении туриста к культурно-исто­рическим и духовным ценностям нации, страны, местного насе­ления и включают: посещение музеев, театров, кинотеатров, художественных галерей, парков, выставок, национальных фольклорных мероприятий, концертов, вечеров поэзии, встреч с известными деятелями культуры. Приключенческо-игровые анимационные программы основаны на соприкосновении туриста с интересным, волнующим, необычным (например, участие в ролевых играх и конкурсах, пиратской вылазке, вечере народных преда­ний и легенд, ночном походе, в тематическом пикнике и т.д.).

Творческие анимационные про­граммы строятся на привлечении туристов к творчеству, со­творчеству. Они могут опираться на этнические особенности местного населения. Так можно организовать состязание туристов в изготовлении местных поделок, с использованием техники, традиционной для народно-прикладного искусства местного населения. После участия в такой программе туристы могут быть удовлетворены, например тем, что научились общению на местном национальном языке, по­знакомились с национальными музыкальными инструментами, танцами, кухней и т. д. Формы проведения этих программ разнообразны: аукцион поделок из природ­ных материалов, конкурс любительской фотографии, фестиваль авторских стихов и песен, концерт вокальных и инструменталь­ных исполнителей, выставка рисунка, песчаной скульптуры и т. д. Зрелищно-развлекательные анимационные программы включают: праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические дни, ярмарки, дискотеки, танцеваль­ные вечера, концерты художественной самодеятельности и т. д. Такие программы нередко связаны с организацией событийного туризма (event — туризма).

Интересы туристов зависят от таких параметров, как возраста, пола, национальности, образовательного уровня, уровня дохо­дов, профессиональных интересов, хобби и т. д. Тем не менее, потребителей анимационных услуг нельзя четко разделить по категориям дохода, возраста, пола и рода занятий. Подобное сегментрование можно провести лишь с определенной степенью условности. Одним из важных параметров, на который должен ориентироваться аниматор – возраст туриста.

Детям младшего школьного возраста, (любознательным, активным, непосредственным), ведущим типом деятельности которых яв­ляется игра, можно предложить игротеки, утренники, сказочные путешествия, конкурсы рисунков, прогулки.

Подросткам наряду с перечисленными фор­мами можно предлагать и другие виды занятий. Круг интересов подростка обширен. Для данной категории рекреантов привлекательны походы, романтические встречи и путешествия. Им можно предлагать анимационные программы с элементами квест-экскурсий, соревнований, конкурсов, дискотек, разнообразных турниров, театрализованных интерактивных представлений.

Студенты в большинстве представляют собой физически зрелы­х людей с сформировавшимся характером и мировоззрением. Досуговую программу для молодых людей этого возраста можно вклю­чать КВНы, вечера по интересам, фестивали, шоу, спартакиады, олимпиады, игры по типу телевизионных: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Умники и умницы», «Колесо ис­тории» и др., конкурсы.

Для людей среднего возраста подойдут более спокой­ные мероприятия: светские салоны и конкурсы (красоты, юмора, песен и пр.), литературные гостиные и творческие вечера, бан­кеты, презентации и концерты.

Для туристов «третьего возраста» можно предло­жить такие формы проведения досуга, как чаепития, вечера (старинной музыки, романса, воспоминаний). Однако использование организаторами творческого подхода и для этого сегмента может быть основой для инновационных программ. Так, например, людям, находящимся на пенсии, сохранившим способность к активному образу жизни, можно предложить провести смену в «пионерском лагере» (естественно, что кроме возможного использования символики прошлого времени, организаторы должны продумать возможность применения современных развлекательных технологий).

Работу по подготовке и проведению анимаци­онной программы разделяют на несколько этапов:

Первый этап — проектировочный, включающий: анализ предлагаемых анимационных программ; определение целей и задач; выбор места и времени проведения программы; проектирование анимационной программы с учетом возрас­тных, этнических и прочих особенностей потребителей данной услуги; создание или подбор сценариев анимационных мероприя­тий, включенных в программу; составление сметы расходов на проведение программы; подбор творческих коллективов и распределение обязанно­стей внутри анимационных команд; техническую подготовку (подбор материальных пособий, закупку инвентаря, изготовление декораций, костюмов, рекви­зита т. д.); установку звуковой и световой аппаратуры, других техниче­ских средств, оформление сцены, изготовление фонограмм и пр.; проведение репетиций, обучение правилам игр и пр.; проведение рекламной кампании намеченных анимацион­ных мероприятий.

Второй этап – начально-информационный, в течение которого рекреанты информируются о наличии и содер­жании анимационной программы для различных групп и кате­горий туристов, с ними устанавливается контакт, производится запись на различные анимационные программы и сбор заявок.

Третий этап – собственно реализующий анимаци­онную программу. Это ответственная работа для всех участни­ков: необходимо соединить усилия всех задействованных ани­маторов и решить поставленные задачи.

Четвертый этап — заключительный, в ходе которого проис­ходит подведение итогов, возможно включающий награждение участников; анализ проведенной программы; анкетирование потребителей с последующим анализом; работу над усовершенствованием программы.

Основными анимационными направлениями в турбизнесе следует признать:

— шоу-музеи, т.е. музеи с живыми персонажами, экспонируемой эпохи;

— тематические парки, парки развлечений (Дисней-лэнд, Лего-лэнд, Аквапарки);

— костюмированные маршруты – ретро центры, где туристам предлагают одежду, и услуги соответствующего времени;

— непосредственная анимация туристов в гостиницах или центрах отдыха.

Разработчики туристско-рекреационных программ на этапе проектирования осуществляют поиск развлекательной инфраструктуры для привлечения их к анимационной деятельности партнеров, специализирующихся на оказании анимационных услуг.

Успешность реализации анимационных программ во многом зависит от личностных качеств и профессиональной компетентности организаторов. Специалист-аниматор должен обладать следующими качествами: эрудиция; доброжелательность; уважение к людям; тактичность; терпеливость; толерантность; находчивость; оптимистичность; общительность; чувство юмора; умение взаимодействовать; коммуникабельность; коммуникативная восприимчивость; уверенность в себе; ответственность; инициативность; вкус; привлекательный внешний облик; харизматичность; артистизм. Аниматоры должны знать и применять в практической деятельности основы психологии и педагогики (в том числе возрастной), быть разносторонне образованными.

Источник: megaobuchalka.ru

Культурно-досуговая деятельность — это. Цель, виды, условия и средства культурно-досуговой деятельности

Эволюция общества неизбежно влечет за собой преобразование культурно-досуговой деятельности. Это важнейший элемент в жизни любого человека. Известно, что труд должен разбавляться отдыхом. Вопрос лишь в том, какую форму он принимает. В нашей статье будет подробно рассказано об истории, типах, средствах и целях культурно-досуговой деятельности и отдыха.

Досуг — что это?

Каждая историческая эпоха характеризуется особыми формами работы и отдыха. История приносила новые требования к вариантам построения деятельности человека. В первобытное время человек заботился о своем выживании, а единственной формой отдыха у него было восстановление сил. Чуть позже появилось искусство. Оно активно применялось во все последующие периоды.

С зарождением религии люди стали уделять больше внимания молитвам и обрядам. Особое значение приобрели оккультные и религиозные виды досуга. Вера в высшие силы стала тесно переплетаться с культурой. Это особенно заметно на примере искусства Средневековья.

Ближе к Новому времени развитие культурно-досуговой деятельности приобретает совсем иное значение. Немалую роль в развитии общества стала играть наука. Соответственно, преобразился и досуг. Изменились потребности общества, отдых людей стал более продуктивным. То же касается настоящего времени: сегодня досуг имеет под собой громадную базу из науки, культуры, искусства, а главное, человеческого труда.

Факультативным фактором влияния на досуг стала сфера маркетинговых технологий. Причиной такого сближения стала рыночная экономика, получившая особое развитие за последние несколько лет. Разные компании активно рекламируют свою продукцию, в результате чего культурно-социальная деятельность постепенно превращается в индустрию досуга.

Культурология рассматривает организацию культурно-досуговой деятельности как процесс создания условий для мотивационного выбора человеком предметной деятельности. Надо отметить, что процесс этот определяется индивидуальными потребностями каждого человека, его интересами и увлечениями.

Сущность досуга

Социальная значимость направления культурно-досуговой деятельности заметно выросла за последние несколько лет. В связи с этим человеческий отдых привлекает к себе все больше исследовательского внимания. Проблема досуга изучается не только социологией, но и культурологией, философией и многими другими научными направлениями.

Досугом называют свободное от учебы и работы время, остающееся за вычетом различных непреложных затрат. В рамках досуга выделяют активный и пассивный отдых.

Работу и учебу не стоит путать с физическими и умственными нагрузками. Так, человек может работать постоянно, а отдыхом для него будет смена деятельности. При этом задачи досуговой деятельности остаются одинаковыми. Они широки и многообразны в своей социальной направленности, что позволяет исследователям подходить к досугу как к важной части социальной системы.

технология культурно досуговой деятельности

Основам культурно-досуговой деятельности в Российской Федерации уделяется особое внимание. Государство вынуждено заботиться о своих гражданах, а потому оптимизирует все национальные сферы культуры: искусство, образование, сельское хозяйство и т. д.

Потенциал досуга вбирает в себя громадные возможности для развития нравственных ориентиров как отдельных персон, так и для крупных социальных групп. В последнее время вокруг понятия «отдых» ходит множество различных представлений. Общество считает, что культурно-досуговая деятельность — это вторичные по отношению к работе и учебе явления. Существуют и вовсе маргинализированные трактовки понятия «отдых» — вроде асоциального поведения, опасной эмоциональной разрядки и т. д.

Современное общество должно стремиться к организации качественного, эффективного досуга. Любая деятельность, осуществляемая человеком, должна быть полезной для общества. Это является главным принципом как работы, так и отдыха. О том, какие формы может принимать досуг, будет рассказано далее.

Направления современного досуга

Для учеников и студентов любой досуг является неотъемлемой частью учебного процесса. Целостность и стабильность отдыха в воспитательном и образовательном процессах определяются рядом элементов: формы, ценностей, идей, отдельных ее носителей и т. д. Культурно-досуговая деятельность — это процедура приобщения людей к культуре, которая выражается в духовной или материальной форме.

А что подразумевается под культурой? Одна из самых популярных трактовок этого понятия гласит, что культура — это весь окружающий нас мир во всем его многообразии. Досуг же является процедурой познания или преобразования мира. Эти же действия характерны для работы и учебы, но во время досуга они могут быть реализованы в более легких, например творческих, формах.

Читайте также:
Database compare что это за программа

организация культурно досуговой деятельности

В педагогическом процессе отдых всегда взаимосвязан с воспитанием и образованием. Так, культурно-досуговая деятельность подростков вбирает в себя трудовое воспитание. Дети знакомятся с различными профессиями, изучают рабочие участки, посещают экскурсии и т. д. Помимо знакомства с трудом немалую роль играет нравственное воспитание. Подростки наблюдают положительные примеры поведения из предметов искусства: книг, картин, фильмов и т. д. Здесь же стоит выделить эстетическое воспитание.

Таким образом, все направления культурно-досуговой деятельности тесно взаимосвязаны. Совместная их реализация способствует индивидуальному самоутверждению личности и совершенствованию общества.

Цели и мотивы культурного досуга

Любые цели и побуждения человека формируются на основе его склонностей, привычек, черт характера и жизненного опыта. То же касается организации культурно-досуговой деятельности. Условия для создания отдыха зависят от работы и степени занятости человека. Очевидно, что люди, вынужденные трудиться физически, могут отдыхать за умственной работой. Это же правило срабатывает и наоборот: интеллектуально занятые персоны отдыхают за физическими нагрузками.

Человек — эксперт своего досуга. Если он понимает, что любое его действие имеет хоть какое-то влияние, то и отдых будет организован соответствующим образом. Важно лишь ставить конкретные цели и обладать четкими мотивами.

Под целями отдыха ученые понимают представления о результате, которого желает добиться гражданин в тех или иных досуговых занятиях. Субъективные цели человека обусловлены специфически, в отличие от целей прагматических занятий. Если в труде человек руководствуется экономией сил и материальным эффектом работы, то от досуга он будет ожидать успокоения, восстановления организма и получения пользы для своего здоровья — умственного или физического.

Особенность культурно-досуговой деятельности заключается в ее гедонистическом, неутилитарном характере. Человек освобождается от привычных обязанностей, аспектов внутреннего развития и прочих затруднительных факторов.

Мотивы досуга имеют куда более сложный характер, нежели цели. Если цель может сформировать самостоятельно, то мотивы не осознаются человеком в полном объеме. Они исключительно разнообразны, гибки и подчас прихотливы. Мотивы отражают субъективные предпочтения, внешние факторы и скрытые установки, которые человек не всегда способен объективно осмыслить.

При этом именно мотивация является базовой характеристикой в организации культурно-досуговой деятельности. Так, отдых может содержать в себе такие элементы, как осмысление чужого и своего мнения, расширение жизненного опыта, умножение общественных коммуникаций, наличие и применение творческого начала и т. д.

Человек, добиваясь бодрого и отдохнувшего состояния в процессе досуговой деятельности, одновременно реализует сразу несколько собственных потребностей. Отдых может сформировать у человека ощущение целостности внутреннего мира и полноты своего бытия — в этом и заключается вся его суть.

Функции отдыха

Культурно-досуговая деятельность — это сложная структура с множеством элементов. Все они взаимодействуют между собой, в результате чего образуется множество системных функций. В культурологии сформировано несколько классификаций, содержащих в себе функции досуга и отдыха. Первой важной задачей является реализация потребностей и аспектов своего внутреннего развития.

Человек вряд ли сможет осмыслить свое положение во время работы или учебы. Отдых же в полной мере позволяет обдумать тот или иной момент.

Особое значение имеют просветительские и воспитательные функции досуга. Не стоит думать, что они имеют важное значение только для детей и юношей. Большое количество взрослых людей еще больше нуждаются в просвещении и понимании базовых моментов бытия. Речь может идти о вторичной социализации, индивидуальном развитии, расширении кругозора и т. д.

особенности культурно досуговой деятельности

Еще одна задача современной культурно-досуговой деятельности — это терапевтическое и рекреационно-оздоровительное воздействие на человека. Стресс, повышенный невротизм, неуравновешенность психического здоровья — все это может перейти в устойчивые болезни, порой даже опасные для остального общества. Грамотно организованный досуг поможет человеку избежать душевных заболеваний.

Итак, отдых помогает человеку лучше разобраться в себе, оздоровить свою психику и расширить индивидуальную жизненную среду. Без досуга жизнь человека попросту лишилась бы базовых стержней и приобрела труднопереносимый характер.

Субъекты досуговой деятельности

Важнейшими элементами любого вида культурно-досуговой деятельности являются люди, общественные группы, организации и даже государства. Необходимо проанализировать индивидуальных и коллективных субъектов досуга для лучшего понимания того, что именно представляет собой рассматриваемая сфера.

Индивидуальные субъекты досуга — это конкретные люди (индивиды, предприниматели, специалисты, работники культурных учреждений и т. д.). Такие субъекты делятся на несколько групп, среди которых есть круг основных участников досуга. Это конкретные лица, члены дружеских групп и рабочих коллективов. Здесь можно выделить самодеятельных субъектов, задействованных в активных видах досуга. Это, например, любители охоты, путешествий, рыбалки и т. д. Они не прибегают к чьей-либо помощи при организации своего отдыха.

современная культурно досуговая деятельность

Есть также субъекты, прибегающие к помощи сторонних организаторов. Такие лица пользуются услугами определенных компаний.

Согласно другой классификации, субъекты досуговой деятельности делятся на физических и юридических лиц. Одни отдыхают, другие организуют отдых. Существует деление по целевой направленности досуга, способу его организации, количеству участников и т. д.

Большинство классификаций имеют своей целью деление субъектов досуга по численности и характеру деятельности.

Социальный потенциал досуга

Человеческое общество прошло долгий путь к осознанию того, как именно нужно организовывать свой досуг и тратить свободное время. Раньше народ уделял большое внимание «спасению души» и молитвам к высшим силам. Так, социальный потенциал досуга осмыслялся через религиозные воззрения. Церковь и ее работники формировали определенную идеологию и актуальную картину мира. Задавались поведенческие нормы и представления о человеке, которые носили социально-интегративное значение.

Культура Древнего мира и средневековой Европы имела минимальный социальный потенциал. Люди не имели приоритетной целью развитие общества и окружающего мира. Они горели желанием спасти свои души и создать почву для «жизни небесной».

Современный социум трактует отдых как самостоятельную сферу, которая тесно связана с такими программами культурно-досуговой деятельности, как спорт, путешествия, религия, искусства, семейные отношения, быт, массовые зрелища, индивидуальные увлечения и т. д. Культура постоянно развивается благодаря научным разработкам и непрерывной социальной эволюции. Интегрируются технические новинки и осваиваются эффективные технологии организации.

Культура и этика отдыха

В современном обществе выработаны целые технологии культурно-досуговой деятельности. Они являют собой своеобразные эталоны, идеальные способы организации отдыха. Населению всячески навязываются наиболее безопасные и эффективные виды отдыха. Все они соответствуют понятию идеальной культуры досуга.

Под культурой отдыха понимается способ и характер организации досуговой деятельности. По итогам работы государства, правовых инстанций, общественных и религиозных организаций формируются представления о желаемом характере досуга. Требования исходят из понимания того, что досуг обладает не только персональной, но и общественной значимостью.

культурно досуговой деятельности подростков

Не менее важным понятием является этика досуга. Она представляет собой совокупность духовных ценностей и моральных принципов, определяющих цели, функции, задачи и поведение отдыхающего человека. Этика направляет взаимодействие человека с окружающей средой, а также социальное поведение людей. Вырабатываются определенные требования к поведению отдыхающих.

Что произойдет, если люди перестанут руководствоваться досуговой этикой? Популярность приобретут представления о развлечениях и отдыхе, которые не соответствуют культурным традициям или даже законам. Например, маргинальные группы увлекаются занятиями, разрушающими духовное и физическое здоровье. Это пьянство, употребление наркотических средств, азартные игры, циничное отношение к окружающей среде и т. д. Любой человек должен выстраивать для себя определенные технологии культурно-досуговой деятельности, которые помогли бы ему отдыхать без вреда для себя и окружающих.

Стратификация общественного досуга

Социальные и культурные потребности людей трансформируются вместе с их индивидуальным развитием. То же касается потребностей, связанных с реализацией свободного времени.

Для каждого возраста есть определенный потенциал запросов. Возрастные потребности, если они являются полезными для развития личности, должны быть вовремя реализованы в полном объеме. Особенно это касается детского периода, когда формируется наибольшее количество средств культурно-досуговой деятельности. Ближайшая общественная среда, а также сами люди должны формировать благоприятные условия для того, чтобы представители подрастающего поколения смогли усвоить культурное наследие, применять свой творческий потенциал, а также определять конструктивное развитие собственной личности в течение всей следующей жизни.

цель культурно досуговой деятельности

Юношеский возраст не менее важный, чем детский. На первый план выходит потребность в повышенной физической активности, познавательной деятельности, стремлении провести свободное время с ровесниками ради общения.

Досуг взрослых людей должен быть направлен на восстановление сил после работы и саморазвитие — хотя бы минимальное. Как бы ни был занят человек, он должен найти хотя бы несколько минут для самоорганизации и понимания своего «Я».

Досуг пожилых людей зависит от их предпочтений, а также психического и физического здоровья. В пожилом возрасте человек нередко связывает цели досуга с рекреационными (восстановительными) потребностями. Они высоко ценят уже устоявшиеся общественные связи. При этом целевые ориентации и привычки не должны стать барьером для формирования новых видов досуга.

Помимо семейного положения, статуса, возраста и уровня занятости большую роль играет организация досуговой деятельности. Например, в отдаленной местности человеку будет сложнее себя занять, чем в крупном мегаполисе. Но здесь нужно обращаться к вопросу об экономике досуга.

Экономика досуговой деятельности

В современной экономической сфере сформирована обширная производственная область, связанная с функционированием и обслуживанием различных областей и сегментов культуры. Происходит поддержка повседневных отношений людей, их культурного отдыха, финансируется система образования, информации и искусства. Всю представленную область называют экономикой культуры. При этом следует помнить, что речь идет не о масштабной культуре, а лишь о малой ее части, которая выступает историческим механизмом жизнедеятельности общества.

направления культурно досуговой деятельности

Все области и сегменты культуры приобретают громадное значение в национальной экономике. Они стимулируют воспроизводство культуры по целому ряду отраслей, поддерживая тем самым ее целостную эволюцию в оперативном режиме.

Можно наблюдать, как назначение культурной части экономики с ее информационными потоками, досугом и прочими элементами сводятся к реализации следующих функций:

  • духовное развитие общества и конкретных граждан (нравственное, эстетическое, религиозное, интеллектуальное и прочие виды развития);
  • поддержка социальных связей и форм взаимодействий;
  • социализация и инкультурация новых поколений;
  • удовлетворение потребностей человека в рекреации и самореализации в свободное для него время.

Экономика и отношения рынка могут выполнить множество конструктивных функций по отношению к развитию досуга и культуры. В условиях рыночной экономики отрабатываются и удовлетворяются множественные духовные потребности, а также развиваются новые технологии социального и культурного обслуживания.

Источник: fb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru