Статья 17. Принципы формирования просветительских программ.
Просветительские программы разрабатываются и реализуются, исходя из следующих основных принципов:
— целенаправленность: ориентация на социальные цели и приоритетные
задачи просветительской деятельности (статьи 8, 9 настоящего Закона);
— адресность: учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход);
— достоверность предлагаемых для освоения сведений;
— доступность: учет возможностей аудитории воспринять и освоить сообщаемые знания и сведения;
— научность: соответствие пропагандируемых и распространяемых знаний современному уровню развития науки;
— учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход);
— взаимосвязь и взаимодополняемость программ различной направленности (системный подход);
— взаимодействие системы просвещения с образовательным комплексом страны и региона;
Культурно-просветительская программа о композиторах кинематографа.
— учет региональных и местных особенностей территории.
Статья 18. Виды просветительских программ.
Просветительские программы дифференцируются в зависимости от содержания социальных функций (статья 7), ее приоритетных задач (статья 9) и направлений просветительской деятельности (статья 10).
В целях содействия активному и компетентному участию населения в различных сферах жизнедеятельности общества просветительские учреждения и организации разрабатывают и реализуют следующие основные виды программ, предназначенных для взрослого населения:
— профессиональное просвещение: ознакомление с достижениями науки и передовым опытом в области специализированных оплачиваемых занятий;
— экономическое просвещение: расширение и углубление знаний, составляющих теоретические основы хозяйственной деятельности;
— политическое просвещение: повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;
— правовое просвещение: распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации;
— гражданское просвещение: распространение знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство принадлежности к стране, в которой они живут;
— научное просвещение: популяризация достижений современной науки;
— художественно-эстетическое просвещение; ознакомление с достижениями литературы и искусства;
— национально-патриотическое просвещение: распространение знаний об истории и культуре страны;
— медицинское просвещение: распространение сведений об охране и поддержании здоровья.
Перечень видов просветительской деятельности не является исчерпывающим. Просветительские программы утверждаются коллегиальным органом
управления реализующих их учреждений и организаций.
Статья 19. Специальные (особые) просветительские программы.
Культурно-просветительская программа «Я САМаяковский»
Специальные программы предназначаются для граждан, находящихся в экстремальных условиях, затрудняющих реализацию их конституционного права на образование и просвещение.
К названной категории граждан относятся: инвалиды; мигранты и беженцы; жители отдаленных районов; кочевники; лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
Статья 20. Просветительские мероприятия.
Просветительские программы инициируются, планируются и осуществляются как совокупность последовательных организационных действий, предпринимаемых для достижения целей, предусмотренных той или иной программой.
Обязанности по проведению названных мероприятий возлагаются на просветительские учреждения, создаваемые субъектами, упомянутыми в статье 24 настоящего Закона.
Статья 21. Просветительские проекты.
Просветительские проекты планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и мероприятий, направленных на выполнение национальной программы развития просвещения. По характеру замысла и поставленных задач подразделяются они на три вида:
— тематические, имеющие в виду развитие определенного направления просветительской деятельности;
— территориальные, предусматривающие меры по развитию просвещения на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты);
— проекты, предназначаемые для лиц определенного возраста и социального статуса (для учащихся, для работающих, для пенсионеров).
Содержание просветительского проекта, его направленность и формы реализации не должны противоречить основным принципам просветительской деятельности, изложенным в статье 2 настоящего Закона.
Состав участников проекта зависит от конкретных обстоятельств и определяется совместным решением государственных и неправительственных органов управления и системы просвещения.
Источник: studfile.net
Понятие просветительской программы
Принципы формирования просветительских программ
Просветительские программы разрабатываются и реализуются исходя из следующих основных принципов:
· целенаправленность: ориентация на социальные цели и приоритетные задачи просветительской деятельности;
· адресность: учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход);
· достоверность предлагаемых для освоения сведений;
· доступность: учет возможностей аудитории воспринять и освоить сообщаемые знания и сведения;
· научность: соответствие пропагандируемых и распространяемых знаний современному уровню развития науки;
· учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход);
· учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход);
· взаимосвязь и взаимодополняемость программ различной направленности (системный подход);
· взаимодействие системы просвещения с образовательным комплексом страны и региона;
· учет региональных и местных особенностей территории.
Просветительские проекты
Просветительские проекты планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и мероприятий, направленных на выполнение национальных программ развития просвещения. По характеру замысла и поставленных задач подразделяются на три вида:
· тематические, имеющие в виду развитие определенного направления просветительской деятельности;
· территориальные, предусматривающие меры по развитию просвещения на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты);
· проекты, предназначаемые для лиц определенного возраста и социального статуса (для учащихся, для работающих, для пенсионеров).
Содержание просветительского проекта, его направленность и формы реализации не должны противоречить основным принципам просветительской деятельности. Состав участников проекта зависит от конкретных обстоятельств и определяется совместным решением государственных и неправительственных органов управления и системы просвещения.
Приоритетные задачи программ
1. поднятие престижа права и воспитание уважения к закону у населения;
2. создание условий для развития гражданской и правовой активности лиц, непосредственно реализующих права и свободы, в качестве независимых полноправных членов общества;
3. изучение права на всех уровнях воспитательно-образовательных учреждений;
4. широкое информирование населения о законодательстве.
Виды просветительских программ
Просветительские программы дифференцируются в зависимости от содержания социальных функций, его приоритетных задач и направлений просветительской деятельности.
В целях содействия активному и компетентному участию населения в различных сферах жизни общества просветительские учреждения и организации разрабатывают и реализуют следующие основные виды программ:
1. гражданское просвещение: распространение знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство принадлежности к государству, в котором они живут;
2. политическое просвещение: повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;
3. юридическое просвещение: распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации;
4. научное просвещение: популяризация достижений современной науки.
Просветительские мероприятия
Просветительские программы инициируются, планируются и осуществляются как совокупность последовательных организационных действий, именуемых мероприятиями, предпринимаемых для достижения целей, предусмотренных той или иной программой.
Обязанности по проведению названных мероприятий возлагаются на субъектов, осуществляющих просветительскую деятельность.
Дата добавления: 2019-11-16 ; просмотров: 1499 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Технология культурно – просветительской деятельности
материал по теме
КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — это достижение некоторой гармонии, дающая социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, личностный, психологический комфорт.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология культурно – просветительской деятельности
Воспитатель: Касаткина. Л. В.
1. КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ это достижение некоторой гармонии, дающая социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, личностный, психологический комфорт. Создавая культурно — просветительскую деятельность, педагог воспитывает базовую культуру личности – создает предпосылки для развития индивидуальных способностей в интересах личности, общества, государства. Культурно-просветительская деятельность носит гуманистический, культурологический и развивающий характер. Она включается в себя следующие функции:
-культурно-творческую. В широком смысле понятием культурно-просветительская работа охватывается любая организованная вне учебных заведений деятельность, способствующая культурному росту человека»
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДОО.
являются развитие культурных, духовно-нравственных, эстетических ценностей, возрождение традиций, формирование патриотизма, здорового образа жизни и др. Традиционными мероприятиями, где дети могут проявить свои таланты Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.
3. НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Культурно – просветительская деятельность с детьми.
— организация и проведение в рамках музыкально-просветительского лектория цикла концертов для воспитанников дошкольных и общеобразовательных учреждений,
— концерты для родителей воспитанников в рамках дошкольного, отделения, общешкольных мероприятий;
— праздничные тематические концерты для различных возрастов;
— организация обще комплексных праздников;
— участие творческих коллективов в городских культурных проектах;
— посещение воспитанниками и воспитателями учреждений культуры и других организаций (концертов, музеев, картинной галереи и др.).
2. Культурно – просветительская деятельность с родителями.
Это общее родительское собрание, педагогический совет с участием родителя, родительские конференции, тематические консультации, групповые собрания, круглый стол, родительские субботы, открытые занятия с детьми для родителей, дни открытых дверей, клубы для родителей, консультации для родителей, информационный стенд и т.д.
3. Культурно – просветительская деятельность педагога.
осуществляется посредством различных технологий (форм, методов). Их многообразию можно удивляться. Статус классических форм культурно-просветительской деятельности имеют лекция, беседа, диспуты и дискуссии, научно-просветительные вечера, олимпиады, разнообразные кружки, курсы, другие интересные формы досуговой деятельности ,Народные театры и образцовые детские коллективы, возродившиеся народные университеты и появившиеся школы культуры, разнообразные любительские объединения и клубы по интересам, любопытные по замыслу праздники и обряды и т.п.
При всем многообразии вышеперечисленных форм в настоящее время безусловным фаворитом является «метод проектов». К числу наиболее популярных можно также отнести игровые технологии, технологии коллективных творческих дел, мастер классы, творческие мастерские и др.
Просвещение расширяет кругозор человека, позволяет ему найти достойное место в обществе, делает его полезным для собственного государства.
Успешен тот педагог, кто знает, понимает, владеет и реализует профессиональные культурно-просветительные компетенции в своей педагогической деятельности, что, безусловно, способствует совершенствованию профессиональной деятельности педагога.
4. ФОРМЫ КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО
Это экскурсия, лекция, консультация, клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), мастер – классы, родительские субботы, встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление,), праздники, историческая игра.
На протяжении всей истории отечественного образования российский педагог по своему призванию всегда был просветителем, активным участником культурно — просветительной работы.
В связи с переходом в XXI в. на многоуровневую профессиональную подготовку в ФГОС нового поколения данный вид деятельности обозначен конкретными компетенциями педагогической деятельности.
В Федеральном законе от 10 декабря 2000 г. под «просветительской деятельностью» понимается разновидность неформального образования, совокупность информационно– образовательных мероприятий, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию. Основной целью просветительской деятельности является повышение уровня общей культуры и социальной активности населения
Профессиональные компетенции в области культурно -просветительской деятельности определяются способностью педагога:
− к разработке и реализации культурно — просветительских программ, в том числе с использованием информационно — коммуникационных технологий;
− взаимодействию с участниками культурно — просветительской деятельности; − к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно — просветительской деятельности;
− выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно — просветительской деятельности в образовательном процессе.
Базовыми аспектами культурно — просветительских компетенций являются:
− функция просвещения: способность и готовность участвовать в культурной жизни общества, создавая объекты материального и нематериального искусства, использовать моровое культурное наследие для удовлетворения художественно — эстетических потребностей всех категорий населения, а также мероприятий в поддержку развития культуры;
− пропаганда культуры: способность принимать участие в формировании общего мирового научного, образовательного и культурно -информационного пространства, трансляции и сохранения в нем культурно -исторического наследия народов России;
− воздействие на сознание: способность содействовать раскрытию и развитию окружающих людей, формированию и развитию духовно — нравственных идеалов и ценностей общества при помощи искусства и арт — терапии;
− политическая функция: способность участвовать в постановке и решении актуальных задач российской государственной политики в области национально — культурных отношений, развития этнокультурного образования и межкультурных коммуникаций.
Просвещение расширяет кругозор человека, позволяет ему найти достойное место в обществе, делает его полезным для собственного государства. Успешен тот учитель, кто знает, понимает, владеет и реализует профессиональные культурно — просветительные компетенции в своей педагогической деятельности, что, безусловно, способствует совершенствованию профессиональной деятельности педагога, и, следовательно, повышению качества образования обучающихся.
Источник: nsportal.ru