20 важнейших просветительских проектов современной России
Как известно, я в своем блоге периодически составляю всевозможные списки (наиболее широко разошлись по сети список интеллектуалов русскоязычного фейсбука и список электронных библиотек). На этот раз я решил составить топ-20 просветительских проектов современной России, которые кажутся мне наиболее важными, интересными и значимыми. В мой субъективный список вошли как интернет-проекты, так и образовательные школы, действующие оффлайн. Дополнения, как всегда, приветствуются!
Источник: philologist.livejournal.com
Понятие просветительской программы
Принципы формирования просветительских программ
Просветительские программы разрабатываются и реализуются исходя из следующих основных принципов:
· целенаправленность: ориентация на социальные цели и приоритетные задачи просветительской деятельности;
Культурно-просветительская деятельность (ч1)
· адресность: учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход);
· достоверность предлагаемых для освоения сведений;
· доступность: учет возможностей аудитории воспринять и освоить сообщаемые знания и сведения;
· научность: соответствие пропагандируемых и распространяемых знаний современному уровню развития науки;
· учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход);
· учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход);
· взаимосвязь и взаимодополняемость программ различной направленности (системный подход);
· взаимодействие системы просвещения с образовательным комплексом страны и региона;
· учет региональных и местных особенностей территории.
Просветительские проекты
Просветительские проекты планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и мероприятий, направленных на выполнение национальных программ развития просвещения. По характеру замысла и поставленных задач подразделяются на три вида:
· тематические, имеющие в виду развитие определенного направления просветительской деятельности;
· территориальные, предусматривающие меры по развитию просвещения на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты);
· проекты, предназначаемые для лиц определенного возраста и социального статуса (для учащихся, для работающих, для пенсионеров).
Содержание просветительского проекта, его направленность и формы реализации не должны противоречить основным принципам просветительской деятельности. Состав участников проекта зависит от конкретных обстоятельств и определяется совместным решением государственных и неправительственных органов управления и системы просвещения.
Приоритетные задачи программ
1. поднятие престижа права и воспитание уважения к закону у населения;
2. создание условий для развития гражданской и правовой активности лиц, непосредственно реализующих права и свободы, в качестве независимых полноправных членов общества;
Культурно-просветительская программа ко Дню славянской письменности и культуры
3. изучение права на всех уровнях воспитательно-образовательных учреждений;
4. широкое информирование населения о законодательстве.
Виды просветительских программ
Просветительские программы дифференцируются в зависимости от содержания социальных функций, его приоритетных задач и направлений просветительской деятельности.
В целях содействия активному и компетентному участию населения в различных сферах жизни общества просветительские учреждения и организации разрабатывают и реализуют следующие основные виды программ:
1. гражданское просвещение: распространение знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство принадлежности к государству, в котором они живут;
2. политическое просвещение: повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;
3. юридическое просвещение: распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации;
4. научное просвещение: популяризация достижений современной науки.
Просветительские мероприятия
Просветительские программы инициируются, планируются и осуществляются как совокупность последовательных организационных действий, именуемых мероприятиями, предпринимаемых для достижения целей, предусмотренных той или иной программой.
Обязанности по проведению названных мероприятий возлагаются на субъектов, осуществляющих просветительскую деятельность.
Дата добавления: 2019-11-16 ; просмотров: 1004 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Глава 4. Просветительские программы
Статья 17. Принципы формирования просветительских программ.
Просветительские программы разрабатываются и реализуются, исходя из следующих основных принципов:
— целенаправленность: ориентация на социальные цели и приоритетные
задачи просветительской деятельности (статьи 8, 9 настоящего Закона);
— адресность: учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход);
— достоверность предлагаемых для освоения сведений;
— доступность: учет возможностей аудитории воспринять и освоить сообщаемые знания и сведения;
— научность: соответствие пропагандируемых и распространяемых знаний современному уровню развития науки;
— учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход);
— взаимосвязь и взаимодополняемость программ различной направленности (системный подход);
— взаимодействие системы просвещения с образовательным комплексом страны и региона;
— учет региональных и местных особенностей территории.
Статья 18. Виды просветительских программ.
Просветительские программы дифференцируются в зависимости от содержания социальных функций (статья 7), ее приоритетных задач (статья 9) и направлений просветительской деятельности (статья 10).
В целях содействия активному и компетентному участию населения в различных сферах жизнедеятельности общества просветительские учреждения и организации разрабатывают и реализуют следующие основные виды программ, предназначенных для взрослого населения:
— профессиональное просвещение: ознакомление с достижениями науки и передовым опытом в области специализированных оплачиваемых занятий;
— экономическое просвещение: расширение и углубление знаний, составляющих теоретические основы хозяйственной деятельности;
— политическое просвещение: повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;
— правовое просвещение: распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации;
— гражданское просвещение: распространение знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство принадлежности к стране, в которой они живут;
— научное просвещение: популяризация достижений современной науки;
— художественно-эстетическое просвещение; ознакомление с достижениями литературы и искусства;
— национально-патриотическое просвещение: распространение знаний об истории и культуре страны;
— медицинское просвещение: распространение сведений об охране и поддержании здоровья.
Перечень видов просветительской деятельности не является исчерпывающим. Просветительские программы утверждаются коллегиальным органом
управления реализующих их учреждений и организаций.
Статья 19. Специальные (особые) просветительские программы.
Специальные программы предназначаются для граждан, находящихся в экстремальных условиях, затрудняющих реализацию их конституционного права на образование и просвещение.
К названной категории граждан относятся: инвалиды; мигранты и беженцы; жители отдаленных районов; кочевники; лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
Статья 20. Просветительские мероприятия.
Просветительские программы инициируются, планируются и осуществляются как совокупность последовательных организационных действий, предпринимаемых для достижения целей, предусмотренных той или иной программой.
Обязанности по проведению названных мероприятий возлагаются на просветительские учреждения, создаваемые субъектами, упомянутыми в статье 24 настоящего Закона.
Статья 21. Просветительские проекты.
Просветительские проекты планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и мероприятий, направленных на выполнение национальной программы развития просвещения. По характеру замысла и поставленных задач подразделяются они на три вида:
— тематические, имеющие в виду развитие определенного направления просветительской деятельности;
— территориальные, предусматривающие меры по развитию просвещения на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты);
— проекты, предназначаемые для лиц определенного возраста и социального статуса (для учащихся, для работающих, для пенсионеров).
Содержание просветительского проекта, его направленность и формы реализации не должны противоречить основным принципам просветительской деятельности, изложенным в статье 2 настоящего Закона.
Состав участников проекта зависит от конкретных обстоятельств и определяется совместным решением государственных и неправительственных органов управления и системы просвещения.
Источник: studfile.net
Технология культурно – просветительской деятельности
материал по теме
КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — это достижение некоторой гармонии, дающая социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, личностный, психологический комфорт.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология культурно – просветительской деятельности
Воспитатель: Касаткина. Л. В.
1. КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ это достижение некоторой гармонии, дающая социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, личностный, психологический комфорт. Создавая культурно — просветительскую деятельность, педагог воспитывает базовую культуру личности – создает предпосылки для развития индивидуальных способностей в интересах личности, общества, государства. Культурно-просветительская деятельность носит гуманистический, культурологический и развивающий характер. Она включается в себя следующие функции:
-культурно-творческую. В широком смысле понятием культурно-просветительская работа охватывается любая организованная вне учебных заведений деятельность, способствующая культурному росту человека»
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДОО.
являются развитие культурных, духовно-нравственных, эстетических ценностей, возрождение традиций, формирование патриотизма, здорового образа жизни и др. Традиционными мероприятиями, где дети могут проявить свои таланты Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.
3. НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Культурно – просветительская деятельность с детьми.
— организация и проведение в рамках музыкально-просветительского лектория цикла концертов для воспитанников дошкольных и общеобразовательных учреждений,
— концерты для родителей воспитанников в рамках дошкольного, отделения, общешкольных мероприятий;
— праздничные тематические концерты для различных возрастов;
— организация обще комплексных праздников;
— участие творческих коллективов в городских культурных проектах;
— посещение воспитанниками и воспитателями учреждений культуры и других организаций (концертов, музеев, картинной галереи и др.).
2. Культурно – просветительская деятельность с родителями.
Это общее родительское собрание, педагогический совет с участием родителя, родительские конференции, тематические консультации, групповые собрания, круглый стол, родительские субботы, открытые занятия с детьми для родителей, дни открытых дверей, клубы для родителей, консультации для родителей, информационный стенд и т.д.
3. Культурно – просветительская деятельность педагога.
осуществляется посредством различных технологий (форм, методов). Их многообразию можно удивляться. Статус классических форм культурно-просветительской деятельности имеют лекция, беседа, диспуты и дискуссии, научно-просветительные вечера, олимпиады, разнообразные кружки, курсы, другие интересные формы досуговой деятельности ,Народные театры и образцовые детские коллективы, возродившиеся народные университеты и появившиеся школы культуры, разнообразные любительские объединения и клубы по интересам, любопытные по замыслу праздники и обряды и т.п.
При всем многообразии вышеперечисленных форм в настоящее время безусловным фаворитом является «метод проектов». К числу наиболее популярных можно также отнести игровые технологии, технологии коллективных творческих дел, мастер классы, творческие мастерские и др.
Просвещение расширяет кругозор человека, позволяет ему найти достойное место в обществе, делает его полезным для собственного государства.
Успешен тот педагог, кто знает, понимает, владеет и реализует профессиональные культурно-просветительные компетенции в своей педагогической деятельности, что, безусловно, способствует совершенствованию профессиональной деятельности педагога.
4. ФОРМЫ КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО
Это экскурсия, лекция, консультация, клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), мастер – классы, родительские субботы, встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление,), праздники, историческая игра.
На протяжении всей истории отечественного образования российский педагог по своему призванию всегда был просветителем, активным участником культурно — просветительной работы.
В связи с переходом в XXI в. на многоуровневую профессиональную подготовку в ФГОС нового поколения данный вид деятельности обозначен конкретными компетенциями педагогической деятельности.
В Федеральном законе от 10 декабря 2000 г. под «просветительской деятельностью» понимается разновидность неформального образования, совокупность информационно– образовательных мероприятий, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию. Основной целью просветительской деятельности является повышение уровня общей культуры и социальной активности населения
Профессиональные компетенции в области культурно -просветительской деятельности определяются способностью педагога:
− к разработке и реализации культурно — просветительских программ, в том числе с использованием информационно — коммуникационных технологий;
− взаимодействию с участниками культурно — просветительской деятельности; − к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно — просветительской деятельности;
− выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно — просветительской деятельности в образовательном процессе.
Базовыми аспектами культурно — просветительских компетенций являются:
− функция просвещения: способность и готовность участвовать в культурной жизни общества, создавая объекты материального и нематериального искусства, использовать моровое культурное наследие для удовлетворения художественно — эстетических потребностей всех категорий населения, а также мероприятий в поддержку развития культуры;
− пропаганда культуры: способность принимать участие в формировании общего мирового научного, образовательного и культурно -информационного пространства, трансляции и сохранения в нем культурно -исторического наследия народов России;
− воздействие на сознание: способность содействовать раскрытию и развитию окружающих людей, формированию и развитию духовно — нравственных идеалов и ценностей общества при помощи искусства и арт — терапии;
− политическая функция: способность участвовать в постановке и решении актуальных задач российской государственной политики в области национально — культурных отношений, развития этнокультурного образования и межкультурных коммуникаций.
Просвещение расширяет кругозор человека, позволяет ему найти достойное место в обществе, делает его полезным для собственного государства. Успешен тот учитель, кто знает, понимает, владеет и реализует профессиональные культурно — просветительные компетенции в своей педагогической деятельности, что, безусловно, способствует совершенствованию профессиональной деятельности педагога, и, следовательно, повышению качества образования обучающихся.
Источник: nsportal.ru
Культурно-просветительская практика
Культурно-просветительская деятельность – это совокупность мероприятий, которые направлены на развитием патриотизма, приобщение к культуре народа и его устоям, а также развитие у граждан активной социальной позиции.
Основное направление всех типов культурно-просветительской деятельности –формирование определенных представлений, касающихся конкретного вопроса или события. Заниматься этим могут не только государственные и муниципальные учреждения, но и отдельные некоммерческие фонды, а также коммерческие организации и сами граждане.
Формы культурно-просветительской деятельности могут очень отличаться друг от друга. Основные из них направлены на процесс распространения знаний и информации о роли каких-либо событий или государства в определенный промежуток времени.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Образовательные учреждения могут осуществлять культурно-просветительскую деятельность в виде факультативных занятий, полноценных уроков или творческих кружков, которые занимаются изучением культуры или истории страны на конкретном историческом этапе. Если рассматривать культурно-просветительскую деятельности в глобальном масштабе, то сферы ее могут быть любыми, включая и политическую.
Также культурно-просветительская деятельность реализуется через проведение разнообразных конкурсов и фестивалей. Масштаб их проведения может разниться от уровня муниципалитета или поселка до уровня федерации.
Основными сферами культурно-просветительской деятельности являются:
- СМИ;
- библиотеки, музеи;
- ДОУ;
- школы;
- заведения средне-специального и высшего образования;
- армия.
Средства массовой информации
Для реализации культурно-просветительской деятельности СМИ используются достаточно часто. Для этого выделяют отдельные программы и эфиры. Специалистами и журналистами собирается материал и формируется интересный репортаж, в котором будут более детально освещены определенные события или люди.
«Культурно-просветительская практика»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Зачастую репортажи связывают с этапом становления активной гражданской позиции и социальной ответственности перед обществом. Например, телепередачи, интервью и статьи, в которых разбирают поступки, заслуживающие всеобщего поощрения или порицания.
Библиотеки и музеи
Культурно-просветительская деятельность библиотек направляется на привитие интереса к государству и его народу, истории и обычаям. В таких учреждениях содержится большой объем информации, зачастую в их стенах проводятся конкурсы, предполагающие написание разнообразных эссе или мини-исследований для школьников и студентов.
Культурно-просветительскую деятельность библиотек можно организовать и своими силами, то есть только заведующими учреждением, а также вместе с вузами или школами. Могут быть разработаны конкурсные программы на основании имеющихся материалов. Часто инициаторами данной деятельности выступают сами педагоги, осуществляя ее вместе со своими учениками.
Дошкольные образовательные учреждения
Культурно-просветительская деятельность в ДОУ является начальным этапом приобщения к гражданскому обществу детей. Именно там педагогами формируются программы, при выполнении которых дети знакомятся с государством и народом в целом. Для этого проводят разнообразные конкурсы и интересные игры, которые должны привлекать внимание и заинтересовывать. Мероприятия могут быть посвящены государственным и городским праздникам.
Школы
Культурно-просветительская деятельность учителей всегда задействована в школах. Особенно часто организация этой деятельности лежит на плечах самих классных руководителей. Именно они не только контролируют успеваемость своих учеников, но и организовывают различные мероприятия и кружки. Часто проводят собрание после уроков, на которых учитель беседует со своими учениками на некоторые темы. Дети готовят доклады, посвященные событиям и памятным датам.
Заведения средне-специального и высшего образования
В средне-специальных заведениях и вузах преподавательский состав и кураторы организуют культурно-просветительскую деятельность. Активные студенты организуют инициативные группы и собрания, которые занимаются социальными вопросами, касающимися не только студенчества, но города, в котором они живут. Зачастую студенты организуют помощь пострадавшим от несчастных случаев или стихийных бедствий. Студенты могут участвовать в волонтерских организациях и студенческих отрядах.
Многие вузы могут благодаря своим студентам брать под свое шефство детские дома и школы.
Также могут проводиться просветительские занятия. Часто к студентам приходят специалисты разных органов и организаций, которые доносят до слушателей важную информацию. Старшекурсники на основании такой деятельности часто принимают участие в социальной работе.
Задачи культурно-просветительской деятельности направлены на то, чтобы сплачивать коллектив или целостное общество. Лучше всего граждане в стране объединяются в культурном и социальном смысле на событиях, праздничных и памятных датах. Именно на таких мероприятиях и происходит единение, когда целостное общество может проявлять себя с хорошей стороны.
Яркий пример – общественные мероприятия. Одно из таких популярных мероприятий – субботник. На всей территории страны весной и осенью люди собираются в парках, скверах или на площадках, для организации прилегающих территорий. Еще один пример – народные праздники и гуляния. Во многих городах страны проводят масленичные недели, а Крещение в январе, в мороз, собирает верующих и сочувствующих, люди купаются в проруби.
Разработкой программ культурно-просветительской деятельности предполагается наличие комплекса мер, результат которых — организация конкретного мероприятия. В процессе его создания могут принимать участие один или несколько сотен людей. Необходимо понимать, что вместе с государством, уполномоченными органами культурно-просветительскую деятельность могут проводить социально активные и заинтересованные люди.
Источник: spravochnick.ru