Культурно просветительные программы это

Культурно-просветительская деятельность – это процесс достижения определенной гармонии, которая дает социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, психологический и личностный комфорт.

Реализуя технологию культурно-просветительской деятельности, педагог осуществляет работу по воспитанию базовой культуры личности, занимается созданием предпосылок для развития у детей индивидуальных способностей, направленных на удовлетворение собственных, общественных и государственных интересов.

Технология культурно-просветительской деятельности имеет гуманистический, развивающий и культурологический характер.

Основные функции технологии культурно-просветительской работы: -Культурно-творческая

Технология культурно-просветительской деятельности должна осуществляться не только в рамках образовательной деятельности, но и за ее пределами, в рамках культурно-массовых институтов (музеи, театры, центры досуга и т.д.), с целью культурного роста населения страны.

Как культурно-просветительские проекты формируют имидж города?

Основные направления технологии культурно-просветительской деятельности, реализуемой в рамках образовательных учреждениях:

— Культурно-просветительская деятельность, организуемая с детьми: Организация и проведение цикла концертов, в которых принимают участие сами дети; Организация и проведение тематических концертов, в соответствии с возрастными возможностями и потребностями; Организация в образовательном учреждении различных творческих коллективов, их участие в разнообразных проектах, выступлениях и т.д.; Посещение детьми и педагогами учреждений культуры и иных организаций (концерты, картинные галереи, театры и т.д.).

-Культурно-просветительская работа, проводимая с родителями – осуществляется в форме родительских собраний, педагогических советов, родительских конференций, тематических консультаций, круглых столов, открытых занятий и т.д.

-Культурно-просветительская работа педагогов – осуществляется с использованием разнообразных методов и форм (беседы, лекции, диспуты, дискуссии, олимпиады, кружки, курсы и т.д.).

Как показывает практика, наиболее популярными являются методы, которые включают в себя игровые приемы, творческие мастерские, мастер-классы и т.д.

Значимость культурно-просветительской деятельности заключается в том, что она способствует расширению кругозора человека, позволяет ему найти достойное место в обществе, помогает быть полезным для окружающих людей и государства. Большую значимость культурно-просветительская работа имеет для педагогов. Успешен в своей профессиональной деятельности тот педагог, который постоянно совершенствует свои знания, расширяет и углубляет их, реализует в работе с детьми профессиональные культурно-просветительские компетенции.

Основными формами культурно-просветительской работы с подрастающим поколением являются разнообразные экскурсии, консультации, лекции, клубы, конкурсы, встречи с интересными и знаменитыми людьми, праздники, исторические игры и т.д.

Теоретические основы культурно-просветительской деятельности

На протяжении всей истории отечественной системы образования, педагог воспринимался как просветитель, активный участник культурно-просветительской работы. Педагог – это тот человек, который профессионально «несет» просвещение и культуру в массы. С переходом на многоуровневую профессиональную подготовку педагогических кадров и введение в систему образования ФГОС, культурно-просветительская деятельность стала одной из обязанностей современного педагога. Данный вид деятельности обозначен во ФГОС конкретными компетенциями педагогической деятельности. В связи с чем, к профессиональным компетенциям педагога предъявляют ряд следующих требований:

-Умение на должном уровне разрабатывать и реализовывать различные просветительские программы, в том числе с использованием современных компьютерных технологий.

-Уметь организовывать эффективное взаимодействие между всеми участниками культурно-просветительской деятельности.

-Использовать в своей работе опыт отечественных и зарубежных педагогов по организации культурно-просветительской деятельности.

-Умение выявлять и использовать в собственной культурно-просветительской деятельности возможности образовательного учреждения и иных институтов просвещения, а также региональной культурной и образовательной среды.

Базовыми аспектами культурно — просветительских компетенций являются: -Функция просвещения – это желание и готовность принимать активное участие в культурной жизни общества и государства, создавать объекты культуры, использовать в своей деятельность мировое культурное наследие.

— Пропаганда культуры – принимать активное участие в создании единого культурного, научного, образовательного и информационного пространства, транслирующего культурно-историческое наследие России.

— Воздействие на сознание – умение оказывать необходимое содействие на раскрытие и развитие у подрастающего поколения нравственных идеалов и ценностей обществами средствами культур.

— Политическая функция — способность участвовать в постановке и решении актуальных задач российской государственной политики в области национально — культурных отношений, развития этнокультурного образования и межкультурных коммуникаций.

Источник: infopedia.su

Методы просветительской деятельности в школе

Понятие и сущность культурно-просветительской деятельности

Культурно-просветительская деятельность – это процесс достижения определенной гармонии, которая дает социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, психологический и личностный комфорт.

Реализуя технологию культурно-просветительской деятельности, педагог осуществляет работу по воспитанию базовой культуры личности, занимается созданием предпосылок для развития у детей индивидуальных способностей, направленных на удовлетворение собственных, общественных и государственных интересов.

Технология культурно-просветительской деятельности имеет гуманистический, развивающий и культурологический характер.

Основные функции технологии культурно-просветительской работы:

  1. Культурно-творческая.
  2. Развивающая.
  3. Информационно-просветительская.

Технология культурно-просветительской деятельности должна осуществляться не только в рамках образовательной деятельности, но и за ее пределами, в рамках культурно-массовых институтов (музеи, театры, центры досуга и т.д.), с целью культурного роста населения страны.

Основные направления культурно-просветительской деятельности

Технология культурно-просветительской деятельности направлена на развитие эстетических и духовно-нравственных ценностей, возрождение культурных традиций, формирование здорового образа жизни и патриотизма и др.

Основные направления технологии культурно-просветительской деятельности, реализуемой в рамках образовательных учреждениях:

Культурно-просветительская деятельность, организуемая с детьми:

  • организация и проведение цикла концентров, в которых принимают участие сами дети;
  • организация и проведение тематических концертов, в соответствии с возрастными возможностями и потребностями;
  • организация в образовательном учреждении различных творческих коллективов, их участие в разнообразных проектах, выступлениях и т.д.;
  • посещение детьми и педагогами учреждений культуры и иных организаций (концерты, картинные галереи, театры и т.д.).

Культурно-просветительская работа, проводимая с родителями – осуществляется в форме родительских собраний, педагогических советов, родительских конференций, тематических консультаций, круглых столов, открытых занятий и т.д.

Культурно-просветительская работа педагогов – осуществляется с использованием разнообразных методов и форм (беседы, лекции, диспуты, дискуссии, олимпиады, кружки, курсы и т.д.). Как показывает практика, наиболее популярными являются методы, которые включают в себя игровые приемы, творческие мастерские, мастер-классы и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Значимость культурно-просветительской деятельности заключается в том, что она способствует расширению кругозора человека, позволяет ему найти достойное место в обществе, помогает быть полезным для окружающих людей и государства.

Большую значимость культурно-просветительская работа имеет для педагогов. Успешен в своей профессиональной деятельности тот педагог, который постоянно совершенствует свои знания, расширяет и углубляет их, реализует в работе с детьми профессиональные культурно-просветительские компетенции.

Основными формами культурно-просветительской работы с подрастающим поколением являются разнообразные экскурсии, консультации, лекции, клубы, конкурсы, встречи с интересными или знаменитыми людьми, праздники, исторические игры и т.д.

Роль педагога в культурно-просветительской деятельности

С переходом на многоуровневую профессиональную подготовку педагогических кадров и введение в систему образования ФГОС, культурно-просветительская деятельность стала одной из обязанностей современного педагога. Данный вид деятельности обозначен во ФГОС конкретными компетенциями педагогической деятельности.

В связи с чем, к профессиональным компетенциям педагога предъявляют ряд следующих требований:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Читайте также:
Как снести все программы с ноутбука

«Просветительская деятельность педагога-психолога

(из опыта работы педагога-психолога И.Ю. Тэсида)

2017-2018 учебный год

Из статистических данных следует отметить, что общее количество проведенных классных часов составляет 51; тематических линеек 7; участие в педагогических советах, методический совет, родительские собрания составляет 15; оказание просветительской помощи в вопросах поведения, воспитания и обучения (из журнала обращений) составило 72.

Таким образом следует сделать вывод, что просветительская деятельность является основным видом помощи участникам образовательного процесса . В ходе работы можно определить проблемы и наметить пути их решения в вопросах профилактики, в вопросах воспитания, обучения и развития личности.. Она является многосторонним инструментом для работы. По результатам деятельности отсутствуют жалобы участников образовательной среды на неэффективное проведение занятий, выступлений или индивидуальное просвещение.

Чтобы вырастить здорового ребенка необходимо создать условия для его полноценного воспитания и развития. Один из основных факторов, определяющих состояние здоровья ребенка, его физическое и умственное развитие — организация качественного питания подрастающего поколения.

В нашей школе работает комиссия по контролю за организацией питания и качеством питания обучающихся. В своей деятельности комиссия руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом и локальными актами образовательного учреждения, регламентом требования СанПиН 2.4.5.2409-08, договором, заключенным между образовательным учреждением и предприятием питания.

Состав комиссии утверждается приказом руководителя школы на каждый учебный год. Председатель комиссии – директор образовательного учреждения.

Работа комиссии осуществляется в соответствии с планом, согласованным с администрацией образовательного учреждения.

В начале учебного года создается Общественная комиссия по контролю за организацией горячего питания, в состав которой входят члены администрации, родители. Члены Комиссии контролируют санитарно-гигиеническое состояние столовой, проводит просветительскую работу по пропаганде ЗОЖ и основам рационального питания, качества приготовленных блюд и т.д.

В конце каждой учебной четверти подводится анализ охвата горячим питанием учащихся школы.

Ключевые слова: культурно-просветительская деятельность, толерантность, интолерантность, образовательный стандарт.

Процессы глобализации в мировом сообществе обусловили активизацию миграционных процессов, что привело к появлению в городах-мегаполисах новой категории социума – поликультурного общества. В современном городе проживают люди разных национальностей, взглядов, обычаев, культурных традиций. Поэтому увеличиваются возможности непосредственного соприкосновения человека с другими людьми, идеями, ценностями, традициями.

Различие в ментальности населения может быть предпосылкой для негативных процессов в межличностном общении, в том числе в межэтническом взаимодействии. Сложившаяся ситуация может усугубляться вследствие развития тенденции к индивидуализации. Признание индивидуальности, неповторимости человеческой личности, создание широких возможностей для реализации своей индивидуальности в профессиональной и образовательной сферах являются характерными чертами развития современного общества.

Обострения проблем больших городов (экономических, экологических, социальных и др.) также способствуют снижению уровня толерантности населения, в том числе и молодежи.

Вот почему, все большее значение приобретает готовность и способность к толерантным взаимоотношениям. Толерантность как личностное качество формируется под влиянием семьи, близкого окружения, школы, СМИ.

Проблемы формирования толерантности, предотвращения социальных и национальных конфликтов, профилактики интолерантности являлись предметом изучения в работах видных ученых. Теоретические аспекты толерантности рассматриваются в работах выдающихся зарубежных (Локк Д.Ж., Роберт Оуен, Я.А. Коменский, Вольтер) и отечественных (Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев, П. Каптерев) деятелей культуры и науки.

Выдающиеся российские ученые-педагоги, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.П. Макаренко, В.А. Сухомлинский, в своих трудах неоднократно обращались к проблемам общения в многонациональном обществе, подчеркивали значение воспитания для развития уважительных, толерантных, равноправных отношений в обществе.

Проблема низкого уровня толерантности в мировом сообществе становится все более актуальной, поскольку в результате активизации международного терроризма и межнациональных конфликтов резко возросла напряженность в человеческих отношениях, что сопровождается возрастанием угроз личной и национальной безопасности. Вот почему, одной из важнейших задач в современном многонациональном российском обществе становится профилактика интолерантности молодежи и формирование толерантного сознания, наряду с формированием национальной идентичности и патриотизмом.

В современной школе социальный и национальный состав разнороден. Вот почему одним из самых необходимых направлений школьной воспитательной работы является воспитание толерантности как условия безопасности жизнедеятельности.

В государственном образовательном стандарте общеобразовательной школы подчеркивается необходимость развития способности и готовности выпускников к проявлению толерантности различного вида (религиозной, этнической, гендерной и др.), что отражено в планируемых результатах освоения образовательной программы. Воспитательная составляющая образовательного процесса должна тщательно планироваться как в урочной работе, так и во внеурочной деятельности образовательного учреждения. При этом следует учитывать, что важным в профилактике интолерантности является развитие понимания школьниками многообразия мира людей и культур, их ценности и неповторимости.

Современная школа является поликультурной, контингент школьников социально и национально разнороден. Формирование толерантного поведения напрямую зависит от характера образовательной среды, атмосферы в школе, от уровня демократичности и уважительности отношений между учителями и учениками, от ценностей, которые определяют отношения детей друг с другом. Умение понимать и принимать различия, понимать мотивы поступков и ценности другого человека напрямую зависят от способности человека понимать и принимать, прежде всего, себя самого, умения общаться, строить искренние и продуктивные отношения не только с родными, близкими, но и незнакомыми, непохожими, непонятными людьми (3 –Киселева).

Большими возможностями в гуманистическом воспитании школьников несомненно обладает правильно организованная культурно-просветительская деятельность.

Культурно-просветительская деятельность — составная часть деятельности педагога по повышению культурного уровня и обучающихся, и их родителей. Такая деятельность, базируясь на современных достижениях науки, способствует расширению круга знаний, формирует научное мировоззрение, пропагандирует идеи гуманизма.

Педагог знакомит родителей с различными вопросами современной педагогики и психологии, популяризирует и разъясняет результаты новейших психолого-педагогических исследований, формирует у родителей потребность в психолого-педагогических знаниях и желание использовать в воспитании. Культурно-просветительская деятельность заключается в ознакомлении учащихся с достижениями в различных сферах культуры общества, в развитии их культурных интересов и потребностей.

При этом ученик не только усваивает социальные ценности и способы поведения и деятельности, но и развивает свои духовные силы, внутренний личностный потенциал, необходимый для самостоятельной деятельности и развития. [4]

Исходя из вышеперечисленного можно сказать, что культурно-просветительская деятельность предполагает освоение:

 культуры отношений человека с человеком;

 культуры быта, поведения в семье и обществе;

 культуры образования (обучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития);

 культуры труда (физического, интеллектуального и духовного);

Чтобы осуществлять эту деятельность учитель должен понимать, что любой специалист, имеющий дело с группой людей (учащихся), в большей или меньшей степени занимается организацией ее деятельности, постановкой и достижением целей совместной работы, т.е. выполняет по отношению к этой группе функции управления. Именно постановка цели, применение определенных способов ее достижения и мер воздействия на коллектив главные признаки наличия управления в деятельности учителя-воспитателя и условия ее успешности. [2]

К культурно-просветительской деятельности относится:

— организация и проведение круглых столов, семинаров совместно с представителями национальных обществ, молодежных организация;

— выступления и публикации в средствах массовой информации по данной проблематике на основе исторических и краеведческих источников.

Такие мероприятия помогают учащимся углубить свои знания об исторически сложившихся формах социального сообщества людей, о ведущих тенденциях развития наций и межнациональных отношений в современном мире и в нашей стране, возможных путях межнациональной интеграции и гармонизации межнациональных отношений. Поскольку речь идет о таких всегда актуальных и трудно решаемых проблемах, как межнациональные отношения, задачи воспитательного характера становятся доминирующими. Молодежь нужно подвести к пониманию ряда идей, составляющих ценностную базу культуры межнациональных отношений и шире – общей нравственно-правовой культуры. В ее основе лежит принятый современной цивилизацией принцип гуманистического подхода к этническим проблемам, суть которого рассматривается на проводимых мероприятиях.

Читайте также:
Программа чтобы выбрать очки

Одной из задач наших дальнейших исследований является разработка программы по культурно-просветительской деятельности, которая будет рассматривать различные направления.

  1. Киселева Э.М. Готовность бакалавров к внеурочной деятельности по обеспечению безопасного образа жизни школьников как требование новых образовательных стандартов //В сборнике: Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Сахалинский государственный университет. 2016. С. 61-65.
  2. Киселева Э.М.Воспитание толерантности школьников как условие безопасности жизнедеятельности // В сборнике: Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии / сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 153-155.
  3. Киселева Э.М., Абрамова В.Ю. Подготовка магистров образования в области безопасности жизнедеятельности к воспитательной работе в условиях ФГОС // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 42-45.
  4. Киселева Э.М., Рзаева Г.И.О подготовке бакалавров педагогического образования к развитию толерантности школьников //Молодой ученый. 2015. № 8 (88). С. 950-953.

Основные термины (генерируются автоматически): культурно-просветительская деятельность, отношение, мировое сообщество, современная школа, ценность.

  • Каким был бы египет если бы нил никогда не разливался кратко
  • 455 школа в колпино педагогический состав
  • Задачи развития речи детей в детском саду их психолого педагогическое и лингвистическое обоснование
  • С именами каких ученых связана современная биологическая концепция вида кратко
  • Почему приготовленную пищу нельзя хранить в алюминиевой посуде обоснуйте ответ кратко

Источник: obrazovanie-gid.ru

Культурно-просветительская деятельность (к вопросу о содержании понятия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ РАБОТЫ / МУЗЕЙ / КУЛЬТУРА / ПРОСВЕЩЕНИЕ / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY / RECREATIONAL ACTIVITY / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / FORMS OF ACTIVITY / MUSEUM / CULTURE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биттер М.В., Симбирцева Н.А.

В статье раскрываются близкие по содержанию понятия (социальнокультурная, культурно-досуговая и культурно-просветительская деятельность ), определяется их сходство. В качестве актуальной задачи видится просвещение массового общества путем популяризации форм деятельности, используемых музеями, а также финансовой поддержки на уровне государственной политики в сфере культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Биттер М.В., Симбирцева Н.А.

История развития культурно-просветительской деятельности в отечественном образовании (конец XVIII – начало XXI века)

Социально-культурные технологии как фактор сохранения традиционного искусства в центрах народных промыслов

Исследовательское пространство социально-культурной деятельности
Потенциал культурно-выставочных комплексов в творческой самореализации молодёжи
Научная библиотека вуза как культурно-просветительский центр
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTERIZATION OF RUSSIAN MUSICAL EDUCATION: THE OUTCOMES

The article covers the concepts with the similar meanings (socio-cultural, recreational, educational activity). The author defines the comparison of these concepts. The mass society education by a popularity of museums and its activities is closely connected with the state financial support as well as national cultural policy.

Текст научной работы на тему «Культурно-просветительская деятельность (к вопросу о содержании понятия)»

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

М. В. Биттер Н. А. Симбирцева

г. Екатеринбург, Россия

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (к вопросу о содержании понятия)

АННОТАЦИЯ. В статье раскрываются близкие по содержанию понятия (социально-культурная, культурно-досуговая и культурно-просветительская деятельность), определяется их сходство. В качестве актуальной задачи видится просвещение массового общества путем популяризации форм деятельности, используемых музеями, а также финансовой поддержки на уровне государственной политики в сфере культуры.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культурно-просветительская деятельность, культурно-досуговая деятельность, социально-культурная деятельность, формы работы, музей, культура, просвещение

M. V. Bitter N. A. Simbirtseva

COMPUTERIZATION OF RUSSIAN MUSICAL EDUCATION: THE OUTCOMES

ABSTRACT. The article covers the concepts with the similar meanings (socio-cultural, recreational, educational activity). The author defines the comparison of these concepts. The mass society education by a popularity of museums and its activities is closely connected with the state financial support as well as national cultural policy.

KEYWORDS: cultural and educational activity, forms of activity, museum, culture, education

Сегодня большое внимание уделяется проблеме просвещения населения в различных сферах современного общества: социальной, экономической, политической и духовной и др. В связи с этим актуальными становятся механизмы трансляции и популяризации знания. Интерпретация как особый способ организации разноуровневого общения в сфере культуры и искусства заслуживает отдельного внимания. Организовать диалог так, чтобы он стал процессом, обогащающим представления человека о мире, процессом приобретения знаний и смыслов, путем поиска ответов на поставленные человеком или временем вопросы, необходимо грамотно. Сложность, на наш взгляд, заключается в том, что необходимо учитывать момент субъективности восприятия субъектом художест-

recreational activity, socio-cultural activity,

венных произведений и артефактов, сопряженных с его личным опытом: трансляция и интерпретация смыслов осуществляются на социальном уровне. Роль субъекта как интерпретатора кодовых ценностей культуры является значимой, так как их актуализация и дальнейшее функционирование напрямую зависят, с одной стороны, от личностного интереса, и с другой — от потребности общества в нем. Постижение как прочтение и осмысление значимых для истории и культуры фактов, событий, произведений глубоко индивидуально. Создание благоприятных условий для успешной коммуникации является сегодня одним из ведущих направлений культурно-просветительской деятельности, которая определяется как деятельность, направленная на формирование, со-

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

хранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения [3].

В образовании культурно-просветительская деятельность играет важную роль, так как реализует принцип сохранения и распространения ценностей и смыслов культуры в разных социальных условиях. Встречается и такое определение: «культурно-просветительская деятельность — это прогрессирующая социально необходимая деятельность, целью осуществления которой является широкое распространение различного типа информации, имеющей приоритетное значение при установленном уровне развития общества. Культурно-просветительская деятельность вовлечена практически во все сферы жизни людей: политику, экономику, образование, медицину, досуг, карьеру и т.д.» [6].

Стоит отметить, что, как правило, она выходит за пределы учебных учреждений, и ее организация осуществляется в «свободное» время. Е.Н. Медынским внешкольное образование определялось как «всестороннее гармоническое развитие личности или человеческого коллектива в умственном, нравственнойсоциальном, эстетическом и физическом отношениях [4. С. 24-25]. Основная цель внешкольного образования вязана с творчеством личности: «переживание истинного в творчестве научном, прекрасного в творчестве художественном. обогащает жизнь человека, раскрывает в нем новые способности и качества и приобщает к миру духовных ценностей» [Там же. С. 27]

К предпосылкам возникновения культурно-просветительской деятельности относят еще реформы Петра I, в результате которых появились новые образовательные учреждения, открылись библиотеки и музеи, направленные на просвещение населения России. Так с 1714 года начала свою деятельность первая библиотека общественного пользования в Петербурге. В 1725 году после открытия Академии наук эта библиотека перешла в ее ведение. Это

событие способствовало возникновению первого русского естествен-

но-исторического музея — Петербургской Кунсткамеры — еще одного крупного просветительного учреждения [6].

В XIX веке определяются основные формы работы в рамках культурно-просветительской деятельности. К ним относят народные чтения и публичные лекции, выставки, экскурсии, народные театры и концерты, кинематограф, спектакли, народные гуляния, народные дома.

Стоит отметить, что в XX веке культурно-просветительская деятельность становится частью культурно-досуговой. Именно поэтому открывается ряд учреждений, работа которых направлена на культурное просвещение общества. Появляется такое определение культурно-просветительской работы — «система мероприятий, содействующих коммунистическому воспитанию и политическому просвещению трудящихся, подъему их общего культурного уровня, развитию творческих способностей, организации досуга» [1].

Читайте также:
Типы файлов в программах Microsoft office

Новый виток своего развития культурно-просветительская деятельность получила с введением стандартов профессиональной подготовки учителя, а именно учителя начальных классов [6]. Культурно-досуговая и социально-культурная деятельности тоже оказываются очень близкими по содержанию и направленности, а нередко выступают как синонимичные культурно-просветительской.

Объединяющим словом во всех трех видах деятельности является «культурный». В словаре Д.Н. Ушакова читаем: «в области культуры, связанный с областью культуры; занимающийся просветительной работой; прилагательное, по значению связанное с культурой» [12]. Деятельность определяется как «работа, систематическое применение своих сил в какой-нибудь области» [12]. Очевидно, что эти три вида деятельности направлены на работу в области культуры или работу, связанную с просвещением.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

Культурно-досуговая деятельность как повседневная практика существовала еще в период Древнего мира и именовалась как «досуг» либо «свободное время». С течением времени формы и виды досуга становились все более разнообразными. В период Нового времени досуг стал выделяться в качестве самостоятельной сферы культуры. В XX веке свое развитие получает индустрия развлечений.

Появляются абсолютно новые возможности и способы препровождения свободного времени. Это, прежде всего, связано с кино, разноплановыми шоу и концертами, телевидением, а также играми.

Сегодня человек зависим от техники, которая в значительной степени как облегчает его жизнь и, соответственно, расширяет формы проведения свободного времени [2], так и мешает в плане физического, психологического, эмоционального здоровья. З.С. Тинькова определяет куль-турно-досуговую деятельность как деятельность, направленную на освоение человеком мира культуры [11]. В целом, этот вид деятельности представляет собой целенаправленно организованный процесс, в котором субъект осуществляет предметную, содержательную деятельность, характеризующуюся творческой активностью и влияющую на уровень его культурного развития [9].

Социально-культурная деятельность определяется как «интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени» [8]. В.В. Туев отмечает, что этот процесс приобщения человека к культуре и последующего его активного включения в нее управляется обществом и социальными институтами [13]. На основе данных определений можно констатировать, что поня-

тие социально-культурной деятельности очерчено условно: содержательное наполнение может быть разным и требует конкретизации в зависимости от функциональных особенностей и сферы реализации.

Также стоит отметить, что обозначенные виды деятельности в совокупности и каждая по отдельности играют важную роль именно сегодня. Учреждения культуры, например музеи, реализуют образовательные проекты и заинтересованы в привлечении большого количества посетителей. К сожалению, занимаясь самообразованием, люди не ставят на первое место посещение музеев.

Так, Фонд Общественное мнение приводит следующие данные на 20 марта 2014 года: 39% всех москвичей чаще других в последние 1-2 года посещали экскурсии для получения новых знаний, когда просмотру документальных фильмов за этот же период отдают предпочтение 66%, а изучению литературы по какой-либо теме — 54% [10]. Если говорить о других формах образовательной деятельности, таких как лекции, мастер-классы или курсы, то здесь статистика еще более низкая (курсы — 18%, мастер-классы — 15%, лекции — 13% [9]). Большинство музеев осуществляют такие формы работы в рамках своей культурно-просветительской деятельности. Например, такие как уральский филиал ГЦСИ, центр фотографии «Март», музеи современного искусства «БЯЛЯТА» и «Гараж» и др.

Для привлечения внимания к своему учреждению часто используются актуальные для культуры XXI века технологии, например, игровые. Особенно популярны сегодня квесты, которые также органично вписываются в музейное пространство наряду с обычными экскурсиями. Соответственно, время, проведенное в музее, запоминается и является продуктивным с точки зрения получения дополнительной информации.

Сегодня в музее активно используются и мультимедиатехнологии. Например, вместо привычной демонстрации

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

произведении искусства, предлагаются так называемые «ожившие полотна». ОсновоИ такого похода является воспроизведение работ художников на больших экранах, которые обычно занимают все пространство помещения, при этом задействованы не только стены, но и пол. То есть все это похоже на некий анимированный ряд, который сопровождается текстом и музыкой.

Также сейчас активно используются QR-коды, представляющие собой двухмерные штрихкоды, в которых зашифрована информация. В переводе с английского «quick response» — это быстрый отклик. И, действительно, стоит скачать приложение на свое мобильное устройство и навести его на QR-код, как на экране появляется исчерпывающая информация о произведении искусства, либо включается даже музыкальное сопровождение. Безусловно, все это делает музеи привлекательным объектом для проведения своего свободного времени не только с удовольствием, но и с пользой.

Необходимо отметить, что сегодня фонды, частные предприятия и др. организации активно занимаются спонсорской деятельностью, помогая учреждениям культуры выйти на качественно новый уровень, чтобы быть интересными, актуальными и востребованными. Существуют программы, которые направлены на культурное просвещение общества. Примером является благотворительный фонд имени В. Потанина. Они подготовили программу,

которую назвали «Меняющийся музей в меняющемся мире». Фонд выдает гранты сотрудникам музеев РФ на реализацию современных проектов. А в 2014, в год 15-летия деятельности, Благотворительный фонд В. Потанина объявил об обновлении музейных программ.

Целью работы в этом направлении является поддержка лидеров, способных сделать музей современным центром образования и просвещения, а также открытым общественным институтом [5]. И эта программа осуществляется при поддержке Министерства культуры РФ. Это хороший шаг не только для активного развития самой культурно-просветительской деятельности в нашей стране, но и эффективности ее результатов.

просветительская деятельность на сегодняшний день — это один из ведущих видов деятельности, осуществляемый учреждениями культуры и выполняющий важную просветительскую функцию в массовом обществе. Разнообразные формы ее реализации способствуют не только распространению информации о мире, представленную в художественных образах, впечатлениях, исторических артефактах, но и привлечению большего числа посетителей в учреждения культуры, которые могут провести свое свободное время, проявляя интерес и свои творческие способности в тех мероприятиях, которые организуют досуг за пределами учебных учреждений: музеи, библиотеки, образовательные центры.

1. Большая советская энциклопедия (БСЭ) [Электронный ресурс] // URL: http://bse.sci-lib.com/ (дата обращения: 29.01.2017).

2. История развития культурно-досуговой деятельности. — Culture Mass. URL: http://www.culturemass.ru/lemas-426-1.html (дата обращения: 12.03.17).

3. Крючкова К.С., Ионкина Е.С. Информационные и коммуникационные технологии в культурно-просветительской деятельности будущего педагога. — Вестник Тульского государственного университета. Серия «Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин». 2014. № 1(13). — С. 68-71.

4. Медынский Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования: в 3 т. — Т. 3. — М.; Л.: Госиздат, 1925. — 172 с.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

5. Меняющийся музей в меняющемся мире. Благотворительная программа. — Благотворительный фонд В. Потанина, 2003. URL: http://museum.fondpotanin.ru/ (дата обращения: 15.02.2017).

6. Морозова С.А. История развития культурно-просветительской деятельности в отечественном образовании (конец XVIII — начало XXI века) // Человек и образование.

2013. №4 (37). С. 174-179.

7. Никитин М.Н. Культурно-просветительская деятельность казачьих хоровых коллективов России. — Культура: Теория и практика. Электронный научный журнал, 2015. URL: http://theoryofculture.ru/issues/58/823/ (дата обращения: 06.02.2017).

8. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности. — PHILOSOPHY, 2014. URL: http://social-culture.ru/index.php?request=fullhttps://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-prosvetitelskaya-deyatelnost-k-voprosu-o-soderzhanii-ponyatiya» target=»_blank»]cyberleninka.ru[/mask_link]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru