Организация и проведение культурно-массовых мероприятий является важным сегментом в общей системе развития туристско-рекреационной отрасли. Нужно не только знать порядок проведения этих мероприятий, но и уметь использовать специфические подходы управления ними.В данной статье исследуется порядок составления плана проведения культурно-массовых мероприятий, как важного звена в общей системе управления развивающейся туристской отрасли
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ, КУЛЬТУРА, МАССОВЫЙ, МЕНЕДЖМЕНТ, ОСОБЕННОСТИ, МЕРОПРИЯТИЯ
Текст научной работы
Организация и проведение культурно-массовых мероприятий является важным сегментом в общей системе развития туристско-рекреационной отрасли. Их важность объясняется тем, что для объектов развивающейся туристско-рекреационной сферы важен определенный развлекательный аспект [1]. Нужно не только знать порядок проведения этих мероприятий, но и уметь использовать специфические подходы управления ними.
Положение является официальным документом, на основании которого организовывается конкретное мероприятие и финансируются все затраты на его проведение. Оно разрабатывается и утверждается организацией (Министерством курортов и туризма РК, городским управлением (отделом по курортам и туризму) соответствующих администраций и т.д.), которая проводит данное мероприятие и осуществляет общее руководство.
Лекция Виталия Куренного «Что такое массовая культура?»
В зависимости от масштабов проведения мероприятия положение о нем может быть разработано с различной степенью подробности и детализации, но, как правило, должно включать в себя некоторые общие разделы:
- Цели и задачи конкретного мероприятия (пропаганда национальных культурных особенностей, популяризация видов спорта, сдача нормативов комплексов «здоровье», оздоровление и активный отдых и т.д.).
- Руководство проведением мероприятия. Указываются организации, которые проводят и участвуют в проведении данного конкретного мероприятия.
- Место и сроки проведения. Необходимо точно указать, где и на базе какого сооружения проводится мероприятие, в какие сроки, в том числе день приезда и отъезда участников, организаторов.
- Участвующие организации и участники мероприятий. В этом разделе указывается, какие требования предъявляются к участникам (возраст, пол, профессиональный требования и т.д.).
- Программа культурно-массовых мероприятий должна включать в себя все разделы программы (все проводимые выступления, состязательные конкурсы), расписание мероприятий по дням, предварительные менеджмент и маркетинг и финальные выступления с указанием точной даты, времени и места проведения. Здесь также приводятся данные о времени и месте заседаний конкурсных комиссий, предварительных процедурах (например, прослушиваниях участников) и т.д.
- Система оценки результатов конкурсов и условия подведения итогов. Этот раздел положения должен быть проработан с особенной тщательностью, и включать в себя порядок определения личных и командных мест, систему оценки, соотношение занятых мест и начисляемых очков для определения каждого лауреата, приоритеты.
- Порядок награждения победителей и призеров. Здесь указываются виды поощрений победителей, участников, организаторов мероприятия. Содержание этого раздела зависит от финансовых возможностей организаторов, привлекаемых спонсоров, доходов от рекламы и других факторов.
- Условия приема и допуска участников и коллективов. Этот раздел должен включать требования, которые организаторы предъявляют к культурным, финансовым, организационным и другим аспектам проводимых мероприятий (порядок и размеры расходов, проживание, питание, оплата работы экспертов и др.), а также требования (квалификационные, лицензионные) к участникам и коллективам.
- Порядок и сроки подачи заявок. Данный раздел содержит информацию о том, в какие сроки и в каком порядке подаются предварительные и именные заявки, какие документы предъявляются в конкурсную комиссию, сроки и место совместного заседания конкурсной комиссии и представителей участников и т.д.
Рассматривая культурно-массовое мероприятие как средство производства зрелищных услуг, надо знать основных потребителей, которым оно предназначается. Для организаторов мероприятий, особенно крупных, есть несколько «целевых» рынков, то есть отдельных групп потребителей [3]. Этими группами являются:
Конференция «Развитие массовой физической культуры среди детей дошкольного возраста»
- зрители, которые могут придти (или не придти) на мероприятия;
- творческие организации или отдельные исполнители, которые могут принять (или не принять) в них участие;
- спонсоры, которые могут дать (или не дать) финансовые средства на проведение конкретного мероприятия;
- рекламодатели, которые могут купить (или не купить) места (время) для проведения рекламной компании своей продукции.
Поэтому при проведении культурно-массовых мероприятий менеджеру необходимо не только знать о своих потенциальных потребителях (для этого проводят специальные маркетинговые исследования), но и иметь специалистов (или хорошо разбираться) в следующих областях:
- финансовой, чтобы уметь определить источники доходов, размеры расходов, долю прибыли, создавать и вести систему финансовой документации, отчета и контроля;
- управления, чтобы разработать рациональный и оптимальный план мероприятия, систему контроля за его выполнением, подобрать необходимых специалистов и эффективно направлять и контролировать их работу, умело использовать выделенные средства;
- маркетинга, чтобы уметь найти наибольшую аудиторию, подобрать и договориться со спонсорами и средствами массовых коммуникаций, потенциальными рекламодателями и т.д.;
- права, чтобы разработать и заключить необходимые договора, контракты, своевременно решать возникающие спорные вопросы, умело отстаивать при необходимости свои интересы в суде и др.
Определением потенциальных потребителей и их запросов начинается, но не заканчивается маркетинговая программа. Она должна, кроме этого, включать в себя следующие аспекты [4]:
- выбор места проведения мероприятия;
- подбор и формирование «команды», то есть подбор кадров, обеспечивающих проведение мероприятия;
- формирование бюджета мероприятия и выработку билетной программы и политики;
- работу со спонсорами;
- размещение рекламы и работу с рекламодателями;
- обеспечение безопасности проведения мероприятия;
- обеспечение размещения, питания участников и их транспортное обслуживание;
- разработку перечня дополнительных услуг для зрителей;
- освещение мероприятия в СМИ и аккредитацию журналистов.
- расходы на погашение судебных разбирательств в случае их появления.
Выбор места проведения культурно-массового мероприятия представляется очень важным, так как включает в себя не только поиск арены, способной вместить какое-то количество зрителей. Необходимо знать, проходило ли здесь до этого подобное мероприятие и насколько удачным оно было, какие возникали проблемы и как они решались, могут ли возникнуть такие же проблемы и как их избежать, каково месторасположение сооружения для проведения массовых мероприятий, как долго до него добираться, есть ли транспортное сообщение, место для парковки автотранспорта, каковы рыночные возможности данного мероприятия и как строить ценовую политику на билеты и услуги. Кроме этого, надо знать интересы потребителей, их финансовые возможности, отношение местных органов власти и т.д. Таким образом, выбор места проведения культурно-массового мероприятия является не тактическим, а стратегическим моментом.
Формирование «команды» специалистов необходимо начинать с привлечения грамотных экспертов и консультантов, знающих местные условия и имеющих опыт проведения подобных мероприятий. При этом очень важно согласовать этот вопрос с местными государственными органами, выходить до первых лиц – представителей исполнительной власти. Ведь если они поймут преимущества проведения данного мероприятия, то исчезнет множество бюрократических барьеров, неизбежных при организации любого дела.
Без органов и представителей власти практически невозможно решить обеспечение безопасности проводимого мероприятия, транспортного и медицинского обслуживания участников и зрителей, страхования ответственности от несчастных случаев и непредвиденных обстоятельств. Кстати, для нашей практики вопросы страхования ответственности являются относительно новыми. В развитых странах мира ни одно мероприятие не обходится без процедуры страхования. Причем цена страхового полиса непостоянна и зависит от:
- уровня проводимого мероприятия;
- участия в мероприятии «звезд» шоу-бизнеса;
- возможности получения травм участников или зрителей;
- расходов на погашение судебных разбирательств, в случае их появления.
Как показывает зарубежная практика, полис за полученные травмы стоит относительно недорого. Значительно дороже обходится страхование ответственности за все, что может произойти вне зрительской аудитории.
При определении сроков проведения культурно-массового мероприятия необходимо учесть на только многолетние прогнозы погоды на этот период, но и многие культурные, государственные, религиозные и другие мероприятия, проводимые в данной местности или в городе. Выступая в качестве своеобразных «конкурентов», эти мероприятия могут отвлечь определенную часть потенциальных зрителей и, следовательно, лишить организаторов мероприятий части прибыли.
Бюджет культурно-массового мероприятия формируется на основании учета всех статей расходов и доходов и оформляется в виде соответствующего документа – сметы проведения мероприятия. Важной составной частью выполнения сметы и получения прибыли, является так называемая «билетная программа». Билетная программа связана не только с продажей билетов, но и с удовлетворением широких запросов зрителей. А для этого необходимо знать и уметь предусмотреть, кто придет на мероприятие, так как от социально-демографических, психологических, культурных (пол, возраст, состав семьи, образование, уровень доходов и т.д.) особенностей зрителей (потребителей массового зрелища) зависят их потребности.
Процесс ценообразования имеет целый ряд специфических особенностей, которые в немалой степени зависит от «чутья» на потребителя и перечня сопутствующих услуг. Многие специалисты отвечают, что цена самого зрелищного продукта ничтожно мала по сравнению с сопутствующими затратами, которые несут зрители. Поэтому задача устроителей и организаторов культурно-массового мероприятия состоит в том, чтобы продать зрителю как можно большее количество сопутствующих услуг и товаров.
Как показывают специальные маркетинговые исследования, расходы зрителей на покупку билетов при хорошо поставленной и продуманной маркетинговой стратегии составляют не более 30 % всех расходов от посещения зрелищного мероприятия. Остальные 70 % расходов приходятся на покупку программы, сувениров, холодных и горячих закусок, прохладительных напитков и т.д. Это говорит о том, что существенная прибыль может быть получена за счет удовлетворения сопутствующих интересов и потребностей участников и зрителей.
Важным этапом подготовки и проведения культурно-массового мероприятия является разработка сценария мероприятия. При этом отметим, что если организационная сторона мероприятия определяется Положением, то эмоционально-художественная, зрелищная – сценарием мероприятия [5].
Сценарий – это литературно-режиссерская проработка содержания мероприятия. Как правило, сценарий мероприятия включает:
Таким образом, культурно-массовые, оздоровительные, развлекательные и другие мероприятия являются самостоятельным и весьма важным объектом управления. При этом менеджер должен обладать целым набором качеств и большим арсеналом знаний в экономической, управленческой, правовой, маркетинговой и других областях. Только в этом случае он может по настоящему «продвинуть» зрелище, производимое культурно-массовым мероприятием, на рынок зрелищных услуг и реализовать его с максимальной эффективностью.
Управление инновационными процессами в образовательной организации
- Кистнер Т.Д.
План мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом
- Масловская А.С.
Источник: novainfo.ru
Как подготовить и провести культурно-массовое мероприятие. Часть 1
Массовое мероприятие — с одной стороны, каждодневная работа учреждения культуры, с другой — каждый раз новое и эффектное действо, в которое организатор желает внести необычные элементы. Задача руководителя учреждения культуры — создать условия сотрудникам, учесть интересы посетителей, соотнести расходы с возможностями и не нарушить законодательство. Чтобы основательно подготовить мероприятие, чувствовать себя спокойно во время его проведения, предлагаем вам использовать эти рекомендации.
Что считать массовым мероприятием
Закон не устанавливает, какие мероприятия относятся к категории массовых. Исходя из практики мероприятие считают массовым, если оно адресовано и доступно неопределенному числу граждан. Общепринято, что массовое мероприятие — это организованная, активная форма деятельности или отдыха большого количества людей в общественных местах, способ удовлетворить политические, культурные, религиозные и другие потребности граждан. Поэтому признаками массового мероприятия можно считать:
— большое количество людей;
Понятие «массовый отдых» встречается в Законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ. В п. 15 ст. 14 Закона № 131-ФЗ сказано, что условия для массового отдыха жителей поселения создают местные органы власти. Они же обустраивают места массового отдыха. Исходя из положений закона стоит обратиться к местному законодательству, чтобы определить, что относить к категории массовых мероприятий в вашем регионе.
Например, распоряжением мэра Москвы от 05.10.2000 № 1054-РМ «Об утверждении временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве» установлено, что массовое мероприятие — это требующее согласования с органами исполнительной власти разовое массовое культурно-просветительное, театрально-зрелищное, спортивное или рекламное мероприятие, проводимое с 08:00 до 23:00 в стационарных или временных спортивных и культурно-зрелищных сооружениях, в парках, садах, скверах, на бульварах, улицах, площадях и водоемах.
Виды культурно-досуговых мероприятий
Досуговое мероприятие – организованная общественная форма досуга, имеющая целью удовлетворение ряда физиологических (потребности в отдыхе, движении, чистом воздухе), социальных (потребности в общении, причастности, сопереживании и др.) и культурных потребностей (в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др.) индивида и содействующая его рекреации.
Под культурно-досуговым мероприятием понимается массовое мероприятие, направленное на удовлетворение духовных, эстетических, интеллектуальных и других потребностей населения в сфере культуры и досуга, способствующее приобщению граждан к культурным ценностям, проводимое в специально определенных для этого местах (в помещениях, на территориях, а также в зданиях, сооружениях, на прилегающих к ним территориях, предназначенных (в том числе временно) или подготовленных для проведения такого мероприятия).
Файлы: 1 файл
Обряд — это совокупность действий, следующих в строго установленном обычаем порядке для оформления событий, занимающих особое место в жизни и трудовой деятельности людей. Обряд — составная часть праздника, являющаяся как бы его стержнем, отличительным признаком, поскольку прочие составные, такие, как концерты, спортивные соревнования, танцы, игры, аттракционы и т. д., могут походить друг на друга. Обряды обусловлены обычаем, традицией, а иногда и законом. Как целостная структура они раскрывают событие, отражая общественные отношения.
Ритуал — основа обряда, порядок совершения традиционных действий, соответствующих обряду. В ритуале должны сочетаться рациональные и эмоциональные начала, создающие нужный психологический настрой, благодаря которому участники действия сопереживают происходящее или, иначе говоря, эмоционально воспринимают значение и смысл отмечаемого события.
Церемония — особо торжественная часть ритуала, официальный акт (вынос знамени, вручение наград и т. д.). В День Победы, например, это минута молчания.
Надо иметь в виду, что при классификации праздников и обрядов эти формы, как правило, рассматриваются вместе. В основу их положены социальная значимость, масштабность проводимых программ, степень их воздействия на участников и зрителей. Содержательную основу подготовки и проведения праздника составляет событие, которому он посвящен, отражаемое в сознании людей в процессе их познавательной, общественной и трудовой деятельности. Раскрыть значимость события и донести его до зрителей — цель, стоящая перед специалистами.
ФЕСТИВАЛИ. Фестиваль — массовое празднество, показ достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества. Многогранность этого социокультурного явления даёт основания рассматривать его в одном блоке с такими формами, как праздник, конкурс, олимпиада, представление. И во всех случаях мы будем близки к истине, поскольку компоненты названных форм бывают представлены на фестивале, причем в самых неожиданных сочетаниях и пропорциях.
По своим масштабам и географии фестивали бывают: Всемирные, Международные, Республиканские, Областные (краевые), районные, региональные.
Фестивали, которые проводятся регулярно (каждый год), повторяющиеся через год. Каждый фестиваль имеет свою эмблему и символику. В связи с его проведением издаются тематические плакаты, изготавливаются и продаются значки, сувениры. Участникам и победителям вручаются дипломы, грамоты, ценные призы.
Фестиваль — стимулирующее средство для организации самодеятельного художественного творчества и его пропаганды.
КОНКУРСЫ. КОНКУРС (лат. — столкновение, схватка) — смотр, фестиваль профессиональных исполнителей или участников самодеятельности.
Фестивальные и конкурсные формы являются важной частью структуры художественной культуры. Разновидностями фестивальных и конкурсных форм являются карнавал, маскарад, праздник как форма проведения мероприятий, их объединяет основная функция, присущая всем этим мероприятиям. Фестивали и конкурсы нужно рассматривать как школы мастерства, так как кроме основной функции — показ лучших художественных достижений, в рамках фестивалей проводятся много разных форм деятельности по улучшению творческого процесса, такие как мастер-классы, семинары и другие формы. Существует тесная взаимосвязь между менеджментом фестивальных и конкурсных форм и жанровым расширением художественного творчества: фестивали стимулируют появление новых или малораспространенных видов и жанров, в свою очередь, коллективам, работающих в этих жанрах, необходимо демонстрировать результаты своей работы на конкурсах и фестивалях.
ИГРОВЫЕ ПРОГРАММЫ. Метод игры в культурно-досуговой программе наиболее удачно сочетает в себе информационно-логическое и информационно-образное начала, синтезирующие просвещение, педагогику, искусство и творчество, обладающие необыкновенной силой воздействия на мысли и чувства человека.
В принципе, каждое игровое театрализованное действие отличают эмоциональная реакция, активный отклик на событие, дающие человеку возможность персонификации. Каждая игровая ситуация ставит личность в положение участника, а не зрителя театрализованного действия.
Задача режиссера-постановщика состоит в том, чтобы найти в замысле такое образно-игровое действие, которое при режиссерском воплощении вызвало бы ассоциации, имеющие под собой реальную основу.
Метод игры в практической деятельности учреждений культуры трансформируется в форму культурно-досуговой деятельности, или, точнее, игровые программы. Игровые программы представляют собой набор конкретных игр.
Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Зрители включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые игры могут быть самыми разнообразными. Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от возраста участников. Для описания разовой игровой программы может быть достаточно сценарного плана.
Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей.
Другой вид конкурсно-игровых программ – интеллектуальные игры. Интеллектуальные игры – это игры, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.
Существуют комплексные игровые программы, где игры используются как одно из средств выразительности и чередуются с музыкой, танцами, конкурсами и т.д., что содействует межличностному общению, вовлечению участников в происходящее действие, снижению усталости.
Игра-спектакль. Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.
Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки.
ДИСКОТЕКИ. Из приведенных исследователями данных видно, что наиболее популярной формой культурно-досуговой деятельности до сих пор остается дискотека. Преимущества этой формы программы состоит в том, что она рассчитана прежде всего на молодежную аудиторию.
Автор связывает это с тем, что до сих пор неясно, кого считать здесь профессионалом, а кого — любителем и какие функции дискотеки надо считать полем деятельности любителей, а какие—-профессионалов. Другие ученые считают, что «дискотека является плодом совместного творчеств целого, пусть небольшого коллектива, где сплавляются воедино общая культура, организационные способности, где характер совместной деятельности заставляет специалистов постоянно наращивать свои знания, проявлять свою гражданскую позицию», она способна стать «коллективной формой творческого освоения, осмысления н переосмысления культурных ценностей человечества в их сопоставлении, столкновении не только между собой, но и с реальными проблемами современной жизни», т.е. дискотека может очень хорошо выполнять основную задачу самодеятельного творчества — способствовать гармоничному развитию личности ее участников.
Время показало, что вся деятельность дискотек имеет четко определенную идеологическую направленность, а это диктует необходимость формирования у руководителей самодеятельных дискотек в процессе их подготовки знаний общественно-политического характера. Поскольку деятельность коллективов дискотек опредмечивается в создаваемых ими дископрограммах, то сценаристы и режиссеры должны обладать глубокими знаниями н умениями технологии создания дископрограмм.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА. Многолетняя практика передовых учреждений культуры Российской Федерации показывает, что наиболее популярными и действенными являются следующие типы вечеров: вечер отдыха, вечер-встреча, вечер-конкурс, традиционный новогодний праздник, киновечер, выпускной вечер, вечер поэзии, семейный вечер, вечер песни, музыкальный вечер, вечера-комментарии, вечера вопросов и ответов. В общей сложности подобных типов вечеров насчитывается свыше тридцати.
У каждого типа вечеров своя специфика и методика подготовки и проведения. Если понятие «вечер» употребляется в привычном, буквальном значении, то его определяющей характеристикой является вторая часть термина — «митинг», «смотр», «отчет» и т.п. Это, по сути дела, и обусловливает наполнение содержания, указывает на приемы и способы достижения цели.
Для частной методики подготовки и проведения тематических вечеров, кроме точного определения формы, не менее важно определить его жанр. Достаточно сказать, что только, например, вечер-митинг может быть и торжественный, и траурный, и митинг протеста, и митинг поддержки, и митинг солидарности и т.д.
Игнорирование жанрового определения тематического вечера решающим образом сказывается на его качестве. На практике, как правило, не удается реализовать все жанровое многообразие вечеров, что, в свою очередь, зачастую снижает смысл программы. При этом никакая концентрация выразительных средств сама по себе не гарантирует качества. Дело не столько в обилии разнообразных художественных приемов, сколько в умелом и оправданном их использовании в раскрытии содержания.
ВЫВОД. Существуют еще сотни массовых форм культурно-досуговой деятельности с огромным арсеналом структур, позволяющих раскрыть творческие способности специалистов-профессионалов и актива. Технология массовых форм культурно-досуговой деятельности позволяет вовлекать в подготовку и проведение программ большой актив, который участвует в выполнении разнообразных заданий. С другой стороны, сам процесс восприятия массового действия способствует развитию творческого потенциала личности. Взаимообусловленность структуры и массовых форм культурно-досуговой деятельности позволяет установить специфику технологического процесса.
ВЫВОД. Включение в массовую досуговую деятельность осуществляется путем создания определенных педагогических ситуаций, которые удовлетворяют потребности человека в общении, неформальных контактах, впечатлениях развлекательного или познавательного характера, сопереживании, эмоциональной разрядке. Доминирующий характер здесь имеют те педагогические ситуации, которые создают условия для общения.
Совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал.
Ведущим мотивом включения в досуговую деятельность является общее увлечение. Данный мотив при ранжировании по сумме мест занимает первое место. На втором месте — желание развлечься.
Источник: www.yaneuch.ru