Культурно историческая исследовательская программа

Вне взаимодействия с обществом, с исторически накопленной человечеством культурой дитя вида homo sapiens не развивается в человека разумного.

Это с абсолютной ясностью показывают строго запротоколированные случаи выживания детей в природных условиях без контакта с людьми. В этом случае, вырастая, дитя человеческое не обретает специфически человеческих характеристик.

Признаки, отделяющие человека от высших животных. Выросшее вне социума дитя не приобретает самосознания, прямохождения, способностей смеяться, разговаривать, трудиться.

Оно не может верить в Бога. Наслаждаться искусством. Убивать, судить, пытать и казнить друг друга. Развивать технику и технологии. Хоронить и заботиться о могилах.

Вести научные изыскания. Разрушать творения друг друга. Заключать общественные договоры, соблюдать или нарушать их. Эксплуатировать и грабить. Поздравлять с днем рождения и праздниками.

Оно не способно пользоваться вилкой и горшком, соблюдать этикет и ритуал. Иметь понятия чести, стыда и совести. Культивировать растения и скот. Обмениваться товарами. Изобретать и творить.

Международный круглый стол «Трансформация исторической памяти в региональном пространстве»

Процесс, в котором индивидуальность формируется под влиянием ее культурной обстановки, есть очеловечение. Индивидуальный биологический организм недостаточен для очеловечения человека.

Невозможно преувеличить власть и влияние культуры на человеческое существо.

Новорожденный — только кандидат в человека. Исторически накопленная культура обеспечивает для индивида второе, культурное, собственно человеческое, рождение.

Культура сильнее, чем смерть. Самим фактом своего длящегося существования культура дает человеку энергетическое бессмертие, а идеей вечной жизни — бессмертие его душе.

Воспитательно-образовательная сущность культуры. Культурное поведение есть результат усвоения образцов, которые могут быть приобретены и переданы от одного индивида и поколения к другим. Сущность этих образцов — значения и смыслы, которые нельзя постигать одними чувствами. Культура — искусственная окружающая среда, существование которой обусловлено способностью людей к передаче и восприятию символов.

Культура — сложное целое. Она включает в себя язык, идеи, верования, обычаи, законы, учреждения. А также инструменты, методы, произведения искусства, ритуалы, церемонии. И, конечно, способности и привычки, приобретенные человеком.

Культура существует только благодаря возможности ее накапливать и изменять. Эта возможность предопределена обучаемостью и воспитуемостью людей, с одной стороны, и усвояемостью культуры индивидом — с другой.

Инкультурация может должным образом быть расценена как процесс, которым социокультурная система внедряется в восприимчивого ребенка. Именно этот процесс делает возможным существование социума, очеловечение ребенка и непрерывность культуры.

С давних пор человек должен был убедиться в слепоте и недостаточности инстинктов для сохранения жизни и продолжения рода. Он выработал известные правила физической, духовной и умственной гигиены. Функция образования человека — его воспитания и обучения — в том и состоит, чтобы помочь людям усвоить эти правила.

Исследовательская Программа Аудитории 2022. Q&A

Природные задатки человека могут проявиться в нем и актуализироваться исключительно только благодаря воспитанию, упражнению, обучению, испытанию трудностями в новых и новых ситуациях. «Соавторами» природы в становлении человека человеком выступают все процессы социализации, инкультурации, научения — присвоения индивидом культурно-исторического опыта людей. Образование, т.е. помощь человеку в ускоренном и углубленном, системном и целенаправленном усвоении культуры, также является средством социализации.

Способность воспринимать и транслировать культуру входит в число фундаментальных свойств человека. Она варьируется в весьма широких границах. Эти степени индивидуальных различий представляют для педагогической антропологии первостепенный интерес. Равно как и факторы созревания и колебаний основополагающих способностей, способы их развития.

По своей природе личность поэтапно развиваема, пластична, изменчива; ее развитие протекает как сложное взаимодействие разворачиваемых во времени внутренних и внешних программ. Внутренние, наследуемые, программы обеспечивают воспитуемость и обучаемость человека, а внешние — средовые, культурные — его воспитание и обучение.

Формирование личности невозможно, на самом деле существует только становление личности. Личность может только саморазвиваться. Все, что личность приобретает, присваивая культуру, проходит через фильтры неповторимого своеобразия, и эта работа по присвоению культуры может осуществиться личностью только самостоятельно.

Воспитание в силах помочь (или помешать) личности в этом труде самосотворения, оно способно повысить (или понизить) эффективность диалога становящейся личности с миром культуры.

Культурные объекты. Человеческая психика опосредствована культурными объектами.

Культурный объект — это «предмет», созданный человеком для человека. Например, вилка, стол, горшок — простые культурные объекты. С них-то и начинается очеловечение ребенка. Естественный язык или симфония — это сложный культурный объект.

Рассмотрим ложку как культурный объект. В ней воплощена, зашифрована и закодирована колоссальная исторически накопленная культура. Прежде всего, логика. Культура мысли.

Когда ребенок научается пользоваться ложкой правильно, т.е. не просто засовывать ее в рот, как и любой другой существующий в мире предмет, чтобы испытать ее на вкус и податливость еще не существующим зубам. А для того, чтобы с ее помощью есть, питаться.

Ребенок, который расшифровывает заложенную в устройство ложки логику, совершенно не осознаваемо приобретает для себя знания о последовательности событий в мире. Оказывается, сначала нужно пищу почерпнуть ложкой, а потом уж отправить ее в рот, да еще и вместе с пищей! И никак иначе.

Культурный объект ложка — вещь страшно хитрая. В самом ее устройстве опредмечена вся предшествующая изобретению ложки премудрость человечества. Эстетическая, гигиеническая, технологическая.

Современная столовая ложка с закругленной ручкой появилась сравнительно недавно — около 1760 г.

Культурный объект воплощает в себе колоссальный опыт мириад живших до нас людей. И когда новый жилец Земли научается пользоваться культурным объектом, он распредмечивает этот исторически накопленный опыт. То есть присваивает, делает своей культуру, опредмеченную в вещах, которые созданы человеком для человека.

Читайте также:
Программа чтоб игры не лагали

Благодаря туалетному (горшковому) воспитанию ребенок делает колоссальный рывок в своем развитии. Он «оцивилизовывается». Правильно пользоваться горшком — значит распредметить колоссальную культуру, воплощенную в устройстве этого культурного объекта.

Опредмечивание—распредмечивание. Чтобы стать человеком, надобно распредметить множество всевозможных культурных объектов разной степени сложности.

Но и этого мало. Нужно еще учиться опредмечиваться.

Когда человек мастерит стол, он вкладывает в этот культурный объект свои знания, мастерство, искусство, ремесло. Он отчасти превращается в этот стол. Он опредмечивает в нем свои способности, опредмечивается.

Сущность человека — в непрерывном распредмечивании и опредмечивании культурных объектов.

Опредмечиваясь, человек развивает свои сущностные силы. Он совершенствуется.

Распредмечивание одних и тех же культурных объектов и опредмечивание способностей в них может происходить с разной глубиной.

Например, если я научился просто включать и выключать телевизор, то я распредмечиваю его поверхностно. Если же я могу починить телевизор, а потом собрать его так, чтобы не осталось лишних деталей, то я распредмечиваю его с гораздо большей глубиной и отчасти опредмечиваюсь в нем.

Но если я могу сконструировать, а то и собрать новый телевизор, это значит, что я распредметил этот культурный объект с очень большой степенью глубины. Глубоко усвоив принципы его устройства, я в силах глубоко опредметить в нем мои знания и умения.

Человек настолько человек, насколько он способен опредметиться. А для этого ему необходимо предварительно распредметить энное число культурных объектов.

И потому круг вещей, в который я опредмечиваюсь, характеризует меня как человека.

Если я читаю лекции, то я лектор. Если я читаю плохие лекции, я плохой лектор. Если я умею сталкивать людей лбами и устраиваю подлости, значит, я подлец.

Человек есть то, что он делает.

Этот непрерывный процесс распредмечивания и предопределяет собой процесс приобретения способ ностей, т.е. овладение способ ами деятельности.

Когда ребенок делает «пи-пи» и «а-а» где и когда ему захочется, и его никто не поправляет, никакого воспитания и нет. А когда с ним производят операции, которые называются туалетным воспитанием, начинается собственно воспитание. Оно заключается в том, что ребенок научается пользоваться культурным объектом. И он делает колоссальный рывок в своем человеческом развитии.

Человек есть сплошной поток распредмечиваний и опредмечиваний культурных объектов. Если я чего-то не знаю, положим, голландского языка, и изучаю его, я распредмечиваю культурный объект под названием «голландский язык». Научившись им пользоваться, я его распредметил, и, пользуясь им, я опредмечиваюсь в нем.

Человек жив исторически накопленной культурой, которую он присваивает, научаясь пользоваться культурными объектами. Правильно ими пользоваться.

Человек становится человеком благодаря присвоенной им части культуры. Но он не может этого сделать непосредственно. Он приобретает ее через культурные объекты — предметы, орудия и знаковые системы.

Знаковые системы суть величайшие по значимости культурные объекты.

Источник: vuzlit.com

Исследовательские программы в обществознании (натуралистическая, культурно-историческая, социопсихологическая, социологизм, материалистическое понимание истории)

Программы научного исследования общества начали появляться лишь в XIX веке, когда естественные науки имели уже двухвековой опыт развития. Естественно, предпринимались попытки использовать для изучения общества средства и методы, подобные тем, которые утвердились в естествознании и воспринимались как атрибуты научности вообще. Вместе с тем, требовалось адаптировать понятие и критерии научности применительно к специфике общества как особого объекта познания.

В XIX–XX веках в обществознании появились различные научно-исследовательские программы, т. е. направления, опирающиеся на те или иные фундаментальные идеи и методологические принципы.

Натуралистическая программа (натурализм) в обществознании — это воззрения и концепции, предполагающие, что общество является частью природы, что оно подчиняется естественным причинам и закономерностям, а потому его нужно изучать с помощью методов и средств, применяемых в естественных науках. К натуралистическим относятся теории, которые объясняют развитие и структуру общества такими природными факторами, как климатические условия, географическая среда, биологические и расовые особенности людей и т. д. В социологии XIX– начала XX веков натурализм был представлен концепциями социального органицизма (Г. Спенсер, А. Э. Шеффле и др.) и социального дарвинизма (Л. Гумплович, У. Г. Самнер и др.). Сторонники этих направлений объясняли функционирование и развитие общества по аналогии с биологическим организмом или биологической эволюцией.

Культурно-историческая школа — направление в искусствознании, которое основал в середине XIX века Ипполит Тэн (1828–1893), французский философ, историк и социолог искусства. Он использовал гегелевское понятие «дух времени» для объяснения социокультурных явлений. По Тэну, особенности произведений искусства обусловливают три фактора: раса, среда и момент.

То есть художественные произведения выражают дух народа, (1) обладающего своеобразным темпераментом, (2) живущего в определенных природных условиях (3) в определенные исторические моменты его существования. Сторонники культурно-исторической школы стремились осуществить в сфере гуманитарного познания позитивистский идеал научности: руководствоваться фактами, обеспечивать доказательность, логическую строгость в объяснении явлений искусства. Главный метод исследования — историзм. К исследованию художественных произведений применялись естественнонаучные принципы, генетический

подход. И. Тэн проводил аналогию между дарвиновским естественным отбором и развитием искусства: в определенных общественных условиях одни явления искусства умирают, другие выживают и множатся.

Социопсихологическая программа (психологическое направление в социологии, социологический психологизм и т. п.) — множество социологических концепций, опирающихся на данные психологии. Это направление образовалось в конце XIX– начале XX веков на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научных дисциплин (логики, теории познания, истории, экономики, права, эстетики и т. п.). В дополнение к биолого-натуралистическим теориям оно потребовало учета общественных, групповых и индивидуальных психических факторов. В становлении и развитии социопсихологической программы видную роль сыграли Г. Лебон (1841–1931), Г. Тард (1843–1904), Дж. Уорд (1843–1925), А. В. Смол (1854–1926), Ч. Х. Кули, (1864–1929), Л. И. Петражицкий (1867–1931), У. Мак-Дугалл (1871–1938) и др.

Читайте также:
Программы для того чтобы сделать видео из фотографий и музыки на компьютере

Социологизм — философско-социологическая концепция, возникшая в конце XIX века, утверждающая приоритет социальной реальности и социологических методов в объяснении существования человека и его среды. Онтологический аспект социологизма состоит в утверждении, что социальная реальность автономна по отношению к другим видам реальности, особенно биологической и психической, а также что общество является вне- и надындивидуальной реальностью (такая позиция называется «социальным реализмом»). Методологический аспект социологизма заключается в признании, что социология — самостоятельная наука со своими методами, независимая от других наук, в том числе от биологии и психологии, а также — в «социологическом экспансионизме» (или «социологическом империализме»), т. е. в стремлении растворить другие науки в социологии. Идеи социологизма разрабатывались в трудах Э. Дюркгейма (1858–1917), Л. Гумпловича (1838–1909), О. Шпана (1878–1950) и др.

Материалистическое понимание истории (исторический материализм) — марксистская теория общества и методология его познания. Важнейший принцип этой теории: материальная жизнь общества (общественное бытие) первична по отношению к общественному сознанию.

Способ материального производства рассматривается как основа общественной жизни, определяющая, в конечном счете, характер общества и направление исторического процесса. Общество на определенном этапе его развития — это общественно-экономическая формация, «социальный организм», специфика которого обусловлена, прежде всего, производственными отношениями, составляющими базис формации. Необходимость перехода от одной общественно-экономической формации к другой определяется законом соответствия производственных отношений производительным силам. Движущей силой развития антагонистического общества является классовая борьба.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Культурно-исторические программы

Вне взаимодействия с обществом, с исторически накопленной человечеством культурой дитя вида homo sapiens не развивается в человека разумного.

Это с абсолютной ясностью показывают строго запротоколированные случаи выживания детей в природных условиях без контакта с людьми. В этом случае, вырастая, дитя человеческое не обретает специфически человеческих характеристик.

Признаки, отделяющие человека от высших животных. Выросшее вне социума дитя не приобретает самосознания, прямохождения, способностей смеяться, разговаривать, трудиться.

Оно не может верить в Бога. Наслаждаться искусством. Убивать, судить, пытать и казнить друг друга. Развивать технику и технологии. Хоронить и заботиться о могилах. Вести научные изыскания. Разрушать творения друг друга.

Заключать общественные договоры, соблюдать или нарушать их. Эксплуатировать и грабить. Поздравлять с днем рождения и праздниками.

Оно не способно пользоваться вилкой и горшком, соблюдать этикет и ритуал. Иметь понятия чести, стыда и совести. Культивировать растения и скот. Обмениваться товарами. Изобретать и творить.

Процесс, в котором индивидуальность формируется под влиянием ее культурной обстановки, есть очеловечение. Индивидуальный биологический организм недостаточен для очеловечения человека.

Невозможно преувеличить власть и влияние культуры на человеческое существо.

Новорожденный – только кандидат в человека. Исторически накоплен­ная культура обеспечивает для индивида второе, культурное, собственно человеческое, рождение.

Культура могущественнее отдельной жизни и вбирает их в себя.

Культура сильнее, чем смерть. Самим фактом своего длящегося существования культура дает человеку энергетическое бессмертие, а идеей вечной жизни – бессмертие его душе.

Воспитательно-образовательная сущность культуры. Культурное поведение есть результат усвоения образцов, которые могут быть приобретены и переданы от одного индивида и поколения к другим. Сущность этих образцов – значения и смыслы, которые нельзя постигать одними чувствами. Культура – искусственная окружающая среда, существование которой обусловлено способностью людей к передаче и восприятию символов.

Культура – сложное целое. Она включает в себя язык, идеи, верования, обычаи, законы, учреждения. А также инструменты, методы, произведения искусства, ритуалы, церемонии. И, конечно, способности и привычки, приобретенные человеком.

Культура существует только благодаря возможности ее накапливать и изменять. Эта возможность предопределена обучаемостью и воспитуемостью людей, с одной стороны, и усвояемостью культуры индивидом – с другой.

Инкультурация может должным образом быть расценена как процесс, которым социокультурная система внедряется в восприимчивого ребенка. Именно этот процесс делает возможным существование социума, очеловечение ребенка и непрерывность культуры.

С давних пор человек должен был убедиться в слепоте и недостаточности инстинктов для сохранения жизни и продолжения рода. Он выработал известные правила физической, духовной и умственной гигиены. Функция образования человека – его воспитания и обучения – в том и состоит, чтобы помочь людям усвоить эти правила.

Природные задатки человека могут проявиться в нем и актуализироваться исключительно только благодаря воспитанию, упражнению, обучению, испытанию трудностями в новых и новых ситуациях. «Соавторами» природы в становлении человека человеком выступают все процессы со­циализации, инкультурации, научения – присвоения индивидом культурно-исторического опыта людей. Образование, т.е. помощь человеку в ускоренном и углубленном, системном и целенаправленном усвоении культуры, также является средством социализации.

Способность воспринимать и транслировать культуру входит в число фундаментальных свойств человека. Она варьируется в весьма широких границах. Эти степени индивидуальных различий представляют для педагогической антропологии первостепенный интерес. Равно как и факторы созревания и колебаний основополагающих способностей, способы их развития.

Читайте также:
Как удалить программу компас

По своей природе личность поэтапно развиваема, пластична, изменчива; ее развитие протекает как сложное взаимодействие разворачиваемых во времени внутренних и внешних программ. Внутренние, наследуемые, про­граммы обеспечивают воспитуемость и обучаемость человека, а внешние – средовые, культурные – его воспитание и обучение.

Формирование личности невозможно, на самом деле существует только становление личности. Личность может только саморазвиваться. Все, что личность приобретает, присваивая культуру, проходит через фильтры не­повторимого своеобразия, и эта работа по присвоению культуры может осуществиться личностью только самостоятельно.

Воспитание в силах помочь (или помешать) личности в этом труде самосотворения, оно способно повысить (или понизить) эффективность диалога становящейся личности с миром культуры.

Культурные объекты. Человеческая психика опосредствована культурными объектами.

Культурный объект – это «предмет», созданный человеком для человека. Например, вилка, стол, горшок – простые культурные объекты. С них-то и начинается очеловечение ребенка. Естественный язык или симфония – это сложный культурный объект.

Рассмотрим ложку как культурный объект. В ней воплощена, зашифрована и закодирована колоссальная исторически накопленная культура. Прежде всего, логика. Культура мысли.

Когда ребенок научается пользоваться ложкой правильно, т.е. не просто засовывать ее в рот, как и любой другой существующий в мире предмет, чтобы испытать ее на вкус и податливость еще не существующим зубам. А для того, чтобы с ее помощью есть, питаться.

Ребенок, который расшифровывает заложенную в устройство ложки логику, совершенно не осознаваемо приобретает для себя знания о последовательности событий в мире. Оказывается, сначала нужно пищу почерпнуть ложкой, а потом уж отправить ее в рот, да еще и вместе с пищей! И никак иначе.

Культурный объект ложка – вещь страшно хитрая. В самом ее устройстве опредмечена вся предшествующая изобретению ложки премудрость человечества. Эстетическая, гигиеническая, технологическая.

Современная столовая ложка с закругленной ручкой появилась сравнительно недавно – около 1760 г.

Культурный объект воплощает в себе колоссальный опыт мириад живших до нас людей. И когда новый жилец Земли научается пользоваться культурным объектом, он распредмечивает этот исторически накопленный опыт. То есть присваивает, делает своей культуру, опредмеченную в вещах, которые созданы человеком для человека.

Благодаря туалетному (горшковому) воспитанию ребенок делает колоссальный рывок в своем развитии. Он «оцивилизовывается». Правильно пользоваться горшком – значит распредметить колоссальную культуру, воплощенную в устройстве этого культурного объекта.

Опредмечивание–распредмечивание. Чтобы стать человеком, надобно распредметить множество всевозможных культурных объектов разной степени сложности.

Но и этого мало. Нужно еще учиться опредмечиваться.

Когда человек мастерит стол, он вкладывает в этот культурный объект свои знания, мастерство, искусство, ремесло. Он отчасти превращается в этот стол. Он опредмечивает в нем свои способности, опредмечивается.

Сущность человека – в непрерывном распредмечивании и опредмечивании культурных объектов.

Опредмечиваясь, человек развивает свои сущностные силы. Он совершенствуется.

Распредмечивание одних и тех же культурных объектов и опредмечивание способностей в них может происходить с разной глубиной.

Например, если я научился просто включать и выключать телевизор, то я распредмечиваю его поверхностно. Если же я могу починить телевизор, а потом собрать его так, чтобы не осталось лишних деталей, то я распредмечиваю его с гораздо большей глубиной и отчасти опредмечиваюсь в нем.

Но если я могу сконструировать, а то и собрать новый телевизор, это значит, что я распредметил этот культурный объект с очень большой сте­пенью глубины. Глубоко усвоив принципы его устройства, я в силах глубоко опредметить в нем мои знания и умения.

Человек настолько человек, насколько он способен опредметиться. А для этого ему необходимо предварительно распредметить энное число культурных объектов.

И потому круг вещей, в который я опредмечиваюсь, характеризует меня как человека.

Если я читаю лекции, то я лектор. Если я читаю плохие лекции, я плохой лектор. Если я умею сталкивать людей лбами и устраиваю подлости, значит, я подлец.

Человек есть то, что он делает.

Этот непрерывный процесс распредмечивания и предопределяет собой процесс приобретения способностей, т.е. овладение способами деятельности.

Когда ребенок делает «пи-пи» и «а-а» где и когда ему захочется, и его ни­кто не поправляет, никакого воспитания и нет. А когда с ним производят операции, которые называются туалетным воспитанием, начинается собственно воспитание. Оно заключается в том, что ребенок научается пользо­ваться культурным объектом. И он делает колоссальный рывок в своем че­ловеческом развитии.

Человек есть сплошной поток распредмечиваний и опредмечиваний культурных объектов. Если я чего-то не знаю, положим, голландского языка, и изучаю его, я распредмечиваю культурный объект под названием «голландский язык». Научившись им пользоваться, я его распредметил, и, пользуясь им, я опредмечиваюсь в нем.

Человек жив исторически накопленной культурой, которую он присваивает, научаясь пользоваться культурными объектами. Правильно ими пользоваться.

Человек становится человеком благодаря присвоенной им части культуры. Но он не может этого сделать непосредственно. Он приобретает ее через культурные объекты – предметы, орудия и знаковые системы.

Знаковые системы суть величайшие по значимости культурные объекты.

Вопросы и задания

1. Какие свойства и качества человека определяются биологическими программами его развития, а какие культурно-историческими?

2. Какова роль активности самого человека в реализации биологических и культурно-исторических программ его развития?

3. Каким образом можно управлять развитием человека?

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru