В настоящее время на Западе термин «досуг» употребляется вместо термина «свободное время». Это во многом определяется происхождением данного научного понятия. Так, от латинского слова «liсere», означавшего «быть дозволенным, разрешенным», происходят английское «leisure» (свобода в выборе действий) и французское «loisir» (свободное время).
В русском языке слово «досуг» употреблялось уже в XV веке, тогда как выражение «свободное время» появилось лишь в начале XX века. Время культуры и культурное пространство: Сборник тезисов докладов межд. научно-практ. конф-ции / Под ред. Т.Г.Киселевой, В.И.Черниченко. М.: МГУКИ, 2000. — 353 с.
Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность чего-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. — М., 2006.
Культурно-досуговая деятельность как эффективное ср-во развития личности | Видеолекции | Инфоурок
В толковом «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля читаем: «Досуг — свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела». Следовательно, уже в XIX веке слово «досуг» имело современное нам толкование. Об этом говорят и употребляемые в то время пословицы, приводимые В.И. Далем: «Был бы друг, будет и досуг», «Работе время, а досугу час» и др. Тульчинский Г.Л.
Менеджмент в сфере культуры. СПб: Лань,2001.
Но здесь же мы находим и иное значение этого слова, образованное от того же корня: «Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, умелый, хороший мастер своего дела или мастер на все руки».
Близкое толкование слова «досуг» мы находим и в современном словаре русского языка С.И. Ожегова: «Досуг — свободное от работы время. В часы досуга. На досуге (когда свободен). Провести свой досуг с пользой».
Таким образом, на основании этимологии самого понятия «досуга», вряд ли правомерно отождествлять его с бездельем. Такой вывод можно проиллюстрировать русской народной пословицей «Не учи безделью — учи рукоделью», которая указывает на возможность соединения труда и отдыха, развлечения, на ценность пространства свободного времени, досуга. Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. Л.: Знание, 1983.
Обобщая многочисленные определения понятия досуга, и, опираясь на собственный опыт, можно попытаться сформулировать общие положения культурно-досуговой деятельности, дать определение понятию досуг. Прежде всего отметим, что культурный досуг является не только средством борьбы с негативными поступками людей, но он способен сформировать в обществе достойную культурно-досуговую среду.
Известно, например, что потребление бытовых услуг характеризуется стремлением минимизировать время, затрачиваемое на него, желанием совместить его с другими видами занятий. Избирательный досуг предполагает другое отношение. Он не может быть случайным, он становится основной целью.
ОП Культурно-досуговая работа
Здесь исчезает желание минимизировать время, ибо идет интересный событийный духовный процесс, в который человек погружается полностью. Отличительным качеством культурного досуга является его эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую форму занятий душевные переживания. Досуговая социально-культурная сфера, кроме того, дает субъекту возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий. Время культуры и культурное пространство: Сборник тезисов докладов межд. научно-практ. конф-ции / Под ред. Т.Г.Киселевой, В.И.Черниченко. М.: МГУКИ, 2000. — 353 с.
Культурно-досуговая деятельность — это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме. Культурно-досуговая деятельность функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата. Формы, методы и средства культурно-досуговой деятельности присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой. Поэтому культурно-досуговая деятельность рассматривается нами целостно, в виде исторически конкретной системы в единстве всех культурных институтов и особой структуры художественного сознания, обусловленной общим социокультурным контекстом современности.
Источник: studwood.net
Тема 9. Технология подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий
1. Понятия «культурно-досуговая деятельность», «культурно-досуговая программа». Виды культурно-досуговых программ.
2. Технологии в социально-культурной деятельности.
3. Специфика подготовки и проведения культурно-досуговой программы.
4. Технология организации и проведения КТД.
1. Журлова, И.В. Педагогика: Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся: курс лекций / И. В. Журлова. – Мозырь : УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2008. – С..
2. Завадская, Ж.Е. Формы воспитательной работы с учащейся молодежью: методика подготовки и проведения: учеб.-метод. пособие / Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко. – Минск: Современная школа, 2010. – 352 с.
3. Козловская, Л.И. Культурно-досуговая программа в работе с подростками / Л.И. Козловская, Т.П. Бирюкова // Пазашкольнае выхаванне. – 2010. – № 6. – С. 31–36.
4. Культурно-досуговые программы в структуре социокультурной деятельности // Социальная педагогика / В.Н. Наумчик [и др.]. – Минск: Четыре четверти, 2007. – С. 43–51.
1. Понятия «культурно-досуговая деятельность», «культурно-досуговая программа». Виды культурно-досуговых программ.
Важным направлением социальной политики Беларуси является социально-культурная деятельность. Она отражает цели и функции государственной политики в области культуры и досуга, определяет пути, методы, средства их реализации в условиях развернувшихся в обществе процессов. Социокультурная деятельность – самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и инкультурации людей. Как известно, социокультурная деятельность имеет свои характерные черты: она пронизывает всю социальную жизнь каждого человека, отражая те или иные специфические особенности его возраста.
Можно сказать, что социокультурная деятельность сегодня непосредственно вторгается в жизнь социальной Т т практики выступает как гарант сохранения, развития, освоения культурных ценностей. Кроме того, она призвана поддерживать формирование благоприятного человеческого социума, заботиться о духовно-нравственном здоровье человека, его само- познании и формировании ценностных ориентаций.
Многим импонирует социальный работник, принимающий близко к сердцу горе другого человека, обогащающий талант душевного сочувствия. Творчество – состояние души, повседневная деятельность, проявляющаяся в границах его профессиональной работы. Вся его профессия носит творческий харак- тер, отвечающий такому понятию, по выражению К.А. Тимирязева, как «вечная триада истины, добра и красоты».
В настоящее время в социокультурной деятельности наблюдается интенсивный поиск инновационных форм организации досуга детей, молодежи, семьи, людей пожилого возраста, инвалидов, что составляет содержательную основу культурно-досуговой деятельности.
Культурно-досуговая деятельность – деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (в составе студий, кружков, любительских объединений) в сфере досуга. В основе К.-д. д. лежат принципы:
- добровольности и общедоступности;
- нравственной обусловленности;
- дополнения и обогащения духовных ценностей личности в разных сферах жизнедеятельности;
- единства информационно-логического и эмоционально-образного влияния на сознание, чувства и поведение личности;
- эстетизации досуга.
Под формами (программами) культурно-досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждениях культуры, по месту жительства.
Культурно-досуговая программа – это универсальная, синтетическая и всеобъемлющая форма художественного моделирования, разыгрываемая перед публикой. Она обращена к людям через механизм их чувственного восприятия и допускает в известных ситуациях их непосредственное вовлечение в сценическое действие. При этом каждый индивид выступает одновременно и как автор, и как зритель. Следует отметить, что культурно-досуговые программы проводятся социальными педагогами, организаторами воспитательной работы не только в учреждениях культуры, но и в рекреационно-оздоровительных центрах, внешкольным учреждениях, центрах реабилитации инвалидов, музеях, общежитиях и т.д. Аудитория, с которой работают социальные педагоги, достаточно многообразна – это дети, молодежь, семьи, пенсионеры, люди с физическими особенностями, «трудные» подростки, люди «группы риска», люди, нуждающиеся в правовой защите, матери-одиночки, ветераны войны и труда, безработные, беженцы и вынужденные переселенцы.
Используемые в учреждениях образования культурно-досуговые программы, как правило, направлены на удовлетворение потребностей детей, подростков и юношества в образовании, отдыхе, релаксации, общении путем организации их содержательного досуга с учетом их интересов, индивидуальных и возрастных особенностей развития через различные направления культурно-досуговой деятельности.
Обязательное условие досуговой программы – наличие образовательного аспекта, т.е. в результате ее освоения ребенок должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, а также приобрести социальный опыт.
Многолетние наблюдения за организацией и проведением досуговых программ показывают, что на их выбор и активность аудитории существенное влияние оказывают принадлежность человека к определенной социальной группе, его культурные предпочтения, условия и образ жизни, досуговая квалификация организатора программы и возможность удовлетворения им досуговых интересов и потребностей. В этой связи назрела необходимость рассмотреть виды и классификацию досуговых программ, особенности их содержания и средств эмоционального воздействия.
Сюжетно-игровые программы – комплекс разнообразных игр, объединенных сюжетом. В них преобладают разнообразные игры: подвижные, интеллектуальные, игры-драматизации, аттракционы, аукционы. В практике организации досуговой деятельности игровые программы являются частью праздников, обрядов, в другом случае они представляют игровой досуговый жанр. Игровой жанр – это театр, в котором нет кулис и занавеса, театр без рампы, в котором артист общается без декораций и грима, а публика – без театральных кресел.
Разновидностью сюжетно-игровых программ выступает разовая игровая программа, которая не требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые детям игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от возраста участников.
Описанием такой программы служит сценарный план, предусматривающий определенную последовательность игр и интеллектуальных творческих заданий. Наиболее популярный тип разовой игровой программы в ДДТ – это сеансы игротеки «Всегда всем весело».
Конкурсно-развлекательные программы состоят из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности. С одной стороны, конкурсно-развлекательные программы требуют от организаторов создания оригинальных конкурсов, а от участников – общей эрудиции, художественно-исполнительских способностей, физической ловкости, сообразительности и изобретательности. С другой стороны, ведущий должен создать эффективные формы контакта со зрителями.
Разновидностью конкурсно-развлекательных программ является конкурсно-игровая программа по заданной тематике, которая используется в практике ДДТ в двух видах.
Первый вид предполагает, как правило, предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры, творческие встречи, совместные акции детских объединений определенного профиля (инструменталисты, прикладники, танцоры) и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит именно в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей. Примерами подобных программ в Центрах творчества детей и молодежи г. Мозыря являются «Музыкальная гостиная», включающая в себя выступления детей инструменталистов, перемежающихся интеллектуально-творческими конкурсами, рассказами об истории музыки; художественные акции студий декоративно-прикладного творчества, в которых дети из разных объединений после некоторого периода подготовки создают единую художественную инсталляцию на определенную тему. К подобному виду программ относятся и встречи, вечера, «огоньки», клубные дни, проводимые внутри детских объединений ЦТД и М в течение и по итогам учебного года.
Второй вид конкурсно-игровых программ по заданной тематике требует предварительной подготовки организаторов, но не участников. В отличие от разовых игровых программ, данные программы четко ориентированы на определенную тему и проводятся в форме как уже годами отработанных, так и новых экспериментальных игровых моделей. Образовательный и воспитательный смысл этих программ – в создании атмосферы, способствующей яркому творческому проявлению, раскрепощению каждого участника, овладению навыками творческого общения, умению реализовать свой творческий потенциал как индивидуально, так и в коллективе (команде). К участию в программах привлекаются дети района и учащиеся детских объединений ДДТ. Детский и педагогический коллектив ДДТ постоянно использует в своей деятельности следующие разновидности данного типа программ:
Информационно-дискуссионные программы включают новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению. Педагогическая эффективность их зависит, прежде всего, от их содержания, которое черпается из обширного проблемного поля современной жизни. Драматургии информационно-дискуссионных программ присущи оперативность отклика на события в реальной жизни, связь используемых в программе фактов, документов, событий, как с проблемами мирового, глобального характера, так и с местным материалом.
Фольклорные программы, включающие народные игры, песни, танцы, хороводы, обряды, пословицы, поговорки, загадки, частушки. В сюжет этих программ вводятся персонифицированные образы, например, Несцерка, Лявошха, гаспадар, гаспадыня. Эти программы включают мощный пласт самобытного народного искусства. Они позволяют связать прошлое с сегодняшним днем, показать ответственность молодого поколения за сохранение и продолжение лучших традиций нашего народа.
Шоу-программы, состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления. Они занимают заметное место среди других жанров культурно-досуговых программ. Им характерны разнообразные эффектные зрелища, музыка, световое оформление, театрализация и т.д. Благодаря этому они обладают неповторимой эстетической привлекательностью, дают возможность показать людям образцы красоты, силы, ловкости, смелости, продемонстрировать безграничные возможности физического и интеллектуального развития человека. Разновидностью шоу-программ являются ток-шоу, в процессе которых на глазах у зрителей происходит обсуждение актуальных проблем.
Разновидностью такого вида программ является следующие: 1) шоу-игра, которая может посвящаться как календарным тематическим праздникам, так и различным событиям культурной жизни (юбилеям писателей, тематическим неделям, ярким событиям, происходящим в округе, городе); 2) игра-спектакль (театрализованная игра), в которой сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля и дальнейшее развитие событий; 3) зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное шоу и др.), характеризующееся наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя – юного певца, танцора, спортсмена выступление – всегда волнение, душевный подъем. Очень важно воспитать у детей зрительскую культуру – умение спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников.
Праздники – особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей. Развлечения могут свободно выбираться участниками или же могут следовать друг за другом, одновременно для всех.
Праздничные программы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся: фестивали детского творчества, слеты, театрализованные представления, гулянья, карнавальные шествия, тематические недели, дни, смотры, конкурсы, приветствия, презентации, церемонии, творческие отчеты и др.
Не претендуя на исчерпывающую классификацию программ, следует отметить актуальность предложенного варианта для практики социокультурной деятельности. Опыт показывает, что социальные педагоги нередко сталкиваются с трудностями в творческом процессе создания оригинальных моделей досуговых программ. Разнообразие этих программ требует от социального педагога знаний, умений и навыков их творческого использования.
Многие досуговые программы, проводимые социальными педагогами, не всегда удовлетворяют возросшим культурным запросам аудитории. Мы разделяем мнение B.C. Садовской – доктора педагогических наук, автора многих работ по социокультурной деятельности, о необходимости создания технологии моделирования программ, в основе которой лежит воспроизводство творческих способностей и творческой активности личности
Длительная досуговая программа. В качестве форм реализации длительной досуговой программы могут использоваться все перечисленные выше типы досуговых программ – игровые, конкурсные, праздничные; последние могут входить в нее в качестве составных элементов-подпрограмм. Ее отличие в том, что она рассчитана на постоянный состав участников (учебная группа, клуб и т.д.) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, а то и в течение года и более.
Обязательное правило такой программы – наличие четких этапов, каждый из которых начинается и заканчивается ярким событием. Примером могут служить предметные недели, «робинзонады», ситуационно-ролевые игры «с погружением».
Длительная досуговая программа должна носить выраженный образовательный характер.
Источник: studfile.net
Особенности культурно – досуговых программ
Культурно-досуговые программы – это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме.
Культурно-досуговая программа – это универсальная, синтетическая и всеобъемлющая форма художественного моделирования (или форма досуговой деятельности), разыгрываемая перед публикой. Она обращена к людям через механизм их чувственного восприятия и допускает в известных ситуациях их непосредственное вовлечение в сценическое действие. При этом каждый индивид выступает одновременно и как автор, и как зритель.
Культурно-досуговые программы – это всегда инновации, так как в досуговой сфере программа не может долго оставаться эксклюзивной в связи с развитием этой сферы, и мгновенными действиями конкурентов.
Однако происходящие изменения необходимо рассматривать не только в отношении форм или содержания видов досуговой деятельности, но и тех условий, которые влияют на их трансформацию. В этой связи можно говорить об инновациях всей социокультурной ситуации в сфере досуга людей.
У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.
В сегодняшней социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала личности и общества в целом.
Культурно-досуговая программа несет в себе целью коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программа). Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения – познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой. Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории.
В культурно-досуговых программах особое значение имеет творческая деятельность организаторов. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.
Важнейшими компонентами культурно-досуговых программ выступают люди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качестве ее субъектов.
Совершенствование культурно-досуговых программ во многом зависит от умения и способностей сценаристов разрабатывать и реализовывать сценарии различных культурно-досуговых программ. Создание сценария — это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение. Культурно-досуговая программа, организованная и проведенная по сценарию, производит впечатление ясного и завершенного целого.
Каждая культурно-досуговая программа содержит в себе элемент конструкции, построения, обусловливая тем самым композиционную организацию сценарного материала.
Особенности культурно – досуговых программ
Понимание особенностей культурно-досуговых программ определяет необходимость уяснения общих отличий культурно-досуговой программы, например, от образовательной программы дополнительного образования. Эти отличия состоят в следующем:
· овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии с взрослыми и детьми в досуговое время;
· источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так сами дети и их родители;
· в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций – организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри.
Дата добавления: 2021-01-20 ; просмотров: 59 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net