Авторы учебника: Т.Г. Васильева, канд. пед. наук, доцент (Разд. Н, Гл. 2, §5); Ю.Г. Волков, канд. пед. наук, доцент (Разд.
II, Гл. 5, §2); В.А. Волобуев, канд. пед. наук, доцент, В.Г. Кузнецов, канд. пед. наук, профессор (Разд. II, Гл. 6, §1); С.Н. Громов, канд. пед. наук, доцент (Разд. II, Гл. 6, §§2-4); Е.Г.
Доронкина, канд. пед. наук, докторант (Разд. III, Гл. 3, §§1,2); А.Д. Жарков, доктор пед. наук, профессор (Разд. I, Гл.
2, §§ 1-3; Разд. II, Гл. 1, §§ 1,2, Гл. 3, §1, Гл. 4, §§1, 4; Заключение); Л.С. Жаркова, канд. пед. наук, доцент (Разд.Н, Гл. 2, §§1-3); Л.С. Жаркова, А.Д.
Жарков (Разд. II, Гл. 3, §§2,3); ЕМ. Клюско, канд. филос. наук, доцент (Разд. I, Гл. 1, §§1,5); Е.В. Кощеева, научн. сотруд., ЕМ. Клюско (Разд.
I, Гл. 1, §2); В.И. Кислицкий, канд. пед. наук, (Разд. II, Гл. 3, §4); О.А. Ладыченко, канд. пед. наук, доцент (Разд. II. Гл.
4, §5); Г.Я. Никитина, канд. пед. наук, доцент (Разд. I, Гл. 1, §§3,4); Г.Н. Новикова, канд. пед. наук, доцент (Разд. II, Гл.
Лекция 3: «План культурно-досуговой деятельности модернизированной детской библиотеки»
4, §2); С.Н. Ращупкин, канд. искусствовед. (Разд. II, Гл. 2, §4); П. И. Слюсарев, доцент, засл. деят. искусств РФ (Разд. II, Гл. 5, §]); Г.С. Тихоновская, канд. пед. наук, доцент (Разд. II. Гл.
4, §3); В.В. Чижиков, канд. филос. наук (Разд. II, Гл. 1, §§3-5); В.М. Чижиков, канд. пед. наук, профессор (Введение, Разд. III. Гл.
1, §§ 1,2; Гл. 2, §§ 1-5).
Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. — М • МГУК, 1998.
В учебнике рассматриваются история, теория и методика досуга, раскрываются организационно-методические основы деятельности учреждений культуры, технология создания культурно-досуговых программ, основы режиссуры и актерского мастерства, сценарное мастерство, специ-фические^особенности выразительных средств, проблемы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности, профессионального мастерства специалистов.
Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов вузов культуры и искусств, практиков учреждений культуры и досуга.
Введение
Изучение исторического наследия и обобщение накопленного опыта отечественных и зарубежных школ по подготовке специалистов культурно-досуговой деятельности свидетельствуют об огромных резервах в данной сфере деятельности. Чем интенсивнее ведутся поиски конструктивных моделей культурно-досугового процесса, тем большее значение приобретает научный анализ представлений о природе, характере, направленности и перспективах культурного досуга как составной части культуры.
При написании данного учебника авторским коллективом была сделана попытка ввести в научный, методический оборот и обосновать основные положения о развитии досуга, который представляет собой естественный процесс жизнедеятельности человека. Досуг во многом оказывает решающее влияние на развитие культуры общества в целом; вместе с тем он своеобразно отражает ее, что и позволяет специалистам в повседневной практике моделировать общественные явления и события.
Культурно-досуговая деятельность как эффективное ср-во развития личности | Видеолекции | Инфоурок
Проблема перехода культурного досуга из одной формации в другую не является предметом умозрительного теоретического анализа. Крупным шагом в таком формационном процессе стала подготовка специалистов в области досуга в высших учебных заведениях страны. Подготовка профессионалов досуговой деятельности и внедрение в систему культуры методологии, теории и практики досуга как самостоятельного вида деятельности способствуют созданию специальных типов учреждений культуры, развитию новых специфических форм культурно-досуговой практики.
Происходящие в сфере досуга процессы самым активным образом воздействуют на характер и направленность в подготовке специалистов этого вида деятельности, способствуют реорганизации устаревших образовательных структур, подталкивают к созданию новых. На смену культурно-просветительной работе пришла культурно-досуговая деятельность, на смену кафедрам культурно-просветительной работы в вузах культуры и искусства — кафедры культурно-досуговой деятельности, социально-культурной деятельности, народного художественного творчества.
Эти радикальные преобразования обязывают ученых, педагогов, практиков культурно-досуговой деятельности разрабатывать и обосновывать теоретическую базу новых процессов, протекающих в обществе. Предлагаемый вниманию читателей учебник представляет собой коллективный труд ученых кафедры культурно-досуговой деятельности и ведущих кафедр МГУКа как адекватный ответ на происходящие в стране и обществе культурные процессы. Цель этой работы — раскрыть теоретические, методологические и методические проблемы культурно-досуговой деятельности как составной части культуры, ее технологический процесс, показать педагогические приемы и методы обучения специалистов этой сферы.
Досуговые образования по своей природе являются непрерывно развивающимися структурами. Они не могут быть сохранены постоянно, быть статичными и неизменными. Их динамика представляет собой непрерывный процесс перехода от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему. Это состояние формируется и поддерживается как внутренними закономерностями развития культурно-досуговой деятельности, так и общими закономерностями развития культуры общества и мировой цивилизации в целом.
Для отечественных условий досуга характерен процесс соединения в нем интеллекта и мастерства, поиск выхода из порой тупиковых ситуаций. В то же время специфика досуга развитых стран Европы и Америки характеризуется мощной системой, которая предоставляет человеку полный набор досуговых занятий.
Эта всеобъемлющая система получила широкое признание за рубежом как индустрия досуга. Это означает, что досуг в этих странах находится на том уровне, к которому отечественные специалисты стремятся только приблизиться. Но здесь мы не склонны полностью идеализировать зарубежный опыт. Думается, следует исходить из природы возникновения и развития досуговой деятельности, экономических, социальных условий, российского менталитета.
Конструктивную модель досуга, по нашему представлению, следует искать в самой природе и особенностях отечественного досуга. Обращаясь к истории его развития в России, мы обнаруживаем, наряду с монофункциональными очагами досуговой деятельности (спортивные залы, стадионы, игорные дома), и полифункциональные, обладающие полифоничной структурой, которые часто различаются не столько функцией, сколько оттенками форм существования (балаганы, аттракционы и т. д.).
Культурно-досуговая деятельность в нашем обществе является автономным образованием, в то же время она тесно связана с другими видами деятельности: бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической. Здесь наблюдаются наборы разрозненных функциональных зон, внутри которых осуществляется досуговая профессиональная, полупрофессиональная или непрофессиональная деятельность.
В историческом и современном аспектах отчетливо просматриваются различия между организацией досуга в специализированном центре культурной деятельности (театр, концертный зал, картинная галерея) и в некоем неорганизованном пространстве. Культурно-досуговая деятельность в этом случае сопутствует какому-либо другому процессу, а не является самоцелью. В этом смысле актуальными являются слова П.А. Флоренского: «Предпосылка деятельности, все равно, будь то искусство изобразительное или искусство словесное, есть реальность. Мы должны ощущать подлинное существование того, с чем соприкасаемся, чтобы стала возможной культурная деятельность, вплотную признаваемая как потребная и ценная; без этой предпосылки реализма наша деятельность представляется либо внешнеполезной в достижении некоторых ближайших корыстей, либо внешнеразвлекательной, забавной искусственным наполнением времени» 1 .
Иным представляется досуг на специализированных объектах. Скажем, диснейлэнды или парк «Эфтеллинг» (Нидерланды) легко воспринимаются как цель специального посещения (причем на значительный промежуток времени — выходной день), а не как средство бесцельного времяпрепровождения. В этом, на наш взгляд, кроется решение основной проблемы развития отечественного досуга.
Культурный досуг всегда следует рассматривать относительно профессиональной деятельности личности и поведения людей, и тогда концепция досуга обретет истинный смысл, ибо деятельность и поведение образуют собой некоторую упорядоченную целостность, противостоящую известной разреженности досугового пространства.
Формирующееся в настоящее время понимание культурного досуга ориентировано на принципиально новое понимание культуры. В общепринятом бытовом понимании понятие «культура» сегодня трактуется уже не только как культурное потребление. Она рассматривается как живой культурно-творческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам
Мнения ученых относительно понятия досуга неоднозначны. Одни считают досугом просто время, не занятое работой, т.е. свободное время, включающее развлечения, личные занятия, хобби и т.д. Другие социальную организацию свободного времени именно в форме досуга, досуговых занятий. Психологи обращают внимание на необходимость удовлетворения специальных досуговых потребностей, формирования установок и ценностей. Социологи связывают с досугом ощущение свободы, возможности индивидуального выбора занятий, рекреационной деятельности.
Обобщая многочисленные определения понятия досуга и опираясь на собственный опыт, можно попытаться сформулировать общие положения культурно-досуговой деятельности. Прежде всего отметим, что культурный досуг является не только средством борьбы с негативными поступками людей, но он способен сформировать в обществе достойную культурно-досуговую среду.
Известно, например, что потребление бытовых услуг характеризуется стремлением минимизировать время, затрачиваемое на него, желанием совместить его с другими видами занятий. Избирательный досуг предполагает другое отношение. Он не может быть случайным, он становится основной целью. Здесь исчезает желание минимизировать время, ибо идет интересный событийный духовный процесс, в который человек погружается полностью.
Отличительным качеством культурного досуга является его эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую форму занятий душевные переживания. Досуговая сфера, кроме того, дает субъекту возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.
Особенности пространственно-временного устройства досугового процесса и его среды заключаются в том, чтобы сделать субъект присутствующим «здесь и сейчас», в непосредственно переживаемом настоящем. Приблизить ценное, любимое и отдалить или упразднить пустое, ненужное — вот, по нашему мнению, высший смысл истинного значения досуга. В этом случае культурный досуг для человека превращается в образ жизни, в заполнение свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными видами деятельности.
Сегодня общественно-досуговая сфера должна предоставлять личности иные возможности для культурного досуга. Ее основное отличие — высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий, форм и методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса.
Отсюда логично вытекает проблема — профессионализм организаторов культурного досуга. Надо сказать о том, что в стране ведется подготовка специалистов для этой сферы вузами культуры и искусства. Однако проблема в том, что пока нет единого подхода в их обучении. Названия квалификаций пестрят разнообразием, но не позитивным, когда присутствует стремление охватить различные аспекты культурно-досуговой деятельности, а разнообразием чисто количественным при единой целевой установке на характер деятельности. Это связано с отсутствием концептуальной модели подготовки специалиста для сферы досуга.
Отметим, что в течение длительного времени в Московском государственном университете культуры сформировалась уникальная школа подготовки специалистов. Кафедра культурно-досуговой деятельности разработала целостную стратегию профессиональной подготовки кадров.
Одновременно происходил отбор оправдавших себя форм и методов обучения студентов досуговой сферы, дающих представление о творческом кредо московской школы досуга: установка на высокий художественно-творческий уровень, своеобразие, инновационность и эффективность подготовки специалистов досуга. Какие бы практические проблемы ни ставились в учебном процессе, доминирующими критериями, на наш взгляд, являются оригинальность художественного воплощения идеи и эстетические качества ее сценической или другой пространственной интерпретации. Оригинальность художественно-образного воплощения культурной программы связана, как правило, с профессиональными режиссерскими находками, богатым арсеналом сценографических, музыкальных, пластических, речевых, светотехнических приемов в разработке и реализации культурных программ, обусловленных методикой преподавания специальных художественных дисциплин. Это является прочной основой для поддержания эстетического уровня культурно-досуговых программ. В общих чертах суть стратегии профессиональной подготовки заключается в следующем:
— подготовка специалистов с учетом опережения возникающих профессионально-производственных досуговых ситуаций, то есть готовность молодого специалиста работать в досуговых ситуациях в условиях как настоящего, так и будущего развития культурной среды; разработка новых учебных курсов, обеспечивающих опережающее обучение;
— «погружение» в ходе обучения будущего специалиста в творческий процесс разработки досуговых программ, адекватных современным условиям деятельности;
— предвидение развития направлений досуговой деятельности, преодоление консерватизма в подготовке специалистов, закрытие неперспективных и введение новых квалификаций, соответствующих новым досуговым ситуациям;
— учет возможного изменения «ролей» (менеджер, постановщик- режиссер, сценарист, педагог, продюсер, импресарио и др.) в различных типах культурно-досуговых учреждений, возрастание личной инициативы.
Таким образом, кафедра культурно-досуговой деятельности в новой структуре профильного обучения постоянно обновляет программы и методику учебного процесса. Меняются творческие ориентиры, возникают новые направления в методах обучения, создаются творческие лаборатории, но неизменным остается главное в нашей концепции обучения — стремление к обновлению, к поиску собственных моделей досугового образования.
Основные концептуальные взгляды авторов данного учебника не могли не опираться на огромный предшествующий опыт и научные разработки известных ученых, внесших большой вклад в развитие теории, методики и практики культурно-досуговой деятельности: М.А. Ариарско-го, С.А. Белякова, М.Н. Вечера, Е.А. Владимирова, Д.М.
Генкина, Д.И. Гусева, Е.Я Зазерского, М.И. Зеленецкого, Ф.И. Коровина, В.В. Кочетко-ва, А.А. Коновича, Ю.Д.
Красильникова, Н.Ф. Максютина, М.П. Мазуриц-кого, В.Е. Новаторова, З.А. Петровой, Т.Д.
Ремизовой, A.M. Савченко, А.Г. Сасыхова, Ю.А. Стрельцова, В.М. Стриганова, А.Г. Соломоника, Я. Суртаева, В.Е. Триедина, Л.С. Фрид, B.C. Цукермана, С.Т.
Шацкого и других.
Коллектив авторов выражает благодарность ведущим ученым университета — профессорам Т.Г. Киселевой, И.Н. Романову, Ю.А. Стрельцову за помощь в разработке концепции и структуры учебника, рекомендации и советы в изложении проблемных вопросов.
Считаем, что подготовленный преподавателями и учеными Московского государственного университета культуры учебник «Культурно-досуговая деятельность» станет отправной точкой в формировании нового представления о ее характере, роли и значении в жизни человека. Этот коллективный труд призван восполнить дефицит учебно-научной и методической литературы по проблемам культурного досуга.
Источник: studfile.net
Жарков А.Д. — Технология культурно-досуговой деятельности
Содержит структурный анализ всего технологического процесса подготовки и проведения культурно-досуговых программ и предметной деятельности в учреждениях культуры. Рассмотрены понятийный аппарат технологии культурно-досуговой деятельности, ее основные элементы, специфика драматургии и режиссуры основных видов культурно-досуговых программ: информационно-просветительных, художественно-публицистических, культурно-развлекательных. Раскрывается меха.
Жданова и др. Управление и экономика шоу-бизнеса Р ассматривается шоу-бизнес как один из видов предпринимательской деятельности. Впервые с учетом исторического опыта характеризуется специфика отечественного и зарубежного шоу-бизнеса, особенности функционирования этой сферы, ее нормативно-правовые основы, материально-техническое обеспечение производства шоу-программ. Особое внимание уделяется формированию навыков специалистов в этой области предпринимательской деятельности. Даны словарь основных терминов и справочный материал.
Как стать богаче в арт-бизнесе. Английский для художников и галеристов
Оригинальный текстовой материал адресован, в первую очередь, арт-дилерам и художникам. Учебник состоит из девяти разделов (`Мастерская`, `Галерея`, `Рынок` и др.) и Приложения, которое включает грамматику, тренировочные упражнения и ключи к ним, а также специальную подборку образцов документации (агентское соглашение, доверенность и пр.).
Примерные вопросы для подготовки к экзамену
по дисциплине «Арт-менеджмент»
1. Понятие арт-менеджмент, основные направления и сущность.
2. Арт-менеджмент в социально-культурной сфере.
3. История становления и развития арт-менеджмента (эпоха Античности, Средневековье).
4. История развития арт-менеджмента в эпоху Просвещения.
5. История развития арт-менеджмента в Европе XIX – нач. XX вв.
6. История становления и развития арт-менеджмента в России (дореволюционный период).
7. История развития арт-менеджмента в России (постреволюционный период).
8. История развития арт-менеджмента в России (советский период).
9. История развития арт-менеджмента в современной России.
10. История становления и развития арт-менеджмента в Санкт-Петербурге.
11. Современные проблемы арт-менеджмента в России и пути их решения.
12. Характеристика деятельности арт-менеджера, основные функции.
13. Организационно-правовые аспекты деятельности арт-менеджера.
14. Социально-психологические функции арт-менеджера.
15. Нравственно-этические основы деятельности арт-менеджера.
16. Характеристика управленческих ролей арт-менеджера.
17. Модель профессиональных качеств арт-менеджера.
18. Корпоративная культура арт-менеджера.
19. Понятие «арт-индустрия».
20. Технология производства в арт-индустрии.
21. Место Российского арт-менеджмента в мировой арт-индустрии.
22. Механизм финансирования в сфере арт-индустрии.
23. Понятие диверсификации продуктов деятельности арт-индустрии.
24. Основные категории и понятия художественного рынка.
25. Понятие «рынок современного искусства».
26. Структура мирового художественного рынка.
27. Структура художественного рынка России.
28. Жанры и виды искусства.
29. Основные формы организации искусства.
30. Основные элементы управления производственными процессами в искусстве (планирование, организация, контроль).
31. Менеджмент в сфере искусства.
32. Основные институты арт-менеджмента. Общая характеристика.
33. Музей в системе арт-менеджмента.
34. Галерея в системе арт-менеджмента.
35. Аукцион в системе арт-менеджмента.
36. Гастрольная политика и гастрольный менеджмент.
37. Направление деятельности арт-фирмы (создание, функции, документация).
38. Организация арт-фирмы (цели, задачи, условия деятельности).
39. Маркетинговые технологии в сфере искусства.
40. Проектный менеджмент. Основные типы и виды проектов.
41. Технология и этапы создания арт-проекта.
42. Виды и типы документации арт-проекта.
43. Бизнес-план (этапы составления и реализация).
44. Особенность продвижения проекта в арт-индустрии. Общая характеристика.
45. Особенность продвижения проекта в музыкальном искусстве.
46. Особенность продвижения проекта в изобразительном искусстве.
47. Особенность продвижения проекта в сфере шоу-бизнеса.
48. Понятие «художественно-творческая продукция» (виды и типы).
49. Гражданско-правовые меры защиты авторских прав.
50. Технология организации выставочной деятельности.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Культурно-досуговая деятельность
Регистрируйтесь,
присоединяйтесь
к нам! Это позволит
скачивать книги
целикоми многое
другое!
Зарегистрироваться
Описание
В учебнике рассматриваются история, теория и методика досуга, раскрывается организационно-методические основы деятельности учреждений культуры, технология создания культурно-досуговых программ, основы режиссуры и актерского мастерства, сценарное мастерство, специфические особенности выразительных средств, проблемы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности, профессионального мастерства специалистов. Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов вузов культуры и искусств, практиков учреждений культуры и досуга.
Оглавление
Введение Раздел I. История и теория досуга Глава I. Краткая история культурно-досуговой деятельности § I. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в X — XVII вв. § 2. Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII — начале XX вв. § 3. Культурно-досуговая деятельность в 1917-1941 гг. § 4. Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945гг. § 5. Культурно-досуговая деятельность в 1946 — 1997 гг. Глава II.
Теория культурно-досуговой деятельности §1. Сущность культурно-досуговой деятельности § 2. Социальные функции культурно-досуговой деятельности § 3. Принципы культурно-досуговой деятельности Раздел П. Технология культурно-досуговой деятельности Глава I. «Теоретические основы технологии культурно-досуговой деятельности § I. Понятие «технология» культурно-досуговой деятельности § 2. Механизм восприятия личностью культурно-досуговых программ § 3. Культурно-досуговая среда учреждений культуры. §4.
Культурно-досуговая среда и ее восприятие . § 5. Ценностные ориентации в создании культурно-досуговой среды Глава II. Организация культурно-досуговой деятельности как составная часть технологического процесса § 1. Организаторская деятельность учреждений культуры § 2. Менеджмент в культурно-досуговой деятельности §3.
Коммерческая деятельность учреждений культуры § 4. Реклама в культурно-досуговой сфере § 5. Основы делового общения в культурно-досуговой деятельности. Глава III.
Методика — творческий процесс в технологии культурно-досуговой деятельности .. § 1. Общая характеристика содержания форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности. § 2. Типовые методики деятельности учреждений культуры. § 3. Частные методики в культурно-досуговой деятельности § 4. Родовые методы культурно-досуговой деятельности Глава IV. Сценарно-режиссерские основы технологии культурно-досуговой деятельности § 1. Драматургия культурно-досуговых программ. § 2. Сценарный замысел в культурно-досуговой программе § 3. Композиционное построение сценария культурно-досуговой программы § 4. Художественный монтаж сценария культурно-досуговой программы § 5. Творческие аспекты обучения драматургии культурно-досуговых программ Глава V. Режиссерские основы культурно-досуговых программ § 1. Понятие «режиссура» § 2. Режиссерский замысел культурно-досуговой программы Раздел III.
Подготовка и повышение квалификации специа¬листов культурно-досуговой деятельности Глава I. Профессиональное мастерство специалистов культурно-досуговой деятельности § 1. Методические основы обучения профессиональному мастерству § 2. Профессиограмма специалиста культурно-досуговой деятельности Глава II. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности § 1 Научные основы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности . § 2. Система методического обеспечения культурно-досуговой деятельности § 3. Технология методического процесса в культурно-досуговой деятельности § 4. Система повышения профессионального мастерства работников культуры § 5. Информационное обеспечение научно-методической деятельности в сфере культуры Глава III.
Организация досуга за рубежом §1. Теоретические основы индустрии досуга за рубежом §2. Система досуга и рекреации за рубежом. Глава VI. Музыкальное оформление культурно-досуговых программ § 1. Общие положения музыкального оформления культурно-досуговых программ § 2. Музыкальные жанры в культурно-досуговых программах § 3. Популярная и поп музыка в культурно-досуговых программах § 4. Классическая музыка в культурно-досуговых программах Заключение
авторизуйтесь
для того, чтобы скачать книгу
Источник: mysocrat.com