Культурно досуговая программа что это такое

Культурно досуговая программа что это такое

2. Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по разработке дополнительных образовательных программ // Бюллетень программно-методических материалов для УДОД. – 2011. – № 2. – 38 c.

3. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Кретова О.В., Черная Е.В. Особенности использования технологии моделирования в решении проблемы формирования культуры интернет-общения в юношеском возрасте // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам XXXIХ междунар. науч.-практ. конф. № 4 (39) Часть II. (Новосибирск, 24-29 апреля, 2014 г.). – Новосибирск, 2014. – С.62-71. URL: http://sibac.info/14371 (дата обращения: 24.12.2015).

5. Особенности разработки культурно-досуговой программы в учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Pandia.org: [сайт]. [2009]. URL: http://pandia.org/text/77/498/13813.php (дата обращения: 16.12.2015).

ОП Культурно-досуговая работа

6. Шубина И.Б. Организация досуга и шоу-программ. Творческая лаборатория сценариста. 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.

Проблема организации досуговой деятельности детей и подростков во все времена имела важное социокультурное значение, поскольку самым непосредственным образом определяет направленность их социализации. Учитывая это, «Концепция дополнительного образования» детей в качестве приоритета определяет «превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа» [3]. Реализация поставленной задачи возможна посредством методически грамотной организации культурно-досуговых мероприятий.

Заметим, что под культурно-досуговым мероприятием понимается массовое мероприятие, которое направленно на удовлетворение духовных, эстетических, интеллектуальных и других потребностей населения в сфере культуры и досуга, способствующее приобщению человека к культурным ценностям.

Исследованиями проблем организации различных аспектов культурно-досуговой деятельности занимались Г.А. Аванесова [1], Л.Н. Буйлова [2], И.Б. Шубина [6], О.А. Кретова, Е.В.

Черная [4] и многие другие.

Культурно-досуговое мероприятие играет важную роль жизни детей и подростков. Помимо удовлетворения потребностей самого досуга оно помогает приобщить их к общеобразовательным предметам, потому что при воссоздании какого-либо мероприятия используется определенная тема, которая связана с одним или несколькими предметами. Так же культурно-досуговое мероприятие знакомит детей и подростков с общественной жизнью и позволяет использовать различные формы подачи материала, что способствует снятию психологического барьера и избавления от различных комплексов.

Для методически грамотной организации культурно-досуговых мероприятий следует разбираться в разнообразии программ. Это могут быть:

— разовая игровая программа, в ходе которой дети включаются в процесс непосредственно во время его реализации;

— конкурсно-игровая программа по заданной тематике, например, КВН, интеллектуальные игры, конкурсы, турниры и др.

— игра-спектакль, в ходе которого сюжет продумывается так, что его участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, требуемые по сценарию;

— театрализованная игра, для которой нужна длительная подготовка, погружение артистов и зрителей в определенную атмосферу;

— праздник, предполагающий большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей;

— длительная досуговая программа в кружке, клубе, классе, лагерной смене, которая имеет относительно постоянный состав участников [6].

Методы осуществления культурно-досуговой деятельности также достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания задуманной программы можно использовать:

— создание, проигрывание и анализ ситуаций;

— творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т. д.);

Читайте также:
Dsms что это за программа на Андроид

Особо следует акцентировать внимание на том, что, благодаря компьютерным технологиям, у современных детей и подростков появились новые возможности для проявления и воплощения фантазии и инициативы во время проведения культурно-досуговых мероприятий. Важно учитывать ещё один неоспоримый факт: «главной особенностью формирования культуры общения современной личности является то, что оно происходит, опираясь на киберпространство и виртуализацию» [4]. Это ещё более расширяет возможности организации культурно-досуговых мероприятий, позволяя задействовать виртуальное пространство.

Педагог дополнительного образования работает с детьми и подростками в таких тематических направлениях, как:

— физкультура и спорт,

С помощью них дети и подростки приобретают множество очень важных личностных качеств: любознательность, исследовательское поведение, самостоятельность мышления, ответственность и другие.

Заметим, что важно учесть и одну из распространённых ошибок, которую, случаются, допускают организаторы культурно-досуговых мероприятий: отсутствие точного логического следования идее и теме при композиционном формировании литературно-художественного материала. Поэтому важно предварительно методически грамотно продумать идею программы культурно-досуговой деятельности.

Таким образом, культурно-досуговые мероприятия достаточно многообразны, при их организации следует учитывать формы и методы, возрастные особенности, создавать благоприятные условия для проведения.

Источник: eduherald.ru

Культурно-досуговая деятельность

(КДД) – это социально-культурологический процесс, способствующий свободному духовному и физическому совершенствованию личности на основе самодеятельного творчества, освоения ценностей культуры, общественно значимого общения, разумного и полноценного отдыха. Признаки КДД: всякая досуговая деятельность протекает в свободное от обязательного труда время; продукты досуговой деятельности не могут иметь коммерческого характера; КДД как правило, носит не профессиональный, а любительский характер; КДД носит самоуправляемый характер, свободна от какого бы то ни было внешнего вмешательства в виде социального, педагогического или иного руководства и контроля.

Источник: didacts.ru

Технология реализации замысла культурно-досуговой программы

Содержание:
Введение
Глава 1. Понятие технологии и методики в КДД
1.1 Технологии организации культурно-досуговых программ
1.2 Методика – творческий процесс в технологи культурно-досуговой деятельности
Глава 2. Основы сценарного мастерства
2.1 Основы сценарного творчества
2.2 Разновидности современных праздничных программ
Заключение
Доп. Литература
Введение.
Актуальность темы: Культурно-досуговая деятельность выступает одним из главных направлений, способствующим становлению социальной активности молодежи, вовлекая ее в различные виды творчества, досугового общения, формируя культуру потребления определенных ценностей (эстетических, духовно-нравственных, социальных, творческих и др.). Культурно-досуговая деятельность обеспечивает реализацию досуговых интересов молодежи в том случае, если реализуются субъективные, т.е. личностные потребности в досуге и объективные — социально-культурные условия, способствующие раскрытию человеком собственных потенций.
Социально-культурная и культурно-досуговая деятельность как

Advertisement

Источник: xn--d1aigtgr.xn--p1ai

Формы культурно-досуговых программ

Информатика, информационные технологии

Будучи важной частью технологии культурно-досуговой деятельности, драматургия культурно-досуговых программ представлена во всем многообразии ее форм. Прежде всего, остановимся на классификации форм организации досуга как более широком по сравнению с формами культурно-досуговых программ понятии.

В основу классификации ученые и практики предлагают заложить следующие критерии:

u степень устойчивости воспитательного воздействия (эпизодические и стабильные формы досуга);

u широта участия в культурно-досуговой деятельности (индивидуальные, групповые, массовые формы досуга);

u специфика субъекта организации досуга (формы деятельности клуба, парка культуры, библиотеки, театрально-зрелищных, спортивно-оздоровительных, развлекательно-игровых учреждений и т.п.);

u особенности объекта культурно-досугового воздействия (дети, молодежь, пенсионеры, самодеятельное население и т.д.);

u полнота реализуемых в досуговой деятельности функций (многофункциональные, диафункциональные, комплексные).

Форма культурно-досуговой программы – это угол зрения сценариста на исследуемую проблему, структура, образуемая на основе организации сценарного материала и аудитории с использованием разнообразных выразительных средств. Выбранная форма культурно-досуговой программы активно влияет на отбор ее содержания, на способ организации драматургического материала, поскольку именно она должна наилучшим образом раскрыть сценарный замысел, эмоционально подготовить зрителя для восприятия происходящего.

u сюжетно-игровые программы как комплекс разнообразных игр (подвижных, интеллектуальных, игр-драматизаций, аттракционов и т.д.), объединенных сюжетом;

Читайте также:
Ваш телефон что это за программа и нужна ли она Windows 10

u конкурсно-развлекательные программы как комплекс разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности;

u фольклорные программы, включающие в себя народные игры, песни, танцы, обряды, иные жанры устного народного творчества;

u шоу-программы как комплекс зрелища, пластики, танцев, клоунады.

u спортивно-развлекательные программы – комплекс подвижных игр, шуточных поединков, комбинированных эстафет и спортивных конкурсов;

u информационно-дискуссионные программы, включающие новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению;

2.4. Композиционные элементы сценария и законы композиции

Как отмечалось ранее, вычленение конструктивных элементов – самый важный момент сценарного творчества. Сегодня весьма распространены недооценка и недопонимание первостепенного значения композиции при написании драматургического произведения. Многие авторы всерьез убеждены, что пренебрежение композицией – признак свободы их творчества.

Однако прислушается к мнению авторитетов. Так известный теоретик драмы В.Е.Хализев отмечает, что драма, предназначенная для непосредственно-чувственного и, главное, единовременного восприятия, обладает несравненно большей сюжетно-композиционной строгостью, нежели эпические жанры. Ему вторит и А.Митта, настаивая на том, что “каждая драма имеет жестко структурированный скелет-структуру и этот факт – большое разочарование для любителей свободного полета поэтических фантазий”.

Теоретик и архитектор Леон Батист Альбертив в трактате «Десять книг о зодчестве» понимал композицию как «живой организм», к которой «нельзя ничего прибавить, ни убавить и в которой ничего нельзя изменить, не сделав хуже».

В сценарии культурно-досуговой программы композиция понимается как соединение, монтаж внешне порой разнородных, но имеющих глубокие внутренние связи элементов, а успешное решение композиционных задач – важнейшее условие для раскрытия авторского идейно-тематического замысла. Композиционное построение отличает наличие частей, связанных друг с другом системой отношений, которые и придают ей целостность.

Говоря о композиционной целостности К.С.Станиславский замечал, что само искусство зарождается с того момента, когда создается непрерывная тянущаяся линия звука, голоса, рисунка, движения. Пока же существуют отдельные звуки, вскрики, нотки… искусства нет». Цельность и стройность сценария – это гармоничное сочетание эпизодов и номеров внутри эпизода в единую композицию. Мысль, заложенная в первом эпизоде должна проходить через основное действие, обогащаясь и раскрываясь в финале. Такое единство и действенная взаимосвязь всего сценария, а не его отдельных частей и создают художественную образность.

К основным элементам композиции относятся экспозиция, завязка, основное действия, кульминация и финал. Каждый названный элемент имеет свое определенное функциональное назначение. Рассмотрим последовательно каждый из композиционных элементов.

Экспозиция (от лат. exposition – изложение) представляет собой ввод в культурно-досуговую программу, краткая «преамбула», вступление к ней, которое разворачивается до начала непосредственно сценического действия: при входе в культурно-досуговое учреждение, в его фойе (театрализованное действие, выставки и т.п.). Она лаконична, кратковременна, в ней отражается лишь общий характер темы будущей культурно-досуговой программы.

Экспозицией праздника может выступать театрализованное шествие, торжественные ритуалы, игровые программы и т.п. Задача экспозиции – погружение зрителей в тему и атмосферу предстоящей программы, подготовка к ее восприятию. Другими словами во время экспозиции происходит превращение человека, пришедшего на программу, в зрителя, в участника ее коллективного восприятия. Экспозиция готовит следующий композиционный элемент, а именно завязку.

Завязка – первый эпизод в драматургической конструкции культурно-досуговой программы. Это опорный структурный элемент композиционного построения сценария, в котором происходит «тематизация» драматургического действия, чаще всего через ассоциативно-художественное воздействие. Его функциональная ценность заключается в том, что в его основе лежит так называемое исходное событие , которое определяет начало драматургического конфликта и находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария. Именно исходное событие привлекает внимание зрительской аудитории и побуждает ее следить за дальнейшим сюжетным ходом.

Читайте также:
Стандартные программы Windows это что

Наряду драматургическими, эстетическими задачами завязка выполняет не менее важную психологическую функцию, а именно привлекает, организовывает внимание зрителей, настраивает на восприятие содержания программы. Завязка должна быть конкурентноспособна с жизненной ситуацией, с другой информацией, воздействующей на зрителя в повседневной жизни.

Неслучайно известный режиссер-постановщик театрализованных представлений И.М.Туманов, рассуждая о правильной архитектонической жизни концерта, говорил студентам ГИТИСа: «Многие делают концерты так. Начинают со слабых номеров, кончают сильными номерами, считая, что это дает то самое крещендо, ту нарастающую линию, которая держит зрителя. Я в этом не убежден. Я часто начинал свои концерты с самых сильных номеров. Сразу «затягивал» внимание зала, будоражил фантазию зрителя».

Завязка не только определяет определяет дальнейший ход единого драматургического действия в раскрытии сюжетного хода и идейно-тематического замысла, но и является существенным моментом оригинального драматургического решения сценария культурно-досуговой программы. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всей программы.

Следующий элемент в драматургической конструкции сценария культурно-досуговых программ – основное действие.

Основное действие – это главные эпизоды культурно-досуговой программы. Здесь информационно-логический материал получает свое образное выражение. При работе над этим композиционным элементом сценаристу следует помнить о:

O Внутренней логике раскрытия идейно-тематического замысла, которая обеспечивается действенным построением от эпизода к эпизоду в их взаимосвязи и взаимодействии.

O Продуманной конфликтности, контрастности в ее разнообразных выражениях.

O Композиционной целостности каждого эпизода.

O Монтажном соединении конструктивных элементов основного действия.

O Нарастании темпоритма программы.

O Интеграции кульминационных моментов каждого эпизода в разрешительный момент всей программы.

Сюжетный ход, проходя красной нитью через все эпизоды, связывая их в единое драматургическое действие, является главнейшим композиционным приемом, способствующим созданию целостности культурно-досуговой программы.

Композиционное построение непосредственно основного действия требует от сценариста большого мастерства, чтобы избежать потери течения сюжета и логики раскрытия идейно-тематического замысла. В основном действии может быть несколько сильных в эмоционально-смысловом значении номеров и даже эпизодов. Но они по смыслу и эмоциональному накалу не должны быть сильнее кульминации.

Кульминация (от лат. culmen – вершина) – наивысшая эмоциональная и интеллектуальная точка развивающегося драматургического действия, то, что еще Аристотель называл пределом, в котором начинается поворот от счастья к несчастью и наоборот.

Если исходное событие в завязке и событийный ряд в основном развитии действия логично взаимосвязаны между собой, то кульминация вытекает естественно и становится смысловым и эмоциональным центром всей культурно-досуговой программы.

Также как и в драме, в культурно-досуговой программе драматургическое действие разворачивается на наших глазах, даже если оно повествует о прошедших событиях. Такая «сиюминутность» действия заставляет зрителя активно включиться в него. Поэтому в основе кульминации – не только разрешение драматургического конфликта, но и возникновение момента соучастия со зрителями.

Финал (от лат. finis – конец) – эмоционально-смысловое завершение сценического действия культурно-досуговой программы, итоговое авторское высказывание. Финал должен заставить зрителя как бы «оглянуться» на весь ход драматургического действия. Его особая смысловая нагрузка заключается в том, что он подает идею в концентрированном виде и тем самым создает момент для максимального проявления активности всех участников программы.

Перечисленные драматургические элементы сценария культурно-досуговой программы объединяются в целостную конструкцию посредством следующих законов.

Статьи к прочтению:

  • Формирование непосредственно партионных переводов.
  • Формирование регламентированных отчетов

Культурно-досуговая деятельность как эффективное средство развития личности ребенка

Похожие статьи:

  • Принципы режиссуры культурно-досуговых программ Режиссурав культурно-досуговой деятельности – это организация зрелищной стороны культурно-досуговой программы путем специального, продуманного…
  • Приема зачетной культурно-досуговой программы по скд Общие требования по отчетности студентов для практики Студент должен: ознакомиться со своими обязанностями и учреждением, где будет выполняться основная…

Источник: csaa.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru