Социально-культурное проектирование детских шоу-программ: теоретико-методологический аспект
Ефремова, А. О. Социально-культурное проектирование детских шоу-программ: теоретико-методологический аспект / А. О. Ефремова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 332-335. — URL: https://moluch.ru/archive/43/5277/ (дата обращения: 18.12.2022).
На настоящий момент детские шоу-программы имеют большую распространенность на практике детских коллективов, но недостаточно разработаны теоретические основы социально-культурного проектирования детских шоу-программ. Детские шоу-программы обладают определённым художественно-развивающим потенциалом. Этот потенциал не может быть полностью реализован, т.к. отсутствует квалифицированное методологическое обоснование данного потенциала в теории социально-культурной деятельности.
До недавнего времени в литературе широкое распространение имели термины «массовое представление», «массовый праздник», «зрелище» и т.д. На рубеже XX – XXI вв. появилось достаточно большое количество исследований, посвящённых проблематике шоу программ, но мы не встретили в литературе определение понятия «детские шоу-программы». Общее понятие «шоу-программа» введено только в учебнике А.Д. Жаркова, где под шоу-программой, автор понимает, многожанровое сценическое искусство; объединяет музыку, танец, пение, разговорные жанры, номера с куклами, трансформацию, акробатику и другие цирковые и оригинальные жанры [1, с. 30]. Данное определение, на наш взгляд, не раскрывает полностью сущность шоу-программ.
Культурно-досуговая деятельность как эффективное ср-во развития личности | Видеолекции | Инфоурок
И.И. Воронин предложил авторское определение музыкально-развлекательной программы для молодёжи, которое может быть использовано при разработке определения «детской-шоу-программы». По мнению И.И. Воронина, музыкально-развлекательной программа для молодёжи – это особый тип культурно-досуговых программ, целостно реализующих основные функции досуга (коммуникативную, рекреационную, гедонистическую, развивающуюся) средствами музыкального искусства в соответствии с досуговыми потребностями различных категорий молодёжной аудитории учреждений культуры [2, с.16].
Для того, что бы использовать определение, предложенное И.И. Ворониным в диссертационном исследовании, следует дать определение понятию «культурно-досуговая программа». Под культурно-досуговой программой понимается результат традиционной, своеобразно продукции, созданной на основе сценарно-режиссёрского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей [3, с. 256]. По нашему мнению, данное определение не отражает сущностные черты культурно-досуговой программы, поэтому считаем целесообразным использовать определение Г.В. Олениной: «информационно-просветительная программа – это комплекс организационно-постановочных действий, направленных на трансляцию актуальной, новой информации по различным проблемам развития общества, культуры, личности с целью просвещения, дополнительного образования населения, а также продвижения справочно-информационных услуг и организации событийных просветительных коммуникаций учреждений социально-культурной сферы» [4, с. 5-6].
ОП Культурно-досуговая работа
Из определения данного Г.В. Олениной получается, что культурно-досуговая программа – это комплекс организационно-постановочных действий. Для определения сущностных характеристик шоу-программ необходимо дать определение понятию «шоу».
А.Д. Жарков также приводит следующее определение термина «шоу», которое понимается как одна из форм артизации, своеобразный спектакль, театрализованное зрелище, которые являются автономными или частью общественных и культурных акций (политические собрания, художественные конкурсы, телевизионные игры, вручения различных премий и т.д.) [1, с. 433].
Проанализировав вышеизложенные определения мы пришли к выводу, что детская шоу-программа – это комплекс постановочных действий, целостно реализующих основные функции досуга (коммуникативную, рекреационную, гедонистическую, развивающую) средствами многожанрового сценического искусства, объединяющего музыку, танец, пение, разговорные жанры, номера с куклами, цирковые и другие оригинальные жанры в соответствии с досуговыми потребностями различных категорий детской аудитории учреждений культуры.
Основываясь на этом определении детской шоу-программы, можно выделить характеристики детских шоу-программ по функциям досуга и средствам, используемых в детских шоу-программах.
- коммуникативная детская шоу-программа;
- рекреационная детская шоу-программа;
- гедонистическая детская шоу-программа;
- развивающая детская шоу-программа.
- детские театрализованные шоу-программы;
- детские музыкальные шоу-программы;
- детские хореографические шоу-программы;
- детские шоу-программы разговорного жанра;
- детские многожанровые шоу-программы.
- принцип неразрывной связи с жизнью, практическими задачами реформирования общества;
- принцип дифференцированного подхода к различным слоям населения;
- принцип доступности шоу-программ;
- принцип последовательности;
- принцип научности;
- принцип ситуативности, проявляющийся в степени, характере и рамках воздействия в зависимости от ситуации, организации, самоорганизации участников процесса;
- принцип партнёрства, направленный на установление партнёрских отношений участников процесса разработки и реализации шоу-программ со зрительской аудиторией;
- принцип наглядности процесса организации шоу-программ, предусматривающий соблюдение яркости, красочности;
- принцип позитивной направленности процесса организации шоу-программ, предусматривающий создание эмоционально-положительного фона в ходе проведения мероприятия;
- принцип индивидуального и коллективного начала, определяющий необходимость учёта коллективного характера проводимого мероприятия и индивидуальной потребности личности в развитии и саморазвитии [5, с. 87-88].
- принцип ситуативности, который заключается в неразрывной связи шоу-программ с социально-культурной, экономической и политической ситуацией в обществе; в зависимости от конкретной ситуации, организации и самоорганизации участников и организатор детских шоу-программ, а также необходимости решения практических задач общества;
- принцип дифференцированного подхода в работе с детьми заключается в том, что при разработке детских шоу-программ необходимо учитывать как индивидуальные особенности ребёнка и для этого необходимо предварительно выявить для какой аудитории готовится шоу-программа или какие дети участвуют в шоу-программе; чем больше будет критериев для дифференциации, тем больше вероятность, что цель проведения шоу-программы будет достигнута;
- принцип доступности шоу-программы базируется на принципе дифференцированного подхода; для того, чтобы шоу-программа была понята целевой аудиторией (т.е. детьми) следует учитывать их психолого-педагогические особенности. Этот принцип является важнейшим, т.к. без соблюдения этого принципа проведение шоу-программы не достигнет никакого результата;
- принцип последовательности проявляется в том, что на основе общей цели должны решаться конкретные задачи; этот принцип проявляется в самом процессе создания шоу-программы (от идеи до воплощения);
- принцип партнёрства направлен на выстраивание отношений между организаторами шоу-программы и целевой аудиторией; доверительные отношения имеют особое значение при работе с детской аудиторией – это позволяет организаторам получать обратную реакцию целевой аудитории на шоу-программу;
- принцип наглядности процесса организации шоу-программ заключается в том, что в первую очередь дети обращают внимание на яркие и красочные предметы;
- принцип позитивной направленности процесса организации шоу-программ проявляется в создании положительного эмоционального фона при организации и проведение шоу-программы;
- принцип индивидуального и коллективного начала, направлен на социализацию и индивидуализацию личности, а также даёт возможность ребёнку попробовать себя в различных социальных ролях.
- Обоснование вида детской шоу-программы. Детские шоу-программы представлены следующими видами:
- детские театрализованные шоу-программы;
- детские музыкальные шоу-программы;
- детские хореографические шоу-программы;
- детские шоу-программы разговорного жанра;
- детские многожанровые шоу-программы. Для выбора и обоснования вида детской шоу-программы предварительно осуществляются: а) анализ ресурсов: территории (микрорайон, район, город, регион, Российская Федерация), организации; б) характеристика проблем (инициатора шоу-программы – органа власти, учреждения, населения и т.д.).
- Цели и задачи шоу-программы. Цели и задачи можно разделить согласно основным сегментам рынка шоу-программ, которыми являются руководители коллектива, организующего шоу-программу; руководители учреждения, являющегося базовым для коллектива; родители детей, занятых в шоу-программе; зрители; спонсоры.
- Тема детской шоу-программы – определяется в соответствии с основными проблемами и базовыми ресурсами инициатора.
- Аудитория детской шоу-программы. Определение и характеристика: целевых, контактных групп; участников, гостей детской шоу-программы.
- Содержание детской шоу-программы. Отдельно нужно акцентировать внимание на раскрытии темы номера. Главные особенности драматургии шоу-программы состоят в следующем:
- строгий действенный отбор, выявление событий через выразительные средства жанра;
- выпуклая и яркая подача событийного ряда при практически отсутствующих переходах (нет времени);
- лаконизм в раскрытии темы, которая может быть очень глубокой, но обязательно должна быть «узконаправленной» и не развиваться в широту; в сценарии не может быть второй сюжетной линии 3, с.68 .
- План участия основных категорий в детской шоу-программы. Это раздел структуры детской шоу-программы взаимосвязан с аудиторией детской шоу-программы.
- Атрибутика детской шоу-программы. Атрибут – предметный символ детской шоу-программы. Он является товарным знаком шоу-программы (брендом), рекламным атрибутом, коммерческим продуктом (помогает окупить шоу-программу, позволяет заранее спланировать массовое предпраздничное рыночное производство).
- Жарков А.Д. Продюсирование и постановка шоу-программ: учебник для студентов вузов культуры и искусств. М.: Изд. Дом МГУКИ, 2009. 470 с.
- Воронин И.И. Развитие воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ для молодёжи в учреждениях культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук. М.: МГУКИ, 2011. – 24 с.
- Культурно-досуговая деятельность: учебник; под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М.: Изд-во МГУКИ, 1998. с. 461.
- Технологии культурно-досуговых программ: технологии информационно-просветительских программ: курс лекций по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность», квалификации «Постановщик культурно-досуговых программ»/ сост. Г.В. Оленина; Алт. гос. Акад. Культуры и искусств, кафедра социально-культурной деятельности. Барнаул: Из-во АлтГАКИ, 2009. 99 с.
- Павлов М.А. Социокультурное проектирование шоу-программ: организационно-педагогический подход: монография. Тамбов: изд-во Першина Р.В., 2006. 147 с.
- Богданов И.А. Постановка эстрадного номера: учебное пособие. СПб: Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, 2004. 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детская шоу-программа, детская, социально-культурное проектирование детских шоу-программ, характеристика детских шоу-программ, методологический потенциал, обоснование вида, основная функция досуга, разговорный жанр, сценическое искусство, функция досуга.
Источник: moluch.ru
Программа культурно-досуговой деятельности 2019 г.
В соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями, с целью обеспечения высокого качества образования, привлекательности его для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности, образовательное учреждение должно создавать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность творческой деятельности обучающихся.
Эта деятельность в большой степени реализуется за рамками учебного процесса в свободное от занятий время, тем самым органично включаясь в деятельность досуговую и реализуясь в различного рода досуговых мероприятиях — праздниках, концертах, конкурсах, театрализованных представлениях, тематических мероприятиях.
По определению досуг — часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей и отдых, и дальнейшее развитие личности. Любой досуг способен выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие.
Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время обучающихся видами и форами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на их индивидуальность, способствовали здоровому образу жизни. Однако, стоит учитывать, что свободное время, используемое для реализации общественно важных, социально-значимых проектов оказывает и не менее важное воспитательное воздействие на развитие личности. С этой точки зрения формат культурно-досуговой деятельности определяется исходя из содержания тех или иных мероприятий и их полезности для обучающихся.
В связи с этим проблема организации свободного времени детей может быть решена в процессе целенаправленной деятельности, неразрывно связанной с воспитанием и образованием, что возможно при наличии соответствующей Программы, тем самым определяя её актуальность.
Данная Программа предназначена для детей от 6,5 до 17 лет и позволяет организовать досуговую деятельность таким образом, чтобы каждый ребёнок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, интеллектуальные и физические способности, самостоятельность. Активное привлечение в досуговую деятельность родителей (законных представителей) позволяет развить и укрепить внутрисемейные связи и традиции. Через познание, просвещение и общение — формировать направленность личности на социально-значимые нормы и нравственные ценности.
— создание условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания.
– развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;
– приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;
– формирование опыта социального взаимодействия и ответственности, уверенности в своих возможностях;
– формирование опыта организации содержательного досуга.
Решение этих задач осуществляется с учетом интересов детей, их уровня развития, возрастных и психолого-педагогических особенностей.
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Данная досуговая программа ориентирована на достижение определенного результата.
— осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;
— осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;
— приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел;
— умение содержательно и разнообразно проводить свободное время, использовать свои способности с пользой для себя и для общества;
— освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
— повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
— формирование традиций образовательного учреждения.
Способы проверки ожидаемых результатов.
Отслеживание результатов реализации Программы можно осуществлять с помощью:
— систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений;
— проведения опросов детей и родителей;
— бесед с родителями;
— организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике);
— анализа творческих работ учащихся;
— количественных показателей (количество проведённых мероприятий, участников мероприятий, зрителей).
- СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
В процессе культурно-досуговой деятельности для решения поставленных задач в процессе работы с детьми используются различные технологии:
В рамках Программы культурно-досуговая деятельность организовывается в форме мероприятий.
Мероприятия — э то события, занятия, ситуации. По определению Е. В. Титовой, характерными признаками такого типа форм являются — созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Такие мероприятия проводятся как:
— конкурсы (творческих работ, зрительских симпатий)
— концерты (тематические, праздничные)
— тематические классные часы
— совместный просмотр с обсуждением (документальных, художественных фильмов, концертов, лекций).
По количеству участников эти мероприятия преимущественно бывают массовыми и групповыми.
В процессе подготовки и проведения мероприятий, обучающиеся, как правило, включаются в различные виды деятельности в зависимости от своих возможностей и уровня сложности мероприятия:
Обмен мнениями и впечатлениями в процессе подготовки мероприятия и после его окончания происходит в атмосфере сотрудничества, сотворчества, что позволяет активизировать творческие способности обучающихся и закрепить новые знания.
Подготовка и проведение культурно-досуговых мероприятий, в зависимости от их формы и содержания осуществляется с использованием определённых методов:
— метод воспитывающих ситуаций (формирование межличностных отношений);
— соревновательный метод (используется в конкурсных мероприятиях различной направленности);
— метод формирования познавательного интереса (развитие кругозора, тематические беседы и др.);
— интерактивные методы (театрализованное представление, сюжетно-ролевая игра — используется для активизации зрителей на праздничных концертах);
Неотделимой частью организованной и спланированной культурно-досуговой деятельности является процесс воспитания. Тактика этого процесса в основе своей имеет ряд ценностных ориентиров, обозначаемых как принципы воспитания. Наиболее значимыми в данном случае являются:
— Принцип информационной насыщенности обеспечивает приобретение знаний и практических навыков.
— Принцип массовости предусматривает участие в культурно-досуговых мероприятиях всех желающих.
— Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие и объединение общей идеей педагогов и учащихся в подготовке и реализации досуговых мероприятий.
— Принцип общественной направленности воспитания связывает задачи воспитания с процессом обретения социально значимых качеств.
— Принцип дифференцированного подхода учитывает возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, мотивы деятельности и поведения личности.
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание Программы культурно-досуговой деятельности связано в первую очередь с теми её видами, которые способствуют реализации поставленной цели.
Э.В. Соколов классифицирует их по группам:
— праздники — сочетание отдыха и развлечения.
Праздник связывает прошлое и настоящее путем торжественного преображения действительности. Эмоционально насыщенная атмосфера. Возможность открытого выражения чувств.
— самообразование — направлено на приобщение к ценностям культуры.
Повышая общую культуру личности, образовательная деятельность развивает ум, способности, познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства.
— творчество — потребность в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать отношение к самому себе, создавать новое. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их создателя.
Все виды культурно-досуговой деятельности тесно связаны между собой. Одни из них выполняют подготовительные функции. Другие — исполняют завершающие функции, позволяя в полной мере реализовать социально-педагогический потенциал досуга.
Содержание Программы позволяет в процессе самостоятельной работы вне занятий во взаимодействии обучающихся с взрослыми, друг с другом в досуговое время овладевать предусмотренными в ней знаниями, умениями и навыками:
— приобщением детей к культуре;
— овладением детьми основами культуры исполнения и культуры восприятия;
— развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных и специальных способностей;
— постижением искусства общения, поведения, культуры речи;
— формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;
— использованием досуга для реализации социально-значимых проектов;
— освоением основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в многодневных экскурсиях, выездах на фестивали, конкурсы).
Содержание Программы культурно-досуговой деятельности обучающихся реализуется в процессе подготовки и проведения досуговых мероприятий.
Подготовка мероприятия начинается с определения его тематики, актуальности, значимости, цели и задач, выбора аудитории.
Следующим этапом является планирование и подготовка сценария.
Количество участников, распределение тематического материала, время репетиций, участие родителей, переговоры с представителями различных организаций с целью сотрудничества, оповещение приглашённых, иногда поиск спонсоров, а также решение вопросов, возникающих в процессе подготовки – всё это сплачивает коллектив, обучающихся, их родителей, позволяет устанавливать партнёрские отношения с учреждениями образования и культуры.
Успех мероприятия будет зависеть как от совместных усилий, так и от мотивации и ответственности каждого участника.
Источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами культурно-досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами обучающиеся и их родители. Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Совместная деятельность детей, педагогов, родителей, общественности.
2. Привлечение к организации и проведению мероприятий увлеченных творческих личностей с большим творческим потенциалом.
3. Самореализация творческого и индивидуального потенциала обучающихся
В ходе реализации Программы каждый обучающийся может освоить новые для себя роли – организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, оператор, ведущий, член жюри и др.
Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:
— организация каникулярного времени
— работа с родителями.
Все направления деятельности в рамках Программы представляют собой единый комплекс мероприятий для обучающихся и их родителей (законных представителей), среди которых традиционными являются:
— Праздничные концерты (Новогодний, Весенний и Отчётный концерт (с подготовкой сценариев, распределением ролей, элементами театрализации, игр)
— «Культурные каникулы» (просмотр с последующим обсуждением документальных и художественных фильмов, лекций, концертов, мастер-классов).
Помимо традиционных мероприятий в рамках Программы планируются и реализуются социально значимые проекты:
— Концерты (концерты-лекции, концерты-беседы, тематические концерты с подготовкой сценариев), носят просветительский характер, проводятся с целью пропагандирования музыкального и исполнительского искусства среди детского и взрослого населения – учащиеся и педагоги средней общеобразовательной школы, воспитанники и воспитатели ДОУ, работники библиотеки, пожилые люди, представители администрации.
— Экскурсии (музеи, видео-экскурсии, викторины-экскурсии), осуществляются с целью духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся и предназначены как для обучающихся, так и для целевой аудитории.
— Беседы для детей и взрослых позволяют осуществлять просветительскую, популяризаторскую деятельность, способствуют формированию нравственных ценностей и общности интересов между детьми и взрослыми.
Программа культурно-досуговой деятельности не ограничена конкретными сроками, поэтому в процессе её реализации возможны изменения и корректировки относительно количества проводимых мероприятий.
Эти мероприятия включаются в Календарный план (Приложение 1), который утверждается в начале учебного года.
Таким образом, длительная Программа культурно-досуговой деятельности:
— носит выраженный образовательный и социально-ориентированный характер,
— способствует развитию умений и навыков у детей,
— способствует социальной адаптации и социальной активность детей,
— предоставляет им возможность для самореализации в различных областях творчества в совместном со взрослыми проведении досуга.
- Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. – 2004. — № 4, 6.
- Гальченко А.Б. О типологии досуговых программ и не только / Сфера досуга – сфера социализации, с. 47-51.
- Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как педагогическая проблема //Образование и общество. – 2007. – №2. (Интернет-ресурс: education.recom.ru)
- Кульпетдинова М.Е. Подходы к разработке досуговых программ // Ключ к успеху. Сборник № 10, с. 276-277.
- Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Периодические издания:
— Журнал «Поем, танцуем, рисуем» — ежегодная подписка.
— Журнал «Юный художник» — ежегодная подписка.
Источник: nsportal.ru
Моделирование культурно-досуговых программ в социокультурной деятельности
В настоящее время в социокультурной деятельности наблюдается интенсивный поиск инновационных форм организации досуга детей, молодежи, семьи, людей пожилого возраста, инвалидов. Под формами — программами культурно-досуговой деятельности, следует понимать способы и приемы организации людей в учреждениях культуры, по месту жительства. Следует отметить, что культурно-досуговые программы проводятся социальными педагогами, организаторами воспитательной работы не только в учреждениях культуры, но и в рекреационно-оздоровительных центрах, внешкольных учреждениях, центрах реабилитации инвалидов, музеях, общежитиях и т.д. Аудитория, с которой работают социальные педагоги, достаточно многообразна — это дети, молодежь, семья, пенсионеры, люди с физическими недостатками, «трудные» подростки, люди «группы риска», люди, нуждающиеся в правовой защите, матери-одиночки, ветераны войны и труда, безработные, беженцы и вынужденные переселенцы.
Можно сказать, что социокультурная деятельность сегодня непосредственно вторгается в жизнь социальной практики, выступает как гарант сохранения, развития, освоения культурных ценностей. Кроме того, она призвана поддерживать формирование благоприятного человеческого социума, заботиться о духовно-нравственном здоровье человека, его самопознании и формировании ценностных ориентаций. Нам импонирует социальный работник, принимающий близко к сердцу горе другого человека, обогащающий талант душевного сочувствия. Творчество — состояние души, повседневная деятельность, проявляющаяся в границах его профессиональной работы. Вся его профессия носит творческий характер, отвечающий такому понятию, по выражению К.А.Тимирязева, как «вечная триада истины, добра и красоты».
Не претендуя на исчерпывающую классификацию программ, следует отметить актуальность предложенного варианта для практики социокультурной деятельности. Опыт показывает, что социальные педагоги нередко сталкиваются с трудностями в творческом процессе создания оригинальных моделей досуговых программ. Разнообразие этих программ требует от социального педагога знаний, умений и навыков их творческого использования.
Многие досуговые программы, проводимые социальными педагогами, не всегда удовлетворяют возросшим культурным запросам аудитории. Мы разделяем мнение В. С. Садовской — доктора педагогических наук, автора многих работ по социокультурной деятельности, о необходимости создания технологии моделирования программ, в основе которой лежит воспроизводство творческих способностей и творческой активности личности.
Под моделированием понимается процесс систематизации способов, приемов и средств с целью создания новых оригинальных условий включения личности в творческую деятельность. Моделирование осуществляется на двух уровнях. Первый условно можно назвать «интуитивным», когда специалист не может объяснить методический путь, схему построения им новой модели культурно-досуговой программы. Второй уровень условно можно назвать «осознанным». Он фиксируется, когда человек владеет технологией моделирования и на рациональном уровне ведет поиск новой модели программы.
В.С. Садовская выделяет четыре этапа формирования модели досуговой программы.
1 этап предполагает анализ известных досуговых программ. Здесь проявляется особая закономерность, которая состоит в том, что в основе любой «суперпрограммы» лежит традиционная форма социокультурной деятельности. В технологии моделирования это положение является аксиомой. Задача этого этапа моделирования — найти отличительные особенности разнообразных досуговых программ.
4 этап — создание новой (авторской) модели программы. О ней можно говорить тогда, когда есть элементы новизны во всех структурных звеньях.
Данная технология моделирования неоднократно апробировалась при чтении курса «Искусство ведения программ», «Игровое творчество» в БГУ культуры на специализации «Социальный педагог, организатор воспитательной работы в учреждениях социокультурной сферы».
Несомненную ценность для продуктивного проведения досуговых программ представляет педагогическое регулирование внутренних коммуникаций аудитории. Особый интерес в плане рассматриваемой проблемы представляют разнообразные приемы, способствующие общению участников программы. В зависимости от вида программы они могут быть следующие:
— дискуссии, создающие условия участникам программы высказать свое мнение, точку зрения по интересующей проблеме;
— игры-драматизации, позволяющие индивидуализировать проявления творческой активности аудитории, дающие возможность «опробовать» себя в различных ролях;
— коллективное пение, являющееся средством группового сплочения;
— хороводно-танцевальные фрагменты, направленные на укрепление сплоченности участников программы и снятие напряжения;
— слайд-программы, способствующие расслаблению и активизации творческой деятельности участников;
— конкурсы, дающие возможность самореализации личности — петь, танцевать, играть и т.д.
Важнейшей коммуникативной особенностью предложенных приемов в досуговых программах является то, что они неназидательно способствуют ведению диалога с внутренним миром человека через чувство свободы и ощущение положительного переживания, освобождение души от напряженности на волне сопереживания, сострадания, внутреннего просветления.
Немаловажным фактором в успешной организации досуговых программ является профессионализм социального педагога-ведущего. Его отличают такие качества, как общая эрудиция, художественный вкус, такт, умение общаться, креативность, эмпатия. Он активно вмешивается в творческий процесс или, наоборот, молчит, создавая условия для свободного раскрытия творческих способностей участников программы. Успешность работы ведущего во многом определяется его имиджем (от англ. image — образ).
Основа имиджа — это самопознание, постижение собственного «Я». Основными слагаемыми имиджа ведущего программы являются духовность и целостность личности. Последнее качество предполагает единство внутреннего и внешнего облика ведущего игр. Внутренний мир характеризуется рядом качеств: природных, приобретенных в ходе воспитания и образования.
Внешняя привлекательность ведущего определяется его гармоничным телосложением, элегантностью в манерах, изысканностью вкуса, врожденной обаятельностью и талантом привлекать к себе внимание.
Ведущий всегда сосредоточен на поиске своих выигрышных качеств и свойств, которые определяют эффективность (и эффектность) его работы. Это и громкий и уверенный голос, манера держаться во время ведения программы, уровень информированности, умение петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и т.д.
Разговаривая, ведущий должен следить за собой, избавляясь от вредных привычек (активно жестикулировать, гримасничать). Ведя диалог с участниками программы, а ими часто бывают деятели искусства, ветераны войны и труда и др., необходимо уметь их слушать. Пословица гласит: «Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает».
Таким образом, для успешной работы ведущего досуговой программы есть множество средств: язык родной страны, язык взглядов, язык слов, язык жестов, язык касаний, язык молчания. Успех работы ведущего во многом зависит от содержания программы, ее цели, особенностей аудитории и возможности всех ее участников реализовать свой творческий потенциал.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: различное сочетание видов досуговых программ, их моделирование с учетом особенностей аудитории, ее запросов и потребностей, имиджа ведущего несомненно дает положительные результаты по формированию и гармонизации личности в социокультурной сфере.
Литература
1. Культурно-досуговая деятельность / Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова — М., 1998. С.219.
2. Арнольдов А.И. Социальная педагогика: восхождение к новому гуманизму // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. М., 1995. С.20.
3. Культурно-досуговая деятельность /Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М., 1998.
С.236.
4. Садовская В.С. Методология, теория и педагогические технологии в формировании культуры быта: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1997. С.39.
Источник: tourlib.net
Виды культурно-досуговых мероприятий
Досуговое мероприятие – организованная общественная форма досуга, имеющая целью удовлетворение ряда физиологических (потребности в отдыхе, движении, чистом воздухе), социальных (потребности в общении, причастности, сопереживании и др.) и культурных потребностей (в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др.) индивида и содействующая его рекреации.
Под культурно-досуговым мероприятием понимается массовое мероприятие, направленное на удовлетворение духовных, эстетических, интеллектуальных и других потребностей населения в сфере культуры и досуга, способствующее приобщению граждан к культурным ценностям, проводимое в специально определенных для этого местах (в помещениях, на территориях, а также в зданиях, сооружениях, на прилегающих к ним территориях, предназначенных (в том числе временно) или подготовленных для проведения такого мероприятия).
Файлы: 1 файл
Обряд — это совокупность действий, следующих в строго установленном обычаем порядке для оформления событий, занимающих особое место в жизни и трудовой деятельности людей. Обряд — составная часть праздника, являющаяся как бы его стержнем, отличительным признаком, поскольку прочие составные, такие, как концерты, спортивные соревнования, танцы, игры, аттракционы и т. д., могут походить друг на друга. Обряды обусловлены обычаем, традицией, а иногда и законом. Как целостная структура они раскрывают событие, отражая общественные отношения.
Ритуал — основа обряда, порядок совершения традиционных действий, соответствующих обряду. В ритуале должны сочетаться рациональные и эмоциональные начала, создающие нужный психологический настрой, благодаря которому участники действия сопереживают происходящее или, иначе говоря, эмоционально воспринимают значение и смысл отмечаемого события.
Церемония — особо торжественная часть ритуала, официальный акт (вынос знамени, вручение наград и т. д.). В День Победы, например, это минута молчания.
Надо иметь в виду, что при классификации праздников и обрядов эти формы, как правило, рассматриваются вместе. В основу их положены социальная значимость, масштабность проводимых программ, степень их воздействия на участников и зрителей. Содержательную основу подготовки и проведения праздника составляет событие, которому он посвящен, отражаемое в сознании людей в процессе их познавательной, общественной и трудовой деятельности. Раскрыть значимость события и донести его до зрителей — цель, стоящая перед специалистами.
ФЕСТИВАЛИ. Фестиваль — массовое празднество, показ достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества. Многогранность этого социокультурного явления даёт основания рассматривать его в одном блоке с такими формами, как праздник, конкурс, олимпиада, представление. И во всех случаях мы будем близки к истине, поскольку компоненты названных форм бывают представлены на фестивале, причем в самых неожиданных сочетаниях и пропорциях.
По своим масштабам и географии фестивали бывают: Всемирные, Международные, Республиканские, Областные (краевые), районные, региональные.
Фестивали, которые проводятся регулярно (каждый год), повторяющиеся через год. Каждый фестиваль имеет свою эмблему и символику. В связи с его проведением издаются тематические плакаты, изготавливаются и продаются значки, сувениры. Участникам и победителям вручаются дипломы, грамоты, ценные призы.
Фестиваль — стимулирующее средство для организации самодеятельного художественного творчества и его пропаганды.
КОНКУРСЫ. КОНКУРС (лат. — столкновение, схватка) — смотр, фестиваль профессиональных исполнителей или участников самодеятельности.
Фестивальные и конкурсные формы являются важной частью структуры художественной культуры. Разновидностями фестивальных и конкурсных форм являются карнавал, маскарад, праздник как форма проведения мероприятий, их объединяет основная функция, присущая всем этим мероприятиям. Фестивали и конкурсы нужно рассматривать как школы мастерства, так как кроме основной функции — показ лучших художественных достижений, в рамках фестивалей проводятся много разных форм деятельности по улучшению творческого процесса, такие как мастер-классы, семинары и другие формы. Существует тесная взаимосвязь между менеджментом фестивальных и конкурсных форм и жанровым расширением художественного творчества: фестивали стимулируют появление новых или малораспространенных видов и жанров, в свою очередь, коллективам, работающих в этих жанрах, необходимо демонстрировать результаты своей работы на конкурсах и фестивалях.
ИГРОВЫЕ ПРОГРАММЫ. Метод игры в культурно-досуговой программе наиболее удачно сочетает в себе информационно-логическое и информационно-образное начала, синтезирующие просвещение, педагогику, искусство и творчество, обладающие необыкновенной силой воздействия на мысли и чувства человека.
В принципе, каждое игровое театрализованное действие отличают эмоциональная реакция, активный отклик на событие, дающие человеку возможность персонификации. Каждая игровая ситуация ставит личность в положение участника, а не зрителя театрализованного действия.
Задача режиссера-постановщика состоит в том, чтобы найти в замысле такое образно-игровое действие, которое при режиссерском воплощении вызвало бы ассоциации, имеющие под собой реальную основу.
Метод игры в практической деятельности учреждений культуры трансформируется в форму культурно-досуговой деятельности, или, точнее, игровые программы. Игровые программы представляют собой набор конкретных игр.
Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Зрители включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые игры могут быть самыми разнообразными. Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от возраста участников. Для описания разовой игровой программы может быть достаточно сценарного плана.
Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей.
Другой вид конкурсно-игровых программ – интеллектуальные игры. Интеллектуальные игры – это игры, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.
Существуют комплексные игровые программы, где игры используются как одно из средств выразительности и чередуются с музыкой, танцами, конкурсами и т.д., что содействует межличностному общению, вовлечению участников в происходящее действие, снижению усталости.
Игра-спектакль. Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.
Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки.
ДИСКОТЕКИ. Из приведенных исследователями данных видно, что наиболее популярной формой культурно-досуговой деятельности до сих пор остается дискотека. Преимущества этой формы программы состоит в том, что она рассчитана прежде всего на молодежную аудиторию.
Автор связывает это с тем, что до сих пор неясно, кого считать здесь профессионалом, а кого — любителем и какие функции дискотеки надо считать полем деятельности любителей, а какие—-профессионалов. Другие ученые считают, что «дискотека является плодом совместного творчеств целого, пусть небольшого коллектива, где сплавляются воедино общая культура, организационные способности, где характер совместной деятельности заставляет специалистов постоянно наращивать свои знания, проявлять свою гражданскую позицию», она способна стать «коллективной формой творческого освоения, осмысления н переосмысления культурных ценностей человечества в их сопоставлении, столкновении не только между собой, но и с реальными проблемами современной жизни», т.е. дискотека может очень хорошо выполнять основную задачу самодеятельного творчества — способствовать гармоничному развитию личности ее участников.
Время показало, что вся деятельность дискотек имеет четко определенную идеологическую направленность, а это диктует необходимость формирования у руководителей самодеятельных дискотек в процессе их подготовки знаний общественно-политического характера. Поскольку деятельность коллективов дискотек опредмечивается в создаваемых ими дископрограммах, то сценаристы и режиссеры должны обладать глубокими знаниями н умениями технологии создания дископрограмм.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА. Многолетняя практика передовых учреждений культуры Российской Федерации показывает, что наиболее популярными и действенными являются следующие типы вечеров: вечер отдыха, вечер-встреча, вечер-конкурс, традиционный новогодний праздник, киновечер, выпускной вечер, вечер поэзии, семейный вечер, вечер песни, музыкальный вечер, вечера-комментарии, вечера вопросов и ответов. В общей сложности подобных типов вечеров насчитывается свыше тридцати.
У каждого типа вечеров своя специфика и методика подготовки и проведения. Если понятие «вечер» употребляется в привычном, буквальном значении, то его определяющей характеристикой является вторая часть термина — «митинг», «смотр», «отчет» и т.п. Это, по сути дела, и обусловливает наполнение содержания, указывает на приемы и способы достижения цели.
Для частной методики подготовки и проведения тематических вечеров, кроме точного определения формы, не менее важно определить его жанр. Достаточно сказать, что только, например, вечер-митинг может быть и торжественный, и траурный, и митинг протеста, и митинг поддержки, и митинг солидарности и т.д.
Игнорирование жанрового определения тематического вечера решающим образом сказывается на его качестве. На практике, как правило, не удается реализовать все жанровое многообразие вечеров, что, в свою очередь, зачастую снижает смысл программы. При этом никакая концентрация выразительных средств сама по себе не гарантирует качества. Дело не столько в обилии разнообразных художественных приемов, сколько в умелом и оправданном их использовании в раскрытии содержания.
ВЫВОД. Существуют еще сотни массовых форм культурно-досуговой деятельности с огромным арсеналом структур, позволяющих раскрыть творческие способности специалистов-профессионалов и актива. Технология массовых форм культурно-досуговой деятельности позволяет вовлекать в подготовку и проведение программ большой актив, который участвует в выполнении разнообразных заданий. С другой стороны, сам процесс восприятия массового действия способствует развитию творческого потенциала личности. Взаимообусловленность структуры и массовых форм культурно-досуговой деятельности позволяет установить специфику технологического процесса.
ВЫВОД. Включение в массовую досуговую деятельность осуществляется путем создания определенных педагогических ситуаций, которые удовлетворяют потребности человека в общении, неформальных контактах, впечатлениях развлекательного или познавательного характера, сопереживании, эмоциональной разрядке. Доминирующий характер здесь имеют те педагогические ситуации, которые создают условия для общения.
Совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал.
Ведущим мотивом включения в досуговую деятельность является общее увлечение. Данный мотив при ранжировании по сумме мест занимает первое место. На втором месте — желание развлечься.
Источник: www.yaneuch.ru