Эксперименты по построению социализма и коммунизма при несменяемости власти не один раз приводили к периодам, наносящим урон стране. Неоднократно кровавые времена в истории были и в Китае. Последняя такой эпизод произошёл всего несколько десятков лет назад, в период коммунистического правления Мао Цзэдуна. Его назвали культурной революцией в Китае.
Знаете ли вы для чего была построена Великая китайская стена?
Показать результаты
Проголосовало: 22
Суть культурной революции
Есть множество исследований о культурной революции в Китае. Большинство историков считает, что основной причиной революционных преобразований в сфере культуры стала борьба за власть.
Многолетний лидер Коммунистической партии Китая (КПК) Мао Цзэдун, лидер китайской революции, к середине 1960-х стал терять свои позиции вождя. Его политика «большого скачка» не сумела поднять благосостояние граждан. Зрело недовольство среди населения. Самостоятельно мыслящие партийцы стали высказывать мысли о частичном внедрении в социалистическую экономику рыночных методов.
Культурная революция Мао Цзэдуна // Redroom
Твёрдый марксист Мао не был сторонником рыночных преобразований. В то же время, при существующих методах управления, у него не получалось устойчиво развивать экономику. Зато у вождя был немалый опыт политической борьбы, которым он решил воспользоваться и в этот раз.
Объявляя культурную революцию в Китае, лидер партии удачно использовал внешние и внутренние факторы, названные происками врагов. К внешним были отнесены разоблачения Хрущёвым сталинских репрессий – ревизионизм. К внутренним врагам были причислены партийные оппозиционеры, о которых населению было заявлено, что их действия направлены против народа.
Это интересно. В СССР термин «культурная революция» был введён В.И. Лениным в 1923 году в труде «О кооперации».
Идеи культурной революции
Если говорить кратко, Мао решил с помощью тотальной пропаганды отвлечь население от истинных проблем. Этому способствовал низкий образовательный уровень жителей в Китае. Повсеместно начинает декларироваться образ нового культурного человека, беззаветно преданного идеям социализма и своему вождю.
Объявляется борьба с:
- идеями, противоречащими сказанному Мао;
- старыми культурными ценностями;
- народными обычаями и ритуалами;
- старыми привычками.
На фоне этих заявлений начинаются действия с целью устранения политических противников.
Начало революции
Началом культурной революции в Китае можно считать 8 августа 1966 года. В этот день на Пленуме ЦК КПК было принято «Постановление о великой пролетарской культурной революции». В нём говорилось, что буржуазия пытается восстановить свои позиции при помощи старой идеологии воздействуя на простой народ.
Ставка на молодёжь
Начинается поиск классовых врагов. Для борьбы с врагами пролетариата были созданы отряды боевиков:
- хунвэйбинов – из школьников и студентов;
- дзяофаней – из молодых рабочих.
Они находили поводы, чтобы найти врагов среди преподавателей, чиновников, всех, кто имел собственное мнение. Над ними издевались, убивали. Разрешались любые действие под лозунгом классовой борьбы. Отряды молодых бандитов значительно пополнились благодаря специально объявленным летом 1966 года для школьников и студентов шестимесячным каникулам. Для них создавались все условия.
Осенью для перемещений в Китае хунвейбинам выделили бесплатные поезда.
Выступая перед милицией, министр общественной безопасности говорил: «Мне не нравится, когда люди убивают, но если народные массы так ненавидят кого-то, что их гнев нельзя сдержать, мы не будем им мешать… Народная милиция должна быть на стороне хунвэйбинов …».
Следует отметить, что прежде всего в боевые отряды устремились молодые люди из беднейших и малообразованных слоёв населения. Некоторые из них искренне поверили в значимость проводимых действий. Многие стали хунвэйбинами, понимая, что это для них шанс сделать быструю карьеру, что и происходило. К удивлению, среди сторонников культурной революции, ставших членами боевых отрядов, было значительное количество молодёжи – выходцев из семей интеллигенции.
Даёшь новую культуру
В это же время идёт борьба за становление новой культуры, основанной на соответствии идеям председателя. Закрываются книжные магазины. Вся литература, кроме сборника цитат великого кормчего, исчезает из продажи. Книги с цитатами издаются громадными тиражами разных форматов. Особенно популярен сборник афоризмов в пластмассовой обложке, на которой не оставались кровавые следы.
Такое издание становится популярным для выбивания буржуазного яда из губ у партийных деятелей.
Из культурной революции. Хунвэйбины бесчинствуют в Пекинской опере, сжигают декорации. В течение 10 лет на сцене главного оперного театра идут оперы о революции жены Мао Цзэдуна – Цзян Цин. Хунвэйбины уничтожают исторические памятники. Камни Великой Китайской стены используются для строительства.
Литературные произведения китайских классических писателей, авторов 30-х годов, зарубежная классика признаются противостоящими идеям Мао Цзэдуна, обвиняются в отсутствии классового подхода. Наступает время образцовых революционных спектаклей. В 70-е годы революционная тематика становится преобладающей в китайском кинематографе. Организуются массовые культпоходы в новое кино.
Бей своих
Между тем набравшее силу молодёжное движение за культурную революцию в Китае стало развиваться стихийно. Отряды хунвэйбинов разделялись по социальному признаку:
- отряды «красных» составили выходцы из семей чиновников и интеллигенции;
- отряды «чёрных» формировались из семей рабочих и бедноты.
Между ними начались столкновения. Обе группировки строили свою идеологию на цитатниках Мао, но использовали высказывания по-разному. Хотя общее направление развития событий шло по разработанному сверху сценарию, многие эпизоды стали беспределом. Обычными стали ситуации со значительным количеством жертв:
- В 1967 году за три месяца бои между отрядами «красных» и чёрных» привели к 900 погибших.
- За 1967-1969 г.г. во Внутренней Монголии убили 20 тыс. монголов.
Осенью 1967 года против отрядов молодых боевиков были применены силы армии. Иногда между противоборствующими сторонами происходили краткие столкновения, в которых теперь уже беспощадно уничтожались хунвэйбины. Но вскоре их отряды самораспустились.
Несколько вождей было сослано на отдалённые свинофермы, а в апреле 1968 года часть руководителей молодёжного движения расстреляли. Рядовых участников ссылали в отдалённые районы. Высланных были миллионы. Многие из них провели в ссылке более 10 лет.
Проведённую работу утвердил IX сьезд КПК в апреле 1969 года. Были публично осуждены оппозиционеры Лю Шаоцы и Дэн Сяопин. Официально утвердили главные для партии принципы идеологии маоизма.
Второй этап революции
Вторым этапом культурной революции в Китае считается период с мая 1969 по сентябрь 1971 года. Несмотря на значительное усиление маоистов, в партии сохранялись функционеры, имеющие отличные точки зрения. В этот период культурной революции в Китае выделяется два массовых мероприятия, оказавших влияние на подавление оппозиции:
- «Ввысь в горы, вниз в сёла»;
- Школы кадров 7 мая.
Ввысь в горы, вниз в сёла
Массовая программа по поднятию малограмотной китайской деревни, особенно в удалённых районах, проводилась под чутким руководством органов госбезопасности. Под прикрытием развития сельского населения проводилась высылка неугодных студентов, интеллигенции, рабочих и военных в различные уголки китайской глубинки.
Такая методика позволяла скрывать продолжающиеся репрессии, поскольку они не всегда проходили спокойно. В провинции Юньнань, где живёт значительное количество национальных меньшинств, вспыхнули волнения. Они были подавлены с особой жестокостью – было казнено 14 тыс. участников мятежа.
К сведению. Программа культурной революции в Китае по фактической высылке образованных людей в регионы, кроме сломанных судеб участников кампании, имела и положительное значение. С этого времени начинает повышаться образовательный уровень сельских жителей.
Школы кадров 7 мая
Школы кадров стали появляться в Китае по наказу великого кормчего. Выступая 7 мая 1966 года, он советует создать для управленцев и интеллектуалов школы, где профессиональное обучение сочеталось бы с физическим трудом. Фактически, на некоторое время квалифицированные работники, часто с членами своих семей, отправлялись в унизительную ссылку.
Школы в цифрах. Только для высших чиновников было создано 106 школ в 18 провинциях. На переподготовку в них отправили 100 тыс. управленцев и 30 тыс. членов их семей. В провинции Гуандун региональные специалисты обучались в 300-х школах 7 мая.
Учёба в школах была основана на принципе «трёх третей»:
- треть – занятия физическим трудом;
- треть – изучение теории;
- треть – управление и организация.
Работа школ сопровождалась дискуссией о центральном планировании экономики или её децентрализации. Как обычно, победили те, кто стоял у власти. Директивные установки из центра были приняты основой экономического развития. Вместе с тем, сторонники централизации не могли показать преимуществ, насаждаемой ими системы.
Это сместило культурную революцию в Китае с 1971 года в сторону культуры. Так было проще, поскольку для культуры, в отличие от экономики, не так значимы конкретные цифры.
Третий этап – политическая борьба
Третий этап культурной революции в Китае приходится на период с сентября 1971 года до кончины Мао Цзэдуна в сентябре 1976 года. Это было время, когда в партии шла самая ожесточённая борьба за политическую власть. Престарелый вождь революции был уже не столь эффективен, и важную роль занимает его жена Цзян Цин со своими сторонниками, позже получившими титул «банды четырёх», вместе с Чжоу Эньлаем.
После смерти Мао, банда четырёх пыталась захватить власть, но благодаря решительным действиям военных их арестовали. Это было концом культурной революции в Китае. Осуждены члены группировки четырёх были в 1981 году.
Причины культурной революции в Китае
Основной причиной культурной революции в Китае стала борьба за власть. В итоге, Мао Цзэдуну и его соратникам удалось репрессировать около 5 млн. старых коммунистов, которые могли высказывать свою точку зрения. Вместо них в 1970-73 г.г. в партию приняли около 12 млн. новых членов – фанатично преданных председателю. Задача поддержки была успешно решена.
Результаты и жертвы культурной революции в Китае
В 1975 году официальный орган КПК «Жэньминь жибао» сообщил, что во время культурной революции в Китае 1966-1976 г.г. пострадало около 100 млн. чел. Число погибших ориентировочно составило 1 млн. чел.
Громадный ущерб китайской революцией был нанесён историческим и культурным памятникам. Были уничтожены или пострадали, сохранявшиеся на протяжении столетий и даже тысячелетий:
- монастыри;
- храмы;
- свыше 6 тыс.памятников архитектуры;
- рукописи;
- картины;
- более 2,3 млн. исторических книг;
- Великая китайская стена.
Почти полностью были разрушены религиозные святыни Тибета и национальных меньшинств. Экономика страны была отброшена назад. Нанесён колоссальный ущерб науке и искусству.
Почему культурная революция не удалась
Любая революция добивается результата, если её цели соответствуют интересам большинства населения. Борьба за власть, оформленная как культурная революция в Китае, имела за счёт пропаганды начальный успех. Однако, большинство её действий приносили только разрушения и страдания. Со временем это стало понятно многим и революция потерпела поражение в головах и действиях как простых китайцев, так и многих членов партии и руководителей разного уровня. Её итог был подведён материалами ЦК КПК в 1981 году:
«Культурная революция» … была смутой, которая принесла серьёзные бедствия партии, государству и всему многонациональному народу»
Положительное влияние культурной революции в Китае на страну
Большинство результатов культурной революции в Китае отрицательны. Вместе с тем она показала невозможность развития при культе личности, маоизме. У руководства КПК появилось понимание того, что для Китая не подходит традиционное социалистическое развитие по Марксу. С другой стороны, стало ясно, что не стоит идти путём капитализма.
В итоге КПК выбрала мудрое решение развиваться своим, китайским путём. До сих пор оно происходит успешно. КНР превращается в современное высокоразвитое государство. А темпы его развития намного превышают результаты других стран, независимо от их социального и экономического устройства.
Источник: kitaigid.ru
Культурная революция в Китае
Культурная революция – это серия политических репрессивных кампаний, организованных Мао Цзэдуном, направленных против интеллигенции и чиновничества и сопровождавшихся выступлениями молодежи.
Причины революции
Большинство исследователей полагают, что основной причиной «культурной революции» стала борьба за лидерство в партии.
После провала кампании «большого скачка» позиции Мао пошатнулись. Поэтому Мао Цзэдун ставил две задачи, которые сводились к укреплению лидерства на внутриполитической арене: уничтожение оппозиции и предоставление поля деятельности для бедствующих народных масс.
Свалив вину за провал на внутреннюю оппозицию (Лю Шаоци) и внешних врагов (СССР), Мао решил обе задачи: убрал конкурентов и дал выход народному недовольству.
Периоды «Культурной революции»
Мао Цзэдун решил под прикрытием борьбы со старой культурой ударить по «переродившемуся» чиновничеству и остаткам инакомыслия, в том числе в верхах КПК. Сигнал к подготовке борьбы против инакомыслия был дан 30 ноября 1965 года, когда в «Жэньминь жибао» была перепечатана статья Яо Вэньюаня «Критика новой редакции исторической драмы «Разжалование Хай Жуя»», в которой историк У Хань намекал на условия отставки Пэн Дехуая. Разоблачения У Ханя повлекли за собой серию отставок и позволило приверженцам Мао поднять вопрос о неблагополучии в сфере культуры, подвергнуть резкой критике первого секретаря пекинского горком и руководителя Группы по делам культурной революции Пэнь Чжэня и остальных умеренных партийных руководителей, которых 23 мая 1966 года сняли с их постов.
16 мая была сформирована Группа по делам культурной революции, в состав которой вошли соратники Мао Цзян Цин, Чэнь Бода и другие. Она стала штабом борьбы с умеренными руководителями КПК, традиционной культурой и интеллигенцией по всей стране. По инициативе группы с 25 мая появляются листовки с призывами к молодежи поддержать Мао в уничтожении «буржуазной культуры» и осуществлении «Великой пролетарской культурной революции». Под буржуазной культурой понималось все, не соответствовавшее коммунистическим принципам. Создавались отряды «хунвейбинов» («красных охранников») из студентов и «молодых бунтарей» из рабочей молодежи.
«Культурная революция в Китае»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Определение 2
Хунвейбины — это члены сформированных в Китае в 1966-1967 годах отрядов школьной, студенческой и рабочей молодёжи, активные участники Культурной революции.
5 августа 1966 года распространилась написанная Мао дацзыбао «Огонь по штабу!». Он потребовал разгромить государственные и партийные органы, в которых заседают «облеченные властью люди, идущие по капиталистическому пути». В ответ на призыв отряды хунвэйбинов начали громить партийно-государственные учреждения. Волны насилия прокатились по стране.
Интеллигентов и чиновников унижали, избивали, водили по улицам с оскорбительными плакатами, а потом убивали или отправляли для трудового воспитания в сельскую местность. Хунвейбинам оказывали помощь органы государственной безопасности под руководством сподвижника Мао Цзэдуна Кан Шэна. В число репрессированных вошли Дэн Сяопин и Лю Шаоци.
Хунвэйбины громили музеи и древние храмы — все связанное с «непролетарской культурой» считалось вредным или бесполезным. В январе 1967 года хунвейбины и цзаофани, возглавляемые Чжан Чуньцяо, взяли штурмом Шанхайский горком КПК. В августе были осаждены дипломатические учреждения. Обострился советско-китайский конфликт.
Выступившие против хунвейбинов партийные руководители и часть военных («февральское противотечение») были репрессированы. Министр обороны Линь Бяо поддержал Мао. В новые органы власти – ревкомы – входили представители военных, хунвейбинов и чиновников, которые доказали лояльность Мао Цзэдуну.
Но молодые хулиганы начали выходить из-под контроля. Начались столкновения хунвейбинов между собой. Мао ввел в дело войска. Власть перешла генералам и офицерам, а хунвейбинов направили “на перевоспитание” в сельские коммуны. У власти свои места сохранили преданные Мао «выдвиженцы культурной революции», военные и часть чиновников во главе с премьер-министром Чжоу Эньлаем.
На IX съезде КПК в 1969 году были одобрены итоги «культурной революции», создавшей основу «коммунизма». В стране установилась военно-бюрократическая диктатура во главе с Мао и «наследником» Линь Бяо. В 1971 году Мао решил провести расправу и с Линь Бяо. Тот попытался бежать, но самолет был уничтожен. Мао стал единственным хозяином страны.
Хотя задачи «культурной революции» достигнуты были в 1969 году, она формально продолжалась до смерти Мао Цзэдуна.
Результаты и жертвы
Большая часть источников указывают цифру в 100 миллионов пострадавших. Это число впервые появилось 26 октября 1979 года в газете «Жэньминь жибао». Ж.-Л. Марголен считал, что число погибших равно миллиону человек. В провинции Гуанси погибло свыше 67 тысяч человек, а в провинции Гуандун — 40 тысяч.
В ходе «революции» репрессиям подверглись 5 млн. членов партии и к IX съезду в ней насчитывалось 17 млн. человек. К X съезду в 1973 году численность партии составляла 28 млн. человек. Так Мао заменил «старых» членов партии, способных на несогласие, на «новых» — последователей культа личности.
Хунвейбины и «бунтари» уничтожили значительную долю культурного наследия китайского народа. Были уничтожены тысячи древних исторических памятников, картин, книг, храмов, многие храмы и монастыри в Тибете, еще сохранявшиеся к началу «культурной революции».
Из решения ЦК КПК, принятого в 1981 году:
««Культурная революция» не была революцией или социальным прогрессом… она была смутой, вызванной по вине руководителя и использованной контрреволюционными группами, смутой, принесшнй серьёзные бедствия государству, партии и многонациональному народу.»
Возлагая ответственность за «культурную революцию» на одного Мао Цзэдуна и объявленные «контрреволюционными» партийные группировки, КПК легитимизировала власть в условиях рыночной экономики.
В статье «Цюши» в журнале КПК от 01.04.2019 Си Цзиньпин отметил, что в своё время КПК допустила «ошибки», такие как «культурная революция».
Источник: spravochnick.ru
Китайская «культурная революция»
С чего начиналась и к чему привела серия идейно-политических кампаний
16 мая 1966 года на заседании Политбюро ЦК Компартии Китая было принято решение о развертывании в стране «культурной революции». Как под предлогом борьбы с «реставрацией капитализма» Мао Цзэдун избавлялся от оппозиции, репрессировав 5 млн членов партии,— в фотогалерее «Ъ».
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
В 1966 году председатель ЦК КП Китая Мао Цзэдун объявил о начале «культурной революции». Она была призвана противодействовать возможной «реставрации капитализма» в КНР и «бороться с внутренним и внешним ревизионизмом». По сути же серия идейно-политических кампаний была нацелена на то, чтобы устранить из руководящих органов партии всех несогласных с политикой Мао Цзэдуна
В конце 1950-х годов наметился разлад в отношениях между КНР и СССР, что привело к расколу международного коммунистического движения. Мао Цзэдун видел угрозу собственной власти в Коммунистической партии Китая (КПК) после разоблачения культа личности Сталина на XX съезде КПСС и провозглашенном курсе Хрущева на постепенную либерализацию в экономике. В свою очередь в СССР также были недовольны политикой Мао и отозвали всех советских специалистов, работавших в КНР. Апогеем конфликта между двумя странами стали столкновения на границе вокруг острова Даманский на реке Уссури
Еще одной причиной для проведения «культурной революции» стал провал политики «большого скачка». В 1958 году в Китае был объявлен курс на строительство «нового Китая». Изначально направленный на укрепление индустриальной базы и резкий подъем экономики, он обернулся одной из крупнейших трагедий китайского народа. Выбранный курс обошелся Китаю почти в $70 млрд, примерно 45 млн человек погибли от голода. Недовольные этим политическим курсом стали формировать оппозицию
Начало «культурной революции» в Китае совпало с очередной кампанией «самокритики», которая заключалась в том, что китайцы (в том числе и партийцы) должны были в письменной форме изложить свои ошибки перед партией. Этой своеобразной традиции должен был последовать и председатель КНР Лю Шаоци (на фото), а также его соратники, что использовал в своих интересах Мао. На XI пленуме ЦК КПК разбиралось письмо Лю Шаоци, после чего он был отстранен от работы до тех пор, «пока Компартия Китая будет определять характер его ошибок». Лю Шаоци и его семья подвергались многочисленным допросам, возле их дома собирались демонстрации в поддержку Мао. В конечном итоге Лю Шаоци был заключен в тюрьму, где умер в 1968 году
«Постановление о великой пролетарской культурной революции» от 8 августа 1966 года: «Ныне мы ставим себе целью разгромить тех облеченных властью, которые идут по капиталистическому пути, раскритиковать реакционных буржуазных »авторитетов» в науке, раскритиковать идеологию буржуазии и всех других эксплуататорских классов, преобразовать просвещение, преобразовать литературу и искусство, преобразовать все области надстройки, не соответствующие экономическому базису социализма, с тем чтобы способствовать укреплению и развитию социалистического строя»
На фото демонтированные статуи из буддистского храма
Нечеткое определение классовых врагов пролетариата привело к «войне всех против всех». Наибольшее давление ощущали на себе бывшие феодалы, духовенство и интеллигенция. Бороться же с врагами стали молодые «бунтари» — хунвейбины (школьники и студенты) и цзаофани (молодые рабочие). Они формировали банды и искали «ревизионистов», которыми зачастую становились их преподаватели. Пойманных «бунтари» наряжали в шутовские колпаки, раскрашивали им лица и подвергали всяческим издевательствам
На фото 15-летняя школьница Мисс Чу, участница движения «бунтарей»
Маршал КНР Линь Бяо, считавшийся правой рукой и наследником Мао Цзэдуна : «Ну, убивали людей в Синьцзяне: за дело убили или по ошибке — все равно не так уж много. Еще убивали в Нанкине и других местах, но все равно в целом погибло меньше, чем погибает в одной битве. Так что потери минимальны, так что достигнутые успехи максимальны, максимальны. Это великий замысел, гарантирующий наше будущее на сто лет вперед. Хунвэйбины — это небесные воины, хватающие у власти главарей буржуазии»
Уже в августе 1967 года все пекинские газеты начали называть тех, кто выступал против политики Мао «шныряющими по улицам крысам» и открыто призывали к их убийству. При этом арестовывать хунвейбинов (борцов с антимаоистами) запрещалось
Фото: AP / Alessandro Casella
Бесчинствам хунвэйбинов не только не мешали, но и способствовали. Так, Министерство транспорта КНР выделило «бойцам с врагами пролетариата» бесплатные поезда для поездок по стране с целью «обмена опытом». Фактически остановилась культурная жизнь страны. Закрывались книжные магазины, запрещалось продавать любые книги, кроме цитатника Мао, который стал средством не только идеологической, но и физической борьбы. Было зафиксировано множество случаев, когда книгой в твердой обложке до смерти забивали видных деятелей партии, выбивая из них таким образом «буржуазный яд»
В театре выходили только «революционные оперы из современной жизни», написанные женой Мао Цзян Цин. Таким образом осуществлялась кампания за «социалистическое перевоспитание». Были сожжены все декорации и костюмы спектаклей Пекинской оперы. Сжигались монастыри и храмы, была снесена часть Великой китайской стены. Последнее было объяснено нехваткой кирпичей для «более необходимых» свинарников
Зачастую хунвейбины нападали на людей, просто шедших по улицам. Многих останавливали и читали им цитаты Мао. Женщинам отрезали косы и сбривали крашеные волосы, раздирали слишком узкую одежду, разламывали туфли и каблуки. Давлению подверглись и владельцы лавок и магазинов, которых заставляли менять название. Во многих домах проходили обыски с целью доказать неблагонадежность хозяев. При этом хунвейбины часто занимались мародерством
Большинство хунвейбинов были детьми из неблагополучных семей. Они с детства были приучены к жестокости. Однако скоро в их среде произошло расслоение по признаку происхождения. Банды поделились на «красных» (выходцы из семей интеллигенции и партработников) и «черных» (дети из неблагополучных семей). Вскоре они начали враждовать между собой
В конечном итоге Мао был вынужден применить армию против ставших неуправляемыми хунвейбинов. Они были признаны «некомпетентными» и «политически незрелыми». Банды вступали в борьбу с армией, за что им грозило полное уничтожение. В сентябре 1967 года отряды и организации хунвейбинов были распущены. Главари были отправлены на сельскохозяйственные работы в провинции, некоторые были публично расстреляны
Еще одной кампанией, проводимой в рамках «культурной революции» в Китае, стало появление школ кадров 7 мая (название они получили от «Замечаний…» Мао Цзэдуна, сделанных 7 мая 1966 года, в которых и было заявлено о создании этих школ). В 106 школах в 18 провинциях готовили 100 тыс. чиновников центрального правительства. Система обучения заключалась в том, что треть рабочего времени отводилась для занятий физическим трудом, треть — теорией и треть — организацией производства, управлением и письменной работой
Другая кампания заключалась в отправке студентов, рабочих и военных в села и называлась «Ввысь в горы, вниз в села». Фактически целью этой кампании было сослать неугодных подальше от центральной власти. Репрессиям подверглись более 350 тыс. человек (две трети из них — монголы), обвиненных в подпольной враждебной деятельности. Когда в связи с массовыми высылками в провинции Юньнань вспыхнули волнения национальных меньшинств, были казнены 14 тыс. человек
Последствия «культурной революции» были еще более пугающими, чем последствия политики «большого скачка»: пострадали около 100 млн человек. Репрессиям подверглись около 5 млн членов партии. Они были заменены Мао на фанатичных последователей культа личности
«Бунтарями» была уничтожена значительная часть культурного наследия китайского и других народов КНР: тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов, монастыри и храмы в Тибете, сохранившиеся к началу «культурной революции»
Из решения ЦК КПК, 1981 год: «Культурная революция» не была и не может быть революцией или социальным прогрессом в каком бы то ни было смысле. Она была смутой, вызванной сверху по вине руководителя и использованной контрреволюционными группировками, смутой, которая принесла серьезные бедствия партии, государству и всему многонациональному народу»
Источник: www.kommersant.ru